Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию об охране и развитии нематериального культурного наследия в Республике Казахстан (далее - Концепция).
2. Государственным органом, ответственным за реализацию Концепции, определить Министерство культуры и информации Республики Казахстан.
3. Центральным государственным и местным исполнительным органам Республики Казахстан принять необходимые меры по реализации Концепции.
4. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан С. Ахметов
Одобрена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 29 апреля 2013 года № 408
Концепция об охране и развитии нематериального культурного
наследия в Республике Казахстан
1. Видение развития нематериального культурного наследия
в Республике Казахстан
Нематериальное культурное наследие народа Республики Казахстан, являясь важнейшей составляющей частью национальной культуры, основой национального самосознания, укрепляющей духовную связь поколений, играет ключевую роль в формировании культуры Казахстана.
Присоединение Республики Казахстан к Международной конвенции от 17 октября 2003 года «Об охране нематериального культурного наследия» (далее – Конвенция) ратифицированной Законом Республики Казахстан от 21 декабря 2011 года, создает основы для эффективной деятельности по охране, популяризации и развитию нематериальных культурных ценностей народа Казахстана.
Нематериальное культурное наследие означает обычаи и обряды, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами как часть их культурного наследия. Такое нематериальное культурное наследие, передаваемое от поколения к поколению, постоянно воссоздается сообществами и группами в зависимости от окружающей их среды, взаимодействия с природой и истории и формирует у них чувство самобытности и преемственности, содействуя тем самым уважению культурного разнообразия и творчеству человека. Для целей Концепции об охране и развития нематериального культурного наследия в Республике Казахстан (далее – Концепция) принимается во внимание только то нематериальное культурное наследие, которое согласуется с существующими международными-правовыми актами по правам человека и требованиями взаимного уважения между сообществами, группами и отдельными лицами, а также в соответствии с положениями Конвенции.
Деятельность по охране нематериального культурного наследия целесообразно осуществлять как продолжение Государственной программы «Мәдени мұра», уже оказавшей глубокое воздействие на самоидентификацию казахстанского общества, укрепление национального и государственного самосознания, просвещенности и межкультурного взаимопонимания. В рамках этой Программы проведена значительная работа по изучению и воссозданию знаковых историко-культурных и архитектурных памятников, включению в список Всемирного наследия ЮНЕСКО Мавзолея Ходжи Ахмеда Яссауи, петроглифов археологического ландшафта Тамгалы. Настало время для осуществления аналогичной работы по охране нематериального культурного наследия.
В настоящей Концепции используются следующие основные понятия:
1) элементы нематериального культурного наследия - обычаи и обряды, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами как часть их культурного наследия, представляющие историческую и культурную значимость и вносимые в перечень элементов нематериального культурного наследия Республики Казахстан;
2) перечень элементов нематериального культурного наследия Республики Казахстан - информационная система, включающая в себя банк данных о ценностях нематериального культурного наследия народа Казахстана;
3) охрана нематериального культурного наследия - принятие мер с целью обеспечения жизнеспособности этого наследия, включая его идентификацию, документирование, исследование, сохранение, защиту, популяризацию, повышение его роли, передачу культурных ценностей, главным образом с помощью формального и неформального образования, а также возрождение различных аспектов такого наследия;
4) носители нематериального культурного наследия - местные и этнические сообщества, группы и, в некоторых случаях, отдельные лица, играющие важную роль в создании, сохранении и воссоздании нематериального культурного наследия народа Казахстана, обогащающие культурное разнообразие и способствующие развитию творческих способностей человека;
5) области проявления нематериального культурного наследия - устные традиции и формы выражения, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия; исполнительские искусства; обычаи, обряды, празднества; знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной; знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами.
Анализ текущей ситуации
Государственная программа «Мәдени мұра», успешно реализованная в период 2004 - 2011 годов, стала беспрецедентной в истории Казахстана плодотворной гуманитарной акцией. Был продемонстрирован богатейший потенциал народа, получен бесценный опыт, позволяющий поднять отечественную культуру и науку на новый уровень.
В ходе реализации программы были завершены реставрационные работы на 73 объектах истории и культуры, проведены сезонные археологические исследования 37 городищ, поселений, стоянок, могильников и курганов на территории Казахстана, обогатившие наши знания об истории наших предков. Организованы научно-поисковые экспедиции в Китай, Турцию, Монголию, Россию, Японию, Египет, Узбекистан, Армению, США и государства Западной Европы, благодаря которым в стране и за рубежом обнаружены и приобретены около пяти тысяч рукописей и печатных изданий по истории, этнографии, искусству Казахстана, ранее неизвестных в научных кругах страны. Были проведены более 30 научно-прикладных исследований, имеющих особое значение для национальной культуры по истории, археологии и этнографии Казахстана.
В рамках программы было издано 600 наименований книг, среди которых уникальные серии по истории, археологии, этнографии и культуре Казахстана тиражом в более полутора миллиона экземпляров. Среди них такие работы, как «Бабалар сөзі», «Мировое философское наследие», «Библиотека мировой литературы», «Философское наследие казахского народа с древнейших времен до наших дней», «История казахской литературы».
Впервые были проведена инвентаризация отечественных памятников, утверждены списки памятников истории и культуры республиканского и местного значений. Таким образом, был издан свод памятников истории и культуры нескольких областей Казахстана (Алматинской, Кызылординской, Северо-Казахстанской, Акмолинской, Павлодарской и т.д.) и города Алматы.
В 2010 году Министерство культуры успешно провело презентацию уникальных проектов под названием «Қазақтың дәстүрлі 1000 күйі» и «Қазақтың дәстүрлі 1000 әні». Это – масштабная работа по сбору, подготовке (обработке, воспроизведению, цифрованию) и выпуску СD дисков в оригинальном воспроизведении казахских традиционных мотивов.
Осуществление программы «Мәдени мұра» стало ответом на запросы, формирование и укрепление национального самосознания и идентичности, способствовало формированию нового культурно-исторического ландшафта страны и имело большое значение для повышения интереса казахстанцев к своей истории и культуре.
Однако сегодня проблемы, связанные с исследованием, сбором, популяризацией духовного наследия, не находят своего решения в полной мере. Наподобие списка памятников истории и культуры Казахстана должен быть сформирован перечень нематериального культурного наследия. Только так можно будет определить их конкретное количество, условия их нынешней сохранности, какие виды нематериального наследия находятся на грани исчезновения.
По данным CACSA (Центрально-азиатская ассоциация в поддержку ремесел) 2005 года Казахстан по развитию и сохранению традиционных народных ремесел занимал последнее место в Центральной Азии. В этой связи следует отметить следующее. До середины XX-го века на территории Казахстана большинство населения сельской местности занималось традиционным рукоделием, такими как валяние войлока, ткачество ковра, сегодня же хранителей этого наследия можно пересчитать по пальцам. Количество продолжателей традиционного рукоделия значительно снизилось в связи с интенсивным процессом урбанизации, массовым оттоком молодежи в города, снижением спроса на рукодельные изделия по различным причинам. Спрос на рукодельные изделия возникает, в большинстве случаев, со стороны иностранных гостей. Так в конце прошлого века уникальные казахские ковры скупались иностранцами, а затем вывозились за пределы страны. Если раньше такие ковры можно было увидеть в убранстве практически каждого дома, то сегодня их можно найти, в основном, только в музеях. А возраст женщин, занимающихся традиционным ткачеством ковров, которое сохранилось, в основном, в южных регионах Казахстана, превышает 60-70 лет.
Исполнение кюя на традиционных музыкальных инструментах является нематериальным культурным наследием казахов. Известно, что на территории Казахстана существуют несколько школ кюйев. По словам ученых, ранее по разным причинам имели место случаи исчезновения школ кюев. На сегодняшний день в Казахстане из последователей традиционных школ кюев остались единицы. Это представители школы Арки - Ф. Туткабеков и К. Садвакасов, школы Мангистау - А. Ускенбаев и другие. Уход из жизни таких непосредственных носителей нематериального культурного наследия может повлечь за собой безвозвратные потери некоторых видов нематериального культурного наследия Казахстана. Для продолжения традиций, сохранившихся школ кюев, нужно создавать условия, необходимые в воспитании последователей вышеназванных кюйшы.
Вместе с тем, сегодня национальные творческие коллективы уже испытывают недостаток в репертуаре по причине нехватки средств на фольклорные экспедиции. Недостаточно переиздавались существующие исследования фольклористов, работы специалистов по народной хореографии, устному и музыкальному наследию и декоративно-прикладному искусству. Сложной проблемой для самобытной культуры является организация самодеятельных творческих коллективов при управлении культуры местных исполнительных органов в связи с недостатком финансирования.
Еще одна важная проблема – подготовка кадров. Сегодня в стране ощущается серьезная нехватка фольклористов, исследователей традиционной народной музыки. В высших учебных заведениях выделяется государственных грантов на эти специальности недостаточное количество, а цены на платное обучение с каждым годом растут.
Проблема популяризации нематериального культурного наследия народа Казахстана требует особого внимания печатных и электронных средств массовой информации. Эта сфера должна стать одним из приоритетных направлений деятельности СМИ.
В связи с этим, возникла необходимость принятия данной концепции в целях воссоздания, охраны и развития нашего нематериального культурного наследия. В концепции обозначены основные задачи государственной политики по охране и развитию нематериального культурного наследия и механизмы их реализации.
Зарубежный опыт
В настоящее время обязательства по охране нематериального культурного наследия приняли на себя сто сорок девять государств путем ратификации, принятия, утверждения или присоединения к Конвенции.
При этом в целях реализации мер по охране, учету, идентификации, документированию, исследованию, повышению роли нематериального культурного наследия, государствами приняты соответствующие законы.
Так, в Китае Закон «О нематериальном культурном наследии» вступил в силу 1 января 2011 года. Данный Закон рассматривает нематериальное культурное наследие как факты различных культурных проявлений, передаваемые по наследству людьми всех национальностей от поколения к поколению, и рассматриваемые в качестве части их культурного наследия, и предметами и местами, относящиеся к традиционной культуре, включая: традиционные устные литературные произведения и язык, на котором они передаются; традиционные искусства, каллиграфию, музыку, танцы, драму, народные искусства и акробатику; традиционные технологии, медицину и календарь; традиционные ритуалы, фестивали, и другие народные обычаи; традиционные народные виды спорта и развлечения. Кроме того, в законе регламентирован порядок исследования нематериального культурного наследия, формирования «каталога предметов нематериального культурного наследия», а также установлена ответственность граждан, юридических лиц, иностранных организаций за нарушение законодательства в сфере нематериального культурного наследия.
Некоторые государства осуществили урегулирование вопросов нематериального культурного наследия путем внесения изменений и дополнений в действующее законодательство в соответствующей отрасли, в частности в области культуры.
Так, в Законе Республики Узбекистан от 30 августа 2001 года «Об охране и использовании объектов культурного наследия» установлены такие понятия как: «объекты культурного наследия» – объекты материального и нематериального культурного наследия, «объект нематериального культурного наследия» – историческая, научная, художественная или иная культурная ценность: обычаи, народное творчество (искусство слова, танца, музыки, представления), а также связанные с ними и народными художественными промыслами и прикладным искусством знания, навыки, инструменты, артефакты, культурные пространства. Также в Узбекистане уже давно начата работа по инвентаризации нематериального культурного наследия, создаются региональные и национальные реестры нематериального культурного наследия. К этим мероприятиям привлечены Министерство культуры и спорта Республики Узбекистан, Национальная комиссия по делам ЮНЕСКО Республики Узбекистан, Академия Наук Республики Узбекистан и другие государственные и негосударственные организации. На сегодняшний день разрабатывается Государственная программа, посвященная развитию нематериального культурного наследия в Узбекистане.
Определенная работа по сохранению нематериального культурного наследия проводится в Кыргызстане. Здесь, к примеру, принят Закон о кыргызском эпосе «Манас», который является духовным достоянием Кыргызстана, а в 2012 году был принят Закон «Об охране нематериального культурного наследия». В репрезентативный перечень нематериального культурного наследия человечества от Кыргызстана внесены три шедевра нематериального культурного наследия.
В 2008 году в России была принята «Концепция сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009 - 2015 годы», согласно которой наследие народов, проживающих в России, взято под особое попечительство со стороны государства, реализуются различные меры по охране и развитию нематериального культурного наследия. Также действует веб-портал, посвященный нематериальному культурному наследию.
В мировой практике по охране и развитию нематериального культурного наследия богатым опытом отличаются страны Латинской Америки и Азии. К примеру, Венесуэла приступила к созданию перечня материального и нематериального культурного наследия с 2003 года, еще до принятия Конвенции. Сегодня в этот перечень вошли более 100 тысяч элементов данного наследия. Верховный суд Венесуэлы объявил о защищенности законом всех элементов этого перечня. В первую очередь это касается объектов культурного наследия, находящихся под угрозой исчезновения.
А в Колумбии, признанной самой богатой на объекты нематериального культурного наследия в Латинской Америке, ежегодно проводится около 700 традиционных праздников и карнавалов. С 2002 года правительство Колумбии совместно с ЮНЕСКО приступило к организации масштабных мероприятий в целях разъяснения населению страны значения нематериального культурного наследия. В результате этой работы была создана база данных о нематериальном культурном наследии, были подготовлены и показаны по телеканалам сюжеты и передачи о нематериальном культурном наследии, проведены семинары и встречи.
Что касается стран Азии, то по вопросам охраны и развития нематериального культурного наследия лидирует Южная Корея. В Южной Корее существует региональный центр, действующий под эгидой ЮНЕСКО, занимающийся документированием нематериального культурного наследия стран Азии и Тихого океана. Данный центр ведет активную деятельность по внесению объектов в специальный перечень нематериального культурного наследия во многих странах Азии. Также, в Южной Корее созданы несколько научно-исследовательских институтов по изучению данной сферы.
Цели и задачи концепции
Цель Концепции – создание благоприятных условий для охраны, развития и популяризации нематериального культурного наследия народа Казахстана.
Задачи Концепции:
1) идентификация, документирование, исследование нематериального культурного наследия;
2) поддержка организации культуры и носителей, занимающихся сохранением нематериального культурного наследия Казахстана;
3) сохранение и возрождение нематериального культурного наследия, находящегося под угрозой исчезновения;
4) повышение профессиональной квалификации специалистов, работающих в сфере охраны нематериального культурного наследия;
5) широкая популяризация нематериального культурного наследия в стране и за рубежом;
6) расширение международного сотрудничества в области нематериального культурного наследия.
Этапы реализации Концепции
На первом этапе реализации Концепции (2013 - 2014 гг.) планируется проведение следующих мер:
1) определение критериев для создания Национального перечня нематериального культурного наследия Казахстана;
2) создание Национального и регионального реестров нематериального культурного наследия Казахстана;
3) организация научных экспедиций, в целях изучения нематериального культурного наследия Казахстана;
4) организация круглых столов, семинаров и других мероприятий на тему нематериального культурного наследия;
5) организация международных, республиканских конкурсов и фестивалей, посвященных сохранению и популяризации традиционной музыки;
6) реализация деятельности веб-сайта, посвященного нематериальному культурному наследию Казахстана;
7) выдвижение лучших образцов нематериального культурного наследия Казахстана в перечни ЮНЕСКО;
8) повышение квалификации специалистов в области охраны нематериального культурного наследия;
9) выпуск печатной продукции в сфере нематериального культурного наследия;
10) всесторонняя популяризация нематериального культурного наследия в средствах массовой информации;
11) оказание поддержки проектам, в том числе неправительственных организаций, направленных на сохранение нематериального культурного наследия Казахстана.
На втором этапе реализации Концепции (2015 - 2016 гг.) будут реализованы следующие меры:
1) интеграция апробированных механизмов и форм сохранения и развития нематериального культурного наследия в стратегические проекты государства;
2) повышение социального статуса организаций культуры, направленных на сохранение нематериального культурного наследия;
3) усиление материально-технической базы государственных организаций культуры, направленных на выявление, сохранение и развитие нематериального культурного наследия и совершенствование их научного, методического и кадрового обеспечения;
4) оказание поддержки мероприятиям, направленным на охрану и развитие нематериального культурного наследия.
Результаты, ожидаемые от реализации Концепции
Основными ожидаемыми результатами внедрения Концепции должны стать:
1) развитие сельской местности, обеспечение занятостью жителей села путем оказания поддержки традиционной культуре;
2) внесение нематериального культурного наследия Казахстана в списки ЮНЕСКО и его популяризация на международном уровне;
3) обеспечение широкой доступности нематериального культурного наследия различным социальным группам;
4) выявление и систематизация региональных традиций народного творчества Казахстана;
5) выявление и сохранение нематериального культурного наследия, находящегося под угрозой исчезновения;
6) привлечение ремесленников, занимающихся традиционным ремеслом, к участию в выставках с целью демонстрации и возможной продажи своих работ;
7) активизация участия населения в общественно-культурных мероприятиях;
8) создание эффективной культурной инфраструктуры, укрепление материально-технической базы организаций, занимающихся традиционной национальной культурой, народным творчеством;
9) формирование потенциала квалифицированных специалистов в сфере сохранения и развития нематериального культурного наследия народа Казахстана.
Помимо этого, в результате реализации Концепции, благодаря возрождению духовных ценностей можно препятствовать глобализации и «массовой культуре», несущей опасность для национальной культуры, защитить молодежь от влияния негативных социальных явлений, радикальных религиозных течений, способствовать формированию в них патриотических, гуманных качеств, стабилизации семейных и общественных отношений.
В этом отношении следует обратить внимание на возможность решения комплексных проблем, сложившихся в сфере сохранения и развития нематериального культурного наследия Казахстана, путем координирования деятельности участников этого процесса – в том числе, центральных и местных исполнительных органов, культурных, образовательных, научных организаций, творческих союзов, общественных объединений.
2. Основные принципы и общие подходы развития
нематериального культурного наследия
Основными принципами развития нематериального культурного наследия являются:
1) обеспечение системности и преемственности при осуществлении государственной политики;
2) использование мирового опыта в сфере охраны и развития нематериального культурного наследия;
3) внедрение современных инновационных и информационных технологий в сфере охраны и развития нематериального культурного наследия;
4) обеспечение общедоступности научно-исследовательских и изыскательских проектов, осуществленных в сфере нематериального культурного наследия;
5) сотрудничество с государственными органами, творческими союзами, общественными и научными организациями.
Основные направления развития нематериального культурного наследия координируют министерства культуры и информации, образования и науки Республики Казахстан, Национальная комиссия Республики Казахстан по делам ЮНЕСКО и ИСЕСКО и Казахстанский национальный комитет по охране нематериального культурного наследия, действующий при Национальной комиссии Республики Казахстан по делам ЮНЕСКО и ИСЕСКО.
Министерство культуры и информации и Министерство образования и науки Республики Казахстан обеспечивают сохранение и развитие элементов нематериального культурного наследия, входящих в национальный перечень нематериального культурного наследия, и ведут его документационное обеспечение; осуществляют контроль (мониторинг) за состоянием элементов нематериального культурного наследия; способствуют подготовке и повышению квалификации кадров в сфере охраны и развития нематериального культурного наследия; готовят и представляют отчеты о ходе реализации Конвенции в ЮНЕСКО.
Национальная комиссия Республики Казахстан по делам ЮНЕСКО и ИСЕСКО координирует процесс подготовки и представления заявок Казахстана в списки ЮНЕСКО; содействует привлечению международных и национальных экспертов к реализации Конвенции на национальном и региональном уровнях; координирует деятельность Казахстанского национального комитета по охране нематериального культурного наследия.
Основные функции Казахстанского национального комитета по охране нематериального культурного наследия включают: содействие достижению целей Конвенции, участие в подготовке и реализации Концепции, выработку рекомендаций для принятия мер по охране нематериального культурного наследия, предоставление консультаций относительно передовой международной практики в данной области, рассмотрение представляемых инициативными группами и сообществами заявок на включение элементов нематериального культурного наследия Казахстана в списки ЮНЕСКО и национальный перечень нематериального культурного наследия. В рамках своей деятельности Национальный комитет обеспечить широкое участие в охране нематериального культурного наследия сообществ, групп и, в соответствующих случаях, отдельных лиц, которые занимаются созданием, сохранением и передачей такого наследия.
Инструменты развития нематериального культурного наследия:
1) стратегический план Министерства культуры и информации Республики Казахстан на 2011 - 2015 годы;
2) программа «Развитие регионов»;
3) средства массовой информации.
Финансовое и материально-техническое обеспечение реализации Концепции будет осуществляться за счет и в пределах средств, предусматриваемых в республиканском и местном бюджетах.
3. Перечень нормативных правовых актов, посредством
которых предполагается реализация Концепции
1. Закон Республики Казахстан от 15 декабря 2006 года «О культуре».
2. Закон Республики Казахстан от 21 декабря 2011 года «О ратификации Конвенции об охране нематериального культурного наследия».
3. Постановление Правительства Республики Казахстан от 8 февраля 2011 года № 96 «О Стратегическом плане Министерства культуры и информации Республики Казахстан на 2011 - 2015 годы».