Сноска. Постановление Правительства РК от 9 августа 2007 г. N 682 утратил силу постановлением Правительства РК от 5 декабря 2007 г. N 1185 .
Правительство Республики Казахстан
ПОСТАНОВЛЯЕТ
:
внести на рассмотрение Президента Республики Казахстан проект Указа Президента Республики Казахстан "О Государственной программе по обеспечению свободы вероисповедания и совершенствованию государственно-конфессиональных отношений в Республике Казахстан на 2007-2009 годы".
Премьер-Министр
Республики Казахстан
О Государственной программе по обеспечению
свободы вероисповедания и совершенствованию
государственно-конфессиональных отношений в
Республике Казахстан на 2007-2009 годы
В соответствии с подпунктом 8)
статьи 44
Конституции Республики Казахстан и в целях совершенствования государственно-конфессиональных отношений в Республике Казахстан
ПОСТАНОВЛЯЮ
:
1. Утвердить прилагаемую Государственную программу по обеспечению свободы вероисповедания и совершенствованию государственно-конфессиональных отношений в Республике Казахстан на 2007-2009 годы (далее - Программа).
2. Правительству Республики Казахстан в месячный срок разработать и утвердить план мероприятий по реализации Программы.
3. Центральным и местным исполнительным органам, а также государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, принять меры по реализации Программы.
4. Министерству юстиции Республики Казахстан один раз в полугодие не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в Администрацию Президента Республики Казахстан и Правительство Республики Казахстан информацию о ходе реализации Программы.
5. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Правительство Республики Казахстан.
6. Настоящий Указ вводится в действие со дня подписания.
Президент
Республики Казахстан
УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента Республики Казахстан
от "__" _____ 2007 года N__
Государственная программа по обеспечению свободы
вероисповедания и совершенствованию
государственно-конфессиональных отношений в
Республике Казахстан на 2007-2009 годы
Астана, 2007 года
1. Паспорт Программы
2. Введение
3. Анализ современного состояния проблемы
4. Цель и задачи Программы
5. Основные направления и механизмы реализации Программы
5.1 Развитие взаимодействия государства и религиозных объединений
в новых общественно-политических условиях
5.2 Разработка и осуществление комплекса
информационно-просветительских и организационных мер,
направленных на гармонизацию межконфессиональных
отношений, профилактику проявлений религиозного экстремизма
5.3 Совершенствование системы мониторинга, анализа и
прогнозирования религиозной ситуации, организация
научно-исследовательской и методической работы
5.4 Повышение уровня религиоведческой и правовой подготовки
государственных служащих и священнослужителей
6. Необходимые ресурсы и источники финансирования
7. Ожидаемый результат от реализации Программы
Наименование
Государственная программа по обеспечению
Программы
свободы вероисповедания и совершенствованию
государственно-конфессиональных отношений в
Республике Казахстан на 2007-2009 годы
Основание для
Послания Президента Республики Казахстан
разработки
Назарбаева Н.А. народу Казахстана от 1 марта
2006 года "
Казахстан на пороге
нового
рывка вперед в своем развитии" и от 28
февраля 2007 года "
Новый Казахстан
в новом
мире";
постановление
Правительства Республики
Казахстан от 25 августа 2006 года N 822 "О
Среднесрочном плане социально-экономического
развития Республики Казахстан на 2007-2009
годы (второй этап)";
постановление
Правительства Республики
Казахстан от 20 апреля 2007 года N 319 "Об
утверждении Плана мероприятий по исполнению
Общенационального плана основных направлений
(мероприятий) по реализации ежегодных
посланий Главы государства народу Казахстана
и Программы Правительства Республики
Казахстан на 2007-2009 годы"
Разработчик Министерство юстиции Республики Казахстан
Цель
Совершенствование государственной
Программы
политики по обеспечению права граждан на
свободу вероисповедания
Задачи
Укрепление взаимопонимания, терпимости
Программы
между религиозными объединениями различных
вероисповеданий и их взаимодействия с
государством;
развитие социального сотрудничества
между государственными органами и
религиозными объединениями;
совершенствование системы мониторинга,
анализа и прогнозирования религиозной
ситуации;
проведение прикладных научных
исследований в области религии;
совершенствование законодательства в
области реализации прав граждан на свободу
вероисповедания и деятельности религиозных
объединений;
повышение уровня религиоведческой и
правовой грамотности государственных
служащих
Сроки
2007-2009 годы
реализации
Источники
На реализацию Программы потребуется
финансирования
финансирование из республиканского бюджета в
размере 219 млн. тенге, в том числе: 2007
год - 68,1 млн. тенге, 2008 год - 72,9 млн.
тенге, 2009 год - 78 млн. тенге.
Объемы расходов по мероприятиям,
финансируемым за счет средств
республиканского и местных бюджетов, будут
ежегодно уточняться при формировании
республиканского и местных бюджетов на
соответствующий финансовый год
Ожидаемый
Реализация Программы в 2007-2009 годах
результат
обеспечит:
стабильность религиозной ситуации,
межконфессиональную толерантность;
сокращение количества нарушений
законодательства о свободе вероисповедания и
конфликтов на религиозной почве в процентном
соотношении к предыдущему периоду;
увеличение на 1,2 % количества
религиозных объединений, прошедших
государственную или учетную регистрацию;
разработку форм социального
сотрудничества между государственными
органами и религиозными объединениями;
усовершенствование системы мониторинга,
анализа и прогнозирования религиозной
ситуации;
формирование информационного банка данных
о религиозных объединениях, действующих в
Республике Казахстан;
создание научно-методической базы,
обеспечивающей основу государственной
политики в религиозной сфере;
повышение квалификации государственных
служащих, занимающихся вопросами
взаимодействия с религиозными объединениями,
а также религиоведческой и правовой
грамотности населения;
усовершенствование законодательства в
области реализации прав граждан на свободу
вероисповедания и деятельности религиозных
объединений;
повышение качества и количества
религиоведческих экспертиз объектов
религиозного содержания и контроль за
недопущением ввоза, изготовления и
распространения на территории страны
религиозной продукции экстремистского
содержания;
усиление информационно-просветительской
работы, направленной на реализацию прав на
свободу вероисповедания, гармонизацию
межконфессиональных отношений и профилактику
религиозного экстремизма;
проведение 9 социологических
исследований и 3 мониторингов по вопросам
религиозной ситуации в стране;
реализацию прикладных научных проектов;
проведение 4 республиканских, 8
региональных, 4 международных и ряда
областных конференций и семинаров-совещаний
по вопросам государственно-конфессиональных
отношений;
выпуск 12 номеров
информационно-аналитического бюллетеня
"Религия и право" общим тиражом 18 тысяч
экземпляров;
издание 15 наименований специальной
научной литературы, справочников,
методических пособий, словарей по вопросам
религий общим тиражом 52 тысячи экземпляров;
создание 6 видеофильмов и 6 видеороликов
о государственно-конфессиональных отношениях;
организацию работы 15
агитационно-пропагандистских групп по
вопросам пропаганды государственной политики
в области обеспечения права граждан на
свободу вероисповедания;
улучшение качества опубликованных в СМИ
материалов по системному освещению
актуальных вопросов
государственно-конфессиональных отношений;
активизацию участия неправительственных
объединений в информационно-пропагандистской
работе по профилактике религиозного
экстремизма.
Необходимость разработки Государственной программы по обеспечению свободы вероисповедания и совершенствованию государственно-конфессиональных отношений в Республике Казахстан на 2007-2009 годы (далее - Программа) обусловлена демократическими преобразованиями, произошедшими в республике за годы независимости, изменениями структуры конфессионального пространства страны, актуальностью вопросов совершенствования отношений между государственными органами и религиозными объединениями, а также дальнейшей гармонизации межконфессиональных отношений.
В основе Программы лежат идеи, обозначенные Президентом Республики Казахстан Назарбаевым Н.А. в посланиях от 1 марта 2006 года "Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии" и от 28 февраля 2007 года "Новый Казахстан в новом мире".
Кроме того, данная Программа разработана в соответствии с постановлениями Правительства Республики Казахстан от 25 августа 2006 года N 822 "О Среднесрочном плане социально-экономического развития Республики Казахстан на 2007-2009 годы (второй этап)" и от 20 апреля 2007 года N 319 "Об утверждении Плана мероприятий по исполнению Общенационального плана основных направлений (мероприятий) по реализации ежегодных посланий Главы государства народу Казахстана и Программы Правительства Республики Казахстан на 2007-2009 годы".
Предлагаемый Программой комплекс мер нацелен на обеспечение конституционного права граждан на свободу вероисповедания, развитие системы взаимоотношений государственных органов с религиозными объединениями, укрепление толерантного сознания граждан, развитие духовных ценностей общества, обеспечение научного подхода к анализу и прогнозированию тенденций развития религиозной ситуации.
Программа предполагает выработку предложений по совершенствованию законодательства о свободе вероисповедания и религиозных объединениях, разработку информационно-просветительских и организационных мер, направленных на гармонизацию межконфессиональных отношений, профилактику религиозного экстремизма.
В целом Программа определяет стратегию, основные направления, задачи и механизмы реализации государственной политики в сфере обеспечения свободы вероисповедания.
3. Анализ современного состояния проблемы
Казахстан является поликонфессиональным государством. Значительное расширение и трансформация конфессионального пространства страны произошли в течение последних 15 лет с момента обретения республикой независимости. За этот период значительно вырос уровень религиозности населения, более чем в пять раз увеличилось число религиозных объединений. Если на 1 января 1990 года в Казахстане действовало 671 религиозное объединение, представляющее 10-15 конфессий, то к началу 2007 года их числе выросло до 3783, представляющих свыше 40 конфессий и деноминаций.
Количество религиозных объединений исламского вероисповедания выросло с 46 до 2144, русской православной церкви с 62 до 270, римско-католической церкви с 42 до 95, протестантских направлений с 521 до 1147. Кроме того, в республике действуют 27 религиозных объединений, представляющих иудаизм, 4 - буддизм, 49 - нетрадиционные для Казахстана конфессии, а также 33 благотворительных религиозных фонда и другие общества.
С учетом конфессионального многообразия межконфессиональный диалог и согласие были определены одними из основных приоритетов государственной политики в религиозной сфере, базирующейся на следующих принципах.
Во-первых, законодательное и институциональное обеспечение права граждан на свободу совести и вероисповедания. Этот принцип закреплен в Конституции страны, запрещающей любые формы дискриминации по конфессиональному признаку. Необходимые правовые основы для беспрепятственного функционирования религиозных объединений заложены в
Законе
Республики Казахстан "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях".
Во-вторых, создание государством равных условий для реализации конфессиями своих функций. Эта позиция также нашла четкое отражение на законодательном уровне. Согласно Закону Республики Казахстан "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях" религиозные объединения отделены от государства, государство не вмешивается в дела религиозных объединений, никакая религия или религиозные объединения не пользуются никакими преимуществами по отношению к другим.
В-третьих, стимулирование межконфессионального диалога в Казахстане. Наш опыт межконфессионального диалога получил признание и поддержку у лидеров мировых религий. Результатом этого стало проведение в столице Казахстана двух съездов лидеров мировых и традиционных религий.
В целом в республике сформирована законодательная база, регулирующая взаимодействие государства с религиозными объединениями. Государство, следуя принципу равенства религиозных объединений перед законом, создает для них общее правовое поле, в рамках которого они имеют одинаковые возможности и ограничения своей деятельности.
Конституционный принцип светского характера государства реализуется через четкое разделение сфер компетенции и функций государства и религиозных объединений. В то же время религия является важнейшей сферой жизни общества, и государство не может не взаимодействовать с религиозными объединениями.
Практика выстраивания государственно-конфессиональных отношений в республике, а также изучение опыта стран СНГ (Азербайджана, Киргизии, России, Таджикистана, Узбекистана, Украины) и дальнего зарубежья (Турции, Королевства Саудовская Аравия) показывает, что взаимодействие государственных органов с религиозными объединениями намного эффективнее при наличии как государственного уполномоченного органа по делам религий, так и консультативно-совещательных органов, с участием представителей различных конфессий.
В Казахстане различные формы взаимодействия с религиозными объединениями осуществляются органами власти разных уровней: Главой государства и высшими органами законодательной и исполнительной власти, отдельными министерствами и ведомствами, местными исполнительными органами.
В декабре 2005 года был создан Комитет по делам религий Министерства юстиции Республики Казахстан, осуществляющий в пределах своей компетенции реализационные и контрольные функции в сфере обеспечения права граждан на свободу вероисповедания, взаимодействия государства с религиозными объединениями.
Продолжают свою деятельность советы по связям с религиозными объединениями, образованные в 2000 году при Правительстве Республики Казахстан и акиматах областей, городов Астаны, Алматы.
В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства, советы, в состав которых входят представители религиозных объединений и неправительственных организаций, ученые и работники государственных органов не обладают исполнительно-распорядительными функциями и действуют как консультативно-совещательные органы.
Руководители крупных религиозных центров и объединений входят также в состав республиканской и малых Ассамблей народа Казахстана, Комиссию по правам человека при Президенте Республики Казахстан.
Для организации системного мониторинга и анализа, проведения качественных научных исследований в области религии создан Научно-исследовательский и аналитический центр по вопросам религии Министерства юстиции Республики Казахстан.
Религиозная ситуация в Республике Казахстан остается стабильной. Продуманная и целенаправленная государственная политика позволила избежать возможные в условиях поликонфессионального общества конфликты на религиозной почве. Немаловажную роль в этом сыграл и традиционно высокий уровень толерантности казахстанского общества.
В то же время в данной сфере имеется ряд проблемных вопросов, требующих пристального внимания и государственного решения.
Определенную напряженность межконфессиональных отношений вызывает активизация деятельности нетрадиционных религиозных объединений, направленная на вовлечение в свои ряды граждан Казахстана, особенно молодежи. Их социальная опасность заключается в том, что, провозглашая и реализуя свои цели, они посягают на свободу личности, не учитывают сложившиеся в обществе культурные и духовные традиции, а также нормы законодательства.
Одним из факторов дестабилизации межконфессиональных отношений в республике является распространение экстремизма и терроризма. Зачастую экстремистские идеи облекаются в религиозную оболочку, их носителями становятся отдельные религиозные организации, имеющие разнообразный конфессиональный спектр.
Предпосылками возникновения осложнений религиозной ситуации в Казахстане могут стать следующие проблемы.
Во-первых, недостаточно скоординированная деятельность государственных органов, ответственных за реализацию государственной политики по обеспечению права граждан на свободу вероисповедания, особенно на местном уровне.
Во-вторых, несовершенный характер информационно-просветительской работы по противодействию любым формам религиозной дискриминации и религиозно-экстремистской идеологии.
При организации этой работы недостаточно охватывается образовательная сфера и учитывается специфика целевых аудиторий, что значительно снижает эффективность и результаты от ее проведения.
В-третьих, отсутствие системы при проведении государственными структурами мониторинга, анализа и прогнозирования религиозной ситуации, что не позволяет государственным органам получать необходимую качественную информацию о религиозной ситуации, оценить степень возможных угроз в религиозной сфере. Подобная ситуация препятствует профилактике причин конфликтных ситуаций, особенно на их ранней стадии.
В-четвертых, недостаточный уровень религиоведческой и правовой подготовки государственных служащих, взаимодействующих с религиозными объединениями. Это проявляется в незнании типологии религиозных объединений, особенностей вероучений и религиозной практики.
В-пятых, недостаточно эффективная правовая регламентация миссионерской деятельности, распространения продукции религиозного содержания, лицензирования деятельности духовных организаций образования, отсутствие однозначных критериев для юридических лиц, обладающих правом занятия религиозной практикой.
Такое положение становится причиной того, что ряд религиозных структур осуществляет свою деятельность без регистрации или под эгидой нерелигиозных общественных объединений и различных фондов. Без каких-либо выходных данных и обозначения конфессиональной принадлежности повсеместно распространяется религиозная и околорелигиозная литература. Имеют место нарушения, связанные с осуществлением миссионерской деятельности, особенно со стороны иностранных граждан.
Разработка предложений о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам свободы вероисповедания и религиозных объединений с учетом международных стандартов и сложившихся национально-культурных традиций народа Казахстана предусмотрена Планом мероприятий по реализации Концепции развития гражданского общества в Республике Казахстан на 2006-2011 годы, утвержденным
постановлением
Правительства Республики Казахстан от 30 сентября 2006 года N 953.
Совершенствование государственно-конфессиональной политики, ее эффективность будут зависеть от учета и решения обозначенных проблемных вопросов, что позволит государству наиболее полно реализовать свои социальные функции по обеспечению права граждан на свободу вероисповедания.
Подобный подход государства должен вызывать у религиозных объединений соответствующее понимание, выраженное в неукоснительном соблюдении норм законодательства и толерантном отношении к религиозному, культурному и иному многообразию казахстанского общества.
4. Цель и задачи реализации Программы
Целью Программы является совершенствование государственной политики по обеспечению права граждан на свободу вероисповедания.
Основными задачами Программы определены:
укрепление взаимопонимания, терпимости между религиозными объединениями различных вероисповеданий и их взаимодействия с государством;
развитие социального сотрудничества между государственными органами и религиозными объединениями;
совершенствование системы мониторинга, анализа и прогнозирования религиозной ситуации;
проведение прикладных научных исследований в области религии;
совершенствование законодательства в области реализации прав граждан на свободу вероисповедания и деятельности религиозных объединений;
повышение уровня религиоведческой и правовой грамотности кадров государственных служащих.
Реализация Программы позволит разработать направления социального сотрудничества государства с религиозными объедениями; осуществить прогнозирование религиозной ситуации на основе системного подхода и единых параметров; создать унифицированный банк данных о религиозных объединениях; подготовить предложения по внесению изменений в законодательство; принять меры по повышению квалификации государственных служащих, занимающихся вопросами религиозной сферы; повысить религиозную грамотность населения и уровень религиозной толерантности.
На основе анализа результатов, полученных в ходе реализации Программы, будет спланирована дальнейшая работа в области совершенствования государственной политики по обеспечению права граждан на свободу вероисповедания.
5.1. Развитие взаимодействия государства и религиозных
объединений в новых общественно-политических условиях
Перспективными направлениями в развитии партнерских отношений между государством и религиозными объединениями будет совместная реализация социально значимых программ, использование духовных ценностей традиционных религий для укрепления морально-нравственных устоев общества, развитие межрелигиозного диалога, создание климата взаимопонимания между представителями различных конфессий, обеспечение внутриполитической стабильности общества.
Отношения государства и религиозных объединений в сфере образования, культуры, социального служения должны основываться на базе существующего законодательства, с учетом отечественного и зарубежного опыта.
Развитие взаимодействия государства и религиозных объединений в области образования предусматривает:
оказание государственной поддержки преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными объединениями;
обеспечение лицензирования деятельности духовных организаций образования и контроль за соблюдением ими действующего законодательства.
В сфере культуры взаимодействие государства и религиозных объединений должно быть направлено на поддержание сотрудничества между последователями различных конфессий, а также между ними и неверующими гражданами в творчестве, сохранении культурного наследия.
Значительная часть имущества культового назначения имеет статус памятников истории и культуры, является составной частью музейного, библиотечного или архивного фондов. Правовое регулирование положения данных объектов в законодательстве о культуре должно учитывать их особый характер как предметов богослужения или религиозных святынь.
В связи с этим следует осуществить следующие меры:
обеспечить совершенствование правовой основы отношений государства и религиозных объединений по вопросам владения, сохранности и доступности памятников культового искусства;
рассмотреть вопрос о возможности приобретения в собственность государства предметов культового искусства, представляющих историческую, религиозную и культурную ценность.
Социальное служение всегда было приоритетной сферой деятельности религиозных объединений, в которой ими накоплен огромный опыт. На паритетных отношениях между государственными органами и религиозными объединениями могут решаться такие социальные проблемы как восстановление системы нравственных ориентиров общества, борьба с наркоманией, алкоголизмом, распространением СПИДа и ВИЧ-инфекции, детской, подростковой преступностью и беспризорностью, ослаблением семейно-брачного института.
Особый статус имеет взаимодействие государства и религиозных объединений в специальных медицинских учреждениях и местах лишения свободы, где находятся лица, чьи права и свободы ограничены.
В целях реализации права на свободу вероисповедания государственные органы будут принимать меры для наиболее полного обеспечения возможности граждан, находящихся в изоляции, удовлетворять их религиозные потребности, получать и пользоваться религиозной литературой, предметами религиозного назначения, осуществлять религиозные обряды.
Создавая условия религиозным объединениям для их благотворительной деятельности и социального служения, государство вправе требовать от религиозных объединений не злоупотреблять нуждами малоимущих граждан в целях насаждения, либо изменения их религиозных убеждений.
Формирование единой государственной политики в сфере обеспечения свободы вероисповедания возможно только при наличии единой подчиненности и координации деятельности по данным вопросам. Необходимо совершенствовать структуру и деятельность уполномоченного государственного органа по делам религий и его территориальных подразделений.
Реализация данной Программы станет первым шагом к достижению системного и комплексного подхода к взаимодействию центральных и местных органов власти, уполномоченного органа по делам религий, советов по связям с религиозными объединениями всех уровней, а также неправительственных организаций с религиозными объединениями.
5.2. Разработка и осуществление комплекса
информационно-просветительских и организационных мер,
направленных на гармонизацию межконфессиональных отношений,
профилактику проявлений религиозного экстремизма
В целях профилактики возникновения конфликтов на религиозной почве и распространения религиозного экстремизма будут приняты меры по организации комплексной информационно-просветительской работы по формированию у населения базовых знаний в сфере религии.
Причиной возникновения подобных конфликтов зачастую является низкий уровень религиозной грамотности основной массы казахстанцев, позволяющий манипулировать сознанием человека и вовлекать граждан в деструктивные религиозные культы. Поэтому информационно-просветительская работа должна быть нацелена на раскрытие антисоциальной сущности религиозно-экстремистских учений, информирование граждан о деструктивных культах, формирование установок религиозной толерантности.
Огромный потенциал в этом направлении имеют средства массовой информации, являющиеся не только каналом выражения, но и мощным средством формирования общественного мнения.
В целях использования возможностей СМИ в информационно-просветительской и разъяснительной работе, а также привлечения к ней журналистского сообщества планируется:
проводить информационно-просветительскую и разъяснительную работу в рамках государственного заказа;
рассмотреть вопрос о создании отделов и назначении специальных корреспондентов по вопросам религии в редакциях государственных печатных и электронных СМИ;
обеспечить в рамках государственного заказа в республиканских и местных СМИ создание постоянных рубрик, циклов теле- и радио передач по вопросам обеспечения свободы вероисповедания и профилактики религиозного экстремизма;
организовать семинары-тренинги для журналистов, специализирующихся по религиозной тематике, и постоянные консультации для пресс-служб религиозных объединений в целях оказания им практической и методической помощи;
провести республиканские и местные конкурсы среди журналистов на лучшую статью, теле- и радиопередачу о межконфессиональном согласии, свободе вероисповедания и профилактике религиозного экстремизма.
Для пропаганды религиоведческих знаний будет издаваться информационно-аналитический бюллетень "Религия и право". Предусмотрено также создание видеофильмов о религиях Казахстана, содержание которых ориентировано на укрепление межэтнического и межконфессионального согласия, формирование чувства казахстанского патриотизма, реализацию посланий Президента Республики Казахстан и решений съездов лидеров мировых и традиционных религий, пропаганду идеи Дня духовного согласия, имиджа Астаны как духовной столицы, профилактику религиозного экстремизма и формирование толерантного поведения у различных социальных групп.
В целях реализации инициатив, озвученных Главой государства на втором Съезде лидеров мировых и традиционных религий, будут организованы лекции и встречи с лидерами зарубежных и республиканских религиозных центров, с последующим освещением их выступлений в СМИ.
Агитационно-пропагандистские группы, сформированные из ученых, представителей государственных органов и религиозных объединений, будут проводить во всех регионах страны мероприятия по пропаганде государственной политики в сфере свободы вероисповедания и повышению религиоведческой грамотности населения.
Предусмотрено проведение ряда международных и республиканских конференций по вопросам консолидации казахстанского общества, изучения зарубежного опыта гармонизации межконфессиональных отношений, профилактики религиозного экстремизма.
Информационно-просветительская работа будет иметь практический характер и комплексный подход, учитывать различные слои населения, целевые аудитории, специфику регионов.
5.3. Совершенствование системы мониторинга, анализа и
прогнозирования религиозной ситуации, организация
научно-исследовательской и методической работы
В условиях динамично меняющейся структуры конфессионального пространства и возрастания угрозы религиозного экстремизма выстраивание эффективной государственной политики в сфере свободы вероисповедания невозможно без глубокого анализа и качественного прогноза тенденций развития данной сферы.
В этих целях предусмотрено совершенствование системы мониторинга религиозной ситуации, его осуществление по единой схеме во всех регионах страны. Мониторинг и анализ тенденций в религиозной сфере будет основываться на результатах глубоких научных исследований, предусматривающих изучение сущности религии, механизмов формирования религиозного сознания, особенностей психологии верующих и мотивации их социального поведения.
Объектом исследования должны выступать также роль религии в истории развития народа Казахстана, степень религиозности разных слоев и социальных групп населения республики, специфика действующих конфессий, традиции их взаимоотношений с государством, связи со своими единоверцами за рубежом, политика их зарубежных духовных центров и т.д.
Важное место в организации этой работы отводится Научно-исследовательскому и аналитическому центру по вопросам религии Министерства юстиции, который будет осуществлять:
информационно-аналитическое и научно-методологическое обеспечение деятельности государственных органов, организаций и граждан по вопросам религии;
анализ и прогнозирование развития религиозной ситуации в стране;
проведение прикладных научных и социологических исследований в области религии, направленных на выработку практических рекомендаций;
издание учебно-методической литературы и информационных бюллетней, а также проведение обучающих и специальных семинаров.
К данной работе будут привлекаться также независимые исследовательские организации и эксперты. Результаты проводимых исследований послужат основой аналитического обеспечения деятельности государственных органов, занимающихся вопросами религии.
5.4. Повышение уровня религиоведческой и правовой подготовки
государственных служащих и священнослужителей
Решение задач государственной политики в сфере религии требует создания системы религиоведческого образования, начиная со школы и заканчивая подготовкой государственных служащих и специалистов высшей квалификации в этой области.
Религиоведческое образование должно стать важной интегральной частью современного гуманитарного знания, охватить образовательные и профессиональные школы, вузы, аспирантуру и докторантуру.
Для этого в государственной системе образования и воспитания:
будут разработаны дисциплины и курсы, имеющие религиоведческую и культурологическую направленность;
в учебные программы организаций образования внедрены методики по формированию принципов толерантного поведения, профилактики ксенофобии и религиозного экстремизма;
внесены предложения по оптимизации количества обучающихся по специальности "Религиоведение" и улучшению качества их подготовки;
разработаны государственные стандарты по специальности "Теология".
В настоящее время в системе государственных органов наблюдается острый дефицит квалифицированных специалистов-религиоведов, способных проводить всесторонний научный анализ религиозной сферы, деятельности религиозных объединений, осуществлять качественную религиоведческую экспертизу.
В этой связи основной задачей религиоведческой подготовки и переподготовки является повышение квалификации государственных служащих и работников бюджетной сферы в области истории и теории религии, правовых аспектов регулирования государственно-конфессиональных отношений, социально-психологических особенностей работы с верующими.
Для решения этой задачи будут приняты следующие меры:
в государственной системе подготовки и повышения квалификации кадров государственных служащих налажено издание учебно-методических пособий по религиоведческому и правовому просвещению;
на постоянной основе организованы курсы повышения квалификации государственных служащих и работников бюджетной сферы, реализующих государственную политику в области свободы вероисповедания;
обеспечено распространение научно-популярной и методической литературы на бумажных и электронных носителях;
проведены круглые столы, научно-практические конференции, семинары, циклы обучающих радио и телепередач, публикаций в СМИ.
Определенные негативные тенденции в сфере межконфессиональных отношений связаны с проблемами в области духовного образования. Рост числа религиозных объединений поставил все конфессии перед фактом острого дефицита кадров священнослужителей. В этих условиях они нередко вынуждены привлекать к богослужебной деятельности людей, имеющих не только недостаточный уровень богословской подготовки, но также низкий общеобразовательный уровень. Подобные факты негативно влияют на авторитет священнослужителей в среде верующих граждан, снижают эффективность их работы по профилактике религиозного экстремизма.
Решение данной проблемы связано, прежде всего, с повышением качества преподавания в действующих в республике религиозных учебных заведениях, совершенствованием механизма лицензирования образовательной деятельности духовных учебных заведений.
В целях повышения уровня правовой грамотности священнослужителей планируется организация циклов лекций на базе Научно-исследовательского и аналитического центра по вопросам религии Министерства юстиции Республики Казахстан, разработка информационно-аналитических и научно-методических пособий по вопросам государственно-конфессиональных отношений.
Совместно с руководством религиозных центров республики будут более углубленно изучены вопросы организации обучения казахстанских граждан в зарубежных теологических образовательных заведениях, где они могут попасть под влияние радикально-экстремистской идеологии и религиозных течений, основы которых противоречат Конституции и законодательству Республики Казахстан.
В целом принятые меры позволят повысить уровень компетентности различных категорий государственных служащих, работников учреждений образования, культуры, правоохранительных органов, общественных организации, а также священнослужителей в вопросах государственно-конфессиональных отношений.
Расширение кругозора и разносторонней образованности казахстанцев, их понимание роли и места религии в истории и культуре отдельных стран и народов будут способствовать воспитанию патриотизма, уважения к наследию своей страны, правам и свободам человека, религиозной и национальной терпимости.
6. Необходимые ресурсы и источники финансирования
На реализацию Программы потребуется финансирование из республиканского бюджета в размере 219 млн. тенге, в том числе: 2007 год - 68,1 млн. тенге, 2008 год - 72,9 млн. тенге, 2009 год - 78 млн. тенге.
Объемы расходов по мероприятиям, финансируемым за счет средств республиканского и местных бюджетов будут ежегодно уточняться при формировании республиканского и местных бюджетов на соответствующий финансовый год.
7. Ожидаемый результат от реализации Программы
Реализация Программы в 2007-2009 годах обеспечит:
стабильность религиозной ситуации, межконфессиональную толерантность;
сокращение количества нарушений законодательства о свободе вероисповедания и конфликтов на религиозной почве в процентном соотношении к предыдущему периоду;
увеличение на 1,2 % количества религиозных объединений, прошедших государственную или учетную регистрацию;
разработку форм социального сотрудничества между государственными органами и религиозными объединениями;
усовершенствование системы мониторинга, анализа и прогнозирования религиозной ситуации;
формирование информационного банка данных о религиозных объединениях, действующих в Республике Казахстан;
создание научно-методической базы, обеспечивающей основу государственной политики в религиозной сфере;
повышение квалификации государственных служащих, занимающихся вопросами взаимодействия с религиозными объединениями, а также религиоведческой и правовой грамотности населения;
усовершенствование законодательства в области реализации прав граждан на свободу вероисповедания и деятельности религиозных объединений;
повышение качества и количества религиоведческих экспертиз объектов религиозного содержания и контроль за недопущением ввоза, изготовления и распространения на территории страны религиозной продукции экстремистского содержания;
усиление информационно-просветительской работы, направленной на реализацию прав на свободу вероисповедания, гармонизацию межконфессиональных отношений и профилактику религиозного экстремизма;
проведение 9 социологических исследований и 3 мониторингов по вопросам религиозной ситуации в стране;
реализацию прикладных научных проектов;
проведение 4 республиканских, 8 региональных, 4 международных и ряда областных конференций и семинаров-совещаний по вопросам государственно-конфессиональных отношений;
выпуск 12 номеров информационно-аналитического бюллетеня "Религия и право" общим тиражом 18 тысяч экземпляров;
издание 15 наименований специальной научной литературы, справочников, методических пособий, словарей по вопросам религий общим тиражом 52 тысячи экземпляров;
создание 6 видеофильмов и 6 видеороликов о государственно-конфессиональных отношениях;
организацию работы 15 агитационно-пропагандистских групп по вопросам пропаганды государственной политики в области обеспечения права граждан на свободу вероисповедания;
улучшение качества опубликованных в СМИ материалов по системному освещению актуальных вопросов государственно-конфессиональных отношений;
активизацию участия неправительственных объединений в информационно-пропагандистской работе по профилактике религиозного экстремизма.