О судебной практике рассмотрения дел о выдворении иностранцев или лиц без гражданства за пределы Республики Казахстан

Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 13 декабря 2013 года № 4.

      По результатам обобщения судебной практики, в целях единообразного толкования и применения норм права о выдворении иностранцев или лиц без гражданства за пределы Республики Казахстан пленарное заседание Верховного Суда Республики Казахстан

      постановляет:

      1. При рассмотрении дел указанной категории судам следует учитывать, что законодательство Республики Казахстан, регулирующее вопросы выдворения иностранцев или лиц без гражданства за пределы Республики Казахстан, основано на Конституции Республики Казахстан и включает в себя нормы Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан (далее – ГПК), Кодекса Республики Казахстан "Об административных правонарушениях" (далее – КоАП), Закона Республики Казахстан от 19 июня 1995 года № 2337 "О правовом положении иностранцев" (далее – Закон "О правовом положении иностранцев"), другие нормативные правовые акты.

      Судам также необходимо руководствоваться Международным пактом о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 года), Конвенцией о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств – участников Содружества Независимых Государств (Кишинев, 14 ноября 2008 года), Договором о правовом статусе граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого государства (Москва, 28 апреля 1998 года), и другими международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

      Сноска. Пункт 1 с изменением, внесенным нормативным постановлением Верховного Суда РК от 31.03.2017 № 2 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).

      2. В соответствии с Законом "О правовом положении иностранцев" иностранцами признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Казахстан и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иного государства. Лицами без гражданства признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Казахстан и не имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иного государства (статья 2).

      Сноска. Пункт 2 с изменением, внесенным нормативным постановлением Верховного Суда РК от 31.03.2017 № 2 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).

      3. Пункт 3 статьи 10 Закона Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года № 480-V "О правовых актах" устанавливает, что каждый из нормативных правовых актов нижестоящего уровня не должен противоречить нормативным правовым актам вышестоящих уровней. В соответствии с пунктом 1 статьи 12 данного Закона при наличии противоречий в нормах нормативных актов разного уровня действуют нормы акта более высокого уровня.

      Сноска. Пункт 3 в редакции нормативного постановления Верховного Суда РК от 31.03.2017 № 2 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).

      4. По содержанию административное выдворение и выдворение в порядке гражданского судопроизводства представляют собой принудительное или контролируемое уполномоченными органами самостоятельное перемещение иностранцев или лиц без гражданства за пределы Республики Казахстан, осуществляемое на основании постановления (решения) суда за совершение административного правонарушения либо нарушения законодательства.

      5. При рассмотрении дел о выдворении иностранцев и лиц без гражданства необходимо разграничивать административное выдворение, применяемое в порядке реализации норм КоАП, и выдворение, осуществляемое в порядке особого производства, предусмотренного ГПК.

      6. Административное выдворение за пределы Республики Казахстан иностранцев или лиц без гражданства может применяться в качестве основного или дополнительного административного взыскания, налагаемого в порядке и по основаниям, установленным особенной частью КоАП.

      Основаниями применения выдворения являются:

      осуществление иностранцами, лицами без гражданства, иностранными юридическими лицами и международными организациями деятельности, препятствующей и (или) способствующей выдвижению и избранию кандидатов, политических партий, выдвинувших партийный список, достижению определенного результата на выборах (статья 109 КоАП);

      приставание в общественных местах (часть третья статьи 449 КоАП);

      нарушение законодательства о религиозной деятельности и религиозных объединениях (часть третья статьи 490 КоАП);

      представление заведомо ложных сведений в государственные органы Республики Казахстан при получении документов, удостоверяющих личность, либо при подаче заявления для получения разрешения на постоянное проживание в Республике Казахстан или о приеме в гражданство Республики Казахстан либо восстановлении в гражданстве Республики Казахстан (часть вторая статьи 495 КоАП);

      нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Казахстан (часть вторая статьи 513 КоАП);

      нарушение режима Государственной границы Республики Казахстан (часть вторая статьи 514 КоАП);

      нарушение иностранцем или лицом без гражданства законодательства Республики Казахстан в области миграции населения (статья 517 КоАП);

      привлечение иностранной рабочей силы и трудовых иммигрантов с нарушением законодательства Республики Казахстан, незаконное осуществление иностранцем или лицом без гражданства трудовой деятельности в Республике Казахстан (часть четвертая статьи 519 КоАП);

      неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы Республики Казахстан (часть вторая статьи 516 КоАП).

      Сноска. Пункт 6 с изменениями, внесенными нормативными постановлениями Верховного суда РК от 24.12.2014 № 3 (вводится в действие со дня официального опубликования); от 31.03.2017 № 2 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).

      7. Дело об административном выдворении за пределы Республики Казахстан рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

      Согласно части второй статьи 51 КоАП, если в ходе административного производства лицо, в отношении которого может быть применено административное выдворение, сообщит о совершенном в отношении него деянии, признаваемом в соответствии с Уголовным кодексом Республики Казахстан (далее – УК) тяжким или особо тяжким преступлением, то рассмотрение дела откладывается до принятия решения в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.

      Сноска. Пункт 7 с изменениями, внесенными нормативными постановлениями Верховного суда РК от 24.12.2014 № 3 (вводится в действие со дня официального опубликования); от 31.03.2017 № 2 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).

      8. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершение которого влечет выдворение за пределы Республики Казахстан иностранца либо лица без гражданства, присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, обязательно.

      9. В решении об административном выдворении указывается разумный срок, в течение которого названные лица должны покинуть территорию Республики Казахстан (часть 2 статьи 822 КоАП).

      Под разумным сроком судам надлежит понимать срок достаточный для исполнения постановления, с учетом установленной административной и уголовной ответственности за невыполнение иностранцем или лицом без гражданства принятого в отношении него решения о выдворении.

      Сноска. Пункт 9 с изменением, внесенным нормативным постановлением Верховного суда РК от 24.12.2014 № 3 (вводится в действие со дня официального опубликования).

      10. Часть 1 статьи 51 КоАП определяет, что ее положения не распространяются на случаи выдворения иностранцев или лиц без гражданства, применяемого в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством Республики Казахстан.

      В соответствии с частью 1 статьи 8 КоАП административные правонарушения, меры административного взыскания, меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении и меры административно-правового воздействия определяются только КоАП. Никто не может быть подвергнут административному взысканию, мерам административно-правового воздействия или мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных КоАП.

      Из указанных правовых норм следует, что нарушение законодательства, выразившееся в совершении иностранцем или лицом без гражданства административного правонарушения, предусматривающего в качестве санкций административное выдворение, исключается из оснований выдворения лица в гражданском процессуальном порядке.

      Сноска. Пункт 10 с изменением, внесенным нормативным постановлением Верховного суда РК от 24.12.2014 № 3 (вводится в действие со дня официального опубликования).

      11. Рассмотрение дел по заявлению органов внутренних дел о выдворении иностранцев или лиц без гражданства за пределы Республики Казахстан за нарушение законодательства Республики Казахстан осуществляется в порядке особого производства (глава 49 ГПК).

      Сноска. Пункт 11 с изменением, внесенным нормативным постановлением Верховного Суда РК от 31.03.2017 № 2 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).

      12. Заявление о выдворении иностранца или лица без гражданства за пределы Республики Казахстан за нарушение законодательства Республики Казахстан подается органами внутренних дел в суд по месту пребывания (фактического нахождения) иностранцев или лиц без гражданства и (или) по месту их регистрации (статья 382 ГПК).

      Заявление о выдворении указанных лиц в соответствии с частью третьей статьи 54 ГПК может быть подано прокурором.

      Сноска. Пункт 12 с изменениями, внесенными нормативным постановлением Верховного Суда РК от 31.03.2017 № 2 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).

      13. В силу требований статьи 383 ГПК в заявлении о выдворении иностранцев или лиц без гражданства должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о нарушениях законодательства Республики Казахстан.

      Сноска. Пункт 13 с изменениями, внесенными нормативным постановлением Верховного Суда РК от 31.03.2017 № 2 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).

      К заявлению о выдворении прилагаются документы, подтверждающие совершение указанными лицами нарушений законодательства, к которым относятся правовые акты уполномоченных государственных органов и решения, постановления, приговоры суда.

      14. При вынесении решения о выдворении в гражданском процессуальном порядке судам необходимо учитывать совершенные иностранцем или лицом без гражданства правонарушения.

      Судам надлежит руководствоваться соответствующими нормами КоАП и УК о сроке снятия административного взыскания, последствиях погашения и снятия судимости. Лицо не считается подвергнутым административному взысканию по истечении одного года с момента исполнения постановления суда (статья 61 КоАП). Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью (часть 9 статьи 79 УК).

      Сноска. Пункт 14 с изменением, внесенным нормативным постановлением Верховного суда РК от 24.12.2014 № 3 (вводится в действие со дня официального опубликования).

      15. Заявление о выдворении иностранца или лица без гражданства за пределы Республики Казахстан суд рассматривает в течение десяти дней с момента возбуждения дела с обязательным участием иностранца или лица без гражданства, а также прокурора.

      Неявка в судебное заседание иностранца или лица без гражданства, в отношении которого отсутствуют сведения об извещении, является основанием для отложения разбирательства дела (часть вторая статьи 196 ГПК).

      В случае неизвестности фактического места пребывания и невозможности рассмотрения заявления о выдворении указанных лиц в установленные законом сроки суд обязан объявить розыск (часть вторая статьи 133 ГПК), а также вправе приостановить производство по делу подпункт 8) статьи 273 ГПК).

      Сноска. Пункт 15 с изменениями, внесенными нормативным постановлением Верховного Суда РК от 31.03.2017 № 2 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).

      16. Сроки, устанавливаемые судом для выдворения, должны быть разумными.

      При определении срока, в течение которого иностранец или лицо без гражданства должно покинуть территорию Республики Казахстан, необходимо учитывать особенности финансирования процедур выдворения.

      Согласно части третьей статьи 384 ГПК, судебные расходы, а также расходы по выдворению несут выдворяемые иностранцы или лица без гражданства либо организации или физические лица, пригласившие их в Республику Казахстан. В случаях отсутствия либо недостаточности средств у названных лиц для покрытия расходов по выдворению финансирование соответствующих мероприятий производится за счет бюджетных средств.

      Сноска. Пункт 16 с изменением, внесенным нормативным постановлением Верховного Суда РК от 31.03.2017 № 2 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).

      17. Решение суда о выдворении иностранца или лица без гражданства за пределы Республики Казахстан вступает в законную силу со дня его принятия и служит основанием для выдворения иностранца или лица без гражданства за пределы Республики Казахстан (статья 385 ГПК).

      Сноска. Пункт 17 с изменением, внесенным нормативным постановлением Верховного Суда РК от 31.03.2017 № 2 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).

      18. В силу требований статьи 401 ГПК решение суда о выдворении иностранца или лица без гражданства за пределы Республики Казахстан обжалованию и пересмотру по ходатайству прокурора в апелляционном порядке не подлежит, но может быть пересмотрено в кассационном порядке.

      Возможность такого пересмотра без соблюдения апелляционного порядка обжалования связана с положениями статьи 13 Международного пакта о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 года, ратифицирован Законом Республики Казахстан от 28 ноября 2005 года № 91-III, вступил в силу для Республики Казахстан 24 апреля 2006 года).

      Разъяснить судам, что при вынесении решения о выдворении в резолютивной части решения необходимо указать право на обжалование судебного акта в кассационном порядке.

      Решение, которым в удовлетворении заявления о выдворении иностранца или лица без гражданства за пределы Республики Казахстан отказано, вступает в законную силу по правилам статьи 240 ГПК и может быть обжаловано в апелляционном порядке в порядке, предусмотренном статьей 403 ГПК.

      В случае поступления жалобы или протеста не позднее срока, установленного для выдворения, решение суда о выдворении иностранца или лица без гражданства за пределы Республики Казахстан должно быть приостановлено до принятия решения кассационной инстанцией (статья 386 ГПК). Вынесение отдельного судебного акта в этом случае не требуется. При оставлении без изменения решения суда о выдворении в постановлении кассационной инстанции указывается новый срок, в течение которого иностранец или лицо без гражданства должно покинуть территорию Республики Казахстан.

      Сноска. Пункт 18 в редакции нормативного постановления Верховного Суда РК от 31.03.2017 № 2 (вводится в действие со дня первого официального опубликования); с изменением, внесенным нормативным постановлением Верховного суда РК от 20.04.2018 № 7 (вводится в действие со дня первого официального опубликования).

      19. Согласно статье 4 Конституции Республики Казахстан настоящее нормативное постановление включается в состав действующего права, является общеобязательным и вводится в действие со дня официального опубликования.

Председатель Верховного Суда


Республики Казахстан

К.МАМИ

Судья Верховного Суда


Республики Казахстан,


секретарь пленарного заседания

Д.Нуралин


On court practice in proceedings on expulsion of foreigners or stateless persons from the Republic of Kazakhstan

Normative Decree of the Supreme Court of the Republic of Kazakhstan dated December 13, 2013 No. 4

      Unofficial translation

      Issuing from court practice generalization, for the purpose of a uniform interpretation and administration of the legislation on expulsion of foreigners or stateless persons from the Republic of Kazakhstan, the plenary session of the Supreme Court of the Republic of Kazakhstan

      resolves:

      1. In legal proceedings of this category, courts shall bear in mind that the legislation of the Republic of Kazakhstan governing the expulsion of foreigners or stateless persons from the Republic of Kazakhstan is based on the Constitution of the Republic of Kazakhstan and scopes provisions of the Civil Procedure Code of the Republic of Kazakhstan (hereinafter - the CPC), the Code of the Republic of Kazakhstan On Administrative Infractions (hereinafter - the Administrative Code), the Law of the Republic of Kazakhstan dated June 19, 1995 No. 2337 On the Legal Status of Foreigners (hereinafter - the Law On the legal status of foreigners), other regulatory legal acts.

      Courts also need to be guided by the International Covenant on Civil and Political Rights (New York, December 16, 1966), the Convention on the Legal Status of Migrant Workers and Members of Their Families of the Member States of the Commonwealth of Independent States (Chisinau, November 14, 2008), and the Treaty on the legal status of citizens of one state permanently residing in the territory of another state (Moscow, April 28, 1998), and other international treaties ratified by the Republic of Kazakhstan.

      Footnote. Paragraph 1 as amended by regulatory resolution No. 2 of the Supreme Court of the Republic of Kazakhstan dated March 31, 2017 (shall be enforced from the date of the first official publication).

      2. In accordance with the Law On the Legal Status of Foreigners, foreigners in the Republic of Kazakhstan are the persons that are not citizens of the Republic of Kazakhstan and have proof of citizenship of another state. Persons that are not citizens of the Republic Kazakhstan, and do not have proof of citizenship of another state are recognized as stateless (Article 2).

      Footnote. Paragraph 2 as amended by the regulatory resolution of the Supreme Court of the Republic of Kazakhstan dated March 31, 2017 No. 2 (shall be enforced from the date of the first official publication).

      3. Paragraph 3 of Article 10 of the Law of the Republic of Kazakhstan dated April 6, 2016 No. 480-V On Legal Acts establishes that each of the regulatory legal acts of a lower level shall not contradict the regulatory legal acts of higher levels. In accordance with paragraph 1 of Article 12 of this Law, in the presence of contradictions in the provisions of normative acts of different levels, the provisions of an act of a higher level shall apply.

      Footnote. Paragraph 3 is in the wording of the regulatory resolution No. 2 of the Supreme Court of the Republic of Kazakhstan dated March 31, 2017 (shall be enforced from the date of the first official publication).

      4. In terms of content, administrative expulsion and expulsion in civil proceedings constitute the forcible or controlled by authorized bodies independent movement of foreigners or stateless persons from the Republic of Kazakhstan, carried out on the court resolution (ruling) for an administrative offense or breaking of the law.

      5. In court proceedings on expulsion of foreigners and stateless persons, it is necessary to distinguish between administrative expulsion, applied in the implementation of the Administrative Infractions Code, and expulsion, carried out in the special procedure provided for by the CPC.

      6. Administrative expulsion of foreigners or stateless persons from the Republic of Kazakhstan may be used as the main or additional administrative penalty imposed in the manner and on the grounds established by the special part of the CPC.

      The grounds for applying expulsion are:

      carrying out by foreigners, stateless persons, foreign legal entities and international organizations of activities impeding and / or promoting the nomination and election of candidates, political parties that nominated a party list, achievement of certain result in elections (Article 109 of the Administrative Infractions Code);

      harassment in public places (part three of Article 449 of the Administrative Code;

      violation of the legislation on religious activities and religious associations (part three of Article 490 of the Administrative Code);

      submission of knowingly false information to the state bodies of the Republic of Kazakhstan upon receipt of identity documents, or upon application for a permanent residence permit in the Republic of Kazakhstan or on admission to the citizenship of the Republic of Kazakhstan or restoration of citizenship of the Republic of Kazakhstan (part two of Article 495 of the Administrative Code);

      violation of the regime at checkpoints across the State border of the Republic of Kazakhstan (part two of Article 513 of the Administrative Code);

      disturbance of the State border regime of the Republic of Kazakhstan (part two of Article 514 of the Administrative Code);

      breaking by a foreigner or stateless person of the legislation of the Republic of Kazakhstan in the field of population migration (Article 517 of the Administrative Code);

      attraction of foreign labor and labor immigrants in violation of the legislation of the Republic of Kazakhstan, illegal work by a foreigner or stateless person in the Republic of Kazakhstan (part four of Article 519 of the Administrative Code);

      disobedience to the lawful order or demand of a military servant, fulfilling his duties of protecting the State border of the Republic of Kazakhstan (part two of Article 516 of the Administrative Code).

      Footnote. Paragraph 6 as amended by regulatory resolutions of the Supreme Court of the Republic of Kazakhstan dated December 24, 2014 No. 3 (shall be enforced from the date of the official publication); dated March 31, 2017 No. 2 (shall be enforced from the date of the first official publication).

      7. The case of administrative expulsion from the Republic of Kazakhstan shall be examined on the day of receipt of the protocol on an administrative offense and other case materials.

      According to the second part of Article 51 of the Administrative Code, if during an administrative proceeding a person against whom administrative expulsion can be applied informs of an act committed against him, which is recognized in accordance with the Penal Code of the Republic of Kazakhstan (hereinafter - PC) as a grave or especially grave crime, then the consideration of the case is postponed until a decision is made in the manner established by the Criminal Procedure Code of the Republic of Kazakhstan.

      Footnote. Paragraph 7 as amended by regulatory resolutions of the Supreme Court of the Republic of Kazakhstan dated December 12, 2014 No. 3 (shall be enforced from the date of the official publication); dated March 31, 2017 No. 2 (shall be enforced from the date of the first official publication).

      8. In the examination an administrative offense, the commission of which entails expulsion from the Republic of Kazakhstan of a foreigner or a stateless person, the presence of a person held administratively liable shall be mandatory.

      9. The decision on administrative expulsion shall indicate a reasonable period during which the named persons must leave the territory of the Republic of Kazakhstan (Part 2 of Article 822 of the Administrative Code).

      By a reasonable period, the courts shall understand the period sufficient to execute the decision, taking into account the established administrative and criminal liability for non-fulfillment by the foreigner or stateless person of the decision on expulsion.

      Footnote. Paragraph 9 as amended by the regulatory resolution of the Supreme Court of the Republic of Kazakhstan dated December 24, 2014 No. 3 (shall be enforced from the date of the official publication).

      10. Part 1 of Article 51 of the Administrative Code determines that its provisions do not extend to cases on expulsion of foreigners or stateless persons, applied in the manner prescribed by the civil procedural legislation of the Republic of Kazakhstan.

      In accordance with Part 1 of Article 8 of the Administrative Code, administrative offenses, administrative sanctions, measures to support proceedings on an administrative offense and administrative measures shall be determined solely by the Administrative Infractions Code. No one may be subjected to administrative penalties, administrative-legal measures or measures to support proceedings of an administrative offense other than on the grounds and in the manner established by the Administrative Infractions Code.

      From these legal provisions it follows that a breach of law, consisting in the commission of an administrative offense by a foreigner or stateless person entailing administrative expulsion as sanctions, is excluded from the grounds for expelling a person in a civil procedure.

      Footnote. Paragraph 10 as amended by the regulatory resolution of the Supreme Court of the Republic of Kazakhstan dated December 24, 2014 No. 3 (shall be enforced from the date of the official publication).

      11. Examination of cases on application of the internal affairs bodies for expulsion of foreigners or stateless persons from the Republic of Kazakhstan for violation of the legislation of the Republic of Kazakhstan shall be carried out in a special procedure (Chapter 49 of the CPC).

      Footnote. Paragraph 11 as amended by the regulatory resolution of the Supreme Court of the Republic of Kazakhstan dated March 31, 2017 No. 2 (shall be enforced from the date of the first official publication).

      12. An application for expulsion of a foreigner or stateless person from the Republic of Kazakhstan for breaching the legislation of the Republic of Kazakhstan shall be filed by the internal affairs bodies to the court at the place of stay (actual whereabouts) of foreigners or stateless persons and (or) at the place of registration (Article 382 of the CPC).

      An application for the expulsion of these persons in accordance with the third part of Article 54 of the CPC may be filed by the prosecutor.

      Footnote. Paragraph 12 as amended by the regulatory resolution of the Supreme Court of the Republic of Kazakhstan dated March 31, 2017 No. 2 (shall be enforced from the date of the first official publication).

      13. In keeping with Article 383 of the CPC, application for the expulsion of foreigners or stateless persons must set out the circumstances confirming violations of the legislation of the Republic of Kazakhstan.

      Footnote. Paragraph 13 as amended by the regulatory resolution of the Supreme Court of the Republic of Kazakhstan dated March 31, 2017 No. 2 (shall be enforced from the date of the first official publication).

      Documents shall be attached to the application for expulsion confirming violations of the law committed by these persons, which include legal acts of authorized state bodies and court judgments, rulings, sentences.

      14. When passing judgment on expulsion in a civil procedure, courts must take into account offenses committed by a foreigner or stateless person.

      The courts shall be guided by the relevant provisions of the Administrative Code and the Penal Code on the term for removing an administrative penalty, consequences of conviction expungement and removal of criminal record. A person shall not be considered subject to administrative sanction upon expiry of one year from the date of execution of the court order (Article 61 of the Administrative Code). The expungement or removal of a criminal record shall annul all legal consequences associated with a criminal record (part 9 of article 79 of the PC).

      Footnote. Paragraph 14 as amended by the regulatory resolution of the Supreme Court of the Republic of Kazakhstan dated December 12, 2014 No. 3 (shall be enforced from the date of the official publication).

      15. The court shall examine the application for the expulsion of a foreigner or stateless person from the Republic of Kazakhstan within ten days from the date of the proceedings commencement with the mandatory participation of a foreigner or stateless person, and also the prosecutor.

      Failure to attend court proceedings by a foreigner or stateless person in respect of whom there is no information about the notification, shall be the ground for postponing the proceedings (part two of Article 196 of the CPC).

      If the actual place of stay is unknown and it is impossible to examine the application for the expulsion of the indicated persons within the term established by law, the court is obliged to put them on the wanted list (part two of Article 133 of the CPC), and it shall also be entitled to suspend the proceedings, subparagraph 8) of article 273 of the CPC).

      Footnote. Paragraph15 as amended by the regulatory resolution of the Supreme Court of the Republic of Kazakhstan dated March 31, 2017 No. 2 (shall be enforced from the date of the first official publication).

      16. The term established by the court for expulsion has to be feasible.

      When setting the deadline for a foreigner or stateless person to leave the territory of the Republic of Kazakhstan, specifics of the expulsion procedures financing shall be taken into account.

      According to the third part of Article 384 of the CPC, legal expenses, as well as expulsion expenses of a foreigner or stateless person shall be incurred by him or by the individuals or legal entities who invited him to the Republic of Kazakhstan. In the absence or insufficiency of funds to cover the expenses in possession of these persons, expulsion shall be carried out at the budgetary funds expense.

      Footnote. Paragraph 16 as amended by the regulatory resolution of the Supreme Court of the Republic of Kazakhstan dated March 31, 2017 No. 2 (shall be enforced from the date of the first official publication).

      17. The court ruling on the expulsion of a foreigner or stateless person from the Republic of Kazakhstan shall be enforced from the day of its adoption and serve as the ground for the expulsion of a foreigner or stateless person from the Republic of Kazakhstan (Article 385 of the CPC).

      Footnote. Paragraph 17 as amended by the regulatory resolution of the Supreme Court of the Republic of Kazakhstan dated March 31, 2017 No. 2 (shall be enforced from the date of the first official publication).

      18. On requirements of Article 401 of the CPC, a court ruling on the expulsion of a foreigner or stateless person from the Republic of Kazakhstan is not subject to appeal and review at the request of the prosecutor in appellate procedure, but can be reviewed in cassation proceedings.

      The possibility of such a review without observing the appellate procedure is related to the provisions of Article 13 of the International Covenant on Civil and Political Rights (New York, December 16, 1966, ratified by the Law of the Republic of Kazakhstan dated November 28, 2005 No. 91-III, enforced for the Republic of Kazakhstan April 24, 2006).

      Courts shall be explained that when passing a judgment on expulsion, the right to appeal the judicial act in cassation proceedings must be indicated in the operative part of the judgment.

      The decision declining the application for the expulsion of a foreigner or stateless person from the Republic of Kazakhstan shall take effect in accordance with the rules of Article 240 of the CPC and may be appealed against in the appellate review in the manner provided for in article 403 of the CPC.

      In the event of a complaint or protest that is lodged no later than the deadline set for expulsion, a court ruling on the expulsion of a foreigner or stateless person from the Republic of Kazakhstan shall be suspended pending the resolution of the cassation instance (Article 386 of the CPC). Issuance of a separate judicial act in this case is not required. When upholding the court ruling on expulsion, the resolution of the cassation instance shall set the new deadline for the foreigner or stateless person to leave the territory of the Republic of Kazakhstan.

      Footnote. Paragraph 18 as amended by the regulatory resolution of the Supreme Court of the Republic of Kazakhstan dated March 31, 2017 No. 2 (shall be enforced from the date of the first official publication); as amended by the regulatory resolution of the Supreme Court of the Republic of Kazakhstan dated April 20, 2018 No. 7 (shall be enforced from the date of the first official publication).

      19. In accordance with article 4 of the Constitution of the Republic of Kazakhstan, this regulatory resolution shall be incorporated in the current law, shall be generally binding and enforced from the date of the first official publication.

      Chairman
      of the Supreme Court
      of the Republic of Kazakhstan K. MAMI
      Judge
      of the Supreme Court
      of the Republic of Kazakhstan,
      secretary of the plenary session D. Nuralin