Об утверждении Правил подготовки генеральной схемы газификации Республики Казахстан

Постановление Правительства Республики Казахстан от 7 мая 2012 года № 582. Утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2023 года № 1055.

      Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 29.11.2023 № 1055.

      В соответствии с подпунктом 3) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 9 января 2012 года "О газе и газоснабжении" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила подготовки генеральной схемы газификации Республики Казахстан.

      2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня первого официального опубликования

Премьер-Министр


Республики Казахстан

К. Масимов


  Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 7 мая 2012 года № 582

Правила
подготовки генеральной схемы газификации
Республики Казахстан
1. Общие положения

      1. Настоящие Правила подготовки генеральной схемы газификации Республики Казахстан (далее – Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 9 января 2012 года "О газе и газоснабжении" (далее – Закон) и определяют порядок подготовки генеральной схемы газификации Республики Казахстан.

      2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:

      1) генеральная схема газификации Республики Казахстан (далее – Схема) – документ, определяющий экономически обоснованные стратегические направления развития газовой отрасли для обеспечения надежного газоснабжения потребителей Республики Казахстан и основные мероприятия, подлежащие осуществлению для развития газовой отрасли путем использования в качестве топлива товарного и (или) сжиженного нефтяного газа на объектах жилищно-коммунального хозяйства, промышленных, сельскохозяйственных и иных объектах, и содержащий схему размещения объектов систем газоснабжения, перечень и техническую характеристику планируемых к строительству, модернизации и (или) реконструкции объектов систем газоснабжения, необходимые финансовые ресурсы и их источники, перспективные ресурсы товарного и сжиженного нефтяного газа, а также схему поставок газа по существующим и планируемым к строительству объектам систем газоснабжения;

      2) рейтинговая оценка – методика, позволяющая определить привлекательность газификации отдельных административно-территориальных единиц Республики Казахстан на основе анализа совокупности социально-экономических и природно-хозяйственных характеристик.

      Иные термины и определения, используемые в настоящих Правилах, применяются в соответствии с Законом.

2. Порядок подготовки схемы

      3. Схема разрабатывается в три этапа:

      1) формирование региональной схемы акиматами областей, городов республиканского значения, столицы;

      2) формирование схемы уполномоченным органом;

      3) утверждение схемы Правительством Республики Казахстан.

      4. Акимы областей, города республиканского значения, столицы обеспечивают представление на рассмотрение Межведомственной комиссии по подготовке генеральной схемы газификации Республики Казахстан, создаваемой при уполномоченном органе (далее – Комиссия), региональных схем газификации, подготовленных в соответствии с настоящими Правилами.

      5. Комиссию возглавляет руководитель уполномоченного органа. В состав Комиссии входят представители уполномоченных органов в областях коммунального хозяйства, промышленной безопасности, индустрии и новых технологий, сельского хозяйства, уполномоченного органа, осуществляющего руководство в сферах естественных монополий и на регулируемых рынках, уполномоченного органа, осуществляющего руководство и межотраслевую координацию в области стратегического и экономического планирования, выработки и формирования бюджетной политики, местных исполнительных органов областей, города республиканского значения и столицы. Рабочим органом Комиссии является структурное подразделение уполномоченного органа, ответственное за проведение политики в области газа и газоснабжения.

      6. Схема разрабатывается с учетом приоритетности:

      1) обеспечения внутренних потребностей Республики Казахстан в товарном и сжиженном нефтяном газе на основе прогнозного баланса производства, реализации и потребления товарного и сжиженного нефтяного газа;

      2) использования бытовыми и коммунально-бытовыми потребителями товарного газа, в том числе полученного в процессе регазификации сжиженного природного газа.

      7. Региональные схемы газификации разрабатываются на основании результатов рейтинговой оценки привлекательности газификации регионов в соответствии с методикой рейтинговой оценки привлекательности газификации регионов, приведенной в приложении к настоящим Правилам.

      8. В региональных схемах газификации отражаются:

      1) эксплуатируемые объекты, потребляющие газ, объекты, планируемые к вводу в эксплуатацию, с указанием сроков ввода;

      2) источники потребления газа на объектах, указанных в подпункте 1) настоящего пункта;

      3) вид газа (товарный и (или) сжиженный нефтяной), планируемого к использованию при газификации, с экономическими обоснованиями преимуществ его использования;

      4) населенные пункты, планируемые к газификации;

      5) объекты, газификация которых экономически нецелесообразна до 2015 года с указанием соответствующих обоснований.

      9. Для проведения расчетов в рамках рейтинговой оценки создается обновляемая и дополняемая информационная система, позволяющая оценить целесообразность и привлекательность газификации каждой отдельно взятой административно-территориальной единицы (района) Республики Казахстан на основе рейтинговой оценки.

      10. При разработке региональной схемы осуществляются следующие мероприятия:

      1) проведение сбора и анализа текущих социально-экономических и природно-хозяйственных показателей регионов Республики Казахстан, влияющих на привлекательность газификации регионов;

      2) проведение анализа существующей ресурсной базы, необходимой для удовлетворения внутренних потребностей Республики Казахстан в товарном и сжиженном нефтяном газе;

      3) определение прогнозных значений основных показателей баланса товарного и сжиженного нефтяного газа по оптимистическому, пессимистическому и реальному сценариям;

      4) проведение сравнительного анализа рынка альтернативных источников энергии;

      5) разработка схемы расположения существующих и планируемых к строительству магистральных газопроводов;

      6) проведение оценки объема инвестиций, необходимого для газификации каждого анализируемого региона Республики Казахстан;

      7) проведение рейтинговой оценки привлекательности внутри регионов Республики Казахстан.

      11. Региональные схемы газификации Республики Казахстан представляются:

      1) членам Комиссии, за исключением местных исполнительных органов областей, города республиканского значения и столицы, и рабочему органу Комиссии;

      2) членам Комиссии - представителям местных исполнительных органов областей, города республиканского значения и столицы, граничащим с соответствующей административно-территориальной единицей, региональная схема которой представлена на рассмотрение.

      Члены Комиссии и рабочий орган Комиссии, получившие региональные схемы газификации, обеспечивают их рассмотрение в соответствующих государственных органах и организациях и подготовку заключения по вопросам компетенции в двухнедельный срок со дня получения схемы.

      12. На заседаниях Комиссии рассматриваются региональные схемы газификации и заключения государственных органов и рабочего органа и вырабатываются рекомендации по доработке региональных схем и (или) по их включению в состав схемы.

      13. Схема содержит:

      1) экономически обоснованные стратегические направления развития газовой отрасли для обеспечения надежного газоснабжения потребителей Республики Казахстан;

      2) основные мероприятия, подлежащие осуществлению для развития газовой отрасли путем использования в качестве топлива товарного и (или) сжиженного нефтяного газа на объектах жилищно-коммунального хозяйства, промышленных, сельскохозяйственных и иных объектах;

      3) схему размещения существующих и планируемых к строительству объектов систем газоснабжения;

      4) перечень и техническую характеристику планируемых к строительству, модернизации и (или) реконструкции объектов систем газоснабжения;

      5) необходимые финансовые ресурсы и их источники, перспективные ресурсы товарного и сжиженного нефтяного газа;

      6) схему поставок газа по существующим и планируемым к строительству объектам систем газоснабжения;

      7) сроки реализации схемы на перспективу.

      14. В рамках схемы формируется и утверждается уполномоченным органом перечень наиболее привлекательных для газификации регионов, содержащий следующую информацию:

      1) наименование проекта газификации;

      2) ответственный государственный орган;

      3) регион, в котором планируется реализация проекта;

      4) заявитель проекта;

      5) предварительные показатели экономической привлекательности реализации проекта;

      6) предполагаемые социально-экономические последствия, в случае принятия проекта;

      7) предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией проекта, и источники финансирования;

      8) предполагаемые сроки реализации проекта.

      15. После одобрения схемы Комиссией, уполномоченным органом в установленном порядке подготавливается и вносится проект постановления Правительства Республики Казахстан об утверждении генеральной схемы газификации Республики Казахстан.

      16. При изменении социально-экономических показателей, направлений развития регионов или возникновении иной необходимости корректировки схемы члены Комиссии инициируют созыв ее заседания для рассмотрения вопроса внесения изменений и (или) дополнений в схему.

      Член Комиссии, инициировавший такое заседание, в срок, не позднее двух недель до заседания Комиссии, представляет членам Комиссии и рабочему органу необходимые обоснования корректировки схемы, составленные с учетом положений настоящего раздела.

  Приложение
к Правилам подготовки
Генеральной схемы газификации
Республики Казахстан

Методика
рейтинговой оценки привлекательности газификации регионов

      1. Нормирование показателей осуществляется по формуле:



      где

      i – характеризует порядковый номер района в выборке всех районов определенной области i= (1...n), где n – количество сравниваемых районов;

      j – порядковый номер показателя, j=(1...m), где m – количество показателей, используемых для формирования рейтинга;

      лучший – наилучшее значение j–го показателя для выборки из n районов;

      худший – наихудшее значение j–го показателя для выборки из n районов;

      k ij – числовое значение j-го показателя, в i-м районе.

      На основе исходных данных получается набор нормированных показателей, которые используются для сравнения.

      Сопоставление значений каждого показателя с лучшим возможным из всей выборки значением дает возможность показать, насколько значение данного показателя для данного района отличается от оптимального значения.

      В результате формируется матрица нормированных расстояний координат точек исследуемых показателей до координат точки эталонного значения для каждого показателя.

      2. Расчет евклидового расстояния.

      Для формирования рейтинга необходимо, чтобы каждый район был сопоставлен с условным районом (он может присутствовать по факту в выборке по районам), в котором значение каждого описывающего его показателя является эталонным.

      Все оцениваемые районы находятся в многомерном пространстве, где, во-первых, в роли координат выступают нормированные значения показателей для каждого района, а во-вторых, эталонный (условный) для выборки район имеет следующие координаты: (0, 0, 0,..., 0) и является точкой отсчета для формирования рейтинга.

      Основная задача при расчете евклидового расстояния состоит в определении того, насколько удален каждый район в многомерном пространстве от эталонного района.

      Расчет евклидового расстояния в рамках данной методики принимает следующий вид и осуществляется по формуле:



      где

      pi – евклидово расстояние для i-го района;

      wj – это удельный вес j-го показателя (например, расстояние от газопровода до населенного пункта, численность населения и т.д.). Он устанавливается субъективно, в зависимости от значимости того или иного показателя для общей оценки.

      При этом


      kij – это нормированное значение j-го показателя для i-района, метод его расчета показан выше.

      0 - присутствует в формуле для наглядной демонстрации условно эталонного (лучшего района), относительного которого производится оценка привлекательности для газификации. Условный лучший район в m-мерном пространстве является началом координат, то есть имеет координаты (0,0,...,0).

      Полученное евклидово расстояние демонстрирует насколько каждый из районов по совокупности всех рассматриваемых показателей удален от условно эталонного района. Чем меньше полученное евклидовое расстояние, тем ближе оцениваемый район к условно эталонному.

      3. Формирование рейтинга.

      В результате проделанных операций получается общее евклидово расстояние для каждого исследуемого региона по всей совокупности показателей. Наименьшее значение данного расстояния у региона будет означать его наибольшую близость к условно эталонному показателю. Далее места в рейтинге присваиваются по мере возрастания значения евклидового расстояния.

On approval of the Rules of preparing general gasification scheme of the Republic of Kazakhstan

Order No. 582 of the Government of the Republic of Kazakhstan dated May 7, 2012. Abolished by the Decree of the Government of the Republic of Kazakhstan dated November 29, 2023 No. 1055

      Unofficial translation

      Footnote. Abolished by the Decree of the Government of the Republic of Kazakhstan dated November 29, 2023 No. 1055

      In accordance with subparagraph 3) of article 5 of the Law of the Republic of Kazakhstan dated January 9, 2012 “On gas and gas supply”, the Government of the Republic of Kazakhstan hereby RESOLVES:

      1. To approve the attached Rules of preparing general gasification scheme of the Republic of Kazakhstan.

      2. This resolution shall take effect upon expiry of ten calendar days from the date of the first official publication

      Prime Minister of the Republic of Kazakhstan K. Massimov

  Approved by
  Order No. 582
  of the Government
  of the Republic of Kazakhstan
  dated May 7, 2012

Rules of preparing general gasification scheme of the Republic of Kazakhstan 1. General Provisions

      1. These Rules of preparation of the general gasification scheme of the Republic of Kazakhstan (hereinafter - the Rules) are developed in accordance with the Law of the Republic of Kazakhstan dated January 9, 2012 “On Gas and Gas Supply” (hereinafter - the Law) and govern the procedure for preparing the general gasification scheme of the Republic of Kazakhstan.

      2. The following basic concepts shall be used in these Rules:

      1) the general gasification scheme of the Republic of Kazakhstan (hereinafter - Scheme) is a document defining economically viable strategic directions of gas industry development to ensure reliable gas supply to consumers of the Republic of Kazakhstan and the main measures to be taken to develop the gas industry by usage of the marketable and (or) liquefied petroleum gas as fuel at housing and utilities infrastructure facilities, industrial, agricultural and other facilities, and containing a layout of gas supply system facilities placement, the list and technical characteristics of gas supply system facilities planned for construction, upgrading and (or) reconstruction, necessary financial resources and their sources, prospective commodity and liquefied petroleum gas resources, as well as the gas supply scheme for existing and planned for construction gas supply system facilities;

      2) rating assessment - methodology for determining gasification attractiveness of certain administrative and territorial units of the Republic of Kazakhstan based on analysis of the totality of socioeconomic and natural-economic characteristics.

      Other terms and definitions used in these Rules are applied in accordance with the Law.

2. Procedure of the scheme preparation

      3. The scheme shall be developed in three stages:

      1) formation of the regional scheme by akimats of oblasts, cities of republican status, the capital;

      2) formation of the scheme by the authorized body;

      3) approval of the scheme by the Government of the Republic of Kazakhstan.

      4. Akims of oblasts, cities of republican status, the capital shall ensure submission to the Interdepartmental commission on preparation of the general gasification scheme of the Republic of Kazakhstan established with the authorized body (hereinafter - the Commission), the regional gasification schemes prepared in accordance with these Rules.

      5. The head of the authorized body shall be the head of the Commission. The Commission members shall be representatives of the authorized bodies in municipal services, industrial safety, industry and new technologies, agriculture, the authorized body that manages natural monopolies and regulated markets, the authorized body that performs general management and cross-sectoral coordination in the field of strategic and economic planning, development and formation of budgetary policies, local executive bodies of oblasts, the city of republican status ​​and the capital. The working body of the Commission shall be the structural unit of the authorized body in charge of gas and gas supply policies.

      6. The scheme shall be developed with regard to priorities, such as:

      1) meeting of domestic needs of the Republic of Kazakhstan for marketable and liquefied petroleum gas on the basis of the forecast balance of production, sale and consumption of marketable and liquefied petroleum gas;

      2) usage by household and municipal consumers of marketable gas, including the gas derived from regasification of liquefied natural gas.

      7. Regional gasification schemes shall be developed on the basis of the rating assessment of gasification attractiveness of the regions in accordance with the methodology for rating assessment of gasification attractiveness of the regions given in the appendix to these Rules.

      8. The regional gasification schemes shall reflect:

      1) operated facilities consuming gas, facilities planned for commissioning, with indication of the commissioning timing;

      2) gas consumption sources at the facilities specified in subparagraph 1) of this paragraph;

      3) type of gas (commercial and (or) liquefied petroleum) planned for use in gasification, with evaluation of economic advantages of its use;

      4) populated localities planned for gasification;

      5) facilities whose gasification is economically unviable until 2015 with rationale provided for it.

      9. To carry out calculations within the rating assessment framework, updatable and completable information system shall be created to assess the feasibility and attractiveness of gasification of each individual administrative-territorial unit (district) of the Republic of Kazakhstan based on the rating score.

      10. While developing the regional scheme, the following actions shall be taken:

      1) collection and analysis of current socioeconomic and natural-economic indicators of the regions of the Republic of Kazakhstan, impacting gasification attractiveness of the regions;

      2) analysis of the available resource base necessary to meet the domestic needs of the Republic of Kazakhstan for marketable and liquefied petroleum gas;

      3) determination of forecast values ​​of the main indicators of the balance of marketable and liquefied petroleum gas on optimistic, pessimistic and real scenarios;

      4) comparative analysis of the alternative energy sources market;

      5) development of the map of existing and planned for construction trunk gas pipelines;

      6) appraisal of the investment amount required for gasification of each analyzed region of the Republic of Kazakhstan;

      7) rating assessment of attractiveness within the regions of the Republic of Kazakhstan.

      11. Regional gasification schemes of the Republic of Kazakhstan shall be presented:

      1) to the Commission members, with the exception of local executive bodies of oblasts, the city of republican status and the capital, and the working body of the Commission;

      2) to the Commission members - representatives of local executive bodies of oblasts, the city of republican status and the capital, adjoining the corresponding administrative-territorial unit, the regional scheme of which is presented for examination.

      Upon receipt of the regional gasification schemes, the members of the Commission and the working body of the Commission shall provide their examination by the relevant state bodies and organizations and preparation of the conclusion on competence issues within two weeks from the day of the scheme receipt.

      12. The Commission meetings shall examine regional gasification schemes and conclusions of the state bodies and the working body, and recommendations shall be developed for finalization of the regional schemes and (or) for their inclusion in the scheme.

      13. The scheme shall contain:

      1) economically viable strategic directions for gas industry development to ensure reliable gas supply to consumers in the Republic of Kazakhstan;

      2) the main measures to be implemented for the gas industry development by usage of marketable and (or) liquefied petroleum gas as fuel at municipal housing objects, industrial, agricultural and other facilities;

      3) the layout of existing and planned for construction gas supply facilities;

      4) the list and technical characteristics of gas supply system facilities planned for construction, upgrading and (or) reconstruction;

      5) required financial resources and their sources, prospective resources of marketable and liquefied petroleum gas;

      6) gas supply scheme for existing and planned for construction gas supply facilities;

      7) timing of the scheme implementation for long term.

      14. Within the framework of the scheme, the list of the most attractive regions for gasification shall be formed and approved by the authorized body, containing the following information:

      1) the name of the gasification project;

      2) the responsible state body;

      3) the region in which the project is planned;

      4) the project applicant;

      5) provisional indicators of the economic attractiveness of the project;

      6) intended socioeconomic impact, in the event of adoption of the project;

      7) estimated financial costs associated with the project implementation, and financing sources;

      8) estimated timing of the project.

      15. Upon approval of the scheme by the Commission, the authorized body shall, in the prescribed manner, prepare and introduce the draft resolution of the Government of the Republic of Kazakhstan on approval of the general gasification scheme of the Republic of Kazakhstan.

      16. In the event of changes in socioeconomic indicators, development directions of the regions or another need for adjusting the scheme, the Commission members shall initiate convening of the meeting to decide on amending and (or) complementing of the scheme.

      At least two weeks before the meeting of the Commission, the member of the Commission who initiated such a meeting shall present to its members and the working body the rationale for adjusting the scheme subject to the provisions of this section.

  Appendix
  to the Rules of preparing
  General gasification scheme
  of the Republic of Kazakhstan

Methodology of rating assessment of regional gasification attractiveness

      1. Rating of indicators shall be carried out by the formula:



      ЛУЧШИЙ –BEST

      ХУДШИЙ-WORST

      where

      i – characterizes the index number of the district in the sampling of all the districts of a certain oblast i= (1 ... n), where n is the number of compared districts;

      j – index number of the indicator, j= (1...m), где m – is the number of indicators, used for the rating formation;

      лучший (best) – the best value of the j– indicator for sampling from n districts;

      худший (worst) – the worst value of the j– indicator for sampling from n districts;

      k ij –numerical value of the j-indicator in the i-district.

      Based on the source data, a set of normalized indicators is obtained, which are used for comparison.

      Collation of the values of each indicator with the best possible value from the entire sampling makes it possible to show how much the value of this indicator for a given district differs from the optimal value.

      As a result, a matrix is formed of normalized distances of the coordinates of the points of the studied indicators to the coordinates of the point of the reference value for each indicator.

      2. Calculation of Euclidean distance.

      To form the rating, each district must be compared with a conditional district (it may be present in fact in the sampling of districts), in which the value of each indicator describing it is a reference value.

      All the estimated districts are in a multidimensional space, where, firstly, the normalized values of indicators for each region act as coordinates, and secondly, the reference (conditional) district for the sample has the following coordinates: (0, 0, 0,..., 0) and is the starting point for rating formation.

      The main task in calculating the Euclidean distance is to determine how far each district is removed from the reference area in the multidimensional space.

      Calculation of the Euclidean distance in the framework of this methodology takes the following form and is carried out according to the formula:



      where

      pi – is the Euclidean distance for i-district;

      wj – is the specific gravity of the j-indicator (for example, the distance from the gas pipeline to the populated locality, population number, etc.). It is set subjectively, depending on the significance of a particular indicator for the overall assessment.

      In it



      kij – is the normalized value of the j-indicator for the i-district, its calculation method is shown above.

      0 - is present in the formula for a visual demonstration of conditionally standard (best) district, relative to which the attractiveness for gasification is evaluated. The conditional best district in m-dimensional space is the coordinate origin, i.e. has coordinates (0,0,...,0).

      The resulting Euclidean distance demonstrates how far each of the districts in the set of all considered indicators is removed from the conditionally reference district. The smaller the resulting Euclidean distance, the closer the estimated district to the conditionally reference district.

      3. Rating formation.

      As a result, the total Euclidean distance for each studied district is obtained on the entire set of indicators. The smallest value of a given distance for a district will mean its closest proximity to a conditionally benchmark indicator. Further, places in the rating are ranged as the value of the Euclidean distance increases.