Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 14.04.2010 № 302.
Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию дальнейшего совершенствования рыночных отношений в электроэнергетике Республики Казахстан (далее - Концепция).
2. Министерству энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан, центральным исполнительным и заинтересованным государственным органам принять необходимые меры по реализации положений, предусматриваемых Концепцией:
1) разработать и внести в Правительство Республики Казахстан в двухмесячный срок с момента принятия настоящего постановления согласованный в установленном порядке План мероприятий по реализации указанной Концепции;
2) руководствоваться настоящей Концепцией при выработке соответствующих решений и разработке программных и плановых документов.
3. Признать утратившими силу:
1) постановление Правительства Республики Казахстан от 18 февраля 2004 года № 190 "О мерах по дальнейшему развитию рыночных отношений в электроэнергетике Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 2004 г., № 9, ст. 107), кроме пункта 3;
2) постановление Правительства Республики Казахстан от 27 сентября 2004 года № 987 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 18 февраля 2004 года № 190" (САПП Республики Казахстан, 2004 г., № 35, ст. 466).
4. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казaхстан К. Масимов
Одобрена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 3 апреля 2009 года № 465
Концепция
дальнейшего совершенствования рыночных отношений
в электроэнергетике Республики Казахстан
Введение
Концепция дальнейшего совершенствования рыночных отношений в электроэнергетике Республики Казахстан разработана в целях определения основных направлений рыночных преобразований в электроэнергетике на среднесрочный период с 2009 года и последующие годы.
Целями совершенствования рыночных отношений в электроэнергетике являются:
1) повышение эффективности функционирования отрасли электроэнергетики и создания условий по привлечению инвестиций для строительства новых и модернизацию действующих мощностей;
2) создание прозрачного конкурентного ценообразования на оптовом и розничном рынках электрической энергии;
3) создание необходимой для функционирования рынка информационно-технической инфраструктуры;
4) расширение рынка электрической энергии путем:
создания условий для работы на конкурентном рынке электрической энергии потребителей мощностью более 1 мегаватт, подключенных к региональным распределительным сетям;
создания условий для участия региональных электростанций на рынке централизованной торговли;
создания эффективного балансирующего рынка и повышения ликвидности спот-рынка электрической энергии;
5) обеспечение безопасности энергоснабжения потребителей на долгосрочный период, создание условий для привлечения инвестиций в восстановление и развитие электроэнергетического потенциала страны и создание рынка мощности;
6) участие в формировании межгосударственного открытого и конкурентного электроэнергетического рынка стран Содружества Независимых Государств (далее - СНГ), Евразийского Экономического Сообщества (далее - ЕврАзЭС), Единого Экономического Пространства, работа в параллельном режиме с энергосистемами сопредельных государств.
Достижение этих целей требует разработки комплекса мер, обеспечивающих эффективное функционирование рынка электрической энергии в Республике Казахстан на основе соблюдения баланса интересов энергетических предприятий и потребителей, установления прозрачных механизмов взаимоотношений между субъектами рынка.
1. Существующая структура и состояние электроэнергетики
В результате проведенных рыночных преобразований в электроэнергетике сложилась следующая организационно-технологическая структура:
1) пятьдесят девять энергопроизводящих организаций осуществляют производство и продажу электрической энергии оптовым потребителям и энергоснабжающим организациям. Из пятидесяти девяти энергопроизводящих организаций семь имеют подключение только к сетям Системного оператора, девять к сетям Системного оператора и сетям региональных электросетевых компаний (далее - РЭК), а остальные - только к сетям РЭК. Кроме того, одиннадцать энергопроизводящих организаций входят в состав крупных промышленных компаний и осуществляют для них производство и поставку электрической энергии;
2) Системный оператор выполняет функции по передаче электрической энергии по сетям межрегионального и межгосударственного уровня напряжением 110-500 кВ, а также функции по организации балансирования производства-потребления электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению единой энергосистемой Казахстана (далее - ЕЭС Казахстана);
3) двадцать одна региональная электросетевая компания осуществляет передачу и распределение электрической энергии на региональном уровне по сетям напряжением 0,4-220 кВ;
4) оптовые и розничные потребители электрической энергии;
5) энергоснабжающие организации (далее - ЭСО) осуществляют покупку электрической энергии на оптовом рынке и на централизованных торгах и продают ее розничным потребителям, предприятиям коммунально-бытового обслуживания и населению;
6) пул резервов электрической мощности (далее - Пул РЭМ) - организация, созданная участниками оптового рынка электрической энергии, поддерживающая механизм резервирования электрической мощности, необходимой для покрытия аварийного дефицита электрической мощности участников рынка по отношению к их контрактным обязательствам;
7) оператор рынка централизованной торговли - организация, осуществляющая централизованные торги электрической энергии, включая спот-торги электрической энергии.
Единая энергетическая система Казахстана состоит из трех зон Северной, Южной и Западной. В конце 2008 года введена в эксплуатацию межрегиональная линия электропередачи 500 кВ "Северный Казахстан - Актюбинская область", соединяющая Актюбинский энергоузел с ЕЭС Казахстана.
В октябре 2008 года введена в эксплуатацию участок ВЛ 500 кВ ЮКГРЭС - Шу протяженностью 248 километров в рамках реализации первого этапа проекта "Строительство второй линии электропередачи 500 кВ транзита Север - Юг Казахстана". Соединение ПС Шу-500 и ЮКГРЭС позволило дополнительно поставлять в энергодефицитную Южную зону 100 МВт. В конце 2009 года, с полным завершением проекта, объем передачи электрической энергии в южном направлении возрастет до 1350 МВт.
В результате ограничения пропускной способности линий электропередачи в осенне-зимний период в южной зоне Казахстана потребность в электрической энергии покрывается за счет использования собственных производственных мощностей энергопроизводящих организаций с более высокой стоимостью электрической энергии.
Действующим законодательством страны обеспечен свободный недискриминационный доступ к электрическим сетям и предоставлено право хозяйствующим субъектам самостоятельно заключать договоры с энергопроизводящими организациями по закупке электрической энергии, в том числе из-за пределов Республики Казахстан.
В Казахстане создан и функционирует рынок электрической энергии, состоящий из двух уровней - оптового рынка и розничного рынка электрической энергии.
Отношения между субъектами оптового рынка по купле-продаже электрической энергии и ее передаче оформляются:
1) договорами купли-продажи электрической энергии между покупателями и продавцами на децентрализованном рынке и сделками на централизованных торгах;
2) договором на передачу электрической энергии, заключаемым покупателем электрической энергии (в отдельных случаях - продавцом электрической энергии) с Системным оператором. При необходимости передачи электрической энергии через электрические сети регионального уровня дополнительно заключается договор на передачу с РЭК.
Отношения между субъектами розничного рынка оформляются договором о купле-продаже электрической энергии.
Услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере естественной монополии и тарифы на них устанавливаются регулирующим органом. В настоящее время для определения тарифов на передачу электрической энергии используются следующие методики:
1) для передачи электрической энергии по электрическим сетям Системного оператора устанавливаются зональные тарифы, имеющие зависимость от дефицитности зоны и пропускной способности внутри зоны и между зонами;
2) для передачи по электрическим сетям РЭК устанавливаются тарифы "на вход", определяемые как соотношение затрат и нормируемой прибыли к полезному отпуску электрической энергии.
2. Оценка существующих проблем на рынке электрической энергии
Оптовый рынок электрической энергии
К настоящему времени оптовый рынок электрической энергии функционирует в секторах децентрализованного рынка электрической энергии, рынка системных и вспомогательных услуг и рынка централизованной торговли электрической энергии. С 1 января 2008 года запущен четвертый сектор оптового рынка - балансирующий рынок в режиме "реального времени". Данный рынок в течение 2009 года будет работать в имитационном режиме.
На рынке децентрализованной энергии субъекты рынка электрической энергии путем проведения переговоров или тендерных процедур заключают двусторонние договора купли-продажи электрической энергии, в которых оговаривают объем поставок электрической энергии на период действия договора, устанавливают договорную цену и условия оплаты электрической энергии. Объем рынка децентрализованной торговли занимает около 90 процентов поставок электрической энергии на оптовом рынке электрической энергии.
Рынок централизованной торговли электрической энергии представляет собой централизованную торговую площадку, на которой субъекты рынка осуществляют посредством торговой системы сделки купли-продажи электрической энергии на долго-среднесрочный период (год, квартал, месяц, неделя), а также спот-сделки в режиме "за день вперед". Участие субъектов на рынке электрической энергии является добровольным, за исключением случаев, установленных Законом Республики Казахстан " Об электроэнергетике ". Объем рынка централизованной торговли занимает около 10 процентов от поставок электрической энергии на оптовом рынке, в том числе объемы спот-торгов в режиме "за день вперед" составляют менее 1 процента.
В соответствии с Концепцией дальнейшего развития рыночных отношений в электроэнергетике Республики Казахстан, одобренной постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 февраля 2004 года № 190, энергоснабжающие организации с четвертого квартала 2004 года должны были закупать на централизованных торгах до 50 процентов от общего объема закупок электрической энергии, а энергопроизводящие организации выставлять на торги соответствующие объемы. Таким образом, не удалось сформировать оптимальную структуру рынка электрической энергии. Существующее состояние рынка ограничивает возможности энергоснабжающих организаций и потребителей электрической энергии в получении преимуществ от конкурентного рынка. При сезонных изменениях цен на электрическую энергию на спот-рынке энергоснабжающие организации и потребители электрической энергии, заключив долгосрочные контракты в осенне-зимний период (период роста цен), не могут воспользоваться преимуществами рынка в весенне-летний период (период снижения цен).
С учетом анализа мирового развития рынков электрической энергии оптимальная структура должна быть сформирована в следующих пропорциях: большая часть электрической энергии (до 90 процентов) свободно закупается на децентрализованном и централизованном рынке, порядка 10 процентов в обязательном порядке должно приобретаться на спот-рынке. При этом до 5 процентов электрической энергии закупается на балансирующем рынке.
Отличие между рынком децентрализованной торговли и рынком централизованной торговли заключается в процедурах выбора партнеров и определении цены на электрическую энергию.
Ликвидность деятельности Пул РЭМ по формированию и предоставлению аварийных резервов мощности в дальнейшем будет снижаться за счет конкуренции с балансирующим рынком. При этом предполагается, что Пул РЭМ постепенно уйдет с рынка.
Основными нерешенными проблемами на оптовом рынке электрической энергии, сдерживающими его дальнейшее развитие, являются:
1) отсутствие оптимальной структуры рынка электрической энергии;
2) низкий уровень конкуренции между производителями электрической энергии из-за недостаточной развитости сетевого хозяйства и ограниченности пропускной способности линий электропередачи между зонами Казахстана;
3) излишняя зарегулированность субъектов рынка;
4) отсутствие на централизованных спот-торгах в режиме "за день вперед" механизма, обеспечивающего постоянное участие в торгах субъектов рынка;
5) отсутствие автоматизированных систем коммерческого учета электрической энергии (далее - АСКУЭ) в региональных электросетевых компаниях.
В связи с этим, оптовый рынок электрической энергии Казахстана в пределах электрических сетей Системного оператора сегментируется на зональные рынки, в границах электрических сетей РЭК сегментируется на региональные рынки. В каждом сегменте оптового рынка фактически между собой конкурирует от 2 до 5 энергопроизводящих организаций, и каждый сегмент оптового рынка представляет собой олигополию производителей.
Розничный рынок электрической энергии
На розничном рынке электрической энергии в РЭК отделены деятельность по покупке-продаже электрической энергии от деятельности по ее передаче и созданы ЭСО, в том числе гарантирующие поставщики электрической энергии (далее - ГПЭ). В настоящее время на основании публичных договоров ЭСО и ГПЭ осуществляют энергоснабжение потребителей, не желающих и/или не имеющих возможности самостоятельно покупать электрическую энергию на оптовом рынке.
Предполагалось, что в частном порядке будут созданы ЭСО, которые будут конкурировать с гарантирующими поставщиками и между собой за поставку электрической энергии розничным потребителям и таким образом будет обеспечена конкуренция на розничном рынке. Вместе с этим, не удалось создать конкуренцию между ЭСО, и на розничном рынке доминируют со 100 % долей ЭСО (ГПЭ), созданные региональными электросетевыми компаниями.
Деятельность электростанций с комбинированным типом производства электрической энергии и тепла, где производство тепловой энергии отнесено к сфере естественной монополий, а также ЭСО по электроснабжению регулируются в соответствии с законодательством о естественных монополиях и регулируемых рынках как субъекты, занимающие доминирующее положение на рынке электрической энергии.
В связи с этим, на розничном рынке основными проблемами, требующими своего решения, являются:
1) отсутствие конкуренции среди ЭСО в сфере поставки электрической энергии на розничном рынке конечным потребителям;
2) деятельность отдельных ЭСО на рынке электрической энергии, навязывающих перепродажу электрической энергии другим ЭСО;
3) незавершенность создания АСКУЭ на региональном уровне;
4) неразвитая система тарифообразования как по категориям потребителей, так и по зонам суток;
5) отсутствие современных приборов учета энергии у потребителей.
3. Надежность энергоснабжения и инвестиционные сигналы рынка
Нормативная правовая база Республики Казахстан в сфере обеспечения надежности энергоснабжения потребителей содержит положения и требования к обеспечению надежности в краткосрочном периоде, т.е. определены требования:
к резервам мощности, необходимым для балансирования процессов производства потребления;
к процессам предотвращения и ликвидации аварий и технологических нарушений работы энергетического оборудования.
Используемые системным оператором и субъектами электроэнергетики механизмы, обеспечивающие выполнение требований надежности энергоснабжения в краткосрочном периоде не позволяют получать производителям дополнительную прибыль и не дают ценовых сигналов для привлечения инвестиций.
В отличие от передовых мировых зарубежных энергосистем и энергетических рынков энергетическая система и рынок Казахстана не имеет требований по обеспечению надежности энергоснабжения в долгосрочном периоде. В частности требований по наличию и обеспечению генерирующими мощностями потребности нагрузки потребителей в Единой энергетической системе, а также рыночных механизмов, обеспечивающих выполнение этих требований.
В этих условиях обеспечение в долгосрочном периоде наличия достаточного уровня генерирующих мощностей и подача инвестиционных сигналов ложиться полностью на стоимость и цену электрической энергии, формируемую на казахстанском оптовом рынке, и обеспечивается через связь "рынок - цены - инвестиции - покрытие потребности в электрической энергии - рынок".
Из мировой практики известно, что рынок электрической энергии является наиболее инертным с точки зрения выработки инвестиционных сигналов. На это оказывают влияние следующие факторы:
1) электрическая энергия является интегрированным показателем мощности по времени;
2) в энергосистеме нагрузка (спрос) изменяется во времени в течение суток и в зависимости от сезона года;
3) в энергосистеме генерация (предложение) постоянно присутствует полная величина рабочей мощности энергетического оборудования.
Таким образом, получение инвестиционного сигнала и достаточного уровня прибыли для осуществления инвестиций субъекты электроэнергетики Казахстана получат только тогда, когда практически вся величина рабочей мощности энергетического оборудования будет востребована в течение всего времени суток вне зависимости от сезона года, а не только в отдельные часы, и уровень цены на электрическую энергию обеспечит рентабельность инвестиций.
Функционирование рынка электрической энергии при такой организации привело к появлению дефицита производственных мощностей в Казахстане, тогда как для успешного развития экономики страны требуется их опережающий рост в сравнении с ростом потребления электрической энергии.
Указанные выше проблемы не способствуют финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности отрасли, дальнейшему развитию и углублению рыночных отношений.
При этом изношенность основных фондов РЭКов и электростанций достигла критического предела, что уже в ближайшие годы может привести к самым серьезным негативным последствиям. Для предотвращения невосполнимого износа и выбытия основного оборудования электростанций и электрических сетей необходимо создать реальный механизм их восстановления.
В связи с этим для обеспечения развития производственных мощностей в энергосистеме Казахстана адекватных покрытию потребляемой нагрузки с учетом ее роста необходимы:
1) разработка стратегии развития отрасли и инвестиционной политики, направленной на обновление действующих активов и ввод новых генерирующих и передающих мощностей;
2) разработка и внедрение рыночных механизмов, обеспечивающих выполнение субъектами рынка требований надежности и безопасности энергоснабжения, а также вырабатывающих четкие инвестиционные сигналы. В мировой практике на передовых конкурентных рынках в качестве таких механизмов используются: рынок мощности, модель рынка с ценовыми всплесками;
3) разработка и установление требований по балансовой надежности и безопасности энергоснабжения потребителей в долгосрочном периоде;
4) требования к субъектам рынка, осуществляющим деятельность по производству и передаче электрической и тепловой энергии, по разработке планов технического перевооружения.
4. Развитие оптового рынка электрической энергии
Основные задачи дальнейшего развития рыночных отношений
Основными задачами развития оптового рынка электрической энергии являются:
1) установление требований по надежности и безопасности энергоснабжения потребителей в долгосрочном периоде и создание рынка мощности, обеспечивающего выполнение этих требований;
2) формирование оптимальной структуры рынка и повышение уровня конкуренции и продолжение работы по расширению границ оптового рынка электрической энергии путем:
упразднения технических и экономических барьеров, приводящих к сегментированию оптового рынка электрической энергии в пределах зон и сетей РЭК, а именно:
строительства линий электропередачи Север - Запад Казахстана и Север - Юг Казахстана;
совершенствования ценообразования на производство электрической энергии, передачу электрической энергии по электрическим сетям АО "KEGOC" и РЭК;
установления обязательной нормы продажи электрической энергии через централизованные спот-торги в режиме "за день вперед" для всех энергопроизводящих организаций и энергоснабжающих организаций;
создания Центрально-азиатской торговой площадки на базе оператора рынка централизованной торговли и привлечение субъектов электроэнергетики сопредельных стран на рынок централизованной торговли;
3) создание системы мониторинга и контроля по предотвращению злоупотреблений доминирующего положения субъектами рынка электрической энергии и соблюдением законодательства Республики Казахстан;
4) развитие рынка централизованной торговли электрической энергией путем расширения спектра услуг, оказываемых оператором рынка централизованной торговли;
5) создание информационно-технической инфраструктуры рынка электрической энергии.
5. Целевая модель рынка
Перспективная модель казахстанского рынка электрической энергии должна предусматривать два основных уровня: оптовый и розничный рынок электрической энергии.
1. Оптовый рынок электрической энергии, участниками которого являются все энергопроизводящие компании, потребители электрической энергии с присоединенной мощностью более 1 МВт, энергоснабжающие организации. Структура оптового рынка должна состоять из:
рынка децентрализованной торговли электрической энергией;
рынка централизованной торговли электрической энергией;
балансирующего рынка в режиме "реального времени";
рынка мощности;
рынка системных и вспомогательных услуг.
Мировой опыт и десятилетний период работы рынка электрической энергии Казахстана показывают, что суточный график поставки-потребления электрической энергии должен формироваться не более чем на 80 - 90 процентов за счет сделок, добровольно заключаемых субъектами рынка на децентрализованном рынке и на централизованных торгах электрической энергией по долго- и среднесрочным контрактам, обязательной покупки-продажи до 10 - 15 процентов электрической энергии на спот-торгах в режиме "за день вперед", участия в балансирующем рынке электрической энергии и рынке вспомогательных услуг. Данный подход позволит субъектам рынка формировать суточные графики поставки-потребления электрической энергии. На рынке будут регулярно определяться индикаторы текущей рыночной цены, используемые системным оператором для расчетов на балансирующем рынке и субъектами рынка в качестве ориентира при заключении договоров на децентрализованном рынке. Рынок электрической энергии Казахстана будет создан по образцу передовых мировых рынков электрической энергии, включая рынок электрической энергии России, и формирование его структуры будет завершено.
В связи с этим потребуется закрепление обязательных объемов купли-продажи электрической энергии на спот-торгах и рынке вспомогательных услуг.
2. Рынок мощности.
Электроэнергетическая отрасль является одной из базовых отраслей, которые составляют основу и обеспечивают функционирование экономики любого государства. Для устойчивого развития экономики необходимо создание условий для обеспечения в кратко, средне и долгосрочной перспективе наличия в ЕЭС Казахстана такого количества действующих генерирующих мощностей, которое достаточно для покрытия всего потребления электрической энергии в системе в любое время с соответствующими параметрами надежности и качества (включая резервы).
С целью повышения инвестиционной привлекательности электроэнергетической отрасли в конце 2008 года была принята модель рынка на основе предельных цен, утверждаемых для энергопроизводящих организаций.
В связи с этим, в ближайшие 3-4 года будет проведен анализ итогов функционирования рынка электрической энергии Казахстана в условиях применения предельных цен для энергопроизводящих организаций.
В последующем будет проводиться работа по созданию рынка мощности. Торговля мощностью позволит повысить надежность энергоснабжения и привлечь инвесторов в электроэнергетику, снизив их риски.
Создание рынка мощности будет осуществлено по мере ввода новых мощностей, реконструкции и модернизации действующих мощностей электрических станций, в достаточной степени обеспечивающих функционирование данного рынка.
3. Розничный рынок электрической энергии, участниками которого являются потребители электроэнергии с присоединенной мощностью менее 1 МВт и энергоснабжающие компании, осуществляющее им продажу электрической энергии в условиях конкуренции.
6. Расширение границ конкурентного оптового рынка
электрической энергии
Поэтапное расширение границ оптового рынка будет осуществляться путем создания условий для выхода субъектов рынка, подключенных к сетям РЭК со среднесуточной базовой мощностью потребления-поставки электрической энергии более 1 МВт, на оптовый рынок электрической энергии.
Основными условиями для расширения оптового рынка являются введение для энергопередающих организаций принципа формирования тарифов на передачу электрической энергии по сетям регионального уровня по методу сравнительного анализа (бенчмаркинг), создание АСКУЭ с возможностью передачи информации по цифровым каналам.
В результате энергопроизводящие организации со среднесуточной мощностью поставки-потребления более 1 МВт, подключенные к сетям РЭК получат возможность:
осуществлять поставку электрической энергии на оптовый рынок (потребителям, подключенным к сетям любой сетевой компаний);
осуществлять поставку электрической энергии конечным розничным потребителям (осуществлять функции энергоснабжения наряду с ЭСО).
ЭСО, подключенные к сетям РЭК со среднесуточной базовой мощностью потребления электрической энергии более 1 МВт, получат возможность:
осуществлять покупку электрической энергии на рынке электрической энергии как от электростанций оптового рынка, так и региональных электростанций, подключенным к сетям РЭК;
осуществлять поставку купленной на оптовом рынке электрической энергии конечным розничным потребителям при условии осуществления коммерческого учета для этих потребителей.
7. Организация информационно-технической системы
Для обеспечения функционирования рынка электрической энергии требуется наличие современной цифровой телекоммуникационной сети, обеспечивающей следующие функции:
1) диспетчерская и технологическая телефонная связь;
2) передача данных телеизмерений, телесигналов, команд телеуправления и телерегулирования в оперативно-информационных системах реального времени (SCADA);
3) передача данных в АСКУЭ;
4) передача данных в информационных системах, обеспечивающих работу:
рынка децентрализованной торговли электрической энергией;
рынка централизованной торговли электрической энергией;
балансирующего рынка;
рынка системных и вспомогательных услуг;
розничного рынка электрической энергии.
5) выход в Internet;
6) необходимый взаимообмен информацией с субъектами электроэнергетического рынка.
Направленность информационных потоков радиальная (от субъектов рынка к оператору, преимущественно по выделенным каналам) для технологической информации и широковещательная (через Internet) для информационных систем.
С целью обеспечения высокой степени надежности передачи информации требуется два независимых тракта входа в телекоммуникационную сеть для каждого субъекта.
Скорость передачи информационных пакетов в сети должна достигать 2 Мбит/сек и более.
Постоянно развивающаяся корпоративная информационная сеть Системного оператора является базовой информационной средой функционирования единой электроэнергетической системы Казахстана и в полной мере обеспечивает взаимодействие всех субъектов рынка, имеющих достаточный уровень развития информационных технологий.
Однако готовность поставщиков и потребителей электрической энергии к информационному взаимодействию на рынке еще остается довольно низкой, поэтому всем субъектам рынка необходимо в регламентные сроки, установленные уполномоченным органом, выполнить первоочередные мероприятия:
1) создать цифровую корпоративную информационную сеть;
2) создать автоматизированную систему коммерческого учета электрической энергии;
3) обеспечить защищенный от несанкционированного доступа выход в Internet;
4) при координации Системного оператора внедрить программное обеспечение перечисленных выше информационных систем.
Развитие информационного взаимодействия между субъектами должно способствовать созданию необходимых условий для развития добросовестной конкуренции на рынке электрической энергии, основанной на принципах прозрачности.
Объем представляемой субъектами электроэнергетического рынка информации и порядок информационного взаимодействия определяется регламентом и правилами рынков.
8. Совершенствование тарифообразования на рынке
электрической энергии
Для эффективного функционирования рынка электрической энергии тарифообразование должно способствовать развитию конкуренции и рыночных отношений и быть недискриминационным для участников рынка.
В Казахстане складывается тенденция к снижению надежности энергоснабжения потребителей, связанная с дефицитом в балансе производства и потребления электрической энергии.
В настоящее время тарифная политика в электроэнергетике формируется следующим образом:
цены в сфере производства (генерации) электрической энергии формируются в конкурентных условиях в зависимости от спроса и предложения по тарифам, не превышающим соответственно предельный, расчетный или индивидуальный тариф, за исключением случаев реализации на спот-торгах (не более десяти процентов от объемов вырабатываемой ими электрической энергии), балансирующем рынке и на экспорту. Отпускная цена на электрическую энергию с шин электростанции определяется двухсторонними договорами между поставщиками и потребителями (децентрализованный рынок), а также на рынке централизованной торговли (бирже) - спот-торги в режиме "за сутки вперед", торги долго-, средне- и краткосрочными контрактами;
тарифы на передачу и распределение электрической энергии по электрическим сетям национального уровня АО "KEGOC" и электрическим сетям регионального и местного уровней РЭК, утверждаются государственным органом, осуществляющим руководство в сфере естественных монополий и на регулируемых рынках;
тарифы на техническую диспетчеризацию, которую осуществляет системный оператор АО "KEGOC", также утверждаются государственным органом, осуществляющим руководство в сфере естественных монополий и на регулируемых рынках;
тарифы на услуги оператора централизованных торгов, как доминанта (монополиста), регулируются государственным органом, осуществляющим руководство в сфере естественных монополий и на регулируемых рынках;
услуги балансирующего рынка - осуществляет системный оператор АО "KEGOC", тариф утверждается государственным органом, осуществляющим руководство в сфере естественных монополий и на регулируемых рынках;
цены на электрическую энергию для конечных потребителей электрической энергии, поставляемую ЭСО, являющимися субъектами регулируемого рынка, согласовываются с государственным органом, осуществляющим руководство в сфере естественных монополий и на регулируемых рынках. Снабженческая надбавка ЭСО составляет 3-8 процентов.
Для повышения инвестиционной привлекательности отрасли с целью ускорения строительства и ввода новых мощностей необходимо обеспечить возвратность инвестиций.
В то же время значительное увеличение цен на электрическую энергию от генерирующих электростанций в условиях нарастающего дефицита электрической энергии может привести к росту инфляции, тогда как Правительством принимаются меры по сдерживанию инфляции.
В связи с этим на период ликвидации дефицита электрической энергии и мощности (на среднесрочный период 2009 - 2015 годы) введен следующий механизм ценообразования в сфере производства (генерации) электрической энергии.
1) цены на электрическую энергию, отпускаемую электростанциями, должны обеспечивать возвратность инвестиций, привлекаемых на создание новых активов, расширение, обновление, реконструкцию и техническое перевооружение существующих активов;
2) электростанции могут работать по трем видам тарифов на электрическую энергию: предельный, расчетный и индивидуальный;
3) предельный тариф устанавливается по каждой группе электростанций отдельно, на семь лет, по годам. Электростанции разбиваются по группам, сформированным по типу электростанций, установленной мощности, виду используемого топлива, удаленности от местонахождения топлива;
4) предельный тариф устанавливается на уровне, обеспечивающем выполнение электростанциями данной группы инвестиционных обязательств по созданию новых активов, расширению, обновлению, реконструкции и техническому перевооружению существующих активов;
5) Правительство по представлению государственного органа, осуществляющего руководство в области электроэнергетики (далее - уполномоченный орган) будет утверждать предельные тарифы на электрическую энергию, сроком на 7 лет с разбивкой по годам;
6) в случае, если уровень предельного тарифа не позволяет какой-либо электростанции осуществлять свои инвестиционные обязательства, то эта электростанция вправе работать по расчетному или индивидуальному тарифу. Эти тарифы должны быть выше предельных;
7) расчетный тариф на электрическую энергию определяется в технико-экономическом обосновании инвестиционной программы и действует в течение периода выполнения инвестиционных обязательств. Он может быть увеличен в случае согласования изменений проектно-сметной документации.
8) индивидуальный тариф утверждается государственным органом, осуществляющим руководство в сфере естественных монополий и на регулируемых рынках на основании инвестиционной программы и параметров проектно-сметной документации.
9) электростанции будут принимать на себя обязательства по инвестициям: при работе по предельным тарифам - в форме соглашений и инвестиционных обязательств, при работе по расчетным и индивидуальным тарифам - в форме инвестиционных договоров и инвестиционных программ.
Базой для определения предельного тарифа на первый год его действия является максимальная фактическая цена, сложившаяся в соответствующей группе энергопроизводящих организаций в течение года, предшествовавшего году введения предельных тарифов.
В случае недостаточности предельного тарифа для развития электростанции, проведения работ по реконструкции, строительства новых мощностей, эта электростанция должна разработать инвестиционный проект. Инвестиционный проект, согласованный и утвержденный в установленном порядке, одобренный уполномоченным органом, должен быть представлен электростанцией в государственный орган, осуществляющий руководство в сфере естественных монополий и на регулируемых рынках. Государственный орган, осуществляющий руководство в сфере естественных монополий и на регулируемых рынках утверждает индивидуальный инвестиционный тариф для данной электростанции на перспективу.
В пределах предельного тарифа сохраняется конкуренция между энергопроизводящими организациями и возможность проведения инвестиционной программы, при реализации которой цена на отпущенную электроэнергию не будет превышать предельную цену.
Порядок расчета инвестиционной составляющей:
расчет проводится по общему объему инвестиций в инвестиционный проект, объему вводимой мощности, сроку окупаемости, годовому числу часов работы. При этом необходимо учесть проценты за кредит, налогообложение прибыли, направляемой на погашение стоимости инвестиций.
Данные предложения не будут касаться цен на электроэнергию, реализуемую на балансирующем рынке и спот-торгах.
На период дефицита электрической мощности Правительством Республики Казахстан будут утверждаться предельные тарифы, что обеспечит прогнозируемость тарифов на электроэнергию для инвесторов и позволит им производить расчеты и обоснования на вкладываемые инвестиции.
Предполагается осуществить прогноз роста тарифов на услуги по транспортировке электроэнергии по Национальной сети (АО "KEGOC") и сетям региональных электросетевых компаний, учитывающий инвестиционную составляющую, рассчитанную на основе программ (планов) развития соответствующих электросетевых компаний.
Введение предельных, расчетных и индивидуальных тарифов и инвестиционных составляющих цен для электростанций не меняет условий функционирования оптового и розничного рынков, также сохраняется механизм работы централизованных торгов.
Электростанции на оптовом рынке будут предлагать электрическую энергию по цене в пределах предельных, расчетных и индивидуальных цен оптовым потребителям и ЭСО.
Оптовые потребители заключают договора на оптовом рынке, как в нынешних условиях.
До формирования в ЕЭС Казахстана необходимых объемов резервов мощности работа балансирующего рынка будет осуществляться в имитационном режиме, без осуществления финансового регулирования почасовых дисбалансов (купли-продажи балансирующей электроэнергии). При работе балансирующего рынка в имитационном режиме участниками рынка будут оплачиваться услуги Системного оператора по организации балансирования в последующем, на балансирующем рынке будут осуществляться купля-продажа балансирующей электроэнергии (мощности) согласно действующему законодательству Республики Казахстан.
Цена на электрическую энергию, выработанную возобновляемыми источниками энергии, будет определяться на уровне, не превышающей цены, установленной в согласованном с уполномоченным или местным исполнительным органами в технико-экономическом обосновании соответствующего объекта по использованию возобновляемых источников энергии.
9. Развитие розничного рынка электроэнергии
Субъекты розничного рынка электроэнергии
Субъектами розничного рынка электроэнергии являются:
1) региональные электросетевые компании, осуществляющие оперативно-диспетчерское управление и эксплуатацию региональных электрических сетей, передачу и диспетчеризацию договорных объемов электроэнергии по региональным электрическим сетям, отвечающие за соблюдение согласованных с Системным оператором сальдо-перетоков электроэнергии между сетями РЭК и Национальной электрической сетью;
2) энергоснабжающие организации - организации, осуществляющие продажу розничным потребителям купленной электрической энергии;
3) конечные розничные потребители - потребители (население, предприятия мелкого бизнеса, предприятия сферы услуг), присоединенные к сетям РЭКа, покупающие электрическую энергию у энергоснабжающей организации.
Основные направления развития рыночных отношений на розничном рынке
Для развития рыночных отношений и конкуренции на розничном рынке электрической энергии необходимо:
1) разработать тарифную политику на розничном рынке с учетом внедрения дифференцированных тарифов по категориям потребителей и зонам суток;
2) определить план мероприятий по замене у потребителей приборов коммерческого учета, отвечающих современным требованиям с установлением сроков замены и объемов необходимых финансовых средств;
3) дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы функционирования розничного рынка электрической энергии.
Обеспечение доступа розничных потребителей с мощностью менее 1 МВт к конкурентному рынку и их электроснабжение будет осуществляться через ЭСО, которые будут приобретать электроэнергию на оптовом рынке электрической энергии, включая региональные энергопроизводящие организации.
ЭСО составляет по своим потребителям суточный почасовой график поставки-потребления на предстоящие сутки, в том числе с использованием типовых суточных почасовых графиков потребления по группам потребителей. Данные графики передаются РЭКу для формирования суточного почасового графика.
Отключение потребителей за неоплату и долги перед поставщиками осуществляются РЭКами по заявкам поставщиков в соответствии с установленными процедурами отключения.
Государственный орган, осуществляющий руководство в сфере защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности будет осуществлять контроль за состоянием конкуренции на данном рынке в соответствии с действующим законодательством.
10. Энергосберегающая политика и энергоэффективность
производства и потребления электрической и тепловой энергии
Вопросы энергосбережения и энергоэффективности в сфере электроэнергетики особенно актуальны в настоящий момент и на перспективу (учитывая дефицит электрической энергии и мощности), поэтому работы в данном направлении будут активизированы.
Энергосберегающая политика включает разработку и реализацию на государственном уровне программных мер, направленных на создание необходимых условий правового, организационного, материального, финансового, экономического регулирования отношений в данной сфере, для рационального и эффективного использования топливно-энергетических ресурсов.
Ведется работа по разработке отраслевой программы по энергосбережению, где будут предусмотрены целенаправленные мероприятия в области энергосбережения и энергоэффективности до 2015 года.
Будет разработана нормативно-техническая база для реализации практических мер по энергосбережению. Реальной мерой, законодательно закрепляющей экономические и административные стимулы и рычагом энергосбережения станут законопроекты "Об энергосбережении", "О поддержке использования возобновляемых источников энергии", в соответствии с которыми предстоит утвердить механизм внедрения энергосберегающих технологий, методологию государственного регулирования энергосбережения, поддержки использования возобновляемых источников энергии, снижения энергоемкости ВВП и повышения конкурентоспособности продукции.
Законами будут регламентированы меры государственного регулирования, поддержки использования возобновляемых источников энергии в области энергосбережения и энергоэффективности при превышении установленных нормативов расхода топливно-энергетических ресурсов на выпуск единицы продукции, к производителям материалов, оборудования, приборов, к потребителям не обеспечивающим учет количества потребленного топлива и энергии, заложены меры стимулирующие энергосбережение, энергоэффективность и использования возобновляемых источников.
В сфере электроэнергетики основными направлениями энергосбережения остаются снижение удельных расходов топлива на производство электрической и тепловой энергии, сокращение потерь в электрических и тепловых сетях.
Задачей каждого предприятия является разработка необходимых производственно-технических мероприятий, направленных на реализацию указанных целей.
11. Взаимоотношения с энергосистемами стран СНГ
С середины 2000 года Единая электроэнергетическая система Казахстана работает в режиме параллельной работы с энергосистемами стран СНГ. Это позволило создать технологическую основу для межгосударственной торговли электрической энергией и обеспечить установленные стандарты надежности и качества для потребителей. Условия параллельной работы ЕЭС Казахстана регламентируются соответствующими договорами о параллельной работе между энергосистемами Казахстана, России и стран Центральной Азии (от Казахстана - АО "KEGOC").
Вопросы формирования открытого и конкурентного межгосударственного электроэнергетического рынка будут решаться в рамках сотрудничества стран-участников СНГ, ЕврАзЭС, связанные с планированием, организацией и контролем взаимного транзита электрической энергии и регулированием межгосударственных перетоков электрической энергии (включая услуги по регулированию мощности и поставки резервов мощности). При этом Республика Казахстан будет исходить из следующих основных принципов:
равноправия стран, взаимной выгоды и невмешательства сторон в вопросы внутреннего управления энергосистемами других государств;
самостоятельного определения принципов организации и функционирования внутренних рынков электрической энергии;
ответственности Системных операторов за обеспечение в пределах своей энергосистемы баланса контрактных поставок и потребления электрической энергии, включая импорт и экспорт.
По мере выравнивания уровней реструктуризации электроэнергетики в государствах, энергосистемы которых работают параллельно с энергосистемой Казахстана, будет расширена практика заключения договоров на регулирование мощности между хозяйствующими субъектами сопредельных стран.