Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить прилагаемый проект Соглашения о сотрудничестве в области охраны окружающей среды государств-участников Содружества Независимых Государств.
2. Подписать от имени Правительства Республики Казахстан Соглашение о сотрудничестве в области охраны окружающей среды государств-участников Содружества Независимых Государств, разрешив вносить изменения и дополнения, не имеющие принципиального характера.
3. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан С. Ахметов
Одобрен
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 30 мая 2013 года № 559
Проект
СОГЛАШЕНИЕ
о сотрудничестве в области охраны окружающей среды
государств-участников Содружества Независимых Государств
Правительства государств-участников Содружества Независимых Государств, далее именуемые Сторонами,
сознавая ответственность перед своими народами и народами других государств, а также будущими поколениями за обеспечение благоприятных условий для проживания,
основываясь на праве каждого государства устанавливать порядок пользования землей, ее недрами, лесами, водными ресурсами, растительным и животным миром и другими природными ресурсами,
исходя из понимания целостности и неделимости окружающей среды, единства интересов всех государств в ее сохранении и устойчивом развитии,
отмечая, что границы между государствами могут не совпадать с природно-экологическими и бассейновыми границами, и сознавая, что хозяйственная и иная деятельность на территории одного государства не должна наносить ущерб окружающей среде, качеству жизни населения и хозяйственной деятельности других государств,
признавая необходимость принятия согласованных действий и развития межгосударственных отношений в области создания правовых основ охраны окружающей среды и природопользования,
сознавая необходимость проведения скоординированных фундаментальных и прикладных экологических исследований,
руководствуясь Концепцией дальнейшего развития Содружества Независимых Государств от 5 октября 2007 года и Стратегией экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года от 14 ноября 2008 года,
согласились о нижеследующем:
Статья 1
Стороны сотрудничают в области охраны окружающей среды: охраны и использования земель, почв, недр, лесов, вод, атмосферного воздуха, озонового слоя и климата, растительного и животного мира.
Статья 2
Сотрудничество Сторон осуществляется по следующим основным направлениям:
разработка и принятие нормативных правовых актов, экологических норм и стандартов в области охраны окружающей среды и природопользования;
ведение кадастра природных ресурсов и осуществление экологического мониторинга;
совершенствование системы государственного контроля за состоянием окружающей среды;
принятие мер для воспроизводства живых ресурсов, сохранения и восстановления биологического разнообразия;
развитие сети заповедников, заказников, национальных парков и других особо охраняемых природных территорий и природных комплексов, принятие мер к минимизации хозяйственной и иной деятельности в прилегающих к ним зонах;
всесторонняя оценка экологических последствий хозяйственной и иной деятельности;
осуществление действий, направленных на развитие и совершенствование экологической экспертизы, в том числе планов и программ, а также проведение оценки воздействия на окружающую среду планируемой деятельности в трансграничном контексте;
принятие мер для развития экологического образования и воспитания населения, обеспечения гласности в вопросах экологии;
разработка общих подходов и осуществление согласованных мероприятий по восстановлению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, имеющих общие для государств–участников настоящего Соглашения ареалы;
внедрение инновационных проектов, энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий, малоотходных, безотходных и экологически безопасных технологических процессов;
осуществление формирования системы экономических механизмов природопользования и охраны окружающей среды, стимулирование развития рынка экологических услуг, продукции, технологий и оборудования.
Статья 3
Для обеспечения сотрудничества в области охраны окружающей среды Стороны признали целесообразным:
совместно разрабатывать и осуществлять межгосударственные программы и проекты в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;
разрабатывать и применять согласованные показатели оценки качества и контроля состояния окружающей среды и антропогенных воздействий на нее, обеспечивая сопоставимость данных о состоянии окружающей среды в трансграничном контексте;
разрабатывать и использовать по договоренности согласованные методики по оценке воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
разрабатывать и применять согласованные методы контроля в отношении: защиты редких и исчезающих видов диких животных и дикорастущих растений, а также мест их обитания и произрастания; предотвращения и минимизации вреда от инвазии агрессивных чужеродных видов диких животных и дикорастущих растений; изучения влияния генетически измененных организмов на компоненты биологического разнообразия;
разрабатывать общие подходы и осуществлять согласованные мероприятия по восстановлению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, имеющих общие для государств–участников настоящего Соглашения ареалы;
осуществлять обмен информацией о состоянии окружающей среды;
вырабатывать и осуществлять согласованную научно-техническую политику в области охраны окружающей среды, проводить скоординированные научные исследования;
разрабатывать и применять согласованные принципы стимулирования природоохранной деятельности;
взаимодействовать в области природоохранных технологий, разработки, производства и взаимных поставок необходимой новой техники и приборов природоохранного назначения, специальных технических средств и средств индивидуальной защиты для мониторинга, предупреждения и ликвидации последствий природных и техногенных катастроф;
объединять и концентрировать совместные усилия и ресурсы для реализации межгосударственных приоритетных направлений развития образования, науки и техники в области рационального использования природных ресурсов, предотвращения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Статья 4
Для реализации настоящего Соглашения Стороны согласились создать Межгосударственный экологический совет государств-участников Содружества Независимых Государств.
Деятельность Межгосударственного экологического совета государств–участников Содружества Независимых Государств осуществляется на основании Положения, являющегося приложением к настоящему Соглашению и его неотъемлемой частью.
Стороны назначают членов Межгосударственного экологического совета государств–участников Содружества Независимых Государств и информируют об этом Исполнительный комитет СНГ.
Статья 5
Финансирование совместных мероприятий и программ в области охраны окружающей среды осуществляется в пределах средств, предусмотренных в национальных бюджетах соответствующим министерствам и ведомствам для выполнения возложенных на них функций, а также за счет привлечения внебюджетных источников на договорной основе.
Статья 6
Настоящее Соглашение не затрагивает прав и обязательств каждой из Сторон, вытекающих из других международных договоров, участником которых является ее государство.
Статья 7
Настоящее Соглашение вступает в силу с даты получения депозитарием третьего уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.
Для Сторон, выполнивших внутригосударственные процедуры позднее, настоящее Соглашение вступает в силу с даты получения депозитарием соответствующих документов.
Статья 8
По согласию Сторон в настоящее Соглашение могут быть внесены изменения и дополнения, которые оформляются соответствующим протоколом, вступающим в силу в порядке, предусмотренном статьей 7 настоящего Соглашения.
Статья 9
Спорные вопросы между Сторонами, возникающие при применении и толковании настоящего Соглашения, решаются путем консультаций и переговоров заинтересованных Сторон.
Статья 10
Настоящее Соглашение открыто для присоединения любого государства, разделяющего его цели и принципы, путем передачи депозитарию документов о присоединении.
Для присоединяющегося государства Соглашение вступает в силу:
а) с даты получения депозитарием документа о присоединении при условии, что на дату сдачи депозитарию документов о присоединении Соглашение вступило в силу;
б) с даты вступления Соглашения в силу при условии, что на дату сдачи депозитарию документов о присоединении Соглашение не вступило в силу.
Статья 11
Настоящее Соглашение заключается на неопределенный срок. Каждая из Сторон вправе выйти из настоящего Соглашения, направив депозитарию письменное уведомление о своем намерении не позднее чем за шесть месяцев до выхода и урегулировав финансовые и иные обязательства, возникшие за время действия Соглашения.
Статья 12
Между Сторонами настоящего Соглашения с даты его вступления в силу прекращают действие Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды от 8 февраля 1992 года и Протокол от 7 октября 2002 года о внесении изменений в Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды от 8 февраля 1992 года.
Совершено в городе года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Соглашение, его заверенную копию.
За Правительство |
За Правительство |
За Правительство |
За Правительство |
За Правительство |
За Правительство |
За Правительство |
За Правительство |
За Правительство |
За Правительство |
За Правительство |
Приложение
к Соглашению о
сотрудничестве в области охраны
окружающей среды государств-участников
Содружества Независимых Государств
ПОЛОЖЕНИЕ
о Межгосударственном экологическом совете
государств-участников Содружества Независимых Государств
I. Общие положения
1. Межгосударственный экологический совет государств-участников Содружества Независимых Государств (далее – Совет) является органом отраслевого сотрудничества Содружества Независимых Государств (далее – СНГ) в области охраны окружающей среды.
2. Совет в своей деятельности руководствуется общепринятыми принципами и нормами международного права, уставом и другими международными договорами, заключенными в рамках СНГ, решениями Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел и Экономического совета СНГ, Соглашением о сотрудничестве в области охраны окружающей среды государств-участников Содружества Независимых Государств (далее – Соглашение) и настоящим Положением.
3. В своей деятельности Совет подотчетен Совету глав правительств СНГ.
4. Совет осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии с Исполнительным комитетом СНГ, другими органами отраслевого сотрудничества СНГ.
5. В состав Совета входят руководители природоохранных органов государств-участников Соглашения или их полномочные представители.
Каждое государство–участник Соглашения имеет в Совете один голос.
В состав Совета входят с правом совещательного голоса его секретарь и представитель Исполнительного комитета СНГ.
В работе Совета в качестве наблюдателей участвуют представители государств, не являющихся участниками СНГ, но подписавших Соглашение.
II. Задачи и функции Совета
Основными задачами и функциями Совета являются:
1. Содействие в организации и координации исполнения решений в области охраны окружающей среды, принятых Советом глав государств, Советом глав правительств, Советом министров иностранных дел и Экономическим советом СНГ.
2. Координация политики в области охраны окружающей среды государств-участников Соглашения путем выработки рекомендаций.
3. Подготовка рекомендаций по гармонизации нормативных правовых актов в сфере охраны окружающей среды.
4. Содействие разработке общих методических подходов в области экономики природопользования и охраны окружающей среды.
5. Организация разработки и содействие реализации межгосударственных и региональных программ и проектов в области природопользования, экологической безопасности и информирования.
6. Содействие развитию межгосударственной системы экологического мониторинга в целях сбора, оценки, прогноза и обмена экологической информацией государств-участников Соглашения.
7. Разработка общих подходов и осуществление согласованных мероприятий по восстановлению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, имеющих общие для государств–участников Соглашения ареалы.
8. Содействие разработке и применению методов предотвращения влияния генетически измененных организмов на компоненты биологического разнообразия, а также минимизации вреда от инвазии агрессивных чужеродных видов диких животных и дикорастущих растений.
9. Осуществление согласованной научно-технической деятельности в области охраны окружающей среды, организация скоординированных фундаментальных и прикладных экологических исследований, совершенствование экологического образования и воспитания.
10. Организация обмена опытом работы и повышения квалификации специалистов в области охраны окружающей среды.
11. Содействие развитию и совершенствованию системы экологической экспертизы.
12. Содействие подготовке кадров в области охраны окружающей среды.
13. Содействие в вопросах развития и внедрения альтернативных источников энергии.
14. На Совет могут возлагаться другие задачи и функции, определяемые Советом глав правительств СНГ.
III. Права Совета
Для осуществления своих задач и функций Совет имеет право:
1. Запрашивать и получать от государств-участников Соглашения информацию, не являющуюся закрытой, необходимую для выполнения своих функций, а также информацию о выполнении решений Совета.
2. Вносить в установленном порядке на рассмотрение Совета глав государств, Совета глав правительств и других органов СНГ проекты документов, подготовленные Советом.
3. Создавать постоянные или временные рабочие группы для решения конкретных задач, принимать регламент их работы, назначать руководителей и контролировать деятельность таких групп.
4. Осуществлять действия, направленные на развитие и совершенствование экологической экспертизы, в том числе планов и программ, а также проведение оценки воздействия на окружающую среду планируемой деятельности в трансграничном контексте.
5. Вырабатывать согласованные подходы государств-участников СНГ в области охраны окружающей среды на международных форумах и при реализации международных инициатив по вопросам, представляющим взаимный интерес.
6. Разрабатывать и утверждать регламент своей работы, а также вносить в него изменения.
IV. Организация и порядок работы Совета
1. Работа Совета осуществляется, как правило, путем проведения заседаний Совета поочередно в государствах-участниках Соглашения.
Свою работу Совет организует на основе разработанных и утвержденных им планов.
2. Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Место проведения очередного заседания определяется на предыдущем заседании Совета, как правило, в алфавитном порядке наименований государств. Внеочередное заседание Совета может созываться по инициативе любого государства-участника Соглашения и с согласия большинства членов Совета.
Заседание Совета правомочно, если на нем присутствует более половины его членов или уполномоченных ими лиц.
3. Председательство в Совете осуществляется поочередно каждым государством в лице его представителя в порядке русского алфавита названий государств – участников Соглашения, как правило, в течение одного года, если иное не будет установлено Советом.
Предшествующий и последующий председатели Совета являются его сопредседателями. В случае временного отсутствия председателя Совета его обязанности возлагаются на одного из сопредседателей.
4. Председатель Совета:
осуществляет общее руководство деятельностью Совета;
проводит заседания Совета;
представляет в установленном порядке Совет в органах СНГ;
поддерживает и развивает по поручению Совета контакты с другими организациями на уровне их рабочих групп в пределах своей компетенции;
содействует обеспечению взаимодействия между природоохранными органами государственной власти государств-участников СНГ;
осуществляет иные действия, связанные с обеспечением деятельности Совета.
5. Член Совета имеет право получать необходимую информацию о деятельности рабочих групп, принятых решениях, а также вносить на обсуждение любые вопросы в пределах компетенции Совета.
6. В заседании Совета могут принимать участие в качестве наблюдателей представители общественных организаций государств-участников Соглашения, представители государств СНГ, не являющихся участниками настоящего Соглашения, а также представители третьих государств, межгосударственных объединений и международных организаций, которые участвуют в заседании Совета с согласия членов Совета.
7. Дата и предварительная повестка дня каждого следующего заседания Совета определяются на очередном заседании Совета.
Природоохранные органы и иные государственные органы государств–участников Соглашения готовят предложения для рассмотрения на заседании Совета.
Предложения вносятся в виде предварительных проектов документов или их концепций.
Окончательное решение о включении вопроса в повестку дня принимает Совет.
8. Решения Совета принимаются большинством голосов присутствующих членов Совета. Решения Совета об утверждении программ и проектов, предложений об изменении настоящего Положения принимаются двумя третями голосов присутствующих членов Совета.
9. Решения Совета, непосредственно затрагивающие интересы какого-либо государства-участника Соглашения, не могут приниматься в отсутствие его полномочного представителя.
10. Отчет о работе Совета рассматривается в установленном порядке на заседаниях Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел, Экономического совета СНГ, Совета постоянных полномочных представителей государств-участников Содружества при уставных и других органах Содружества, а также Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ.
V. Секретариат Совета
1. Функции секретариата Совета возлагаются на аппарат природоохранного органа государственной власти, руководитель которого является председателем Совета, и соответствующее структурное подразделение Исполнительного комитета СНГ.
Секретариат Совета выполняет следующие функции:
организация и обеспечение совместно с принимающей стороной проведения очередных заседаний Совета;
осуществление организационного, документального и информационного обеспечения деятельности членов Совета;
формирование на основании предложений членов Совета проектов повесток дня заседаний Совета и подготовка рабочих материалов к ним;
подготовка и согласование проектов документов к заседаниям Совета;
обобщение поступающих материалов и организация их рассылки членам Совета;
обеспечение переписки с членами Совета по вопросам деятельности Совета;
обобщение сведений, отражающих степень выполнения принятых Советом решений;
обеспечение Совета необходимой информацией о деятельности других органов СНГ и международных организаций.
2. Секретарь Совета назначается председателем Совета и является представителем природоохранного органа государственной власти, руководитель которого председательствует в Совете, а заместителем секретаря – представитель Исполнительного комитета СНГ.
3. Положение о секретариате Совета утверждается Советом.
4. Депозитарием документов, принятых Советом, является Исполнительный комитет СНГ.
VI. Финансирование
1. Расходы, связанные с финансированием проведения заседаний Совета, осуществляются за счет природоохранного органа государственной власти государства-участника Соглашения, на территории которого проводится заседание Совета.
2. Расходы, связанные с участием в заседаниях членов Совета и экспертов, несет соответствующий орган государственной власти направляющей Стороны самостоятельно.