Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О государственной молодежной политике в Республике Казахстан".
Премьер-Министр | |
Республики Казахстан | С. Ахметов |
Проект
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
О государственной молодежной политике в Республике Казахстан
Настоящий Закон определяет правовые основы формирования и реализации государственной молодежной политики в Республике Казахстан.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) молодежь – граждане Республики Казахстан от четырнадцати до двадцати девяти лет;
2) молодая семья – семья, в которой оба супруга не достигли возраста двадцати девяти лет, либо неполная семья, в которой ребенка (детей) воспитывает один из родителей, не достигший возраста двадцати девяти лет;
3) молодой специалист – гражданин Республики Казахстан, не достигший возраста двадцати девяти лет, завершивший обучение в организациях технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования и работающий не более трех лет по специальности, указанной в документе об образовании, и (или) родственной специальности со дня окончания им указанных организаций образования;
4) государственная молодежная политика – система социально-экономических, организационных и правовых мер, осуществляемых государством и направленных на развитие молодежи;
5) уполномоченный орган по вопросам молодежной политики (далее – уполномоченный орган) – центральный исполнительный орган, осуществляющий в пределах предоставленных полномочий координацию и реализацию государственной молодежной политики;
6) субъекты государственной молодежной политики – государственные органы, юридические лица и граждане, в том числе молодежь, деятельность которых направлена на создание благоприятных условий для воспитания, обучения и развития молодежи;
7) Национальный доклад "Молодежь Казахстана" – ежегодный доклад о ходе реализации государственной молодежной политики, формируемый на основе отчетов центральных государственных и местных исполнительных органов, результатов социологических исследований, статистических данных и содержащий рекомендации по дальнейшему совершенствованию государственной молодежной политики на центральном и местном уровне;
8) Республиканский форум – ежегодный форум уполномоченных представителей молодежи, избранных на региональных форумах и проводимый в целях формирования должного уровня взаимодействия между государственными органами и молодежью на общенациональном уровне;
9) Региональный форум – ежегодный форум уполномоченных представителей молодежи, проводимый в целях формирования должного уровня взаимодействия между государственными органами и молодежью на региональном уровне;
10) социальная инфраструктура для молодежи – система необходимых для реализации государственной молодежной политики объектов (зданий, строений, сооружений), а также государственных и иных организаций, осуществляющих деятельность по охране здоровья, образованию, воспитанию, социальному обслуживанию, физическому, духовному и нравственному развитию молодых граждан, обеспечению их занятости и удовлетворению их общественных потребностей;
11) добровольческая деятельность – форма добровольного участия молодежи в оказании социально значимых услуг, не имеющая целью извлечение материальной и иной выгоды, способствующая личностному росту и развитию граждан;
12) государственная премия "Дарын" – премия Правительства Республики Казахстан, направленная на поддержку талантливой и одаренной молодежи.
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в сфере государственной молодежной политики
1. Законодательство Республики Казахстан в сфере государственной молодежной политики основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Цель, задачи и принципы государственной молодежной политики
1. Целью государственной молодежной политики в Республике Казахстан является создание условий для полноценного духовного, культурного, образовательного, профессионального и физического развития молодежи, успешной социализации и направление ее потенциала на дальнейшее развитие страны.
2. Задачами государственной молодежной политики в Республике Казахстан являются:
1) обеспечение доступного и качественного образования;
2) формирование здорового образа жизни;
3) повышение правовой культуры у молодежи;
4) создание условий для трудоустройства молодежи;
5) развитие системы доступного жилья для молодежи и молодых семей;
6) защита прав и законных интересов молодежи;
7) раскрытие научного и творческого потенциала молодежи;
8) научно-исследовательское обеспечение государственной молодежной политики и совершенствование ее нормативно-правовой базы;
9) развитие международных связей и молодежного предпринимательства.
3. Государственная молодежная политика Республики Казахстан основывается на принципах:
1) казахстанского патриотизма;
2) приоритета исторических, культурных, нравственных и духовных ценностей;
3) гражданственности, ответственности, трудолюбия;
4) толерантности, межэтнического и межконфессионального согласия;
5) преемственности поколений, заключаемой в заботе о младших, уважении к старшему поколению;
6) приоритета семейных ценностей;
7) законности и равенства прав молодежи на государственную поддержку;
8) сохранения и защиты физического здоровья молодежи;
9) повсеместного вовлечения молодежных организаций к реализации программ, направленных на развитие молодежи;
10) научного, комплексного и последовательного подхода в формировании и реализации государственной молодежной политики;
11) межведомственного взаимодействия и вовлечения ресурсов всех заинтересованных сторон.
Глава 2. Основные направления государственной
молодежной политики в Республике Казахстан
Статья 4. Основные направления государственной молодежной политики в Республике Казахстан
1. Основными направлениями государственной молодежной политики в Республике Казахстан являются меры государственной поддержки в следующих сферах:
1) образования и науки;
2) здравоохранения, физической культуры и спорта;
3) труда, занятости и социального обеспечения молодежи и молодых семей;
4) культуры и информации, межконфессионального согласия и формирования межэтнической толерантности;
5) укрепления чувства казахстанского патриотизма и формирования активной гражданской позиции;
6) формирования экологической культуры, повышения правовой культуры среди молодежи;
7) развития международного сотрудничества, молодежного предпринимательства и талантливой молодежи.
2. Реализация основных направлений государственной молодежной политики осуществляется в пределах компетенции государственных органов.
Статья 5. Государственная поддержка в сфере образования и науки
Государственная поддержка в сфере образования и науки осуществляется посредством:
1) обеспечения получения молодежью бесплатного основного среднего и общего среднего образования;
2) обеспечения получения молодежью на конкурсной основе в соответствии с государственным образовательным заказом бесплатного послесреднего, технического и профессионального, высшего и послевузовского образования в установленном законодательством Республики Казахстан порядке;
3) создания условий для получения молодежью послевузовского образования и прохождения стажировки за рубежом в установленном законодательством Республики Казахстан порядке.
Статья 6. Государственная поддержка в сфере здравоохранения, физической культуры и спорта
Государственная поддержка в сфере здравоохранения, физической культуры и спорта осуществляется посредством:
1) обеспечения гарантированного объема бесплатной медицинской помощи в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
2) содействия и создания условий для профилактики заболеваний, формирования здорового образа жизни молодежи, в том числе профилактики табакокурения, наркомании и алкоголизма;
3) ведения разъяснительной работы по пропаганде здорового образа жизни молодежи;
4) поддержки репродуктивного здоровья молодого поколения;
5) создания необходимых условий для занятия молодежи физической культурой и спортом;
6) развития сети спортивных детско-юношеских, подростковых клубов, школьных и студенческих лиг;
7) увеличения количества и укрепления детско-юношеских спортивных школ всех видов и типов, детских и молодежных оздоровительных лагерей, специализированных групп и школ для молодежи с ограниченными возможностями, врачебно-физкультурных диспансеров, укрепления их материально-технической базы;
8) интеграции молодежных спортивных организаций в международное спортивное сообщество, развития их международного сотрудничества, способствующих росту спортивного движения в Республике Казахстан среди молодежи;
9) проведения физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий для молодежи, в том числе молодежных и студенческих спартакиад.
Статья 7. Государственная поддержка в сфере труда, занятости, социального обеспечения молодежи и молодых семей
Государственная поддержка в сфере труда, занятости, социального обеспечения молодежи и молодых семей осуществляется посредством:
1) гарантирования прав и социальной защиты молодых специалистов, молодежи и молодых семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
2) оказания содействия в профессиональной ориентации и трудоустройстве (занятости) молодежи, в том числе организации переобучения и повышения квалификации по новым специальностям с учетом потребностей рынка труда;
3) прохождения производственной, научно-исследовательской, профессиональной практики на базе промышленных предприятий, научных институтов;
4) информирования о наличии вакансий (свободных рабочих мест), возможности получения профессии через единый информационный портал "Молодежная биржа труда", функционирующий через уполномоченный орган в сфере труда и социальной защиты, содержащий информацию о вакантных местах;
5) предоставления жилья в рамках программ жилищного строительства;
6) создания условий молодым специалистам, прибывшим для работы и проживания в сельские населенные пункты;
7) предоставления для обучающихся из числа молодежи академического отпуска на основании рождения, усыновления или удочерения ребенка продолжительностью до трех лет, в установленных законодательством Республики Казахстан случаях;
8) развития системы организации летнего отдыха и оздоровления молодежи;
9) организации молодежной практики в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан;
10) предоставления молодой семье в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан, жилого помещения комнатного типа в общежитии организации образования на период обучения в высших учебных заведениях.
Статья 8. Государственная поддержка молодежи в сфере культуры и информации, межконфессионального согласия и формирования межэтнической толерантности
Государственная поддержка в сфере культуры и информации, межконфессионального согласия и формирования межэтнической толерантности осуществляется посредством:
1) создания условий для эстетического воспитания молодежи путем приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
2) обеспечения свободного доступа к культурным ценностям;
3) содействия в организации и проведении мероприятий, пропагандирующих культурное наследие народа Казахстана;
4) обеспечения функционирования специализированных интернет-порталов, рубрик для поддержки молодежных инициатив;
5) проведения государственной информационной политики в сфере государственной молодежной политики через средства массовой информации в рамках государственного информационного заказа;
6) воспитания у молодежи взаимной терпимости и уважения, вне зависимости от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений;
7) создания условий для развития и активного использования государственного языка во всех сферах жизнедеятельности, не ущемляя применения языков всех этносов Казахстана.
Статья 9. Государственная поддержка в сфере укрепления чувства казахстанского патриотизма и формирования активной гражданской позиции
Государственная поддержка в сфере укрепления чувства казахстанского патриотизма и формирования активной гражданской позиции осуществляется посредством:
1) воспитания чувства казахстанского патриотизма на основе национальной культуры, традиций и ценностей, формирования достойного имиджа казахстанской молодежи за рубежом;
2) принятия мер по укреплению всеказахстанской идентичности и национального единства;
3) формирования в сознании и чувствах молодежи уважения к историческому прошлому, культурному наследию и традициям народа Казахстана;
4) формирования общности целей государства и молодежи посредством вовлечения молодежи в процесс принятия государственных решений и участия в общественно-политической деятельности, в деятельности органов государственного управления и местного самоуправления;
5) формирования у молодежи чувства социальной ответственности за себя, своих близких, свою семью и продвижения ценностей традиционной семьи;
6) формирования у молодежи ценностей добровольческой деятельности;
7) формирования у молодежи уважительного отношения к проявлению личного героизма, воинской доблести при исполнении служебных обязанностей, в защиту интересов общества и государства.
Статья 10. Государственная поддержка в сфере формирования экологической культуры, повышения правовой культуры среди молодежи
Государственная поддержка в сфере формирования экологической культуры, повышения правовой культуры среди молодежи осуществляется посредством:
1) создания условий по формированию у молодежи экологической культуры, бережного отношения к невозобновляемым природным ресурсам и окружающей среде;
2) проведения информационно-разъяснительных работ, направленных на предотвращение и снижение уровня загрязнения окружающей среды;
3) формирования у молодежи уважения к законам Республики Казахстан, повышения уровня правового образования и правовой культуры;
4) обеспечения доступности правовой информации, эффективного функционирования информационно-справочных систем;
5) создания условий по снижению уровня правонарушений в молодежной среде.
Статья 11. Государственная поддержка в сфере развития международного сотрудничества, молодежного предпринимательства и талантливой молодежи
Государственная поддержка в сфере развития международного сотрудничества, молодежного предпринимательства и талантливой молодежи осуществляется посредством:
1) развития молодежных связей в рамках международных гуманитарных, образовательных, научно-технических программ;
2) создания позитивного имиджа казахстанской молодежи на международной арене и ее интеграции в международное молодежное движение;
3) расширения казахстанского представительства в международных молодежных организациях и проектах, обеспечения участия казахстанской молодежи в международных мероприятиях;
4) расширения связей молодежи Республики Казахстан с представителями молодежи казахских диаспор за рубежом;
5) организации предпринимательской деятельности молодежи в рамках центров поддержки частного предпринимательства, бизнес-инкубаторов, технологических парков, индустриальных зон и других объектов инфраструктуры частного предпринимательства;
6) установления упрощенного порядка государственной регистрации и ликвидации субъектов малого предпринимательства;
7) расширения программ кредитования малого предпринимательства;
8) привлечения инвестиций для поддержки и развития малого предпринимательства;
9) обучения молодежи основам предпринимательской деятельности, развития сотрудничества между учебными заведениями и работодателями на договорной основе;
10) популяризации профессиональных достижений талантливой молодежи и молодых ученых;
11) содействия в создании творческих мастерских, школ и объединений выдающихся деятелей науки, культуры и искусства из числа молодежи;
12) создания необходимых условий для молодых ученых и практического внедрения их разработок, развития творческих, интеллектуальных и инновационных способностей талантливой и одаренной молодежи;
13) обеспечения выделения государственных научных стипендий для талантливой молодежи, активно участвующей в проведении исследований по решению научных проблем и получившей признание научной общественности.
Статья 12. Права и обязанности молодежи
1. Молодежь имеет право на государственную поддержку по основным направлениям государственной молодежной политики в соответствии с законодательством Республики Казахстан, в том числе:
1) на бесплатное медицинское обслуживание в государственных медицинских учреждениях в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
2) на содействие в поддержке репродуктивного здоровья;
3) на бесплатное основное среднее, общее среднее образование в организациях образования, а также на техническое и профессиональное, послесреднее, высшее и послевузовское образование на основе государственного образовательного заказа в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
4) на получение ежемесячной государственной стипендии для обучающихся в организациях образования по государственному образовательному гранту в размере и порядках, устанавливаемых законодательством Республики Казахстан;
5) на льготный проезд на общественном транспорте (кроме такси) для обучающихся и воспитанников организаций образования очной формы обучения по решению местных представительных органов;
6) на льготный проезд в период зимних и летних каникул на междугородном железнодорожном и автомобильном транспорте (кроме такси) для обучающихся на основе государственного образовательного заказа в организациях образования послесреднего, высшего образования из числа молодежи;
7) на посещение государственных спортивно-оздоровительных и культурно-просветительских организаций на льготных условиях по решению местных представительных органов;
8) на получение социальных услуг в виде консультаций по правовым, психологическим, педагогическим вопросам, а также вопросам семейного и полового воспитания, услуг по реабилитации инвалидов, уволенных с воинской службы военнослужащих, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, вернувшихся из специальных организаций образования и организаций образования с особым режимом содержания, лиц, прошедших лечение от наркомании, токсикомании, алкоголизма, лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека и больных СПИДом;
9) на осуществление добровольческой деятельности;
10) на вступление в общественные объединения физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности;
11) на занятие физической культурой и спортом, в том числе в качестве профессиональной деятельности;
12) иные права в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
2. Молодежь обязана:
1) соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц;
2) уважать государственные символы Республики Казахстан, историю, традиции, культуру и духовные ценности народа Республики Казахстан;
3) охранять природу и бережно относиться к природным богатствам;
4) заботиться о нетрудоспособных родителях;
5) принимать меры к сохранению и укреплению своего здоровья.
Глава 3. Компетенция государственных органов в сфере
государственной молодежной политики
Статья 13. Компетенция Правительства Республики Казахстан
Правительство Республики Казахстан:
1) разрабатывает основные направления государственной молодежной политики и организует ее осуществление;
2) обеспечивает формирование, реализацию и координацию государственной молодежной политики в соответствии с основными направлениями государственной молодежной политики;
3) ежегодно в срок до 20 декабря вносит Президенту Республики Казахстан Национальный доклад "Молодежь Казахстана";
4) утверждает положение о Республиканском форуме молодежи и Типовое положение о Региональном форуме молодежи;
5) утверждает порядок присуждения и размер денежного вознаграждения, а также определяет номинации по присуждению Государственной молодежной премии "Дарын";
6) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией Республики Казахстан, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
Статья 14. Компетенция уполномоченного органа
Уполномоченный орган в пределах своей компетенции:
1) осуществляет мониторинг и координацию деятельности центральных и местных исполнительных органов в целях реализации государственной молодежной политики Республики Казахстан по основным направлениям;
2) оказывает методическое руководство центральных и местных исполнительных органов в сфере государственной молодежной политики;
3) обеспечивает деятельность Совета по молодежной политике при Президенте Республики Казахстан, вносит предложения в план его работы и персональный состав;
4) обеспечивает анализ отчетов в сфере государственной молодежной политики, подготовленных центральными и местными исполнительными государственными органами;
5) разрабатывает Национальный доклад "Молодежь Казахстана" и публикует в печатных изданиях;
6) осуществляет информационное, методическое и научное обеспечение государственной молодежной политики;
7) формирует и содействует развитию молодежной добровольческой деятельности;
8) разрабатывает положение о Республиканском форуме молодежи и Типовое положение о Региональном форуме молодежи, обеспечивает проведение Республиканского форума молодежи;
9) утверждает Типовое положение о Региональном молодежном ресурсном центре;
10) осуществляет развитие международного сотрудничества в сфере государственной молодежной политики;
11) осуществляет организационное обеспечение деятельности комиссии по присуждению Государственной молодежной премии "Дарын";
12) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и иными нормативными правовыми актами.
Статья 15. Компетенция центральных государственных органов
Центральные государственные органы в пределах своей компетенции:
1) реализуют государственную молодежную политику Республики Казахстан по основным направлениям государственной молодежной политики;
2) оказывают поддержку молодежным инициативам, в том числе через размещение государственного социального заказа для реализации социально значимых проектов;
3) обеспечивают участие представителей молодежных организаций в составе консультативно-совещательных органов по взаимодействию с институтами гражданского общества;
4) обеспечивают доступ к информации, информирование молодежи о ходе реализации государственной молодежной политики;
5) содействуют развитию добровольческой деятельности;
6) представляют в уполномоченный орган отчет в сфере государственной молодежной политики для включения в Национальный доклад "Молодежь Казахстана";
7) осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и иными нормативными правовыми актами.
Статья 16. Компетенция местных представительных и исполнительных органов
1. Местный представительный орган области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения), в пределах своей компетенции:
1) заслушивает отчеты руководителей местных исполнительных органов и организаций о ходе реализации государственной молодежной политики;
2) принимает участие в деятельности Совета по делам молодежи при акимах всех уровней;
3) не менее одного раза в год проводит публичные слушания по вопросам реализации государственной молодежной политики;
4) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и иными нормативными правовыми актами.
2. Местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения), района в городе, города районного значения, поселка, села, сельского округа в пределах своей компетенции:
1) реализует основные направления государственной молодежной политики в регионе;
2) координирует деятельность и проводит мониторинг деятельности областных, городских, районных исполнительных органов по реализации государственной молодежной политики;
3) обеспечивает проведение мониторинга и оценки потребностей молодежи для выявления и решения актуальных проблем, повышения эффективности реализации государственной молодежной политики, путем проведения исследований и социологических опросов, в том числе в рамках государственного социального заказа;
4) создает и обеспечивает деятельность консультативно-совещательного органа по вопросам государственной молодежной политики;
5) осуществляет формирование и реализацию государственного социального заказа для поддержки социально значимых инициатив и проектов молодежных организаций в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
6) обеспечивает реализацию политики занятости и трудоустройства молодежи, организует мониторинг рынка труда и практики трудоустройства молодых специалистов;
7) содействует развитию добровольческой деятельности и созданию Комитетов по делам молодежи в организациях технического и профессионального, высшего образования;
8) обеспечивает и координирует деятельность Регионального молодежного ресурсного центра, молодежного центра здоровья;
9) проводит учет специфики молодежной рабочей силы при осуществлении государственной молодежной политики в сфере занятости, в том числе интересов наименее защищенных групп молодежи при определении мер социальной поддержки в период временной незанятости;
10) представляет в уполномоченный орган ежегодный отчет в сфере государственной молодежной политики для включения в Национальный доклад "Молодежь Казахстана";
11) вносит отчет в сфере государственной молодежной политики на обсуждение Регионального форума молодежи и обеспечивает ежегодное проведение Регионального форума молодежи;
12) содействует развитию сети молодежных и детско-юношеских организаций, а также деятельности клубов по интересам молодежи;
13) создает условия для занятости квалифицированных молодых специалистов и привлечения их в регионы;
14) принимает меры по воспитанию казахстанского патриотизма, работе с допризывной молодежью, пропаганде ценностей семьи, национальной культуры и традиций, обеспечению толерантности, межнационального согласия, профилактике экстремизма и терроризма среди молодежи;
15) принимает меры по развитию массового спорта и формированию здорового образа жизни, профилактике алкоголизма, табакокурения;
16) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и иными нормативными правовыми актами.
Глава 4. Формирование, реализация государственной
молодежной политики
Статья 17. Субъекты государственной молодежной политики
К субъектам государственной молодежной политики относятся:
1) молодежь;
2) государственные органы;
3) органы местного самоуправления;
4) молодежные и детско-юношеские организации;
5) общественные объединения и ассоциации;
6) предприятия и организации всех видов собственности;
7) Совет по делам молодежи при акимах всех уровней;
8) клубы по интересам молодежи;
9) Комитет по делам молодежи в организациях технического и профессионального, высшего образования;
10) Научно-исследовательский центр "Молодежь".
Статья 18. Совет по делам молодежи при акимах всех уровней
1. Совет по делам молодежи при акимах всех уровней – консультативно-совещательный орган, возглавляемый акимом соответствующего уровня, осуществляющий свою деятельность в целях реализации государственной молодежной политики и повышению эффективности межведомственного взаимодействия.
2. Совет по делам молодежи при акимах всех уровней в пределах своей компетенции может принимать обращения к молодежи, вырабатывать рекомендации о формировании и реализации государственной молодежной политики Республики Казахстан.
Статья 19. Научно-исследовательский центр "Молодежь"
1. В целях научно-исследовательского обеспечения в сфере реализации государственной молодежной политики на системной основе и с использованием инновационных научных подходов по решению Правительства Республики Казахстан создается Научно-исследовательский центр "Молодежь".
2. В компетенцию Научно-исследовательского центра "Молодежь" входят:
1) проведение различных исследований среди молодежи;
2) участие в разработке научно-исследовательских проектов и программ в сфере государственной молодежной политики;
3) разработка предложений и рекомендаций для улучшения положения молодежи, эффективной нормативно правовой базы государственной молодежной политики.
3. Научно-исследовательский центр "Молодежь" имеет право:
1) запрашивать и получать от государственных органов, субъектов молодежи информацию, необходимую для осуществления функций и выполнения возложенных на него задач;
2) взаимодействовать в установленном порядке с зарубежными научными организациями;
3) проводить мероприятия по вопросам научного и научно-исследовательского развития;
4) осуществлять издательскую деятельность.
4. Финансирование деятельности Научно-исследовательского центра "Молодежь" производится из государственного бюджета.
Статья 20. Комитет по делам молодежи в организациях технического и профессионального, высшего образования
Комитет по делам молодежи в организациях технического и профессионального, высшего образования – консультативно-совещательный орган, деятельность которого направлена на консолидацию студенческого общественного движения, наиболее полного использования его потенциала в социально-экономических преобразованиях общества, развитие связей с международными, республиканскими, местными и другими студенческими организациями.
Статья 21. Клубы по интересам молодежи
Клубы по интересам молодежи создаются представителями молодежи без образования юридического лица в виде дворовых, творческих, интеллектуальных клубов для выражения и удовлетворения интересов молодежи, проведения культурно-развлекательных, познавательных, физкультурно-оздоровительных мероприятий на региональном (районном, городском, сельском) уровне, не противоречащих законодательству Республики Казахстан.
Статья 22. Организации в сфере работы с молодежью
1. Организация, осуществляющая работу с молодежью – некоммерческая организация, зарегистрированная в установленном законодательством Республики Казахстан порядке, обеспечивающая досуг и оздоровление молодежи, ее социальную и психологическую поддержку, гражданское становление, оказывающая услуги по дополнительному образованию и профессиональной подготовке, вовлечению молодежи в общественно-полезную деятельность.
2. Виды организаций в сфере работы с молодежью:
1) молодежный ресурсный центр;
2) социальные службы для молодежи.
3. Молодежный ресурсный центр – государственное учреждение, созданное местным исполнительным органом для содействия социальной адаптации и реабилитации молодежи на локальном уровне, оказания молодежи психологических, образовательных, профилактических, информационных, консультационных, методологических и правовых услуг.
Основными направлениями деятельности молодежных ресурсных центров являются:
1) социальная помощь лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
2) оказание психологических, образовательных, профилактических, консультационных, правовых услуг для молодежи;
3) социальная помощь молодым семьям;
4) правовая защита молодежи в трудовых и учебных коллективах;
5) социальная помощь несовершеннолетним лицам с девиантным поведением, безнадзорным и беспризорным несовершеннолетним гражданам;
6) правовая пропаганда, информирование молодежи о возможности реализации ее прав в сферах трудоустройства, образования и профессиональной подготовки, досуга, туризма и спорта;
7) организация содержательного досуга молодежи по месту жительства, в том числе открытие и поддержка подростковых и молодежных дворовых клубов;
8) оказание содействия трудоустройству и занятости молодежи;
9) поддержка и развитие предпринимательской деятельности молодежи;
10) содействие развитию форм молодежного самоуправления.
Социальные услуги, оказываемые молодежными ресурсными центрами для молодежи, в рамках деятельности, финансируемой за счет средств государственного бюджета, предоставляются бесплатно.
4. Социальные службы для молодежи – некоммерческие организации, созданные в форме частного, общественного или корпоративного фонда, а также общественного объединения, которые осуществляют мероприятия в рамках государственного социального заказа в соответствии с законодательством Республики Казахстан, предоставляющие различные услуги и помощь молодежи, попавшей в трудную жизненную ситуацию (ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность: инвалидность, болезнь, сиротство, малообеспеченность, безработица, одиночество и т.д., которую человек не может преодолеть самостоятельно).
Основными направлениями деятельности социальных служб являются:
1) оказание помощи молодым людям с ограниченными возможностями, из социально уязвимых слоев населения, с девиантным поведением, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
2) оказание психолого-педагогической, юридической помощи, консультирование несовершеннолетних и других молодых граждан;
3) профилактика противоправных действий молодежи;
4) социальное восстановление (реабилитация) лиц из числа молодежи, освобожденных из мест лишения свободы, а также вернувшихся из специальных организаций образования и организаций образования с особым режимом содержания, лиц, прошедших лечение от наркомании, токсикомании, алкоголизма, лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, и больных СПИДом.
Статья 23. Молодежные организации
Молодежная организация – общественное объединение, основной целью которой является содействие в решении социальных, культурных, образовательных потребностей молодежи, созданная в форме ассоциации (союза) юридических лиц, частного, общественного или корпоративного фонда, а также общественного объединения, членами (участниками) которого являются не менее семидесяти пяти процентов представители молодежи.
Статья 24. Детско-юношеские организации
Детско-юношеские организации – общественные объединения, основной целью которых является всестороннее развитие молодежи, не достигшей восемнадцати лет, консолидация усилий заинтересованных сторон по развитию потенциала подрастающего поколения, формированию личности с высоким чувством патриотизма и гражданской ответственности.
Статья 25. Социальная инфраструктура для молодежи
1. Государственные органы в соответствии с законодательством Республики Казахстан обеспечивают создание и функционирование объектов социальной инфраструктуры для молодежи.
2. Порядок принятия государственными органами решений об изменении назначения, о ликвидации объектов социальной инфраструктуры для молодежи предусматривает мероприятия по оценке специально созданной экспертной комиссией соответствующего государственного органа или органов последствий принятия таких решений для обеспечения жизнедеятельности, образования и воспитания, физического, духовного и нравственного развития молодежи.
3. Молодежные организации могут получить в безвозмездное пользование здания, сооружения и иное, необходимое для осуществления их уставных целей имущество в порядке, установленном законодательными актами Республики Казахстан.
4. Порядок функционирования объектов социальной инфраструктуры для молодежи, находящихся в государственной собственности, меры их материальной и финансовой поддержки определяются законодательством Республики Казахстан.
Статья 26. Республиканский и Региональный форумы молодежи
1. Форум молодежи проводится и осуществляется на республиканском, областном, городском, районном уровнях.
2. Республиканский форум молодежи:
1) обеспечивает диалог и взаимодействие между центральными государственными органами и молодежными организациями;
2) обеспечивает обсуждение основных направлений и хода реализации государственной молодежной политики;
3) вносит предложения по совершенствованию государственной молодежной политики в Правительство Республики Казахстан.
3. На заседании Республиканского форума молодежи обсуждается Национальный доклад "Молодежь Казахстана", заслушиваются отчеты центральных и местных государственных органов и по итогам которых вносятся в Правительство Республики Казахстан рекомендации по формированию и реализации государственной молодежной политики.
4. Форум молодежи на областном, городском, районном уровнях:
1) обеспечивает диалог и взаимодействие между местными исполнительными органами и молодежными организациями;
2) обеспечивает обсуждение молодежью основных направлений государственной молодежной политики на областном, городском, районном уровнях;
3) на заседании форума молодежи обсуждается отчет в сфере государственной молодежной политики и по итогам вносятся рекомендации по формированию и реализации государственной молодежной политики на региональном уровне.
Статья 27. Финансовое обеспечение государственной молодежной политики
1. Государственная молодежная политика в Республике Казахстан финансируется за счет:
1) средств республиканского и местных бюджетов, в том числе по государственному социальному заказу;
2) добровольных имущественных взносов физических и юридических лиц и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан;
3) создания условий для реализации государственной молодежной политики с использованием механизмов государственно-частного партнерства.
Статья 28. Участие молодежи в формировании, реализации государственной молодежной политики в Республике Казахстан
1. Молодежь в целях самостоятельного решения социальных, культурных, образовательных и иных задач, направленных на защиту прав, законных интересов, удовлетворение потребностей, успешную социализацию, эффективное взаимодействие с центральными государственными органами, местными исполнительными органами, органами местного самоуправления, юридическими лицами вне зависимости от форм собственности, бизнес-структурами в формировании и реализации государственной молодежной политики, создает и участвует в деятельности:
1) молодежных и детско-юношеских организаций;
2) добровольческих организаций;
3) профессиональных союзов;
4) детско-юношеских, молодежных, студенческих спортивных лиг;
5) молодежных творческих союзов;
6) молодежных клубов по интересам.
2. Взаимодействие молодежи и молодежных организаций с центральными государственными органами, местными исполнительными органами, органами местного самоуправления, юридическими лицами вне зависимости от форм собственности, бизнес-структурами в целях непосредственного вовлечения в формирование и реализацию государственной молодежной политики осуществляется через участие ее представителей:
1 в форуме молодежи на республиканском, областном и городском (районном) уровнях;
2) в заседаниях местных представительных органов при заслушивании отчетов руководителей местных исполнительных органов и организаций о ходе реализации государственной молодежной политики;
3) в деятельности Совета по делам молодежи при акимах всех уровней;
4) в работе комитетов по делам молодежи организаций технического и профессионального, высшего образования.
3. Молодежь и молодежные организации в целях непосредственного участия в реализации государственной молодежной политики могут вносить предложения в планы деятельности, проекты нормативных правовых актов и программ по основным направлениям государственной молодежной политики и вносить их для рассмотрения:
1) в Совет по молодежной политике при Президенте Республики Казахстан;
2) в уполномоченный орган, центральные государственные органы, местные представительные и исполнительные органы, органы местного самоуправления;
3) комитеты по делам молодежи в организациях технического и профессионального, высшего образования.
4. Для решения социальных, культурных, образовательных и иных задач, направленных на защиту прав, законных интересов, удовлетворение потребностей, успешную социализацию, решение социальных проблем, молодежь может использовать социальные инфраструктуры для молодежи, получать помощь и услуги в социальных службах для молодежи.
5. Для обеспечения равного доступа к информации молодежь и молодежные организации могут запрашивать информацию от государственных органов по вопросам реализации государственной молодежной политики, использовать информационные ресурсы, созданные уполномоченным органом и местными исполнительными органами, содержащие информацию о реализации государственной молодежной политики, в том числе иметь доступ к Национальному докладу "Молодежь Казахстана", отчетам в сфере государственной молодежной политики.
Глава 5. Заключительные положения
Статья 29. Порядок введения в действие настоящего Закона
1. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования.
2. Признать утратившим силу Закон Республики Казахстан от 7 июля 2004 года "О государственной молодежной политике в Республике Казахстан" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2004 г., № 16, ст. 95; 2007 г., № 10, ст. 69; № 20, ст. 152; 2010 г., № 22, ст. 130; 2011 г., № 6, ст. 49; № 11, ст. 102; 2013 г., № 14, ст. 72, 75).
Президент |