Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия коррупции".
Премьер-Министр Республики Казахстан |
А. Мамин |
Проект |
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия коррупции
1. В Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года:
1) в оглавлении заголовок статьи 424 изложить в следующей редакции:
"Статья 424. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении лиц, подлежащих государственной защите, информации об оказании содействия в противодействии коррупции";
2) пункт 29) статьи 3 изложить в следующей редакции:
"29) коррупционные преступления – деяния, предусмотренные статьями 189 (пунктом 2) части третьей, частью четвертой, в случае наличия признаков, предусмотренных пунктом 2) части третьей), 190 (пунктом 2) части третьей, частью четвертой, в случае наличия признаков, предусмотренных пунктом 2) части третьей), 218 (пунктом 1) части третьей), 234 (пунктом 1) части третьей), 249 (пунктом 2) части третьей), 361, 362 (пунктом 3) части четвертой), 364, 365, 366, 367, 368, 369, 370, 450, 451 (пунктом 2) части второй) и 452 настоящего Кодекса;";
3) в статье 189:
абзац пятый части третьей изложить в следующей редакции:
"наказываются ограничением свободы на срок от двух до семи лет либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет или без такового, а в случаях, предусмотренных пунктом 2), – штрафом от десятикратного до двадцатикратного размера похищенного имущества либо лишением свободы на срок от двух до семи лет, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.";
абзац четвертый части четвертой изложить в следующей редакции:
"наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового, а в случаях, предусмотренных пунктом 2) части третьей настоящей статьи, – с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.";
4) в статье 190:
абзац шестой части третьей изложить в следующей редакции:
"наказывается ограничением свободы на срок от трех до семи лет либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет или без такового, а в случаях, предусмотренных пунктом 2), – штрафом от десятикратного до двадцатикратного размера похищенного имущества либо лишением свободы на срок от трех до семи лет, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.";
абзац четвертый части четвертой изложить в следующей редакции:
"наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового, а в случаях, предусмотренных пунктом 2) части третьей настоящей статьи, – с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.";
5) в статье 424:
заголовок изложить в следующей редакции:
"Статья 424. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении лиц, подлежащих государственной защите, информации об оказании содействия в противодействии коррупции";
абзац первый части первой изложить в следующей редакции:
"1. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении лиц, подлежащих государственной защите, а также информации об обращении лица к вышестоящему руководителю и (или) руководству государственного органа либо организации, сотрудником которой является, и (или) в уполномоченные государственные органы в целях сообщения о факте коррупционного правонарушения или предоставления информации о местонахождении разыскиваемого лица, совершившего коррупционное правонарушение, или оказания иного содействия, имеющего (имевшего впоследствии) значение для выявления, пресечения, раскрытия и расследования коррупционного правонарушения, если это деяние совершено лицом, которому указанные сведения были доверены или стали известны в связи с его служебной деятельностью, –".
2. В Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 4 июля 2014 года:
1) часть девятую статьи 35 изложить в следующей редакции:
"9. Органы уголовного преследования и суды при прекращении уголовного дела обязаны при наличии в действиях лица признаков административного или дисциплинарного правонарушения в течение десяти суток направить в уполномоченные органы (должностным лицам) материалы для решения вопроса о привлечении к административной или дисциплинарной ответственности.";
2) в статье 97:
пункт 3) части первой изложить в следующей редакции:
"3) выносит постановление об обеспечении его личной безопасности;";
часть четвертую изложить в следующей редакции:
"4. Порядок обеспечения мер личной безопасности свидетелей, подозреваемых, обвиняемых, потерпевших и других лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, членов их семей и близких родственников, определяется Законом Республики Казахстан "О государственной защите лиц, участвующих в уголовном процессе".";
часть 4-1 изложить в следующей редакции:
"4-1. При принятии органом уголовного преследования мер безопасности, предусмотренных подпунктом 3) пункта 2 статьи 7 Закона Республики Казахстан "О государственной защите лиц, участвующих в уголовном процессе", в течение двадцати четырех часов с сохранением конфиденциальности уведомляется надзирающий прокурор.";
часть шестую изложить в следующей редакции:
"6. Меры безопасности отменяются мотивированным постановлением лица, осуществляющего досудебное расследование, либо прокурора или суда, а также приговором, когда отпадает необходимость в их применении в случае выявления нарушений прав и законных интересов защищаемых лиц. Защищаемое лицо должно быть незамедлительно уведомлено об отмене мер его безопасности или раскрытии данных о нем лицам, участвующим в уголовном процессе. Подача жалобы в суд или прокурору защищаемым лицом на решение органа, ведущего уголовный процесс, о назначении мер безопасности, предусмотренных подпунктом 3) пункта 2 статьи 7 Закона Республики Казахстан "О государственной защите лиц, участвующих в уголовном процессе", либо об отмене мер безопасности приостанавливает исполнение обжалуемого решения.";
3) часть третью статьи 187 изложить в следующей редакции:
"3. По делам об уголовных правонарушениях, предусмотренных статьями 189 (пунктом 2) части третьей, частью четвертой, в случае наличия признаков, предусмотренных пунктом 2) части третьей), 190 (пунктом 2) части третьей, частью четвертой, в случае наличия признаков, предусмотренных пунктом 2) части третьей), 216 (пунктом 4) части второй), 217 (пунктом 3) части третьей), 218 (пунктом 1) части третьей), 234 (пунктом 1) части третьей), 249 (пунктом 2) части третьей), 307 (пунктом 3) части третьей), 361, 362 (пунктами 3) и 4) части четвертой), 364 – 370 Уголовного кодекса Республики Казахстан, предварительное следствие производится следователями антикоррупционной службы.";
4) часть четвертую статьи 288 изложить в следующей редакции:
"4. В резолютивной части постановления излагаются решение о прекращении дела со ссылкой на статью (часть, пункт) настоящего Кодекса, послужившую основанием для прекращения досудебного расследования, указание об отмене меры пресечения, ареста на имущество, временного отстранения от должности, прослушивания и записи переговоров, других мер процессуального принуждения, следственных и процессуальных действий, ограничивающих права участников процесса, судьбе вещественных доказательств, а также решение об отмене или дальнейшем осуществлении мер безопасности в отношении защищаемого лица.";
5) статью 327 изложить в следующей редакции:
"Статья 327. Прекращение уголовного дела
Судья в ходе предварительного слушания или в главном судебном разбирательстве выносит постановление о прекращении дела по основаниям, указанным в части первой статьи 35 и части первой статьи 36 настоящего Кодекса, а также в главном судебном разбирательстве в случае отказа государственного обвинителя от обвинения. Приняв решение о прекращении дела, судья отменяет меру пресечения, меры обеспечения гражданского иска и конфискации имущества и разрешает вопрос о вещественных доказательствах, отмене или продолжении мер безопасности защищаемого лица, если они были приняты. Копия постановления судьи о прекращении дела направляется прокурору, а также вручается лицу, привлекавшемуся к уголовной ответственности, и потерпевшему. При принятии решения об отмене мер безопасности копия решения направляется в органы, обеспечивающие меры безопасности.";
6) пункт 5) статьи 401 изложить в следующей редакции:
"5) решение вопроса об отмене, применении, изменении или продолжении осуществления мер безопасности в отношении защищаемых лиц;";
7) статью 476 дополнить пунктом 23) следующего содержания:
"23) об отмене, применении, изменении или продолжении осуществления мер безопасности защищаемых лиц.".
3. В Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года:
1) пункт 2 статьи 23 дополнить подпунктом 29) следующего содержания:
"29) при обращении работника в целях сообщения о факте коррупционного правонарушения в организации, с которой он состоит в трудовых отношениях, или оказания иного содействия в противодействии коррупции в данной организации, заключить с данным работником соглашение о неразглашении информации об оказании содействия в противодействии коррупции при наличии его намерения.";
2) пункт 2 статьи 26 дополнить подпунктом 2-1) следующего содержания:
"2-1) на должность в субъекте квазигосударственного сектора, связанную с выполнением функций, приравненных к государственным, лица, которое в течение трех лет до трудоустройства уволено с занимаемой должности в связи с несоответствием расходов лица его доходам в соответствии с Законом Республики Казахстан "О противодействии коррупции";";
3) пункт 1-1 статьи 52 дополнить подпунктом 3) следующего содержания:
"3) несоответствия расходов лица, на которого распространяются требования Закона Республики Казахстан "О противодействии коррупции", его доходам, влекущего увольнение в соответствии с Законом Республики Казахстан "О противодействии коррупции".";
4) пункт 4 статьи 139 изложить в следующей редакции:
"4. На должности гражданской службы, связанные с выполнением функций, приравненных к государственным, не может быть принято лицо:
1) ранее совершившее коррупционное преступление;
2) которое в течение трех лет до поступления на гражданскую службу уволено с занимаемой должности в связи с несоответствием расходов лица его доходам в соответствии с Законом Республики Казахстан "О противодействии коррупции".";
5) пункт 4 статьи 159 дополнить частями третьей, четвертой и пятой следующего содержания:
"При этом, индивидуальный трудовой спор, стороной которого выступает работник, оказывающий (оказавший) содействие в противодействии коррупции в организации, с которой он состоит в трудовых отношениях, путем информирования руководства данной организации, рассматривается с обязательным приглашением представителя уполномоченного органа по противодействию коррупции с обеспечением неразглашения информации об обращении работника к вышестоящему руководителю и (или) руководству организации, сотрудником которой является, в порядке, установленном настоящей статьей, с учетом особенностей, установленных Законом Республики Казахстан "О противодействии коррупции".
Положение части третьей настоящего пункта действует в течение трех лет с даты приема уполномоченными государственными органами сообщения работника о факте коррупционного правонарушения или с момента оказания им иного содействия в противодействии коррупции.
В случае поступления руководству организации уведомления уполномоченного органа по противодействию коррупции о необходимости рассмотрения индивидуального трудового спора между работником, оказавшим содействие в противодействии коррупции, в том числе ранее состоявшим в трудовых отношениях с данной организацией, и работодателем, работодатель обязан принять меры по рассмотрению данного спора в порядке, установленном настоящей статьей, с учетом особенностей, установленных Законом Республики Казахстан "О противодействии коррупции".".
4. В Закон Республики Казахстан от 15 сентября 1994 года "Об оперативно-розыскной деятельности":
пункт 1 статьи 10 дополнить подпунктом е) следующего содержания:
"е) необходимость обеспечения безопасности защищаемых лиц, в отношении которых вынесены постановления о применении мер личной безопасности уполномоченными государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.".
5. В Закон Республики Казахстан от 15 марта 1999 года "О государственных секретах":
статью 14 дополнить подпунктом 1-1) следующего содержания:
"1-1) сведения, раскрывающие силы, средства, формы, методы и результаты деятельности по обеспечению безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер обеспечения безопасности участников уголовного процесса, данные о финансировании этой деятельности, если они раскрывают перечисленные сведения, а также сведения о лицах, в отношении которых применены меры безопасности, предусмотренные подпунктами 6) и 7) пункта 2 статьи 7 Закона Республики Казахстан "О государственной защите лиц, участвующих в уголовном процессе";".
6. В Закон Республики Казахстан от 5 июля 2000 года "О государственной защите лиц, участвующих в уголовном процессе":
1) статью 1-2 изложить в следующей редакции:
"Статья 1-2. Обеспечение государственной защиты лиц, участвующих в уголовном процессе
Обеспечение государственной защиты лиц, участвующих в уголовном процессе, членов их семей и близких родственников состоит в осуществлении уполномоченными государственными органами предусмотренных настоящим Законом мер безопасности, правовой и социальной защиты (далее – меры государственной защиты), применяемых при угрозе совершения в их отношении насилия или иного запрещенного уголовным законом деяния.";
2) статью 2 изложить в следующей редакции:
"Статья 2. Органы, обеспечивающие безопасность
1. Безопасность защищаемых лиц обеспечивают:
1) орган, принимающий решение о применении мер безопасности;
2) орган, осуществляющий меры безопасности.
2. Осуществление мер безопасности возлагается на органы национальной безопасности, внутренних дел, военного управления, антикоррупционную службу и службу экономических расследований.
При этом отдельные меры безопасности осуществляются во взаимодействии с иными государственными органами.
Порядок взаимодействия государственных органов при осуществлении мер безопасности защищаемых лиц определяется совместными нормативными правовыми актами, утверждаемыми первыми руководителями государственных органов, по согласованию с Генеральным Прокурором Республики Казахстан.
3. В случае принятия судом решения об обеспечении безопасности лиц, участвующих в судебном разбирательстве, в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан меры безопасности исполняются органом, осуществлявшим досудебное расследование, либо иным органом уголовного преследования, определенным судьей, а также учреждениями и органами, исполняющими наказание, судебными приставами.";
3) в статье 3:
дополнить подпунктом 6-3) следующего содержания:
"6-3) лица, способствующие предупреждению или раскрытию преступлений;";
подпункт 12) изложить в следующей редакции:
"12) свидетели, свидетели, имеющие право на защиту;";
часть вторую исключить;
4) пункт 1 статьи 4 изложить в следующей редакции:
"1. При наличии достаточных данных об угрозе совершения насилия или иного запрещенного уголовным законом деяния в отношении лиц, подлежащих государственной защите, органы, обеспечивающие безопасность защищаемых лиц, обязаны в пределах своей компетенции принять предусмотренные настоящим Законом меры государственной защиты.";
5) статью 7 изложить в следующей редакции:
"Статья 7. Виды мер безопасности
1. В целях обеспечения личной и имущественной безопасности защищаемых лиц при производстве дознания, предварительного следствия или в ходе судебного разбирательства орган, ведущий уголовный процесс, с учетом конкретных обстоятельств вправе применить следующие меры безопасности:
1) официальное предостережение лицу, от которого исходит угроза насилия или других запрещенных уголовным законом деяний, о возможном привлечении его к уголовной ответственности;
2) ограничение доступа к сведениям о защищаемом лице;
3) избрание в отношении обвиняемого (подозреваемого) меры пресечения, исключающей возможность применения (организации применения) в отношении лиц, участвующих в уголовном процессе, насилия или совершения (организации совершения) иных преступных деяний;
4) удаление из зала судебного заседания отдельных лиц;
5) проведение закрытого заседания суда;
6) допрос свидетеля судом
без оглашения данных о его личности с использованием псевдонима;
в условиях, исключающих его узнавание;
без визуального наблюдения его другими участниками судебного разбирательства;
с запрещением при необходимости производства видео-звукозаписи и иных способов запечатления допроса;
7) запрет на приближение в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан;
8) обеспечение личной безопасности защищаемого лица.
2. Органы, осуществляющие меры безопасности на основании постановления органа, ведущего уголовный процесс, об обеспечении личной безопасности защищаемого лица, избирают и применяют одновременно несколько либо одну из следующих мер обеспечения личной безопасности:
1) личная охрана, охрана жилища и иного имущества;
2) обеспечение средствами индивидуальной защиты и самообороны, техническими средствами и оружием;
3) временное помещение в безопасное место;
4) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах;
5) переселение на другое место жительства, смена места работы (службы) или учебы, оказание помощи в трудоустройстве;
6) замена документов;
7) изменение внешности;
Переезд на другое место жительства, замена документов и изменение внешности являются исключительными мерами безопасности и применяются в случаях, если безопасность защищаемого лица не может быть обеспечена применением других мер безопасности.
3. В целях реализации предусмотренных в настоящей статье мер безопасности могут проводиться оперативно-розыскные мероприятия в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об оперативно-розыскной деятельности".";
6) статью 8 изложить в следующей редакции:
"Статья 8. Официальное предостережение лицу, от которого исходит угроза насилия или других запрещенных уголовным законом деяний, о возможном привлечении его к уголовной ответственности
При наличии достаточных данных об угрозе совершения в отношении защищаемых лиц насилия или иного запрещенного уголовным законом деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 115 Уголовного кодекса Республики Казахстан, орган, ведущий уголовный процесс, выносит официальное предостережение лицу, от которого исходит угроза насилия или совершения других запрещенных уголовным законом деяний, о возможном привлечении его к уголовной ответственности. Предостережение, вынесенное органом, ведущим уголовный процесс, объявляется лицу под расписку.";
7) дополнить статьей 13-1 следующего содержания:
"Статья 13-1. Запрет на приближение
Для обеспечения безопасности защищаемых лиц устанавливается запрет на приближение в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.";
8) статью 14 изложить в следующей редакции:
"Статья 14. Личная охрана, охрана жилища и иного имущества
Органами, осуществляющими меры безопасности, с согласия защищаемых лиц обеспечивается их личная охрана, охрана жилища и иного имущества. При необходимости устанавливаются средства противопожарной и охранной сигнализации, технические средства наблюдения с согласия защищаемого лица, могут быть заменены номера телефонов и государственные регистрационные номерные знаки используемых транспортных средств.";
9) статью 15 изложить в следующей редакции:
"Статья 15. Обеспечение средствами индивидуальной защиты, самообороны, техническими средствами и оружием
Органы, осуществляющие меры безопасности, могут выдавать защищаемым лицам средства индивидуальной защиты, самообороны, связи, а также технические средства для фиксации допускаемых в отношении их противоправных посягательств и оповещения об опасности.
Лицам, перечисленным в подпунктах 1), 3), 4), 5) и 6) статьи 3 настоящего Закона, может также выдаваться оружие, в том числе служебное, боевое или самообороны. Хранение, ношение и применение защищаемыми лицами выданного им оружия осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Порядок выдачи, виды средств индивидуальной защиты, самообороны, связи и оповещения об опасности определяется Правительством Республики Казахстан.";
10) статью 17 изложить в следующей редакции:
"Статья 17. Обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах
По решению органа, осуществляющего меры безопасности, на определяемый им срок может быть наложен запрет на выдачу данных о личности защищаемых лиц, их месте жительства и иных сведений о них из адресных бюро, паспортных служб, подразделений уполномоченного органа по обеспечению безопасности дорожного движения, справочных служб автоматической телефонной связи и других информационно-справочных фондов независимо от ведомственной принадлежности, за исключением случаев, когда такие сведения выясняются в установленном порядке в связи с производством по другому уголовному делу.";
11) статью 21 изложить в следующей редакции:
"Статья 21. Применение и осуществление мер безопасности
Обеспечение мер безопасности, предусмотренных статьей 7 настоящего Закона, осуществляется:
1) по подпунктам 1), 2), 3) и 7) пункта 1 органами, в производстве которых находится уголовное дело;
2) по подпунктам 4), 5 и 6) пункта 1 судами;
3) по подпунктам 1), 2), 3) и 4) пункта 2 органами, осуществляющими меры безопасности;
4) по подпункту 5) пункта 2 органами, осуществляющими меры безопасности во взаимодействии с местными исполнительными органами;
5) по подпункту 6) пункта 2 органами, осуществляющими меры безопасности во взаимодействии с уполномоченными государственными органами;
6) по подпункту 7) пункта 2 органами, осуществляющими меры безопасности во взаимодействии с государственным органом по делам здравоохранения.
Меры безопасности в отношении судей военных судов, прокуроров, военнослужащих военной полиции, военно-следственных подразделений, а равно членов их семей и близких родственников могут осуществляться также командованием соответствующей воинской части или начальником соответствующего военного учреждения.
Государственные органы и государственные организации в пределах своей компетенции обязаны оказывать содействие органам, принимающим решение о применении мер безопасности и осуществляющим меры безопасности, в исполнении норм настоящего Закона.
При передаче уголовного дела для дальнейшего расследования в другой орган уголовного преследования реализация мер безопасности защищаемого лица осуществляется органом, принявшим дело в свое производство.";
12) статью 21-1 изложить в следующей редакции:
"Статья 21-1. Обеспечение безопасности военнослужащих Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, сотрудников специальных государственных и правоохранительных органов, граждан, пребывающих в запасе, во время прохождения ими воинских сборов
1. Безопасность военнослужащего, сотрудника специального государственного или правоохранительного органов, а также гражданина, пребывающего в запасе, являющегося защищаемым лицом, во время прохождения им воинских сборов обеспечивается путем применения мер безопасности, предусмотренных статьей 7 настоящего Закона, с учетом особенностей прохождения воинской службы в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях, а также службы в специальных государственных и правоохранительных органах.
2. В отношении защищаемого лица из числа военнослужащих, сотрудников специальных государственных и правоохранительных органов могут применяться также перевод (откомандирование) с учетом требований законодательства Республики Казахстан, регулирующего деятельность соответствующих государственных органов:
1) военнослужащего в другую воинскую часть Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований другого государственного органа, в котором предусмотрена воинская служба, в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
2) военнослужащего, проходящего срочную воинскую службу по призыву, от которого может исходить угроза совершения в отношении защищаемого лица насилия или иного запрещенного уголовным законом деяния в другую воинскую часть Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований;
3) сотрудника специального государственного органа к новому месту службы в составе органа, в котором он проходит службу, либо в иной специальный государственный орган в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
4) сотрудника правоохранительного органа к новому месту службы в составе органа, в котором он проходит в службу, либо в иной правоохранительный орган, а также воинскую часть Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
3. При переводе военнослужащий, сотрудник назначается на равную или вышестоящую должность с обеспечением его использования по основной или однопрофильной специальности.
4. Перевод (откомандирование) защищаемого лица осуществляется с его согласия, выраженного в письменной форме.";
13) статью 21-2 изложить в следующей редакции:
"Статья 21-2. Обеспечение безопасности защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания
Безопасность защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в местах отбывания наказания в виде ареста, лишения свободы обеспечивается применением в его отношении мер безопасности, предусмотренных подпунктами 3), 4), 6) и 7) пункта 2 статьи 7 настоящего Закона, либо иных мер, предусмотренных Уголовно-исполнительным кодексом Республики Казахстан.
В целях обеспечения безопасности лица, указанного в части первой настоящей статьи, могут применяться также:
1) перевод защищаемого лица или лица, от которого исходит угроза совершения в отношении защищаемого лица насилия или иного запрещенного уголовным законом деяния из одного места содержания под стражей и отбывания наказания в другое;
2) раздельное содержание защищаемого лица и лица, от которого исходит угроза совершения в отношении защищаемого лица насилия или иного запрещенного уголовным законом деяния.";
14) статью 22 изложить в следующей редакции:
"Статья 22. Основания применения мер безопасности
Орган, ведущий уголовный процесс, принимает меры государственной защиты на основании устного (письменного) заявления защищаемого лица или по собственной инициативе при наличии достаточных данных об угрозе совершения в отношении защищаемого лица насилия или иного запрещенного уголовным законом деяния.";
15) статью 23 изложить в следующей редакции:
"Статья 23. Порядок применения мер безопасности
1. Орган, ведущий уголовный процесс, получив от лица, подлежащего государственной защите заявление (сообщение) об угрозе совершения в его отношении насилия или иного запрещенного уголовным законом деяния либо при поступлении достаточных данных о реальности указанной угрозы в отношении участника уголовного процесса, обязан в соответствии с законодательством Республики Казахстан проверить данное заявления (сообщение) и в течение суток принять решение о применении мер безопасности либо об отказе в их применении.
В случаях, не терпящих отлагательства, решение о применении мер безопасности принимается незамедлительно.
2. О применении мер безопасности орган, ведущий уголовный процесс выносит постановление об обеспечении личной безопасности лица, подлежащего государственной защите, с вручением ему копии постановления. В случае отказа в применении мер безопасности по заявлению (сообщению) лица, подлежащего государственной защите ему направляется соответствующее уведомление.
3. Отказ в применении мер безопасности либо постановление об отмене мер безопасности могут быть обжалованы в суде или прокуратуре. Жалоба подлежит незамедлительному рассмотрению.
4. В случае отказа в применении мер безопасности либо принятии решения об отмене мер безопасности судьей или прокурором жалоба подлежит незамедлительному рассмотрению вышестоящим судьей или прокурором.
5. Орган, осуществляющий меры безопасности, получив постановление об обеспечении личной безопасности защищаемого лица избирает необходимые меры обеспечения личной безопасности, предусмотренные настоящим Законом, определяет сроки и способы их применения, о чем выносит соответствующее постановление.
6. Об избранных мерах безопасности, их изменении, дополнении и результатах применения указанных мер орган, осуществляющий меры безопасности, информирует орган, принимающий решение о применении мер безопасности.
7. При применении мер обеспечения личной безопасности, предусмотренных подпунктами 1) – 8) пункта 2 статьи 7 настоящего Закона орган, осуществляющий меры безопасности, заключает с защищаемым лицом договор в письменной форме об условиях применения мер безопасности, взаимных обязательствах и ответственности сторон в соответствии с настоящим Законом и гражданским законодательством Республики Казахстан. Принимаемые меры безопасности не должны ущемлять жилищных, трудовых, пенсионных и иных прав защищаемых и других лиц.
8. Орган, осуществляющий меры безопасности, обеспечивает психологическое сопровождение защищаемого лица, направленное на предотвращение нарушений внутренней устойчивости, создание комфортных социально-психологических условий в связи с применением мер безопасности, минимизацию социально вредных последствий в связи с участием в уголовном процессе.
9. Независимо от принятия мер безопасности орган, ведущий уголовный процесс, кроме суда, обязан при наличии к тому оснований провести досудебное расследование в связи с обнаружившейся угрозой совершения, запрещенного уголовным законом деяния в отношении лица, участвующего в уголовном процессе.
10. Применение мер безопасности в отношении несовершеннолетних или лиц, которые по своему физическому или психическому состоянию лишены возможности самостоятельно реализовывать свои права и интересы, осуществляется с привлечением их законных представителей. Законные представители имеют те же права, что и представляемые ими физические лица в пределах, предусмотренных настоящим Законом.";
16) статью 24 изложить в следующей редакции":
"Статья 24. Обязательность исполнения решений о применении мер безопасности
1. Решения органов, обеспечивающих безопасность, принятые в соответствии с их компетенцией, обязательны для исполнения должностными лицами исполнительных органов, учреждений, организаций, в адрес которых они направлены.
2. Должностные лица и другие работники государственных органов, организаций, Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, обязаны оказывать содействие органам, обеспечивающим государственную защиту, в решении задач, возложенных на них настоящим Законом, и не вправе препятствовать указанным органам и их представителям осуществлять деятельность в пределах их компетенции.
3. Неисполнение законных решений органов, обеспечивающих безопасность, и требований их представителей, а равно воспрепятствование их деятельности влечет ответственность, установленную законом Республики Казахстан.";
17) статью 25 изложить в следующей редакции:
"Статья 25. Права защищаемых лиц
Защищаемые лица имеют право:
1) знать о применяемых мерах безопасности к ним, членам их семей, близким родственникам;
2) ходатайствовать в органы, обеспечивающие безопасность, о применении или неприменении в отношении их конкретных мер безопасности, перечисленных в статье 7 настоящего Закона, либо их полной отмене;
3) обжаловать незаконные решения и действия должностных лиц, обеспечивающих меры безопасности, в вышестоящий орган, прокуратуру или суд;
4) обращаться с заявлением о применении дополнительных мер безопасности, предусмотренных настоящим Законом, либо их отмене.";
18) статью 26 изложить в следующей редакции:
"Статья 26. Обязанности защищаемых лиц
Защищаемые лица обязаны:
1) выполнять условия применения в отношении их мер безопасности и законные требования органа, обеспечивающего безопасность;
2) незамедлительно информировать орган, обеспечивающий безопасность, о каждом случае угрозы или фактах противоправных действий в отношении их;
3) беречь имущество, выданное им для обеспечения безопасности, в случае продажи, передачи другому лицу или порчи имущества, переданного в пользование в целях обеспечения безопасности, защищаемое лицо несет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан;
4) не разглашать сведения о принимаемых в отношении их мерах безопасности;
5) при необходимости пройти обучение по пользованию оружием, средствами индивидуальной защиты и специальной техники.";
19) в статье 26-1:
подпункт 1) пункта 1 изложить в следующей редакции:
"1) запрашивать у государственных органов, физических и юридических лиц независимо от форм собственности и получать от них необходимые сведения по заявлениям и сообщениям об угрозе совершения насилия или иного запрещенного уголовным законом деяния лицам, в отношении которых принимается решение о применении мер безопасности;";
в пункте 2:
подпункт 1) изложить в следующей редакции:
"1) избирать необходимые меры безопасности, за исключением процессуальных действий, в отношении защищаемого лица, определять способы и сроки их применения, при необходимости изменять и дополнять применяемые меры безопасности;";
дополнить подпунктом 6) следующего содержания:
"6) в случаях, предусмотренных настоящим Законом, отменять меры безопасности защищаемых лиц.";
20) статью 27 изложить в следующей редакции":
"Статья 27. Отмена мер безопасности
1. Меры безопасности отменяются в случае устранения угрозы совершения насилия или иного запрещенного уголовным законом деяния защищаемому лицу, отказа или уклонения защищаемого лица от исполнения договора, либо если дальнейшее применение мер безопасности невозможно в виду возникновения иных оснований, признанных органом, принимающим решение о применении мер безопасности объективными.
2. Меры безопасности отменяются мотивированным постановлением уполномоченного должностного лица или приговором.
3. При прекращении органом, ведущим уголовный процесс, производства по уголовному делу либо постановлении приговора с решением вопроса о продолжении мер безопасности уполномоченные должностные лица органов, осуществляющих меры безопасности, в случаях возникновения в последующем оснований для отмены мер безопасности вправе своим постановлением отменять меры безопасности с последующим уведомлением прокурора. Заявление защищаемого лица в органы, осуществляющие меры безопасности, рассматривается в срок до трех суток с момента поступления. О результатах его рассмотрения выносится соответствующее постановление, которое направляется заявителю с последующим уведомлением прокурора.
4. Постановление об отмене мер безопасности может быть обжаловано в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом и статьей 23 настоящего Закона.
5. Письменное заявление в орган, принимающий решение о применении мер безопасности защищаемых лиц, или ходатайство органа, осуществляющего меры безопасности, об их отмене рассматриваются в срок не более трех суток. О принятом решении выносится постановление, которое в день его вынесения направляется в орган, осуществляющий меры безопасности, а также лицу, в отношении которого вынесено указанное постановление.";
21) статью 29 изложить в следующей редакции:
"Статья 29. Финансирование и материально-техническое обеспечение мер государственной защиты
1. Финансирование и материально-техническое обеспечение мер государственной защиты, предусмотренных настоящим Законом, осуществляются за счет бюджетных средств в порядке, установленном руководителями государственных органов, осуществляющих меры безопасности, по согласованию с центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета.
2. Расходы, связанные с применением мер безопасности, не могут быть возложены на защищаемое лицо.
Выплата пособий и компенсация расходов, связанных с переменой места жительства и работы, а также по изменению внешности осуществляются за счет бюджетных средств в соответствии с законодательством Республики Казахстан органом, обеспечивающим безопасность.";
22) часть первую статьи 30 изложить в следующей редакции:
"Защищаемым лицам, кроме лиц, социальное обеспечение которых регулируется специальным законодательством, обеспечиваются социальные гарантии за счет средств государственного бюджета в случае причинения вреда жизни, здоровью и имуществу, связанного с их участием в уголовном процессе, с последующим взысканием этих средств с лица, виновного в причинении защищаемому лицу ущерба, в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.".
7. В Закон Республики Казахстан от 22 декабря 2003 года "О государственной правовой статистике и специальных учетах":
пункт 3 статьи 12 дополнить подпунктом 12-1) следующего содержания:
"12-1) лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, либо приравненных к ним лиц или лиц, занимающих ответственную государственную должность, либо должностных лиц, уволенных по отрицательным мотивам в связи с несоответствием расходов их доходам в соответствии с Законом Республики Казахстан "О противодействии коррупции";".
8. В Закон Республики Казахстан от 6 января 2011 года "О правоохранительной службе":
1) подпункт 9) пункта 2 статьи 6 изложить в следующей редакции:
"9) имеющее или имевшее судимость либо освобожденное от уголовной ответственности за совершение преступления на основании пунктов 3), 4), 9), 10) и 12) части первой статьи 35 или статьи 36 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, а также уволенное по отрицательным мотивам с государственной службы, из иных правоохранительных органов, специальных государственных органов, судов и воинской службы, за исключением случаев увольнения в связи с несоответствием расходов лица его доходам в соответствии с Законом Республики Казахстан "О противодействии коррупции", которое вправе поступить на правоохранительную службу по истечении трех лет после такого увольнения.";
2) пункт 1 статьи 80 дополнить подпунктом 15-1) следующего содержания:
"15-1) несоответствие расходов сотрудника его доходам, влекущее увольнение в соответствии с Законом Республики Казахстан "О противодействии коррупции";".
9. В Закон Республики Казахстан от 16 февраля 2012 года "О воинской службе и статусе военнослужащих":
подпункт 11) пункта 2 статьи 38 изложить в следующей редакции:
"11) уволенное по отрицательным мотивам с государственной или воинской службы, из специальных государственных органов, правоохранительных органов, судов и органов юстиции, за исключением случаев увольнения в связи с несоответствием расходов лица его доходам в соответствии с Законом Республики Казахстан "О противодействии коррупции", которое вправе поступить на воинскую службу по истечении трех лет после такого увольнения;".
10. В Закон Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года "О противодействии коррупции":
1) подпункт 7) статьи 4 изложить в следующей редакции:
"7) защиты и поощрения лиц, оказывающих содействие в противодействии коррупции;";
2) подпункт 1) пункта 2 статьи 8 изложить в следующей редакции:
"1) выявление коррупционных рисков в правовых и иных актах, затрагивающих деятельность государственных органов и организаций, субъектов квазигосударственного сектора;";
3) в статье 11:
пункт 4:
дополнить частями второй, третьей, четвертой, пятой и шестой следующего содержания:
"Контроль за соответствием расходов лиц, указанных в пункте 3 настоящей статьи, произведенных на приобретение имущества, определенного налоговым законодательством Республики Казахстан, их доходам, а также проверку достоверности сведений об источниках покрытия расходов на приобретение указанного имущества, отраженных в декларациях о доходах и имуществе, осуществляют органы государственных доходов.
Несоответствие расходов лиц, указанных в пункте 3 настоящей статьи, их доходам, а именно превышение расходов на приобретение имущества, определенного налоговым законодательством Республики Казахстан, приобретенного в течение отчетного календарного года лицами, указанными в пункте 3 настоящей статьи, над суммой источников покрытия расходов на приобретение указанного имущества более чем на одну тысячу месячных расчетных показателей, влечет административную ответственность указанных лиц, предусмотренную Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях.
При этом, если несоответствие расходов лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, приравненных к ним лиц, должностных лиц, лиц, занимающих ответственную государственную должность, их доходам, а именно превышение расходов на приобретение имущества, определенного налоговым законодательством Республики Казахстан, приобретенного в течение отчетного календарного года лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, приравненными к ним лицами, должностными лицами, лицами, занимающими ответственную государственную должность, над суммой источников покрытия расходов на приобретение указанного имущества за вычетом одной тысячи месячных расчетных показателей, более чем на размер дохода указанных лиц за отчетный календарный год, то указанные лица подлежат увольнению с должности или иному освобождению от должности по отрицательным мотивам.
Сведения о лицах, у которых выявлено несоответствие расходов доходам, предусмотренное в части третьей настоящей статьи, направляются органами государственных доходов в уполномоченный орган по противодействию коррупции, с соблюдением установленных налоговым законодательством Республики Казахстан требований по охране налоговой тайны.
Уполномоченный орган по противодействию коррупции уведомляет соответствующих должностных лиц (органов, организаций), имеющих право освобождения от должности лиц, у которых выявлено несоответствие расходов доходам, о необходимости принятия мер по увольнению или иному освобождению от должности указанных лиц.
Лица, прекратившие государственную службу или иную соответствующую деятельность в связи с несоответствием расходов их доходам, не могут занять должность, связанную с выполнением государственных или приравненных к ним функций, в течение последующих трех лет, если иное не установлено законами Республики Казахстан.";
дополнить примечанием следующего содержания:
"Примечание: Для целей настоящего пункта под источниками покрытия расходов лиц, указанных в пункте 3 настоящей статьи, на приобретение имущества, определенного налоговым законодательством Республики Казахстан, подразумеваются сведения, отраженные в налоговых декларациях, а также данные уполномоченных органов, банков второго уровня и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, третьих лиц, компетентных органов иностранных государств и из других источников информации, подтверждающие доходы, направленные на осуществление указанных расходов, полученные в течение отчетного года и предыдущих календарных лет.";
пункт 9 исключить;
4) пункт 4 статьи 12 изложить в следующей редакции:
"4. Непринятие антикоррупционных ограничений лицами, указанными в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, влечет отказ в приеме на должность либо увольнение с должности (освобождение от должности), их несоблюдение является основанием для прекращения ими государственной службы или иной соответствующей деятельности.";
5) пункт 7 статьи 13 изложить в следующей редакции:
"7. В случае приобретения долей (акций) в уставном капитале коммерческих организаций и иного имущества, использование которого влечет получение доходов, за исключением облигаций, паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов, лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны передать их в доверительное управление в течение тридцати календарных дней со дня приобретения в порядке, установленном законами Республики Казахстан, и представить в службу управления персоналом (кадровую службу) по месту работы нотариально засвидетельствованную копию нотариально удостоверенного договора на доверительное управление имуществом в течение десяти рабочих дней после нотариального удостоверения договора.";
6) в статье 24:
пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Лицо, сообщившее о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающее (оказавшее) содействие в противодействии коррупции, находится под защитой государства в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан, Трудовым кодексом Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан "О государственной защите лиц, участвующих в уголовном процессе" и настоящим Законом и поощряется в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
Положения части первой настоящего пункта не распространяются на лиц, сообщивших заведомо ложную информацию о факте коррупционного правонарушения, которые подлежат ответственности в соответствии с законом.
Положения части первой настоящего пункта в части поощрения не распространяются:
1) на лицо, которое сотрудничает на конфиденциальной основе с органом, осуществляющим оперативно-розыскную или контрразведывательную деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
2) на лицо, сообщившее о факте коррупционного правонарушения или оказавшее содействие в выявлении, пресечении, раскрытии и расследовании коррупционного правонарушения, по которому оно являлось исполнителем или соучастником.";
дополнить пунктом 3-1 следующего содержания:
"3-1. Содействие в противодействии коррупции включает:
1) сообщение о факте совершения коррупционного правонарушения;
2) представление информации о местонахождении разыскиваемого лица, совершившего коррупционное правонарушение;
3) иное содействие, имеющее (имевшее впоследствии) значение для выявления, пресечения, раскрытия и расследования коррупционного правонарушения.";
пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. Информация об обращении лица к вышестоящему руководителю и (или) руководству государственного органа либо организации, сотрудником которой является, и (или) в уполномоченные государственные органы в целях сообщения о факте коррупционного правонарушения или предоставления информации о местонахождении разыскиваемого лица, совершившего коррупционное правонарушение, или оказания иного содействия, имеющего (имевшего впоследствии) значение для выявления, пресечения, раскрытия и расследования коррупционного правонарушения, является конфиденциальной информацией в случае заключения соглашения о неразглашении указанной информации и предоставляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Разглашение указанной информации влечет ответственность, установленную законом.";
7) дополнить статьями 24-1, 24-2, 24-3 и 24-4 следующего содержания:
"Статья 24-1. Гарантированные государством меры защиты лиц, оказывающих (оказавших) содействие в противодействии коррупции
Гарантированные государством меры защиты лиц, оказывающих (оказавших) содействие в противодействии коррупции, включают:
1) защиту лица, оказывающего (оказавшего) содействие в противодействии коррупции, от нарушений прав и законных интересов в сфере трудовых отношений в течение трех лет с даты приема уполномоченными государственными органами сообщения о факте коррупционного правонарушения или с момента оказания лицом иного содействия в противодействии коррупции;
2) обеспечение конфиденциальности информации об обращении лица к вышестоящему руководителю и (или) руководству государственного органа либо организации, сотрудником которой является, и (или) в уполномоченные государственные органы в целях оказания содействия в противодействии коррупции, при наличии соглашения о неразглашении информации об оказании данным лицом содействия в противодействии коррупции.
Статья 24-2. Защита лица, оказывающего (оказавшего) содействие в противодействии коррупции, от нарушений прав и законных интересов в сфере трудовых отношений
1. Индивидуальный трудовой спор, стороной которого выступает работник, оказывающий (оказавший) содействие в противодействии коррупции, рассматривается согласительной комиссией, создаваемой в соответствии с Трудовым кодексом Республики Казахстан. с обязательным приглашением представителя уполномоченного органа по противодействию коррупции.
В государственных органах, за исключением специальных государственных органов, а также организациях, в которых отсутствуют согласительные комиссии, лицо, оказывающее (оказавшее) содействие в противодействии коррупции, не может быть привлечено к дисциплинарной ответственности или уволено с должности (освобождено от должности) или переведено на другую должность без рекомендаций дисциплинарной комиссии или иного коллегиального органа государственного органа или организации, создаваемого для всестороннего, полного и объективного установления обстоятельств совершения указанным лицом дисциплинарного проступка, а также установления обоснованности увольнения лица или перевода на другую должность (далее – коллегиальный орган).
К участию в заседании коллегиального органа, на котором рассматриваются вопросы, указанные в части второй настоящего пункта, в обязательном порядке приглашается представитель уполномоченного органа по противодействию коррупции.
Положения настоящего пункта распространяются на государственные органы и другие организации, работники которых оказывают (оказали) содействие в противодействии коррупции в соответствующем государственном органе или организации путем информирования своего руководства.
2. Государственный орган или другая организация, указанные в пункте первом настоящей статьи, направляют в уполномоченный орган по противодействию коррупции материалы по вопросам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, не менее чем за пять рабочих дней до дня заседания согласительной комиссии или коллегиального органа.
В указанном заседании может принимать участие представитель уполномоченного органа по противодействию коррупции.
3. Протокол заседания согласительной комиссии или коллегиального органа подписывается его членами, принимавшими участие в заседании, и направляется в уполномоченный орган по противодействию коррупции в течение трех рабочих дней со дня проведения заседания.
4. В случае несогласия представителя уполномоченного органа по противодействию коррупции с решением, принятым по итогам заседания согласительной комиссии или коллегиального органа, уполномоченным органом по противодействию коррупции в течение двух рабочих дней со дня получения протокола заседания согласительной комиссии или коллегиального органа направляется уведомление в местный орган по инспекции труда либо в прокуратуру о нарушении прав и законных интересов работника.
При этом, направление указанного уведомления не является препятствием для обращения в суд лицом, оказывающим (оказавшим) содействие в противодействии коррупции.
Статья 24-3. Обеспечение конфиденциальности информации об оказании содействия в противодействии коррупции
1. Конфиденциальность информации об обращении лица к вышестоящему руководителю и (или) руководству государственного органа либо организации, сотрудником которой является, и (или) в уполномоченные государственные органы в целях сообщения о факте коррупционного правонарушения или предоставления информации о местонахождении разыскиваемого лица, совершившего коррупционное правонарушение, или оказания иного содействия, имеющего (имевшего впоследствии) значение для выявления, пресечения, раскрытия и расследования коррупционного правонарушения, обеспечивается вышестоящим руководителем и (или) руководством государственного органа либо организации, в которой работает данное лицо, членами коллегиального органа в случае оказания содействия в противодействии в коррупции в соответствующем государственном органе либо организации, а также уполномоченными государственными органами при наличии соглашения о неразглашении конфиденциальной информации.
2. При обращении лица к вышестоящему руководителю и (или) руководству государственного органа либо организации, сотрудником которой является, в целях сообщения о факте коррупционного правонарушения в данном государственном органе или организации либо оказания иного содействия в противодействии коррупции в данном государственном органе или организации, руководитель государственного органа либо организации обязан заключить с указанным лицом соглашение о неразглашении информации об оказании содействия в противодействии коррупции при наличии его намерения.
3. С руководителем, указанным в пункте 2 настоящей статьи, заключившим с сотрудником соглашение о неразглашении информации об оказании содействия в противодействии коррупции, обратившимся в уполномоченный государственный орган для принятия мер по поступившему сообщению сотрудника о коррупционном правонарушении, и соответствующим уполномоченным государственным органом также заключается соглашение о неразглашении информации об оказании содействия в противодействии коррупции.
4. При обращении лица в уполномоченный орган по противодействию коррупции для реализации права, предусмотренного в подпункте 4) пункта 1 статьи 24-4 настоящего Закона, на основании письменного согласия на передачу конфиденциальной информации, предусмотренного в подпункте 3) пункта 1 статьи 24-4 настоящего Закона, уполномоченный орган по противодействию коррупции обязан заключить с данным лицом соглашение о неразглашении информации об оказании содействия в противодействии коррупции.
5. Порядок заключения соглашения о неразглашении информации об оказании содействия в противодействии коррупции и его форма определяются уполномоченным органом по противодействию коррупции.
Статья 24-4. Права лиц, оказывающих (оказавших) содействие в противодействии коррупции
1. Лицо, оказывающее (оказавшее) содействие в противодействии коррупции, вправе:
1) получать информацию о решении, принятом по итогам рассмотрения его сообщения о коррупционном правонарушении;
2) обжаловать решения уполномоченного государственного органа, рассматривавшего его сообщение о коррупционном правонарушении, принятые в связи с этим обращением, в соответствии с законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях или уголовно-процессуальным законодательством;
3) обратиться в уполномоченный государственный орган, с которым ранее было заключено соглашение о неразглашении информации об оказании содействия в противодействии коррупции, за исключением уполномоченного органа по противодействию коррупции, для получения письменного согласия на передачу конфиденциальной информации для реализации права, предусмотренного в подпункте 4) настоящего пункта;
4) в течение трех лет с даты приема уполномоченными государственными органами сообщения о факте коррупционного правонарушения или с момента оказания лицом иного содействия в противодействии коррупции обратиться в уполномоченный орган по противодействию коррупции в случае, когда он полагает, что привлечение его к дисциплинарной ответственности или увольнение или перевод на другую должность связаны с его сообщением о факте коррупционного правонарушения или оказанием иного содействия в противодействии коррупции, при условии, что данные вопросы ранее не рассматривались согласительной комиссией или коллегиальным органом в порядке, предусмотренном статьей 24-2 настоящего Закона.
2. В случае обращения лица на основании, указанном в подпункте 4) пункта 1 настоящей статьи, уполномоченный орган по противодействию коррупции рассматривает представленные материалы и в случае установления обоснованности обращения лица, оказавшего содействие в противодействии коррупции, в течение пятнадцати календарных дней со дня поступления обращения направляет уведомление руководству государственного органа либо другой организации о необходимости повторного рассмотрения вопросов, указанных в подпункте 4) пункта 1 настоящей статьи в порядке, предусмотренном статьями 24-2 и 24-3 настоящего Закона.
Уведомление должно содержать:
1) фамилию и инициалы руководителя государственного органа либо организации, к которому направляется уведомление;
2) фамилию, имя и отчество (при его наличии) лица, оказывающего (оказавшего) содействие в противодействии коррупции;
3) краткую фабулу коррупционного правонарушения;
4) обязанность руководителя государственного органа либо организации заключить соглашение о неразглашении информации об оказании содействия в противодействии коррупции с лицом, ранее сообщившим о факте коррупционного правонарушения, или оказавшим иное содействие в противодействии коррупции, при наличии намерения данного лица заключить соглашение, указанное в настоящем подпункте, а также ответственность за разглашение информации об оказании данным лицом содействия в противодействии коррупции.
При этом, руководитель государственного органа либо организации обязан провести заседание коллегиального органа и принять решение по рассматриваемому вопросу в срок, не превышающий тридцать календарных дней со дня поступления обращения уполномоченному органу по противодействию коррупции.".
11. В Закон Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года "О государственной службе Республики Казахстан":
1) подпункт 14) пункта 3 статьи 16 изложить в следующей редакции:
"14) уволенный по отрицательным мотивам из правоохранительных органов, специальных государственных органов и судов, воинской службы, за исключением случаев увольнения гражданина на основании отсутствия на работе (службе) без уважительной причины в течение трех и более часов подряд или в связи с несоответствием расходов лица его доходам в соответствии с Законом Республики Казахстан "О противодействии коррупции", который вправе поступить на государственную службу по истечении трех лет после такого увольнения;";
2) пункт 3 статьи 52 дополнить частью второй следующего содержания:
"В случае исполнения обязанности, предусмотренной настоящим пунктом, государственному служащему государством гарантируются меры защиты, предусмотренные Законом Республики Казахстан "О противодействии коррупции".".
Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением подпунктов 2) и 3), абзаца четвертого подпункта 4) пункта 3, пунктов 7, 8 и 9, абзацев второго, третьего, четвертого, пятого, шестого, седьмого, восьмого, девятого, десятого и одиннадцатого подпункта 3) пункта 10 и подпункта 1) пункта 11 статьи 1, которые вводятся в действие с 1 января 2027 года.
Президент Республики Казахстан |