Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан «О Фонде компенсации вреда потерпевшим».
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
Проект
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О Фонде компенсации вреда потерпевшим
Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие в области компенсации вреда потерпевшим от уголовных правонарушений, и устанавливает правовые, социальные и организационные основы по ее выплате.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) потерпевший – лицо, в отношении которого вынесено постановление о признании его в качестве потерпевшего;
2) Фонд компенсации вреда потерпевшим (далее – Фонд) – контрольный счет наличности для зачисления поступлений и проведения выплат, предусмотренных настоящим Законом;
3) вред – нанесенный ущерб потерпевшему в результате уголовного правонарушения, являющийся моральным, физическим или имущественным;
4) виновное лицо – лицо, причинившее вред потерпевшему в результате уголовного правонарушения; законные представители несовершеннолетнего, признанного виновным; юридическое лицо, несущее в соответствии с законом материальную ответственность за вред, причиненный уголовно наказуемым деянием физического лица;
5) государственная денежная компенсация – выплата из Фонда денежных средств лицам, признанным потерпевшими, в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан;
6) процедура регресса – меры, принимаемые органами прокуратуры в отношении лиц, указанных в статье 10 настоящего Закона, по обеспечению возврата денежных средств Фонда, выплаченных потерпевшим.
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о Фонде
компенсации вреда потерпевшим
1. Законодательство Республики Казахстан о Фонде компенсации вреда потерпевшим основывается на Конституции Республики Казахстан, Уголовно-процессуальном кодексе Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан и вступившим в силу, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Основные принципы компенсации вреда потерпевшим
Компенсация вреда потерпевшим основывается на принципах:
1) законности;
2) уважения прав и свобод человека и гражданина;
3) доступности полной либо частичной государственной денежной компенсации государством вреда, причиненного уголовным правонарушением.
Статья 4. Компетенция правоохранительных органов
1. Правоохранительные органы:
1) разъясняют потерпевшему, относящемуся к категории лиц, имеющих право на получение государственной денежной компенсации в соответствии с настоящим Законом, право получить государственную денежную компенсацию из Фонда в размере и сроки, установленные настоящим Законом;
2) информируют потерпевшего о рассмотрении его заявления;
3) при наличии оснований назначают выплаты государственной денежной компенсации в порядке, установленном настоящим Законом;
4) осуществляют учет посредством централизованного ведения реестра получателей государственной денежной компенсации;
5) обеспечивают возврат выплаченной государственной денежной компенсации от лиц, которые умышленно дали недостоверные сведения для ее получения;
6) запрашивают информацию, необходимую для принятия решения о назначении государственной денежной компенсации.
2. Органы прокуратуры осуществляют высший надзор за точным и единообразным применением настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан в сфере компенсации вреда потерпевшим.
Статья 5. Компетенция центрального уполномоченного органа
по исполнению бюджета
Центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета:
1) формирует платежные документы на основании реестра получателей государственной денежной компенсации, получаемой от правоохранительных органов;
2) осуществляет выплаты государственной денежной компенсации потерпевшим из Фонда;
3) разрабатывает форму реестра получателей государственной денежной компенсации и порядок его ведения.
Глава 2. Порядок возмещения потерпевшему вреда, причиненного
уголовным правонарушением, и предоставления государственной
денежной компенсации
Статья 6. Категории потерпевших, имеющих право на
получение государственной денежной компенсации
1. Государство гарантирует предоставление установленных настоящим Законом государственных денежных компенсаций потерпевшим либо их правопреемникам:
1) несовершеннолетним, являющимся жертвами сексуального насилия, жертвам торговли людьми и пыток;
2) которым причинен тяжкий вред здоровью, либо зараженным вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ/СПИД);
3) в случае смерти потерпевшего в результате уголовного правонарушения.
2. Гражданин имеет право на получение государственной денежной компенсации с момента признания его в качестве потерпевшего в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан.
3. Иностранцы и лица без гражданства имеют право на получение государственной денежной компенсации с момента признания их в качестве потерпевшего, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан и международными договорами.
Статья 7. Основания, размеры и сроки выплаты
государственной денежной компенсации
1. Государственная денежная компенсация назначается:
1) несовершеннолетним, являющимся жертвами сексуального насилия, жертвам торговли людьми и пыток, по делам об уголовных правонарушениях, предусмотренных статьями 110 (пунктом 4) части второй), 120 (пунктами 3) и 5) частей третьей и четвертой), 121 (пунктами 3) и 5) частей третьей и четвертой), 124, 128, 134, 135 и 146 Уголовного кодекса Республики Казахстан;
2) лицам, которым причинен тяжкий вред здоровью, либо зараженным вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ/СПИД), по делам об уголовных правонарушениях, предусмотренных статьями 106 (частями первой и второй), 114 (частями третьей и четвертой), 118 (частями второй и третьей), 119 (частью второй), 120 (пунктом 2) части третьей (в части заражения потерпевшего вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ/СПИД), 121 (пунктом 2) части третьей), 141 (частью первой), 192 (пунктом 5) части второй), 202 (пунктом 2) части второй), 203 (пунктом 2) части второй), 319 (частью пятой), 322 (частью второй), 345 (частью второй), 346 (частью третьей), 350 (частью первой), 351 (частью первой), 355 (пунктом 1) части второй), 356 (пунктом 1) части второй), 358 (частью третьей) Уголовного кодекса Республики Казахстан;
3) правопреемникам, в случае смерти потерпевшего в результате уголовного правонарушения, по делам об уголовных правонарушениях, предусмотренных статьями 99, 104, 105, 106 (частью третьей), 116 (частью третьей), 119 (частями третьей и четвертой), 120 (пунктом 1) части третьей), 121 (пунктом 1) части третьей), 125 (пунктом 3) части третьей), 126 (пунктом 3) части третьей), 127 (пунктом 4) части второй), 141 (частью второй), 192 (пунктом 1) части третьей), 202 (пунктом 1) части третьей), 261 (частью третьей), 277 (частью второй), 317 (частями третьей и четвертой), 319 (частью пятой), 320 (частью второй), 322 (частями третьей и четвертой), 344 (частями второй и третьей), 345 (частями третьей и четвертой), 346 (частями четвертой и пятой), 347, 348 (частями третьей и четвертой), 349 (частями третьей и четвертой), 350 (частями второй и третьей), 351 (частями второй и третьей), 352, 353 (частями третьей и четвертой), 354 (частями третьей и четвертой), 355 (пунктом 4) части третьей), 356 (пунктом 4) части второй), 358 (частями четвертой и пятой), 359 (частями третьей и четвертой) Уголовного кодекса Республики Казахстан.
2. Размер государственной денежной компенсации для потерпевших, относящихся к несовершеннолетним, являющихся жертвами сексуального насилия, жертвам торговли людьми и пыток, составляет тридцать месячных расчетных показателей.
Размер государственной денежной компенсации для потерпевших, которым причинен тяжкий вред здоровью, либо зараженных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ/СПИД), составляет сорок месячных расчетных показателей.
Размер государственной денежной компенсации, в случае смерти потерпевшего в результате уголовного правонарушения, составляет пятьдесят месячных расчетных показателей.
3. В случаях признания в качестве потерпевшего одного лица по совокупности уголовных правонарушений, предусмотренных в пункте 1 настоящей статьи, государственная денежная компенсация назначается путем поглощения меньшего размера компенсации большим размером компенсации одного из уголовных правонарушений.
4. Выплата государственной денежной компенсации при наличии средств в Фонде осуществляется центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета не позднее десяти календарных дней, следующих за датой представления правоохранительными органами централизованного реестра получателей государственной денежной компенсации.
В случаях отсутствия или недостаточности средств Фонда, выплата государственной денежной компенсации осуществляется центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета при пополнении средств Фонда за счет источников, указанных в пункте 2 статьи 9 настоящего Закона.
Реестр получателей государственной денежной компенсации представляется правоохранительными органами централизованно в центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета ежемесячно к пятнадцатому числу месяца, следующего за вынесением постановления о признании лица в качестве потерпевшего.
Статья 8. Условия выплаты и особенности получения
государственной денежной компенсации
1. После разъяснения прав и признания лица в качестве потерпевшего в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством потерпевший обращается с заявлением в правоохранительные органы с приложением документов, необходимых для назначения государственной денежной компенсации.
Срок подачи заявления составляет три года с момента признания лица потерпевшим или наделения его правами потерпевшего.
В случае пропуска срока подачи заявления, потерпевший вправе обратиться в суд в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан, для восстановления пропущенного срока.
2. В перечень документов, необходимых для назначения государственной денежной компенсации, входят:
1) заявление лица, признанного потерпевшим, о выплате государственной денежной компенсации в правоохранительные органы. В случаях, если потерпевшим признаются несовершеннолетний или лицо, признанное судом недееспособным, заявление о выплате государственной денежной компенсации представляется законными представителями, представителями потерпевших, допущенных к участию в уголовном процессе постановлением органа, ведущего уголовный процесс.
2) постановление правоохранительного органа о признании лица потерпевшим;
3) решение правоохранительного органа о назначении государственной денежной компенсации;
4) копия документа, удостоверяющего личность потерпевшего. В случаях, если потерпевшим признаются несовершеннолетний или лицо, признанное судом недееспособным, представляется также копия документа, удостоверяющего личность законных представителей, представителей потерпевших, допущенных к участию в уголовном процессе постановлением органа, ведущего уголовный процесс;
5) сведения о номере банковского счета, открытого в банках и (или) организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций. В случае, если потерпевшим признается несовершеннолетний, представляются соответствующие сведения законных представителей, представителей потерпевших, допущенных к участию в уголовном процессе постановлением органа, ведущего уголовный процесс;
6) копия свидетельства о смерти или иного документа, подтверждающего смерть потерпевшего. Копия свидетельства о смерти или иного документа, подтверждающего смерть потерпевшего, представляется правопреемником для назначения ему государственной денежной компенсации в случае смерти потерпевшего в результате уголовного правонарушения;
7) копии документа, удостоверяющего личность одного из правопреемников, а также подтверждающего родственные отношения с умершим (свидетельства о заключении брака (супружества), рождении, усыновлении (удочерении). На всех членов семьи умершего, имеющих право на государственную денежную компенсацию из Фонда, назначается одна выплата. Выделение доли государственной денежной компенсации на членов семьи не производится;
8) копия справки о назначении опекуном, попечителем, патронатным воспитателем, другим заменяющим их лицом, осуществляющим в соответствии с законодательством Республики Казахстан защиту прав и интересов ребенка или недееспособного, если потерпевшим являются несовершеннолетний или лицо, признанное судом недееспособным.
Потерпевший вправе представить и иные документы, подтверждающие его право на назначение государственной денежной компенсации.
3. Решение о назначении выплат по возмещению вреда либо отказе в их осуществлении принимает уполномоченный руководитель правоохранительного органа в течение десяти календарных дней после представления потерпевшим документов, необходимых для назначения государственной денежной компенсации.
Решение об отказе выплат по возмещению вреда может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
4. Выплата государственной денежной компенсации потерпевшим осуществляется центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета на основании реестров получателей, представленных правоохранительными органами в соответствии с пунктом 4 статьи 7 настоящего Закона.
Ответственность за достоверность сведений, а также наличие оснований и соответствие потерпевших требованиям, установленным в настоящем Законе для получения государственной денежной компенсации, несет в соответствии с законами Республики Казахстан должностное лицо, уполномоченное осуществлять досудебное расследование по уголовному делу, назначившее государственную денежную компенсацию.
Потерпевший несет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан за достоверность представленных сведений и документов.
5. Выплаты государственной денежной компенсации осуществляются из Фонда на банковский счет получателей.
6. Основаниями для отказа в назначении государственной денежной компенсации вреда потерпевшим от уголовного правонарушения являются:
1) случай, когда государственная денежная компенсация вреда потерпевшим от уголовного правонарушения запрошена без оснований;
2) пропуск срока подачи заявления, за исключением случаев, когда срок был пропущен по уважительным причинам;
3) представление недостоверных документов, необходимых для назначения государственной денежной компенсации;
4) возмещение виновным лицом в полном объеме вреда потерпевшему;
5) воспрепятствование потерпевшим установлению истины по делу и привлечению виновных к ответственности;
6) постановление органа, ведущего уголовный процесс, о прекращении признания лица в качестве потерпевшего.
Срок подачи заявления считается пропущенным по уважительной причине в случаях болезни, нахождения в беспомощном состоянии, смерти близких родственников, стихийных бедствий или возникновения других обстоятельств, препятствующих подаче заявления потерпевшим, законным представителем, опекуном, попечителем, патронатным воспитателем, другими заменяющими их лицами, если потерпевшими являются несовершеннолетние либо недееспособные лица.
Глава 3. Источники формирования и деятельность Фонда
Статья 9. Источники формирования и создание Фонда
1. Фонд представляет собой контрольный счет наличности центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета.
2. Источниками формирования Фонда являются неналоговые поступления, к которым относятся:
1) фиксированные платежи, налагаемые судом;
2) денежные взыскания, наложенные судом за неисполнение процессуальных обязанностей, предусмотренных статьями 71, 78, 80, 81, 82, 90, 142, 156 и 165 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, и нарушение порядка в судебном заседании на потерпевшего, свидетеля, специалиста, переводчика и иных лиц, за исключением адвоката, прокурора и подсудимого;
3) суммы, удерживаемые по постановлению суда с осужденного, в отношении которого вступил в законную силу обвинительный приговор суда и которому назначено наказание в виде исправительных работ;
4) суммы, взысканные в регрессном порядке в соответствии со статьей 10 настоящего Закона.
3. Остатки средств Фонда не подлежат изъятию (перечислению) в государственный бюджет.
4. Не допускается выставление инкассовых распоряжений на контрольный счет наличности Фонда.
5. При вынесении судом обвинительного приговора с виновных лиц (законных представителей несовершеннолетнего, признанного виновным, или юридического лица, несущего в соответствии с законом материальную ответственность за вред, причиненный уголовно наказуемым деянием физического лица) в Фонд компенсации вреда потерпевшим взыскивается фиксированный платеж в следующем размере:
1) за уголовные проступки – пять месячных расчетных показателей;
2) за преступления небольшой тяжести – десять месячных расчетных показателей;
3) за преступления средней тяжести – пятнадцать месячных расчетных показателей;
4) за тяжкие преступления – двадцать месячных расчетных показателей;
5) за особо тяжкие преступления – тридцать месячных расчетных показателей.
При совершении уголовного правонарушения в группе лиц фиксированный платеж взыскивается с каждого подсудимого отдельно.
При совершении одним и тем же лицом нескольких уголовных правонарушений фиксированный платеж взыскивается за уголовное правонарушение, за которое предусмотрено наиболее строгое наказание.
Статья 10. Регресс требований
1. Регресс требований к осужденным лицам, в отношении которых вступил в законную силу обвинительный приговор суда, по возмещению денежных средств, выплаченных потерпевшим в качестве государственной денежной компенсации, осуществляется органами прокуратуры в рамках представления и защиты интересов государства в суде.
2. Суммы, выплаченные из Фонда, также подлежат взысканию органами прокуратуры:
1) с родителей несовершеннолетнего, признанного виновным в совершении преступления, или лиц, их замещающих;
2) с юридических лиц, несущих в соответствии с законом материальную ответственность за вред, причиненный уголовно наказуемым деянием физического лица, или лиц, в отношении которых уголовное преследование прекращено по отдельным основаниям Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан;
3) с потерпевшего, если он умышленно представил недостоверные сведения для получения государственной денежной компенсации.
3. Основания предъявления регрессных требований:
1) вступление в законную силу приговора суда об осуждении лица;
2) вступление в законную силу постановления о прекращении досудебного расследования по основаниям, предусмотренным пунктами 3), 4) и 12) части первой статьи 35, частью первой статьи 36 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан;
3) установление факта умышленного представления недостоверных сведений потерпевшим для получения государственной денежной компенсации.
Статья 11. Реестр получателей государственной
денежной компенсации
1. Реестр получателей государственной денежной компенсации ведется правоохранительными органами централизованно в разрезе территориальных подразделений для обеспечения мониторинга и учета получателей выплат, а также учета регресса требований к осужденным лицам.
2. Форма реестра получателей государственной денежной компенсации и порядок его ведения определяются центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета.
Статья 12. Ответственность за нарушение настоящего Закона
Нарушение настоящего Закона влечет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
Глава 4. Заключительные и переходные положения
Статья 13. Порядок введения в действие настоящего Закона
Настоящий Закон вводится в действие с 1 января 2017 года, за исключением статей 4, 6, 7, 8, 10, 11, которые вводятся в действие с 1 января 2019 года.
Президент
Республики Казахстан