Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить прилагаемый проект Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Организацией экономического сотрудничества и развития о реализации проекта "Стимулирование развития сельскохозяйственной кооперации в Республике Казахстан" Страновой программы Республики Казахстан на 2017 – 2018 годы.
2. Уполномочить Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан – Министра сельского хозяйства Республики Казахстан Мырзахметова Аскара Исабековича подписать от имени Правительства Республики Казахстан Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Организацией экономического сотрудничества и развития о реализации проекта "Стимулирование развития сельскохозяйственной кооперации в Республике Казахстан" Страновой программы Республики Казахстан на 2017 - 2018 годы, разрешив вносить изменения и дополнения, не имеющие принципиального характера.
3. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.
Премьер-Министр Республики Казахстан |
Б. Сагинтаев |
Одобрен постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 декабря 2017 года № 835 |
|
Проект |
Соглашение между
Правительством Республики Казахстан и Организацией экономического сотрудничества и развития о реализации проекта "Стимулирование развития сельскохозяйственной кооперации в Республике Казахстан" Страновой программы Республики Казахстан на 2017 - 2018 годы
Правительство Республики Казахстан и Организация экономического сотрудничества и развития, здесь и далее по отдельности именуемая "Сторона" или совместно именуемые "Стороны", согласились о нижеследующем:
1. Организация экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР) будет осуществлять проект "Стимулирование развития сельскохозяйственной кооперации в Республике Казахстан" (далее – проект) согласно приложению к настоящему Соглашению.
2. Правительство Республики Казахстан соглашается финансировать работу, которую ОЭСР выполняет в рамках проекта.
3. Продолжительность проекта занимает приблизительно 24 месяца с момента вступления в силу настоящего Соглашения.
Статья 2. Бюджеты и механизмы финансирования
1. Правительство Республики Казахстан обязуется предоставить ОЭСР взнос в размере 400000 евро (четыреста тысяч евро) в счет покрытия расходов на осуществление проекта.
2. Взнос будет выплачен в соответствии со следующим графиком:
1) первый платеж в размере 50 % (пятьдесят процентов) в размере 200000 евро (двести тысяч евро) будет произведен в течение 30 (тридцать) дней с момента вступления в силу настоящего Соглашения и получения соответствующего счета-фактуры от ОЭСР;
2) второй платеж в размере 50 % (пятьдесят процентов) в размере 200000 евро (двести тысяч евро) будет произведен до 25 декабря 2018 года на момент предоставления счета от ОЭСР.
3. ОЭСР будет управлять этим взносом в соответствии с его финансовыми положениями и другими соответствующими правилами, политикой и процедурами ОЭСР, которые в настоящее время предусматривают взимание административных расходов за издержки в размере 6,3 % от общей суммы взносов. Расходы будут отражаться на счетах ОЭСР, которые следуют общепринятым принципам бухгалтерского учета и подлежат аудиту в соответствии со стандартными правилами аудита ОЭСР.
Статья 3. Описание деятельности и отчетности
1. ОЭСР осуществляет проект, как описано в приложении к настоящему Соглашению, являющемся его неотъемлемой частью.
2. В течение трех месяцев после завершения первого года проекта ОЭСР представит Правительству Республики Казахстан годовой отчет о ходе реализации проекта.
3. В течение шести месяцев после завершения проекта ОЭСР представит Правительству Республики Казахстан заключительный отчет и окончательный финансовый отчет по расходам.
4. Правительство Республики Казахстан соглашается с тем, что требования к финансовой отчетности удовлетворяются с изложением расходов в соответствии со стандартным форматом отчетности ОЭСР.
Стороны оказывают друг другу взаимную помощь и предоставляют информацию, необходимую для осуществления проекта.
Любой обмен информацией между Сторонами направляется:
для Правительства Республики Казахстан: 010000, Казахстан, Астана, Левый берег, Дом Правительства, тел .: +7 (7172) 74 50 17.
для ОЭСР: Программа конкурентоспособности Евразии ОЭСР, Секретариат глобальных отношений, 75775, Франция, Париж Cedex 16, 2, rue André-Pascal, эл. адрес: jolanta.chmielik@oecd.org.
Статья 5. Использование результатов проекта
1. Результаты проекта в любой форме являются исключительной собственностью ОЭСР.
2. При соблюдении прав третьих лиц, а также правил и политики ОЭСР по классификации и рассекречиванию документов, если это применимо, ОЭСР предоставляет Правительству Республики Казахстан право использовать, копировать и распространять в некоммерческих целях окончательные отчеты, подготовленные в рамках мероприятий, финансируемых за счет настоящего взноса. Если иное не предусмотрено ОЭСР, Правительство Республики Казахстан признает право собственности ОЭСР по отработке. Окончательные отчеты будут включать подтверждение вклада Правительства Республики Казахстан в проект.
3. Любые данные или информация, являющиеся собственностью Правительства Республики Казахстан, предоставленные ОЭСР в ходе проекта, остаются собственностью Правительства Республики Казахстан. ОЭСР имеет право использовать и/или включать указанные данные и информацию в свои отчеты, публикации и т.д. Также ОЭСР может использовать указанные данные и/или информацию для других целей, связанных с ее исследовательской деятельностью.
Любой спор, разногласие или претензия, возникающие из или в отношении толкования, применения или выполнения настоящего Соглашения, включая существование, действительность или расторжение, которые не могут быть разрешены путем переговоров, разрешаются окончательным арбитражным разбирательством, имеющим обязательную силу, в соответствии с факультативными правилами арбитражного суда для международных организаций и государств Постоянной палаты третейского суда, действительных на дату заключения настоящего Соглашения. Количество судей – один. Судья выбирается путем договоренности между Сторонами, если такая договоренность не достигнута в течение трех месяцев после требования арбитража, судья назначается в соответствии с указанными выше правилами по требованию одной из Сторон. Арбитражный суд проходит в Париже, Франция, и все производство и подаваемые объяснения должны быть на английском языке.
Статья 7. Привилегии и иммунитеты
Ничто в настоящем Соглашении не должно трактоваться как отказ от иммунитетов и привилегий ОЭСР как международной организации.
Статья 8. Изменения и дополнения
В настоящее Соглашение по взаимному согласию Сторон могут вноситься изменения и дополнения, которые оформляются отдельными протоколами и являются его неотъемлемыми частями.
Настоящее Соглашение вступает в силу после его подписания обеими Сторонами и после принятия Комитетом по бюджету ОЭСР финансового взноса Правительства Республики Казахстан в зависимости от того, кто совершает последний. Оно остается действительным и действующим до тех пор, пока обе Стороны не выполнят все вытекающие из него обязательства.
Подписано в шести оригинальных экземплярах, по два экземпляра на казахском, русском и английском языках. В случае расхождений между казахской, русской и английской версиями, версия на английском языке является единственной подлинной версией.
Техническое задание
Стимулирование развития сельскохозяйственной кооперации в Республике Казахстан
1. Этот проект направлен на поддержку развития сельскохозяйственной кооперации в Казахстане посредством предоставления аналитических рекомендаций, а также мероприятий по наращиванию потенциала, направленных на различные уровни государственного управления. Кроме того, проект предоставит аналитические рекомендации для поддержки расширения участия в глобальных цепочках создания стоимости (ГЦСС) агропродовольственной продукции и продолжит развитие технического сотрудничества с Казахстаном в области сельскохозяйственной политики и моделирования рынка.
2. Казахстан является ведущим производителем и экспортером агропродовольственной продукции, причем более 80 % его территории классифицируется как сельскохозяйственные угодья, и вторым по величине доступности пахотных земель на душу населения в мире. В 2016 году на сельское хозяйство приходилось 4,6 % внутренней валовой продукции, 5,8 % экспорта и 16 % занятости. Агропродовольственный сектор является основой продовольственной и экономической безопасности Казахстана и является важным фактором развития сельских районов.
3. В течение 2006 – 2016 годов валовая продукция сельского хозяйства росла в среднем на 16 % в год, а экспорт агропродовольственной продукции увеличивался на 7,2 % в год. Однако в 2015 году валовая продукция сельскохозяйственной продукции составила 3,3 трлн. тенге, что в реальном выражении ниже уровня 2011 года на 4,1 %. В структуре производства продуктов питания преобладают зерноперерабатывающая промышленность (22,3 %), молочные продукты (16,7 %), хлебобулочные изделия (15 %), мясопереработка (13,6%), жиры и масла (7,9 %), фрукты и овощи (7,6 %) и другие отрасли (16,9 %). Хотя общая тенденция в производстве является положительной, экспортная конкурентоспособность по-прежнему сосредоточена в ограниченном числе сельскохозяйственных продуктов.
В 2016 году на зерновые, мучные и масличные семена приходилось 72 % экспорта агропродовольственных товаров, а Казахстан занял 12-е место в мире по экспорту пшеницы. Агропродовольственный импорт состоит в основном из продуктов с высокой добавленной стоимостью, таких как мясо, молочные продукты, фрукты, овощи и обработанные пищевые продукты. Более того, около 80 % сельскохозяйственной продукции, производимой в Казахстане, продается в виде сырья, а обрабатываемая и готовая продукция, производимая на месте, страдает от слабой конкурентной позиции.
4. В местном производстве высокоценных агропродовольственных товаров преобладают домашние хозяйства и мелкие производители. В 2016 году на долю домашних хозяйств приходился 71 % животноводческой продукции, по сравнению с 30 % урожая. Малые производители часто имеют ограниченный доступ к цепочкам поставок и экспортным рынкам и сталкиваются с трудностями при соблюдении стандартов безопасности и качества пищевых продуктов, что еще более затрудняет их способность заключать договорные соглашения с переработчиками и розничными торговцами. Слаборазвитая система закупок и продвижения сельскохозяйственной продукции от производителей на рынки сбыта, а также сильная роль трейдеров и посредников приводит к снижению закупочных цен на продовольственные товары и отсутствию стимулов для производителей к увеличению объема их производства. В результате перерабатывающие предприятия часто работают ниже мощности или вынуждены полагаться на импортируемые ресурсы, чтобы оставаться прибыльными. Это явление особенно распространено в молочном секторе, где крупномасштабные переработчики в значительной степени полагаются на рекомбинированное молоко, чтобы удовлетворить спрос на рынке в зимние месяцы (FAO, 2011 г.).
5. Продуктам малых и средних отечественных сельхозпроизводителей сложно конкурировать с точки зрения качества и упаковки с иностранными поставщиками. Организация собственной переработки мяса, молока и других продуктов превышает масштабы деятельности большинства хозяйств из-за нехватки средств и квалифицированного персонала, высоких затрат на выполнение санитарных требований, несовершенства налогового законодательства и отсутствия надлежащей сети сбыта.
6. Поддержка производства и переработки агропродовольственных товаров является важным приоритетом для правительства, поскольку это обеспечит продовольственную безопасность, посодействует развитию сельских районов и регионов и диверсифицирует экономическую деятельность. Для достижения этих целей необходимы целенаправленные усилия для повышения производительности, устойчивости и развития надежных и конкурентоспособных цепочек поставок сельскохозяйственной продукции.
В недавно принятой Государственной программе развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017 – 2021 годы определены следующие приоритеты по поддержке развития агропромышленного комплекса страны:
1) создание сельскохозяйственных кооперативов;
2) развитие агропроизводства и перерабатывающих мощностей для обслуживания внутреннего рынка и повышения экспортного потенциала;
3) эффективное использование государственной финансовой поддержки сектора;
4) развитие инфраструктуры для торговли и логистики.
7. ОЭСР оказала поддержку Министерству сельского хозяйства в работе над рядом целей, изложенных выше. В 2013 году ОЭСР подготовила и опубликовала обзор аграрной политики ОЭСР в Казахстане. ОЭСР также рассчитывает уровень поддержки сельского хозяйства (уровень производителей и потребителей) и регулярно проводит мониторинг развития сельскохозяйственной политики в стране. В 2014 году Казахстан был оценен экспертами на круглом столе "Конкурентоспособность Евразии" ОЭСР по теме сельскохозяйственной кооперации. Также, руководство по теме "Укрепление сельскохозяйственной кооперации в Казахстане" было представлено Министерству сельского хозяйства в начале 2015 года. В рамках программы ОЭСР - Казахстанская региональная конкурентоспособность, ОЭСР также провела обширные мероприятия и организовала ознакомительные поездки в страны-члены ОЭСР по темам сельскохозяйственные кооперативы и микрофинансирование. Эти мероприятия были направлены как на национальные, так и на региональные управления с упором на такие подсектора, как молочные предприятия, животноводство и производство фруктов и овощей.
8. Проект является продолжением предыдущей работы ОЭСР по поддержке развития сельскохозяйственной кооперации и цепочек поставок агропродовольственных товаров, осуществляемых в рамках проекта Регионального развития конкурентоспособности ОЭСР - Казахстан. Целями проекта являются поддержка развития конкурентоспособных сельскохозяйственных кооперативов и их внедрение в глобальные агропродовольственные производственные цепочки продуктов питания.
9. Проект поддерживает развитие сельскохозяйственных кооперативов в Казахстане, а также создание наиболее диверсифицированных и конкурентоспособных цепочек создания агропродовольственных товаров. Предлагаемый подход направлен на поддержку развития сельскохозяйственной кооперации, анализ интеграции Казахстана в глобальные агропродовольственные производственные цепочки создания продуктов питания, а также на сельскохозяйственную политику и моделирование рынка для измерения экономических последствий поддержки производителей. Также он включает в себя аналитические мероприятия и мероприятия по наращиванию мощностей для обеспечения актуальности и эффективного осуществления рекомендуемых мер. Оба мероприятия будут осуществляться параллельно и пересекаться для максимального воздействия и охвата широкой аудитории. Описание потоков различных видов деятельности приведено ниже.
Мероприятие 1: Поддержка развития сельскохозяйственной кооперации
10. Кооперативы могут повысить конкурентоспособность и производительность малого и среднего предпринимательства в агропродовольственном секторе и поспособствовать развитию цепочек поставок и каналов сбыта. Кооперативы позволят производителям получить выгоду из экономии за счет масштаба производства, повысить эффективность и согласованность, а также увеличить влияние в ведении переговоров с поставщиками и покупателями.
11. В последние годы Правительство Республики Казахстан ввело ряд мер по поддержке развития сельскохозяйственной кооперации. В первую очередь был принят новый Закон "О сельскохозяйственных кооперативах" в октябре 2015 года, который стал важным шагом в совершенствовании и модернизации правовой базы. Кроме того, различные дочерние организации АО "НУХ "КазАгро" предоставили значительные финансовые стимулы для поддержки развития кооперативов. До введения нового законодательства АО "Аграрная кредитная корпорация" предоставляла льготные кредиты в размере 5 % в течение 5-7 лет сельским потребительским кооперативам, а социально-предпринимательские корпорации основали центры закупок для оказания целевых агроуслуг для сельских кооперативов. В последнее время АО "Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства" координировал оказание финансовой поддержки и подготовку пилотных кооперативов в приоритетных подсекторах, таких как животноводство, молочные продукты, зерновые культуры, пчеловодство, производство верблюжьего молока и хлопка.
12. Однако, несмотря на предпринимаемые государством усилия и меры поддержки, в Казахстане по-прежнему недостаточно развиты сельскохозяйственные кооперативы. Зарегистрированные кооперативы часто неактивны или неэффективны из-за отсутствия информации о преимуществах кооперации и государственных мерах поддержки, направленных на развитие кооперации в регионах, и обученного управленческого персонала и специалистов, а также недостаточной поддержки со стороны существующих институциональных структур. Основными проблемами, сдерживающими их развитие, являются:
1) недоверие сельскохозяйственных производителей и сельского населения к понятию сотрудничества из-за недопонимания преимуществ, механизмов и функционирования кооперативов;
2) отсутствие подготовленного управленческого персонала и специалистов;
3) недостаточное стимулирование процессов сотрудничества со стороны государства;
4) нарушение основных принципов кооперации (открытое и добровольное членство, демократический контроль членов, один член один голос и т.д.);
5) формирование кооперативов сельскохозяйственными производителями для получения льготного кредита, а не для предоставления услуг своим членам;
6) создание "ложных кооперативов" для поддержки интересов крупномасштабных ферм с доминирующим контролем над управлением и деятельностью кооперативов;
7) недостаточное или неликвидное залоговое обеспечение;
8) неспособность кооперативов распределять свою чистую прибыль среди членов из-за их юридического статуса как некоммерческих организаций.
13. Справочник ОЭСР "Укрепление сельскохозяйственных кооперативов в Казахстане" определяет три основные рекомендации для Правительства Казахстана по поддержке развития сельскохозяйственной кооперации (ОЭСР, 2015 г.):
1) реформировать правовую и нормативную базу сельскохозяйственных кооперативов;
2) обеспечивать образованием, информационными услугами и технической помощью сельскохозяйственные кооперативы;
3) обеспечить целевую финансовую поддержку для создания сельскохозяйственных кооперативов.
14. Страны-партнеры, участвующие в круглом столе "Конкурентоспособность Евразии" ОЭСР, как правило, должны быть промониторены через 3-4 года после первоначального экспертного обзора. Таким образом, Казахстан должен будет провести мониторинг сельскохозяйственных кооперативов на заседании круглого стола 2018 года.
Предлагаемые мероприятия
15. ОЭСР проведет предварительный анализ текущей ситуации и проведет обзор для оценки прогресса, достигнутого Казахстаном в реализации первоначальных рекомендаций на тему "Укрепление сельскохозяйственных кооперативов в Казахстане" (ОЭСР, 2015 г.), которые были представлены Министерству сельского хозяйства в 2014 году.
Основными видами деятельности, которые необходимо предпринять, являются следующие:
1.1. Анализ текущей ситуации (сбор данных, оценка, обзор международного опыта): ОЭСР проанализирует текущую ситуацию на местах на основе изучения действующего законодательства, полученных данных и консультаций с соответствующими заинтересованными сторонами;
1.2. Разработка пилотных моделей кооперативов для целевых товарных групп: Правительство Казахстана и ОЭСР совместно определят 3-4 товарные группы в агропродовольственном секторе с высоким экспортным потенциалом (например, молочные продукты, мясо, фрукты и овощи, нишевые продукты питания). Для каждой группы продуктов будет выбран 1 пилотный кооператив. Используя пример этих пилотных кооперативов, ОЭСР разработает подробные тематические исследования с целенаправленными рекомендациями для улучшения управления кооперацией, создания эффективных структур стимулирования, повышения прибыльности, создания учебных программ для членов, повышения прозрачности посредством внутреннего аудита и обеспечения безопасности продукта, соблюдая соответствующие ветеринарные и фитосанитарные требования;
1.3. Укрепление потенциала на эффективных структурах управления и механизмах для администрации сельскохозяйственных кооперативов: ОЭСР будет проводить 2-3 семинара с регионами Казахстана, ориентированными на представителей государственных структур, фермеров и членов кооперативов для охвата более широкой аудитории. Это будет способствовать созданию потенциала целевых групп при внедрении эффективных структур управления и механизмов управления сельскохозяйственными кооперативами в соответствии с надлежащей политической практикой стран-членов ОЭСР;.
1.4. Подготовка оценки мониторинга: ОЭСР подготовит отчет о мониторинге, в котором будут обобщены показатели и результаты работы, проведенной в пунктах 1.1, 1.2 и 1.3.
Доклад будет включать оценку прогресса, достигнутого Казахстаном в реализации первоначальных рекомендаций из руководства по политике "Укрепление сельскохозяйственных кооперативов в Казахстане" (ОЭСР, 2015 г.), которые были представлены Министерству сельского хозяйства в 2014 году. Доклад также будет включать новый набор рекомендаций для Правительства Казахстана и план действий по реализации рекомендуемых мер по поддержке развития сельскохозяйственных кооперативов. Отчет будет представлен для экспертной оценки на круглом столе "Конкурентоспособность Евразии" ОЭСР, который состоится в ноябре 2018 года. Круглый стол был создан в 2013 году в качестве совместной платформы между странами-членами ОЭСР и странами-партнерами Евразии для проведения экспертных обзоров по реализации реформы конкурентоспособности. Казахстан будет оценен экспертами из как минимум двух стран-членов ОЭСР, которые будут предоставлять свои перспективы в отношении проблем и возможностей для дальнейшего усиления осуществления рекомендованных политических реформ;
1.5. Семинары по укреплению потенциала: для поддержки распространения выводов доклада и содействия осуществлению рекомендаций политики ОЭСР будет проводить 2-3 семинара с регионами Казахстана. Семинары будут ориентированы на представителей государственных структур, фермеров и членов кооперативов для создания потенциала и помощи в осуществлении охвата более широкой аудитории региональных деятелей. ОЭСР будет приглашать международных экспертов для представления передовых практик и практических уроков из стран-членов ОЭСР (или, если это уместно, стран, не являющихся членами), в проведении политических реформ в поддержку развития сельскохозяйственных кооперативов.
Мероприятие 2: Анализ состояния интеграции в ГЦСС агропродовольственной продукции
16. Расширение участия в ГЦСС агропродовольственной продукции может сыграть важную роль в обеспечении продовольственной безопасности и поддержке развития агропродовольственного сектора Казахстана. Участие в международных агропродовольственных рынках может обеспечить возможности для роста доходов (через доступ к более крупным рынкам или по потенциально более высоким ценам, чем можно было бы получить в отсутствие торговли) и может способствовать структурной трансформации в сторону более продуктивной и диверсифицированной промышленности. Кроме того, торговля поможет обеспечить доступ к стабильным и надежным запасам продовольствия, снизить цены на продовольствие для потребителей и улучшить питание за счет увеличения разнообразия продовольствия (ОЭСР, 2017 г.).
17. Направление казахстанской торговли и внутренней сельскохозяйственной политики может оказать важное влияние как на степень участия в ГЦСС агропродовольственной продукции, так и на связанные с ней выгоды для внутренней экономики. В последнее время был введен ряд политических изменений для снижения барьеров доступа к рынкам и изменения форм внутренней поддержки. В частности, Казахстан присоединился к Всемирной торговой организации (далее – ВТО) 30 ноября 2015 года. Членство в ВТО предусматривает значительное улучшение возможностей доступа к рынкам и либерализацию торгового режима, включая обязательства по привязке тарифных ставок на сельскохозяйственную продукцию на низких уровнях (средний тариф на импорт сельскохозяйственной продукции составляет 7,6 %). Кроме того, государственные закупки зерна были отменены в январе 2016 года наряду с рядом искажающих субсидий, таких как платежи за площади для продовольственных культур, субсидии на экспертизу качества хлопка-волокна. Изменения в земельном законодательстве, предусматривающие частную собственность на сельскохозяйственные угодья, были введены в 2015 году (хотя реализация была отложена до 2022 года из-за моратория, установленного Указом Президента), а ставка налога на землю для сельскохозяйственных предприятий была увеличена в пять раз для культивирования неактивных сельскохозяйственных земель (ОЭСР, 2016 год, ОЭСР, 2017 год).
18. Программа работы и бюджет ОЭСР на 2017 – 2018 годы для Объединенной рабочей группы по сельскому хозяйству и торговле предусматривает продление проделанной работы по моделированию воздействия сельскохозяйственной и торговой политики участия в ГЦСС агропродовольственной продукции в других регионах. В этом контексте будет предпринята работа по расширению этого подхода в Казахстане с использованием существующих аналитических рамок, разработанных Секретариатом ОЭСР.
Предлагаемые мероприятия
19. В рамках этой работы будет изучаться роль Казахстана в ГЦСС агропродовольственной продукции и будут разработаны принципы для содействия участия с учетом стратегических приоритетов, разработанных в рамках Государственной программы развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017 - 2021 годы для Министерства сельского хозяйства. Первоначальная диагностика поможет обнаружить источники данных, используемых в производстве, рынки экспорта и внутреннее воздействие в участии ГЦСС агропродовольственной продукции. Моделирование воздействия различных сценариев послужит иллюстрацией влияния выбора внутренней политики на участие и преимущества ГЦСС агропродовольственной продукции. Затем эти результаты будут использованы для разработки руководящих принципов и рекомендаций для содействия более широкому участию в ГЦСС агропродовольственной продукции. Основные выводы следующие:
1.1. Расчет показателей для измерения участия в ГЦСС агропродовольственной продукции: используя оценки торговли добавленной стоимостью для 22 агропродовольственных секторов из базы данных GTAP, будет проведено количественное сопоставление масштабов и типа участия в ГЦСС агропродовольственной продукции. Также будут рассчитываться меры обратных связей (количество иностранной добавленной стоимости, заложенной в экспорт), прямые связи (сумма внутренней добавленной стоимости, которая является частью экспорта другой страны), включая внутреннюю добавленную стоимость. Меры внутренней добавленной стоимости особенно важны для отображения преимуществ участия в ГЦСС агропродовольственной продукции;
1.2. Моделирование воздействия внутренней политики на участие ГЦСС агропродовольственной продукции. это может быть в форме эконометрической модели, использующей данные циклов, для изложения доказательств воздействия политики на участие ГЦСС агропродовольственной продукции и внутренних выгод. В качестве альтернативы можно было бы использовать подход, основанный на общем равновесии, для изучения последствий различных сценариев торговли и поддержки сельского хозяйства при участии ГЦСС агропродовольственной продукции и создании внутренней добавленной стоимости;
1.3. Подготовка краткого аналитического документа: на основе результатов моделирования, проведенного в соответствии с пунктом 2.2, будет подготовлен короткий аналитический документ с рядом рекомендаций, направленных на активизацию участия в ГЦСС агропродовольственной продукции. Рекомендации могут касаться торговой политики, такие как тарифы и нетарифные меры (НТМ), или внутренняя поддержка сельского хозяйства;
1.4. Семинары по увеличению потенциала: параллельно ОЭСР будет проводить два семинара по увеличению потенциала для обеспечения эффективного распространения результатов исследований и анализа. На семинары будут приглашаться международные эксперты для представления передовой практики и практических уроков от стран-членов ОЭСР (или, если это уместно, стран, не являющихся членами) в проведении политических реформ для поддержки интеграции Казахстана в ГЦСС агропродовольственной продукции.
Мероприятие 3: Сельскохозяйственная политика и моделирование рынка
20. Сельскохозяйственная политика претерпела реформы в большинстве стран ОЭСР, каждая из которых выбрала другой путь для изменения политики, исторически основанной на поддержке рыночных цен, с другими формами поддержки для достижения различных целей. Ключом к реформе, который обеспечивает эффективные результаты, является концентрация на снижении поддержки рыночных цен (далее – ПРЦ). ПРЦ составляет почти 60 % всей поддержки фермерских хозяйств в 52 странах, охваченных ОЭСР в своем ежегодном докладе по мониторингу и оценке сельскохозяйственной политики (OЭСР, 2017 г.).
21. С 1986 года ОЭСР оценивает и классифицирует поддержку сельского хозяйства с использованием оценок производителей и потребителей (PCEs и CSEs). Казахстан был включен в базу данных PSE в 2013 году и теперь подлежит ежегодному мониторингу и оценке своей сельскохозяйственной политики Комитетом ОЭСР по сельскому хозяйству. PSE широко используется в качестве инструмента для оценки реформ сельскохозяйственной политики в странах ОЭСР. Являясь полезным в качестве основы для мониторинга и оценки изменений в портфеле сельскохозяйственной политики в разных странах, модель оценки политики (далее – МОП) не может измерить воздействие изменений политики на конкретные экономические результаты, такие как производство, торговля, доходы и благосостояние (Martini, 2011 г.).
22. ОЭСР разработала МОП, чтобы связать информацию в базе данных МОП с конкретными экономическими результатами. Модель призвана дополнить информацию в базе данных МОП базовой экономической структурой и данными для обеспечения совокупного представления семи стран ОЭСР (включая Европейский союз как единый регион с двумя производственными зонами, ЕС15 и ЕС12). МОП обеспечивает статический, частичный равновесный взгляд на рыночные и социальные последствия изменений политики.
Предлагаемые мероприятия
23. Программа работы и бюджета ОЭСР на 2017 - 2018 годы поручает Секретариату ОЭСР изучить возможность расширения охвата МОП страны. Это также даст возможность странам, предоставляющим данные МОП, использовать базу данных для моделирования политики. На совещании Рабочей группы по политике в области сельского хозяйства и рынках в мае 2017 года Казахстан выразил заинтересованность в участии в этом процессе моделирования. Помимо расширения МОП, усиленное техническое сотрудничество с Казахстаном в области сельскохозяйственной политики и анализа рынка даст долгосрочную выгоду в отношении двух основных видов деятельности в рамках Комитета по сельскому хозяйству (Мониторинг сельскохозяйственной политики и оценка ОЭСР-ФАО "Перспективы развития сельского хозяйства").
24. Целью этой деятельности является дальнейшее развитие технического сотрудничества с Казахстаном в области мониторинга и оценки сельскохозяйственной политики. Также перспективы развития ОЭСР-ФАО в области сельского хозяйства с учетом стратегических приоритетов, разработанных в рамках Стратегического плана для Министерства сельского хозяйства на 2017 - 2021 годы, ОЭСР начнутся с приглашения Казахстана принять участие в сельскохозяйственной политике и моделировании рынка. Предусматривается организовать региональное мероприятие для обмена информацией ОЭСР по продовольствию и сельскому хозяйству и составления краткого политического доклада, который будет информативным для стран региона, а также стран-членов ОЭСР.
1.1. Расширение МОП в Казахстане: ОЭСР начнет с подготовки запроса данных, который необходим для создания базы данных МОП в Казахстане. ОЭСР проведет обзор параметров модели в Казахстане для проверки результатов предварительных моделей и проведет предварительный обзор с использованием МОП.
1.2. Подготовка краткого аналитического отчета или отчета о деятельности: ОЭСР может провести техническую встречу в Астане, включая организацию рабочего совещания для обсуждения правдоподобных сценариев и подтверждения предварительных результатов. Далее ОЭСР подготовит короткий аналитический отчет или доклад о деятельности, который может быть представлен Рабочей группе по политике в области сельского хозяйства и рынков. В аналитическом отчете или докладе о деятельности будет обобщен сценарий, выполняемый в рамках МОП, который может включать в себя следующие три сценария:
1) оценка последствий охраны границ в рамках Таможенного союза, Евразийского экономического союза и его сценариев реформ;
2) оценка текущей системы прямых платежей (кредитные концессии, инвестиционные гранты, субсидии на тонну молока и платежи за площадь) и ее сценарии реформ;
3) сценарии 1 и 2, возможно, включающие в себя модельную оценку регионального распределения политических последствий.
1.3. Семинар по региональной политике: ОЭСР организует в Астане 1-2-дневное региональное мероприятие по сельскохозяйственной политике и моделированию рынка (включая модели PSE, PEM, Aglink-Cosimo и инновационный обзор).
25. Проект будет реализован в течение 24 месяцев. Ниже приводится ориентировочная временная шкала для предоставления отдельных результатов проекта:
Примерный план мероприятий
2018 | 2019 | |||||||
Мероприятие | 1К | 2К | 3К | 4К | 1К | 2К | 3К | 4К |
Мероприятие 1: Поддержка развития сельскохозяйственных кооперативов | ||||||||
1.1. Анализ текущей ситуации (сбор данных, оценка, обзор международного опыта) | ||||||||
1.2. Разработка экспериментальных моделей кооперативов для целевых групп товаров | ||||||||
1.3. Увеличение потенциала на эффективных структурах управления и механизмах управления сельскохозяйственными кооперативами | ||||||||
1.4. Подготовка контрольной оценки | Eurasia Week 2018 | |||||||
1.5. Семинары по увеличению потенциала | ||||||||
1.6. Предоставление заключительного отчета в повествовательной форме и заключительного отчета о расходах | ||||||||
Мероприятие 2: Анализ состояния интеграции в ГЦСС агропродовольственной продукции | ||||||||
1.1. Расчет показателей для измерения участия в ГЦСС агропродовольственной продукции | ||||||||
1.2. Моделирование воздействия внутренней политики на участие в ГЦСС агропродовольственной продукции | ||||||||
1.3. Подготовка краткой аналитической информации | ||||||||
1.4. Семинары по увеличению потенциала | ||||||||
1.5. Предоставление заключительного отчета в повествовательной форме и заключительного отчета о расходах | ||||||||
Мероприятие 3: Сельскохозяйственная политика и моделирование рынка | ||||||||
1.1. Расширение модели оценки политики (МОП) в Казахстане | ||||||||
1.2. Подготовка краткого аналитического отчета или доклада о деятельности | ||||||||
1.3. Семинар региональной политики | ||||||||
1.4. Предоставление заключительного отчета в повествовательной форме и заключительного отчета о расходах |
26. Примерный бюджет
Ожидаемые расходы | EUR |
Стоимость персонала | 242 193 |
Возврат налогов на человека | 28 875 |
Консультанты | 29 156 |
Необходимые растраты (персонал и эксперты OЭСР) | 59 842 |
Полиграфия (например: печать, фотокопирование, публикации) | 14 734 |
Административный налог ОЭСР, 6.3 % от суммы проекта | 25 200 |
Общие ожидаемые расходы | 400 000 |