Об утверждении Правил осуществления мониторинга эффективности управления государственным имуществом, в том числе государственными предприятиями и юридическими лицами с участием государства

Постановление Правительства Республики Казахстан от 4 декабря 2012 года № 1546.

      В соответствии с пунктом 2 статьи 196 Закона Республики Казахстан от 1 марта 2011 года "О государственном имуществе" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила осуществления мониторинга эффективности управления государственным имуществом, в том числе государственными предприятиями и юридическими лицами с участием государства.

      2. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Казахстан от 24 июля 2001 года № 998 "О внедрении системы комплексного мониторинга функционирования и эффективности управления объектами государственной собственности, а также объектами, в которых государство имеет долю собственности" (САПП Республики Казахстан, 2001 г., № 27, ст. 347).

      3. Настоящее постановление вводится в действие с 10 марта 2013 года и подлежит официальному опубликованию.

     
      Премьер-Министр
Республики Казахстан
С. Ахметов

  Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 4 декабря 2012 года № 1546

Правила осуществления мониторинга эффективности управления государственным имуществом, в том числе государственными предприятиями и юридическими лицами с участием государства

      Сноска. Правила в редакции постановления Правительства РК от 18.02.2021 № 75 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила осуществления мониторинга эффективности управления государственным имуществом, в том числе государственными предприятиями и юридическими лицами с участием государства (далее – Правила), разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 196 Закона Республики Казахстан "О государственном имуществе" (далее – Закон) и определяют порядок организации и осуществления мониторинга эффективности управления государственным имуществом, в том числе государственными предприятиями и юридическими лицами с участием государства.

      Сноска. Пункт 1- в редакции постановления Правительства РК от 20.06.2022 № 407 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      2. Мониторинг эффективности управления государственным имуществом, в том числе государственными предприятиями и юридическими лицами с участием государства (далее – мониторинг) представляет собой систему базового и периодического оперативного отслеживания и аналитических оценок качественного и количественного состояния государственного имущества, в том числе технологической, финансово-хозяйственной деятельности, правовой характеристики государственных предприятий и юридических лиц с участием государства в целях своевременного выявления происходящих изменений, прогноза дальнейшего развития и выработки рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов в их деятельности.

      3. Мониторинг является составной частью системы государственного прогнозирования и регулирования устойчивого экономического развития в соответствии со стратегическими интересами страны, выполняет информационно-аналитические функции обеспечения экономической безопасности на основе действующего законодательства и в рамках единой государственной политики.

      4. Мониторинг выявляет состояние и тенденции развития государственных предприятий и юридических лиц с участием государства, а также состояние государственного имущества, в том числе находящегося в доверительном управлении, имущественном найме (аренде), концессии либо переданного по договору государственно-частного партнерства, оказывающие влияние на сохранение и укрепление ресурсно-энергетической основы экономики страны и регионов. Аналитическая информация о состоянии и тенденциях развития государственных предприятий и юридических лиц с участием государства, государственного имущества, в том числе находящегося в доверительном управлении, имущественном найме (аренде), концессии либо переданного по договору государственно-частного партнерства, полученная в результате мониторинга, направляется уполномоченному органу по государственному планированию:

      по республиканскому имуществу – уполномоченным органом по управлению государственным имуществом;

      по коммунальному имуществу – местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения;

      по коммунальному имуществу местного самоуправления – аппаратом акима города районного значения, села, поселка, сельского округа.

      Аналитическая информация уполномоченным органом по управлению государственным имуществом, местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, аппаратом акима города районного значения, села, поселка, сельского округа направляется в заинтересованные государственные органы.

      5. Настоящие Правила распространяются на государственные предприятия, акционерные общества и товарищества с ограниченной ответственностью с участием государства, в том числе национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании, акционером которых является государство (далее – юридические лица с участием государства), за исключением акционерного общества "Фонд национального благосостояния "Самрук-Қазына" (далее – ФНБ), государственные органы, физические и юридические лица, являющиеся стороной по договорам доверительного управления, имущественного найма (аренды), концессии (далее – сторона договора) либо договору государственно-частного партнерства, независимых экспертов, консультантов, консалтинговые организации, привлеченные к выполнению мониторинга (далее – независимые эксперты).

      6. Целью мониторинга является обеспечение социально-экономических интересов государства.

      7. Основными задачами мониторинга являются:

      1) комплексный анализ эффективности управления объектами мониторинга в производственно-технических, технологических, финансово-экономических, правовых, экологических и других параметрах и целостная оценка состояния государственного имущества в части прогнозируемости его развития в соответствии с интересами национальной экономики;

      2) анализ выполнения обязательств и условий договоров концессии либо договоров государственно-частного партнерства, доверительного управления, имущественного найма (аренды) объектов государственной собственности;

      3) выявление проблем и разработка рекомендаций по дальнейшему развитию государственных предприятий и юридических лиц с участием государства (далее – объект мониторинга);

      4) экспертная оценка перспектив развития техники, технологии объектов мониторинга и их влияния на состояние регионов;

      5) формирование и ведение электронной базы данных по объектам мониторинга;

      6) создание благоприятных условий для обеспечения экономического роста государства, максимального уменьшения степени уязвимости экономики от возможных отрицательных факторов, содействие притоку инвестиций в национальную экономику.

      8. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:

      1) районный уполномоченный орган – исполнительный орган, финансируемый из местного бюджета, уполномоченный на распоряжение районным коммунальным имуществом;

      2) базовое отслеживание – ежегодный сбор информации, в результате которого определяется перечень объектов мониторинга, подлежащих анализу;

      3) уполномоченный орган по коммунальному имуществу местного самоуправления – аппарат акима города районного значения, села, поселка, сельского округа;

      4) электронный отчет коммунального имущества – отчет по результатам мониторинга коммунального имущества, подготовленный с использованием программного обеспечения "Единая система сдачи отчетности" и подписываемый электронной цифровой подписью независимого эксперта, выданной Национальным удостоверяющим центром Республики Казахстан (далее – НУЦ РК);

      5) единый оператор в сфере учета государственного имущества (далее – единый оператор) – юридическое лицо, определенное по решению Правительства Республики Казахстан, на которое возложены задачи по реализации единой технической политики в сфере организации и учета государственного имущества;

      6) периодическое отслеживание – оперативный сбор информации по объектам мониторинга;

      7) областной уполномоченный орган – исполнительный орган, финансируемый из местного бюджета, уполномоченный на распоряжение областным коммунальным имуществом;

      8) электронный отчет республиканского имущества – отчет по результатам мониторинга республиканского имущества, подготовленный с использованием программного обеспечения "Единая система сдачи отчетности" и подписываемый электронной цифровой подписью руководителя уполномоченного органа по управлению государственным имуществом, выданной НУЦ РК;

      9) Исключен постановлением Правительства РК от 20.06.2022 № 407 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      10) план развития – документ, определяющий основные направления деятельности и показатели финансово-хозяйственной деятельности государственного предприятия, акционерного общества и товарищества с ограниченной ответственностью, контрольный пакет акций (доля участия в уставном капитале) которого принадлежит государству, на пятилетний период;

      11) план мероприятий – документ, определяющий основные направления деятельности и показатели финансово-хозяйственной деятельности национального управляющего холдинга, национального холдинга и национальной компании на пятилетний период.

      Сноска. Пункт 8 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 20.06.2022 № 407 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 2. Порядок организации мониторинга

      9. По видам государственного имущества осуществляется мониторинг республиканского и коммунального имущества, а по уровням местного государственного управления и самоуправления – мониторинг областного, районного коммунального имущества и коммунального имущества местного самоуправления.

      10. Мониторинг объектов организуют:

      1) по республиканскому имуществу – уполномоченный орган по управлению государственным имуществом;

      2) по областному коммунальному имуществу – областной уполномоченный орган;

      3) по районному коммунальному имуществу – районный уполномоченный орган;

      4) по коммунальному имуществу местного самоуправления – уполномоченный орган по коммунальному имуществу местного самоуправления.

      Для проведения работ по обследованию объектов мониторинга, сбору и анализу информации, выработке рекомендаций областной и районный уполномоченные органы, уполномоченный орган по коммунальному имуществу местного самоуправления привлекают независимых экспертов, определяемых в соответствии с Законом Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года "О государственных закупках".

      Права и обязанности независимых экспертов регулируются соответствующим договором о государственных закупках.

      11. Объектами мониторинга являются:

      1) государственные предприятия;

      2) юридические лица с участием государства, за исключением ФНБ;

      3) все виды имущества, входящего в состав государственного имущества, в том числе находящегося в доверительном управлении, имущественном найме (аренде), концессии либо переданные по договору государственно-частного партнерства.

      12. Работа по ведению мониторинга осуществляется за счет бюджетных средств.

      13. Результаты мониторинга включаются в реестр государственного имущества (далее – реестр) в виде электронного отчета.

      14. Областной и районный уполномоченные органы, уполномоченный орган по коммунальному имуществу местного самоуправления в целях организации мониторинга:

      1) Исключен постановлением Правительства РК от 20.06.2022 № 407 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      2) обосновывают объем государственных бюджетных ассигнований для проведения работ по мониторингу;

      3) создают межведомственную комиссию с участием заинтересованных государственных органов по разработке технического задания для осуществления мониторинга;

      4) осуществляют методическое обеспечение и координацию работ по ведению мониторинга.

      Сноска. Пункт 14 с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 20.06.2022 № 407 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      14-1. Уполномоченный орган по управлению государственным имуществом, областной и районный уполномоченные органы, уполномоченный орган по коммунальному имуществу местного самоуправления в целях организации мониторинга определяют периодичность, сроки проведения обследований и перечень объектов мониторинга на основе следующих критериев:

      1) государственные предприятия и юридические лица с участием государства, запланировавшие прибыль, но по итогам отчетного года получившие убыток;

      2) государственные предприятия и юридические лица с участием государства, по итогам отчетного года допустившие превышение запланированного убытка.

      Сноска. Глава 2 дополнена пунктом 14-1 в соответствии с постановлением Правительства РК от 20.06.2022 № 407 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 3. Порядок осуществления мониторинга объектов коммунального имущества

      15. Областной и районный уполномоченные органы, уполномоченный орган по коммунальному имуществу местного самоуправления в целях осуществления мониторинга:

      1) запрашивают и получают от объектов мониторинга информацию о производственно-технических, технологических, финансово-экономических, экологических, правовых и иных параметрах деятельности объектов мониторинга, необходимую для производства достоверного и объективного анализа;

      2) запрашивают и получают от местных исполнительных органов, а также иных заинтересованных государственных органов и юридических лиц, независимо от их ведомственной принадлежности, документы и сведения, необходимые для анализа эффективности управления объектами мониторинга;

      3) запрашивают от государственных предприятий и юридических лиц с участием государства, сторон договора регулярную и выборочную отчетность по выполнению условий договоров доверительного управления, имущественного найма (аренды) и концессии либо договора государственно-частного партнерства, инвестиционных программ юридических лиц с участием государства;

      4) ведут систематические наблюдения за состоянием и тенденциями развития государственных предприятий и юридических лиц с участием государства, осуществляя сбор и анализ информации по объектам мониторинга с целью своевременного выявления и нейтрализации факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на сохранение и укрепление ресурсно-энергетической основы экономики страны и регионов;

      5) в срок до 25 февраля года, следующего за отчетным, представляют по результатам мониторинга аналитические записки, справочные материалы и рекомендации в заинтересованным государственным органам, а также государственным предприятиям и юридическим лицам c участием государства;

      6) ведут электронную базу данных мониторинга эффективности управления объектами мониторинга.

      16. Государственные предприятия и юридические лица c участием государства представляют областному уполномоченному органу или районному уполномоченному органу всю необходимую информацию для достоверного и объективного анализа эффективности управления коммунальным имуществом на бумажном и электронном носителях.

      Уполномоченному органу по коммунальному имуществу местного самоуправления вся необходимая информация для достоверного и объективного анализа эффективности управления коммунальным имуществом на бумажном и электронном носителях представляется государственными предприятиями и юридическими лицами c участием государства.

      17. Содержание мониторинга объектов коммунального имущества составляют:

      1) базовое комплексное обследование государственных предприятий и юридических лиц c участием государства, также коммунального имущества, в том числе находящегося в доверительном управлении, имущественном найме (аренде), концессии либо переданного по договору государственно-частного партнерства, проводимое не чаще одного раза в год;

      2) периодический оперативный сбор информации по деятельности государственных предприятий и юридических лиц c участием государства, а также состоянию коммунального имущества, в том числе находящегося в доверительном управлении, имущественном найме (аренде), концессии либо переданное по договору государственно-частного партнерства, предназначенной для текущего обновления основных данных мониторинга по деятельности объектов в периоды между базовыми комплексными обследованиями объектов мониторинга.

      Сбор данной информации осуществляется путем запроса от объекта мониторинга.

      Базовые комплексные обследования объектов мониторинга включают в себя:

      1) сбор и системный анализ информации по производственно- техническим, технологическим, финансово-экономическим, экологическим и правовым параметрам деятельности объектов мониторинга;

      2) оценку состояния эффективности управления объектами мониторинга, прогноз изменения их состояния с целью выработки рекомендаций по предупреждению и преодолению негативных процессов, составляющих угрозу экономической безопасности государства;

      3) экспертную оценку перспектив развития техники, технологии юридических лиц c участием государства, коммунального имущества, в том числе находящегося в доверительном управлении, имущественном найме (аренде), концессии либо переданного по договору государственно-частного партнерства;

      4) обеспечение государственных органов необходимой информацией о состоянии объектов мониторинга, тенденциях и прогнозах их развития.

      Сноска. Пункт 17 с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 20.06.2022 № 407 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      18. Мониторинг объектов коммунального имущества включает в себя анализ:

      1) состояния ресурсов, технологии основного и вспомогательного производств;

      2) финансово-хозяйственной деятельности;

      3) инвестиционной деятельности концессионеров, доверительных управляющих и совладельцев организаций, имеющих данное обязательство;

      4) охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

      5) кадровой и социальной политики;

      6) правовых вопросов: соответствия проводимой деятельности уставу организации, договорам доверительного управления, имущественного найма (аренды) и концессии либо договору государственно-частного партнерства;

      7) выполнения обязательств и условий договоров доверительного управления, имущественного найма (аренды) и концессии либо договора государственно-частного партнерства.

      19. Мониторинг объектов коммунального имущества производится в следующем порядке:

      1) областной и районный уполномоченные органы либо уполномоченный орган по коммунальному имуществу местного самоуправления не позднее десяти рабочих дней до начала обследования объекта уведомляют руководителей государственных предприятий и юридических лиц c участием государства, а также сторону договора о производстве обследования с указанием независимых экспертов, с которыми заключены договора на проведение обследования, и перечня информации, которая представляется для ознакомления;

      2) мониторинг производится рабочей группой, сформированной независимыми экспертами, с которыми заключены договоры на проведение обследования объекта мониторинга, исходя из отраслевой принадлежности и специфики деятельности объекта мониторинга. Задача рабочей группы заключается в сборе и анализе информации по юридическим, техническим, технологическим, экологическим, инвестиционным, финансовым и другим вопросам деятельности объекта мониторинга. Члены рабочей группы проводят визуальное обследование производства, зданий, сооружений, основной техники, машин и механизмов. По завершении сбора информации и его первичного анализа рабочая группа подготавливает отчет для его последующего анализа;

      3) осуществляется системный анализ материалов, полученных в результате обследования, включая:

      предварительный анализ, который производится на этапе сбора материалов и предварительной обработки путем сравнения экспертных данных по всем разделам и сопоставления с данными статистической отчетности;

      общий технико-экономический анализ деятельности государственных предприятий и юридических лиц c участием государства, при котором интегрируется взаимоувязанная совокупность показателей государственных предприятий и юридических лиц c участием государства, а также состояния коммунального имущества, в том числе находящегося в доверительном управлении, имущественном найме (аренде), концессии либо переданного по договору государственно-частного партнерства;

      выявление всех существующих проблем по каждому блоку анализа;

      экономико-юридический анализ объектов мониторинга и соответствующих государственных органов, при котором на основе полученных показателей деятельности государственных предприятий и юридических лиц c участием государства, информации о состоянии коммунального имущества, в том числе находящегося в доверительном управлении, имущественном найме (аренде), концессии либо переданного по договору государственно-частного партнерства, и выявленных проблем в соответствии с действующим законодательством вырабатываются рекомендации с целью повышения эффективности управления государственными предприятиями и юридическими лицами с участием государства – объектами мониторинга;

      4) на основании обследования объекта мониторинга и проведенного анализа его деятельности независимые эксперты, проводившие обследование, оформляют отчет и первичные материалы, которые представляются:

      в бумажном варианте в областной и районный уполномоченные органы либо уполномоченный орган по коммунальному имуществу местного самоуправления;

      в виде электронного отчета коммунального имущества в реестр с прикрепленной к нему сканированной копией бумажного варианта отчета, подписанного и заверенного печатью независимого эксперта;

      5) единый оператор в течение пяти рабочих дней с даты поступления электронного отчета коммунального имущества направляет на электронный адрес независимого эксперта уведомление о включении электронного отчета в реестр или причине отказа в его принятии.

      Основанием для отказа в принятии электронного отчета является несоблюдение независимым экспертом требования, указанного в абзаце третьем подпункта 4) настоящего пункта Правил.

      19-1. Руководители государственного предприятия, исполнительных органов юридических лиц с участием государства несут дисциплинарную ответственность за неисполнение плановых показателей плана развития, повлекшее убыточность либо получение убытка больше запланированного, не содержащее признаков административного либо уголовного правонарушения.

      Местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения, аппараты акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов, принимая к сведению сформированные по результатам мониторинга отчеты и рекомендации независимых экспертов, рассматривают вопрос и выносят решение о наложении дисциплинарного взыскания на руководителей государственных предприятий, исполнительных органов юридических лиц с участием государства в соответствии с законами Республики Казахстан.

      В случае, если процент голосующих акций (долей участия) в юридических лицах с участием государства меньше 100 % (сто процентов), то вопрос и принятие решения о наложении дисциплинарного взыскания на руководителей исполнительного органа юридических лиц с участием государства выносятся на заседание Совета директоров и (или) общее собрание акционеров или участников товарищества с ограниченной ответственностью в соответствии с законами Республики Казахстан.

      Сноска. Глава 3 дополнена пунктом 19-1 в соответствии с постановлением Правительства РК от 20.06.2022 № 407 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 4. Порядок осуществления мониторинга объектов республиканского имущества

      20. Уполномоченный орган по управлению государственным имуществом в целях осуществления мониторинга:

      1) определяет перечень объектов мониторинга республиканского имущества на основе базового отслеживания, периодичность и сроки проведения обследований;

      2) запрашивает и получает от центральных исполнительных органов, а также иных заинтересованных государственных органов и юридических лиц, независимо от их ведомственной принадлежности, документы и сведения, необходимые для анализа эффективности управления объектами мониторинга;

      3) запрашивает и получает от объектов мониторинга информацию о финансово-экономических, правовых и иных параметрах деятельности объектов мониторинга, необходимую для производства достоверного и объективного анализа;

      4) проводит анализ на основе полученных данных от объектов мониторинга, центральных исполнительных органов, финансово-хозяйственных показателей и иных данных с единого оператора;

      5) по итогам проведенного анализа при наличии выявленных замечаний формирует рекомендации и направляет объектам мониторинга, центральным исполнительным органам;

      6) в срок до 25 декабря планируемого года представляет по результатам мониторинга анализы и рекомендации уполномоченному органу по государственному планированию, заинтересованным государственным органам.

      21. Государственные предприятия и юридические лица c участием государства представляют уполномоченному органу по управлению государственным имуществом всю необходимую информацию для достоверного и объективного анализа эффективности управления на бумажном и электронном носителях.

      22. Содержание мониторинга объектов республиканского имущества составляют:

      1) базовое комплексное обследование государственных предприятий и юридических лиц c участием государства, также государственного имущества, в том числе находящегося в доверительном управлении, имущественном найме (аренде), концессии либо переданного по договору государственно-частного партнерства, проводимое не чаще одного раза в год;

      2) периодический оперативный сбор информации по деятельности государственных предприятий и юридических лиц c участием государства, а также состоянию государственного имущества, в том числе находящегося в доверительном управлении, имущественном найме (аренде), концессии либо переданного по договору государственно-частного партнерства, предназначенной для текущего обновления основных данных мониторинга по деятельности объектов в периоды между базовыми комплексными обследованиями объектов мониторинга.

      Сбор данной информации осуществляется путем запроса как от самого объекта мониторинга, так и от центральных исполнительных органов, их ведомств.

      Базовые комплексные обследования объектов мониторинга включают в себя:

      1) сбор и системный анализ информации по финансово-экономическим и правовым параметрам деятельности объектов мониторинга;

      2) оценку состояния эффективности управления объектами мониторинга, прогноз изменения состояния с целью выработки рекомендаций по предупреждению и преодолению негативных процессов, составляющих угрозу экономической безопасности государства;

      3) обеспечение государственных органов необходимой информацией о состоянии объектов мониторинга, тенденциях и прогнозах их развития.

      Сноска. Пункт 22 с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 20.06.2022 № 407 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      23. Мониторинг объектов республиканского имущества включает в себя анализ:

      1) финансово-хозяйственной деятельности;

      2) кадровой и социальной политики;

      3) инвестиционной деятельности концессионеров, доверительных управляющих и совладельцев организаций, имеющих данное обязательство;

      4) правовых вопросов: соответствие проводимой деятельности уставу организации, договорам доверительного управления, имущественного найма (аренды) и концессии либо договору государственно-частного партнерства;

      5) выполнения обязательств и условий договоров доверительного управления, имущественного найма (аренды) и концессии либо договора государственно-частного партнерства.

      24. Мониторинг объектов республиканского имущества производится в следующем порядке:

      1) уполномоченный орган по управлению государственным имуществом осуществляет системный анализ материалов, полученных в результате базового и периодического отслеживания, включая:

      предварительный анализ, который производится на этапе сбора материалов и предварительной обработки путем сравнения плановых показателей финансово-хозяйственной деятельности с отчетными показателями;

      экономико-юридический анализ с выработкой рекомендаций для объектов мониторинга и соответствующих государственных органов;

      2) на основании отслеживания объекта мониторинга и проведенного анализа его деятельности уполномоченным органом по управлению государственным имуществом формируется отчет, который включается в виде электронного отчета республиканского имущества в реестр с прикрепленной к нему сканированной копией бумажного варианта отчета, подписанного руководителем уполномоченного органа по управлению государственным имуществом и заверенного печатью;

      3) единый оператор в течение пяти рабочих дней с даты поступления электронного отчета республиканского имущества направляет на электронный адрес уполномоченного органа по управлению государственным имуществом уведомление о включении электронного отчета в реестр или причине отказа в его принятии.

      Основанием для отказа в принятии электронного отчета является несоблюдение уполномоченным органом по управлению государственным имуществом требования, указанного в подпункте 2) настоящего пункта Правил.

      24-1. Руководитель государственного предприятия, первые руководители национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний, руководители исполнительных органов юридических лиц с участием государства несут дисциплинарную ответственность за неисполнение плановых показателей плана развития или плана мероприятий, повлекшее убыточность либо получение убытка больше запланированного, не содержащее признаков административного либо уголовного правонарушения.

      Уполномоченный орган по руководству соответствующей отраслью (сферой) государственного управления, принимая к сведению сформированные по результатам мониторинга анализы и рекомендации уполномоченного органа по управлению государственным имуществом, рассматривает вопрос и выносит решение о наложении дисциплинарного взыскания на руководителя государственного предприятия, первых руководителей национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний, руководителя исполнительного органа юридических лиц с участием государства в соответствии с законами Республики Казахстан.

      В случае, если процент голосующих акций (долей участия) в юридических лицах с участием государства меньше 100 % (сто процентов), то вопрос и принятие решения о наложении дисциплинарного взыскания на руководителей исполнительного органа юридических лиц с участием государства выносятся на заседание Совета директоров и (или) общее собрание акционеров или участников товарищества с ограниченной ответственностью в соответствии с законами Республики Казахстан.

      Сноска. Глава 4 дополнена пунктом 24-1 в соответствии с постановлением Правительства РК от 20.06.2022 № 407 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

On approval of the Rules of conducting monitoring of management efficiency of state property, including enterprises and legal entities with state participation

Resolution No. 1546 of the Government of the Republic of Kazakhstan dated December 4, 2012.

      Unofficial translation

      In accordance with paragraph 2 of Article 196 of the Law of the Republic of Kazakhstan dated March 1, 2011 On State Property, the Government of the Republic of Kazakhstan hereby RESOLVES:

      1. To approve the attached Rules of conducting monitoring of management efficiency of state property, including enterprises and legal entities with state participation.

      2. To invalidate Resolution No. 998 of the Government of the Republic of Kazakhstan dated July 24, 2001 “On implementation of integrated monitoring system of functioning and effectiveness of the management of state property, and also objects in which the state has a share of ownership” (Collected Acts of the President and the Government of the Republic of Kazakhstan, 2001, No. 27, Art. 347).

      3. This resolution shall take effect on March 10, 2013 and is subject to official publication.

      Prime Minister of the Republic of Kazakhstan S. Akhmetov

  Approved by
  Resolution No. 1546
  of the Government
  of the Republic of Kazakhstan
  dated December 4, 2012

Rules for monitoring the effectiveness of management of state property, including
state enterprises and legal entities with the participation of the state

      Footnote. Rules in the wording of the resolution of the Government of the Republic of Kazakhstan dated 18.02.2021 № 75 (shall enter into force upon expiry of ten calendar days after its first official publication).

Chapter 1. General provisions

      1. These Rules for monitoring the effectiveness of the management of state property, including state enterprises and legal entities with the participation of the state (hereinafter referred to as the Rules) have been developed in accordance with Article 196, paragraph 2 of the Law of the Republic of Kazakhstan "On state property" (hereinafter referred to as the Law) and shall determine the procedure for organizing and monitoring the effectiveness of state property management, including state enterprises and legal entities with the participation of the state.

      Footnote. Paragraph 1 as amended by the Resolution of the Government of the Republic of Kazakhstan dated 20.06.2022 № 407 (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after the date of its first official publication).

      2. Monitoring of the efficiency of management of state property, including state enterprises and legal entities with the participation of the state (hereinafter referred to as the monitoring) shall be a system of basic and periodic operational monitoring and analytical assessments of the qualitative and quantitative condition of state property, including technological, financial and economic activities, the legal characteristics of state enterprises and legal entities with the participation of the state in order to timely identify amendments taking place, predict further development and develop recommendations for preventing and eliminating the consequences of negative processes in their activities.

      3. Monitoring is an integral part of the system of state forecasting and regulation of sustainable economic development in accordance with the strategic interests of the country, performs information and analytical functions of ensuring economic security on the basis of current legislation and within the framework of a single state policy.

      4. Monitoring shall reveal the state and trends in the development of state enterprises and legal entities with the participation of the state, as well as the condition of state property, including those in trust, property hiring (lease), concession or public-private partnership transferred under the agreement, which influence the preservation and strengthening of the resource and energy base of the country's economy and regions. Analytical information on the state and trends in the development of state enterprises and legal entities with the participation of the condition, state property, including those in trust, property hiring (lease), concession or public-private partnership transferred under the agreement, obtained as a result of monitoring, shall be sent to the authorized state planning body:

      for republican property - the authorized body for the management of state property;

      for communal property - the local executive body of the region, the city of republican significance, the capital, the district, the city of regional significance;

      for communal property of local self-government - the staff of the akim of the city of district significance, settlement, village, rural district.

      Analytical information by the authorized body for state property management, the local executive body of the region, the city of republican significance, the capital, the district, the city of regional significance, the staff of the akim of the city of district significance, the settlement, the village, the rural district shall be sent to the interested state bodies.

      5. These Rules shall apply to state-owned enterprises, joint stock companies and state-owned limited liability partnerships, including national management holdings, national holdings, national companies of which the state shall be a shareholder (hereinafter referred to as the legal entities with the participation of the state), with the exception of the joint-stock company "National Welfare Fund" Samruk- Қazyna " (hereinafter referred to as the NWF), state bodies, individuals and legal entities that shall be parties to trust agreements, property hiring (lease), concessions (hereinafter referred to as the contract party) or a public-private partnership agreement, independent experts, consultants, consulting organizations involved in monitoring (hereinafter referred to as the independent experts).

      6. The purpose of the monitoring shall be to ensure the socio-economic interests of the state.

      7. The main tasks of monitoring shall be:

      1) a comprehensive analysis of the effectiveness of management of monitoring facilities in production, technical, technological, financial, economic, legal, environmental and other parameters and a holistic assessment of the state property in terms of the predictability of its development in accordance with the interests of the national economy;

      2) analysis of fulfillment of obligations and conditions of concession agreements or public-private partnership agreements, trust management, property hiring (lease) of state property;

      3) identification of problems and development of recommendations for further development of state enterprises and legal entities with the participation of the state (hereinafter referred to as the monitoring facility);

      4) expert assessment of the prospects for the development of equipment, technology of monitoring facilities and their impact on the state of the regions;

      5) creation and maintenance of an electronic database for monitoring objects;

      6) creation of favorable conditions for ensuring economic growth of the state, maximum reduction of the degree of vulnerability of the economy from possible negative factors, promotion of investment inflow into the national economy.

      8. The following basic concepts shall be used in these Rules:

      1) district authorized body - an executive body financed from the local budget, authorized to dispose of district communal property;

      2) basic tracking – annual collection of information, as a result of which the list of monitoring objects subject to analysis, shall be determined;

      3) authorized body for communal property of local self-government - the staff of the akim of the city of district significance, settlement, village, rural district;

      4) electronic report of communal property - a report on the results of monitoring communal property prepared using the Unified reporting system software and signed by an electronic digital signature of an independent expert issued by the National certification center of the Republic of Kazakhstan (hereinafter referred to as the NCC of the Republic of Kazakhstan);

      5) a unified operator in the field of accounting for state property (hereinafter referred to as a unified operator) - a legal entity determined by decision of the Government of the Republic of Kazakhstan, which shall be entrusted with the tasks of implementing a unified technical policy in the field of organization and accounting of state property;

      6) periodic tracking - prompt collection of information on monitoring objects;

      7) regional authorized body - an executive body financed from the local budget, authorized to dispose of regional communal property;

      8) electronic report of republican property - a report on the results of monitoring of republican property prepared using the Unified reporting system software and signed by an electronic digital signature of the head of the authorized state property management body issued by the NCC of the Republic of Kazakhstan;

      9) Excluded by the resolution of the Government of the Republic of Kazakhstan dated 20.06.2022 № 407 (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after the date of its first official publication).

      10) development plan – a document defining the main activities and indicators of financial and economic activities of a state enterprise, joint-stock company and limited liability partnership, the controlling stake (participatory interest in the authorized capital) of which is owned by the state, for a five-year period;

      11) action plan – a document defining the main areas of activity and indicators of the financial and economic activities of the national managing holding, the national holding and the national company for a five-year period.

      Footnote. Paragraph 8 as amended by the Resolution of the Government of the Republic of Kazakhstan dated 20.06.2022 № 407 (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after the date of its first official publication).

Chapter 2. Procedure for organization of the monitoring

      9. By types of state property, republican and communal property shall be monitored, and by levels of local state administration and self-government - monitoring of regional, district communal property and communal property of local self-government.

      10. Monitoring of facilities shall be organized by:

      1) on republican property - authorized body for state property management;

      2) for regional communal property - the regional authorized body;

      3) for district communal property - district authorized body;

      4) for communal property of local self-government - authorized body for communal property of local self-government.

      To carry out work on the survey of monitoring facilities, the collection and analysis of information, the development of recommendations of the regional and district authorized bodies, the authorized body for communal property of local self-government attract independent experts determined in accordance with the Law of the Republic of Kazakhstan dated December 4, 2015 "On public procurement."

      The rights and obligations of independent experts shall be governed by the relevant public procurement contract.

      11. Monitoring objects shall be:

      1) state-owned enterprises;

      2) legal entities with the participation of the state, with the exception of the NWF;

      3) all types of property that shall be part of state property, including those in trust, property hiring (lease), concessions or transferred under a public-private partnership agreement.

      12. Work on monitoring shall be carried out at the expense of budgetary funds.

      13. The monitoring results shall be included in the register of state property (hereinafter referred to as the register) in the form of an electronic report.

      14. Regional and district authorized bodies, authorized body for communal property of local self-government in order to organize monitoring:

      1) Excluded by the resolution of the Government of the Republic of Kazakhstan dated 20.06.2022 № 407 (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after the date of its first official publication);

      2) justify the amount of state budgetary allocations for monitoring work;

      3) create an interdepartmental commission with the participation of interested state bodies to develop a technical assignment for monitoring;

      4) carry out methodological support and coordination of monitoring activities.

      Footnote. Paragraph 14 as amended by the Resolution of the Government of the Republic of Kazakhstan dated 20.06.2022 № 407 (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after the date of its first official publication).

      14-1. The authorized body for state property management, regional and district authorized bodies, the authorized body for communal property of local self-government, in order to organize monitoring, shall determine the frequency, timing of surveys and the list of monitoring objects based on the following criteria:

      1) state enterprises and legal entities with state participation that planned a profit, but suffered a loss at the end of the reporting year;

      2) state enterprises and legal entities with the participation of the state, following the results of the reporting year, which exceeded the planned loss.

      Footnote. Chapter 2 as supplemented with paragraph 14-1 in accordance with the Resolution of the Government of the Republic of Kazakhstan dated 20.06.2022 № 407 (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after the date of its first official publication).

Chapter 3. Procedure for monitoring communal property facilities

      15. Regional and district authorized bodies, authorized body for communal property of local self-government in order to carry out monitoring:

      1) request and receive information from monitoring facilities on production, technical, technological, financial, economic, environmental, legal and other parameters of monitoring facilities activities required for reliable and objective analysis;

      2) request and receive from local executive bodies, as well as other interested state bodies and legal entities, regardless of their departmental affiliation, documents and information necessary for analyzing the effectiveness of monitoring facilities management;

      3) request from state-owned enterprises and legal entities with the participation of the state, parties to the agreement regular and selective reporting on the implementation of the terms of trust management agreements, property hiring (lease) and concession or public-private partnership agreement, investment programs of legal entities with the participation of the state;

      4) conduct systematic observations of the state and trends in the development of state enterprises and legal entities with the participation of the state, collecting and analyzing information on monitoring facilities in order to timely identify and neutralize factors that have an adverse impact on the preservation and strengthening of the resource and energy base of the country's economy and regions;

      5) by February 25 of the year following the reporting year, submit analytical notes, reference materials and recommendations to interested state bodies, as well as state enterprises and legal entities with the participation of the state based on the results of monitoring;

      6) electronic database of monitoring efficiency of monitoring objects management shall be maintained.

      16. State enterprises and legal entities with the participation of the state shall provide the regional authorized body or the district authorized body with all the necessary information for a reliable and objective analysis of the effectiveness of public property management on paper and electronic media.

      All necessary information for a reliable and objective analysis of the effectiveness of municipal property management on paper and electronic media shall be submitted to the authorized body for communal property of local self-government by state enterprises and legal entities with the participation of the state.

      17. The content of monitoring of communal property facilities shall be as follows:

      1) basic comprehensive survey of state enterprises and legal entities with the participation of the state, as well as communal property, including those in trust management, property hiring (lease), concession or transferred under a public-private partnership agreement, carried out no more than once a year;

      2) periodic operational collection of information on the activities of state enterprises and legal entities with the participation of the state, as well as the state of communal property, including those in trust, property hiring (lease), concessions or transferred under a public-private partnership agreement intended for the current update of basic monitoring data on the activities of facilities in the periods between basic comprehensive surveys of monitoring facilities.

      This information shall be collected by a request from the monitoring object.

      Basic comprehensive surveys of monitoring facilities shall include:

      1) collection and systematic analysis of information on industrial, technological, financial, economic, environmental and legal parameters of monitoring facilities;

      2) assessment of the state of efficiency of management of monitoring facilities, forecast of amendments in their state in order to develop recommendations for preventing and overcoming negative processes that constitute a threat to the economic security of the state;

      3) expert assessment of the prospects for the development of technology, technology of legal entities with the participation of the state, communal property, including those in trust, property hiring (lease), concession or transferred under a public-private partnership agreement;

      4) providing state bodies with the necessary information on the state of monitoring facilities, trends and forecasts of their development.

      Footnote. Paragraph 17 as amended by the Resolution of the Government of the Republic of Kazakhstan dated 20.06.2022 № 407 (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after the date of its first official publication).

      18. Monitoring of public property shall include analysis of:

      1) state of resources, technology of main and auxiliary production;

      2) financial and economic activities;

      3) investment activities of concessionaires, trustees and co-owners of organizations with this obligation;

      4) environmental protection and rational use of natural resources;

      5) personnel and social policy;

      6) legal issues: compliance of the organization's charter, trust management agreements, property hiring (lease) and concession or public-private partnership agreement;

      7) fulfillment of obligations and conditions of trust management agreements, property employment (lease) and concession or public-private partnership agreement.

      19. Monitoring of communal property facilities shall be carried out in the following order:

      1) the regional and district authorized bodies or the authorized body for communal property of local self-government, no later than ten working days before the start of the survey of the facility, notify the heads of state enterprises and legal entities with the participation of the state, as well as the party to the contract on the conduct of the survey, indicating independent experts with whom the contracts for the survey were concluded, and the list of information that shall be submitted for familiarization;

      2) monitoring shall be carried out by a working group formed by independent experts with whom contracts have been concluded for conducting a survey of the monitoring facility, based on the industry affiliation and specifics of the monitoring facility activity. The task of the working group shall be to collect and analyze information on legal, technical, technological, environmental, investment, financial and other issues of the monitoring object. Members of the working group shall conduct a visual survey of production, buildings, structures, basic equipment, machines and mechanisms. Upon completion of the information collection and its initial analysis, the working group shall prepare a report for its subsequent analysis;

      3) systematic analysis of materials obtained as a result of the survey shall be carried out, including:

      preliminary analysis, which shall be carried out at the stage of collection of materials and preliminary processing by comparing expert data for all sections and comparing with statistical reporting data;

      a general technical and economic analysis of the activities of state enterprises and legal entities with the participation of the state, in which a mutually related set of indicators of state enterprises and legal entities with the participation of the state shall be integrated, as well as the state of communal property, including those in trust, property hiring (lease), concession or transferred under a public-private partnership agreement;

      Identify all existing problems for each analysis block

      economic and legal analysis of monitoring facilities and relevant state bodies, in which, on the basis of the obtained indicators of the activities of state enterprises and legal entities with the participation of the state, information on the state of communal property, including those in trust, property hiring (lease), concession or public-private partnership transferred under the agreement, and identified problems in accordance with the current legislation, recommendations are made in order to improve the efficiency of management of state enterprises and legal entities with the participation of the state - monitoring objects;

      4) based on the survey of the monitoring facility and the analysis of its activities, independent experts who conducted the survey shall draw up a report and primary materials that shall be submitted:

      in the paper version to the regional and district authorized bodies or the authorized body for communal property of local self-government;

      in the form of an electronic report of communal property to the register with a scanned copy of a paper version of the report signed and certified by a seal of an independent expert attached to it;

      5) a unified operator within five working days from the date of receipt of the electronic report of communal property shall send to the electronic address of the independent expert a notification about the inclusion of the electronic report in the register or the reason for the refusal to accept it.

      The reason for refusal to accept the electronic report shall be non-compliance by an independent expert with the requirement specified in paragraph 3, subparagraph 4) of this paragraph of the Rules.

      19-1. Heads of a state enterprise, executive bodies of legal entities with the participation of the state shall bear disciplinary responsibility for failure to fulfill the planned indicators of the development plan, resulting in unprofitability or loss more than planned, not containing signs of an administrative or criminal offense.

      Local executive bodies of regions, cities of republican significance, the capital, districts, cities of regional significance, administrations of akims of cities of district significance, villages, townships, rural districts, taking into account the reports generated by monitoring results and recommendations of independent experts, shall consider the issue and make a decision on imposing disciplinary action against the heads of state enterprises, executive bodies of legal entities with the participation of the state in accordance with the laws of the Republic of Kazakhstan.

      If the percentage of voting shares (participatory interests) in legal entities with state participation is less than 100% (one hundred percent), then the issue and decision to impose a disciplinary sanction on the heads of the executive body of legal entities with state participation shall be submitted to a meeting of the Board of Directors and ( or) general meeting of shareholders or participants of a limited liability partnership in accordance with the laws of the Republic of Kazakhstan.

      Footnote. Chapter 3 as supplemented with paragraph 19-1 in accordance with the Resolution of the Government of the Republic of Kazakhstan dated 20.06.2022 № 407 (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after the date of its first official publication).

Chapter 4. Procedure for monitoring republican property facilities

      20. Authorized body for state property management for monitoring purposes shall:

      1) determine the list of objects for monitoring republican property on the basis of basic tracking, the frequency and timing of surveys;

      2) request and receive from the central executive bodies, as well as other interested state bodies and legal entities, regardless of their departmental affiliation, documents and information necessary for analyzing the effectiveness of monitoring facilities management;

      3) request and receive from monitoring facilities information on financial, economic, legal and other parameters of the monitoring facilities activities necessary for the production of reliable and objective analysis;

      4) perform analysis based on the obtained data from monitoring facilities, central executive bodies, financial and economic indicators and other data from a unified operator;

      5) based on the results of the analysis, in the presence of the identified comments, generate recommendations and send them to monitoring facilities, central executive bodies;

      6) by December 25 of the planned year, submit, based on the results of monitoring, analyzes and recommendations to the authorized body for state planning, interested state bodies.

      21. State enterprises and legal entities with the participation of the state provide the authorized body for the management of state property with all the necessary information for a reliable and objective analysis of the effectiveness of management on paper and electronic media.

      22. The content of monitoring of republican property facilities shall be as follows:

      1) basic comprehensive survey of state enterprises and legal entities with the participation of the state, as well as communal property, including those in trust management, property hiring (lease), concession or transferred under a public-private partnership agreement, carried out no more than once a year;

      2) periodic operational collection of information on the activities of state enterprises and legal entities with the participation of the state, as well as the state property, including those that are in trust, property hiring (lease), concession or transferred under a public-private partnership agreement, intended for the current update of basic monitoring data on the activities of facilities in the periods between basic comprehensive surveys of monitoring facilities.

      The collection of this information shall be carried out by request both from the monitoring object itself and from the central executive bodies and their departments.

      Basic comprehensive surveys of monitoring facilities shall include:

      1) collection and systematic analysis of information on financial, economic and legal parameters of monitoring facilities;

      2) assessment of the state of efficiency of management of monitoring facilities, forecast of state change in order to develop recommendations for preventing and overcoming negative processes that constitute a threat to the economic security of the state;

      3) providing state bodies with the necessary information on the state of monitoring facilities, trends and forecasts of their development.

      Footnote. Paragraph 22 as amended by the Resolution of the Government of the Republic of Kazakhstan dated 20.06.2022 № 407 (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after the date of its first official publication).

      23. Monitoring of republican property shall include analysis of:

      1) financial and economic activities;

      2) personnel and social policy;

      3) investment activities of concessionaires, trustees and co-owners of organizations with this obligation;

      4) legal issues: compliance of the organization's charter, trust management agreements, property hiring (lease) and concession or public-private partnership agreement;

      5) fulfillment of obligations and conditions of trust management agreements, property employment (lease) and concession or public-private partnership agreement.

      24. Monitoring of republican property facilities shall be carried out in the following order:

      1) the authorized body for state property management performs a systematic analysis of materials obtained as a result of basic and periodic tracking, including:

      preliminary analysis, which shall be carried out at the stage of collection of materials and preliminary processing by comparing the planned indicators of financial and economic activities with the reporting indicators;

      economic and legal analysis with the development of recommendations for monitoring facilities and relevant state bodies;

      2) on the basis of tracking the monitoring object and the analysis of its activities by the authorized state property management body, a report shall be formed, which shall be included in the form of an electronic report of republican property in the register with a scanned copy of the paper version of the report attached to it, signed by the head of the authorized state property management body and certified by seal;

      3) a unified operator within five working days from the date of receipt of the electronic report of republican property sends a notification to the email address of the authorized body for state property management about the inclusion of the electronic report in the register or the reason for refusal to accept it.

      The reason for refusal to accept the electronic report is non-compliance by the authorized body for state property management with the requirement specified in subparagraph 2) of this paragraph of the Rules.

      24-1. The head of a state enterprise, the first heads of national managing holdings, national holdings, national companies, heads of executive bodies of legal entities with the participation of the state shall bear disciplinary responsibility for failure to fulfill the planned indicators of the development plan or action plan, resulting in unprofitability or receiving a loss more than planned, not containing signs of administrative or criminal offense.

      The authorized body for the management of the relevant branch (sphere) of public administration, taking into account the analyzes and recommendations of the authorized body for state property management formed based on the monitoring results, shall consider the issue and make a decision to impose a disciplinary sanction on the head of the state enterprise, the first heads of national managing holdings, national holdings, national companies, the head of the executive body of legal entities with state participation in accordance with the laws of the Republic of Kazakhstan.

      If the percentage of voting shares (participatory interests) in legal entities with state participation is less than 100% (one hundred percent), then the issue and decision to impose a disciplinary sanction on the heads of the executive body of legal entities with state participation shall be submitted to a meeting of the Board of Directors and ( or) general meeting of shareholders or participants of a limited liability partnership in accordance with the laws of the Republic of Kazakhstan.

      Footnote. Chapter 4 as supplemented with paragraph 24-1 in accordance with the Resolution of the Government of the Republic of Kazakhstan dated 20.06.2022 № 407 (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after the date of its first official publication).