Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам электроэнергетики, инвестиционной деятельности субъектов естественных монополий и регулируемого рынка".
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
Проект
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные
акты Республики Казахстан по вопросам электроэнергетики,
инвестиционной деятельности субъектов естественных монополий и
регулируемого рынка
Статья 1. Внести дополнения и изменения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:
1. В Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2001 г., № 5-6, ст. 24; № 17-18, ст. 241; № 21-22, ст. 281; 2002 г., № 4, ст. 33; № 17, ст. 155; 2003 г., № 1-2, ст. 3; № 4, ст. 25; № 5, ст. 30; № 11, ст. 56, 64, 68; № 14, ст. 109; № 15, ст. 122, 139; № 18, ст. 142; № 21-22, ст. 160; № 23, ст. 171; 2004 г, № 6, ст. 42; № 10, ст. 55; № 15, ст. 86; № 17, ст. 97; № 23, ст. 139, 140; № 24, ст. 153; 2005 г., № 5, ст. 5; № 7-8, ст. 19; № 9, ст. 26; № 13, ст. 53; Л" 14, ст. 58; № 17-18, ст. 72; № 21-22, ст. 86, 87; № 23, ст. 104; 2006 г., № 1, ст. 5; № 2, ст. 19, 20; № 3, ст. 22; № 5-6, ст. 31; № 8, ст. 45; № 10, ст. 52; № 11, ст. 55; № 12, ст. 72, 77; № 13, ст. 85, 86; № 15, ст. 92, 95; № 16, ст. 98, 102; № 23, ст. 141; 2007 г., № 1, ст. 4; № 2, ст. 16, 18; № 3, ст. 20, 23; № 4, ст. 28, 33; № 5-6, ст. 40; № 9, ст. 67; № 10, ст. 69; № 12, ст. 88; № 13, ст. 99; № 15, ст. 106; № 16, ст. 131; № 17, ст. 136, 139, 140; № 18, ст. 143, 144; № 19, ст. 146, 147; № 20, ст. 152; № 24, ст. 180; 2008 г, № 6-7, ст. 27; № 12, ст. 48, 51; № 13-14, ст. 54, 57, 58; № 15-16, ст. 62; № 20, ст. 88; № 21, ст. 97; № 23, ст. 114; № 24, ст. 126, 128, 129; 2009 г., № 2-3, ст. 7, 21; № 9-10, ст. 47, 48; № 13-14, ст. 62, 63; № 15-16, ст. 70, 72, 73, 74, 75, 76; № 17, ст. 79, 80, 82; № 18, ст. 84, 86; № 19, ст. 88; № 23, ст. 97, 115, 117; № 24, ст. 121, 122, 125, 129, 130, 133, 134; 2010 г., № 1-2, ст. 1,4, 5; № 5, ст. 23; № 7, ст. 28, 32; № 8, ст. 41; № 9, ст. 44; № 11, ст. 58; № 13, ст. 67; № 15, ст. 71; № 17-18, ст. 112, 114; № 20-21, ст. 119; № 22, ст. 128, 130; № 24, ст. 146,149; 2011 г., № 1, ст. 2, 3, 7, 9; Закон Республики Казахстан от 18 января 2011 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшей гуманизации уголовного законодательства и усиления гарантий законности в уголовном процессе", опубликованный в газетах "Егемен Қазақстан" и "Казахстанская правда" 25 января 2011 г.; Закон Республики Казахстан от 24 января 2011 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам проведения обязательного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов к ним", опубликованный в газетах "Егемен Қазақстан" 2 февраля 2011 г. и "Казахстанская правда" 29 января 2011 г.; Закон Республики Казахстан от 26 января 2011 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования торговой деятельности", опубликованный в газетах "Егемен Қазақстан" 3 февраля 2011 г. и "Казахстанская правда" 1 февраля 2011 г.; Закон Республики Казахстан от 28 января 2011 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам медиации", опубликованный в газетах "Егемен Қазақстан" 8 февраля 2011 г. и "Казахстанская правда" 5 февраля 2011 г.; Закон Республики Казахстан от 10 февраля 2011 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам ипотечного кредитования и защиты прав потребителей финансовых услуг и инвесторов", опубликованный в газетах "Егемен Қазақстан" 17 февраля 2011 г. и "Казахстанская правда" 15 февраля 2011 г.):
1) в статье 147-6:
заголовок дополнить словами "и услуг по поддержанию готовности электрической мощности";
дополнить частями 1-1,2-1, 2-2 следующего содержания: "1-1. Реализация энергопроизводящей организацией услуги по поддержанию готовности электрической мощности по цене, превышающей предельный тариф на услугу по поддержанию готовности электрической мощности, -
влечет штраф на юридических лиц в размере ста процентов от дохода (выручки), полученного в результате реализации энергопроизводящей организацией услуги по поддержанию готовности электрической мощности по цене, превышающей предельный тариф на услугу по поддержанию готовности электрической мощности.";
"2-1. Незаконное приобретение (покупка) энергопроизводящей организацией электрической энергии у другой энергопроизводящей организации, -
влечет штраф в размере ста процентов от суммы оплаты за электрическую энергию, приобретенную (купленную) в результате нарушения запрета на приобретение (покупку) электрической энергии (к организации, купившей электрическую энергию).
2-2. Реализация (продажа) энергопроизводящей организацией электрической энергии энергоснабжающим, энергопередающим организациям и потребителям, являющимся субъектами оптового рынка электрической энергии, и не имеющим договоров с системным оператором на оказание услуг по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки, -
влечет штраф на индивидуальных предпринимателей в размере трехсот, на юридических лиц, являющихся субъектами среднего предпринимательства. - в размере четырехсот, на юридических лиц. являющихся субъектами крупного предпринимательства, - в размере двух тысяч месячных расчетных показателей.";
абзац первый в части третьей изложить в следующей редакции: "Незаконная реализация (продажа) энергоснабжающей организацией электрической энергии другой энергоснабжающей организации,-";
2) статью 147-7 дополнить частью 1-1 следующего содержания:
"1-1. Неисполнение субъектами регулируемого рынка обязанности по исполнению инвестиционных программ (проектов), учтенных в предельных ценах, -
влечет штраф в размере десяти процентов от сумм, не использованных на реализацию инвестиционных программ (проектов).";
3) дополнить статьей 147-11 следующего содержания:
"Статья 147-11. Нарушение законодательства Республики Казахстан
об электроэнергетике
"1. Несвоевременное, недостоверное или неполное опубликование энергопроизводящей организацией в средствах массовой информации сведений об объеме и направлениях инвестиций либо исполнении инвестиционных обязательств, предусмотренных законодательством Республики Казахстан об электроэнергетике, -
влечет штраф на индивидуальных предпринимателей в размере ста, на юридических лиц, являющихся субъектами среднего предпринимательства, - в размере двухсот, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, - в размере одной тысячи месячных расчетных показателей.
2. Непредставление, несвоевременное, недостоверное или неполное представление энергопроизводящей организацией отчета по затратам на производство и реализацию электрической энергии и по объемам производства и реализации электрической энергии, предусмотренного законодательством Республики Казахстан об электроэнергетике, -
влечет штраф на индивидуальных предпринимателей в размере двухсот, на юридических лиц, являющихся субъектами среднего предпринимательства, - в размере трехсот, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, - в размере тысячи пятисот месячных расчетных показателей.
3. Непредставление, несвоевременное, недостоверное или неполное представление энергопроизводящей организацией запрашиваемой государственными органами информации, необходимой для осуществления их полномочий, предусмотренных законодательством Республики Казахстан об электроэнергетике, -
влечет штраф на индивидуальных предпринимателей в размере двухсот, на юридических лиц, являющихся субъектами среднего предпринимательства, - в размере трехсот, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, - в размере тысячи пятисот месячных расчетных показателей.
4. Неисполнение энергопроизводящей организацией обязанности по исполнению инвестиционных обязательств, определенных соглашением, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан об электроэнергетике, -
влечет штраф в размере десяти процентов от сумм, не использованных на реализацию инвестиционных обязательств, предусмотренных соглашением.";
4) часть первую статьи 541 после слов "147-1 (частью второй),"
дополнить словами "147-6 (частями 1-1,2-1, 2-2), 147-11";
5) часть первую статьи 565-1 после цифры "147-6" дополнить словами "(частями первой, второй, третьей)";
6) в подпункте 1) пункта 1 статьи 636:
абзац двадцатый изложить в следующей редакции:
"уполномоченного органа в области электроэнергетики (статьи 127, 147-6 (часть 2-2), 147-11, 223, 224, 224-1);";
в абзаце тридцать девятом слова "(статья 356)" заменить словами "(статьи 147-6 (части 1-1,2-1), 356).
2. В Закон Республики Казахстан от 9 июля 1998 года "О естественных монополиях и регулируемых рынках" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1998 г, № 16, ст. 214; 1999 г, № 19, ст. 646; 2000 г., № 3-4, ст. 66; 2001 г., № 23, ст. 309; 2002 г., № 23-24, ст. 193; 2004 г., № 14, ст. 82; № 23, ст. 138, 142; 2006 г., № 2, ст. 17; № 3, ст. 22; № 4, ст. 24; № 8, ст. 45; № 13, ст. 87; 2007 г., № 3, ст. 20; № 19, ст. 148; 2008 г., № 15-16, ст. 64; № 24, ст. 129; 2009 г., № 11-12, ст. 54; № 13-14, ст. 62; № 18, ст. 84, 2010 г., № 5, ст. 20, 23; 2011 г., № 1,ст. 2):
1) подпункт 4) статьи 3 после слова "монополии," дополнить словами "регулируемого рынка,";
2) пункт 1 статьи 4 дополнить подпунктом 5-2) следующего содержания:
"5-2) по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки;";
3) в статье 7:
подпункт 7) после слова "тридцати" дополнить словом "календарных";
дополнить подпунктом 7-5) следующего содержания:
"7-5) в период реализации инвестиционной программы (проекта) ежегодно, не позднее 1 мая года, следующего за отчетным периодом, предоставлять информацию об исполнении инвестиционной программы (проекта) по форме, утвержденной Правительством Республики Казахстан;";
дополнить подпунктом 14-1) следующего содержания:
"14-1) для утверждения тарифа, его предельного уровня и инвестиционной программы (проекта) представлять заключения финансовой и технической экспертизы, проведенной экспертами, в порядке, установленном уполномоченным органом;";
в подпункте 18):
слова "субъектов естественных монополий" исключить;
абзац вторую после цифры "10)," дополнить цифрой "14-1),";
4) статью 7-2 дополнить пунктом 2-1 следующего содержания: "2-1. Уполномоченный орган рассматривает ежеквартальную информацию об исполнении инвестиционной программы (проекта), учтенной в предельной цене, и в случае ее неисполнения по итогам года вносит предписание субъекту регулируемого рынка о возврате дохода, полученного и не использованного на реализацию инвестиционной программы (проекта), учтенной в предельный цене.";
5)в статье 7-3:
подпункт 1) дополнить абзацем шестым следующего содержания: "ежеквартальную информацию об исполнении инвестиционной программы (проекта), учтенной в предельной цене по форме, утвержденной уполномоченным органом, не позднее двадцать пятого числа месяца, следующего за отчетным кварталом, за исключением субъектов регулируемого рынка, которые представляют данную информацию в соответствии с иными Законами Республики Казахстан;";
дополнить подпунктами 3-1) и 3-2) следующего содержания: "3-1) исполнять инвестиционные программы (проекты), учтенные в предельных ценах в соответствии с порядком ценообразования;
3-2) возвратить доход, полученный и не использованный на реализацию инвестиционных программ (проектов), учтенных в предельных ценах, потребителям, либо, в случае невозможности установления полного перечня потребителей, путем снижения уровня предельной цены на предстоящий период в соответствии с порядком ценообразования;";
подпункт 4) изложить в следующей редакции:
"4) возвратить доход, полученный в результате необоснованного превышения предельной цены потребителям, либо, в случае невозможности установления полного перечня потребителей, путем снижения уровня предельной цены на предстоящий период в соответствии с порядком ценообразования.";
6) пункт 1 статьи 13 дополнить подпунктом 5-9) следующего содержания:
"5-9) проводит анализ информации субъектов естественных монополий об исполнении инвестиционной программы (проекта);";
7) подпункт 20) пункта 1 статьи 14 изложить в следующей редакции:
"20) утверждать совместно с соответствующим государственным органом инвестиционные программы (проекты) субъектов естественных монополий, учитываемые при утверждении тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней:";
8)в статье 14-1:
в подпункте 1) пункта 1:
дополнить абзацем шестым следующего содержания:
"неисполнения инвестиционных программ (проектов), учтенных при утверждении тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней;";
в абзаце седьмом слова "и пятым" заменить словами ", пятым и шестым";
дополнить примечанием следующего содержания:
"Примечание. Под неисполнением инвестиционных программ (проектов) понимается реализация инвестиционных программ (проектов) с фактическими финансовыми показателями, менее показателей в утвержденных инвестиционных программах (проектах).";
9) дополнить статьей 15-3 следующего содержания:
"Статья 15-3. Порядок утверждения инвестиционной программы
(проекта) субъекта естественной монополии и
проведения анализа информации о ее исполнении
1. Инвестиционная программа (проект) для утверждения представляется субъектом естественной монополии в уполномоченный орган.
2. Инвестиционная программа (проект) субъекта естественной монополии утверждается уполномоченным органом в порядке, утвержденном Правительством Республики Казахстан.
3. Уполномоченный орган рассматривает инвестиционную программу (проект) в течение тридцати календарных дней с момента ее представления в уполномоченный орган.
По результатам рассмотрения инвестиционной программы (проекта) уполномоченный орган направляет в государственный орган, указанный в пункте 5 настоящей статьи, подписанный проект решения об утверждении инвестиционной программы (проекта) (с приложением инвестиционной программы (проекта)), либо уведомляет субъекта естественной монополии об отказе в утверждении инвестиционной программы (проекта) с приложением мотивированного заключения.
Проект решения об утверждении инвестиционной программы (проекта) предусматривает утверждение инвестиционной программы (проекта), представленной субъектом естественной монополии или откорректированной уполномоченным органом.
Уполномоченный орган корректирует инвестиционную программу (проект) в случаях и порядке, установленных правилами утверждения инвестиционной программы (проекта) субъекта естественной монополии.
В течение тридцати календарных дней со дня представления проекта решения об утверждении инвестиционной программы (проекта) государственный орган, указанный в пункте 5 настоящей статьи, направляет уполномоченному органу подписанное решение об утверждении инвестиционной программы (проекта) либо информирует о необходимости внесения изменений и (или) дополнений в проект решения об утверждении инвестиционной программы (проекта) с приложением мотивированного заключения.
4. Основаниями отказа в утверждении инвестиционной программы (проекта) являются:
1) отсутствие экономической эффективности инвестиционной программы (проекта);
2) отсутствие источников финансирования инвестиционной программы (проекта);
3) отсутствие обосновывающих документов и материалов, предусмотренных порядком, утвержденным Правительством Республики Казахстан;
4) представление документов, содержащих недостоверную информацию.
5. Инвестиционная программа (проект) субъекта естественной монополии, утверждается уполномоченным органом совместно с государственным органом, осуществляющим руководство соответствующей отраслью (сферой) государственного управления, за исключением случая, указанного в части второй настоящего пункта.
Инвестиционная программа (проект) субъекта естественной монополии, являющегося коммунальным государственным предприятием, включенным в местный раздел Государственного регистра субъектов естественных монополий, утверждается уполномоченным органом совместно с местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы.
6. Решение об утверждении инвестиционной программы (проекта) субъекта естественной монополии оформляется совместным приказом уполномоченного органа и государственного органа, указанного в пункте 5 настоящей статьи, за исключением случая, указанного в части второй настоящего пункта.
Решение об утверждении инвестиционной программы (проекта) субъекта естественной монополии, являющегося коммунальным государственным предприятием, включенным в местный раздел Государственного регистра субъектов естественных монополий, оформляется совместным правовым актом уполномоченного органа и местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы.
7. Субъект естественной монополии в период реализации инвестиционной программы (проекта) ежегодно не позднее 1 мая года, следующего за отчетным периодом, предоставляет в уполномоченный орган информацию об исполнении инвестиционной программы (проекта), включающую:
1) информацию о плановых и фактических объемах предоставляемых регулируемых товаров (работ, услуг);
2) отчет о прибылях и убытках;
3) информацию о фактических условиях и размерах финансирования инвестиционной программы (проекта);
4) информацию о сопоставлении фактических показателей исполнения инвестиционной программы (проекта) с показателями, утвержденными в инвестиционной программе (проекте);
5) разъяснение причин отклонения достигнутых фактических показателей от показателей в утвержденной инвестиционной программе (проекте).
8. Анализ информации об исполнении инвестиционной программы (проекта) субъекта естественной монополии проводится уполномоченным органом в течение тридцати календарных дней с момента ее предоставления.
9. Проведение анализа информации об исполнении инвестиционной программы (проекта) субъекта естественной монополии включает следующие этапы:
1) сбор информации о ходе реализации инвестиционной программы (проекта);
2) анализ достигнутых фактических объемов оказанных регулируемых товаров (работ, услуг) и фактических затрат;
3) сопоставление достигнутого фактического финансового результата с показателями, принятыми в инвестиционной программе (проекте);
4) оценка влияния реализации инвестиционной программы (проекта) на изменение уровня тарифа (цены, ставки сборов), развитие спроса на предоставляемые субъектом естественной монополии регулируемые товары (работы, услуги);
5) подготовка заключения о результатах анализа информации об исполнении инвестиционной программы (проекта) субъекта естественной монополии.";
10) в подпунктах 1), 2) части первой, подпунктах 1), 2), 4) части третьей пункта 2, пунктах 3, 4 статьи 17 после слов "пятнадцать", "семь", "тридцать", "один", "пяти", "десяти" дополнить словами "календарных", "календарный" соответственно;
11) в пункте 3 статьи 17 слово "шестидесяти" заменить словом "сорока";
12) пункт 2 статьи 18 после слов "пяти", "десяти" дополнить словами "календарных";
13) в статье 18-1:
часть третью пункта 2 изложить в следующей редакции: "Субъект естественной монополии малой мощности до совершения действий, указанных в подпунктах 2) - 4), 5) пункта 1 настоящей статьи, обязан не менее чем за десять календарных дней направить информацию в уполномоченный орган о своем намерении совершить указанные действия."; в пункте 4 слова "вправе отклонить" заменить словом "отклоняет";
14) пункт 2 статьи 19 изложить в следующей редакции:
"2. Уполномоченный орган устанавливает временный компенсирующий тариф на основании материалов проведенных им проверок субъекта естественной монополии, по результатам анализа исполнения субъектом естественной монополии тарифной сметы и (или) анализа информации субъекта естественной монополии об исполнении инвестиционной программы (проекта) с учетом ставки рефинансирования Национального Банка Республики Казахстан на день принятия решения. Введение временного компенсирующего тарифа осуществляется с первого числа второго месяца, следующего за месяцем проведения проверки, анализа исполнения субъектом естественной монополии тарифной сметы и (или) анализа информации субъекта естественной монополии об исполнении инвестиционной программы (проекта).".
3. В Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 года "Об электроэнергетике" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2004 г. № 17, ст. 102; 2006 г., № 3, ст. 22; № 7, ст. 38; № 13, ст. 87; № 24, ст. 148; 2007 г., № 19, ст. 148; 2008 г., № 15-16, ст. 64; № 24, ст. 129; 2009 г. № 13-14, ст. 62; № 15-16, ст. 74, № 18, ст. 84, 2010 г., № 5, ст. 23; 2011 г., № 1, ст. 2; Закон Республики Казахстан от 1 марта 2011 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственного имущества", опубликованный в газетах "Егемен Қазақстан" 11 марта 2011 г., и "Казахстанская правда" 12 марта 2011 г.;): 1)в статье 1:
дополнить подпунктом 2-1) следующего содержания:
"2-1) генерирующая установка - устройство, вырабатывающее электрическую энергию;";
подпункт 40) изложить в следующей редакции:
"40) оптовый рынок электрической энергии - система отношений, связанных с куплей-продажей электрической энергии, в том числе на централизованных торгах электрической энергией, оказанием системных и вспомогательных услуг, услуг на рынке электрической мощности, функционирующая на основе договоров между субъектами оптового рынка электрической энергии;"; в подпункте 42):
после слова "торговли" слова "электрической энергией" исключить; дополнить словами ", и услугами по поддержанию готовности электрической мощности";
дополнить подпунктом 43-1) следующего содержания: "43-1) спот-торги электрической мощностью - организованная торговля услугами по поддержанию готовности электрической мощности (за исключением электрической мощности генерирующих установок, вновь вводимых в эксплуатацию на тендерной основе) в электронной системе торговли на краткосрочном основании в режиме за день вперед;";
в подпункте 50) слова ", а также поставку импортируемой электрической энергии" исключить;
в подпункте 51) слово "топлива." заменить словом "топлива;"; дополнить подпунктами 52), 53), 54), 55) и 56) следующего содержания: "52) обеспечение готовности электрической мощности к несению нагрузки - услуга, оказываемая системным оператором по обеспечению готовности электрической мощности генерирующих установок, аттестованной в установленном порядке, в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан, к несению нагрузки;
53) поддержание готовности электрической мощности - услуга, оказываемая энергопроизводящими организациями системному оператору, по поддержанию готовности электрической мощности генерирующих установок, аттестованной в установленном порядке, к несению нагрузки; 54) рынок электрической мощности - система взаимоотношений между субъектами оптового рынка электрической энергии, связанная с поддержанием величины электрической мощности в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан, определенной на основании прогнозного баланса электрической мощности;
55) централизованные торги электрической мощностью - сделки купли-продажи услуг по поддержанию готовности электрической мощности (за исключением электрической мощности генерирующих установок, вновь вводимых в эксплуатацию на тендерной основе) в электронной системе торговли, заключаемые между энергопроизводящими организациями и системным оператором;
56) предельный тариф на услуги по поддержанию готовности электрической мощности - утвержденная по группам энергопроизводящих организаций максимальная величина тарифа (цены) на услуги по поддержанию готовности электрической мощности для энергопроизводящих организаций, участвующих на рынке электрической мощности (за исключением электрической мощности генерирующих установок, вновь вводимых в эксплуатацию на тендерной основе).";
2) в статье 4:
подпункт 3-1) и 3-3) изложить в следующей редакции:
"3-1) устанавливает порядок определения расчетного тарифа, утверждения предельного и индивидуального тарифов и порядок определения предельного тарифа на услуги по поддержанию готовности электрической мощности;";
"3-3) утверждает предельные тарифы и предельные тарифы на услуги по поддержанию готовности электрической мощности;";
в подпункте 5) слово "электроэнергетики." заменить словом "электроэнергетики;";
дополнить подпунктами 6), 7) и 8) следующего содержания:
"6) утверждает порядок проведения тендеров на строительство генерирующих установок, вновь вводимых в эксплуатацию;
7) утверждает порядок организации и функционирования рынка электрической мощности;
8) в случае невозможности выполнения системным оператором обязательств перед энергопроизводящими организациями за поддержание готовности электрической мощности вследствие недостаточности доходов системного оператора от оказания услуги по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки для компенсации его расходов, понесенных исключительно при предоставлении данной услуги, учет по которым ведется раздельно в соответствии с законодательством Республики Казахстан о естественных монополиях и регулируемых рынках, осуществляет государственную финансовую поддержку системному оператору.";
3) в статье 5:
в подпункте 5):
после слов "разрабатывает и" дополнить словом "(или)";
после слова "электрической" дополнить словами "энергии и мощности";
дополнить подпунктами 7-5), 7-6), 7-7), 7-8), 7-9), 7-10) и 10-2) следующего содержания:
"7-5) запрашивает и получает от энергопроизводящих организаций информацию об исполнении инвестиционных обязательств, с соблюдением установленных законами Республики Казахстан требований к разглашению сведений, составляющих коммерческую и иную охраняемую законом тайну;
7-6) разрабатывает и утверждает перспективную схему размещения электрических мощностей;
7-7) проводит тендер на строительство генерирующих установок, вновь вводимых в эксплуатацию;
7-8) по итогам тендера на строительство генерирующих установок, вновь вводимых в эксплуатацию, заключает договор с победителем данного тендера;
7-9) определяет системному оператору победителя тендера на строительство генерирующих установок, вновь вводимых в эксплуатацию, для -заключения договора о покупке услуг по поддержанию готовности электрической мощности, цену, объем и сроки покупки услуг по поддержанию готовности электрической мощности;
7-10) вносит в Правительство Республики Казахстан предложение об утверждении предельных тарифов и предложение об утверждении предельных тарифов на услуги по поддержанию готовности электрической мощности;";
"10-2) утверждает прогнозные балансы электрической энергии и мощности;";
в подпункте 11-1) слова "электрической энергией" исключить;
дополнить подпунктами 12-1) и 12-2) следующего содержания:
"12-1) осуществляет контроль за соблюдением энергопроизводящими организациями требований, предусмотренных подпунктами 2), 4)-8) пункта 3 статьи 12, подпунктом 3) пункта 3-2 статьи 13 настоящего Закона;
12-2) осуществляет контроль за соблюдением системным оператором требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 15-2 настоящего Закона.";
4) в статье 7:
подпункт 5) изложить в следующей редакции:
"5) осуществляет контроль за соблюдением энергопроизводящими организациями требований, предусмотренных подпунктами 1), 3), 9) пункта 3, пунктом 4 статьи 12, пунктами 4, 5 статьи 12-1, подпунктами 1), 2), 4) пункта 3-2, пунктом 3-3 статьи 13 настоящего Закона, и вносит обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений;";
в подпункте 8) слово "Законом." заменить словом "Законом;"; дополнить подпунктом 9) следующего содержания:
"9) запрашивает и получает от энергопроизводящих организаций информацию по выполнению энергопроизводящими организациями требований, предусмотренных подпунктами I), 3), 9) пункта 3, пунктом 4 статьи 12, пунктами 4, 5 статьи 12-1, подпунктами 1), 2), 4) пункта 3-2 статьи 13 настоящего Закона, с соблюдением установленных законами Республики Казахстан требований к разглашению сведений, составляющих коммерческую и иную охраняемую законом тайну.";
5) в пункте 1 статьи 10:
подпункт 15) изложить в следующей редакции:
"15) осуществляет разработку прогнозных балансов электрической энергии и мощности;";
дополнить подпунктами 16), 17), 18), 19), 20) и 21) следующего содержания:
"16) осуществляет организацию функционирования рынка электрической мощности;
17) оказывает услуги по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки;
18) осуществляет аттестацию электрической мощности генерирующих установок;
19) заключает договор о покупке услуг по поддержанию готовности электрической мощности генерирующих установок, вновь вводимых в эксплуатацию, с победителем тендера по цене, в объеме и на сроки, определенные уполномоченным органом;
20) осуществляет оплату за услуги по поддержанию готовности электрической мощности генерирующих установок, вновь вводимых в эксплуатацию, в соответствии с заключенным договором, с момента ввода в эксплуатацию генерирующих установок;
21) осуществляет покупку услуг по поддержанию готовности электрической мощности на централизованных торгах электрической мощностью, за исключением электрической мощности генерирующих установок, вновь вводимых в эксплуатацию на тендерной основе.";
6)в статье 12:
в пункте 3:
в подпункте 3) слово "выполнении." заменить словом "выполнении;";
дополнить подпунктами 4), 5), 6), 7), 8) и 9) следующего содержания:
"4) ежегодно, не позднее 31 марта представлять в уполномоченный орган отчет по затратам на производство и реализацию электрической энергии, по объемам производства и реализации электрической энергии за предшествующий календарный год;
5) ежегодно, не позднее 31 декабря опубликовывать в средствах массовой информации сведения об объеме и направлениях инвестиций, предусмотренных соглашением на следующий год;
6) ежегодно, не позднее 1 мая опубликовывать в средствах массовой информации сведения об исполнении инвестиционных обязательств предусмотренных соглашением, за предыдущий год;
7) ежегодно, не позднее 1 мая проводить публичные слушания по результатам выполнения соглашений с приглашением через средства массовой информации представителей государственных органов, потребителей и их вещественных объединений, независимых экспертов, средств массовой информации с публикацией объявления о проведении публичных слушаний в средствах массовой информации не позднее, чем за пять календарных дней до проведения публичных слушаний;
8) по требованию уполномоченного органа и государственного органа, осуществляющего руководство в сферах естественных монополий и на регулируемых рынках, предоставлять информацию, предусмотренную подпунктом 7-5) статьи 5 и подпунктом 9) статьи 7 настоящего Закона соответственно, на бумажном и (или) электронном носителях в установленные ими сроки, которые не могут быть менее пяти рабочих дней со дня получения соответствующего запроса;
9) осуществлять реализацию услуги по поддержанию готовности электрической мощности по цене, не превышающей предельный тариф на услугу по поддержанию готовности электрической мощности, за исключением электрической мощности генерирующих установок, вновь вводимых в эксплуатацию на тендерной основе.";
дополнить пунктами 5 и 6 следующего содержания:
"5. В случае неисполнения энергопроизводящей организацией инвестиционных обязательств, предусмотренных соглашением, энергопроизводящая организация обязана возвратить субъектам оптового и (или) розничного рынка полученные средства, предусмотренные для выполнения инвестиционных обязательств и не использованные на их реализацию, путем снижения отпускной цены на электрическую энергию на следующий календарный год в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
Обязанность, предусмотренная частью первой настоящего пункта, не распространяется на энергопроизводящие организации, принявшие при заключении соглашения на следующий календарный год дополнительные обязательства на сумму неисполнения с учетом ставки рефинансирования Национального банка Республики Казахстан на день заключения соглашения.
В случае неисполнения в следующем календарном году энергопроизводящей организацией дополнительных обязательств, предусмотренных соглашением, данные дополнительные инвестиционные обязательства не могут быть приняты энергопроизводящей организацией на последующие годы и подлежат возврату субъектам оптового и (или) розничного рынка в соответствии с частью первой настоящего пункта.
6. Энергоснабжающие, энергопередающие организации и потребители, являющиеся субъектами оптового рынка электрической энергии, обязаны участвовать в рынке электрической мощности на основании заключенных с системным оператором договоров на оказание услуг по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки.";
7) пункт 3 статьи 12-1 изложить в следующей редакции:
"3. Для реализации электрической энергии по ценам, не превышающим предельный тариф, энергопроизводящая организация в установленном порядке заключает с уполномоченным органом соглашение.
Соглашение предусматривает инвестиционные обязательства энергопроизводящей организации по реализации мероприятий, направленных на создание новых активов, расширение, обновление, поддержку, реконструкцию и техническое перевооружение существующих активов.
В соглашении определяется полный перечень мероприятий, связанных с производством электрической энергии, с указанием физических объемов и сумм инвестиций по каждому мероприятию.
При заключении соглашения учитывается заключение независимой энергетической экспертизы для подтверждения технического состояния оборудования.
Внесение в соглашение изменений и (или) дополнений со снижением общей суммы инвестиций не допускается.
Соглашение предусматривает штрафные санкции за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение соглашения энергопроизводящей организацией.
Уполномоченный орган ведет мониторинг исполнения соглашений энергопроизводящими организациями и мониторинг затрат на производство и реализацию электрической энергии и объемов производства и реализации электрической энергии.
Энергопроизводящая организация самостоятельно определяет свои инвестиционные обязательства в соответствии с амортизационными отчислениями и уровнем чистого дохода от реализации электрической энергии по ценам, не превышающим предельный тариф.";
8)в статье 13:
пункт 3-2 изложить в следующей редакции:
"3-2. Энергопроизводящей организации запрещается:
1) реализация (продажа) электрической энергии физическим или юридическим лицам, не являющимся субъектами оптового и (или) розничного рынка, за исключением экспорта электрической энергии;
2) приобретение (покупка) электрической энергии у другой энергопроизводящей организации, за исключением аварийного выбытия мощностей в объеме, определяемом исходя из суточного графика производства электрической энергии, и (или) приобретения электрической энергии в объеме собственных нужд;
3) реализация (продажа) электрической энергии энергоснабжающим, энергопередающим организациям и потребителям, являющимся субъектами оптового рынка электрической энергии, не имеющим договоров с системным оператором на оказание услуг по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки;
4) заниматься деятельностью по покупке электрической энергии в целях энергоснабжения.";
часть первую пункта 3-3 дополнить словами "и поставки импортируемой электрической энергии (в объеме импортируемой электрической энергии)";
в пункте 4:
часть первую дополнить словами ", правилами организации и функционирования рынка электрической мощности"; часть вторую исключить; 9)в статье 15: в пункте 1:
в подпункте 4) слово "энергии." заменить словом "энергии;"; дополнить подпунктом 5) следующего содержания: "5) рынка электрической мощности."; в пункте 2:
в абзаце первом слова "электрической энергией" исключить; подпункт 1) изложить в следующей редакции:
"1) осуществляет организацию и проведение спот-торгов электрической энергией и мощностью;";
подпункт 2) после слова "энергией" дополнить словом "(мощностью)";
10) дополнить статьями 15-1, 15-2, 15-3 следующего содержания:
"Статья 15-1. Порядок разработки перспективной схемы размещения
электрических мощностей и проведения тендера на
строительство генерирующих установок, вновь
вводимых в эксплуатацию
1. Системный оператор ежегодно в срок до пятнадцатого октября разрабатывает прогнозный баланс электрической энергии и мощности на предстоящий семилетний период.
2. Уполномоченный орган на основе прогнозных балансов электрической энергии и мощности ежегодно устанавливает прогнозируемый дефицит электрической мощности, а также разрабатывает и утверждает перспективную схему размещения электрических мощностей, в которую приоритетно включаются вновь вводимые в эксплуатацию генерирующие установки, по которым проведен тендер.
3. Для покрытия прогнозируемого дефицита электрической мощности уполномоченный орган в соответствии с порядком, установленным Правительством Республики Казахстан, проводит тендер на строительство генерирующих установок, вновь вводимых в эксплуатацию.
4. Уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня утверждения тендерной документации, но не менее чем за тридцать календарных дней до окончательной даты представления потенциальными инвесторами документов и материалов для участия в тендере опубликовывает в средствах массовой информации объявление о проведении тендера на строительство генерирующих установок, вновь вводимых в эксплуатацию.
5. Пакет тендерной документации на строительство генерирующих установок, вновь вводимых в эксплуатацию, содержит:
1) описание и требуемые технические, качественные и эксплуатационные характеристики генерирующих установок, вновь вводимых в эксплуатацию;
2) проект договора с победителем тендера на строительство генерирующих установок, вновь вводимых в эксплуатацию.
6. В тендере на строительство генерирующих установок, вновь вводимых в эксплуатацию, участвуют потенциальные инвесторы, которые предоставили документы и материалы, подтверждающие:
1) правоспособность (учредительные документы);
2) наличие финансовых и материальных ресурсов, достаточных для строительства генерирующих установок, вновь вводимых в эксплуатацию, из расчета финансирования за счет собственных средств не менее тридцати процентов от общего объема стоимости генерирующих установок; 3) отсутствие налоговой задолженности сроком, не превышающим три месяца, на день подачи тендерных заявок;
4) отсутствие процедуры банкротства либо ликвидации.
7. Тендерная комиссия подводит итоги тендера на строительство генерирующих установок, вновь вводимых в эксплуатацию, в срок не более тридцати календарных дней со дня вскрытия конвертов с тендерными заявками.
Уполномоченный орган в течение тридцати календарных дней со дня подведения итогов тендера на строительство генерирующих установок, вновь вводимых в эксплуатацию, направляет проект договора на строительство генерирующих установок, вновь вводимых в эксплуатацию, потенциальному инвестору, признанному победителем тендера на строительство генерирующих установок, вновь вводимых в эксплуатацию.
Победитель тендера на строительство генерирующих установок, вновь вводимых в эксплуатацию, в течение десяти рабочих дней со дня получения проекта договора на строительство генерирующих установок, вновь вводимых в эксплуатацию, подписывает его или письменно уведомляет уполномоченный орган об имеющихся разногласиях или об отказе от подписания.
8. Тендер на строительство генерирующих установок, вновь вводимых в эксплуатацию, признается несостоявшимся в случаях:
1) наличие менее чем двух потенциальных инвесторов;
2) несоответствия документов и материалов, представленных всеми потенциальными инвесторами, пункту 6 настоящей статьи.
В случае признания тендера на строительство генерирующих установок, вновь вводимых в эксплуатацию, несостоявшимся, уполномоченный орган проводит повторный конкурс.
9. В течение сорока пяти календарных дней со дня подведения итогов тендера на строительство генерирующих установок, вновь вводимых в эксплуатацию, уполномоченный орган заключает с победителем тендера договор на строительство генерирующих установок, вновь вводимых в эксплуатацию, в котором определяет срок ввода в эксплуатацию генерирующих установок и ответственность за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение принятых победителем тендера обязательств.
10. В течение тридцати календарных дней со дня заключения договора на строительство генерирующих установок, вновь вводимых в эксплуатацию, системный оператор заключает договор о покупке услуг по поддержанию готовности электрической мощности генерирующих установок, вновь вводимых в эксплуатацию, с победителем тендера по цене, в объеме и на сроки, установленные уполномоченным органом.
Договоры, предусмотренные пунктами 9 и 10 настоящей статьи, заключаются на основании типовых договоров, утвержденных Правительством Республики Казахстан.
Статья 15-2. Порядок проведения аттестации электрической
мощности генерирующих установок
1. Энергопроизводящая организация осуществляет реализацию услуг по поддержанию готовности электрической мощности после проведения аттестации электрической мощности генерирующих установок.
2. Системный оператор осуществляет аттестацию электрической мощности генерирующих установок энергопроизводящей организации в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
3. Системный оператор осуществляет аттестацию электрической мощности генерирующих установок один раз в год по заявке энергопроизводящей организации в сроки, согласованные с энергопроизводящей организацией, но не позднее десяти календарных дней после получения заявки на проведение аттестации.
При проведении аттестации электрической мощности генерирующих установок системный оператор определяет:
1) величину электрической мощности генерирующих установок, которой располагает энергопроизводящая организация и, в соответствии с которой энергопроизводящая организация имеет техническую возможность вырабатывать электрическую энергию;
2) соответствие требуемых параметров генерирующих установок значениям, указанным в заявке энергопроизводящей организации на проведение аттестации электрической мощности генерирующих установок.
4. По результатам аттестации электрической мощности генерирующих установок системный оператор не позднее пяти календарных дней после проведения аттестации оформляет и направляет энергопроизводящей организации акт аттестации электрической мощности генерирующих установок, в котором указывается величина аттестованной электрической мощности генерирующих установок энергопроизводящей организации, готовой к выработке электрической энергии.
5. Внеочередная аттестация электрической мощности генерирующих установок проводится в следующих случаях:
1) при выявлении системным оператором несоответствия фактической величины электрической мощности и параметров генерирующих установок аттестованным;
2) по инициативе энергопроизводящей организации.
15-3. Рынок электрической мощности
1. Рынок электрической мощности функционирует в целях привлечения инвестиций для ввода новых электрических мощностей, поддержки существующих электрических мощностей в объеме, достаточном для удовлетворения спроса на электрическую энергию и поддержания величины электрической мощности в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан, определенной на основании прогнозного баланса электрической мощности.
2. Субъекты оптового рынка формируют прогнозные заявки на производство-потребление электрической энергии и мощности на предстоящий год с разбивкой по месяцам и направляют системному оператору не позднее первого октября года, предшествующего расчетному году.
Системный оператор в срок не позднее пятнадцатого октября года, предшествующего расчетному, разрабатывает прогнозный баланс электрической энергии и мощности на предстоящий год на основе прогнозных заявок на производство-потребление электрической энергии и мощности субъектов оптового рынка.
3. Системный оператор приобретает услуги по поддержанию готовности электрической мощности:
1) на основании договора о покупке услуг по поддержанию готовности электрической мощности генерирующих установок, вновь вводимых в эксплуатацию, после ввода данных генерирующих установок в эксплуатацию и проведения аттестации;
2) на основании договора о купле-продаже услуг по поддержанию готовности электрической мощности, заключенного по итогам централизованных торгов электрической мощностью.
4. На централизованные торги электрической мощностью энергопроизводящие организации допускаются после проведения системным оператором аттестации электрической мощности генерирующих установок.
Энергопроизводящие организации осуществляют продажу услуг по поддержанию готовности электрической мощности на централизованных торгах электрической мощностью в объеме, не превышающем аттестованную электрическую мощность, за вычетом:
1) максимального объема электрической мощности экспортируемой электрической энергии;
2) объема электрической мощности генерирующих установок, вновь вводимых в эксплуатацию на тендерной основе.
В случае снижения величины аттестованной электрической мощности энергопроизводящей организации в результате проведения внеочередной аттестации электрической мощности объем услуг но поддержанию готовности электрической мощности снижается до аттестованной величины.
5. Оператор рынка централизованной торговли организует и проводит централизованные торги электрической мощностью в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
Оператор рынка централизованной торговли по итогам централизованных торгов электрической мощностью осуществляет безвозмездную регистрацию сделок.
Оператор рынка централизованной торговли оказывает услуги по организации и проведению централизованных торгов электрической мощностью системному оператору и субъектам рынка на договорной основе.
7. Системный оператор осуществляет предоставление услуг по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки энергоснабжающим, энергопередающим организациям, потребителям, являющимся субъектами оптового рынка в соответствии с законодательством о естественных монополиях и регулируемых рынках.";
11)в статье 17:
в пункте 1 слова "организации и функционированию" заменить словами "обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки, поддержанию готовности электрической мощности, участие на рынке централизованной торговли электрической энергией и мощностью, организация и функционирование";
пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Договоры купли-продажи электрической энергии, договоры на оказание услуг по передаче электрической энергии, технической диспетчеризации, регулированию электрической мощности, обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки, поддержанию готовности электрической мощности, балансированию производства-потребления электрической энергии на оптовом рынке электрической энергии, договоры участия на рынке централизованной торговли электрической энергией и мощностью должны содержать условия и порядок прекращения оказания соответствующих услуг в случае несвоевременной оплаты по договору.";
12) статью 25 дополнить пунктом 5 следующего содержания:
"5. Энергопроизводящие организации, не заключившие с уполномоченным органом соглашение в соответствии с настоящим Законом и не имеющие утвержденной инвестиционной программы, реализуют электрическую энергию по цене электрической энергии, не превышающей цену электрической энергии соответствующей энергопроизводящей организации по состоянию на 1 января 2009 года.".
Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования, за исключением абзаца седьмого подпункта 8) пункта 3 статьи 1, который вводится в действие с 1 января 2012 года, абзацев четвертого, пятого, восьмого, девятого подпункта 1) пункта 1, подпункта 2) пункта 2, абзацев шестого - десятого, четырнадцатого, семнадцатого и восемнадцатого подпункта 1). абзацев второго, третьего, четвертого, девятого подпункта 2), абзацев шестого, седьмого, девятого и десятого подпункта 5), абзацев десятого и пятнадцатого подпункта 6), абзацев шестого, десятого, одиннадцатого подпункта 8), абзацев восьмого, девятого и десятого подпункта 9), абзацев тридцать пятого, тридцать шестого, сорок первого - пятидесятого подпункта 10), подпункта II) пункта 3 статьи 1, которые вводятся в действие с 1 января 2016 года.
Президент
Республики Казахстан