Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить прилагаемый проект Грантового соглашения между Правительством Республики Казахстан и Организацией экономического сотрудничества и развития о реализации проекта "Поддержка реализации Функционального обзора".
2. Уполномочить Министра национальной экономики Республики Казахстан Сулейменова Тимура Муратовича подписать от имени Правительства Республики Казахстан Грантовое соглашение между Правительством Республики Казахстан и Организацией экономического сотрудничества и развития о реализации проекта "Поддержка реализации Функционального обзора", разрешив вносить изменения и дополнения, не имеющие принципиального характера.
3. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.
Премьер-Министр Республики Казахстан |
Б. Сагинтаев |
Одобрен постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 сентября 2017 года № 589 |
|
Проект |
Грантовое соглашение
между Правительством Республики Казахстан и Организацией экономического сотрудничества и развития о реализации проекта "Поддержка реализации Функционального обзора"
Правительство Республики Казахстан и Организация экономического сотрудничества и развития, здесь и далее по отдельности именуемые "Сторона" или вместе именуемые "Стороны",
согласились о нижеследующем:
1. Организация экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР) осуществляет проект в рамках проекта "Поддержка реализации Функционального обзора" (далее - проект), как указано в приложении 1 к настоящему Соглашению, являющемся его неотъемлемой частью.
2. Деятельность, охватываемая настоящим Соглашением, включена в Программу работ и бюджета ОЭСР на 2017 – 2018 годы (далее – ПРБ).
3. Правительство Республики Казахстан соглашается финансировать деятельность, которую ОЭСР осуществляет по проекту.
4. Продолжительность проекта составляет 16 месяцев с даты подписания настоящего Соглашения.
Статья 2. Бюджет и механизмы финансирования
1. Правительство Республики Казахстан настоящим обязуется предоставить ОЭСР 630000 (шестьсот тридцать тысяч) евро для покрытия расходов, связанных с реализацией проекта, как указано в приложении 2 к настоящему Соглашению, являющемся его неотъемлемой частью.
2. Взнос будет выплачен согласно следующему графику:
1) сумма в размере 315000 (триста пятнадцать тысяч) евро с даты подписания настоящего Соглашения и получения соответствующего счета от ОЭСР;
2) сумма в размере 157000 (сто пятьдесят семь тысяч) евро не позднее 15 апреля 2018 года, после получения соответствующего счета от ОЭСР;
3) сумма в размере 158000 (сто пятьдесят восемь тысяч) евро после получения конечных продуктов (оценки, руководящие принципы, методологии, указанные в настоящем Соглашении) и соответствующего счета от ОЭСР.
3. ОЭСР будет администрировать этот взнос в соответствии с финансовыми положениями и другими соответствующими правилами, политиками и процедурами ОЭСР, которые в настоящий момент предусматривают оплату возмещения административных затрат 5,3 % от общей суммы взноса. Расход будет отражен на счетах ОЭСР согласно общепринятым принципам бухгалтерского учета, и он может проверяться во время аудита в соответствии со стандартными правилами аудита ОЭСР.
Статья 3. Описание работ и отчетности
1. ОЭСР обязуется выполнять проект в соответствии с приложением 1 к настоящему Соглашению, являющемся его неотъемлемой частью.
2. В течение трех месяцев после завершения первого года проекта ОЭСР представит Правительству Республики Казахстан отчет о ходе проекта в повествовательной форме.
3. В течение шести месяцев после завершения проекта ОЭСР представит Правительству Республики Казахстан заключительный отчет в повествовательной форме.
4. В течение трех месяцев после завершения первого года проекта ОЭСР представит Правительству Республики Казахстан годовой отчет о расходах.
5. В течение шести месяцев после завершения проекта ОЭСР представит Правительству Республики Казахстан заключительный финансовый отчет о расходах.
6. Правительство Республики Казахстан соглашается, что требования к финансовой отчетности соблюдены в отчете о затратах в соответствии со стандартным форматом отчетности ОЭСР, как описано в приложении 3 к настоящему Соглашению, которое является его неотъемлемой частью.
Стороны предоставляют друг другу помощь и информацию, необходимые для осуществления проекта.
Любой обмен информацией между Сторонами адресуется:
для Правительства Республики Казахстан: Министерство национальной экономики Республики Казахстан; проспект Мәңгілік Ел, 8, +7 (7172) 74-39-38, 010000, г. Астана, район "Есиль", Казахстан, эл. почта: ai.smagulova@economy.gov.kz
для ОЭСР: Директорат ОЭСР по государственному управлению и территориальному развитию, Отдел обзоров государственного управления и партнерств, ул. Андре Паскаля, 2, 75775, Париж Седекс 16, Франция, эл. почта: Tatyana.Teplova@oecd.org.
Статья 5. Использование результатов проекта
1. Результаты проекта в любой форме остаются исключительной собственностью ОЭСР.
2. При соблюдении прав третьих сторон, а также правил и политик ОЭСР относительно классификации и исключения из классификации документов, если применимо, ОЭСР предоставляет Правительству Республики Казахстан неисключительное право использовать, копировать и распространять в некоммерческих целях конечные результаты, полученных в рамках проекта, финансируемых за счет данного взноса.
3. Правительство Республики Казахстан всегда должным образом признает авторское право ОЭСР, где это необходимо.
4. ОЭСР предоставляет Республике Казахстан неисключительное право переводить на русский и/или казахский языки результаты, полученные в рамках проекта, финансируемые в рамках настоящего Соглашения, при условии отдельного письменного соглашения между Сторонами, в соответствии со стандартными условиями ОЭСР.
5. Любые данные или информация, являющиеся собственностью Правительства Республики Казахстан, предоставленные ОЭСР в ходе проекта, остаются собственностью Правительства Республики Казахстан. ОЭСР имеет право использовать и/или включать указанные данные и информацию с целью подготовки своего отчета для осуществления проекта.
Любой спор, разногласие или претензия, возникающие из/или в отношении толкования, применения или выполнения настоящего Соглашения, включая существование, действительность или расторжение, которые не могут быть разрешены путем переговоров, разрешаются окончательным арбитражным разбирательством, имеющим обязательную силу, в соответствии с факультативными правилами арбитражного суда для международных организаций и государств постоянной палаты третейского суда, действительных на дату заключения настоящего Соглашения. Количество судей – один. Судья выбирается путем договоренности между Сторонами. Если такая договоренность не достигнута в течение трех месяцев после требования арбитража, судья назначается в соответствии с указанными выше правилами по требованию одной из Сторон. Арбитражный суд проходит в Париже, Франция, все производство и подаваемые объяснения должны быть на английском языке.
Статья 7. Привилегии и иммунитеты
Ничто в настоящем Соглашении не должно трактоваться как отказ от иммунитетов и привилегий ОЭСР как международной организации.
Статья 8. Изменения и дополнения
По взаимному согласию Сторон в настоящее Соглашение могут быть внесены изменения и дополнения, которые оформляются отдельными письменными протоколами и являются неотъемлемой частью настоящего Соглашения.
Настоящее Соглашение вступает в силу и действует после его подписания. Оно остается действительным и действующим до тех пор, пока обе Стороны не выполнят все обязательства, вытекающие из него. Подписано в двух оригинальных экземплярах на казахском, русском и английском языках. В случае расхождений между казахским, русским и/или английским текстами, вариант на английском языке является единственной подлинной версией.
Приложение 1 к Грантовому соглашению между Правительством Республики Казахстан и Организацией экономического сотрудничества и развития о реализации проекта "Поддержка реализации Функционального обзора" |
Техническое задание
Миссия Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) заключается в содействии политике, направленной на улучшение экономического и социального благосостояния людей во всем мире. ОЭСР представляет собой форум, на котором правительства могут работать вместе для обмена опытом и поиска решения общих проблем. ОЭСР работает с уникальными предлагаемыми преимуществами: ОЭСР интегрирует и согласовывает аналитическую работу, консультации, оценку, коллегиальный обзор, бенчмаркинг и реализацию политики. Это позволяет ОЭСР обеспечивать самые современные руководящие принципы, системные аналитические рамки, надежные оценки реализации и сравнительные, ориентированные на страны, а также на результат контрольные показатели и рекомендации в каждой из областей политики.
Реформа управления является одной из долгосрочных стратегических направлений ОЭСР. Институциональная эффективность и эффективность государственного управления являются стратегическими факторами, способствующими национальному и региональному инклюзивному росту. Миссия Директората по государственному управлению и территориальному развитию (ДГУТР) заключается в оказании помощи странам в разработке и осуществлении стратегических, основанных на фактических данных и инновационных политиках для укрепления государственного управления в качестве средства улучшения результатов для людей и бизнеса, повышая тем самым доверие граждан к Правительству.
Недавно принятые цели устойчивого развития (ЦУР) и Повестка дня устойчивого развития до 2030 года дают сигнал о том, что государственное управление должно играть ключевую роль в стимулировании инклюзивного роста и что для достижения амбициозных глобальных целей в области развития необходимы инклюзивные институты. Например, в ЦУР № 16 содержится призыв к созданию "эффективных, подотчетных и транспарентных институтов на всех уровнях", свидетельствующих о том, что международное сообщество признало необходимость и приверженность надлежащему государственному управлению и открытой политике и практике.
ОЭСР сотрудничает с Правительством Республики Казахстан в области государственного управления с 2012 года. В 2014 году ОЭСР проводил Обзор центрального аппарата Казахстана (Обзор 2014 года). Обзор 2014 года представил обширную, взаимосвязанную серию рекомендаций по реформе управления, охватывающую несколько приоритетных направлений Правительства. В 2015 – 2016 годах Правительство Республики Казахстан и ОЭСР участвовали в реализации Страновой программы (Страновая программа 2015 – 2016 годов), в том числе в области государственного управления, которая включала проведение ряда международных семинаров по вопросам политики для поддержки рекомендаций, вытекающих из Обзора 2014 года, и аналитической поддержки Правительства в области открытого Правительства, стратегического планирования и преобразования государственной реформы, децентрализации и гендерной политики.
В соответствии с "Планом нации – 100 конкретных шагов" касательно повышения открытости и подотчетности государства и повышения качества государственной службы целью данного проекта является продолжение оказания поддержки Правительству Республики Казахстан в плане разработки и реализации политики и услуг для граждан и бизнеса во всех регионах страны таким образом, чтобы эффективно удовлетворять потребности и достигать результатов.
Данный проект будет фокусироваться на приоритетах Правительства Республики Казахстан, в том числе в рамках "Плана нации – 100 конкретных шагов" и дальше будет нацелен на оказание дальнейшей поддержки Правительству в выполнении рекомендаций Обзора 2014 года и Страновой программы 2015 – 2016 годов. Различные компоненты имеют значительный потенциал для перехода в другие области, выделенные в рамках Страновой программы 2015 – 2016 годов (например, многомерный обзор, окружающая среда, образование и т. д.).
ОЭСР будет способствовать текущим идеям о реформе управления в Казахстане, оказывая консультативную поддержку Правительству в выполнении рекомендаций ОЭСР.
В отношении отдельных приоритетных рекомендаций, вытекающих из Страновой программы на 2015 – 2016 годы, предлагается ряд конкретных шагов по их реализации с обоснованием и описанием конкретных результатов. Роль ОЭСР будет заключаться в разработке инструментов, информировании о международной практике, сборе соответствующей информации и проведении семинаров по созданию потенциала в тесном сотрудничестве с Правительством Республики Казахстан.
Естественно, инициатива и ответственность за активное использование этих инструментов и эффективное выполнение рекомендаций лежит на Правительстве Республики Казахстан.
При осуществлении данного проекта ОЭСР будет применять ряд инструментов политики, разработанных ею для содействия эффективному осуществлению политических рекомендаций и максимального воздействия в долгосрочной перспективе. Эти инструменты политики были хорошо проверены в странах-членах ОЭСР и не членах; они основаны на хорошей международной практике и адаптированы к различным национальным условиям. В Казахстане эти инструменты будут применяться как на национальном, так и на региональных уровнях.
Во многих случаях эти инструменты принимают форму организованных по принципу "экспертных" семинаров-практикумов по созданию потенциала, которые ориентированы на обмен знаниями и их распространение на основе диалога и обмена знаниями между официальными и старшими должностными лицами Казахстана, их коллегами из ОЭСР, персоналом ОЭСР и международными сотрудниками высокого уровня и местных экспертов. Помимо горизонтальных мероприятий, включая семинары высокого уровня и участие Правительства Республики Казахстан в глобальных платформах передовой практики и политического диалога, проект будет оказывать помощь в реализации на различных этапах цикла политики, от проектирования до внедрения, мониторинга и оценки.
Мероприятия в рамках этого проекта будут связаны с созданием рабочих инструментов и специальных консультативных услуг по вопросам политики для поддержки осуществления рекомендаций ОЭСР, данных в рамках Страновой программы на 2015 – 2016 годы, а также для оказания поддержки Казахстану в решении новых политических приоритетов. Эти мероприятия будут проводиться на равных условиях с высоким уровнем знаний местных проблем и высокой осведомленностью о специфическом контексте Казахстана. Проект будет использовать дополнительную ценность широкой сети экспертов ОЭСР (старших должностных лиц стран-членов и партнеров).
Поддержка реализации будет обеспечена с помощью ряда круглых столов, семинаров и обновления политики с участием экспертов ОЭСР и партнеров в следующих областях:
A. Укрепление качества, прозрачности и потенциала национальных и местных государственных органов.
Анализ ОЭСР Страновой программы на 2015 – 2016 годы показал, что принципы подотчетности, прозрачности и участия граждан являются ключевыми областями, в которых, возможно, Казахстану, потребуются дальнейшие инвестиции, для реализации целей, поставленных в Президентском Плане нации "100 конкретных шагов". Таким образом, в рекомендациях ОЭСР указывается, что страна извлечет пользу при разработке четких и простых процедур и руководящих принципов при участии граждан, как для государственных служащих, так и для граждан, а также конкретных руководящих принципов, которые будут охватывать все соответствующие процедуры, касающиеся функционирования общественных советов, в целях снижения рассмотрения каждым уровнем власти.
Кроме того, местные органы власти сталкиваются с некоторыми основными проблемами в реализации политики открытого Правительства. Закономерно, что местные органы являются ключевыми действующими лицами в рамках цикла открытой правительственной политики, поскольку они находятся ближе к потребностям граждан. Важно отметить, что ограниченные возможности и ресурсы на местном уровне и другие региональные особенности (такие, как географическая отдаленность или централизованная национальная администрация) могут препятствовать вертикальной координации политики. Таким образом, предлагаемые мероприятия будут способствовать устранению выявленных недостатков и направлены на поддержку эффективного осуществления Президентского Плана нации "100 конкретных шагов" и рекомендаций ОЭСР.
Мероприятия и результаты, которые должны быть предоставлены ОЭСР, направлены на поддержку осуществления этих рекомендаций:
I) пилотная программа для поддержки выполнения рекомендаций руководства ОЭСР на местном уровне, со следующими компонентами:
а) обмен опытом со странами-членами ОЭСР через проведение круглого стола на местном уровне:
потенциал местных общественных советов, включая мониторинг качества государственных услуг и процессов принятия решений;
участие гражданского общества в оценке деятельности местных исполнительных органов, включая его эффективность, оперативность и открытость;
б) разработка целевых рекомендаций по укреплению потенциала местных исполнительных органов в Казахстане на основе конкретных вопросов и ограничений, с которыми сталкивается пилотная местная администрация;
II) поддержка выполнения рекомендаций ОЭСР в рамках Страновой программы на 2015 – 2016 годы по открытому Правительству Казахстана посредством подготовки Руководства для национального и местного уровня, в котором, среди прочего, будет указано следующее:
процедуры для государственных служащих и граждан на национальном и местном уровнях по вовлечению граждан путем проведения семинара по наращиванию потенциала;
Руководящие принципы по функционированию местных общественных советов.
Результаты:
Оценка потенциала местных органов власти в 1 пилотном регионе для внедрения политики открытого Правительства и эффективного управления, сопровождаемого целевыми рекомендациями:
1) международный семинар, комбинирующий местный и национальный уровни.
2) Руководство для реализации рекомендаций ОЭСР по открытому Правительству для Казахстана (комбинированное) на национальном и местном уровнях (включая Руководящие принципы местных советов, Руководящие принципы по процедурам привлечения граждан и т.д.).
B. Управление рисками как компонент государственного управления и стратегического планирования.
Правительство Республики Казахстан взяло на себя обязательство по разработке общегосударственной стратегии и подхода по управлению рисками в рамках стратегического планирования. Данное обязательство соответствует рекомендациям ОЭСР в рамках Обзора 2014 года и Страновой программы на 2015 – 2016 годы, которые подчеркивают важность разработки Руководящих принципов по управлению рисками и служат необходимым инструментом и поддержкой для внедрения этих Руководящих принципов. С этой целью данное направление может сосредоточиться на поддержке казахстанских властей в достижении цели по разработке и внедрению эффективной системы управления рисками. Также делается акцент на наращивание стратегического потенциала государственных органов в Казахстане для выявления и управления рисками, как частью политического цикла. Данная работа может включать в себя ряд следующих взаимосвязанных мероприятий:
I. Разработка Руководства по оценке риска.
Первым шагом для разработки подхода управления рисками в рамках стратегического планирования является определение методологии по выявлению и оценке прямых и косвенных последствий и возможного воздействия политических мер, а также неопределенностей, влияющих на каждый из этих элементов. Данная методология послужит основой по изменению подхода оценки эффективности деятельности государственных органов. В настоящее время проводимая оценка эффективности основывается на результатах завершения процедур (мероприятий), тогда как новая оценки эффективности будет ориентироваться на достижение целей и повышение использования оценки воздействия политики. ОЭСР будет содействовать важной роли стратегического планирования, в частности в разработке адаптированных к конкретному контексту казахстанской политики Руководства по оценки воздействия и факторов неопределенности, основываясь на практику стран-членов ОЭСР. В Руководящих принципах будет предложена основа для рассмотрения стратегических целей, индикаторов эффективности и положений об управлении рисками в процессе разработки стратегических планов министерств и государственных органов.
Результат:
Руководство по оценке рисков, направленное на выявление и оценку результатов политики и неопределенностей в развернутом виде.
II. Разработка положений по управлению рисками в стратегических планах министерств по применению Руководства по оценке рисков.
Это мероприятие будет включать применение Руководства по оценке рисков (предложение по разработке выше в B.I.), сосредоточивание на основных факторах, влияющих на стратегические планы министерств, и разработку подходящих вариантов по управлению рисками. Результат анализа будет использован в разделе управления рисками стратегических программ пилотных министерств. Один из подобных пилотных экспериментов может также касаться документов планирования более высокого уровня, например, как долгосрочная программа развития или государственная программа. Далее проект будет проведен совместно с соответствующими органами Правительства.
Результаты:
Методология по разработке и оценке разделов по управлению рисками в стратегических планах.
Разделы по управлению рисками в 1 пилотном государственном органе.
III. Оценка потенциала в области управления рисками и разработка эффективной инфраструктуры управления рисками в Правительстве и министерствах.
Данный шаг направлен на оказание помощи в оценке потенциала по внедрению и регулярному проведению оценки в центральном Правительстве и министерствах. Оценка поможет сформировать эффективную инфраструктуру управления рисками для Правительства (департаменты стратегического планирования министерств, планирование контроля в Правительстве). Данная инфраструктура будет отвечать за применение и мониторинг положений по управлению рисками в государственной политике. Информация (данные) будет собрана посредством интервью и опросников, которые будут направлены всем министерствам и исполнительным органам.
Результаты:
Оценка потенциала во всех министерствах и центральных государственных органах.
Предлагаемая модель управления рисками и инфраструктуры в отраслевых министерствах и центральных государственных органах.
Консультация по потенциалу управления рисками в центральном Правительстве и министерствах на основании оценки исследования министерств и существующей практики в странах-членах ОЭСР.
Семинар по укреплению потенциала в области управления рисками для представителей всех министерств и государственных органов.
С. Укрепление основы и потенциала для оценки эффективности программ и политики.
В рекомендациях по оценке реформы управления, включенных в Страновую программу на 2015 – 2016 годы, подчеркивается необходимость укрепления автономии министерств путем укрепления их потенциала для проведения анализа политики и оценки эффективности их мероприятий.
Необходимы дальнейшие инвестиции для развития необходимых навыков, компетенций и аналитического потенциала среди государственных служащих для эффективного определения приоритетов политики и программ и анализа потенциальных и реальных последствий вариантов политики и конечных политических последствий. Эта работа будет сосредоточена на укреплении необходимых индивидуальных, организационных и институциональных возможностей политики в Правительстве Республики Казахстан для эффективной оценки программ и анализа политики и поддержки процесса делегирования более значительных полномочий министерствам, обеспечивая при этом эффективное выполнение основных политических приоритетов. Это соответствует целям, установленным Президентом в Плане нации "100 конкретных шагов" по децентрализации определенных государственных функций, в том числе и на центральном уровне, так и для расширения возможностей отдельных министерств для выполнения их мандатов, а также с текущими усилиями Правительства по совершенствованию и рационализации системы стратегического планирования. Кроме того, предлагаемая работа будет поддерживать усилия Правительства по разработке политики и институциональных основ для оценки эффективности программ и политики как на уровне всего Правительства, так и на уровне министерств. Данная работа будет также поддерживать включение требования об оценке эффективности государственной политики в процесс политики и планирования, чтобы понять, какие политики и программы оказывают желаемое воздействие, а какие нет.
С этой целью предлагается:
I. Разработка методологической базы (инструкции) оценки политики и воздействия
Первым шагом реализации будет разработка общей методологии для определения и оценки вклада, результатов и возможного воздействия программ и политики. Методология будет охватывать различные области разработки политики, имеющие отношение к государственным органам Республики Казахстан, и предлагать разнообразный инструментарий, отражающий состояние дел в области оценки политики и воздействия. ОЭСР будет оказывать помощь в разработке методологии оценки политики и воздействия на основе практики стран-членов ОЭСР, и она будет адаптирована к конкретному контексту разработки политики в Казахстане, в частности в том, что касается важной роли стратегического планирования. Данная методология будет соответствовать руководящим принципам управления рисками, предложенным выше.
Результаты:
Направления оценки политики и воздействия;
Разработка методологической базы влияния методов и инструментов оценки и воздействия;
Практическая поддержка внедрения методологической инструкции по оценке политики и воздействия в 1 пилотном отраслевом государственном органе.
II. Оценка потенциала министерств в области оценки политики и оценки воздействия
Это мероприятие будет направлено на оценку возможностей внедрения и регулярного проведения оценки политики и воздействия, а также выводов относительно эффективности и действенности программ и политик. Данная оценка поможет настроить эффективную инфраструктуру оценки политики для центральных государственных органов. Эта информация будет собрана посредством серии интервью и опросного листа, разосланного всем министерствам и ведомствам.
Результат:
Оценка потенциала министерств в области оценки политики и воздействия.
III. Разработка порядка проведения оценки политики и воздействия в государственных органах
Заключительным этапом в совершенствовании практики оценки воздействия будет разработка порядка эффективной оценки политики в центральных государственных органах. Данный порядок будет основополагающим в проведении оценки политики и воздействия для информирования государственных органов в случаях, когда это требуется законом или другими объективными факторами (такими как размер проектов).
Результаты:
Порядок проведения оценки политики и воздействия в государственных органах;
Семинар по повышению квалификации по оценке политики и воздействия для представителей всех государственных органов.
Д. Поддержка стратегической трансформации Правительства Республики Казахстан.
В настоящее время в Республике Казахстан проводится Комплексный план приватизации на 2016 – 2020 годы с целью уменьшения доли участия государства в экономике страны и повышения конкуренции на рынке. В процессе приватизации Правительство столкнулось с двумя вызовами: первое – это проблема расчета доли участия и определения достаточной степени участия государства в секторах экономики; второе – оценка рисков и эффективности приватизации посредством анализа деятельности новых частных собственников и макроэкономических показателей Казахстана.
I. Поддержка разграничения доли и роли участия государства в экономике. Как указано в отчете 2016 года по государственному управлению Страновой программы на 2015 – 2016 годы, Комплексный план приватизации повлечет за собой радикальную трансформацию роли государства в экономике, поскольку размер государственного участия будет существенно сокращаться и его роль будет трансформирована. В частности, государство будет играть важную роль в обеспечении того, чтобы общественные услуги были сохранены, где необходимо, включая обеспечение и повышение качества товаров, услуг и работ, предоставляемых приватизированными компаниями обществу, учитывая их важность для социального и экономического развития страны. Следовательно, важно определить методологию, которая поможет государству высчитывать точную долю и роль государственного участия. В данном случае существуют несколько вариантов методологии, которые основываются на соотношении таких показателей как ВДС, активы компании, количество работников компании к ВВП или другим индикаторам. Кроме того, необходимо ясно определить степень "достаточности" участия государства посредством разделения на отдельные сектора экономики.
Результаты:
Методология по определению доли и роли участия государства в экономике страны на основе опыта стран ОЭСР, которые прошли похожие приватизационные процессы;
Методология по определению уровня и характера участия государства в экономике путем деления экономики на сектора на основе опыта стран ОЭСР с похожими условиями экономики.
II. Поддержка управления и мониторинга рисков приватизации. Государство и новые частные компании подвергаются рискам в процессе приватизации. Данные риски включают в себя, помимо другого: сохранение рабочих мест, потерю некоторых видов деятельности, сокращение или ухудшение уровня или качества видов услуг и т.д. Поэтому эффективные механизмы управления рисками в приватизационных процессах являются основным компонентом.
Более того, зачастую государству сложно указать какие критерии и индикаторы (привлечение инвестиций, увеличение капитала, сохранение и увеличение рабочих мест, рост заработных плат и другие) адекватно отражают эффективность приватизированной компании. Таким образом, определение механизмов и критериев для мониторинга деятельности новых приватизированных компаний, с учетом сегментирования на их виды деятельности, будет важным для эффективности пост-приватизационного процесса.
Также государство играет важную роль в отслеживании макроэкономического и мультипликативного эффекта приватизации на национальную экономику страны в целом. Данный вопрос представляется особенно сложным в силу размытости и сложности определения вклада каждой приватизированной компании в макроэкономические показатели страны.
Результаты:
Разработка механизмов расчета и снижения приватизационных рисков для государства;
Определение критериев и индикаторов для мониторинга на уровне государства эффективности приватизированных компаний с учетом сегментации их видов деятельности;
Разработка методологии по расчету макроэкономического эффекта приватизации на национальную экономику страны.
E. Улучшение доступности услуг правосудия для граждан и бизнеса.
Опираясь на результаты работы ОЭСР в области инноваций в государственном секторе и доступа к правовой помощи и системе правосудия, ОЭСР может способствовать продвижению реформ Казахстана через многоуровневый подход, состоящий из нескольких сегментов, которые могут быть реализованы в несколько этапов. Ниже приводятся мероприятия, предложенные для осуществления на первом этапе.
I. Укрепление области взаимодействия между гражданами и общественностью: процедуры административного правосудия
Эффективное административное правосудие и доступ к правосудию являются основными компонентами надлежащего управления, надежного инвестиционного климата, инклюзивного роста и верховенства закона. В настоящее время Казахстан проводит масштабные реформы, направленные на расширение доступа и доверия граждан и бизнеса к службам правосудия, а также повышение качества предоставления услуг правосудия в соответствии с международными стандартами и результатами деятельности. В 2015 году Президент Нурсултан Назарбаев представил ряд мер по "обеспечению верховенства закона" в рамках Плана нации "100 конкретных шагов". Тем не менее, несмотря на значительные успехи, проблемы остаются.
Административное правосудие играет важную роль в защите индивидуальных прав в государственных органах. Концепция правовой политики в Казахстане на 2010 – 2020 годы предусматривает создание административной юстиции, которая будет существовать параллельно с уголовным и гражданским правосудием. Основное внимание административной юстиции будет уделено проблемам между гражданами и государством (должностными лицами, государственными органами и т.д.). Суды также будут рассматривать конфликты между местным самоуправлением и исполнительными органами. Цель состоит в том, чтобы обеспечить эффективные механизмы разрешения споров между частными заинтересованными сторонами (деловыми кругами, гражданами) и государственными учреждениями (включая между этими учреждениями) и улучшить работу государственного сектора. Суды также рассмотрят конфликты, связанные с предоставлением государственных услуг.
Казахстан инвестировал в реформирование своих административных процедур правосудия путем разработки проекта Административного процессуального Кодекса. Для оказания поддержки Казахстану в продвижении его административной юстиции ОЭСР будет консультировать Казахстан в этой области (через соответствующие заинтересованные стороны, включая Верховный суд) для рассмотрения текущего проекта Административного процессуального Кодекса с целью обеспечения его приведения в соответствие с хорошей международной практикой. Обзор будет сопровождаться обсуждением вопросов политики и обменом надлежащей международной практикой по различным аспектам разумного административного правосудия.
Результаты:
Обзор ОЭСР проекта Административного процессуального Кодекса;
Международный семинар/круглый стол, на котором будет рассмотрен опыт государств-членов ОЭСР в модернизации административного правосудия, включая процедурные аспекты.
II. Укрепление коммерческих и инвестиционных механизмов урегулирования споров
Данный компонент будет сосредоточен на оценке механизмов коммерческих и инвестиционных споров в Казахстане. Оценка будет основана на углубленном анализе законодательства и услуг, связанных с коммерческой деятельностью, для измерения эффективности и определения потребностей. Оценка будет включать в себя двойной анализ, предусматривающий (1) оценку статуса-кво и (2) рекомендации по разработке правовой базы, которая обеспечит создание благоприятной среды для бизнеса.
Результаты:
Анализ направлений и законности казахстанского бизнеса требует выявления пробелов в юридических и правовых услугах. Основываясь на компоненте Е.1., он будет сосредоточен, в частности, на законодательной базе и институциональных услугах, связанных с началом и регистрацией бизнеса, их ежедневной хозяйственной деятельностью и защитой инвесторов в целях стимулирования процветающей экономики. Оценка, анализирующая текущее коммерческое и инвестиционное законодательство на основе масштабной работы ОЭСР по вопросам корпоративного управления, инвестиций, упрощения административных процедур и государственного управления. Эта оценка будет направлена на выявление областей, где закон создает излишнее административное бремя для казахстанских компаний (сложные или ненужные процедуры, необоснованные требования для представления официальных документов и т.д.).
Обзор качества услуг, предоставляемых коммерческими судами, и механизмов разрешения инвестиционных споров с точки зрения бизнеса и инвестора. В ходе обзора будут рассмотрены аспекты разрешения коммерческих споров, которые влияют на продолжительность и качество процедуры, независимость и связь.
Данная работа будет включать в себя консультации с целевыми группами и заинтересованными сторонами (например, предприятия, инвесторы, арбитры), сравнительный анализ, основанный на передовой практике разрешения коммерческих споров в других странах ОЭСР, и окончательную оценку, отражающую механизмы, условия и пробелы коммерческой юридической помощи и служб правосудия. Также будут выработаны рекомендации в отношении основных процессов эффективности и управления коммерческими и инвестиционными службами правосудия. Кроме того, могут рассматриваться инициативы в области информационно-коммуникационных технологий, а также структур и процессов обеспечения исполнения арбитражных решений.
Это мероприятие будет сопровождаться 1 международным семинаром/круглым столом, в котором будет представлен опыт государств-членов ОЭСР по механизмам разрешения споров для инклюзивного роста.
Аналитическая и имплементационная поддержка будет адаптирована к потребностям, выявленным заинтересованными сторонами в Казахстане, и будет направлена на поддержку усилий Правительства Республики Казахстан по продвижению Президентского Плана наций "100 конкретных шагов". Данное мероприятие также поддержит страну в достижении своей цели войти в число 30 топ стран к 2050 году путем создания платформ для обмена подходами стран и передовой практикой между странами-членами ОЭСР и Казахстаном в укреплении государственного управления. Эта работа будет также включать участие международных экспертов в выявленных областях и экспертных оценках и будет осуществляться в партнерстве с заинтересованными сторонами на национальном и местном уровнях.
Предлагаемый анализ и рекомендации также будут отнесены к лучшей международной практике и сравнительные данные, связанные с реформами в области управления, выявят улучшения, которые могут быть сделаны в отношении текущей деятельности по осуществлению реформы, и предложить целенаправленные рекомендации в отношении политики.
Проект будет реализовываться посредством серии миссий, обзоров документов, анализа и оценки, организованных в течение 16-месячного периода с даты подписания Грантового соглашения.
Расходы, понесенные с 15 августа 2017 года в связи с запуском миссии и сбором данных, запланированной на начало сентября 2017 года, будут охватываться настоящим Соглашением. Миссия запланирована на начало сентября 2017 года, в целях, чтобы собрать необходимую информацию для достижения ключевых этапов для Правительства Республики Казахстан, которые требуют подготовки результатов в сентябре-октябре 2017 года, как указано в предварительном графике ниже.
Описанные мероприятия будут завершены в соответствии со следующим предварительным календарным планом:
Мероприятие | Предварительные даты |
---|---|
Запуск миссии | Сентябрь 2017 г. |
Сбор данных для компонентов B, C, D и E | |
Вторая миссия | Октябрь-ноябрь 2017 г. |
Неделя Евразии ОЭСР | |
Сбор данных для компонента А | |
Консультации по установлению фактов, внедрению и разработке инструментов для компонентов B, C и D. | |
Третья миссия | Февраль 2018 г. |
Оценка пилотного региона и проведение круглого стола на местном и национальном уровнях по передовой практике ОЭСР по вопросам открытого Правительства, включая вовлечение граждан (компонент А) | |
Обсуждение подготовки Руководящих принципов в отношении: а) процедур для государственных служащих и граждан на национальном и местном уровнях по вовлечению граждан; б) функционирования местных общественных советов (компонент А) | |
Четвертая миссия - Мероприятия по имплементации и встречи с заинтересованными сторонами | Апрель 2018 г. |
Семинар по риск менеджменту (компонент В). | |
Обсуждение инструментов для оценки политики и воздействия (компонент С) | |
Проект анализа потенциала государственных органов в области оценки политики и воздействия (компонент С) | |
Пятая миссия – мероприятия по реализации и встречи с заинтересованными сторонами | Июнь 2018 г. |
Представление оценки по открытому Правительству пилотного региона, включая целевые рекомендации. | |
Семинар по повышению квалификации по оценке политики и воздействия (компонент С). | |
Представление результатов оценки ОЭСР по коммерческим и инвестиционным спорам в Казахстане (компонент Е.II) | |
Шестая миссия (либо в Казахстане, либо в государстве-члене ОЭСР). | Июнь 2018 г. |
Завершение миссии – запуск миссии, обсуждение на высоком уровне выводов и последующих шагов | Ноябрь 2018 г. |
Встречи со старшими должностными лицами и заинтересованными сторонами. |
Ожидается, что этот проект будет способствовать улучшению государственного управления в Казахстане путем предоставления конкретных инструментов и методологий для реализации рекомендаций ОЭСР. Проект также будет поддерживать наращивание потенциала среди ключевых государственных служащих и других соответствующих заинтересованных сторон путем поддержки обмена передовыми методами. В свою очередь, этот потенциал может быть использован для дальнейшего внедрения в практику и подходы Правительства Республики Казахстан для разработки и внедрения эффективного, открытого и подотчетного государства.
Приложение 2 к Грантовому соглашению между Правительством Республики Казахстан и Организацией экономического сотрудничества и развития о реализации проекта "Поддержка реализации Функционального обзора" |
Предполагаемый бюджет в евро
Категория | Общая стоимость евро |
---|---|
Персонал | 257 613 |
Операционные расходы (ИТ, рабочее место) | 27 519 |
Консультанты | 108 000 |
Стоимость миссии ОЭСР | 48 200 |
Расходы миссии по экспертам ОЭСР | 96 000 |
Прочие расходы (публикация окончательных оценок (до 50 экземпляров), перевод рабочих документов, устный перевод и т.д.) | 40 833 |
Прочие операционные расходы | 18 445 |
Административный сбор ОЭСР за ведение гранта | 33 390 |
ОБЩИЕ ПРЯМЫЕ ЗАТРАТЫ | 630 000 |
Примечание: Перерасход средств по одной статье может быть компенсирован за счет недорасхода по другой статье, оставаясь при этом в рамках общего бюджета.
В смете учитываются затраты, связанные с подготовкой обзора ОЭСР. Необходимо отметить, что данная смета не охватывает следующее:
финансирование организации, работы и поездок официальных лиц из Казахстана;
логистические и организационные затраты внутри страны в ходе работы миссий (кроме проживания, авиаперелетов в/из Казахстана, внутренних перелетов внутри Казахстана, питания группы ОЭСР — все это входит в смету);
стоимость любого мероприятия, посвященного запуску проекта в Казахстане (презентации или конференции после просмотра), кроме расходов на миссию для сотрудников ОЭСР, участвующих в запуске, и услуг по синхронному переводу;
командировки представителей Казахстана на заседания в ОЭСР (если с Казахстаном не было достигнуто иной договоренности);
перевод окончательных документов (оценок, руководств, методологий) на казахский или русский языки, если требуется.
Проект будет вестись на английском языке. Результаты исследования будут обсуждены участвующими сторонами. ОЭСР поделится результатами своих исследований с Правительством Республики Казахстан.
Приложение 3 к Грантовому соглашению между Правительством Республики Казахстан и Организацией экономического сотрудничества и развития о реализации проекта "Поддержка реализации Функционального обзора" |
ОЭСР Организация экономического сотрудничества и развития |
Ваши реквизиты: донор и ссылка: ХХХ
Наши реквизиты: XXX
Область: XXX
Ссылка: описание области расходов
Сумма взноса: XXX евро
Период с ДД/ММ/ГГ по ДД/ММ/ГГ
Наименование затрат Сумма в евро
Персонал XXX
Операционные расходы (ИТ, рабочее место) ХХХ
Консультанты XXX
Стоимость миссии ОЭСР ХХХ
Расходы миссии по экспертам ОЭСР ХХХ
Иные расходы (публикация, перевод) XXX
Иные операционные расходы ХХХ
ОЭСР, сбор за ведение гранта XXX
Директор Глава бухгалтерского отдела
ОЭСР ОЭСР
Область затрат