В соответствии с Законом Республики Казахстан от 16 июля 2001 года «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» и в целях обеспечения комплексного развития города Темиртау Карагандинской области Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемый проект генерального плана города Темиртау Карагандинской области, одобренный Карагандинским областным и Темиртауским городским маслихатами.
2. Признать утратившим силу постановление Совета Министров Казахской ССР от 17 мая 1971 года № 278 «Об утверждении генерального плана города Темиртау Карагандинской области».
3. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан С. Ахметов
Утвержден
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 20 июня 2013 года № 637
Проект
Генеральный план города Темиртау Карагандинской области
1. Назначение генерального плана
Генеральный план города Темиртау Карагандинской области (далее Генеральный план) является основным градостроительным документом, определяющим комплексное планирование застройки города, устанавливающим зонирование, планировочную структуру и функциональную организацию территории, систему транспортных и инженерных коммуникаций, озеленения и благоустройства.
Генеральный план разработан в соответствии с Законом Республики Казахстан от 16 июля 2001 года «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан», проведена его комплексная градостроительная экспертиза (сводное заключение № 01-516/11 от 30 ноября 2011 года, утвержденное заместителем Председателя Агентства Республики Казахстан по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства, руководителем экспертной комиссии Д. Акимжановым).
В Генеральном плане приняты следующие проектные периоды: исходный год – 2008 год, первая очередь строительства – 2015 год, расчетный срок – 2025 год.
Проект «Генеральный план г. Темиртау» разработан на основе материалов топографических съемок в масштабе 1:5 000, и 1:2 000, представленных заказчиком с текущими изменениями, уточненными при сборе исходных данных и натурном обследовании территории города Темиртау.
Генеральным планом определены основные направления развития территории города Темиртау, включая социальную, рекреационную, производственную, транспортную и инженерную инфраструктуры с учетом природно-климатических условий, а также функциональное зонирование, резервные территории и меры по защите от опасных воздействий природных и техногенных явлений и процессов, улучшению экологической обстановки.
2. Цель градостроительного развития города
Главная цель градостроительного развития города Темиртау – это экологически устойчивое и гармоничное развитие города, обеспечивающее создание комфортной и эстетически привлекательной среды обитания, улучшение качества жизни населения и будущих поколений.
Достижение этой цели характеризуют:
1) преемственность градостроительных решений;
2) архитектурно-пространственное единство и эстетическая выразительность облика города;
3) комплексность решений жилищной проблемы, реконструкция и развитие жилых территорий, формирование благоприятной жилой среды;
4) сбалансированное развитие жилых, промышленных, общественно-деловых, природно-рекреационных и прочих городских территорий;
5) развитость и доступность системы общественных центров;
6) эффективность использования производственных территорий;
7) экологическая безопасность среды жизнедеятельности и устойчивость природного комплекса;
8) надежность, безопасность и стабильность транспортной и инженерной инфраструктур.
Достижение указанных целей должно осуществляться путем строительства, реорганизации и благоустройства территории города Темиртау, реконструкции застройки, повышения качественных характеристик среды жизнедеятельности.
3. Природно-климатические и инженерно-геологические аспекты
1. Климат
Климат района города Темиртау резко континентальный с холодной зимой и жарким летом, обусловленный удаленностью территории от больших водных пространств, а также свободным доступом теплого сухого субтропического воздуха пустынь средней Азии и холодного, бедного влагой арктического воздуха.
Согласно СНиП РК 2.04-01-2001 «Строительная климатология» город Темиртау расположен в I – В климатическом подрайоне.
2. Рельеф
Проектируемая территория находится на левобережье реки Нуры. Центральную часть данной территории занимает мелкосопочник, остальная территория представляет собой межсопочную долину, которая примыкает с юго-западной, юго-восточной и северо-западной стороны к центральной части. Мелкосопочник представлен невысокими чаще всего пологими отдельно стоящими сопками или объединенными в гряды являющимися останцами коренных изверженных пород девонской системы выступающих среди более молодых рыхлых образований. Отметки вершин сопок колеблются от 104,7 до 157,25 м. Сопки в результате длительных эрозионных процессов имеют в настоящее время мягкие, сглаженные очертания. Склоны сопок – пологи, поверхность их ровная, нередко оголенная, но чаще покрыта слаборазвитой травянистой растительностью. В местах выхода подземных вод в виде родников склоны сопок покрыты болотной растительностью и мелким карликовым кустарником.
3. Гидрография
Гидрографическая сеть района Темиртау – относится к бассейну Самаркандского водохранилища и дальше реки Нура, протекающей через проектируемый район с востока на запад (Верхний бьеф – Самаркандское водохранилище – Нижний бьеф – река Нура).
Сток реки Нура ежегодно аккумулируется в Самаркандском водохранилище, предназначенном для водоснабжения Караганды – Темиртауского промрайона. Естественный сток в основном формируется за счет снеготаяния в период весеннего половодья.
Паводки, вызываемые летними ливневыми осадками, значительно меньше и по объему и максимальным расходам, чем половодье.
Формирование стока в период открытого русла происходит в основном за счет промышленных стоков, а также фильтрации и сброса воды из расположенных выше водоемов, хранилищ.
4. Почвенно-растительный покров
Для рассматриваемой территории характерны разнообразные условия почвообразования, пестрый почвенный покров, наличие солонцов и солонцеватых почв. Почвообразующими породами на территории мелкосопочника служат преимущественно четвертичные отложения.
Большую часть территории города занимают темно-каштановые солонцеватые почвы. Местами эти почвы встречаются в комплексе с солонцами и солончаками (до 10%). Довольно широко распространены темно-каштановые неполноразвитые и малоразвитые почвы, характеризующиеся меньшей плотностью почвенного профиля и скоплением щебня, песка на поверхности почвы. Темно-каштановые солонцеватые почвы встречаются на территории города небольшими участками и пятнами среди темно-каштановых неполноразвитых почв и солонцов.
Вся освоенная территория города Темиртау и дальнейшее развитие города относятся к землям с частично нарушенным почвенным профилем в результате деятельности человека. В связи с чем, на значительных территориях зон озеленения создан искусственный почвенный покров. Озеленение осуществляется путем посадки искусственных насаждений.
5. Физико-геологические процессы и явления
Физико-геологические условия проектируемой территории весьма сложные и определяются специфическими особенностями, типичными для Центрально-Казахстанской складчатой области. На территории выделяются два типа подземных вод: а) поровые – четвертичных отложений; и б) трещинные – девонских отложений. Горизонт поровых вод имеет спородический характер распространения. Вскрыты поровые воды в северо-западной части площадки и частично в юго-восточной на глубинах 1,30-9,00 м. Уровень грунтовых вод подвержен сезонным колебаниям. В весенне–осенний период подъем уровня грунтовых вод возможен до 1,0-1,5 м. Трещинные воды девонских отложений носят локальный характер и вскрыты в северо-западной и юго-восточных частях территории. Подземные воды девонских отложений выходят на дневную поверхность в виде родников, приуроченных к зонам разломов. На проектируемой территории зафиксировано 5 родников. Наблюдается выход трещинных вод на подстилающие глинистые грунты неогена, в связи с чем происходит заболачивание прилегающих к ним участков.
6. Условия обеспеченности водой
Водоснабжение жилой застройки и промышленных предприятий города Темиртау осуществляется от единой системы водоснабжения, источниками которой являются:
подземные воды Сергиопольского подземного водозабора «Верхний Бьеф» и подземного водозабора «Нижний бьеф».
Подземные воды Сергиопольского подземного водозабора «Верхний бьеф» включают 51 скважину и используют подземные воды второго горизонта элювиально-гравелистых отложений реки Нура.
Существующие зоны санитарной охраны подземных источников соответствуют требованиям главы 13 СНиП РК 4.01-02-2009 «Зоны санитарной охраны».
Общая подача воды в город с учетом подземных вод составляет в настоящее время 12,47 млн.м3 в год. Подземные воды в общем объеме водозабора составляют 24 %. Водное хозяйство АО «Арселор Миттал Темиртау» организовано с использованием всех известных схем водоснабжения: прямоточных, оборотных, повторно-используемых. Общее водопотребление составляет - 506 млн.м3 в год или 1,386 млн.м3 в сутки, в том числе на хозяйственно-питьевые нужды - 52 млн. м3 в год или 142 тыс.м3 в сутки.
Мелкие предприятия города Темиртау подключены к городским сетям и сетям АО «Арселор Миттал Темиртау».
Источником производственного водоснабжения промрайона города Темиртау является Самаркандское водохранилище.
4. Социально-экономическое развитие
1. Демография
Динамика демографических процессов города Темиртау в перспективе будет определяться взаимодействием всей совокупности факторов общественного развития, как традиционных, давно сложившихся, так и новых, формирующихся в ходе нарастающих социально-экономических изменений и преобразований в жизни общества.
Характер демографического развития города Темиртау будет определяться естественным и миграционным движением населения, масштабы и направленность которых будут зависеть от результатов социально-экономических преобразований: развития экономического потенциала города, развития рынка жилья, занятости и уровня оплаты труда, государственной и местной социальной политики и других факторов.
Существующая численность населения на 1 января 2007 года составляла 171,9 тысяч человек. На формирование численности населения города влияют демографические процессы. Естественный прирост населения положительным стал с 2005 года (1277 человек) и в 2007 году составил 1300 человек. За рассматриваемый период наблюдается рост рождаемости населения, чему способствуют улучшение благосостояния жизни значительной части населения, рациональный и осознанный подход к увеличению семьи и количеству в ней детей. В период с 1993 – 2003 года темпы роста среднегодовой численности населения города составили 94,3 - 99,8 %. С началом стабилизации экономики Казахстана с 2004 года темпы роста начали расти вверх со 100 % в 2004 году до 100,8 % к 2006 году.
Методом экстраполяции прогнозно определены данные по перспективной численности города на 2015 год и 2025 год (к расчетному сроку).
На 2015 год рост численности достигает 184-190 тысяч человек, при этом величина возможной статистической погрешности в 1,52,0 % не влияет негативно на основные технико – экономические показатели развития города.
Дальнейший рост численности города – за 2015 год определяется прогнозно на базе следующих факторов:
1) естественного прироста населения (принятого в среднем за последние 5 лет);
2) проектирования и строительства Технопарка города Темиртау на базе новых 13 промышленных производств;
3) привлечения оралманов из ближнего и дальнего зарубежья по Программе «Нурлы-Кош», разработанной Правительством Республики Казахстан, в том числе для региона;
4) роста численности нерезидентов Казахстана, приезжающих на временную работу в страну.
По прогнозной численности рабочих кадров для предприятий и организаций «Технопарка города Темиртау» должны увеличиться суммарная численность кадров и рост малых предприятий промышленного профиля особенно в области строительства.
По программе «Нурлы-Кош» примерно определена ежегодная квота на проживание в городе Темиртау, исходя из данных 2011 года.
В целом за десятилетний период даже с пессимистическим прогнозом уровень привлекаемых кадров может составить до 7,0 тысяч человек. По естественному приросту населения за предстоящие 10 лет оценка численности кадров составляет до 15,0 тысяч человек.
По количеству нерезидентов Республики Казахстан (временно прибывающих в Темиртау, но пользующихся правами на практически все виды услуг, исключая политические права и т.п.) оценка численности кадров составляет за 10 лет до 2,0 тысяч человек.
И последние данные по учету более высокого уровня доходов населения в сравнении с другими регионами страны – рост численности за 10 лет оценивается до 2-3%.
Итого: общий рост преимущественно градообразующих кадров с коэффициентом семейности в 3,2 может составлять к 2025 году до 256,0 тысяч человек.
Эта численность населения и положена в основу разработки данного генерального плана:
1) на 2008 год – 171,9 тыс. чел.;
2) на 2015 год – 195,3 тыс. чел.;
3) на 2025 год – 256,0 тыс. чел.
2. Жилищное строительство
По отчетным статистическим данным жилой фонд города Темиртау на 1 января 2006 года составлял: 3535,4 тыс. м2 общей площади (без учета административного подчинения поселка городского типа Актау). В частной собственности находилось - 3045,8 тыс. м2, государственной собственности - 489,6 тыс.м2. По отчетным статданным (на 1 января 1991 года) общий жилой фонд города составлял 3553,5 тыс.м2 или 100,5% к общему жилому фонду города в 2006 году.
Предварительные расчеты по объемам нового жилищного строительства проведены с учетом предполагаемых пределов роста численности населения и средней жилищной обеспеченности, принятой на 2015 год в размере 22 м2/чел (с учетом посемейного заселения), а на 2025 год - 24 м2/чел.
Генеральным планом развития Темиртау предполагается поэтапное освоение 5 основных строительных площадок города.
На первую очередь строительства основная строительная площадка № 1 формируется в зоне Юго-Западного участка города на площади в 400 га с перспективным заселением ее в 40 тыс. жителей.
Резервные территории – площадка № 2 – предполагает завершение многоэтажного домостроения в М-9_ и на смежной с ним территории 120150 тыс.м2 жилого фонда; строительство предусмотрено в 1-ой очереди.
Площадка № 3 – предусмотрена генеральным планом для проведения точечных работ по привязке отдельных зданий и сооружений ЖГС в целях уплотнения застройки и повышения качества благоустраиваемой городской среды при содействии развитию малого и среднего бизнеса в градостроительстве города и с учетом частичной реконструкции жилого фонда с амортизационным износом в 50-60% и более. Объемы ЖГС предполагаются на весь период действия Генерального плана (2009-2025 гг.) в объеме до 100 тыс.м2 жилого фонда.
Площадка № 4 – предполагает реконструкцию прибрежной зоны Самаркандского водохранилища в общегородском линейном центре с частичным сносом ветхого и малоценного, малоэтажного жилого фонда. Объем предполагаемых работ по внедрению нового жилья ориентировочно составляет до 120 тыс.м2 общей площади вкупе с возведением и ряда объектов обслуживающей соцкультбытовой сферы городского значения. Данный объем предполагается к освоению на расчетный срок 2015 - 2025 гг.
Пятая строительная площадка - это абсолютно новые, неосвоенные территории под строительство Нового города – Темиртау-2, расположенные на смежной территории между городом Караганда и городом Темиртау.
Объемы строительства ориентировочно составляют на 2020-2025 гг. – 40-50 тыс. м2 жилого фонда за счет средств населения и 10-15 тыс.кв.м за счет градообразующих предприятий и госкапвложений.
Чистые в экологическом плане и являющиеся исключительно благоприятными для условий сооружения нового городского поселения, эти территории обладают ресурсной емкостью для размещения здесь от 0,5 до 1 млн. жителей в зависимости от уровня плотности застройки и средней этажности строительства.
Данная площадка потребуется городу лишь в перспективе в конце расчетного срока – при необходимости выхода и освоения новых свободных территорий.
3. Промышленность
По данным статистического регистра в городе зарегистрировано 1229 предприятий малого бизнеса, из них действующих 880. К числу действующих предприятий относятся: активные, осуществляющие какую-либо деятельность в текущем году; новые, т.е. недавно зарегистрированные и пока не начавшие производственной деятельности; находящиеся во временном простое. Большинство действующих предприятий (31,7%) специализируются на строительстве. Торговлей, ремонтом автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования занято 29,5% действующих предприятий, промышленной деятельностью – 15,2%, из которых наибольшее количество приходится на обрабатывающую промышленность (95,5% от общего количества промышленных предприятий). Ведущей отраслью, оказывающей решающее влияние на весь производственный комплекс, является черная металлургия, чему способствуют крупнейшие запасы высококачественного каменного угля Карагандинского угольного бассейна и железорудные месторождения. Развитие металлургии определяется металлургическим комбинатом «Арселор Миттал Темиртау», основные технико-экономические показатели которого за последние 7 лет показывают в среднем рост объема производства и увеличение продукции в стоимостном выражении до 270%.
4. Экономическая деятельность
Роль и место города Темиртау в экономическом развитии Карагандинской области и региона очень высоки.
Карагандинская область с городом Темиртау и его металлургическим потенциалом является одним из крупных промышленных регионов республики.
В настоящее время в Карагандинской области проживает 12,7 % от общей численности населения Республики Казахстан (на 01.01.2011 г.).
Центральный Казахстан – центр страны всегда был привлекателен для проживания и трудовой деятельности.
Кроме того, город Темиртау занимает удобное местоположение в регионе, находясь рядом с областным центром – городом Карагандой, с центром крупнейшей промышленной агломерации Казахстана.
Основой развития экономической базы города является промышленность. Ведущей отраслью, оказывающей решающее влияние на весь производственный комплекс, является черная металлургия, чему способствуют крупнейшие запасы высококачественного каменного угля Карагандинского угольного бассейна и железнодорожные месторождения.
Ныне экономический потенциал города составляет более 300 млрд. тенге в год.
Численность занятых на промышленных предприятиях на всех этапах развития города составляла более 70% от общего количества занятых в градообразующих отраслях народного хозяйства.
Перспективное развитие экономики города, обеспечивающее реализацию политики ускоренного экономического роста, в прогнозируемом периоде, связано с дальнейшим повышением мощности и в целом промышленного потенциала города Темиртау через механизмы государственно-частного партнерства.
При этом планируется сориентировать на модернизацию и техническое перевооружение существующих производств, внедрение новых современных технологий и создание наиболее оптимальной природной среды для труда, быта и отдыха горожан.
Ориентация развития экономики города на интенсивный путь развития заложена в предстоящий проектный период генерального плана.
Основной задачей экономического развития нового генерального плана являются задача стабилизации темпов роста промышленного потенциала города, ориентация на модернизацию и техническое перевооружение существующих производств, размещение в городе новых производств, экологически чистых предприятий легкой или местной промышленности для обслуживания непосредственно жителей города.
5. Оценка воздействия на окружающую среду
1. Экологические требования
К экологическим требованиям градостроительного развития города Темиртау относятся:
1) радикальное оздоровление среды жизнедеятельности в зонах ее устойчивого экологического дискомфорта;
2) защита существующих территорий природного комплекса от неблагоприятных антропогенных воздействий, реализация мер по реабилитации и воссозданию утраченных от хозяйственной деятельности Самаркандского водохранилища, а также формированию зеленых массивов на резервных территориях.
Повышение комфортности среды жизнедеятельности, в том числе путем озеленения территории и улучшения микроклиматических условий в жилых и общественных зонах города.
Необходимыми условиями выполнения экологических требований к градостроительному развитию города Темиртау являются:
1) четкое функциональное зонирование территории города;
2) компактная функционально-планировочная структура города;
3) формирование рекреационной системы в прибрежной части Самаркандского водохранилища;
4) организация и благоустройство водоохраной зоны Самаркандского водохранилища, установление жесткого регламента ее использования городом;
5) организация санитарно-защитных зон между промышленными и селитебными территориями;
6) защита существующих территорий природного комплекса от неблагоприятных антропогенных воздействий и реализации мер по формированию и созданию непрерывной системы озеленения и улучшения микроклиматических условий в жилых и общественных зонах города;
7) ликвидация зон шумового дискомфорта посредством совершенствования организации дорожного движения и повышения пропускной способности магистралей, строительства шумозащитных домов и экранов вдоль магистралей, создания зеленых полос с устойчивым породным составом;
8) рекультивация нарушенных территорий (золоотвалов, свалок и другие);
9) внедрение экологически чистых малоотходных и безотходных технологий, сокращение количества неорганизованных источников выбросов, бессточных циклов производств, доведение оснащенности объектов промышленности водоочистным оборудованием до 100%;
10) обеспечение соблюдения стандартов качества питьевой воды и очистки производственных и коммунальных сточных вод и поверхностного стока;
11) обеспечение контроля увеличения интенсивности транспортного движения и распределения грузопотоков;
12) реконструкция и расширение централизованных систем водоснабжения и водоотведения;
13) введение системы экономического стимулирования (включая санкции), ориентированные на рациональное природопользование.
2. Рекреационная инфраструктура города
К системе рекреационных зон основного ядра города относится зона Самаркандского водохранилища. Это – формирование единого ландшафтно-архитектурного комплекса, создание прогулочных направлений и организация набережных. Предусматриваются поэтапная реорганизация прибрежных территорий, занятых производственными объектами, вывод вредных производств, замещение на экологически чистые виды деятельности. Предлагается развитие набережной и прибрежной рекреационной зоны за счет рекультивации части производственной зоны.
3. Развитие системы озеленения
Генеральным планом несколько изменены традиционные подходы к организации системы зеленых насаждений для новых городских поселений, решаемые по схеме – буферные зеленые зоны, центральный парк (парки) города, парки планировочных районов, (жилых районов), микрорайонные сады и скверы и соответствующие линейные связи в этих структурах между собой.
В данном случае учитываются жесткие климатические и инженерно-геологические условия территории города, бедный почвенный покров и наличие большого зеркала водоема Самаркандского водохранилища с примыкающей к нему мощной водоносной зоны (подземных вод) Сергиопольского водозабора.
И еще одним из важнейших градостроительных факторов является преимущественное планирование малоэтажной частной застройки в структуре нового Темиртау, предлагающее усадебное строительство с соответствующим зеленым обустройством дворовых территорий.
Генпланом учитывается и требование Президента Республики Казахстан к акимам областей о необходимости масштабного увеличения площади зеленых насаждений по всем городам и населенным местам страны с тем, чтобы комфортность жилищных и бытовых условий для проживания человека реально стала значительно выше.
Основной каркас зеленых насаждений при квартальной малоэтажной застройке приходится на систему широтных и меридиональных улиц со связкой их через бульварные и иные пешеходные и транспортные связи в первую очередь с основным градообразующим предприятием города.
Особое значение проектом придается уровню благоустроительных и озеленительных работ при реконструкции и обустройстве прибрежной зоны линейного общественного центра города Темиртау, с которой через систему ложного бульвара по проспекту Металлургов связываются основные внешние связи Темиртау с окружающим миром.
Главный парк города проектом предлагается возвести в Юго-Западном районе города; остальные зеленые «пятна» города будут формироваться среди каркаса малоэтажной застройки с учетом привязки озеленительных объектов города к требованиям действующих нормативов Республики Казахстан.
В зеленом массиве города немалую оздоровительную и санационную роль будут играть и посадки ограниченного пользования, высаживаемые при общественных зданиях – школах, больницах, детских садах и др. типах зданий, включая и постройки частных физических и юридических лиц.
Контроль должен строго осуществляться и за обустройством зеленых санитарно-защитных зон промышленных, коммунальных и складских зон города.
Особое внимание при этом рекомендуется уделять квалифицированному озеленению построек и комплексов, связанных с обслуживанием детского населения.
В декоративной дендрологии очень важна в этом случае задача правильного применения и использования защитных и санитарно-гигиенических качеств насаждений.
6. Сохранение и регенерация историко-культурного наследия
В настоящее время, согласно данным КГКП «Областная государственная инспекция по охране памятников историко-культурного наследия» областного департамента культуры Карагандинской области при Министерстве культуры и информации Республики Казахстан, в городе Темиртау зарегистрировано 4 объекта, зарегистрированных как памятники историко-культурного наследия города.
В рамках проекта генплана города по заданию генпроектировщика генплана - археологами Карагандинского гуманитарного университета им. Е.А. Букетова была выполнена научно-исследовательская работа по «комплексному обследованию территории между городом Темиртау и городом Караганда на правой стороне от республиканской магистрали Астана-Алматы, в части наличия памятников истории и культуры. В результате выполненных работ выявлено 9 древних курганов эпохи бронзы, могильников и курганов «раннего железного века». Данные приняты для сведения и использованы в проекте с учетом привязки их координат по системе GPS. Особо охраняемых природных территорий и земель городских лесов по данному Генеральному плану города – не предусмотрено.
7. Архитектурно-планировочная организация территории
1. Территориальное развитие города и функциональное зонирование
Градостроительные решения генерального плана города Темиртау, его планировочная структура и функциональное зонирование разработаны на основе современного состояния города, комплексной градостроительной и экономической оценки территорий и территориального развития города.
Территория для развития города расположена в Юго-Западной части и имеет границы:
1) с запада проходит по улице С. Разина (с учетом территории Западной промышленной зоны, расположенной между бывшем ПО «Карбид» и улицей Степана Разина);
2) с востока по границе ограждения от существующих отвалов сталешлаков, и собственно, санитарно-защитной зоне металлургического комбината;
3) с юга – и юго-запада развитие предлагается ограничить трассой скоростной республиканской автомагистрали Алматы – Екатеринбург (РФ).
Основными положениями планировочной структуры являются следующие условия:
1) развитие и строительство города продолжается на левом берегу Самаркандского водохранилища. При этом учитываются внеплановое размещение ГОКа на правом берегу водохранилища с 2001 года и намечаемое расширение мощностей цементного завода в поселке городского типа Актау;
2) четкое функциональное зонирование городских территорий: жилье, места приложения труда, отдых. Особое внимание при этом отдается реконструкции городской прибрежной зоны и реальному выходу городской застройки наряду с объектами общегородского значения к водному пространству Самаркандского водохранилища;
3) динамичное развитие города вдоль взаимоперпендикулярных структурных осей – проспектов Мира и Металлургов с выходом на водохранилище и активным освоением притрассовой территории вдоль республиканской автомагистрали, работы по реконструкции малоэтажного сектора Соцгорода;
4) обеспечение достаточности функциональной, структурной и композиционной целостности города путем организации удобной системы транспортных магистралей между его отдельными частями. При этом наличие кратчайших перспективных связей полуострова Жумак с городом, системы основных транспортных магистралей города с прибрежным районом;
5) создание развитой структуры линейных торговых и общественно-торговых центров по всем основным магистралям города в Центральном районе путем оптимальной реконструкции и оптимизации жилой среды в нем;
6) упорядочение планировки сложившихся промрайонов и уточнение резервов территории промпредприятий;
7) использование природного ландшафта – расположение города на берегу существующего водохранилища. Выраженный рельеф местности с наличием групп сопок и холмов – для придания городу индивидуального выразительного облика;
8) решение проблем санации всей городской среды с достижением качественных экологических параметров по центральному планировочному району города к расчетному сроку;
9) проведение комплекса инженерных работ по строительству Нового города Темиртау в межселенном пространстве Караганда - Темиртауского промрайона;
10) проведение масштабных озеленительных работ по всей городской селитьбе с доведением уровня озеленения до 16 м2/чел. (68 га).
В основу архитектурно–планировочного решения положено четкое функциональное зонирование территории с созданием развитой пространственной зоны общегородского центра по берегу водохранилища, более комфортной селитебной зоны от береговой полосы до границ Юго-Западной территории города.
Определяющим фактором композиционного решения явилось развитие города вдоль основной широтной оси по проспекту Мира, связавшей Западный и Восточный районы.
Селитебная зона делится на несколько районов, которые имеют относительно самостоятельное значение, как в функциональном, так и планировочном отношении. Однако, в целом, структура Темиртау формируется как единый организм с единым линейным общегородским центром на берегу водохранилища.
В планировочной структуре отражены все особенности развития города Темиртау от поселка Самаркандский – до большого промышленного города Казахстана.
Сеть магистралей в основном закреплена существующей опорной застройкой. Она в целом удовлетворяет нуждам развития города и требует лишь незначительных улучшений и дополнений.
Сложившиеся жилые образования достигают в центральном районе довольно крупных размеров по территории с населением до 10-20 тыс.жителей, имеют свои общественные центры и связаны в общую систему обслуживания сетью магистралей и бульваров.
Структура магистралей, решенных преимущественно по прямоугольной сетке, обеспечивает связь жилых районов с промрайонами по широтным магистралям, а жилых районов с берегом Самаркандского водохранилища и расположенными в этой зоне парками и общественными сооружениями центра планировочного района – по меридиональным направлениям.
Основными магистралями общегородского значения являются в широтном направлении – проспект Мира, проспект Ленина, Амангельды, объездная, в меридиональном направлении – проспект Металлургов, улица Степана Разина, улица Карагандинского шоссе и магистраль с западной стороны металлургического комбината.
Признавая невозможность обеспечить санитарно-гигиенические условия в существующем городе и, тем более, в километровых санитарно-защитных зонах, и в то же время, осознавая неизбежность проживания в ней капитальных зданиях значительного числа жителей, проект генерального плана предусматривает все возможное для создания относительно лучших условий в сложившейся застройке города. Необходимы следующие мероприятия в существующей части города:
1) максимальное внедрение на промпредприятиях города современной технологии и очистки промышленных выбросов;
2) запрещение строительства даже в ближайшие годы жилых многоэтажных домов в наиболее приближенных к промзонам районах – Восточном, Соцгороде, Старом городе;
3) уменьшение жилого фонда за счет сноса самортизированных некапитальных зданий и озеленения освобождающихся участков;
4) уменьшение числа жителей района за счет увеличения нормы жизнеобеспечения (разуплотнения застройки);
5) увеличение нормы зеленых насаждений на одного жителя против средней по городу и создания обширной системы парков и бульваров;
6) полная ликвидация наихудшего в санитарном отношении жилого района Старого города.
Планировочная организация селитебной застройки нового Темиртау, расположенная на межселенной территории между восточной площадки города и Северной части селитьбы города Караганды, решается по сокращенной модульной прямоугольной сетки жилых кварталов и микрорайонов с преимущественным созданием и развитием малоэтажного жилого фонда (от 2-3 эт. до 4-5 эт.) с линейным развитием торгово-общественных комплексов вдоль трассы скоростной республиканской автомагистрали I класса Алматы–Караганда–Астана-Екатеринбург.
Проектом предлагается вариант планировочной организации центра:
формирование двух относительно самостоятельных центров с выделением главного на прибрежной территории (узле пересечения проспектов Республики и Металлургов) и второго – линейного по главной магистрали города – просп. Металлургов, который должен функционировать в качестве подцентра, связывающего центр города с парадным подъездом со стороны автомагистрали Алматы – Астана.
Формирование единой системы общественных центров с включением в нее проектируемого ядра общегородского центра, специализированных центров и с постепенной переориентацией на генеральное направление нового развития города в восточном направлении на Караганду.
Общегородской центр города Темиртау генеральным планом на расчетный срок предлагается линейно расширить вдоль прибрежной зоны водохранилища с созданием на ней набережной, «приморского» бульвара, пляжей, зон активного летнего и зимнего отдыха, причалами, эллингами, яхт-клубом, малотоннажным водным транспортом различного плана.
Данный общегородской центр, развитый значительно в территориальном плане (до 155 га вместо нынешних 90 га), пространственно через километровый мост получит непосредственную связь с зонами отдыха, расположенными в районе полуострова Жумак, и что немаловажно – время транспортной доступности из Центра города в зону отдыха сократится до 10-12 минут, что значительно эффективней требуемых по строительным нормам и правилам Республики Казахстан 3.01-01-2002* «Градостроительство, Планировка и застройка городских и сельских поселений» не более 35 минут даже для рабочих мест горожан.
Общегородской центр в перспективе на расчетный срок совместно с подцентром по проспекту Металлургов будет представлять собой крестообразный участок с линейными параметрами вдоль него до 3 км, поперек центра до 2 км.
2. Архитектурно-планировочное районирование
Планировочная структура селитебных территорий сформирована из нескольких исторически сложившихся районов – Старого города с Занурским районом на правом берегу, Соцгорода, Восточного, Центрального и нового – Юго-Западного района.
Центральный район совместно с Юго-Западным районом занимает срединное положение по отношению к Западной и Восточной промзонами. Он формирует «главный фасад города», выходящий на береговую полосу водохранилища, а его планировочная организация подчинена организации центра города.
Основные недостатки этой структуры – окружение с запада и востока промзонами основной массы городской среды с влиянием на них вредных выбросов от промпредприятий.
Эти недостатки являются органическими, и их преодоление зависит от качества технологии производства относительно охраны окружающей среды.
Резервной перспективной зоной для территориального развития города на ближайшие 10-15 лет является Юго-Западная площадка (400 га).
3. Мероприятия по защите территории и обеспечению устойчивого развития города
В целях повышения устойчивого функционирования и защиты населения города Темиртау от воздействия чрезвычайных ситуаций природного характера в проекте предусматриваются следующие градостроительные мероприятия:
1) для предотвращения опасности размыва береговой полосы Самаркандского водохранилища на расчетный срок предусматривается ее берегоукрепление;
2) в целях предотвращения опасных ситуаций в результате размыва насыпи автодорог и застоя воды проектом предусматривается строительство водопропускных сооружений в местах пересечения автодорогами как новой объездной трассы Астана-Алматы (с западной части города), так и в работе участка ж/д станции «Темиртау» - КарГРЭС-1;
3) для надежной и эффективной работы дренажной системы проектом предлагается оборудование подтопляемых территорий города Темиртау сетью наблюдательных скважин;
4) выявление границ распространения оползневых и других явлений, а также подработка территории в целях исключения от застройки опасных территорий;
5) вертикальная планировка, повышение отметок поверхности территории, организация отвода поверхностных вод;
6) защита от затопления и подтопления;
7) регулирование водоемов и русел водопотоков;
8) противооползневые мероприятия;
9) восстановление территорий, нарушенных при добыче полезных ископаемых и др.
8. Развитие транспортной инфраструктуры
В генеральном плане отражено развитие системы внешнего транспорта (воздушный, железнодорожный, автомобильный) и мероприятия по реконструкции и новому строительству объектов и сооружений городской улично-дорожной сети, строительству транспортных развязок, мостовых переходов и развитию городского транспорта.
С учетом динамики развития транспортных потоков планируется реконструкция главной объездной автомагистрали до 1 категории с платным содержанием и 4 полосным движением 1 очереди (до населенного пункта Осакаровка).
По проекту детальной планировки Юго-Западного района города Темиртау на ближайшие 12-15 лет план трассы не меняется, даже при строительстве нового жилого фонда.
Незначительно, но возрастет транспортная нагрузка на связях города Темиртау с Павлодарским направлением через Актау, а также выход автодороги республиканского значения «Караганда (Петровка) – Каркаралинск – Аягуз» на Акмолинское направление в районе поселка Покорное.
Главная магистральная дорога, проходя ранее через северную часть города, создавала значительные неудобства для проживания населения, но с введением в эксплуатацию объездной скоростной магистрали Алматы – Астана, эта ситуация устранена.
В настоящее время Караганда – Темиртауская зона довольно хорошо обслуживается автобусными маршрутами междугородного и пригородного сообщения. Существующие междугородние автобусные маршруты в межобластном сообщении организованы в направлении городов Алматы, Астаны, Павлодара, Балхаша, Кокшетау, в ряд городов Российской Федерации, включая и страны Ближнего зарубежья.
Пригородные маршруты организованы между городами Караганды, Абай, Сарань, Шахан, поселком городского типа Актау, Каркаралинск и другими городами и населенными пунктами области.
9. Развитие инженерной инфраструктуры
1. Водоснабжение
Водоснабжение жилой застройки и промышленных предприятий города Темиртау осуществляется от единой системы водоснабжения, источниками которой являются:
подземные воды Сергиопольского подземного водозабора «Верхний Бьеф» и подземного водозабора «Нижний бьеф». В городе сохраняется единая система водоснабжения для обеспечения хозяйственно-питьевых нужд населения и промышленных предприятий, а также полива проездов и зеленых насаждений внутри микрорайонов.
Для обеспечения стабильного водоснабжения города необходимо проведение следующих мероприятий:
1) реконструкция водовода 1000 мм Караганда – Темиртауский районный водопровод и проектирование, строительство второй линии водовода 1000 мм с устройством на площадке № 5 (Темиртау–2) водопроводных сооружений, состоящих из двух резервуаров по 10000 м3 каждый и насосной станции II подъема с установками обеззараживания:
2) на площадке водопроводных сооружений, расположенных на сопке «Опан», произвести реконструкцию существующих резервуаров 7 000 м3 и 10 000 м3, а также строительство дополнительного резервуара объемом 10 000 м3, предусмотренного ПДП Юго-Западного жилого района, а также строительство кольцевой сети водопровода по данному району города от существующей насосной станции.
На первую очередь строительства потребуется строительство одного резервуара и водопроводных сетей общей протяженностью 92,8 км диаметром 400-1500 мм.
На полное развитие потребуется строительство одного резервуара, блока обеззараживания и водопроводных сетей общей протяженностью 42,0 км диаметром 225-1000 мм.
2. Канализация
В городе Темиртау сохраняется централизованная схема канализации для жилой застройки и промпредприятий.
Схема канализации города остается существующей и определяется рельефом местности, расположением канализуемых объектов, а также необходимостью учета существующих и строящихся коллекторов.
Удельное среднесуточное водоотведение бытовых сточных вод от жилых зданий многоэтажной и малоэтажной застройки принято равным 210 л на одного жителя.
Объектами канализования на площадке N1 (Юго-Западный район), площадке N5 (Темиртау-2) служат жилые дома, предприятия соцкультбыта, общественные центры.
По условиям рельефа местности Юго-Западного района и площадки N5 (Темиртау-2) поступление бытовых сточных вод системой самотечных коллекторов 400-600 мм проектируется в приемные резервуары канализационных насосных станций, откуда напорными коллекторами 700 мм подается в главный коллектор южной части города 1500 мм и далее на канализационные очистные сооружения полной биологической очистки АО «Арселор Миттал Темиртау» проектной производительностью 247,2 м3 в сутки.
После полной биологической очистки, доочистки и обеззараживания, вода, очищенная до ПДК, отводится по сбросной канаве в реку Нуру в районе поселка Чкалово.
На первую очередь строительства потребуется строительство 3-х канализационных насосных станций (КНС), КОС и коллекторов общей протяженностью 66,0 км диаметром 400-1500 мм.
На полное развитие потребуется строительство одной КНС и коллекторов общей протяженностью 26,5 км диаметром 400-700 мм.
3. Теплоснабжение
В настоящее время теплоснабжение города осуществляется на базе следующих основных источников: КарГРЭС-1 и ТЭЦ-2 ОАО «АМТ».
В проектных предложениях анализ балансов покрытия теплопотребления показывает, что дефицита тепла по существующему жилому фонду, уплотнению застройки по микрорайонам города и развития Юго-Западного жилого района наблюдаться не будет при условии реконструкции существующих тепловых сетей с увеличением диаметров магистральных трубопроводов и реконструкции подкачивающих насосных станций.
Покрытие тепловых нагрузок по жилому фонду Темиртау 2 (площадка N5) предусматривается от ТЭЦ 3.
Теплоноситель – горячая вода с параметрами Т1 – Т2 = 150 – 700С. Схема теплоснабжения – закрытая. Регулирование отпуска тепла принято централизованное, качественное.
Теплоснабжение микрорайонов Темиртау 2 (отопление, вентиляция и централизованное горячее водоснабжение) рекомендуется предусмотреть от центральных тепловых пунктов (ЦТП), располагающихся в центре тепловых нагрузок. В связи с удаленным расположением ТЭЦ-3 от потребителей тепла Темиртау 2 возникает необходимость установки двух подкачивающих насосных станций и централизованной службы эксплуатации тепловых сетей.
Протяженность тепловых сетей Ду 500 – Ду1200 существующего жилого фонда Соцгорода, Центрального и Восточного районов г. Темиртау от ТЭЦ-2, подлежащих реконструкции и замене на трубопроводы большего диаметра Ду600 - Ду1200 составляет 29,0 км.
Протяженность проектируемых тепловых сетей составляет для нового проектируемого жилого фонда:
1) старого города от КарГРЭС-1 – 1,5 км,
2) Юго-Западного жилого района – 21,4 км,
3) Темиртау-2 – 39,0 км.
4. Электроснабжение
Электроснабжение города Темиртау осуществляется от энергосистемы «Кегок», обеспечивающей электроэнергией потребителей Карагандинской области, и компанией «КарагандаЖарык». В настоящее время дефицит Темиртауского энергоузла в составе Карагандинской энергосистемы покрывается от ОЭС Северного Казахстана через опорную подстанцию 500/220 кВ «Нура», подключенную к ВЛ – 500 кВ «Экибастуз-Нура-Агадырь».
В проектном предложении для покрытия прогнозируемых уровней нагрузок города предусмотрены строительство:
1) в Юго-Западном районе с учетом нагрузок поселка «Отрадный» - понизительной подстанции 110/10кВ с двумя трансформаторами по 40000 кВА, открытым распределительным устройством (ОРУ - 110 кВ) и закрытым распределительным устройством (КРУН-10 кВ);
2) на новой площадке жилого комплекса Темиртау-2 - понизительной подстанции 110/10кВ с двумя трансформаторами по 40000 кВА, открытым распределительным устройством (ОРУ-110кВ) и закрытым распределительным устройством (КРУН-10кВ);
3) на площадке N2 - понизительной трансформаторной подстанции 110/10кВ с двумя трансформаторами мощностью по 25 МВА с открытым распределительным устройством (ОРУ-110кВ) и закрытым распределительным устройством (КРУН-10кВ) взамен существующей подстанции «Южная». Мощность трансформаторов выбрана с учетом подключения существующих нагрузок;
4) для объектов реконструкции общегородского центра с учетом существующих нагрузок и нагрузок набережной - понизительной трансформаторной подстанции 110/10кВ с двумя трансформаторами мощностью по 16мВА на площадке рядом с существующей подстанцией промнасосных.
В связи с увеличением нагрузок в районах расположения трансформаторных подстанции 110/10кВ «Западная» и «Северная» предлагается строительство новых трансформаторных подстанции 110/10кВ с двумя трансформаторами мощностью по 25 МВА.
5. Телефонизация
Для удовлетворения потребности телекоммуникационных услуг необходимо запроектировать АТС "Alcatel1000 S12" на 10 000 номеров каждая.
От АТС необходимо провести в микрорайоны волокнооптическую линию связи - ВОЛС-ОК-20 соединяющую в кольцо мультисервисные шкафы по 960 номеров с перспективой расширения до 1920 номеров каждый шкаф. Кольцо ВОЛС, соединяющее шкафы, подключено к кольцу SDH г. Темиртау.
От мультисервисных шкафов до распределительных шкафов жилых домов телефонные кабели проложены в телефонной канализации с установкой колодцев малого типа ККС-3 с запорными устройствами. Кабели в канализации проложены в полиэтиленовых трубах диаметром 110 мм. Питание мультисервисных шкафов выполнено на напряжение 220 В от ближайшей ТП. Питающие сети выполнены кабелями, прокладываемыми в земле (траншее).
10. Санитарная очистка территории
В городе Темиртау бытовые отходы вывозятся на городскую неусовершенствованную контролируемую свалку, расположенную юго-западнее города; там же складируется бытовой мусор, происходит захоронение трупов животных и отходов пищевых предприятий в открытых траншеях с последующей их засыпкой.
Генеральным планом намечено в качестве проектного предложения размещение мусороперерабатывающего завода в межселенном пространстве между городами Темиртау и Караганда. Это позволит более эффективно использовать дорогостоящее оборудование завода и оптимизировать его мощность с учетом обслуживания им не только 2-х крупных городов области с перспективой мегаполиса с миллионным населением, но и группы городов и поселков саттелитов – Абая, Сарани, Шахтинска, Шахана и др.
11. Инженерная подготовка территории
Генеральный план развития города Темиртау предусматривает решение комплекса мероприятий по защите территории от опасных физико-геологических процессов и явлений, а также улучшения санитарно-гигиенических и экономических условий жизни населения.
В результате изучения природных условий и анализа современного состояния инженерных сетей и систем по защите территории от опасных физико-геологических процессов инженерная подготовка территории, разработанная проектом генерального плана, включает следующие мероприятия:
1) вертикальную планировку территории;
2) организацию поверхностного стока;
3) защиту территории от подтопления грунтовыми водами;
4) организацию полива зеленых насаждений;
5) берегоукрепления.
12. Реализация и мониторинг Генерального плана
Реализацию и мониторинг Генерального плана города Темиртау обеспечивает местный исполнительный орган.
Корректировка Генерального плана может проводиться каждые 5 лет и состоит в принятии программ первоочередных градостроительных мероприятий на последующий расчетный период, а при необходимости – и в корректировке основных направлений градостроительного развития города Темиртау Карагандинской области.
Основные технико-экономические показатели по
проекту генерального плана города Темиртау
№ |
Показатели |
Единица измерения |
Современное состояние 2008 г. |
1 очередь строительства 2015 г. |
Расчетный срок 2025 г. |
1. |
Территория |
||||
1) |
Площадь земель населенного пункта в пределах городской черты, всего |
га |
29781,0 |
30003,6 |
43606,7 |
в том числе: |
|||||
Жилой и общественной застройки |
га |
1752,0 |
1804,0 |
2361,1 |
|
из них: |
|||||
усадебной и блокированной застройки с земельным участком при доме (квартире) |
га |
583,0 |
600,5 |
786,7 |
|
застройки малоэтажными многоквартирными жилыми домами |
га |
84,0 |
86,5 |
113,3 |
|
застройки многоэтажными многоквартирными жилыми домами |
га |
875,0 |
901,2 |
1180,5 |
|
общественной застройки |
га |
210,0 |
214,2 |
280,6 |
|
Промышленной и коммунально-складской застройки |
5017,0 |
5017,0 |
6572,2 |
||
из них: |
|||||
промышленной застройки |
га |
3063,0 |
3063,0 |
4012,5 |
|
коммунальной застройки |
га |
1374,0 |
1374,0 |
1799,9 |
|
складской застройки |
га |
580,0 |
580,0 |
759,8 |
|
Транспорта, связи, инженерных коммуникаций |
га |
532,0 |
532,0 |
696,9 |
|
магистральных инженерных сетей и сооружений |
га |
200,0 |
200,0 |
262,0 |
|
сооружений связи |
га |
120,0 |
120,0 |
157,2 |
|
внешнего транспорта |
га |
212,0 |
212,0 |
277,7 |
|
Особо охраняемых природных территорий |
га |
2650,0 |
2710,0 |
6265,0 |
|
из них: |
|||||
лесов и лесопарков |
га |
2650,0 |
2710,0 |
5346,0 |
|
Водоемов и акваторий |
га |
7600,0 |
7600,0 |
9956,0 |
|
из них: |
|||||
рек, естественных и искусственных водоемов |
р/в |
1/1 |
1/1 |
1/1 |
|
водоохранных зон |
га |
165,0 |
165,0 |
216,15 |
|
гидротехнических сооружений |
плотина |
1 |
1 |
1 |
|
водохозяйственных сооружений |
водозаборы |
2 |
2 |
2 |
|
Сельскохозяйственного использования |
га |
7780,0 |
7780,0 |
10191,8 |
|
из них: |
|||||
пахотных земель |
га |
152,0 |
152,0 |
180,0 |
|
садов и виноградников |
га |
2000,0 |
2000,0 |
5005,9 |
|
сенокосов, пастбищ |
3480,0 |
3480,0 |
5005,9 |
||
Общего пользования |
га |
1150,0 |
1150,0 |
1506,5 |
|
из них: |
|||||
улиц, дорог, проездов |
га |
394,0 |
394,0 |
516,1 |
|
водоемов, пляжей, набережных |
га |
600,0 |
600,0 |
786,0 |
|
парков, скверов, бульваров |
га |
96,0 |
96,0 |
125,8 |
|
другие территориальные объекты общего пользования |
га |
60,0 |
60,0 |
78,6 |
|
Резервные |
га |
3300,0 |
3410,6 |
6057,2 |
|
из них: |
|||||
для развития селитебных территорий |
га |
2250,0 |
2300,0 |
3013,0 |
|
для развития промышленно-производственных и коммунальных территорий |
га |
250,0 |
300,6 |
524,0 |
|
для организации рекреационных и иных зон |
га |
800,0 |
810,0 |
2520,2 |
|
2 |
Население |
||||
1) |
Численность населения с учетом подчиненных населенных пунктов, всего |
тыс.чел. |
171,9 |
195,3 |
256,0 |
2) |
Плотность населения, в т.ч. |
||||
В пределах селитебной территории |
чел/га |
81,0 |
61,0 |
57,0 |
|
В пределах территории городской застройки |
чел/га |
5,8 |
5,8 |
6,0 |
|
3) |
Возрастная структура населения, в т.ч. |
||||
дети до 15 лет |
тыс.чел |
30,731 |
38,631 |
44,03 |
|
население в трудоспособном возрасте |
тыс.чел |
114,693 |
121,37 |
163,32 |
|
(мужчины 16-62 года, женщины 16-57 года) |
тыс.чел |
55,701 |
- |
- |
|
население старше трудоспособного возраста |
тыс.чел |
26,520 |
35,293 |
48,640 |
|
4) |
Число семей и одиноких жителей, всего |
единица |
60917 |
84110 |
94220 |
в том числе: |
|||||
число семей |
единица |
51598 |
74110 |
80640 |
|
число одиноких жителей |
единица |
9319 |
10000 |
14080 |
|
2.5) |
Трудовые ресурсы, всего |
тыс.чел |
143,74 |
166,2 |
217,8 |
из них: |
|||||
экономически активное население, всего |
тыс.чел |
93,873 |
108,5 |
142,2 |
|
занятые в отраслях экономики |
тыс.чел |
61,01 |
70,9 |
92,9 |
|
самостоятельно занятое население |
тыс.чел |
29,37 |
34,0 |
44,5 |
|
безработные |
тыс.чел |
3,495 |
3,6 |
4,8 |
|
Экономически неактивное население |
тыс.чел |
49,865 |
57,7 |
75,6 |
|
3. |
Жилищное строительство |
||||
1) |
Жилищный фонд, всего |
тыс.м2 об.пл. |
3535,4 |
4458,5 |
5650,0 |
в том числе: |
|||||
государственный фонд |
тыс.м2 |
489,6 |
395,4 |
395,4 |
|
в частной собственности |
тыс.м2 |
3045,8 |
4063,1 |
5254,6 |
|
2) |
Из общего фонда: |
||||
в многоквартирных домах |
тыс.м2 |
3276,0 |
4063,1 |
5254,6 |
|
в домах усадебного типа |
тыс.м2 |
277,5 |
395,4 |
395,4 |
|
3) |
Жилищный фонд с износом более 70%, всего |
тыс.м2 |
70,0 |
30,0 |
10,0 |
4) |
Сохраняемый жилищный фонд, всего |
тыс.м2 об.пл. |
3535,4 |
4458,5 |
5650,0 |
5) |
Распределение жилищного фонда по этажности: |
||||
в том числе: |
|||||
малоэтажный |
тыс.м2 об.пл. |
561,4 |
937,8 |
1189,4 |
|
среднеэтажный (4-5 этажный) многоквартирный |
тыс.м2 об.пл |
312,3 |
671,9 |
856,0 |
|
многоэтажный многоквартирный |
тыс.м2 об.пл |
2661,7 |
2849,2 |
3604,6 |
|
6) |
Новое жилищное строительство, всего |
тыс.м2об. пл. |
- |
923,5 |
1325,7 |
в том числе: |
|||||
малоэтажный |
тыс.м2 об.пл |
- |
376,4 |
628,0 |
|
из них: |
|||||
усадебной (коттеджного типа) с земельным участком при доме |
тыс.м2 об.пл |
- |
77,9 |
130,8 |
|
блокированный с земельным участком |
тыс.м2 об.пл |
- |
58,5 |
98,1 |
|
1-3 этажный без земельного участка |
тыс.м2 об.пл |
- |
240,0 |
402,5 |
|
Среднеэтажный (4-5 этажный) многоквартирный |
тыс.м2 об.пл |
- |
359,6 |
459,3 |
|
Многоэтажный многоквартирный |
тыс.м2 об.пл |
- |
187,5 |
238,4 |
|
7) |
Ввод общей площади нового жилищного фонда в среднем за год |
тыс.кв.м |
- |
40-50 |
70-75 |
8) |
Средняя обеспеченность населения общей площадью квартир |
м2/чел. |
16,6 |
23,0 |
23,0 |
4 |
Объекты социального и культурно-бытового обслуживания |
||||
1) |
Детские дошкольные учреждения, всего |
место |
4085 |
7778 |
20480 |
уровень обеспеченности |
% |
30 |
100 |
100 |
|
на 1000 жителей |
место |
23 |
70 |
70 |
|
новое строительство |
место |
- |
1938 |
16395 |
|
2) |
Общеобразовательные учреждения, всего |
мест |
19698 |
27085 |
40960 |
уровень обеспеченности |
% |
71 |
100 |
100 |
|
на 1000 чел. |
место |
114 |
160 |
160 |
|
новое строительство |
место |
- |
3877 |
21262 |
|
3) |
Больницы, всего |
коек |
830 |
1030 |
2242 |
4) |
Поликлиники, всего |
посещ. в смену |
2079 |
3079 |
3079 |
5) |
Физкультурно-спортивные сооружения – всего |
га |
1716,0 |
13671,0 |
20480,0 |
6) |
Зрелищно-культурные учреждения (театры, клубы, кинотеатры, музеи, выставочные залы и т.п.), всего |
м2 |
12504,0 |
12504,0 |
15360,0 |
7) |
Предприятия торговли, всего |
м2 торг.пл. |
1427,55 |
54684,0 |
71680,0 |
8) |
Предприятия общественного питания, всего |
пос. место |
12400 |
12400 |
13000 |
9) |
Предприятия бытового обслуживания, всего |
рабочих мест |
850 |
1757 |
2304 |
10) |
Пожарное депо |
кол-во п.депо/ 8 выездов |
2 |
12 |
15 |
5 |
Транспортное обеспечение |
||||
1) |
Протяженность линий пассажирского общ. транспорта, всего |
км |
6779,0 |
6779,0 |
7795,0 |
в том числе: |
|||||
электрифицированная ж/дорога |
км двойного пути |
8 |
8 |
18 |
|
трамвай |
км двойного пути |
48,1(1 п) |
0 |
0 |
|
троллейбус |
км двойного пути |
- |
- |
18 |
|
2) |
Протяженность магистральных улиц и дорог, всего |
км |
445,0 |
454,5 |
698,0 |
3) |
Плотность улично-дорожной сети |
км/км2 |
- |
2,2 |
2,4 |
6 |
Инженерное оборудование |
||||
1) |
Водоснабжение: |
||||
Суммарное потребление, всего |
тыс.м2/сут. |
188,42 |
215,9 |
260,0 |
|
в том числе: |
|||||
на хозяйственно-питьевые нужды |
тыс.м3/сут |
46,425 |
54,879 |
77,936 |
|
на производственные нужды |
тыс.м3/сут |
142,0 |
161,12 |
188,064 |
|
Используемые источники водоснабжения: |
|||||
Подземные водозаборы |
тыс.м3/сут |
43,44 |
49,10 |
49,10 |
|
Водозабор из поверхностных источников |
тыс.м3/сут |
144,985 |
160,90 |
210,9 |
|
Утвержденные запасы подземных вод (ГКЗ РК 215-03-4 от 14.03.2003 г. на 25 лет эксплуатации) |
тыс.м3/сут |
49,10 |
49,10 |
49,10 |
|
Водопотребление в среднем на 1 чел. в сутки |
л/сут. |
250 |
260 |
260 |
|
в том числе: |
|||||
на хозяйственно-питьевые нужды |
л/сут. |
200 |
210 |
210 |
|
Протяженность сетей |
км |
210,0 |
252,5 |
315,0 |
|
2) |
Канализация: |
||||
Общее поступление сточных вод, всего |
тыс.м3/сут. |
179,828 |
206,235 |
244,20 |
|
в том числе: |
|||||
бытовая канализация |
тыс.м3/сут. |
37,828 |
45,115 |
59,136 |
|
производственная канализация |
тыс.м3/сут. |
142,0 |
161,12 |
188,064 |
|
Производительность канализационных очистных сооружений |
тыс.м3/сут. |
179,828 |
206,235 |
247,20 |
|
Протяженность сетей |
км |
240,0 |
246,25 |
360,0 |
|
3) |
Электроснабжение |
||||
Суммарное потребление электроэнергии |
кВт.час/год |
162 450 000 |
179 550 000 |
216 000 000 |
|
в том числе: |
|||||
на коммунально-бытовые нужды |
64 980 000 |
71 820 000 |
86 400 000 |
||
на жилой фонд |
97 470 000 |
107 730 000 |
129 600 000 |
||
Электропотребление в среднем на 1 человека в год |
кВт.час/год |
- |
2571 |
2 571 |
|
в том числе на коммунально-бытовые нужды |
1030 |
1030 |
|||
Источники покрытия нагрузок, в т.ч. |
МВт |
60,1 |
66,5 |
80,0 |
|
ТЭЦ |
МВт |
30,1 |
36,0 |
40,0 |
|
Гидроэлектростанция |
МВт |
- |
- |
- |
|
Объединенная энергосеть |
МВт |
30,0 |
30,5 |
40,0 |
|
Протяженность сетей 10 кВ |
км |
200,0 |
400,0 |
600,0 |
|
4) |
Теплоснабжение |
||||
Мощность централизованных источников, всего |
МВт |
551,3 |
648,3 |
1016,0 |
|
в т.ч. ТЭЦ-2 |
МВт |
535,0 |
627,23 |
742,7 |
|
ТЭЦ-3 |
МВт |
- |
- |
244,2 |
|
Кар ГРЭС-1 |
МВт |
16,3 |
21,07 |
29,01 |
|
Потребление на отопление, всего |
МВт |
438,5 |
542,67 |
825,0 |
|
в т.ч.: на ком. - быт. нужды |
МВт |
438,5 |
542,67 |
825,0 |
|
Потребление горячее водоснабжение, всего |
МВт |
112,8 |
137,1 |
190,9 |
|
в т.ч.: на ком - быт. нужды |
МВт |
112,8 |
137,1 |
190,9 |
|
На производственные нужды |
МВт |
- |
- |
- |
|
Протяженность сетей |
км |
212,5 |
235,4 |
274,4 |
|
5) |
Связь |
||||
Охват населения телевизионным вещ. |
% населения |
100 |
100 |
100 |
|
Обеспеченность населения телефонной сетью общего пользования |
номеров на 100 семей |
100 |
100 |
100 |
|
7 |
Инженерная подготовка территории |
||||
1) |
Общая протяженность ливневой канализации |
км |
4,6 |
31,3 |
59,3 |
2) |
Площадь |
га |
450,0 |
450,0 |
450,0 |
3) |
Протяженность защитных сооружений |
км |
- |
- |
3,0 |
4) |
Берегоукрепление |
км |
- |
- |
3,0 |
8 |
Ритуальное обслуживание населения |
||||
1) |
Общее количество кладбищ |
га/ед. |
12/3 |
12/3 |
200/4 |
9 |
Охрана окружающей среды |
||||
1) |
Объем выбросов вредных веществ в атмосферный воздух |
тыс.т/год |
356 |
210 |
150 |
2) |
Рекультивация нарушенных территорий |
га |
2250,0 |
562,5 |
112,5 |
3) |
Население, проживающее в санитарно-защитных зонах |
тыс.жит. |
17,3 |
17,3 |
17,3 |
4) |
Санитарная очистка территории |
га |
29603,6 |
30003,6 |
43607,6 |
5) |
Объем бытовых отходов |
тыс.м3/год |
263,3 |
300,3 |
394,2 |
6) |
Мусороперерабатывающие заводы |
ед. |
- |
- |
1 |
7) |
Усовершенствованные свалки (полигоны) |
единиц/га |
1/11,2 |
1/11,2 |
1/20 |
8) |
Общая площадь свалок |
га |
9,6 |
9,6 |
0 |