О проекте Указа Президента Республики Казахстан "Об утверждении Военной доктрины Республики Казахстан"

Новый

Постановление Правительства Республики Казахстан от 20 декабря 2006 года N 1224

      Правительство Республики Казахстан  ПОСТАНОВЛЯЕТ :
      внести на рассмотрение Президента Республики Казахстан проект Указа Президента Республики Казахтан "Об утверждении Военной доктрины Республики Казахстан".

       Премьер-Министр
      Республики Казахстан

  Об утверждении Военной доктрины Республики Казахстан

      В соответствии с  подпунктом 2 ) пункта 2 статьи 5 Закона Республики Казахстан от 7 января 2005 года "Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан"  ПОСТАНОВЛЯЮ :
      1. Утвердить Военную доктрину Республики Казахстан.
      2. Правительству Республики Казахстан принять меры по реализации Военной доктрины Республики Казахстан.
      3. Признать утратившим силу  Указ  Президента Республики Казахстан от 10 февраля 2000 года N 334 "Об утверждении Военной доктрины Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 2000 г., N 7, ст. 76).
      4. Настоящий Указ вводится в действие со дня подписания.

       Президент
      Республики Казахстан
      Астана, Акорда 2006 года
      N

УТВЕРЖДЕНА         
Указом Президента     
Республики Казахстан   
от " __ " ______ 2006 года
N              

  Военная доктрина Республики Казахстан

Содержание

Введение
1.  Военно-политические основы безопасности Республики Казахстан
1.1 . Прогноз развития военно-политической обстановки
1.2 . Политика Казахстана в области обеспечения военной безопасности
1.3 . Военная организация государства
2.  Военно-стратегические основы безопасности Республики Казахстан
2.1 . Характер военных конфликтов
2.2 . Основы применения Вооруженных Сил, других войск и воинских
     формирований
2.3 . Руководство обеспечением военной безопасности
3.  Военно-экономические и военно-технические основы обеспечения
   безопасности Республики Казахстан
3.1 . Цели, принципы, задачи и направления военно-экономического и военно-
     технического обеспечения
3.2 . Мобилизационная подготовка и система резервов Республики Казахстан
4.  Международное военное сотрудничество Республики Казахстан
4.1 . Международное военное и военно-техническое сотрудничество
4.2 . Участие Республики Казахстан в коалиционном военном строительстве
4.3 . Миротворческая деятельность
Заключение

  Введение

      Военная доктрина Республики Казахстан представляет собой систему основополагающих взглядов на обеспечение военной безопасности государства, предотвращение войн и вооруженных конфликтов (далее - военных конфликтов), развитие и применение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в целях укрепления государственности, суверенитета и территориальной целостности Казахстана.
      Военная доктрина предусматривает создание профессиональной армии, способной осуществлять быстрое развертывание сил и средств, соответствовать самым высоким международным стандартам.
      Основанием для принятия новой Военной доктрины стали проводимая социально-экономическая и политическая модернизация казахстанского общества, а также изменения в современной международной ситуации, которая характеризуется острыми социально-политическими конфликтами и политическими противоречиями, нестабильностью и наличием потенциальных угроз для большинства стран, независимо от их экономического и военного потенциала. Одновременно с этим мировое сообщество предпринимает коллективные и миротворческие усилия в противодействии новым вызовам и угрозам.
      Положения Военной доктрины базируются на комплексной оценке военно-политической обстановки в мире и стратегическом прогнозе ее развития. Казахстан последовательно выступает за создание такой системы международных отношений, в которой значение военной силы будет минимизировано и ее функции будут сведены к задаче сдерживания военных конфликтов. Однако, вопреки прогнозным оценкам, в начале XXI века значение военной силы в международных отношениях не уменьшилось. Повышается ее роль для обеспечения политических и экономических интересов государств мира, тогда как ряд международных политических институтов в сфере глобальной и региональной безопасности вступил в полосу кризиса.
      Военная доктрина разработана с учетом положений  Конституции  Республики Казахстан, указов Президента Республики Казахстан, Стратегии развития Казахстана до 2030 года, Стратегии национальной безопасности, законодательных и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан, а также международных договоров, участником которых является Республика Казахстан.
      В Военной доктрине рассматриваются факторы, отрицательно влияющие на реализацию национальных интересов Республики Казахстан, классифицируются возможные вызовы и угрозы безопасности страны, формулируются военно-политические задачи по обеспечению безопасности государства, раскрываются цели, задачи, принципы и направления деятельности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований по обеспечению вооруженной защиты Республики Казахстан, предупреждению военных конфликтов, которые могут угрожать как Казахстану, так и дружественным ему государствам.
      Доктрина носит оборонительный характер, что предопределяется органическим сочетанием в ее положениях последовательной приверженности миру с твердой решимостью защищать национальные интересы, гарантировать военную безопасность республики. В доктрине конкретизируются условия и новые направления развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований с учетом борьбы с ассиметричными угрозами: международным терроризмом, религиозным экстремизмом, трафиком наркотиков, оружия, распространением оружия массового поражения, а также незаконной миграцией.
      Реализация положений Военной доктрины будет обеспечена за счет дальнейшего совершенствования системы военного управления, проведения комплекса взаимоувязанных политических, дипломатических, экономических, социальных, информационных, правовых, военных и других мер, направленных на обеспечение военной безопасности Казахстана.

  1. Военно-политические основы безопасности Республики Казахстан

1.1. Прогноз развития военно-политической обстановки

      Геополитическое положение Казахстана, находящегося на пересечении торговых и транспортно-коммуникационных потоков Европы и Азии, богатейшие природные ресурсы страны дают значительные преимущества в области развитии международного и регионального сотрудничества.
      В то же время неравномерность распределения природных ресурсов, увеличивающийся разрыв между развитыми и развивающимися странами, экономическая экспансия, различия в подходах к социально-политическому устройству государств и другие негативные аспекты глобализации могут способствовать обострению межгосударственных противоречий, при разрешении которых возможно использование военных и силовых средств.
      Ситуация вокруг Казахстана изменилась коренным образом. Возникли новые факторы, дестабилизирующие обстановку в регионе и создающие угрозу национальной безопасности.
      В среднесрочной перспективе наибольшую угрозу безопасности Казахстана, международной и региональной стабильности представляют возрастающая опасность распространения оружия массового уничтожения, транснациональный терроризм и религиозный экстремизм, незаконный оборот оружия и наркотиков, рост этнической и демографической напряженности, ухудшение экологической ситуации в отдельных регионах и в мире в целом.
      Увеличение числа государств, обладающих ядерным оружием, и так называемых "пороговых" стран кардинальным образом меняет расстановку сил в мире, нарушая сложившуюся систему международной безопасности. Это требует выработки принципиально новых подходов для противостояния возможным угрозам, в том числе совместных действий с основными глобальными центрами силы.
      В этой ситуации направлениями воздействия могут стать важные экономические и военные объекты, гражданское население, национальные символы, что повлечет за собой дестабилизацию ситуации не только в отдельных государствах, но и в регионе в целом.
      Таким образом, современная геополитическая обстановка характеризуется политической нестабильностью, противоречиями экономического, демографического и социального характера и несет в себе угрозу дестабилизации обстановки.
      В этих условиях ключевыми целями в сфере обеспечения военной безопасности Казахстана являются укрепление мира, международной и региональной безопасности, стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государства.
      Сохраняется востребованность военно-оборонительных компонентов, и следовательно, актуальна проблема адаптации Военной доктрины к новым условиям.
      Исходя из анализа военно-политической обстановки основными угрозами военной безопасности Республики Казахстан могут быть:
      внешние:
      политическая нестабильность, слабость государственных институтов в сопредельных странах;
      вооруженные провокации, территориальные претензии к Республике Казахстан;
      вмешательство во внутренние дела Республики Казахстан со стороны иностранных государств или организаций;
      расширение влияния военно-политических организаций и союзов в ущерб военной безопасности Республики Казахстан;
      наличие вблизи границ Казахстана очагов вооруженных конфликтов;
      осуществление отдельными государствами программ по созданию оружия массового уничтожения и средств его доставки, незаконное распространение оборудования, технологий и компонентов, используемых для его производства, а также технологий двойного назначения;
      демонстрация военной силы, наращивание группировок войск, ведущие к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Казахстана и дружественных ему государств;
      деятельность международных радикальных группировок, усиление позиций религиозного экстремизма вблизи казахстанских границ;
      внутренние:
      насильственные действия, направленные на изменение конституционного строя;
      противоправная деятельность экстремистских, националистических, религиозных, сепаратистских и террористических движений, организаций и структур, нарушающая единство и территориальную целостность Республики Казахстан, внутриполитическую стабильность в стране;
      планирование, подготовка и осуществление действий, направленных на дезорганизацию функционирования центральных органов государственной власти, нападения на государственные и другие жизненно важные объекты;
      создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований;
      незаконное распространение на территории Республики Казахстан оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других средств, которые могут быть использованы для осуществления диверсий, террористических актов, иных противоправных действий;
      организованная преступность, контрабандная и иная противозаконная деятельность в масштабах, угрожающих экономической и политической стабильности в Республике Казахстан.

  1.2. Политика Казахстана в области обеспечения военной безопасности

      Одним из важных компонентов обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан является эффективная военная безопасность, главные цели которой - защита личности, общества и государства от военных угроз, предотвращение агрессии или развязывания военных конфликтов, обеспечение благоприятных условий для реализации политических и экономических интересов страны. Эти меры будут гарантировать необходимый уровень военной безопасности для достижения важной цели - вхождение Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира.
      Казахстан рассматривает обеспечение своей военной безопасности в контексте развития демократического, правового государства, осуществления социально-экономических и политических реформ, утверждения принципов равноправного партнерства, взаимовыгодного сотрудничества, добрососедства в международных отношениях, последовательного формирования всеобъемлющей системы международной безопасности, сохранения и укрепления мира в регионе.
      Казахстан отдает предпочтение невоенным мерам обеспечения безопасности, к которым, в первую очередь, относятся политико-дипломатические, правовые, экономические, гуманитарные, информационно-пропагандистские и иные, а именно:
      усиление связей и интеграционных процессов с дружественными государствами на основе взаимовыгодного сотрудничества, взаимопонимания, мер доверия и открытости в военной области, в первую очередь, в Центральной Азии;
      активизация деятельности по созданию международных механизмов предотвращения военных конфликтов и развязывания агрессии;
      укрепление мер доверия, отказ от применения силы для разрешения межгосударственных противоречий, мирное урегулирование международных споров;
      расширение экономических связей и углубление отношений с демократическими и индустриально развитыми государствами мира;
      использование помощи и содействия международных институтов и форумов для обеспечения поддержки страны со стороны международного сообщества;
      всемерное содействие укреплению международных режимов нераспространения оружия массового уничтожения и контроля над вооружениями.
      Казахстан будет широко использовать инструмент партнерства и сотрудничества, диалог и свои связи с другими государствами и международными организациями, активно участвуя в формировании миропорядка, и в целях предотвращения военных конфликтов, а в случае их возникновения - разрядки конфликтных ситуаций на ранних стадиях их развития.
      Последовательный подход к урегулированию военного конфликта должен предусматривать выбор и координацию соответствующих средств и способов реагирования, включая весь диапазон политических и военных мер, при обязательном осуществлении политического контроля на всех стадиях.
      Республика Казахстан в деле предотвращения военных конфликтов, укрепления международной безопасности и стабильности на основе норм международного права сотрудничает:
      со всеми государствами-членами Организации Объединенных Наций;
      с Содружеством Независимых Государств;
      со странами-участницами Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии;
      с Организацией Договора о коллективной безопасности;
      с Шанхайской организацией сотрудничества;
      с НАТО в рамках Индивидуального плана действий партнерства и "Партнерства во имя мира";
      со странами-участницами Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.
      Республика Казахстан последовательно выступает за создание такой системы международных отношений, в которой значение военной силы будет минимизировано и ее функции сведены к задаче сдерживания вооруженных конфликтов. Вместе с тем в силу ряда объективных обстоятельств и наличия потенциальных военных угроз укрепление обороноспособности страны остается одной из актуальных задач государства.
      Высокопрофессиональная армия, оснащенная современным вооружением и техникой по мировым стандартам, является одним из условий надежной защиты жизненно важных национальных интересов Республики Казахстан.
      Основными задачами обеспечения военной безопасности в мирное время являются:
      защита конституционного строя, целостности и неприкосновенности территории государства;
      подготовка экономики и военной организации государства к функционированию в условиях чрезвычайного и военного положения;
      поддержание обороноспособности государства на уровне, обеспечивающем противодействие наиболее вероятным военным угрозам;
      обеспечение физической защиты стратегических объектов энергетической, научно-технической, космической и других отраслей;
      оснащение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований современными образцами вооружения, военной и специальной техники, в том числе по стандартам НАТО;
      совершенствование подготовки кадров для Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в условиях развития контрактной системы комплектования войск, с учетом передового мирового опыта;
      идеологическое воспитание, формирование казахстанского патриотизма и сознательного отношения населения к обеспечению военной безопасности страны;
      выполнение международных обязательств по поддержанию мира и безопасности, в том числе участие в миротворческой деятельности, коалиционном военном строительстве;
      расширение военного и военно-технического сотрудничества на двусторонней и многосторонней основах для укрепления коллективной и региональной безопасности;
      контроль за взаимным выполнением договоров в области ограничения, сокращения, нераспространения и ликвидации вооружений, укрепление мер доверия.
      В угрожаемый период и с началом военного конфликта главными задачами являются:
      использование потенциала ООН, других международных организаций для предотвращения агрессии или принуждения агрессора к прекращению военного конфликта на ранней стадии, восстановления мира;
      организация и скоординированное ведение вооруженной, политической, дипломатической, информационной, экономической и других видов борьбы;
      принятие и реализация решений по подготовке и ведению военных действий;
      перевод экономики страны, отдельных ее отраслей, а также предприятий и организаций, транспорта и коммуникаций на работу в условиях военного положения;
      координация деятельности государственных органов и организаций в интересах отражения агрессии;
      организация и осуществление мероприятий территориальной и гражданской обороны;
      использование возможностей дружественных государств для локализации и прекращения военных конфликтов на основе договоров в военной сфере.
      Приоритетными направлениями обеспечения военной безопасности являются:
      централизация руководства военной организацией государства в сочетании с гражданским контролем над ее деятельностью;
      своевременное вскрытие, оценка и классификация военных угроз, обеспечение адекватного противодействия им;
      наличие сил и средств, способных гарантированно обеспечить военную безопасность государства, их рациональное использование и всестороннее ресурсное обеспечение;
      приведение уровня готовности военной организации государства к эффективному противодействию существующим и потенциальным вызовам и угрозам военной безопасности;
      углубление международного военного сотрудничества, активное участие в обеспечении международной и региональной безопасности.

  1.3. Военная организация государства

      Современная и эффективная военная организация является важным инструментом обеспечения военной безопасности Республики Казахстан.
      Военная организация государства включает в себя Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования Республики Казахстан, предназначенные для выполнения задач военными методами.
      Государство принимает необходимые меры по развитию и всестороннему обеспечению своих Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований.
      Главной целью развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований является обеспечение их готовности к нейтрализации существующих и потенциальных угроз военной безопасности государства.
      Основными принципами развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан являются:
      научная обоснованность;
      централизованное руководство организацией и проведением планируемых мероприятий;
      заблаговременность, плановость и всесторонняя обеспеченность намечаемых мероприятий;
      комплексность и согласованность общегосударственных и ведомственных мероприятий, постоянный контроль за их организацией и проведением;
      унификация системы обучения и подготовки кадров.
      Основные задачи развития военной организации государства являются:
      сбалансированное и гармоничное развитие всех компонентов военной организации;
      совершенствование деятельности органов управления военной организации государства, форм и способов подготовки Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, качества совместного планирования, межведомственной координации и взаимодействия;
      повышение эффективности государственного и гражданского контроля за деятельностью Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований;
      выведение системы комплектования Вооруженных Сил на контрактной основе на новый уровень;
      качественное совершенствование системы подготовки резервов для Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований;
      завершение оптимизации структуры войск, реальная самостоятельность региональных командований в вопросах обеспечения военной безопасности государства путем создания самодостаточных группировок войск на стратегических направлениях;
      планомерное техническое переоснащение органов управления, соединений и частей постоянной боевой готовности новыми образцами вооружения и военной техники, с акцентом на развитие высокоточного оружия, средств радиоэлектронной борьбы, модернизации средств противовоздушной обороны, систем связи и управления;
      использование космических средств для решения оборонных задач;
      приведение системы военного образования, подготовки и переподготовки военных кадров в соответствие с мировыми стандартами;
      повышение эффективности и унификация системы материально-технического обеспечения Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований;
      улучшение качественных параметров воинской службы;
      активизация идеологической работы в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях на основе Государственной программы патриотического воспитания граждан Республики Казахстан;
      развитие военной науки при ведущей роли Национального университета обороны во взаимодействии с ведущими зарубежными центрами научной деятельности и военными учебными заведениями;
      обеспечение научно-технического прогресса в военной сфере, дальнейшее развитие отечественного оборонно-промышленного комплекса;
      активная интеграция системы территориальной обороны в общую систему обеспечения военной безопасности государства;
      расширение международного военного сотрудничества в интересах международной и региональной безопасности, модернизации армии практической помощи в формировании военной инфраструктуры, подготовки военных кадров.
      Развитие всех компонентов военной организации государства осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими их деятельность, по скоординированным и согласованным программам и планам, с учетом задач и особенностей боевого применения Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований.
      Совершенствование Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований предусматривает проведение комплекса взаимосвязанных мер военно-политического, военного и военно-технического характера, направленных на обеспечение готовности войск, к нейтрализации угроз военной безопасности в конфликтах низкой и средней интенсивности.
      Его планируется осуществить в два этапа в соответствии с целями и задачами обеспечения военной безопасности государства.
      На первом этапе (2006-2008 годы) основные усилия будут направлены на завершение создания на стратегических направлениях группировок войск, способных самостоятельно решать задачи обеспечения военной безопасности государства, развитие военной инфраструктуры, оснащение частей и подразделений, несущих боевое дежурство, обеспечивающих охрану Государственной границы, важных государственных объектов, современными вооружением, военной техникой и специальными средствами.
      На втором этапе (2009-2010 годы) основные усилия будут направлены на повышение качественных параметров войск и их поэтапное техническое переоснащение новыми образцами вооружения, военной техники, специальными средствами.
      В последующем основные усилия будут направлены на завершение комплекса мероприятий по техническому переоснащению Армии и обеспечение ее соответствия самым высоким международным стандартам.
      Приоритетные направления развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований:
      на первом этапе:
      создание региональных группировок войск, способных решать возлагаемые на них задачи, самостоятельно и совместно с вооруженными силами других государств обеспечивать безопасность Казахстана на стратегических направлениях, выполнять служебно-боевые задачи в установленных для них зонах ответственности, включая выполнение миротворческих, гуманитарных и иных миссий;
      совершенствование организационно-штатной структуры органов управления, соединений и частей, обеспечение ее унификации, сокращение частей, не несущих функциональную нагрузку по обеспечению военной безопасности;
      паритетное участие Военно-морских сил Республики Казахстан в решении задач по обеспечению коллективной безопасности в Каспийском регионе;
      переоснащение ряда соединений и частей современным вооружением и техникой, в том числе высокоточным, создание условий для полномасштабной модернизации имеющегося парка вооружения и техники;
      развитие военной науки;
      подготовка военно-технических специалистов, в том числе по стандартам НАТО;
      совершенствование военной инфраструктуры;
      внедрение в систему управления войсками и оружием ГИС-технологий, результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
      повышение межведомственной координации и взаимодействия силовых структур;
      обеспечение планомерного перехода к комплектованию войск на контрактной основе;
      выведение учебного процесса в военных и специальных учебных заведениях на качественно новый уровень путем улучшения методики преподавания в сочетании с внедрением передовых технологий и методик обучения;
      повышение престижа, значимости и авторитета воинской службы;
      расширение международного военного сотрудничества как в двустороннем формате, так и на многосторонней основе, в том числе через активное участие в работе таких организаций и структур, как СВМДА, ОДКБ, ШОС, и других, а также в сфере противодействия международному терроризму, трафику наркотических средств, оружия и боеприпасов;
      формирование современной системы комплексного использования войсковых, оперативных и инженерно-технических сил и средств охраны Государственной границы;
      на втором этапе:
      увеличение в составе Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований количества боеготовых, укомплектованных личным составом, вооружением и техникой соединений и частей;
      повышение роли местных органов военного управления в вопросах мобилизационной подготовки административно-территориальных единиц;
      поэтапное переоснащение частей и соединений современными образцами вооружения и техники, а также качественная модернизация состоящих на оснащении вооружения и военной техники;
      завершение перехода на стандарты НАТО отдельных компонентов Вооруженных Сил;
      замена аналоговых средств связи на современные переносные и стационарные цифровые системы, создание сети связи, адаптированной к национальной спутниковой системе;
      профессионализация армии путем замещения военнослужащими по контракту должностей, определяющих боевую готовность, в сочетании с совершенствованием систем призыва и подготовки мобилизационных резервов;
      выведение системы военного образования на уровень, отвечающий мировым стандартам;
      создание системы подготовки сержантов-профессионалов для Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований;
      активизация участия Казахстана в миротворческих операциях, проводимых под эгидой Организации Объединенных Наций;
      в последующем:
      совершенствование региональных группировок войск, способных осуществлять быстрое развертывание сил и средств на стратегических направлениях, готовых к многовариантным действиям в максимально короткие сроки;
      планомерное оснащение современными военно-техническими средствами;
      повышение эффективной системы военного управления.
      Итогами развития видов и родов Вооруженных Сил должны стать:
      для Сухопутных войск:
      обеспечение соответствия Сухопутных войск стандартам передовых армий мира, способных решать возложенные на них специфические задачи, самостоятельно или совместно с вооруженными силами других государств, включая выполнение миротворческих, гуманитарных и иных миссий;
      формирование группировок войск региональных командований, способных к своевременному и гибкому реагированию на возникающие угрозы военной безопасности на стратегических направлениях;
      для Сил воздушной обороны:
      совершенствование группировки и технического оснащения военно-воздушных сил, как определяющего элемента современной вооруженной борьбы и фундамента мобильности Вооруженных Сил;
      обеспечение войсками противовоздушной обороны гарантированного прикрытия территории Казахстана от нападения с воздуха и пресечения попыток нарушения воздушного пространства страны за счет перевооружения современными образцами вооружения и военной техники;
      широкое применение беспилотных летательных аппаратов и других средств воздушной и технической разведки;
      внедрение современных тренажеров и обучающих средств;
      для Военно-морских сил:
      обеспечение способности защитить национальные интересы Казахстана на Каспийском море, укомплектование Военно-морских сил современными боевыми и вспомогательными кораблями;
      развитие прибрежной инфраструктуры, включая пирсы, гидрографическое и навигационное оборудование;
      для Аэромобильных войск - создание автономных подразделений, оснащенных авиационными и наземными средствами доставки, современными средствами связи, экипировки и вооружения по стандартам НАТО;
      для Ракетных войск и артиллерии - повышение огневой мощи за счет приобретения и модернизации образцов высокоточного оружия;
      для специальных войск:
      модернизация систем связи путем перехода на цифровой стандарт и создание сети спутниковой связи Вооруженных Сил, адаптированной к национальной спутниковой системе, а также внедрение автоматизированной системы управления войсками;
      оснащение современными средствами ведения радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы, имея целью создание самостоятельного рода войск;
      для Тыла Вооруженных Сил:
      совершенствование системы планирования хозяйственной деятельности;
      внедрение единой системы обеспечения войск материально-техническими средствами;
      создание оперативных и стратегических запасов материальных средств.

  2. Военно-стратегические основы безопасности Республики Казахстан

2.1. Характер военных конфликтов

      Объективно существующие тенденции в системе международных отношений обязывают Республику Казахстан поддерживать готовность к участию в военных конфликтах в целях защиты жизненно важных интересов государства, а также выполнения обязательств в соответствии с международными договорами.
      Военный конфликт - столкновение, противоборство, форма разрешения противоречий между государствами, народами, социальными группами с применением военной силы.
      Любому военному конфликту свойственны особые социально-политические, правовые и военно-стратегические черты, обусловленные политическими целями сторон, масштабами ведения, напряженностью военных действий, применяемыми средствами вооруженной борьбы, способами действий войск, которые в совокупности определяют его характер.
      Основные черты современных военных конфликтов:
      пространственный размах, высокая активность и интенсивность, скоротечность и предельная напряженность, широкое применение авиации, высокоточного оружия, средств РЭБ, космических компонентов, автоматизированных систем разведки и управления, сил и средств информационной и психологической борьбы;
      отсутствие четко обозначенных линий соприкосновения сторон и флангов, наличие больших промежутков и разрывов в оперативном построении войск;
      использование неконтактных и других нетрадиционных форм и способов действий, создающих условия для широкого маневра, активного применения диверсионно-разведывательных групп и формирований;
      применение непрямых стратегических действий, в том числе политического и психологического давления, демонстрации силы, экономических санкций, информационной борьбы;
      дезорганизация системы государственного и военного управления;
      широкое применение современных систем вооружения и военной техники;
      катастрофические последствия вывода из строя предприятий энергетики, опасных производств, инфраструктуры, коммуникаций, объектов жизнеобеспечения;
      участие в вооруженных конфликтах нерегулярных вооруженных формирований.
      Военные конфликты включают в себя вооруженные конфликты, вооруженные провокации и вооруженные инциденты.
      Вооруженный конфликт - одна из форм разрешения национальных, этнических, религиозных и других противоречий с применением средств вооруженного насилия, при которой государство не переходит в состояние войны. Вооруженный конфликт может возникнуть в форме вооруженного инцидента, вооруженной провокации, других вооруженных столкновений ограниченного масштаба и стать следствием попытки разрешить национальные, этнические, религиозные и иные противоречия с помощью средств вооруженной борьбы.
      Особой формой вооруженного конфликта является приграничный конфликт.
      Военные конфликты, в которые может быть вовлечена Республика Казахстан, по масштабу, длительности и напряженности подразделяются на конфликты низкой, средней и высокой интенсивности.
      Военный конфликт низкой интенсивности - вооруженный конфликт, возникший вследствие попыток разрешить различного рода противоречия с помощью средств вооруженной борьбы, не переходя в состояние войны.
      Он характеризуется сложностью и неоднозначностью военно-политической обстановки, уязвимостью коммуникаций в районах действий войск, а также местного населения, участием иррегулярных вооруженных формирований, диверсионными и террористическими действиями.
      Как правило, такие конфликты могут возникнуть в результате приграничных вооруженных инцидентов, деятельности незаконных вооруженных формирований внутри страны и террористических организаций.
      Военный конфликт средней интенсивности - война между странами, не имеющими мощного экономического и военного потенциала. Он характеризуется применением ограниченных сил и средств противоборствующими сторонами, очаговыми боевыми действиями с активным использованием высокоточного оружия, средств радиоэлектронной борьбы и других современных видов вооружения и военной техники, ведением военных действий в границах конфликтующих государств и поражением на всей их территории войск, объектов тыла, экономики и коммуникаций.
      Военный конфликт средней интенсивности может вестись группировками войск, развернутыми в районе конфликта, с усилением, их при необходимости, за счет переброски войск, сил и средств с других направлений и проведения частичного стратегического развертывания Вооруженных Сил.
      В конфликте средней интенсивности стороны будут действовать в границах противоборствующих государств и преследовать ограниченные военно-политические цели.
      Военный конфликт высокой интенсивности - война, в которой участвуют мощные в военном и экономическом отношении государства (коалиции государств). Он характеризуется радикальными военно-политическими целями противоборствующих сторон, достижение которых потребует полной мобилизации материальных и духовных ресурсов государств-участников.
      В конфликте с участием ядерных государств будет постоянно сохраняться угроза применения ядерного оружия. Трансформация его в ядерную войну, даже с нанесением ограниченных ядерных ударов, может вызвать большие человеческие жертвы, крупные разрушения экономических и культурных центров, заражение огромной территории, что приведет к экологическим бедствиям в большинстве стран региона.

  2.2. Основы применения Вооруженных Сил,
других войск и воинских формирований

      Республика Казахстан, в случае развязывания против нее агрессии, осуществляет вооруженную защиту, мобилизацию всего военного и экономического потенциала государства, проведение мероприятий гражданской и территориальной обороны, совместные действия с вооруженными силами дружественных государств.
      Боевой состав, укомплектованность и обеспеченность Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан должны отвечать задаче обеспечения военной безопасности государства в конфликтах низкой и средней интенсивности.
      Республика Казахстан и ее Вооруженные Силы должны быть готовы не допустить внезапного нападения, целенаправленно использовать угрожаемый период для подготовки к отражению агрессии, создания условий для осуществления стратегического развертывания Вооруженных Сил и коалиционных группировок войск (сил) государств - союзников, своевременного перевода экономического комплекса страны с мирного положения на военное, прикрытия государственной границы, усиления защиты важных государственных и военных объектов, широкого применения сил и средств психологической борьбы, противодействия информационно-психологическому воздействию противника на население и личный состав войск.
      Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования Республики Казахстан применяются для отражения агрессии, вооруженной защиты территориальной целостности и суверенитета страны, охраны и обороны государственных и военных объектов, охраны воздушного пространства, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
      Применение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований осуществляется в соответствии с  Конституцией , действующим законодательством и планом применения Вооруженных Сил, указами Президента Республики Казахстан по вопросам военной безопасности, другими нормативными правовыми актами, планами и директивными документами.
      Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования Республики Казахстан в военных конфликтах низкой интенсивности будут применяться, как правило, для локализации очага напряженности и прекращения военных действий на возможно более ранней стадии с целью создания условий для их урегулирования мирными средствами.
      Для выполнения этих задач привлекаются соединения и части Вооруженных Сил постоянной боевой готовности. По мере необходимости они могут усиливаться другими войсками и воинскими формированиями Республики Казахстан. В этих случаях руководство группировкой войск осуществляется единым (общевойсковым) командованием.
      Приграничный конфликт, как правило, разрешается силами и средствами Пограничной службы Комитета национальной безопасности во взаимодействии с соединениями и частями Вооруженных Сил Республики Казахстан.
      При возникновении внутренних вооруженных конфликтов, инспирированных внешними силами, применение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований будет осуществляться в строгом соответствии с Конституцией и законодательством Республики Казахстан с целью ликвидации незаконных вооруженных формирований, нормализации обстановки, восстановления законности и правопорядка, обеспечения общественной безопасности, оказания населению необходимой помощи.
      Военный конфликт средней интенсивности против Республики Казахстан может быть развязан с целью подрыва экономического и оборонного потенциала, захвата или установления контроля над определенными территориями, или принуждения государства к значительным политическим, территориальным, экономическим и другим уступкам.
      Участие в конфликте средней интенсивности может потребовать введения на всей территории Республики Казахстан или в отдельных ее областях военного положения и объявления частичной или общей мобилизации, использования всего или значительной части оборонного и военно-экономического потенциала государства.
      Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования Республики Казахстан в военных конфликтах средней интенсивности будут применяться с целью локализации районов боевых действий и решительного пресечения агрессии, в том числе совместно с вооруженными силами государств-союзников.
      Конфликт высокой интенсивности против Республики Казахстан может быть развязан с радикальными военно-политическими целями:
      смена политической власти в стране, дезорганизация системы государственного и военного управления, отторжение значительной части территории, полное уничтожение оборонного потенциала государства.
      Целью Республики Казахстан являются активный поиск и создание эффективной системы политико-правовых, организационно-технических и иных международных гарантий предотвращения развязывания против нее конфликта высокой интенсивности.
      Благодаря проведению выверенной внешней политики по созданию дружественных отношений с соседними государствами и ввиду отсутствия угрозы прямой военной агрессии в среднесрочной перспективе возникновение такого конфликта с вовлечением в него Республики Казахстан маловероятно,
      Основные задачи Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований:
      в мирное время:
      поддержание боевого потенциала, боевой и мобилизационной готовности и подготовки органов управления и войск в штатах мирного времени на уровне, обеспечивающем локализацию и пресечение военных конфликтов низкой интенсивности, любого противоправного вооруженного насилия на государственной границе или в пределах территории Республики Казахстан;
      охрана воздушного пространства, а также прикрытие важных в оперативно-стратегическом отношении участков государственной границы;
      защита национальных интересов Казахстана в территориальном море, на континентальном шельфе и в экономической зоне Республики Казахстан;
      охрана важных военных и государственных объектов;
      демонстрация готовности к решительным действиям по стабилизации обстановки в любом районе страны;
      обеспечение готовности к стратегическому развертыванию Вооруженных Сил, в случае возникновения угрозы конфликта средней или высокой интенсивности;
      предотвращение и пресечение диверсий и террористических актов;
      участие в миротворческих и иных операциях в соответствии с международными обязательствами Республики Казахстан;
      участие в предупреждении экологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций, ликвидация их последствий.
      Решение этих задач осуществляется в тесном взаимодействии Вооруженных Сил с другими войсками и воинскими формированиями. При этом на Пограничную службу Комитета национальной безопасности Республики Казахстан возлагаются охрана и защита Государственной границы на суше, море, озерах и иных водоемах, а также участие в борьбе с терроризмом, контрабандой оружия и наркотиков, на Внутренние войска Министерства внутренних дел - охрана важных государственных объектов и пресечение особо опасных правонарушений, диверсий и террористических актов, борьба с незаконными вооруженными формированиями.
      При пресечении внутренних вооруженных конфликтов предусматриваются:
      локализация и блокирование района конфликта;
      обеспечение охраны общественного порядка и поддержание правового режима чрезвычайного положения;
      разоружение и ликвидация незаконных вооруженных формирований, изъятие у населения незаконно хранящегося оружия;
      усиление охраны общественного порядка и безопасности в районах, примыкающих к району конфликта в соответствии с планами территориальной и гражданской обороны;
      восстановление законности и правопорядка, а также решение других задач, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
      Задачи по пресечению внутренних вооруженных конфликтов возлагаются на создаваемые объединенные группировки Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований.
      В случае агрессии против Республики Казахстан и ее союзников предусматриваются:
      локализация и нейтрализация приграничных конфликтов;
      отражение ударов и разгром группировок войск противника совместно с вооруженными силами государств-союзников в конфликтах средней и высокой интенсивности;
      прикрытие районов формирования резервов;
      борьба с силами, проводящими специальные операции, и иррегулярными формированиями;
      защита населения, объектов экономики, инфраструктуры от воздействия средств поражения противника;
      поддержание режима военного (чрезвычайного) положения.
      В зависимости от масштаба военных действий, условий обстановки и соотношения сил, задачи могут видоизменяться, но конечной целью при любых обстоятельствах являются изгнание агрессора с территории Республики Казахстан и восстановление положения, существовавшего до агрессии.
      Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования Республики Казахстан могут привлекаться для оказания помощи населению при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

  2.3. Руководство обеспечением военной безопасности

      Руководство строительством, подготовкой и применением военной организации государства, обеспечением военной безопасности государства осуществляет Президент Республики Казахстан, который является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Казахстан.
      Парламент Республики Казахстан принимает законы по вопросам военной безопасности и обороны государства, решает вопросы войны и мира, принимает решение об использовании Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований для выполнения международных обязательств по поддержанию мира и безопасности, ратифицирует и денонсирует международные договоры по вопросам обороны и военного сотрудничества.
      Правительство Республики Казахстан организует оснащение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований вооружением, военной и специальной техникой, их финансовое и материальное обеспечение, оперативное оборудование территории страны в интересах обороны; определяет перечень стратегических объектов, подлежащих физической защите; организует гражданскую и территориальную оборону.
      Другие государственные органы, местные представительные и исполнительные органы в пределах прав, обязанностей и полномочий, определенных законодательством Республики Казахстан, организуют и несут всю полноту ответственности за выполнение возложенных на них задач по обеспечению военной безопасности.
      Руководство Вооруженными Силами в мирное время осуществляется Министерством обороны Республики Казахстан через Комитет начальников штабов Министерства обороны.
      Министерство обороны Республики Казахстан решает задачи, связанные с обеспечением военной безопасности и обороны страны, координирует разработку концепции развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований; устанавливает структуру, штатную численность видов, родов войск Вооруженных Сил; проводит единую военно-техническую политику в государстве; осуществляет международное военное сотрудничество; осуществляет контроль за соблюдением законности и правопорядка в Вооруженных Силах и обеспечивает социальные и правовые гарантии военнослужащим, членам их семей и гражданскому персоналу.
      Комитет начальников штабов Министерства обороны Республики Казахстан, являясь главным органом управления Вооруженными Силами государства в мирное и рабочим органом Ставки Верховного Главного командования в военное время, координирует разработку планов строительства и развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, их оперативной, боевой и мобилизационной подготовки, организует и осуществляет оперативно-стратегическое планирование применения и взаимодействия Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, а также сил, участвующих в выполнении задач территориальной обороны, разрабатывает план оперативного оборудования территории страны в интересах обороны.
      Основной целью деятельности Комитета начальников штабов являются сбор и анализ данных военно-политической обстановки в мире и регионе; оценка возможностей Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан, выработка предложений по их подготовке и применению для обеспечения военной безопасности государства, осуществление контроля боевой и мобилизационной готовности.
      Координация деятельности государственных органов в вопросах обеспечения военной безопасности осуществляется через Военно-консультативный совет.
      Управления главнокомандующих видами, командующих родами войск, начальника Тыла Вооруженных Сил Республики Казахстан осуществляют разработку и реализацию планов развития и применения видов, родов войск, Тыла Вооруженных Сил, их оперативной и мобилизационной подготовки, технического оснащения, подготовки кадров, обеспечивают управление войсками и их повседневную деятельность.
      Управления командующих войсками региональных командований осуществляют управление подчиненными группировками войск, а также планирование и организацию мероприятий по совместной с другими войсками и воинскими формированиями подготовке к обеспечению военной безопасности в установленных границах ответственности.
      Непосредственное руководство и управление другими войсками и воинскими формированиями в мирное время осуществляют соответствующие государственные органы.
      В угрожаемый период и военное время руководство обеспечением военной безопасности государства регламентируется соответствующими нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

  3. Военно-экономические и военно-технические основы
обеспечения безопасности Республики Казахстан

3.1. Цели, принципы, задачи и направления
военно-экономического и военно-технического обеспечения

      Главной целью военно-экономического и военно-технического обеспечения является удовлетворение потребностей Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в финансовых средствах и военном имуществе в объемах, необходимых для решения задач обеспечения военной безопасности Республики Казахстан.
      Вооруженные силы Казахстана должны быть обеспечены современными военно-техническими средствами, они оправданно рассчитывают на высокие оборонные технологии, соответствующие угрозам, специфическим для Казахстана и новой международной ситуации.
      Основные принципы военно-экономического и военно-технического обеспечения:
      поэтапное увеличение бюджетов развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований;
      совершенствование вопросов программно-целевого финансирования Вооруженных Сил Республики Казахстан, финансовое обеспечение расходов на оборону, составляющего не менее одного процента от валового внутреннего продукта страны;
      эффективное использование финансовых, материально-технических, интеллектуальных ресурсов при решении задач обеспечения военной безопасности;
      государственное регулирование в сферах производства, оборота и реализации вооружения, военной и специальной техники.
      Приоритетными задачами военно-экономического и военно-технического обеспечения являются:
      обеспечение своевременного финансирования мероприятий развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, сбалансированного финансового обеспечения повседневной деятельности органов управления и войск;
      совершенствование военно-экономической деятельности государства в интересах обеспечения военной безопасности;
      формирование современной единой и скоординированной государственной военно-технической политики, базирующейся на гармоничном сочетании мер по развитию отечественного оборонно-промышленного комплекса, международной военно-технической интеграции, а также поставках современной техники из-за рубежа, с учетом совместимости с имеющимся вооружением и военной техникой;
      создание условий для освоения предприятиями отечественного оборонно-промышленного комплекса ремонта и модернизации состоящих на оснащении войск образцов, а также производства современного вооружения, боевой и специальной техники, боеприпасов;
      осуществление взаимовыгодного международного военного и военно-технического сотрудничества.
      Основные направления военно-экономического и военно-технического обеспечения военной безопасности Республики Казахстан:
      осуществление экономической политики, направленной на удовлетворение потребностей Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в финансовых, материально-технических, интеллектуальных и иных ресурсах;
      проведение единой государственной военно-технической политики и формирование государственного оборонного заказа на основе государственной программы закупки, модернизации, ремонта, утилизации вооружения и военной техники Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан, развития предприятий, выпускающих продукцию военного назначения до 2015 года и других программ развития;
      обеспечение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований новыми образцами вооружения, военной и специальной техники для проведения антитеррористических операций, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, борьбы с организованной преступностью, трафиком оружия, боеприпасов и наркотических средств;
      совершенствование системы финансово-экономических регуляторов и механизмов, обеспечивающих ежегодное формирование и исполнение государственного оборонного заказа;
      проведение модернизации, технического перевооружения, обновления парка вооружения, военной техники и другого военного имущества за счет ассигнований из республиканского бюджета и других источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан;
      поэтапный переход отдельных компонентов военно-оборонительной системы на высокотехнологичные образцы вооружения и военной техники, соответствующие лучшим мировым аналогам и стандартам НАТО;
      определение приоритетных направлений развития и повышение конкурентоспособности отечественного оборонно-промышленного комплекса, а также выпуск продукции двойного назначения;
      подготовка квалифицированных кадров для оборонно-промышленного комплекса;
      привлечение стратегических инвесторов с целью производства новых видов военной продукции, работ и услуг военного назначения для решения задач по обеспечению необходимого уровня обороноспособности государства;
      проведение государственных испытаний и сертификации продукции, производимой (приобретаемой) для нужд обороны;
      развитие института военной приемки производимой продукции;
      развитие экспортного потенциала отечественных военно-промышленных компаний и предприятий путем расширения рынков сбыта, увеличения номенклатуры и объемов экспортной военной продукции;
      укрепление, развитие и перепрофилирование отечественной оборонной промышленности, широкое использование мирового опыта и международного военно-технического сотрудничества в целях повышения военно-экономического потенциала страны.

  3.2. Мобилизационная подготовка и
система резервов Республики Казахстан

      Ключевой целью системы резервов государства является выделение финансовых, материально-технических и иных ресурсов для гарантированного обеспечения обороны Республики Казахстан и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
      Для производства и накопления запасов материально-технических средств и военного имущества в системе резервов государственным органам в соответствии с Мобилизационным планом в рамках реализации задач мобилизационной подготовки и мобилизации в Республике Казахстан устанавливаются мобилизационные задания.
      Система резервов включает стратегические, оперативные и войсковые запасы вооружения, боеприпасов и материально-технических средств, а также мобилизационные резервы.
      Накопление и содержание стратегических запасов материально-технических средств организуются Правительством Республики Казахстан.
      Накопление и содержание оперативных запасов вооружения, боеприпасов и материально-технических средств осуществляются Министерством обороны, а войсковых - соответствующими государственными органами Республики Казахстан.
      Подготовка и накопление мобилизационных резервов для Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, территориальной и гражданской обороны осуществляются под общим руководством Комитета начальников штабов Министерства обороны Республики Казахстан.
      Основными задачами системы резервов являются:
      развитие материально-технической базы системы резервов, оснащение ее современной пожарной и охранной сигнализацией;
      совершенствование системы экономической заинтересованности предприятий и организаций различных форм собственности в выполнении мобилизационных заданий;
      накопление в необходимых объемах и содержание запасов материальных средств в государственном материальном резерве.
      Основные направления мобилизационной подготовки:
      совершенствование нормативной правовой базы мобилизационной подготовки и перевода экономики с мирного на военное положение;
      создание эффективных систем мобилизационной готовности экономики и мобилизационной подготовки населения страны;
      подготовка системы управления экономикой к устойчивому функционированию в условиях военного положения и военное время;
      повышение эффективности системы мобилизационной подготовки государственных органов, организаций и предприятий, имеющих мобилизационные задания;
      накопление и сохранение запасов материальных ресурсов в мобилизационном и государственном резервах;
      практическая реализация международных договоров в области мобилизационной подготовки и мобилизации;
      создание и сохранение страхового фонда конструкторской и технологической документации для военного времени.
      Учет и хранение стратегических материальных резервов реализовывает уполномоченный орган, осуществляющий исполнительные и контрольные функции, а также руководство системой государственного резерва.
      Учет людских и транспортных мобилизационных резервов осуществляется департаментами (управлениями, отделами) по делам обороны областей (городов, районов) Республики Казахстан.

  4. Международное военное сотрудничество Республики Казахстан

4.1. Международное военное и военно-техническое сотрудничество

      Международное военное и военно-техническое сотрудничество Республики Казахстан осуществляется, исходя из внешнеполитической и экономической целесообразности, в соответствии с национальным законодательством и международными договорами Республики Казахстан с целью сбалансированного решения задач обеспечения военной безопасности, выхода Казахстана на новый международный уровень, адекватный его потенциалу, упрочения позиций регионального лидера.
      Достижение этой цели предполагает формирование системы коллективной безопасности в сочетании с расширением и укреплением мер доверия и партнерства на многонациональной основе.
      Республика Казахстан осуществляет международное военное и военно-техническое сотрудничество на основе принципов равноправия, взаимной выгоды и добрососедства в интересах международной стабильности, национальной, региональной и глобальной безопасности.
      Соблюдение международных обязательств Республики Казахстан в области контроля над экспортом вооружений, продукций военного назначения, товаров и технологий двойного применения.
      Приоритетными направлениями в международном военном сотрудничестве Республика Казахстан считает:
      активизацию военного и военно-технического сотрудничества с государствами-членами Организации Договора о коллективной безопасности, исходя из необходимости консолидации усилий по созданию единого оборонного пространства и обеспечению коллективной военной безопасности;
      углубление стратегического партнерства с Российской Федерацией, Китайской Народной Республикой на основе общих военно-политических интересов в регионе;
      укрепление сотрудничества с Соединенными Штатами Америки по вопросам технической модернизации Вооруженных Сил, трансферта военных технологий, подготовки кадров и развития военной инфраструктуры в интересах обеспечения военной безопасности в регионе;
      расширение сотрудничества в военной и военно-технической областях с государствами Центральной Азии и другими странами;
      участие в совместных учениях и обмен опытом в планировании, проведении и всестороннем обеспечении антитеррористических операций и операций по поддержанию мира под руководством НАТО;
      создание региональных центров "Партнерство во имя мира" и по подготовке офицеров-верификаторов;
      участие воинских формирований в операциях по поддержанию мира под эгидой ООН.

  4.2. Участие Республики Казахстан
в коалиционном военном строительстве

      Казахстан, формируя эффективную и современную систему национальной безопасности, интегрируется в региональные и глобальные системы безопасности.
      Республика Казахстан будет укреплять сотрудничество с государствами-участниками Организации Договора о коллективной безопасности в рамках коалиционного военного строительства, осуществляемого в интересах обеспечения совместной безопасности и коллективной обороны.
      Основными задачами коалиционного военного строительства являются:
      расширение сотрудничества в военной области в рамках ОДКБ;
      согласование нормативной правовой базы в военной сфере;
      подготовка к выполнению задач по обеспечению военной безопасности государств-участников ОДКБ.
      Приоритетными направлениями в коалиционном военном строительстве Республика Казахстан считает:
      планирование и осуществление мероприятий по обеспечению коллективной военной безопасности государств-участников ОДКБ;
      создание и подготовку коалиционных (региональных) группировок войск (сил) и органов управления ими, поддержание их в необходимой степени боевой готовности;
      планирование применения вооруженных сил государств-участников ОДКБ в интересах совместной безопасности и коллективной обороны;
      совершенствование вопросов взаимодействия сил и средств системы коллективной безопасности, определение содержания, форм и способов совместных действий;
      обеспечение подготовки войск к выполнению задач по предназначению в интересах обеспечения совместной безопасности и коллективной обороны по согласованным программам и планам;
      активизацию совместных усилий в борьбе с международным терроризмом, религиозным экстремизмом, сепаратизмом, наркобизнесом и участие в процессе нераспространения оружия массового уничтожения;
      взаимовыгодное военно-техническое сотрудничество в рамках Соглашения об основных принципах военно-технического сотрудничества между государствами-участниками Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года;
      развитие военной науки, подготовку военных кадров.

  4.3. Миротворческая деятельность

      Республика Казахстан рассматривает миротворческую деятельность как важнейшую составную часть своей политики по укреплению коллективной и национальной безопасности, считает ее одним из основных инструментов раннего обнаружения и своевременного предотвращения политическими средствами назревающих военно-политических кризисов и военных конфликтов.
      Целью миротворческой деятельности являются прекращение вооруженного конфликта и создание условий, способствующих его политическому урегулированию.
      Миротворчество имеет важное значение для продвижения военно-политических позиций и интересов Казахстана в международных делах, а также в значительной степени поднимает авторитет страны на международной арене.
      В этих целях Республика Казахстан будет принимать активное участие в миротворческих операциях под эгидой ООН на основании выданного мандата.
      В основу миротворческой деятельности Казахстана положена принципиальная линия государства на обеспечение коллективными усилиями региональной и международной безопасности в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН и общепризнанными нормами международного права.
      Выполнение задач в операциях по поддержанию и восстановлению мира возлагается на специально подготовленные по международным стандартам подразделения Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан.
      Их участие в миротворческих операциях осуществляется на основании решения Парламента Республики Казахстан, принимаемого в соответствии с Конституцией, законодательством Республики Казахстан и ратифицированного международными договорами.
      Комплектование выделенного контингента личным составом проводится на добровольной основе.
      Выделенный воинский контингент в ходе миротворческой операции может выполнять следующие задачи:
      блокирование района конфликта в целях обеспечения выполнения санкций, принятых международным сообществом;
      разъединение вооруженных группировок конфликтующих сторон и их разоружение;
      обеспечение режима прекращения огня, установление мира и предотвращение возобновления военных действий;
      разминирование местности, ликвидация фортификационных сооружений и последствий применения оружия массового уничтожения;
      контроль перевозок, пресечение противоправного ввоза и вывоза боевой техники, оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;
      контроль местности и действий населения в зоне разъединения, противодействие беспорядкам;
      содействие местным органам власти (правоохранительным органам) в поддержании правопорядка, обеспечение безопасности вернувшимся в места прежнего проживания;
      охрана и сопровождение грузов гуманитарной помощи;
      обеспечение безопасности официальных встреч для переговоров по урегулированию конфликта и безопасности персонала миротворческих миссий.

  Заключение

      Военная доктрина Республики Казахстан определяет оборонительную направленность деятельности по обеспечению военной безопасности страны, подтверждает принципиальную приверженность Казахстана невоенным мерам разрешения любых межгосударственных противоречий и конфликтов.
      Положения Военной доктрины будут уточняться и дополняться с учетом изменений военно-политической обстановки в мире и регионе, характера и содержания военных угроз, направлений развития военной организации государства, конкретизироваться в ежегодных посланиях Президента Республики Казахстан, законодательных и иных нормативных правовых документах по вопросам обеспечения военной безопасности, программных документах развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований.
      Республика Казахстан, подтверждая свою приверженность целям поддержания международной безопасности и всеобщего мира, предотвращения военных конфликтов, будет последовательно выполнять все основные положения Военной доктрины, строго и неукоснительно соблюдать Устав ООН, нормы и принципы международного права.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.