Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
внести на рассмотрение Президента Республики Казахстан проект Указа Президента Республики Казахстан "Об утверждении Концепции государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан на 2017 - 2020 годы".
Премьер-Министр Республики Казахстан |
Б. Сагинтаев |
Об утверждении Концепции государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан на 2017-2020 годы
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан на 2017-2020 годы (далее - Концепция).
2. Правительству Республики Казахстан в трехмесячный срок разработать и утвердить План мероприятий по реализации Концепции (далее - План).
3. Центральным государственным и местным исполнительным органам и организациям принять меры по реализации Плана.
4. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан.
5. Настоящий Указ вводится в действие со дня его подписания.
Президент Республики Казахстан |
Н.Назарбаев |
УТВЕРЖДЕНА Указом Президента Республики Казахстан от 2017 года № |
Концепция
государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан на 2017 – 2020 годы
Астана, 2017 год
Содержание
Введение | |
Раздел 1. Анализ текущей ситуации, тенденции и видение развития государственной политики в религиозной сфере | |
1.1 Анализ текущей ситуации | |
1.2 Основные тенденции развития религиозной ситуации | |
1.3 Видение развития государственной политики в религиозной сфере | |
Раздел 2. Основные принципы и общие подходы государственной политики в религиозной сфере | |
2.1Основные принципы развития государственной политики в религиозной сфере | |
2.2Общие подходы развития государственной политики в религиозной сфере | |
2.3 Периоды реализации Концепции и ожидаемые результаты | |
Раздел 3. Перечень нормативных правовых актов, посредством которых предполагается реализация Концепции |
Введение
Концепция государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан на 2017 - 2020 годы (далее – Концепция) представляет систему официальных взглядов на совершенствование государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений, укрепление светских устоев государства и недопущение использования религии в деструктивных целях.
В настоящей Концепции на основе анализа основных тенденций и особенностей в религиозной сфере определены стратегические цели и основные направления государственной политики в религиозной сфере до 2020 года.
Правовую основу настоящей Концепции составляют Конституция Республики Казахстан, законы Республики Казахстан "О религиозной деятельности и религиозных объединениях", "О некоммерческих организациях", "О противодействии экстремизму" и иные нормативные правовые акты Республики Казахстан, международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан.
Необходимость разработки настоящей Концепции вытекает из задач, определенных в Стратегии "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства", Плане нации "100 конкретных шагов: современное государство для всех" Президента Республики Казахстан, пятом приоритете "Институциональные преобразования, безопасность и борьба с коррупцией" Послания Президента народу Казахстана "Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность", поручениях Главы государства по вопросам регулирования религиозной сферы, а также реализации пункта2 статьи 39 Конституции о признании неконституционными любых действий, способных нарушить межконфессиональное согласие.
Настоящая Концепция, руководствуясь логикой нового этапа государственного строительства Казахстана, опираясь на признанную миром казахстанскую модель межконфессионального мира и согласия, является основой для дальнейшего развития государственной политики в религиозной сфере, совершенствования системы нормативных правовых актов, социально-экономических, политических и управленческих мер по регулированию религиозной сферы в стране.
Концепция предполагает комплексный подход к видению государственной политики в религиозной сфере, включая правовые, методические и организационные меры.
Данная Концепция призвана консолидировать усилия центральных и местных исполнительных органов, религиозных объединений и институтов гражданского общества по развитию государственной политики в религиозной сфере, выработать ориентиры в дальнейшем развитии казахстанской модели государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений, основанной на особенностях историко-культурного наследия казахстанского народа.
Раздел 1. Анализ текущей ситуации, тенденции и видение развития государственной политики в религиозной сфере
1.1 Анализ текущей ситуации
За 25 лет независимости Республика Казахстан состоялась как суверенное государство, признанное мировым сообществом, имеющее уникальный опыт успешного продвижения межрелигиозного и межконфессионального диалога и согласия.
На территории республики, где на протяжении многих веков мирно сосуществовали и культурно взаимообогащали друг друга представители различных этносов и конфессий, впервые созданы необходимые политико-правовые и социально-экономические условия для развития культуры и традиционных духовных ценностей казахстанского народа.
В соответствии с Конституцией страны сформирована светская модель государственно-конфессиональных отношений на принципах равенства всех граждан перед законом и уважительного отношения к личным убеждениям каждого, независимо от языка и отношения к религии.
Согласно общепринятым мировым нормам государство вправе регулировать деятельность религиозных организаций в целях обеспечения прав граждан и защиты общественной безопасности.
Так, Закон Республики Казахстан "О религиозной деятельности и религиозных объединениях" направлен на реализацию предусмотренного международным правом и Конституцией страны права каждого на свободу совести, является правовой основой реализации политики государства и защиты национальных интересов в религиозной сфере.
В рамках действующего законодательства упорядочена деятельность религиозных объединений, определен порядок осуществления миссионерской деятельности, проведения религиозных мероприятий, религиоведческой экспертизы, строительства культовых сооружений, распространения религиозной литературы.
Государством принимаются конкретные меры по сохранению стабильности в религиозной сфере, укреплению межконфессионального согласия и толерантности в обществе, формированию иммунитета населения к идеологии религиозного экстремизма и радикализма в любых формах и проявлениях.
Созданы необходимые условия для обеспечения деятельности официально зарегистрированных на 1 января 2017 года 3658 религиозных объединений и их филиалов, представляющих 18 конфессий.
Традиционно самыми многочисленными среди них являются ислам ханафитского мазхаба и православное христианство. Имеются также католические и протестантские конфессии, иудейские, буддистские и другие общины.
В республике зарегистрированы3464 культовых здания, из них 2550 мечетей, 294 православных и109 католических церквей, 495 протестантских храмов и молитвенных домов, 7 иудейских синагог,2 буддистских храма, 7 молитвенных домов "Общества сознания Кришны" и общины бахаи.
Действующие 2550 мечетей входят в собственность Республиканского религиозного объединения "Духовное управление мусульман Казахстана" (далее – ДУМК).
В последние годы наблюдается увеличение количества филиалов ДУМК, особенно в Алматинской, Жамбылской, Карагандинской и Южно-Казахстанской областях.
Республиканское религиозное объединение "Православная церковь Казахстана" (далее – ПЦК) является второй по численности последователей. В ее состав входят 325 религиозных субъектов, в том числе 301 приход, 9 епархий и 294 религиозных сооружения, а также Митрополичий округ в Республике Казахстан.
На территории республики также функционируют Армянская апостольская церковь, Православная церковь за рубежом, Поморская православная церковь и 3 старообрядческие церкви.
Римско-католическая церковь (далее – РКЦ) в Казахстане представлена 85 религиозными общинами, из которых 5 общин относятся к Греко-католической церкви.
Центром РКЦ является Архиепархия Святой Марии в городе Астане, относящаяся к Католической церковной провинции (митрополия).
РКЦ действует с 1998 года на основе Соглашения о взаимоотношениях между Казахстаном и Святым Престолом, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 19 мая 1999 года №141.
Функционируют 667протестантских религиозных субъектов. К самым крупным протестантским общинам относятся церкви пятидесятнические, евангельских христиан-баптистов, пресвитерианские, адвентисты седьмого дня и евангелическо-лютеранские.
В республике зарегистрирован 531 миссионер, представляющие13 конфессий. Среди зарегистрированных миссионеров преобладают представители РКЦ(257). Православие представлено 84 миссионерами, большинство которых граждане Российской Федерации.
В Казахстане действуют 15 религиозных организаций образования,400 начальных курсов при мечетях и воскресных школах, 383 помещения для проведения религиозных мероприятий за пределами культовых зданий, в том числе намазхана, молельные комнаты и часовни.
Определены 257 специальных стационарных помещений для распространения религиозной литературы и иных информационных материалов религиозного содержания, предметов религиозного назначения.
Все зарегистрированные субъекты религиозных отношений осуществляют деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан, служат делу мира и согласия, развитию общества, укреплению государства.
Руководители религиозных объединений активно участвуют в работе Ассамблеи народа Казахстана, консультативно-совещательных органов на центральном и местном уровнях.
Религиозные праздники Курбан айт и Рождество Христово в республике являются нерабочими днями.
Приверженность населения страны идеалам добра и мира, позитивный диалог конфессий и культур, продуманная государственная политика в сфере религий, а также уходящая корнями в глубь истории традиция единения представителей разных религий для укрепления стабильности казахстанского общества позитивно влияют на состояние религиозной ситуации в стране.
Казахстан наглядно демонстрирует миру, что религия выполняет важнейшую роль в сохранении стабильности и согласия внутри страны, укреплении общенационального единства на универсальных общечеловеческих ценностях, а различные религии и конфессии могут сосуществовать и гармонично развиваться на основе полного взаимопонимания и взаимоуважения.
Казахстан как независимое многоэтническое и многоконфессиональное государство формирует собственную модель и порядок взаимодействия между органами государственной власти и религиозными объединениями.
Республика является государством-участником универсальных многосторонних международных договоров в области защиты прав и свобод человека.
Инициатива Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. о проведении в городе Астане Съезда лидеров мировых и традиционных религий стала важным вкладом государства в развитие глобального межцивилизационного и межрелигиозного диалога во имя мира и стабильности.
Закрепив достижения за четверть века Независимости и уверенно продвигаясь к цели вхождения в 30-ку развитых стран мира, Казахстан намерен и впредь придерживаться конституционных принципов светского развития государства.
Созданная уникальная модель общенационального единства и согласия всех казахстанцев, независимо от их религиозной и этнокультурной принадлежности – это весомый вклад Казахстана в общемировой процесс взаимодействия различных конфессий.
Как показывает анализ, религиозные убеждения – это особая сфера, несущая в себе как общечеловеческие ценности, так и потенциальные риски для духовной гармонии, социальных отношений и сознания граждан. Поэтому предлагаемые подходы и принципы государственной политики к регулированию общественных отношений в сфере религии являются особыми, учитывающими специфику страны и культурно-ментальные особенности народа.
1.2 Основные тенденции развития религиозной ситуации
Анализ состояния религиозной сферы в стране позволяет выделить следующие тенденции, требующие решения.
1. Влияние глобализации на развитие религиозной ситуации
Казахстан, как часть мирового сообщества, испытывает риски импорта межрелигиозной и межконфессиональной напряжҰнности, роста активности радикальных религиозных течений в Центральной Азии.
Процесс глобализации сопровождается тенденцией по использованию религии отдельными политическими силами в своих интересах, распространением в мире религиозного экстремизма и терроризма.
Набирающий обороты насильственный экстремизм, как идеология международного терроризма, прикрываясь религиозными лозунгами, нивелирует права и свободы человека, наносит серьезный урон религиозному, культурному и духовному наследию человечества, подрывает авторитет религий и представляет угрозу межконфессиональным отношениям.
Реальную угрозу безопасности и стабильности мира несут религиозный фанатизм и радикализм, оказывающие деструктивное влияние на характер мыслей, чувств, поступков людей, буквально воспринимающих и следующих ложным религиозным догмам, мотивируя их на преступления якобы во имя веры.
Религиозный фанатизм и радикализм наносят ущерб конституционным основам государств, светским принципам развития, традиционным духовным ценностям народов.
Казахстан, как полноправный член мирового сообщества, не может не учитывать процессы глобализации и угрозы религиозного экстремизма, оставаться безучастным наблюдателем в решении этих проблем.
На основе изученного и принятого во внимание опыта государств-членов Европейского союза, Соединенных Штатов Америки, Китайской Народной Республики, Объединенных Арабских Эмиратов, Российской Федерации, Таджикистана, Узбекистана, Киргизии, усиливающих регулятивную функцию государства по отношению к религиозным объединениям и практике осуществления права на свободу совести, сформирован новый концептуальный подход к государственной политике в сфере религии.
2. Правовое регулирование религиозной сферы
Требуется пересмотр и обновление действующего законодательства в религиозной сфере с учетом динамичных процессов и событий, происходящих в конфессиональном пространстве.
В связи с трансформацией механизмов правового регулирования религиозной деятельности необходимо приведение их в соответствие с мировыми и региональными тенденциями, оказывающими непосредственное влияние на состояние и развитие религиозной ситуации в стране.
Предстоит выработать новые правовые нормы, не допускающие распространения в обществе идеологии религиозного радикализма и экстремизма.
3. Риски размывания светских основ государства
Большинству казахстанцев присущи умеренность в религиозной деятельности и понимание принципов светскости.
Вместе с тем в последние годы в обществе отмечается рост религиозности населения. Многие религиозные традиции превращаются в современный модный тренд. Для определенной части населения свойственны внешние проявления набожности, интерес к публичности религиозной жизни.
Некоторая часть населения ошибочно трактует светскость как атеизм.
Сохраняются риски радикализации молодежи, обратившейся к религии, но несведущей в религиозных учениях, и по этой причине легко подвергаемой деструктивному влиянию.
Имеют место отказы отдельных граждан исполнять конституционные и гражданские обязанности перед обществом. Участились случаи проявления неуважительного отношения к законам, государственным символам страны, национально-культурным традициям народа, а также общепринятым нормам этики и поведения.
Отмечаются случаи нарушения требований по недопущению ношения религиозной атрибутики в организациях образования, непосещения по субботам учебных занятий, а также отказа от изучения отдельных предметов учащимися под влиянием родителей (законных представителей), которые придерживаются излишне консервативных религиозных взглядов.
Имеют место факты отказов родителей от медицинской вакцинации детей по надуманным религиозным мотивам.
Участились случаи заключения брачного союза мужчин и женщин по религиозным обрядам и церемониям без регистрации в соответствующих государственных органах. Пропагандируются архаичные семейные ценности, противоречащие современному положению женщины в семье, ее социальной активности и занятости, гендерному равенству.
Высокая степень конфликтности свойственна последователям деструктивных религиозных течений, носителям чуждых для Казахстана ценностей, представляющих опасность для общества, наносящих ущерб здоровью, психическому и материальному благополучию граждан, противопоставляющих свои религиозные предпочтения и взгляды светским принципам государства и традиционным духовным ценностям.
Культивируемое ими насаждение фундаментализма и радикализма является реальной угрозой стабильности казахстанского общества и государства, ведет к расшатыванию единства народа Казахстана, духовной традиционной культуры и идентичности, нарушению прав представителей других конфессий.
4. Распространение идеологии религиозного радикализма и экстремизма в обществе, особенно в молодежной среде
Идеология религиозного радикализма и экстремизма проникает в общественное сознание путем массированного информационно-психологического воздействия через глобальные информационно-коммуникационные сети, включая интернет-пространство, современные электронные программные приложения.
Целенаправленное воздействие на общество, особенно на молодежь, идет через социальные сети, незаконное тиражирование и популяризацию видеороликов, литературы, в которых усиленно продвигаются экстремистские и террористические идеи.
Под влиянием массированного деструктивного информационного воздействия радикальной религиозной идеологии подвергается деформации сознание отдельных представителей общества, снижается уровень социального доверия граждан к государству, нивелируются чувства патриотизма и солидарности, меняются ценностные ориентиры и этические нормы, разрушаются семьи, вносится раскол в общество.
Системный и планомерный информационный вброс в общество радикальных религиозных идей создает благоприятные условия для вербовки и рекрутирования новых членов в ряды террористов и экстремистов.
Попытки подрыва идеологами религиозного экстремизма принципов и устоев светского государства, гражданской идентичности чреваты нарастанием в обществе конфликтного потенциала, увеличением количества последователей радикальных религиозных течений, в том числе стремящихся незаконно выехать за рубеж для вступления в ряды международных террористических организаций.
Радикально настроенные представители деструктивных религиозных течений потенциально готовы на крайние действия – организацию и совершение насильственных актов против граждан, общества и государства.
Наблюдаются криминализация приверженцев радикальных религиозных течений, их сращивание с организованными преступными группировками.
Факторами уязвимости молодежи перед идеологией деструктивных течений являются наличие социально-экономических проблем, чувство социальной несправедливости, отсутствие жизненного опыта, низкое критическое восприятие.
5. О процессах в конфессиональном пространстве страны
На состояние религиозной сферы в стране существенное влияние оказывают деятельность религиозных объединений и их взаимоотношения между собой, с обществом, органами государственной власти и управления.
В стране имеются приверженцы радикальных и незарегистрированных религиозных течений, а также запрещенных по решению суда на территории Казахстана террористических и экстремистских организаций.
Наблюдаются случаи провоцирования представителями радикальных религиозных течений конфликтов с официальным духовенством.
Имеются факты выражения некоторыми верующими упреков и обвинений в адрес тех, кто не разделяет их религиозных взглядов.
Отдельными религиозными объединениями и незарегистрированными религиозными течениями ведется незаконная проповедническая и миссионерская деятельность, в том числе посредством создания различных организаций, образовательных центров, обучающих курсов и семинаров.
Со стороны отдельных представителей религиозных объединений имеются факты нарушений требований, установленных законодательством по проведению религиозных мероприятий, обороту религиозной литературы, иных информационных материалов религиозного содержания, а также требований к вовлечению и участию несовершеннолетних в религиозных мероприятиях и деятельности религиозных объединений.
Расширяются риски от масштабного развития онлайн-проповедей лжепроповедников в социальных сетях.
Продолжают иметь место факты незаконного распространения религиозной литературы вне определенных для этих целей стационарных помещений.
Растет потребность в квалифицированных служителях духовенства, особенно в системе Духовного управления мусульман Казахстана, способных противостоять распространению радикальных религиозных идей.
Необходимо поддерживать гражданскую позицию духовенства по сохранению традиционных основ духовного развития казахстанского общества, принципиальности в соблюдении светских принципов государственного устройства страны.
Следует повысить требования к соблюдению духовенством этических норм поведения, проявления скромности, веротерпимости и иных высоких морально-нравственных качеств, служить достойным примером для других верующих.
6. Рост потребности в специалистах в области религий
Возрастают требования к квалификации кадров в области религиоведения, теологии и исламоведения, способных принимать активное участие в профилактике религиозного экстремизма среди различных групп общества.
Нерегулируемое получение гражданами страны религиозного образования за рубежом приводит к вовлечению их в деструктивную религиозную идеологию и невостребованности в своей стране как специалистов. Актуальной остается проблема возвращения в страну казахстанцев, выехавших на учебу в сомнительные зарубежные религиозные учебные заведения.
В этой связи требует регулирования порядок получения гражданами теологического образования в зарубежных религиозных организациях образования.
Необходимо обеспечить возможность получения гражданами страны религиозного образования в Казахстане.
Требуется дальнейшее повышение квалификации работников государственных органов, учреждений и организаций, экспертов и аналитиков, принимающих участие в реализации государственной политики в религиозной сфере.
7. О некоторых вопросах деятельности государственных органов по реализации государственной политики в религиозной сфере
Отмечается недостаточно эффективная работа центральных государственных и местных исполнительных органов в реализации задач по профилактике и противодействию религиозному экстремизму.
В рамках формирования в обществе нулевой терпимости к любым действиям, связанным с радикальными проявлениями в сфере религиозных отношений, требуется конкретная разъяснительная и профилактическая работа с уязвимыми для распространения деструктивных религиозных идей целевыми группами населения.
Сохраняется недостаточный уровень координации работы государственных органов с институтами гражданского общества, общественными и религиозными объединениями, СМИ, организациями образования, культуры и спорта по вопросам профилактики религиозного экстремизма и терроризма, дерадикализации приверженцев радикальных религиозных течений.
В связи с изложенным требуется определение концептуальных приоритетов развития государственной политики в религиозной сфере на среднесрочную перспективу.
1.3 Видение развития государственной политики в религиозной сфере
Основной целью Концепции является повышение эффективности государственной политики в религиозной сфере, направленной на совершенствование государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений, укрепление светских устоев государства и недопущение использования религии в деструктивных целях.
Основные усилия государства должны быть сосредоточены на следующих задачах:
1. Укрепление светских принципов развития государства, обеспечение прав граждан на свободу совести.
2. Совершенствование законодательства, регулирующего религиозную сферу.
3. Совершенствование единой системы работы государственных органов всех уровней и институтов гражданского общества по реализации государственной политики Республики Казахстан в религиозной сфере, направленной на укрепление светских принципов государства и противодействие религиозному экстремизму.
4. Обеспечение гарантированных законодательством прав граждан на свободу совести и уважение религиозных убеждений граждан.
5. Обеспечение условий для полноценного функционирования религиозных объединений и недопущение деятельности деструктивных религиозных течений, подрывающих национальную безопасность, конституционные основы светского государства и способствующих радикализации отдельных групп населения.
6. Усиление информационно-просветительской работы среди населения, направленной на разъяснение мер, реализуемых государством по сохранению стабильности, межэтнического и межконфессионального согласия в обществе, формированию у граждан иммунитета к деструктивной религиозной идеологии.
Реализация государственной политики в религиозной сфере будет осуществляться уполномоченным органом в религиозной сфере во взаимодействии с заинтересованными государственными органами и институтами гражданского общества.
Раздел 2.Основные принципы и общие подходы государственной политики в религиозной сфере 2.1 Основные принципы развития государственной политики в религиозной сфере
Государственная политика в религиозной сфере на центральном и местном уровнях будет базироваться на следующих принципах:
1) комплексный подход к реализации государственной политики в религиозной сфере;
2) межведомственное взаимодействие, вовлечение усилий и ресурсов государственных и общественных структур для достижения поставленных целей и задач в религиозной сфере;
3) адресный и повсеместный охват всех целевых групп населения;
4) защита законных интересов и прав всех категорий граждан;
5) внедрение передовых методик мониторинга и диагностики ситуации в религиозной сфере для принятия системных управленческих решений;
6) оперативное предоставление информации об учебных программах духовных учебных заведений, методиках обучения;
7) целевое информационное обеспечениемероприятий, реализуемых государством в религиозной сфере;
8) учет характера и степени проявления угроз национальным интересам Республики Казахстан;
9) недопущение противозаконных действий религиозных объединений.
2.2 Общие подходы развития государственной политики в религиозной сфере 2.2.1 Совершенствование законодательства в религиозной сфере
Важнейшими направлениями эффективной государственной политики в религиозной сфере выступают ее правовое обеспечение и совершенствование законодательства в соответствии с требованиями и вызовами времени, в том числе в сферах информации и коммуникаций, образования, здравоохранения, культуры, спорта, государственной службы, местного самоуправления и иных сферах.
2.2.2 Укрепление светских принципов развития государства
Светское устройство государства – важное историческое достижение народа Казахстана.
Казахстан, обладая уникальными историко-культурными условиями, самобытностью общественного развития и спецификой религиозной сферы, реализует собственную модель государственно-конфессиональных отношений, признанную мировым сообществом.
Конституционная норма о светском характере государства является основополагающей характеристикой государственно-конфессиональных отношений в Республике Казахстан.
Социальные отношения, включая системы государственной службы, образования, культуры, спорта, здравоохранения, институты семьи и брака, а также другие сферы, относящиеся к компетенции государства, регулируются только законодательством.
Граждане должны быть патриотами своей страны и соблюдать интересы государства, поскольку оно в соответствии с основным законом страны – Конституцией создает для граждан необходимые условия для жизни, труда, охраны здоровья, безопасности, получения образования.
Интересы государственной политики в религиозной сфере заключаются в упрочении светских устоев государства, национально-культурных и исторических традиций народа, ограничении сферы влияния религий принципами морали и высокой этики.
1. Система государственного управления и государственной службы
Светские принципы являются основой развития и функционирования современного Казахстана.
В своей повседневной деятельности все граждане, независимо от отношения к религии, руководствуются, прежде всего, законами, требованиями иных нормативных правовых актов, а также внутренними правилами организаций всех форм собственности, если они не противоречат действующему законодательству.
Конституционное устройство государства исключает религиозный интерес при законотворчестве, формировании и функционировании органов государственной власти, этики должностных лиц.
Между государством и религиями устанавливаются особые отношения, при которых ни одна религия не может быть признана государственной или обязательной, а государственная политика строится не на установках какого-либо вероучения, а исходя из конкретных интересов обеспечения жизнедеятельности и безопасности граждан, общества и государства в целом.
В Казахстане, как демократическом, светском, правовом и социальном государстве, государственные решения принимаются исключительно на основе интересов всего общества, а не исходя из интересов какой-либо религии или отдельных ее последователей.
Казахстан признает ценность и обеспечивает свободу совести каждого гражданина.
Граждане страны вправе самостоятельно и без принуждения определять свое отношение к религии, либо вовсе не ассоциировать себя с той или иной религией и жить, не обращаясь к религиозным институтам.
Государство в лице государственных органов и государственных служащих не может принуждать граждан в какой-либо форме исповедовать или не исповедовать ту или иную религию, но способствует установлению отношений взаимного согласия и уважения между гражданами, исповедующими религию и не исповедующими ее, а также между различными религиозными объединениями.
В интересах обеспечения национальной, в том числе общественной, безопасности государство регулирует и управляет общественными отношениями.
В этих целях государство вправе давать рекомендации религиозным объединениям и вводить предусмотренные законом ограничения, не вторгаясь во внутренний мир и религиозные убеждения человека.
Светские принципы являются основополагающими для функционирования системы государственного управления и государственной службы.
Государственные служащие, добровольно поступая на государственную службу, должны неукоснительно соблюдать ряд обязанностей и ограничений, в том числе:
обязаны при осуществлении должностных полномочий быть беспристрастными и независимыми от деятельности религиозных объединений;
не должны использовать служебное положение и связанные с ним возможности в интересах религиозных объединений, в том числе для пропаганды своего отношения к ним.
Государственные служащие, в том числе занимающие руководящие должности, не могут открыто демонстрировать свои религиозные убеждения в коллективе, принуждать подчиненных служащих к участию в деятельности религиозных объединений.
Гражданские служащие государственных учреждений и предприятий при выполнении служебных и должностных обязанностей воздерживаются от пропаганды религии. При принятии ими управленческих решений религиозные предписания не должны браться за основу.
2. Система правоохранительных, специальных органов и Вооруженных Сил
Основной задачей правоохранительных, специальных органов и Вооруженных Сил является защита целостности и безопасности государства, его национальных интересов, единства и согласия народа.
Обязанностью военнослужащих является служение Отечеству в соответствии с законодательством и общевоинскими уставами Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан.
В системе правоохранительных, специальных органов и Вооруженных Сил не допускается пропаганда религии.
Воинская повинность не требует отказа от религиозных убеждений.
Военнослужащий может придерживаться своей веры, но реализация этой веры не должна осуществляться в ущерб служебной деятельности.
3. Средства массовой информации
Средства массовой информации предназначены для всех граждан страны, независимо от их религиозной и иной принадлежности, обеспечивая при этом нейтральное освещение вопросов религии и государственно-конфессиональных отношений.
Средства массовой информации должны способствовать продвижению светских принципов развития государства, казахстанской модели межконфессионального мира и согласия, профилактике религиозного экстремизма, а также недопущению религиозной розни и ксенофобии, пропаганды религиозности.
Канонические вопросы религий освещаются только средствами массовой информации, учрежденными зарегистрированными религиозными объединениями.
4. Система образования
Система образования играет фундаментальную роль в формировании у личности и общества казахстанского патриотизма, уважения к национальным и духовным традициям народа.
Основополагающими принципами системы образования в организациях образования, кроме духовных (религиозных), являются:
обеспечение государством светского характера системы образования;
установление ответственности педагогического состава за навязывание и культивирование религиозного мировоззрения;
обеспечение независимости внутреннего устройства и деятельности организаций образования от каких-либо религиозных принципов;
соблюдение обучающимися и воспитанниками, их родителями (законными представителями) правил внутреннего распорядка, выполнение других требований, предусмотренных уставом организации образования и договором о предоставлении образовательных услуг;
предоставление учащимся в процессе обучения и воспитания исключительно научных знаний о религиях;
недопустимость принуждения при обучении к вступлению в какое-либо религиозное объединение или пребыванию в нем;
недопустимость отказа учащихся от посещения учебных занятий по религиозным мотивам;
недопустимость проведения в организациях образования религиозных мероприятий и миссионерской деятельности;
соблюдение требований к форме одежды, установленной в организациях образования.
Преподавание курса "Светскость и основы религиоведения" в организациях образования направлено на формирование у учащихся научных знаний об особенностях и истории религиозных учений, воспитание молодежи в духе мира, культурного и религиозного многообразия.
5. Система здравоохранения
Обеспечение полноценного медицинского обслуживания граждан страны, независимо от их пола, расы, этнической принадлежности, языка, социального происхождения и вероисповедания, является первостепенной задачей социального государства.
Религиозные объединения могут вносить вклад в развитие общества, пропагандируя ценность жизни, важность соблюдения здорового образа жизни, а также отказ от наркомании, алкоголизма и иных вредных привычек.
Религиозные объединения и их представители в своей деятельности не должны призывать граждан отказываться от медицинской помощи в таких ситуациях, когда медицинское вмешательство необходимо в интересах сохранения здоровья и жизни человека.
Организациям здравоохранения необходимо:
вести разъяснительную работу среди лиц, отказывающихся от вакцинации, трансплантации органов, переливания крови и иной медицинской помощи по религиозным мотивам;
руководствоваться положениями Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года "О здоровье народа и системе здравоохранения", предусматривающими оказание медицинской помощи без согласия граждан в случаях прямой угрозы жизни пациента, наличия психического расстройства и других заболеваний, представляющих опасность для окружающих;
не допускать при оказании медицинской помощи медицинскими и фармацевтическими работниками каких-либо действий (бездействия) по их религиозным убеждениям, равно как и проведения (совершения) религиозных обрядов и церемоний, которые могут повлечь угрозу для жизни и здоровья пациентов.
6. Система культуры и спорта
Культура, являясь основой национальной идентичности граждан страны, проводником духовных традиций и общечеловеческих ценностей, представляет особый объект заботы государства.
Светское устройство Казахстана создает справедливые и равные условия для развития культур всех этносов и конфессий на территории государства.
Каждый гражданин Казахстана, независимо от этнического происхождения и отношения к религии, имеет право развивать свою культуру, традиции и язык, быть представленным во всех сферах общественной и государственной жизни.
Уважительное отношение к исторически сложившимся национальным традициям и обычаям казахского и других этносов является особенностью государства.
Все религиозные объединения в Казахстане должны обеспечивать признание своими представителями государственных символов, национальных и государственных праздников и уважительное отношение к ним.
Государство уделяет большое внимание сохранению историко-культурного наследия страны и культурных ценностей как важнейших составляющих мировой и отечественной культуры и искусства, независимо от их религиозной принадлежности.
Часть объектов мирового культурного и исторического значения Казахстана имеет религиозное значение. В республике имеются святые места, связанные с именами распространителей ислама и других религий, которые являются неотъемлемым наследием народа Казахстана и охраняются государством.
В настоящее время идет возрождение и строительство новых культовых зданий и сооружений различных конфессий.
Уникальная казахстанская модель светскости сформирована на основе общенациональной (гражданской) и культурной идентичности казахстанского народа.
Сегодня перед центральными государственными и местными исполнительными органами стоит задача дальнейшего сохранения и развития духовно-культурного наследия, отражающего самобытность и единство полиэтничного и многоконфессионального народа Казахстана.
Религии в казахстанском обществе могут вносить важный вклад в:
возрождение, сохранение и развитие морально-нравственных ценностей в обществе, преодоление в нем элементов бездуховности;
повышение уровня культуры в обществе;
развитие традиционных основ народа и противостояние проникновению в общество ложных ценностей;
повышение роли и значения института семьи и брака;
развитие ценностей культурного многообразия и межкультурного диалога в стране и на международном уровне.
Учреждениям культуры и спорта необходимо:
в целях недопущения в сфере культуры и спорта пропаганды религиозного превосходства строго следовать положениям законов Республики Казахстан от 2 июля 1992 года "Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия", от 15 декабря 2006 года "О культуре", от 3 июля 2014 года"О физической культуре и спорте";
активизировать работу творческой интеллигенции во всех сферах культуры по сохранению и дальнейшей популяризации культурного наследия казахстанского народа, недопущению его уничтожения под предлогом религиозных и иных предпочтений;
использовать потенциал деятелей культуры и спорта для противодействия религиозному экстремизму и радикализму;
консолидировать усилия по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию учащихся и тренерско-преподавательского состава спортивных школ республики;
формировать у спортсменов и их тренеров светское мировоззрение, культуру межконфессионального согласия, иммунитета к деструктивной идеологии;
содействовать государству и обществу в противодействии распространению идеологии экстремизма и радикализма в молодежной среде.
7. Социально-экономическая сфера
Социально-экономические отношения регулируются исходя из светских принципов государства, гарантирующих равные права и возможности для развития всех общностей и индивидов.
Государство, осуществляя взаимодействие с религиозными объединениями, исходит из того, что духовные и религиозные ценности должны способствовать развитию и процветанию страны, а не сдерживать их религиозными догмами.
Религиозные ценности могут оказывать позитивное влияние на социально- экономическое развитие:
придавать нравственный смысл содержанию экономической деятельности и экономической жизни. Религии призывают к справедливым экономическим отношениям, которые способствуют развитию человека и человечности;
продвигать в обществе ценности честного труда, качественного образования, получения профессии, постоянного повышения квалификации, формирования активной жизненной позиции граждан во благо собственной семьи и государства в целом;
способствовать развитию творческого и предпринимательского потенциала;
прививать уважение и стремление к наукам и инновациям;
призывать и побуждать человека практиковать социальную ориентированность бизнеса;
способствовать развитию благотворительности и меценатства, сохранению демографической устойчивости.
8. Укрепление института семьи
Одной из наиболее важных задач социального развития государства является сохранение института семьи и ее традиционных морально-нравственных ценностей. Поэтому государственная политика в системе семейно-брачных отношений нацелена, прежде всего, на укрепление и развитие института семьи, ее ценностей, ее защиту от влияния деструктивных идей.
В Казахстане допускается проведение религиозных обрядов при создании семьи, рождении детей, смерти кого-либо из членов семьи.
Вместе с тем только зарегистрированный в уполномоченных органах брак признается официальным, имеет юридическую силу и порождает соответствующие правовые последствия. В этой связи проведение обряда бракосочетания по религиозным правилам должно производиться исключительно после регистрации брака в уполномоченных органах в установленном законом порядке.
Религиозные объединения и их представители могут вносить вклад в упрочение в общественном сознании ценностей и идеалов традиционной семьи, сокращение фактов расторжения браков и разрушения семей, а также в повышение общей рождаемости среди населения страны.
В соответствии со светским принципом конституционного устройства государство может вмешиваться в воспитание детей родителями или иными их законными представителями в случаях, когда такое воспитание угрожает жизни, здоровью ребенка, ущемляет его права.
Совершеннолетние дети, вне зависимости от религиозных убеждений родителей или иных их законных представителей, имеют право самостоятельно определять свои религиозные или атеистические убеждения и предпочтения.
Права несовершеннолетних детей защищены законодательством. В частности, в соответствии с Законом Республики Казахстан "О религиозной деятельности и религиозных объединениях" руководители религиозных объединений обязаны принимать меры к недопущению вовлечения и (или) участия несовершеннолетних в деятельности религиозного объединения при возражении одного из родителей несовершеннолетнего или иных его законных представителей.
Согласно Закону Республики Казахстан от 8 августа 2002 года "О правах ребенка в Республике Казахстан" в отношении детей, не достигших совершеннолетнего возраста, религиозные обряды совершаются с согласия родителей или лиц, их заменяющих. Это означает также, что совершение религиозных обрядов, участником которых является несовершеннолетний, допускается только при наличии согласия обоих его родителей или лиц, их заменяющих.
9. Взаимодействие государства с религиозными объединениями
Государство регулирует деятельность религиозных объединений, направленную на привитие обществу гуманистических ценностей.
Для этого необходимо:
совершенствовать формы взаимодействия центральных государственных и местных исполнительных органов с религиозными объединениями;
оказывать всестороннюю поддержку тем общественным инициативам религиозных объединений, которые соответствуют целям государственной политики в религиозной сфере;
активно взаимодействовать с религиозными объединениями по широкому спектру вопросов в целях снижения уровня радикализации взглядов определенной части верующих, противодействия идеям радикальных религиозных течений, теологической дискредитации их идеологии;
обеспечить транспарентность и прозрачность организационной, финансово-хозяйственной и проповеднической деятельности религиозных объединений, действующих на территории страны;
оказывать поддержку деятельности религиозных объединений и их представителей, выступающих с призывами к верующим чтить государственные символы, уважать национальные и государственные праздники, активно участвовать в социально-экономической и общественно-политической жизни страны;
не допускать деятельности религиозных объединений, течений и их представителей, выступающих с призывами к верующим отказываться от исполнения конституционных норм, в том числе в части соблюдения принципов светского государства, а также не допускать пропаганды религиозного экстремизма и терроризма, что соответствует требованиям, в частности, но не ограничиваясь этим, статьи 3 Закона Республики Казахстан от 11 октября 2011 года "О религиозной деятельности и религиозных объединениях".
2.2.3 Общегосударственная система противодействия идеологии религиозного экстремизма и нейтрализации деятельности деструктивных религиозных течений
Республика Казахстан – часть мирового сообщества, ее история неразрывно связана с состоянием и динамикой развития современного мира, изменениями международной политики и экономики.
С учетом этого требуются:
повысить ответственность центральных государственных и местных исполнительных органов за реализацию государственной политики в религиозной сфере;
центральным государственным и местным исполнительным органам в пределах компетенции принимать административные и иные меры по пресечению деятельности деструктивных религиозных течений, включая подстрекательство к религиозному экстремизму, вовлечение лиц в псевдорелигиозную деятельность с использованием насилия или угрозы насилия;
совершенствовать механизмы взаимодействия уполномоченных государственных органов с местными исполнительными, правоохранительными и специальными органами в организации профилактической работы по дерадикализации, реабилитации и ресоциализации лиц, попавших под влияние идеологии радикальных религиозных течений, в том числе отбывающих и отбывших наказание в местах лишения свободы;
не допускать использования религиозного паломничества для проникновения и распространения идей деструктивных религиозных течений;
активно привлекать общественные объединения, в том числе ветеранские, женские и молодҰжные неправительственные организации, деятелей культуры и спорта к информационно-разъяснительной работе по актуальным вопросам религиозной сферы.
2.3 Периоды реализации Концепции и ожидаемые результаты
Реализация Концепции строится на принципах системности, последовательности и межведомственного взаимодействия.
Концепция конкретизирует компетенцию и сферы ответственности центральных государственных и местных исполнительных органов, институтов гражданского общества по вопросам реализации государственной политики в религиозной сфере.
Реализация заданных принципов и подходов государственной политики в религиозной сфере будет осуществляться на период 2017 – 2020 годов.
В течение данного периода будут:
1) подготовлена соответствующая правовая база;
2) выработана оптимальная модель межведомственного взаимодействия с определением компетенций центральных государственных и местных исполнительных органов, а также институтов гражданского общества по вопросам реализации государственной политики в религиозной сфере;
3) разработаны критерии и показатели эффективности местных исполнительных органов по реализации государственной политики в религиозной сфере;
4) разработана казахстанская модель взаимодействия государства с религиозными объединениями;
5) усовершенствованы механизмы сотрудничества государственных органов, научно-экспертного сообщества, средств массовой информации, общественных и религиозных объединений в реализации государственной политики в сфере религии;
6) обеспечена модернизация медийной работы, сконцентрированной на продвижении светских принципов развития страны, национальных, духовных традиций народа Казахстана;
7) разработан комплекс мер, направленный на повышение эффективности и результативности информационно-разъяснительной работы в религиозной сфере;
8) созданы серии тематических документальных фильмов, телепередач и социальных роликов о ценностях светского образа жизни, национальных духовных традициях народа и конфессий Казахстана, а также опасности религиозного экстремизма и фундаментализма;
9) разработаны меры по совершенствованию системы религиоведческого и религиозного образования;
10) проработан вопрос о внедрении в учебно-воспитательный процесс средних общеобразовательных организаций республики системы мер по противодействию религиозному экстремизму;
11) обеспечена государственная поддержка неправительственных организаций, специализирующихся в вопросах продвижения светских основ государства и профилактики религиозного экстремизма;
12) обеспечена деятельность центров по дерадикализации, реабилитации и дальнейшей ресоциализации лиц, подвергшихся радикальной религиозной идеологии;
13) реализован комплекс социальных, информационных и научно-образовательных проектов, направленных на контрпропаганду и неприятие в обществе идеологии религиозного экстремизма и радикализма;
14) совершенствована работа по повышению квалификации специалистов, участвующих в реализации государственной политики в религиозной сфере;
15) обеспечено продвижение в стране и за рубежом общенационального бренда "Съезд лидеров мировых и традиционных религий";
16) сформированы предложения на имя Главы государства по дальнейшему совершенствованию государственной политики в религиозной сфере, а также системы мер противодействия религиозному экстремизму.
Ожидаемые результаты реализации Концепции
Результатами реализации Концепции государственной политики в религиозной сфере должны стать:
1) в сфере совершенствования работы государственных органов:
создание механизма межведомственной координации и взаимодействия государственных органов всех уровней и институтов гражданского общества по реализации мероприятий в рамках Концепции;
прогнозирование тенденций, выявление закономерностей развития религиозной ситуации на ближайшую и долгосрочную перспективу, а также разработка предложений для своевременного принятия соответствующих решений;
укрепление в общественном сознании базовых светских ценностей;
достижение в обществе нулевой терпимости к любым действиям, связанным с радикальными и экстремистскими проявлениями в сфере религиозных отношений;
дальнейшее развитие собственной казахстанской модели и определение порядка взаимодействия между органами государственной власти и религиозными объединениями;
совершенствование точечной и адресной реабилитационной работы с приверженцами деструктивных религиозных течений, осужденными по статьям, связанным с экстремистской и террористической деятельностью, семьями осужденных;
активизация информационно-разъяснительной работы среди населения, особенно среди целевых и "проблемных" групп, направленной на компрометацию идеологии радикальных религиозных течений путем привлечения профессионально подготовленных служителей духовенства и пропагандистов;
2) в сферах средств массовой информации, образования, здравоохранения, культуры, а также социально-экономической сфере:
разработка теоретических и методологических основ по пропаганде светского характера государства и противодействию идеологии религиозного экстремизма и терроризма;
проведение научно-прикладных исследований для принятия политических, правовых, организационных и управленческих решений в религиозной сфере;
использование потенциала СМИ, образования, культуры, здравоохранения и спорта в дискредитации идей и раскрытии реального "облика" радикальных религиозных течений;
обеспечение транспарентности деятельности неправительственных организаций, занимающихся реализацией проектов по вопросам религий;
расширение и углубление информационно-просветительской работы реабилитационных центров с целевыми группами и лицами, осужденными за религиозный экстремизм и терроризм, в том числе по вопросу лишения гражданства за совершение таких деяний;
дальнейшее продвижение традиционной духовной культуры народа Казахстана в стране и за ее пределами.
Индикаторы Концепции:
1. Уровень поддержки государственной политики в религиозной сфере населением страны в 2018 году составит 89%, в 2020 году – 91%.
2. Уровень роста поддержки населением светских принципов развития государства в 2018 году составит 61%, в 2020 году – 63%.
3. Уровень роста информированности населения о религиозном экстремизме и противодействии его деструктивной идеологии составит в 2018 году 76%, в 2020 году – 78%.
Инструменты реализации Концепции
Положения настоящей Концепции будут реализованы через:
Государственную программу по профилактике религиозного экстремизма и терроризма в Республике Казахстан на 2017 – 2020 годы;
программы развития территорий;
План мероприятий по реализации Концепции государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан на 2017 – 2020 годы;
Стратегический план Министерства по делам религий и гражданского общества Республики Казахстан на 2017 – 2021 годы, утвержденный приказом Министра от 28 декабря 2016 года № 17.
Раздел 3. Перечень нормативных правовых актов, посредством которых предполагается реализация Концепции
Положения настоящей Концепции будут реализованы посредством следующих актов:
1) Конституция Республики Казахстан;
2) Гражданский кодекс Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года;
3) Кодекс Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года "О здоровье народа и системе здравоохранения";
4) Закон Республики Казахстан от 2 июля 1992 года "Об охране и использовании объектов истоpико-культуpного наследия";
5) Закон Республики Казахстан от 13 июля 1999 года "О противодействии терроризму";
6) Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 года "О средствах массовой информации";
7) Закон Республики Казахстан от 16 января 2001 года "О некоммерческих организациях";
8) Закон Республики Казахстан от 18 февраля 2005 года "О противодействии экстремизму";
9) Закон Республики Казахстан от 15 декабря 2006 года № 207"О культуре";
10) Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании";
11) Закон Республики Казахстан от 11 октября 2011 года "О религиозной деятельности и религиозных объединениях";
12) Закон Республики Казахстан от 6 января 2012 года "О национальной безопасности Республики Казахстан";
13) Закон Республики Казахстан от 16 февраля 2012 года "О воинской службе и статусе военнослужащих";
14) Закон Республики Казахстан от 3 июля 2014 года "О физической культуре и спорте";
15) Закон Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года "О государственной службе Республики Казахстан";
16) Указ Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года№ 922"О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года";
17) Указ Президента Республики Казахстан от 8 января 2013 года № 464 "О Государственной программе "Информационный Казахстан -2020" и внесении дополнения в Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 957 "Об утверждении Перечня государственных программ";
18) Указ Президента Республики Казахстан от 24 сентября 2013 года №648"О Государственной программе по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013 – 2017 годы";
19) Указ Президента Республики Казахстан "О Государственной программе по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2017 – 2020 годы" (*дата и номер Указа вписать после подписания);
20) Указ Президента Республики Казахстан от 1 марта 2016 года № 205 "Об утверждении Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 – 2019 годы";
21) постановление Правительства Республики Казахстан от 14 апреля 2014 года № 352 "Об утверждении перечня и критериев отбора предметов религиозного назначения, ввозимых религиозными объединениями, зарегистрированными в органах юстиции Республики Казахстан, которые освобождаются от налога на добавленную стоимость";
22) приказ исполняющего обязанности Председателя Агентства Республики Казахстан по делам религий от 23 июля 2013 года № 34 "Об утверждении Инструкции по определению расположения специальных стационарных помещений для распространения религиозной литературы и иных информационных материалов религиозного содержания, предметов религиозного назначения, а также помещений для проведения религиозных мероприятий за пределами культовых зданий (сооружений)";
23) приказ Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 23 апреля 2015 года № 147 "Об утверждении стандартов государственных услуг в сфере религиозной деятельности";
24) приказ исполняющего обязанности Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 22 мая 2015 года № 190"Об утверждении регламентов государственных услуг в сфере религиозной деятельности".
Заключительные положения
Реализация Концепции будет способствовать дальнейшему воплощению в жизнь основных ценностей и принципов Конституции Республики Казахстан в контексте новых геополитических реалий и своевременного реагирования на внутренние и внешние вызовы национальной безопасности.
Эффективность реализации Концепции, соответственно, безопасность, мир и стабильность в казахстанском обществе зависят от конструктивного взаимодействия, осознанного и активного участия всех государственных и неправительственных структур, институтов гражданского общества и каждого гражданина, ориентированных на защиту интересов государства.
Реализация государственной политики в религиозной сфере позволит решить приоритетные задачи развития светского Казахстана и обеспечения безопасного будущего страны, в которой в мире и согласии проживают представители различных конфессий и этносов.