Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить прилагаемый проект Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Организацией экономического сотрудничества и развития о проектах «Обзор системы здравоохранения Организации экономического сотрудничества и развития для Казахстана» и «Обзор национальных счетов здравоохранения Организации экономического сотрудничества и развития для Казахстана».
2. Уполномочить Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан Дуйсенову Тамару Босымбековну подписать от имени Правительства Республики Казахстан Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Организацией экономического сотрудничества и развития о проектах «Обзор системы здравоохранения Организации экономического сотрудничества и развития для Казахстана» и «Обзор национальных счетов здравоохранения Организации экономического сотрудничества и развития для Казахстана», разрешив вносить изменения и дополнения, не имеющие принципиального характера.
3. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
Одобрен
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 27 апреля 2015 года № 350
Проект
Соглашение между Правительством Республики Казахстан и
Организацией экономического сотрудничества и развития о
проектах «Обзор системы здравоохранения Организации
экономического сотрудничества и развития для Казахстана» и
«Обзор национальных счетов здравоохранения Организации
экономического сотрудничества и развития для Казахстана»
Правительство Республики Казахстан и Организация экономического сотрудничества и развития, именуемые далее по отдельности «Сторона» или вместе именуемые «Стороны»,
согласились о нижеследующем:
Статья 1. Предмет Соглашения
1. Организация экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) будет осуществлять проекты «Обзор системы здравоохранения ОЭСР для Казахстана» и «Обзор национальных счетов здравоохранения ОЭСР для Казахстана» (далее - проект), в качестве части Программы работ и бюджета (далее - ПРБ).
2. Правительство Республики Казахстан соглашается финансировать работу, которую ОЭСР будет проводить по отношению к проекту.
3. Длительность проекта составляет 24 месяца с даты подписания настоящего Соглашения.
Статья 2. Бюджетные и финансовые механизмы
1. Правительство Республики Казахстан обязуется предоставить ОЭСР взнос в размере 800 000 (восемьсот тысяч) евро на покрытие расходов, связанных с реализацией проекта.
2. Взнос будет выплачен в два этапа:
1) 80 % от взноса при подписании настоящего Соглашения и получении соответствующего счета на оплату от ОЭСР;
2) 20 % в конце проекта после получения соответствующего счета на оплату от ОЭСР.
3. ОЭСР будет администрировать взнос в соответствии со своим финансовым регламентом и другими применимыми правилами, процедурами и методиками, которые в настоящий момент предусматривают оплату возмещения административных затрат 5,3 % от общего вклада. Расход будет отражен на счетах ОЭСР согласно общепринятым принципам бухгалтерского учета и может проверяться во время аудита в соответствии со стандартными правилами аудита ОЭСР.
Статья 3. Описание работ и отчетности
1. ОЭСР выполняет проект согласно приложению к настоящему Соглашению.
2. В течение четырех месяцев после подписания настоящего Соглашения ОЭСР направит в Министерство здравоохранения и социального развития Республики Казахстан (далее - МЗСР) через Правительство Республики Казахстан вопросник по стационарной, первичной помощи и статистике здравоохранения.
3. В течение пяти-восьми месяцев после подписания настоящего Соглашения ОЭСР проведет в Казахстане «стартовый» семинар и недельную ознакомительную поездку (дата подписи от 5 до 8 месяцев). ОЭСР подготовит краткий документ по вопросам для обсуждения на презентации «стартового» семинара. По этому случаю ОЭСР обеспечит МЗСР обзором основных выводов и уроков политики, которые содержатся в обширных обзорах других стран, в особенности касательно политики больничного сектора. «Стартовый» семинар позволит обсудить дальнейшие направления проекта. Учебная поездка будет проводиться вплотную с семинаром.
4. Касательно проекта национальных счетов здравоохранения проекты докладов будут подготовлены и переданы в органы власти Казахстана (дата подписания + 9 месяцев).
5. Также касательно проекта национальных счетов здравоохранения, в течение двенадцати месяцев после подписания Соглашения проект отчета будет пересмотрен и выработан окончательный сводный доклад. ОЭСР и Правительство Республики Казахстан могут организовать мероприятие в Казахстане по презентации окончательного отчета.
6. В течение пятнадцати месяцев после подписания Соглашения ОЭСР предоставит МЗСР проект отчета, содержащего основные выводы и рекомендации по работе системы здравоохранения Казахстана со стратегическими рекомендациями для следующего этапа реформы, основанной на информации, собранной в ходе ознакомительной поездки.
«Отчетный» семинар по отчету рабочего проекта ОЭСР будет проводиться в Казахстане. Целью данного семинара будет обсуждение основных результатов проекта отчета и политических выводов с ключевыми казахстанскими экспертами из соответствующих министерств и других заинтересованных сторон. Это также будет возможностью для обсуждения достижений по первичной помощи и главам по статистике здравоохранения.
7. В течение двадцати четырех месяцев после подписания настоящего Соглашения проект отчета будет доработан и опубликован ОЭСР с учетом итогов обсуждения во время отчетного семинара и консультаций с казахстанскими уполномоченными органами. ОЭСР и Правительство Республики Казахстан могут организовать презентацию заключительного отчета в Республике Казахстан.
8. В течение шести месяцев после завершения проекта ОЭСР представит в Правительство Республики Казахстан заключительный отчет о расходах.
9. Правительство Республики Казахстан соглашается, что требования финансовой отчетности соблюдаются в отчете о затратах в соответствии с форматом отчетности ОЭСР.
Статья 4. Обмен информацией
Стороны предоставляют друг другу взаимную помощь и информацию, необходимую для осуществления проекта.
Любой обмен информацией между Сторонами адресуется:
1) для Правительства Республики Казахстан: Министерство здравоохранения и социального развития Республики Казахстан - 010000, г. Астана, район «Есиль», ул. Орынбор, 8, подъезды 5-6, тел.: +7(7172) 74-35-25, 74-36-30, email: minzdravsoc@mzsr.gov.kz;
2) для ОЭСР: Директорат ОЭСР по вопросам занятости, труда и социальных вопросов, Франческа Коломбо, ул. Андрэ-Паскаля 2, 75775 Париж, Франция.Cedex 16, электронная почта: Francesca.colombo@oecd.org; тел.: +33 1 45 24 93 60.
Статья 5. Использование результатов проекта
1. Результаты проекта в любой форме должны остаться единственной собственностью ОЭСР.
2. При соблюдении прав третьих сторон, а также правил и политик ОЭСР относительно классификации и исключения из классификации документов, если применимо, ОЭСР передает Правительству Республики Казахстан неисключительное, безотзывное право на использование, копирование и распространение бумажных копий заключительного отчета по проекту для любых государственных некоммерческих целей. Правительство Республики Казахстан также уполномочено размещать на своем веб-сайте и распространять как полностью «ДЛЯ ЧТЕНИЯ» (html 5) заключительный отчет.
3. Правительство Республики Казахстан обязано в случае необходимости всегда надлежащим образом подтверждать авторское право ОЭСР.
4. ОЭСР сохраняет за собой право первой публикации окончательного отчета, независимо от языка и формы такой публикации.
5. Заключительный отчет будет включать признание о вкладе Правительства Республики Казахстан в проект, и государственный символ Правительства Республики Казахстан, который размещается на оборотной стороне обложки публикации или внутри публикации рядом с указанным выше признанием.
6. Любые данные или информация, которые являются собственностью Правительства Республики Казахстан, предоставленные ОЭСР в ходе проекта, остаются собственностью Правительства Республики Казахстан. ОЭСР имеет право использовать и (или) включать указанные данные и информацию в целях подготовки своего отчета и в более общем плане для реализации проекта.
Статья 6. Разрешение споров
Любой спор, разногласие или претензия, возникающие из или в отношении толкования, применения или выполнения данного Соглашения, включая существование, действие или расторжение, которые не могут быть разрешены мирным путем, разрешаются окончательным и обязательным арбитражем в соответствии с правилами арбитражного суда для международных организаций и государств постоянной палаты третейского суда, действительных на дату заключения данного Соглашения. Количество судей - один. Судья выбирается путем договоренности между Сторонами. Если такая договоренность не достигнута в течение трех месяцев после требования арбитража, судья назначается в соответствии с указанными выше правилами по требованию одной из Сторон. Арбитражный суд проходит в Париже, Франция, все производство и подаваемые объяснения должны быть на английском языке.
Статья 7. Привилегии и иммунитеты
Ничто в настоящем Соглашении не должно толковаться как отказ от иммунитетов и привилегий ОЭСР как международной организации.
Статья 8. Изменения и дополнения
По взаимному согласию Сторон в настоящее Соглашение могут быть внесены изменения и дополнения, являющиеся его неотъемлемой частью и оформляемые отдельными протоколами.
Статья 9. Вступление в силу
Настоящее Соглашение вступает в силу с момента его подписания обеими Сторонами и получения финансового взноса Комитетом по бюджету ОЭСР от Правительства Республики Казахстан. Оно будет оставаться в полной силе и действии, пока обе стороны не выполнят все обязательства, вытекающие из него.
Совершено в двух подлинных экземплярах, каждый на казахском, русском и английском языках. В случае расхождений между казахским, русским и английским текстами, текст на английском языке является превалирующим.
От Правительства Республики Казахстан |
От Организации экономического сотрудничества и развития |
Г-жа Тамара Дуйсенова Министр здравоохранения и социального развития Республики Казахстан |
Г-н Стефано Скарпетта Директор Директората ОЭСР по вопросам занятости, трудовых и социальных вопросов |
дата |
дата |
Г-н Энтони Дж. Роттье Исполнительный директор |
|
дата |
Приложение
Проект ОЭСР по системе здравоохранения для Казахстана
Проект системы здравоохранения с Казахстаном включает в себя два обзора: 1) Обзор системы здравоохранения, в котором будут рассмотрены стратегии и выработаны рекомендации по повышению эффективности системы, которая включает стационарный компонент и компонент первичной медико-санитарной помощи; 2) Обзор национальных счетов здравоохранения. Этот документ содержит техническое задание для проекта ОЭСР по системе здравоохранения для Казахстана, разбитый на два проекта, указанных выше.
1. Обзор системы здравоохранения для Казахстана
Справочная информация
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Казахстан (далее - МЗСР) выразило заинтересованность в проведении обзора ОЭСР системы здравоохранения Казахстана, акцентируя внимание на реформах стационарной и первичной медико-санитарной помощи. Основной целью этого проекта является оценка эффективности системы здравоохранения Казахстана в отношении потребностей населения в медицинской помощи и выработка рекомендаций по улучшению доступа, эффективности, результативности и устойчивого развития системы здравоохранения.
Проект будет основываться на обширной работе, проделанной ОЭСР за последнее десятилетие в области оценки эффективности системы здравоохранения. Проект будет проводиться ОЭСР, основываясь на работе и опыте Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан в этих областях в процессе консультаций.
Проект начнется через три месяца с момента подписания Соглашения и будет завершен в течение 24 месяцев с момента подписания с изданием окончательного отчета. Он будет включать существенный обмен информацией через первоначальный «стартовый» семинар и ознакомительную поездку, запланированные на 5-8 месяц после подписания Соглашения, второй семинар спустя год после представления результатов итогового отчета. Общая сумма расходов этого проекта для ОЭСР оценивается в 600 000 .
Создание эффективной, доступной и высококвалифицированной системы здравоохранения Казахстана является приоритетным направлением политики для Казахстана
С момента обретения независимости Казахстан предпринял ряд амбициозных реформ в секторе здравоохранения, сосредоточенных на расширении доступа к медицинской помощи (в частности, в Северном Казахстане и других сельских районах), повысив уровень финансовой защиты от чрезмерно распространенного способа оплаты медицинских услуг за счет расходов пациента и уменьшив исторически сложившуюся зависимость системы от специализированной медицинской помощи в стационаре. Количество пациентов и дней пребывания в стационаре сократилось на 30 % в период с 2005 по 2012 годы, а средняя продолжительность жизни равна более чем 70 лет, в настоящее время близка к среднему европейскому уровню, благодаря таким реформам, как Государственная программа реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005 — 2010 годы, Кодекс Республики Казахстан о здоровье народа и системе здравоохранения (2009 год) и Концепция Единой национальной системы здравоохранения Республики Казахстан (2009 год), был достигнут значительный прогресс в этих областях. Делегирование ответственности за финансирование и предоставление медицинских услуг областям (регионам) стало особенно важным шагом в создании системы, более чутко реагирующей на потребности людей.
Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» (2011 — 2015 годы) отражает дальнейшую эволюцию системы здравоохранения, характерными чертами которой являются эффективность, доступность и качество, с особым акцентом на переход из стационарного сектора в первичную медико-санитарную помощь. Тем не менее, серьезные вопросы все еще имеются. Хотя число больничных коек и продолжительность пребывания в стационаре были сокращены за последние годы, плотность больничных коек в Казахстане по-прежнему значительно выше, чем средний показатель ОЭСР и значительно отличается в разрезе областей. Расходы на оплату медицинских услуг за счет пациента все еще остаются высокими (выше 30 % от общего объема национальных расходов на здравоохранение), что говорит о низкой доступности и качестве в финансируемой государством системе здравоохранения и исключении некоторых людей из группы пациентов, использующих услуги здравоохранения. Растущее бремя неинфекционных болезней, относительно низкая продолжительность жизни и показатели выживаемости после постановки диагноза рака и других заболеваний также сигнализируют о необходимости дальнейшего совершенствования качества медицинской помощи.
Что может предложить ОЭСР?
ОЭСР является мировым лидером по международной оценке и сравнению эффективности системы здравоохранения, с большим опытом работы по выработке стратегических рекомендаций по укреплению системы здравоохранения
ОЭСР имеет уникальный опыт в оказании помощи странам в достижении эффективной работы систем здравоохранения путем оценки показателей здоровья и использования ресурсов системы здравоохранения, а также анализа стратегий, которые способствуют повышению доступа, эффективности и качества медицинской помощи. Наши приоритетные направления работы включают в себя оценку показателей эффективности системы здравоохранения и качества медицинской помощи, анализ финансирования системы здравоохранения и достижения эффективности расходования средств, планирование и развитие профессиональных ресурсов здравоохранения, а также выработку рекомендаций по экономической стратегии по финансовой и социальной политике для более эффективного предотвращения хронических заболеваний. Эти области экспертных направлений работы могут быть сплетены и адаптированы для предоставления соответствующих рекомендаций по вопросам политики для Казахстана о том, как улучшить эффективность системы здравоохранения.
Мы регулярно проводим стратегические анализы и оценки обзоров национальных систем здравоохранения, акцентируя внимание на эффективность, результативность, доступность и устойчивость медицинской помощи. Они основываются на нашей давно устоявшейся базе данных международной статистики здравоохранения (которые охватывают потребности в медицинской помощи, системные ресурсы и результаты, достигнутые в отношении показателей здоровья) и наших знаниях о развитии передовых политических стратегий всей системы здравоохранения ОЭСР. Эта способность оценки результатов деятельности и определения соответствующих стратегических подходов будет использована для выработки рекомендаций для Казахстана о том, как должным образом провести следующий этап реформ системы здравоохранения.
Как будет выглядеть обзор системы здравоохранения Казахстана?
Основной целью обзора системы здравоохранения является выработка стратегической оценки функционирования и эффективности системы здравоохранения, с проведением сравнения по мере необходимости с системами здравоохранения стран-членов ОЭСР. Также будут представлены определенные целевые рекомендации для укрепления системы здравоохранения. Кроме того, Секретариат ОЭСР может работать в консультации с МЗСР для определения конкретных приоритетных направлений политики для более детальной оценки, таких как повышение качества и эффективности в стационаре.
Мы предлагаем структурировать обзор системы здравоохранения следующим образом:
Начать Раздел по оценке и рекомендациями кратким изложением, в котором приведены основные рекомендации в области политики, необходимые для укрепления системы здравоохранения Казахстана.
Краткое описание системы здравоохранения Казахстана, в том числе описание основных потребностей в медицинской помощи населения Казахстана; правовой и конституционной основы, являющейся фундаментом программ здравоохранения и общественного здоровья в Казахстане, а также описание ключевых реформ последних лет; основных лиц и организаций, ответственных за управление, предоставление медицинской помощи и регулирование здравоохранения и программ общественного здравоохранения в Казахстане.
Оценка эффективности первичной медико-санитарной помощи в системе здравоохранения Казахстана, включая системы по возмещению затрат поставщикам первичной медико-санитарной помощи и оплате труда работников первичной медико-санитарной помощи; информационных систем, лежащих в основе предоставления, мониторинга и оценки первичной медико-санитарной помощи и программ общественного здравоохранения в Казахстане; доступности (в том числе географических или социальных различий в доступе), качества (эффективность, безопасность и оперативность), эффективности и устойчивости первичной медико-санитарной помощи. Особое внимание будет уделено управлению хроническими заболеваниями в первичном звене.
Оценка функционирования больничного сектора в Казахстане, в том числе систем возмещения затрат поставщикам и оплату труда служащих стационара; информационных систем, лежащих в основе предоставления, мониторинга и оценки стационарной помощи; доступности (в том числе географических или социальных различий в доступе), качества (эффективность, безопасность и оперативность), эффективности и устойчивости больничного сектора.
Основываясь на соответствующих данных, стратегиях и институциональном анализе, эти разделы будут сравнивать функционирование системы здравоохранения Казахстана с другими системами здравоохранения стран ОЭСР, а также будут содержать рекомендации о том, как различные субъекты и организации, ответственные за финансирование, предоставление медицинских услуг и регулирование здравоохранения в Казахстане, могут повысить эффективность системы здравоохранения. Особое внимание будет уделено управлению хроническими заболеваниями в первичном звене и поддержке стационаров для достижения большей операционной и финансовой независимости, поскольку они являются текущими приоритетами политики для системы здравоохранения Казахстана.
Сроки, результаты и стоимость
Определенные стадии по внедрению предложения ОЭСР для обзора системы здравоохранения Казахстана будут приняты по согласованию с MЗCP, и также могут включать в себя:
Подготовительную работу: первоначальные контакты и назначение ответственного лица в уполномоченном органе (МЗСР, март 2015 года).
Анкетирование: Результаты анкетирования по поиску информации о структуре системы здравоохранения Казахстана, основных стратегиях в таких направлениях, как качество медицинской помощи и данные основных результатов системы здравоохранения, будут направлены в МЗСР [дата подписания + 4 месяца].
Начальный семинар и одну недельную учебную поездку: Стартовый семинар и одна недельная поездка обучения будут проведены [дата подписания +5-8 месяцев]. ОЭСР подготовит краткую статью о проблемах для обсуждений для представления на стартовом семинаре. В этой связи ОЭСР подготовит следующее: во-первых, предоставит обзор ключевых результатов и стратегических уроков, которые отражены в обширных обзорах в других странах, во-вторых, предложит некоторые конкретные рекомендации органам по конкретной теме (например, стационары) на основе первоначального изучения материала, результатов анкетирования и доказательств других стран. Учебная поездка будет проводиться в тесном взаимодействии со стартовым семинаром. Все это будет включать в себя ряд встреч со всеми заинтересованными сторонами в стране, включая лиц, принимающих решения, плательщиков, поставщиков медицинских услуг, представителей пациентов, академических экспертов.
Проект доклада: Проект доклада будет представлен к [дата подписания + 15 месяцев]. Основываясь на информации, собранной в ходе ознакомительной поездки, ОЭСР подготовит проект доклада о работе системы здравоохранения Казахстана, со стратегическими рекомендациями для следующего этапа реформы.
Изменения и публикации: Проект отчета будет доработан и опубликован ОЭСР с учетом итогов обсуждения и консультаций с казахстанскими уполномоченными органами [дата подписания +24 месяца].
Заключительное мероприятие: ОЭСР и МЗСР должны организовать презентацию заключительного отчета в Республике Казахстан [дата подписания + 24 месяца].
Общие затраты ОЭСР для проведения этого обзора оцениваются в 600 тыс. евро. Эта сумма будет включать в себя расходы на перевод заключительной публикации с английского на русский язык. Она не будет включать в себя расходы на перевод с русского на английский язык во время визитов ОЭСР в Казахстан.
В случае возникновения интереса, и на основе отдельного соглашения, ОЭСР может привлечь научного сотрудника из МЗСР, который может быть откомандирован для работы в ОЭСР по проведению обзора с командой ОЭСР сроком на 6 месяцев.
План
по обзору системы здравоохранения для Казахстана
ШАГИ |
СООТВЕТСТВУЮЩИЙ ВЫХОД |
Период |
Подготовительная работа |
Первоначальные контакты и назначение ответственного лица (МЗСР) |
Март 2015 года |
Анкетирование |
Результаты анкетирования по поиску информации о структуре системы здравоохранения Казахстана, основных стратегиях в таких направлениях, как качество медицинской помощи и данные основных результатов системы здравоохранения, будут направлены в МЗСР. |
Подписание + 4 месяца |
Начальный семинар и одна недельная учебная поездка |
Стартовый семинар и одна недельная поездка обучения будут проведены [дата подписания +5-8 месяцев]. ОЭСР подготовит краткую статью о проблемах для обсуждений для представления на стартовом семинаре. В этой связи ОЭСР подготовит следующее: во-первых, предоставит обзор ключевых результатов и стратегических уроков, которые отражены в обширных обзорах в других странах, во-вторых, предложит некоторые конкретные рекомендации уполномоченному органу по конкретной теме (например, стационары) на основе первоначального изучения материала, результатов анкетирования и доказательств других стран. Учебная поездка будет проводиться в тесном взаимодействии со стартовым семинаром. Все это будет включать в себя ряд встреч со всеми заинтересованными сторонами в стране. |
Подписание +5-8 месяцев |
Проект доклада |
Основываясь на информации, собранной в ходе ознакомительной поездки, ОЭСР подготовит проект доклада о работе системы здравоохранения Казахстана, со стратегическими рекомендациями для следующего этапа реформы. |
Подписание +15 месяцев |
Изменения и публикации |
Проект отчета будет доработан и опубликован ОЭСР с учетом итогов обсуждения и консультаций с казахстанскими уполномоченными органами. |
Подписание +24 месяца |
Заключительное мероприятие |
ОЭСР и МЗСР должны организовать презентацию заключительного отчета в Республике Казахстан. |
Подписание +24 месяца |
2. Обзор по национальным счетам здравоохранения Казахстана
Краткая справка
МЗСР выразило интерес в проведении ОЭСР обзора системы национальных счетов здравоохранения Казахстана. Основной задачей данного проекта является оценка степени соответствия подходов, используемых при разработке казахстанских национальных счетов здравоохранения, а также степени их соответствия стандартам SHA 2011, рекомендациям с целью обеспечения большего соответствия стандартам SHA 2011.
Проект будет основан на обширной работе, проводимой ОЭСР, которая является международной организацией, признанной лидером в установлении стандартов счетов здравоохранения. Руководство «Система счетов здравоохранения» (далее - ССЗ), опубликованное ОЭСР в 2000 году и переработанное в 2011 году в виде совместной работы ОЭСР, Евростат и ВОЗ, представляет собой глобальный стандарт для исчерпывающих, последовательных и сопоставимых международных счетов, которые соответствуют потребностям населения, аналитиков здравоохранения частного сектора и должностных лиц, разрабатывающих политику.
Проект начнется через три месяца после подписания официального соглашения и будет выполнен в течение 9 месяцев после его подписания с публикацией заключительного отчета. В рамках проекта будет осуществлен большой обмен информацией посредством первой ознакомительной поездки и заключительного визита к концу 9-месячного периода для представления результатов заключительного отчета. Общая стоимость проекта ОЭСР оценивается в 200 000.
Разработка счетов здравоохранения в соответствии с международными стандартами является основой для более полноценного информирования о политике здравоохранения
Разработка национальных счетов здравоохранения (далее - НСЗ) в Республике Казахстан была начата в 2004 году Министерством здравоохранения Республики Казахстан (далее — М3 РК) при поддержке Всемирного Банка. Первый сбор данных состоялся в 2006 году с помощью комплексной программы, разработанной ТОО «Мединформ» по запросу МЗ РК. В свою очередь, Агентство по статистике Республики Казахстан разработало и утвердило специальную форму статистической отчетности (№ 19 «Отчет по расходам на здравоохранение»).
Процесс разработки НСЗ был закреплен в Государственной программе реформирования и развития системы здравоохранения на 2005 — 2010 годы, а затем в Государственной программе развития здравоохранения «Саламатты Қазақстан» на 2011 - 2015 годы.
Предыдущие отчеты по расходам на здравоохранение за 2011-2012 годы были составлены на основе методологии «Руководство по разработке национальных счетов здравоохранения» Всемирной Организации здравоохранения (далее - ВОЗ) 2003 года. В рамках реализации проекта Всемирного Банка «Передача технологий и институциональные реформы здравоохранения» в 2011 - 2012 годы Республиканский центр развития здравоохранения (далее - РЦРЗ) совместно с консультантами компании (Ixford Policy Management подготовили два отчета по НСЗ.
В рамках программы М3 РК за 2012 год была начата работа по разработке НСЗ на основе системы счетов здравоохранения 2011 года (SNA 2011), разработанной экспертами ОЭСР, Евростат и ВОЗ.
По результатам сотрудничества РЦРЗ с международными консультантами было принято решение следовать раннее разработанному подходу по использованию существующих источников информации и сокращению административного и информационного бремени, возложенного на первичных респондентов.
При разработке НСЗ в Казахстане в основном используются данные, публикуемые Министерством финансов, Министерством здравоохранения и социального развития, Агентством по статистике, органом финансового контроля Национального Банка Республики Казахстан, а также информация из базы данных системы кредиторской отчетности Комитета содействия развитию ОЭСР. Как было уже упомянуто выше, методологической базой для разработки НСЗ является SHA 2011.
Перерасчет таблиц НСЗ за 2010, 2011, 2012 годы и предварительный расчет за 2013 год на основе SHA 2011 были осуществлены так же, как и дезагрегация НСЗ на региональном уровне (14 регионов и 2 города) с помощью методик, разработанных национальным консультантом.
Согласно предварительных данных НСЗ за 2013 год, расходы на здравоохранение в Казахстане составили 2,3 % от ВВП. Внешние источники финансирования покрывали 0,3 % расходов на здравоохранение.
Активное взаимодействие Казахстана с международными организациями и усиление взаимодействия с ОЭСР необходимы для улучшения сопоставимости и качества статистических данных Казахстана.
Что может предложить ОЭСР?
ОЭСР является международной организацией, признанной лидером в установлении стандартов счетов здравоохранения
Руководство «Система счетов здравоохранения» (ССЗ), опубликованное ОЭСР в 2000 году и переработанное в 2011 году в виде совместной работы ОЭСР, Евростат и ВОЗ, представляет собой глобальный стандарт для исчерпывающих, последовательных и сопоставимых международных счетов, которые соответствуют потребностям населения, аналитиков здравоохранения частного сектора и должностных лиц, разрабатывающих политику.
Первый глобальный тренинг по использованию счетов здравоохранения для улучшения системы финансирования здравоохранения и принятия верных решений был проведен в Париже с 1-4 апреля, где приняли участие более 50 участников из стран с низким и средним уровнем доходов и 14 двухсторонних и многосторонних агентств. Курс обучения «Использование счетов здравоохранения и заболеваний для обеспечения информационной базы для здравоохранения: уроки из опыта» подтвердил статус ОЭСР в качестве лидера в определении и применении глобальных стандартов для последовательных и сопоставимых отчетов по финансированию здравоохранения и данным по расходам.
Исследования ОЭСР отвечают важным техническим, регламентным и политическим требованиям, имеющим отношение к финансовым ресурсам сектора здравоохранения в развивающихся экономиках. Отслеживание финансирования и расходов на здравоохранение позволяет государственным органам, отечественным и внешним спонсорам и другим основным заинтересованным сторонам осуществлять мониторинг за инвестициями и распределением средств.
Во многих странах разница между техническими возможностями применения инструментов счетов здравоохранения и способности политиков использовать полученные результаты для информирования политики представляет собой серьезную проблему, которая усугубляется политическим давлением для обеспечения будущей устойчивости финансирования здравоохранения, в частности, в контексте задачи повышения охвата и сокращения финансовых рисков.
Из чего будет состоять обзор национальных счетов здравоохранения Казахстана ОЭСР?
Основной задачей данного проекта является оценка степени соответствия подходов, используемых при разработке казахстанских НСЗ, а также степени их соответствия стандартам SHA 2011 и рекомендациям с целью обеспечения большего соответствия стандартам SHA 2011.
Мы предлагаем, чтобы проект охватывал следующие аспекты:
Оценка пригодности источников данных для разработки НСЗ (с использованием государственных, частных и внешних источников) и разработка рекомендаций к подходу к стандартам SHA 2011;
Оценка методов, используемых в учете товаров и услуг здравоохранения (терапевтические услуги, реабилитация, долгосрочная помощь, лекарства и изделия медицинского назначения, общественное здравоохранение, профилактика, администрирование и финансирование системы здравоохранения) в соответствии со стандартами SHA 2011 и рекомендациями по гармонизированию к стандартам SHA 2011;
Оценка эффективности индикаторов, используемых в анализе НСЗ, и разработка рекомендаций по их улучшению.
Сроки, результаты и стоимость
Специфические этапы внедрения обзора ОЭСР по НСЗ в Республике Казахстан будут решены совместно в МЗСР, но предварительно планируются следующим образом:
Первоначальные контакты и назначение ответственного лица уполномоченного органа (Министерство здравоохранения и социального развития Республики Казахстан) — март 2015 года.
Недельная учебная поездка: Недельная учебная поездка запланирована на [дата подписания + 5 месяцев]. Поездка будет включать в себя ряд встреч со всеми заинтересованными сторонами, вовлеченными в формирование и использование национальных счетов здравоохранения.
Промежуточные отчеты: Основываясь на информации, собранной в ходе ознакомительной поездки, ОЭСР подготовит ряд промежуточных отчетов [дата подписания + 9 месяцев] для казахстанских уполномоченных органов Казахстана:
промежуточный отчет по оценке пригодности источников данных для разработки НСЗ с рекомендациями по улучшению источников данных в целях соответствия стандартам SHA 2011;
промежуточный отчет по оценке методов, используемых в учете товаров и услуг здравоохранения, и рекомендаций по их усовершенствованию;
промежуточный отчет по оценке эффективности индикаторов, используемых в анализе НСЗ, и рекомендаций по их улучшению;
Заключительный отчет: После обратной связи с уполномоченными органами Казахстана промежуточные доклады в последующем будут пересмотрены и консолидированы в итоговый доклад ОЭСР.
Заключительный отчет по оценке практики разработки национальных счетов здравоохранения в Республике Казахстан.
- Презентация: ОЭСР и МЗСР могут организовать заключительное мероприятие в Казахстане для презентации и обсуждения заключительного отчета [дата заключения +12 месяцев].
Общая стоимость услуг ОЭСР по проведению обзора оценивается в 200 000. Эта сумма включает в себя расходы на перевод промежуточных и заключительного отчетов с английского языка на русский. Она не включает в себя расходы на устный перевод с русского на английский язык во время визитов экспертов ОЭСР в Казахстан.
План
по Обзору национальных счетов для Казахстана
ШАГИ |
СООТВЕТСТВУЮЩИЙ ВЫХОД |
Период |
Подготовительная работа |
Первоначальные контакты и назначение ответственного лица уполномоченного органа (МЗСР) |
Март 2015 года |
Предварительное анкетирование |
Краткая справочная информация будет представлена до начала учебной поездки по поиску основной информации от соответствующих уполномоченных органов Казахстана о том, каким образом формируются национальные счета здравоохранения. Данная информация будет направлена в МЗСР. |
Подписание + 4 месяца |
Недельная учебная поездка |
Недельная учебная поездка запланирована на [дата подписания+5 месяцев]. Поездка будет включать в себя ряд встреч со всеми заинтересованными сторонами, вовлеченными в формирование и использование НСЗ. |
Подписание +5 месяцев |
Промежуточные доклады |
Основываясь на информации, собранной в ходе ознакомительной поездки, ОЭСР подготовит ряд промежуточных докладов, оценивающих источники данных, методологию и показатели национальных счетов здравоохранения, вместе с предварительными рекомендациями. Эти промежуточные доклады должны быть переданы соответствующим уполномоченным органам Казахстана. |
Подписание +9 месяцев |
Итоговый доклад |
После обратной связи с Подписание уполномоченными органами +12 месяцев Казахстана промежуточные доклады в последующем будут пересмотрены и консолидированы в итоговый доклад ОЭСР. |
Подписание +12 месяцев |
Заключительная встреча |
ОЭСР и МЗСР должны организовать презентацию итогового доклада в Республике Казахстан. |
Подписание +12 месяцев |