Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Правительства Республики Казахстан от 28 марта 2023 года № 248 "Об утверждении Концепции развития высшего образования и науки в Республике Казахстан на 2023 – 2029 годы" следующие изменения и дополнения:
в Концепции развития высшего образования и науки в Республике Казахстан на 2023 – 2029 годы, утвержденной указанным постановлением:
в разделе "1. Паспорт":
строку, порядковый номер 3, изложить в следующей редакции:
"
";
в разделе "2. Анализ текущей ситуации":
в главе "2. Обучение в течение всей жизни":
часть шестнадцатую изложить в следующей редакции:
"Принят Закон Республики Казахстан "О профессиональных квалификациях", который дал импульс развитию неформального и информального образования.";
в разделе "5. Основные принципы и подходы":
в главе "1. Развитие высшего и послевузовского образования":
параграф "1. Доступность высшего и послевузовского образования" изложить в следующей редакции:
"С целью обеспечения доступа к получению высшего образования ЕНТ будет совершенствовано в части перехода на стандартизированный формат с использованием психометрических подходов к формированию тестовых заданий и анализу результатов. Пилотный вариант ЕНТ апробирован в нескольких ОВПО и обсужден с общественностью и экспертами. С помощью тестовых заданий будут оцениваться навыки высокого порядка: умение применять, рефлексировать, расширять, оценивать и анализировать информацию.
В целях повышения качества высшего образования будет принята новая модель финансирования, которая предусматривает изменение распределения государственного заказа.
Будет пересмотрена стоимость грантов с введением дифференциации (от 30 до 100 %) в зависимости от результатов ЕНТ и иных показателей социально-экономического статуса семьи абитуриента. Планируется предоставление возможности получения долгосрочных льготных кредитов на оплату обучения в ОВПО под 2-3 % годовых.
Количество грантов до 2025 года увеличится на 50 %. В результате не менее 75 тысяч молодых казахстанцев получат государственную поддержку. К 2029 году стипендия студентов повысится в два раза с 2026 года.
Будет увеличена стоимость грантов на подготовку магистрантов и PhD докторантов. До 5 тысяч грантов увеличится государственный образовательный заказ на подготовку научных кадров (докторов PhD). Кроме этого, начиная с 2023 года, поэтапно планируется увеличение количества грантов на подготовку в резидентуре на 70 %. В рамках интеграции ОВПО и НИИ на базе НИИ будут продолжена подготовка магистров и докторов PhD, разработан единый национальный вступительный экзамен в резидентуру.
В ОВПО будут созданы условия для инклюзивного образования, развития индивидуальной образовательной траектории обучающихся с особыми образовательными потребностями. Кроме того, запланировано обеспечение инклюзивного образования с фокусом на предоставление необходимых ресурсов и поддержку обучающихся не только с ограниченными возможностями, связанными с состоянием здоровья, но и связанными с социально-экономическим статусом, гендером, языком обучения (иностранные студенты) и др.
Также будет проработан вопрос поддержки поступающих из семей с низкими доходами на программы высшего образования в рамках присуждения образовательного гранта.
Будут предусмотрены нормы по перечислению средств, предусмотренных для обучения (образовательный грант), на специальный образовательный счет студента на законодательном уровне с целью повышения качества обучения, ответственности самих студентов и конкуренции между ОВПО.
Предполагается аккумулировать все финансовые средства, предоставляемые государством, на единых образовательных счетах (далее – ЕОС). С этой целью будет внедрена единая солидарная образовательная накопительная система "Келешек", которая предполагает совершенствование государственной образовательной накопительной системы (далее – ГОНС) с интеграцией механизма получения льготного образовательного кредита и дифференцированного гранта.
Интеграция ЕОС с "Социальным кошельком" позволит в полной мере обеспечить реализацию социальной поддержки молодых людей (от 3-х лет до получения первой специальности) со стороны государства. Средства ЕОС будут использоваться гражданами на оплату образовательных услуг и накопление собственных средств на получение образования (или жилья). При этом средства образовательного счета будут иметь строгое целевое назначение, как оплата образовательных услуг и приобретение жилья.
Будут выделены целевые гранты по техническим направлениям подготовки для поступающих из густонаселенных регионов и регионов с большим разрывом в качестве образования в ведущие ОВПО страны. Квотирование образовательного заказа на подготовку кадров, в том числе региональных ОВПО по техническим направлениям подготовки, осуществляется на основе определения прогнозной потребности регионов и отраслей.
В рамках международной стипендии "Болашак" будет обеспечен приоритет подготовки технических кадров как в ведущих зарубежных университетах, так и в технических высших учебных заведениях СНГ.
В целях сохранения эмоционального благополучия студентов и работников ОВПО, создания благоприятного социально-психологического климата в университетах и оказания психологической поддержки обучающимся будут совершенствованы психологические службы. Необходимо создать в ОВПО физическое и виртуальное пространство, учитывающее, в первую очередь, интересы и потребности студентов.
Высшее образование может предоставляться в очной и онлайн-формах. При этом ОВПО активно применяют дистанционные образовательные технологии, расширяя границы получения образования, в том числе через международные образовательные платформы.
Использование искусственного интеллекта может оказать огромное как положительное, так и отрицательное влияние на ландшафт образовательных услуг и в целом на образовательный процесс. Поэтому будет рассмотрен вопрос разработки стандарта использования систем искусственного интеллекта (AI) в образовании.";
параграф "2. Опережающее кадровое обеспечение" изложить в следующей редакции:
"В целом система подготовки специалистов должна перейти на модель опережающего кадрового обеспечения.
Для этого будут консолидированы усилия государства, бизнеса и образования по опережающей подготовке кадров. Алгоритм будет включать:
1) современные форсайтные методы прогнозирования спроса в кадрах;
2) определение квалификационных требований;
3) обучение специалистов нового поколения.
Ключевым звеном в построении данной модели станут университеты. Для консолидации усилий будет определен ведущий ОВПО для каждого региона и отрасли страны.
Будет использован опыт создания Атласа новых профессий, в рамках которого будет продолжена разработка региональных стандартов по опережающей подготовке кадров. Будет расширена программа "Мамандығым – болашағым".
Продолжится работа по дальнейшему внедрению принципов ECTS в учебный процесс и расширению академической свободы.
Обновление содержания образовательных программ и совершенствование модели выпускника университета будут осуществляться с учетом ключевых компетенций и новых вызовов рынка труда.
Инновационные образовательные программы будут разработаны на основе форсайт-исследований рынка труда и прогнозирования потребности в новых профессиях. Содержание высшего и (или) послевузовского образования будет ориентировано на разработку междисциплинарных и глобальных образовательных программ совместно с зарубежными партнерами. Результаты обучения по таким программам позволят проходить международную профессиональную сертификацию.
Законом Республики Казахстан "Об образовании" предусмотрено прохождение профессиональной практики обязательно со 2-го года обучения. Усиление практикоориентированности программ бакалавриата будет обеспечиваться также за счет привлечения действующих практиков в преподавание профессиональных модулей. ОВПО будет предоставляться право на реализацию образовательных программ технических направлений с включением производственной стажировки студентов до 30 недель на базе партнеров-предприятий.
Продолжатся вовлечение представителей бизнеса и работодателей в разработку образовательных программ, а также интеграция образовательного процесса с научной деятельностью. Будет усилена ответственность индустрии и бизнеса за участие в подготовке кадров. ОВПО будут готовить кадры, способные создавать новые рабочие места с учетом внедрения искусственного интеллекта в производство и науку.
Будет сформирован Национальный портфель образовательных программ на базе действующего реестра образовательных программ, интегрированный с цифровой платформой Национальной системы квалификаций в открытом доступе для будущих студентов и работодателей. Образовательная программа бакалавриата становится гибкой к региональным и отраслевым потребностям, запросам рынка труда и глобальным изменениям.
Уже сейчас исключена регламентация сроков обучения в бакалавриате, требуется освоение необходимого объема академических кредитов. При этом поскольку система финансирования ОВПО по образовательному гранту привязана к сроку обучения, будет проработан вопрос оплаты учебы студентов по их индивидуальному учебному плану.
В будущем предусматривается новый формат приложения к дипломам в виде цифровых профилей выпускников, которые предоставят работодателям больше информации о приобретенных навыках и компетенциях с указанием уровня и глубины их сформированности. Он будет доступен работодателям через единый портал высшего образования. Это будет содействовать повышению ответственности студентов за свои результаты обучения и будущее трудоустройство.
С учетом опыта филиалов зарубежных ОВПО при разработке образовательных программ внедряется подход "образование, ориентированное на исследование" (ROS). Профессорско-преподавательский состав, вовлеченный в научную исследовательскую работу, ориентирует студентов на экспериментально-аналитическую среду с учетом последних достижений науки и технологий.
С целью приобретения опыта работы до завершения ОВПО и повышения качества трудоустройства выпускников будут расширены возможности дуального обучения, в том числе на базе работодателей.
Университеты будут ориентированы на создание "апгрейд" центров, призванных поддерживать своих выпускников после окончания университетов.
Продолжится работа по расширению участия работодателей, представителей бизнес-структур, профессиональных и общественных объединений в советах директоров ОВПО. Продолжится работа по внедрению принципов корпоративного управления. Будут внесены изменения в Кодекс корпоративного управления, пересмотрены составы советов директоров. Функции риск-менеджмента войдут в основу реализации стратегических и операционных задач ОВПО.
Важно выстраивание институциональной политики ОВПО по управлению человеческими ресурсами и талантами. Будут созданы кадровый резерв и система подготовки топ-менеджмента в ОВПО. В сфере управления ОВПО будут созданы широкие карьерные перспективы для молодых талантливых специалистов и менеджеров. ОВПО продолжат работу по переходу к новой системе должностей согласно международным стандартам, новой модели штатного расписания, повышения квалификации ППС. С 2026 года будет повышена зарплата преподавателей высших учебных заведений, при этом будет пересмотрена система оплаты труда ОВПО, основанная на принципах справедливости и равенства с четкой и прозрачной системой классификации должностей.
Для привлечения талантливой молодежи к преподавательской деятельности в ОВПО и научной карьере будет пересмотрена система подготовки научных кадров в докторантуре и постдокторантуре.
Формирование контингента докторантов будет осуществляться на основе оценки исследовательских навыков претендентов и с учетом научных школ ОВПО. Прорабатываются механизмы поддержки научных школ для обеспечения преемственности направлений исследований.
Для молодых ученых будет продолжена реализация программ по обучению и исследованиям в ведущих зарубежных ОВПО и научных центрах. Финансирование научных изысканий прерываться не будет.
Особое внимание будет уделено подготовке педагогов в ОВПО. Педагогическое образование будет развиваться в рамках 4 направлений:
1) прогнозирование потребностей в педагогических кадрах, создание системы прогнозирования потребностей на уровне регионов, опережающее преодоление дефицита в подготовке педагогических кадров, профориентация будущих учителей;
2) создание единого образовательного пространства, реализация интеграционных процессов внутри педагогической системы через взаимодействие профессорско-преподавательского состава (ППС), совершенствование структуры образовательных программ через внедрение программ major/minor и double major, а также программ обучения для малокомплектных школ;
3) профилизация и развитие исследовательской деятельности, в том числе фундаментальных и прикладных научных исследований;
4) повышение профессионального благополучия ППС, введение квоты на стажировки ППС педагогических ОВПО в рамках программы "Болашак", целевая подготовка в магистратуре профессорско-педагогического состава.
В рамках национального проекта "Комфортная школа" будут подготовлены учителя новой формации для школ будущего. Основой подготовки педагогов новой формации будет укрепление научного потенциала через развитие научно-педагогических школ на базе педагогических ОВПО и профилизацию исследовательской деятельности в образовании. Будут актуализированы образовательные программы согласно новым моделям школ. Для развития исследовательских компетенций у будущих учителей будут введены дисциплины "Исследование в действии", "Методы исследований и анализа данных в образовании".
В рамках развития подготовки и переподготовки педагогов будет изучен вопрос создания педагогического ОВПО на базе АОО "Назарбаев интеллектуальные школы".
Образовательные программы бакалавриат - магистратура - докторантура соответствующих педагогических направлений подготовки должны обладать преемственностью, а формирование компетенций предусматриваться в нарастающей прогрессии.
В программу подготовки педагогов бакалавриата и магистратуры будет включено профориентационное направление.
Исследования в рамках докторских программ педагогического образования будут осуществляться путем трудоустройства докторантов в соответствующие организации образования на не менее чем три семестра.
Исследовательская направленность ОВПО станет ключевым центром формирования и развития новой плеяды талантливых педагогов. Действующими педагогическими ОВПО Казахстана будет усилено взаимодействие со школами страны. Важно охватить педагогической практикой студентов не только старших, но и начальных курсов. Для руководства курсовыми и дипломными проектами студентов педагогических ОВПО будут привлечены практикующие учителя школ.
Новые minor-программы и микроквалификации, которые студент получает наравне с основной образовательной программой, позволят сократить продолжительный путь подготовки педагогов по современным требованиям. Minor-программы могут включать дисциплины по организации деятельности классных руководителей, педагогов-ассистентов в инклюзивных школах и т.д. с обязательным прохождением педагогической практики. Отдельные Minor-программы и микроквалификации будут направлены на формирование навыков структурированной и систематической поддержки учеников обычной школы, испытывающих легкие трудности в обучении или имеющих особые образовательные потребности.
Minor-программы и программы микроквалификаций по всем направлениям подготовки в соответствии с профессиональными стандартами предоставляют возможность студентам прохождения сертификации по квалификациям 4-5 уровней Национальной рамки квалификаций и, начиная со 2–3 годов обучения, выйти на рынок труда.
Образовательные программы должны полностью соответствовать профессиональному стандарту "Педагог". Будет обеспечена синхронизация образовательных программ педагогических колледжей и ОВПО.
В ОВПО в рамках основной образовательной программы студентам будут предлагаться minor-программы и (или) микроквалификации по изучению методики технического и профессионального образования для получения достаточного объема компетенций, необходимых для работы в колледжах мастерами производственного обучения и инженерами-педагогами. Студентам будет предоставлена возможность в рамках дуального обучения проходить производственную практику в колледже в качестве преподавателей спецдисциплин или мастеров.
В рамках дуального обучения студенты ОВПО будут подключаться к разработке научно-исследовательских проектов, которые разрабатываются в ведущих школах. К учебному процессу в ОВПО будут шире привлекаться учителя-мастера, в первую очередь, учителя с высокими званиями и наградами в педагогической деятельности.
Будут применены такие инновационные методы обучения, как геймификация, метод перевернутого класса, проблемного и проектного обучения, фасилитации и дизайн мышления в обучении и др. Для предотвращения дефицита в педагогических кадрах и обеспечения альтернативного входа в профессию педагога реализуются программы педагогической переподготовки (PGCE). Данный механизм будет совершенствован с введением критериев отбора и пересмотра содержания программ.
Действующие педагоги могут получить дополнительную квалификацию по смежным дисциплинам по программам переподготовки.
Основными показателями эффективности педагогических ОВПО должны стать независимая сертификация выпускников и их трудоустройство. Независимая сертификация выпускников педагогических ОВПО будет способствовать повышению качества педагогического состава и выступит важным инструментом для оценки их академических знаний и профессиональных педагогических компетенций. Право на работу в школе должно предоставляться только после получения такого сертификата.
В целом процедура признания профессиональных квалификаций выпускниками ОВПО на добровольной основе будет осуществляться через цифровую платформу Национальной системы квалификаций (Career Enbek).
Будет проработан вопрос включения в перечень приоритетных направлений международной стипендии "Болашак" специальности сферы раннего развития детей, а также увеличения квот на педагогические специальности по программе "Болашак".
Будет принят стандарт аккредитации педагогических университетов и других ОВПО в части подготовки педагогов на основании профессионального стандарта "Педагог". На основе данного стандарта аккредитационные агентства разработают свои стандарты для аккредитации педагогических университетов и образовательных программ подготовки учителей, а педагогические ОВПО, реализующие образовательные программы по педагогическому направлению, создают систему внутреннего обеспечения качества в соответствии с ним.
Принятие Закона Республики Казахстан "О профессиональных квалификациях" систематизировало процедуру признания квалификации по регулируемым профессиям, что усиливает ответственность ОВПО за качество образования.
Одним из инструментов оценки качества высшего образования станет независимый национальный рейтинг ОВПО, проводимый в партнерстве с ведущими международными академическими рейтинговыми агентствами (QS, THE).
Международная аккредитация останется независимой оценкой качества образования. При этом будет проработан вопрос пересмотра политики специализированной аккредитации по группам образовательных программ.
Будут приняты меры по развитию института академической репутации как в отношении ОВПО, так и персонально каждого, кто вовлечен в преподавательскую или исследовательскую деятельность. Будет систематизирована и обеспечена прозрачность любых нарушений академической честности, в том числе путем создания единой базы исследовательских работ. ОВПО, не демонстрирующие нулевую терпимость к нарушениям академической честности, должны быть ограничены в возможностях получения государственного финансирования или иных преференций.
Международная аккредитация, национальный рейтинг, условия размещения государственного заказа и система управления рисками станут базовыми механизмами оценки качества образования. Государственное регулирование в системе высшего и послевузовского образования перейдет от стационарной модели к цифровой. Процедуры определения степени рисков полностью автоматизируются через единую платформу высшего образования, соответственно, государственный контроль фокусируется только на ОВПО с наибольшим потенциальным риском, снижая административные нагрузки на добросовестные ОВПО.";
в параграфе "3. Развитие инфраструктуры и цифровой архитектуры высшего образования":
часть девятнадцатую изложить в следующей редакции:
"С целью формирования современной академической и исследовательской экосистемы ОВПО, интегрированной в национальный и региональный контекст, будут созданы центры академического превосходства на базе 15 региональных и 5 педагогических университетов, которые обеспечат рост научно-инновационной активности ППС, кастомизацию образовательных программ, курсов повышения квалификации и переподготовки с учетом потребностей экономики региона в кадрах и инновациях, создание эндаумент-фондов.";
дополнить частями двадцать третьей, двадцать четвертой, двадцать пятой, двадцать шестой, двадцать седьмой, двадцать восьмой и двадцать девятой следующего содержания:
"Исследовательские ОВПО станут центрами аккумулирования научных компетенций и инновационных решений технических и технологических задач, а также проблем отечественной индустрии с целью дальнейшего коллективного трансфера отечественных высокотехнологичных решений на глобальный сегмент экономики. Государственная научная политика должна быть направлена на стимулирующие меры по взаимовыгодному укреплению связей индустрии и ОВПО.
Цифровые технологии стали неотъемлемой частью современного мира и имеют огромный потенциал для успешной реализации высшего образования. Внедрение виртуальной и дополненной реальности, интерактивных платформ и симуляторов с использованием методов искусственного интеллекта в учебный процесс позволит студентам более эффективно осваивать теорию и практические навыки.
Онлайн-образование является эффективным инструментом для предоставления студентам возможности изучать дисциплины в удобное для них время и в привычном темпе. Онлайн-курсы, вебинары и другие формы дистанционного обучения позволяют студентам получать знания от ведущих специалистов из разных стран, а также делиться опытом и сотрудничать с другими студентами на международном уровне.
При этом соблюдается принцип гибкости образовательных программ для предоставления студентам возможности посещать традиционные занятия и (или) участвовать в них онлайн. Гибридный подход к высшему образованию (сочетание синхронного и асинхронного обучения) обеспечивает инклюзию и доступность высшего образования.
Доступ к глобальным онлайн-лабораториям позволит удовлетворить базовые потребности ОВПО не просто в онлайн-курсах, но и в виртуальных, цифровых лабораториях и симуляциях, что частично снимет вопрос об оснащении физических лабораторий в ОВПО, осуществляющих подготовку кадров естественно-научных и инженерных направлений.
Все это будет способствовать развитию цифровой экосистемы ОВПО, которая в свою очередь ускорит и оптимизирует их бизнес-процессы, сформирует культуру принятия решений на основе данных и их прозрачность, повысит качество подготовки кадров.
Для успешной цифровой трансформации высшего образования осуществляется переход от традиционных учебных моделей к активным методам обучения с акцентом на проектную деятельность. Проектное обучение позволяет студентам применять усвоенные знания на практике, развивать творческое мышление, командные навыки и способность решать сложные задачи, что является неотъемлемыми качествами современного инженера.";
часть двадцать шестую изложить в следующей редакции:
"Приоритетными задачами станут цифровая трансформация библиотек и их систем, использование платформ открытого образования в общем процессе (Open University, Coursera и др.), перевод бизнес-процессов в цифровой формат. Цифровые компетенции станут обязательным элементом всех образовательных и профессиональных стандартов. Обеспечивается бесплатный доступ к мировым библиотекам для всех студентов и расширяется цифровая экосистема в ОВПО.";
параграф "4. Интернационализация высшего и послевузовского образования":
часть пятую изложить в следующей редакции:
"До 2029 года будет проработан вопрос открытия не менее 12 филиалов и представительств престижных зарубежных университетов на территории Казахстана. Это позволит трансформировать систему управления и ввести мировые образовательные стандарты в содержание образования и учебный процесс, в том числе по подготовке педагогов.";
в главе "2. Развитие обучения в течение всей жизни":
параграф "1. Развитие системы непрерывного образования и признание результатов неформального обучения":
дополнить частями четвертой и пятой следующего содержания:
"В целях обеспечения преемственности будут расширены дальнейшее использование международной стандартной классификации образования, в том числе разделение образовательных программ высшего образования на академические (180-240 академических кредитов) и профессиональные (240-300 академических кредитов) программы. Это позволит обеспечить плавный переход от школы к ОВПО, а также синхронизировать образовательные программы технического и профессионального, послесреднего и высшего образования.
В связи с внедрением minor-программ и микроквалификаций будут внесены изменения в систему оплаты труда и классификатор профессий.";
дополнить частью седьмой следующего содержания:
"По прогнозам экспертов ВЭФ в ближайшие 4 года почти половине работников всех отраслей потребуется освоить новые навыки, а в будущем регулярная переквалификация должна стать нормой.";
дополнить частью двенадцатой следующего содержания:
"ОВПО начата реализация накопительной системы обучения, что позволяет студентам и работающим людям в короткие сроки приобретать необходимые профессиональные навыки, строить индивидуальную траекторию обучения и устранять пробелы в знаниях, удовлетворять потребности граждан в дополнительном образовании через "Серебряные университеты".";
в главе "3. Развитие науки":
в параграфе "2. Укрепление интеллектуального потенциала науки":
часть вторую изложить в следующей редакции:
"Будет проработан пакет социальных льгот и стимулирующих мер, повышающих социальный статус ученых в рамках проекта Закона "О науке и технологической политике". Для повышения уровня научно-исследовательских работ, научно-технического потенциала, конкурентоспособности ученых, научных организаций и их коллективов ежегодно будут проводиться конкурсы на различные виды грантового финансирования.";
в разделе "6. Целевые индикаторы и ожидаемые результаты":
дополнить пунктом 13-1 следующего содержания:
"13-1. Отношение количества статей и обзоров в журналах из основных индексов Web of Science к количеству статей и обзоров в журналах из Scopus (2024 г. – 47 %, 2025 г. – 50 %, 2026 г. – 54 %, 2027 г. – 58 %, 2028 г. – 62 %, 2029 г. – 67 %);";
дополнить пунктом 18-1 следующего содержания:
"18-1. Объем продаж наукоемкой продукции от проектов коммерциализации РННТД (2024 г. – 5 млрд тенге, 2025 г. – 6 млрд тенге, 2026 г. – 7 млрд тенге, 2027 г. – 9 млрд тенге, 2028 г. – 11 млрд тенге, 2029 г. – 12 млрд тенге);";
пункт 19 изложить в следующей редакции:
"19. Доля расходов предпринимательского сектора от общего объема внутренних затрат на НИОКР (2024 г. – 25 %, 2025 г. – 28 %, 2026 г. – 32 %, 2027 г. – 38 %, 2028 г. – 43 %, 2029 г. – 50%).";
План действий по реализации Концепции развития высшего образования и науки в Республике Казахстан на 2023 – 2029 годы изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.
Премьер-Министр Республики Казахстан |
О. Бектенов |
Приложение к постановлению Правительства Республики Казахстан от 14 июня 2024 года № 471 |
|
Приложение к Концепции развития высшего образования и науки в Республике Казахстан на 2023 – 2029 годы |
План действий
по реализации Концепции развития высшего образования и науки в Республике Казахстан на 2023 – 2029 годы
№ п/п | Наименование реформ /основных мероприятий | Форма завершения | Срок завершения | Ответственные исполнители |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Глава 1. Высшее и послевузовское образование | ||||
Целевой индикатор 1. Охват населения высшим образованием | ||||
1. | Совершенствование ЕНТ в части перехода на стандартизированный формат | приказ | Декабрь 2023 года | МНВО, МП |
2. | Введение дифференцированных грантов (от 30 до 100 %) в зависимости от результатов ЕНТ и иных показателей | приказ | Сентябрь 2024 года | МНВО |
3. | Проработка вопроса поддержки поступающих из семей с низкими доходами на программы высшего образования в рамках присуждения образовательного гранта | приказ | декабрь 2024 года | МНВО |
4. | Предоставление возможности получения долгосрочных льготных кредитов на оплату обучения в ОВПО под 2-3 % годовых | приказ | Сентябрь 2024 года | МНВО |
5. | Увеличение количества государственных образовательных грантов для получения высшего образования по востребованным направлениям подготовки, в том числе техническим направлениям (не менее 75 тысяч к 2029 году) | приказ | Сентябрь 2023 – 2029 годов | МНВО |
6. | Внедрение единой солидарной накопительной системы "Келешек" (специальный образовательный счет) | приказ | Декабрь 2024 года | МНВО |
7. | Проработка вопроса размещения государственного образовательного заказа с учетом региональной потребности, в том числе по техническим и педагогическим направлениям, с возможностью квотирования и учетом результатов сертификации выпускников | приказ | Апрель 2024 – 2029 годов | МНВО, АО "Финансовый центр" (по согласованию) |
8. | Выделение целевых грантов по техническим направлениям подготовки для поступающих из густонаселенных регионов и регионов с большим разрывом в качестве образования в ведущие ОВПО страны | приказ | Сентябрь 2024 года | МНВО |
9. | Осуществление подготовки технических кадров в рамках международной стипендии "Болашак" как в ведущих зарубежных университетах, так и технических учебных заведениях СНГ | решение Республиканской комиссии | Сентябрь 2023 года | МНВО |
10. | Совершенствование психологических служб путем создания физического и виртуального пространства, учитывающих интересы и потребности студентов | приказ | Сентябрь 2023 – 2029 годов | ОВПО (по согласованию) |
11. | Увеличение стоимости образовательного гранта на подготовку магистрантов и PhD | приказ | Сентябрь 2024 – 2029 годов | МНВО |
12. | Увеличение государственного образовательного заказа на подготовку научных кадров (докторов PhD) на 5 тысяч грантов | приказ | Сентябрь 2024 – 2027 годов | МНВО |
13. | Поэтапное увеличение количества грантов на подготовку кадров в резидентуре на 70 % | приказ | Сентябрь 2024 – 2029 годов | МЗ, МНВО |
14. | Разработка единого национального вступительного экзамена в резидентуру | приказ | Июль 2024 года | МЗ, МНВО, ННЦРЗ им. С. Каирбековой (по согласованию), ОВПО (по согласованию) |
15. | Увеличение размера стипендий студентов в 2 раза (по отношению к 2022 году) | проект постановления Правительства Республики Казахстан | Сентябрь 2026 – 2029 годов | МНВО |
16. | Разработка проекта стандарта по применению искусственного интеллекта в образовании | межвузовский стандарт по применению искусственного интеллекта | июнь 2024 года | МНВО, ОВПО (по согласованию) (МУИТ) |
Целевой индикатор 2. Доля организаций высшего и послевузовского образования, создавших условия для инклюзивного образования (2023 г. – 60 %, 2024 г. – 70 %, 2025 г. – 80 %, 2026 г. – 100 %, 2027 г. – 100 %, 2028 г. – 100 %, 2029 г. – 100 %) | ||||
17. | Cоздание условий в ОВПО для инклюзивного образования, в том числе связанных с социально-экономических статусом, гендером, языком обучения | отчет в МНВО | Сентябрь 2023 – 2029 годов | ОВПО (по согласованию) |
Параграф 2. Опережающее кадровое обеспечение | ||||
Целевой индикатор 3. Доля трудоустроенных выпускников в первый год после окончания ОВПО | ||||
18. | Разработка региональных карт потребностей в профессиях (региональных атласов профессий) и региональных стандартов опережающей подготовки кадров в каждом регионе | региональные карты и стандарты | Март 2024 – 2029 годов | МНВО, акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента |
19. | Расширение программы "Мамандығым – болашағым" | отчет в МНВО | Декабрь 2023 – 2029 годов | ОВПО (по согласованию) |
20. | Внедрение принципов ECTS в учебный процесс и расширение академической свободы | методические рекомендации | Декабрь 2023 года | МНВО, ОВПО (по согласованию) |
21. | Обновление образовательных программ с учетом профессиональных стандартов и региональных карт профессий | образовательные программы | Декабрь 2023 – 2029 годов |
МНВО, НЦРВО (по согласованию), |
22. | Проработка механизма формирования Национального портфеля образовательных программ на базе действующего реестра образовательных программ | методические рекомендации | сентябрь 2026 года |
МНВО, |
23. | Проработка механизма размещения на едином портале высшего образования цифрового профиля выпускника | методические рекомендации | Октябрь 2025 – 2027 годов | МНВО, ОВПО (по согласованию) |
24. | Разработка механизма финансирования ОВПО по государственному образовательному заказу с учетом освоенных кредитов обучающимися без привязки к сроку обучения на основе индивидуальных учебных планов | приказ | Сентябрь 2026 года | МНВО, АО "Финансовый центр" (по согласованию), ОВПО (по согласованию) |
25. | Создание "апгрейд" центров в университетах для поддержки выпускников организаций высшего и послевузовского образования | центры | Декабрь 2023 – 2025 годов | ОВПО (по согласованию) |
26. | Внесение изменений в Кодекс корпоративного управления путем расширения участия работодателей и представителей бизнес-структур в Совете директоров ОВПО | Кодекс корпоративного управления | Декабрь 2023 – 2024 годов | МНВО, ОВПО (по согласованию) |
27. | Создание кадрового резерва и системы подготовки топ менеджмента в ОВПО | отчет в МНВО | Декабрь 2023 – 2029 годов | ОВПО (по согласованию) |
28. | Переход к новой системе должностей согласно международным стандартам, новой модели штатного расписания, повышения квалификации ППС | отчет в МНВО | Декабрь 2023 – 2029 годов | ОВПО (по согласованию) |
29. | Повышение заработной платы профессорско-преподавательского состава ОВПО | приказ | Июнь 2026 – 2029 годов | МНВО, ОВПО (по согласованию) |
30. | Совершенствование подготовки научных кадров в докторантуре и постдокторантуре | приказ | июнь 2025 – 2026 годов |
МНВО, ОВПО (по согласованию), |
31. | Совершенствование приема докторантов, их обучения научным исследованиям с учетом исследовательских навыков претендентов и научных школ ОВПО | приказ | июнь 2026 года |
МНВО, ОВПО (по согласованию), |
32. | Проведение профессиональной диагностики учащихся в разрезе регионов в рамках проекта "Мамандығым – болашағым" | аналитическая информация, обучающие семинары, встречи с абитуриентами | декабрь2024 – 2026 годов |
МНВО, |
33. | Внедрение программ major/minor и double major, в том числе для подготовки педагогов для малокомплектных школ | образовательные программы |
декабрь |
педагогические ОВПО (КазНПУ им. Абая, КазНацЖенПУ, ППУ им. А. Маргулана, ЮКПУ им. У. Джанибекова, АркПИ им. Ы. Алтынсарина, |
34. | Проведение педагогических исследований в рамках докторских программ совместно с организациями образования с последующим внедрением в учебный процесс | договоры/ меморандумы/ планы мероприятий с организациями образования |
декабрь |
педагогические ОВПО (КазНПУ им. Абая, КазНацЖенПУ, ППУ им. А. Маргулана, ЮКПУ им. У. Джанибекова, |
35. | Организация стажировки ППС педагогических ОВПО в рамках программы "Болашак" | протокол Республиканской комиссии по подготовке кадров за рубежом |
март | МНВО, АО "ЦМП" (по согласованию), ОВПО (по согласованию) |
36. | Актуализация образовательных программ педагогического направления в части обеспечения преемственности | образовательные программы |
декабрь |
МНВО, |
37. | Проработка вопроса создания педагогической ОВПО на базе автономной организации образования "Назарбаев Интеллектуальные школы" | дорожная карта |
декабрь | АОО "Назарбаев Интеллектуальные школы" (по согласованию), МНВО, акимат города Астаны |
38. |
Актуализация договоров/ меморандумов со школами в части: | договора/ меморандумы со школами |
декабрь | ОВПО (по согласованию) |
39. | Актуализация образовательных программ, предусматривающих новые minor-программы и микроквалификации (в том числе классный руководитель, педагог-ассистент, мастер производственного обучения, инженер-педагог и т.д.) | образовательные программы |
декабрь |
МНВО, УМО ОВПО педагогических направлений (по согласованию), |
40. | Выделение не менее 7 тысяч государственных образовательных грантов по педагогическим направлениям для подготовки учителей новой формации в рамках национального проекта "Комфортная школа" |
приказ |
сентябрь | МНВО, МП, акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента |
41. | Развитие научно-педагогических школ на базе педагогических университетов, актуализация образовательных программ | Протокол РУМС |
декабрь | ОВПО (по согласованию) |
42. | Разработка на цифровой платформе Национальной системы квалификаций (Career Enbek) функционала прохождения процедуры признания профессиональных квалификаций выпускниками ОВПО на добровольной основе (определение пилотных организаций и направлений подготовки кадров) | протокол демонстрации |
декабрь | МТСЗН, МНВО |
43. | Проработка вопроса включения в список приоритетных направлений международной стипендии "Болашак" специальности в сфере раннего развития детей | предложения в МНВО |
ноябрь | МП, институт раннего развития детей (по согласованию) |
44. | Принятие стандарта аккредитации педагогических и других ОВПО в части подготовки педагогов на основании профессионального стандарта "Педагог" | приказ |
август | МНВО, МП |
45. | Внедрение национального рейтинга ОВПО | рейтинг ОВПО | Декабрь 2024 – 2025 годов | МНВО, НЦРВО (по согласованию) |
46. | Создание центров академического превосходства на базе ОВПО (15 региональных, 5 педагогических) | приказ |
декабрь | МНВО, ОВПО (по согласованию) |
47. | Проработка вопроса создания академического городка в городе Қонаев с инновационным центром, нового современного университета, а также открытия филиалов казахстанских ОВПО | дорожная карта |
декабрь | МНВО, акимат Алматинской области |
48. | Проработка вопроса строительства ЕНУ-града, КазНУ-града | дорожная карта |
декабрь | МНВО, акиматы городов Астаны, Алматы |
49. | Утверждение программы развития Казахского национального исследовательского технического университета им. К. И. Сатпаева | проект постановления Правительства Республики Казахстан |
декабрь | МНВО, акимат города Алматы |
50. |
Трансформация Южно-Казахстанского университета им. М. Ауэзова в исследовательский университет | проект постановления Правительства Республики Казахстан |
декабрь | МНВО, акимат города Шымкента |
51. | Проработка вопроса трансформации Атырауского университета нефти и газа им. С. Утебаева в индустриальный университет | протокол СД |
декабрь | МНВО, акимат Атырауской области |
Целевой индикатор 4. Количество введенных койко-мест общежитий (2023 г. – 10000 мест, 2024 г. – 10000 мест, 2025 г. – 10000 мест, 2026 г. – 10000 мест, 2027 г. – 10000 мест, 2028 г. – 10000 мест, 2029 г. – 10000 мест) | ||||
52. | Обеспечение студентов местами в общежитиях через совершенствование механизма государственно-частного партнерства с ОВПО и строительными компаниями | договор |
декабрь | МНВО, акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента |
53. | Проработка возможности субсидирования затрат на проживание студентам из социально уязвимой категории граждан | проект постановления Правительства Республики Казахстан |
декабрь | МНВО, акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента |
54. | Совершенствование механизма ГЧП с ОВПО и строительными компаниями для решения проблемы обеспечения обучающихся общежитиями | договор |
декабрь | МНВО, акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента |
Целевой индикатор 5. Количество подписок к мировым цифровым библиотекам | ||||
55. | Обеспечение всех студентов бесплатным доступом к мировым цифровым библиотекам для получения образования | договор |
декабрь | МНВО, ОВПО (по согласованию) |
56. | Проработка вопроса перевода курсов международной платформы Coursera на казахский язык | онлайн-платформа |
декабрь | МНВО, ОВПО (по согласованию) |
57. | Создание пилотной модели цифрового университета на базе 2 ОВПО | дорожная карта |
декабрь | МНВО, ОВПО (по согласованию) |
Параграф 4. Интернационализация высшего и послевузовского образования | ||||
Целевой индикатор 6. Доля ОВПО, реализующих международные образовательные программы, академические обмены с зарубежными партнерами (2023 г. – 40 %, 2024 г. – 45 %, 2025 г. – 50 %, 2026 г. – 55 %, 2027 г. – 60 %, 2028 г. – 65 %, 2029 г. – 70 %) | ||||
58. | Открытие филиалов казахстанских ОВПО за рубежом | открытие филиалов |
декабрь | МНВО, ОВПО (по согласованию), акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента |
59. | Привлечение зарубежных экспертов к преподавательской деятельности из ведущих университетов дальнего зарубежья, имеющих публикации в высокорейтинговых научных изданиях | отчет в МНВО |
сентябрь |
ОВПО |
60. | Создание сетевого университета Совета тюркских государств для предоставления возможности гражданам тюркских стран обучаться в тюркских государствах | соглашение |
декабрь | МНВО, ОВПО (по согласованию), акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента |
61. | Открытие не менее 12 филиалов зарубежных университетов | приказ/ соглашение |
декабрь | МНВО, акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента |
Целевой индикатор 7. Доля иностранных студентов в системе высшего образования от общего количества студентов (2023 г. – 7,1 %, 2024 г. – 7,5 %, 2025 г. – 8 %, 2026 г. – 8,2 %, 2027 г. – 8,5 %, 2028 г. – 9 %, 2029 г. – 10 %) | ||||
62. | Создание альянса университетов и альянса студентов стран Центральной Азии | соглашение |
декабрь | МНВО, ОВПО (по согласованию), акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента |
63. |
Развитие двудипломных и совместных образовательных программ ОВПО с зарубежными университетами-партнерами | отчет в МНВО |
сентябрь |
ОВПО |
64. | Внедрение онлайн-портала "Study in Kazakhstan" в целях организации площадки для получения консультаций иностранным студентам | онлайн-портал |
декабрь |
МНВО, АО "ЦМП" |
65. | Реализация стипендиальной программы на обучение иностранных граждан | протокол |
сентябрь |
МНВО, ОВПО |
Параграф 5. Третья миссия университета | ||||
Целевой индикатор 8. Доля обучающихся, вовлеченных в организованную общественную деятельность, в том числе через студенческое самоуправление и дебатное движение с целью повышения уровня гражданственности и патриотизма (2023 г. – 35 %, 2024 г. – 40 %, 2025 г. – 45 %, 2026 г. – 50 %, 2027 г. – 55 %, 2028 г. – 60 %, 2029 г. – 65 %) | ||||
66. | Развитие волонтерского движения регионального республиканского уровня путем реализации социально значимых проектов, расширения видов волонтерства | методические рекомендации |
декабрь | МНВО, ОВПО (по согласованию) |
67. | Усиление органов студенческого самоуправления (комитеты по делам молодежи, студенческие парламенты, студенческие советы и др.) | отчет в МНВО |
декабрь | ОВПО (по согласованию) |
68. | Организация и проведение республиканского интеллектуального турнира (дебатное движение) среди студенческого самоуправления | отчет в МНВО |
декабрь | ОВПО (по согласованию) |
69. | Введение интегрированного социального GPA студентов | приказ |
декабрь | ОВПО (по согласованию) |
Глава 2. Развитие обучения в течение всей жизни | ||||
Целевой индикатор 9. Доля ОВПО, создавших серебряные университеты (создание устойчивой сети институтов непрерывного образования) (2023 г. – 25 %, 2024 г. – 30 %, 2025 г. – 35 %, 2026 г. – 40 %, 2027 г. – 45 %, 2028 г. – 50 %, 2029 г. – 60 %) | ||||
70. | Открытие модели "Серебряные университеты" на базе ОВПО | отчет в МНВО | Июнь 2023 – 2029 годов | ОВПО (по согласованию) |
71. | Разработка учебно-методических пособий, программ курсов и механизмов научно-методического обеспечения и сопровождения курсов для развития модели "Серебряные университеты" | методические рекомендации | Декабрь 2023 года | МНВО, ОВПО (по согласованию) |
72. | Реализация программ обучения, направленных на повышение компетенции категории лиц, нуждающихся в обучении и трудоустройстве | отчет в МНВО |
декабрь | ОВПО (по согласованию), МТСЗН, акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента, НПП "Атамекен" (по согласованию) |
73. | Разработка типового положения об отраслевых и региональных советах по профессиональным квалификациям |
совместный приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан | Декабрь 2024 года | МТСЗН, МНВО, НПП "Атамекен" (по согласованию) |
74. | Разработка порядка создания центров компетенций на базе организаций образования |
совместный приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан | Декабрь 2024 года | МТСЗН, МНВО, МП, НПП "Атамекен" (по согласованию) |
Параграф 2. Развитие системы сертификации и расширение охвата населения неформальным образованием | ||||
Целевой индикатор 10. Охват трудоспособного населения неформальным образованием | ||||
75. | Создание единой системы академических кредитов и некредитного обучения в рамках непрерывного образования | отчет в МНВО |
декабрь | ОВПО (по согласованию), МТСЗН, "Атамекен" (по согласованию) |
76. | Расширение спектра краткосрочных курсов в партнерстве с компаниями и бизнесом | отчет в МНВО |
декабрь | ОВПО (по согласованию), МТСЗН, НПП "Атамекен" (по согласованию) |
77. | Актуализация Национальной рамки квалификации для обеспечения механизма признания формального и неформального образования | протокол комиссии | Июнь 2024 года | МТСЗН, МНВО, МП |
78. | Реализация МООК в ОВПО с выдачей электронных свидетельств | отчет в МНВО |
декабрь | ОВПО (по согласованию) |
79. | Разработка и реализация медиаплана по информационному просвещению населения о преимуществах неформального образования, в том числе посредством популярных социальных сетей | медиаплан по информационному просвещению населения |
декабрь | МНВО, МТСЗН, акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента, НПП "Атамекен" (по согласованию) |
Параграф 3. Повышение цифровых компетенций граждан | ||||
Целевой индикатор 11. Уровень цифровой грамотности населения в возрасте 6-74 лет | ||||
80. | Актуализация инновационных образовательных программ на основе профессиональных стандартов для сферы IT | протокол |
сентябрь | МНВО, ОВПО (по согласованию) |
81. | Развитие школ с углубленным изучением IT | приказ |
декабрь | МЦРИАП, МП, МНВО |
82. | Внедрение системы дуального обучения совместно с IT-компаниями в рамках Атласа новых профессий и компетенций | приказ |
декабрь, | МЦРИАП, МНВО, ОВПО (по согласованию) |
83. | Организация работы по повышению цифровой грамотности населения (создание ютуб-канала по цифровой грамотности населения, приглашение лидеров мнений на телевидение, популяризация ими обучения цифровой грамотности) | медиаконтент |
декабрь | МЦРИАП, МКИ, акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента |
84. | Обеспечение доступа со стационарных и мобильных устройств к максимальному количеству обучающих ресурсов и программ для всех категорий населения на государственном и русском языках | онлайн доступ |
декабрь | МЦРИАП |
Глава 3. Развитие науки | ||||
Целевой индикатор 12. Степень удовлетворенности научного сообщества, бизнеса и других стейкхолдеров государственным администрированием науки (социологический опрос) | ||||
85. | Расширение деятельности НАН РК, обеспечение прозрачности и объективности при проведении процедуры избрания в академики | устав НАН РК |
декабрь | МНВО, НАН РК (по согласованию) |
86. | Разработка проекта Закона Республики Казахстан "О науке и технологической политике" | Проект Закона Республики Казахстан |
апрель |
МНВО, МЦРИАП, АСПИР (по согласованию), НПП "Атамекен" (по согласованию), |
87. | Координация деятельности Национального совета по науке и технологиям при Президенте Республики Казахстан | протокол |
декабрь | МНВО |
88. | Совершенствование процессов присуждения научных степеней и присвоения ученых званий | приказ |
май |
МНВО, ОВПО |
89. | Организация работы региональных центров поддержки ученых "Ғылым үйі" на базе АО "НЦГНТЭ" |
отчет в МНВО |
декабрь |
АО "НЦГНТЭ" |
90. | Проведение аналитических и форсайтных исследований по планированию и прогнозированию научно-технологического развития отраслей | отчет о выполненных работах |
декабрь | МНВО, НАН РК (по согласованию), НО (по согласованию), ОВПО (по согласованию) |
91. | Принятие мер по операторству грантового финансирования | проект постановления Правительства Республики Казахстан |
декабрь | МНВО, АО "Фонд науки" (по согласованию) |
92. | Введение механизма рандомизации отбора экспертов государственной научно-технической экспертизы научных проектов и программ | приказ | Май 2024 года | МНВО, АО "НЦГНТЭ" (по согласованию), НО (по согласованию), ОВПО (по согласованию) |
93. | Внедрение обновленной модели работы ВНТК | проект постановления Правительства Республики Казахстан |
декабрь | МНВО |
94. | Обновление составов ННС в соответствии с приоритетными направлениями развития науки | проект постановления Правительства Республики Казахстан |
декабрь | МНВО |
95. | Проработка вопроса финансирования НИОКР местными исполнительными органами | отчет в МНВО |
декабрь | акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента, НО (по согласованию), ОВПО (по согласованию) |
Целевой индикатор 13. Позиции Казахстана в страновом рейтинге InCites по общему количеству статей в индексируемых научных журналах (2023 г. – 73 место, 2024 г. – 72 место, 2025 г. – 71 место, 2026 г. – 70 место, 2027 г. – 69 место, 2028 г. – 67 место, 2029 г. – 65 место) | ||||
96. | Заключение договоров для обеспечения доступа к международным базам данных (Web of science, Scopus) | договор |
май | МНВО, АО "НЦГНТЭ" (по согласованию) |
97. | Увеличение количества статей и обзоров казахстанских ученых в высокорейтинговых изданиях Q1, Q2 Journal Citation Reports JCR | отчет международных баз данных |
август | МНВО, АО "НЦГНТЭ" (по согласованию) |
98. | Реализация научных проектов и программ в рамках международной коллаборации на основе межправительственных соглашений |
научные/ научно-технические |
март | МНВО, АО "НЦГНТЭ" (по согласованию) |
Параграф 2. Укрепление интеллектуального потенциала | ||||
Целевой индикатор 14. Прирост численности исследователей от общего количества исследователей в 2021 г. | ||||
99. | Проработка пакета социальных льгот для ученых | отчет МИО |
декабрь | МНВО, акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента, ОВПО (по согласованию) |
100. | Проведение ежегодных конкурсов научных исследований в рамках грантового финансирования | научные/ научно-технические отчеты |
сентябрь | МНВО, АО "НЦГНТЭ" (по согласованию), НО (по согласованию), ОВПО (по согласованию) |
101. | Внедрение принципов академической честности и исследовательской этики на институциональном и академическом уровнях по опыту международных университетов, в том числе по подходу "образование, ориентированное на исследование" (ROS) | методические рекомендации |
декабрь | МНВО, ОВПО (по согласованию), НО (по согласованию), АО "НЦГНТЭ" (по согласованию) |
102. | Выработка предложений по разработке специального проекта по стимулированию возвращения ученых-соотечественников из ближнего и дальнего зарубежья | дорожная карта |
август | МНВО, МИД, Фонд "Отандастар" (по согласованию), ОВПО (по согласованию), НО (по согласованию) |
Целевой индикатор 15. Доля молодых ученых от общего числа ученых и исследователей, осуществляющих НИОКР (2023 г. – 36 %, 2024 г. – 38 %, 2025 г. – 40 %, 2026 г. – 43 %, 2027 г. – 45 %, 2028 г. – 47 %, 2029 г. – 50 %) | ||||
103. | Подготовка магистров и докторов PhD на базе ОВПО путем научно-образовательного взаимодействия с научными организациями | приказ |
ноябрь | МНВО, ОВПО (по согласованию), НО (по согласованию) |
104. | Выделение ежегодных грантов для молодых ученых, в том числе на постдокторантуру, по проекту "Жас ғалым" | решения ННС |
август | МНВО, НО (по согласованию), ОВПО (по согласованию) |
105. | Выделение ежегодных грантов ученым для прохождения стажировок в ведущих научных центрах мира, в том числе и для подготовки современных менеджеров для науки |
протокол комиссии |
декабрь | МНВО, АО "ЦМП" (по согласованию), НО (по согласованию), ОВПО (по согласованию) |
106. | Проведение ежегодных конкурсов по присвоению премий "Лучший научный работник", государственных премий и стипендий выдающимся ученым за заслуги в области науки | приказ |
декабрь | МНВО, НО (по согласованию), ОВПО (по согласованию) |
Параграф 3. Модернизация научной инфраструктуры и цифровизация | ||||
Целевой индикатор 16. Доля обновленного оборудования лабораторий научных организаций и университетов | ||||
107. | Проведение аудита всех государственных и приравненных к ним научных центров на предмет эффективности и результативности их работы | аудиторский отчет |
декабрь | МНВО |
108. | Совместно с акиматом и меценатами проведение капитального ремонта здания "Ғылым ордасы" | ПСД |
декабрь | МНВО, акимат города Алматы, НАН РК (по согласованию) |
109. | Разработка методики определения уровня технологической готовности (TRL) научных организаций и исследовательских университетов, их разработок | отчет в МНВО |
декабрь | ОВПО (по согласованию), НО (по согласованию) |
110. | Введение грантов на опытно-конструкторские работы | решения ННС |
август | МНВО |
111. | Модернизация оборудования и инфраструктуры лабораторий научных организаций путем материально-технического оснащения | приказ |
август | МНВО, НО (по согласованию), ОВПО (по согласованию), АО "НЦГНТЭ" (по согласованию) |
112. | Проработка вопроса по выделению мегагрантов для проведения крупных научных исследований в рамках предусмотренных средств по грантовому и программно-целевому финансированию | конкурсная документация |
декабрь | МНВО, АО "НЦГНТЭ" (по согласованию), ОВПО (по согласованию), НО (по согласованию) |
113. | Поддержка и развитие детских технопарков, STEM лабораторий, малых академий в регионах, конкурсов научных проектов и идей | отчет МИО |
декабрь | МНВО, акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента |
114. | Повышение требований к аккредитации субъектов научной и (или) научно-технической деятельности | приказ |
декабрь | МНВО |
115. | Проработка вопроса по созданию единой информационной системы "Наука Казахстана" в рамках создания цифровой экосистемы науки | проект технического задания |
декабрь | МНВО, АО "НЦГНТЭ" (по согласованию) |
116. | Создание казахстанского индекса научного цитирования с базой отечественных ученых в рамках цифровизации науки | база данных |
декабрь | МНВО, МЦРИАП, АО "НЦГНТЭ" (по согласованию) |
117. | Развитие национальной системы научно-технологического прогнозирования путем возобновления центра научно-технической информации | решение совета директоров/ Устав |
декабрь | МНВО, АО "НЦГНТЭ" (по согласованию) |
118. | Формирование единой платформы e-lab для координации деятельности лабораторий коллективного пользования в рамках цифровой экосистемы науки |
единая |
декабрь | МНВО, АО "НЦГНТЭ" (по согласованию), АО "Фонд науки" (по согласованию) |
Параграф 4. Университетская наука | ||||
Целевой индикатор 17. Позиция Казахстана в рейтинге GII по показателю "Сотрудничество между университетами и промышленностью в области НИОКР (2023 г. – 115 место, 2024 г. – 113 место, 2025 г. – 110 место, 2026 г. – 108 место, 2027 г. – 106 место, 2028 г. – 104 место, 2029 г. – 100 место) | ||||
119. | Трансформация НИИ, университетов, предприятий, реализующих НИОКР, в научно-производственные, инжиниринговые центры, научно-технологические парки (информационные технологии, медико-биологические и биотехнологии, агропромышленные науки, "зеленые технологии" и энергоэффективность, горно-металлургический комплекс) | приказы ГО |
декабрь | МНВО, НО (по согласованию), ОВПО (по согласованию) |
120. | Создание научно-исследовательского хаба новых технологий в инженерном образовании и науке на базе КазНИТУ им. К. Сатпаева |
научный/ научно-технический |
декабрь | МНВО, КазНИТУ им. К. Сатпаева (по согласованию), ОВПО (по согласованию), НО (по согласованию) |
121. |
Формирование и развитие специализированных инжиниринговых центров, научно-технологических парков при ведущих ОВПО и крупных предприятиях | отчет |
декабрь | МНВО, МЦРИАП, АО "Фонд науки" (по согласованию), ОВПО (по согласованию), НО (по согласованию) |
122. | Создание конструкторских бюро, инжиниринговых центров, бизнес-инкубаторов, инновационных центров, региональных центров коммерциализации и трансферта технологий, проектных конструкторских бюро и других элементов инфраструктуры научно-технологических парков |
приказы университетов/ |
август | МНВО, ОВПО (по согласованию), НО (по согласованию) |
123. | Принятие "шефства" со стороны крупного бизнеса над региональными университетами в части их научной и инновационной деятельности |
меморандумы/ |
декабрь | МНВО, ОВПО (по согласованию), НПП "Атамекен" (по согласованию), акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента |
124. | Укрепление партнерства НИИ и университетов с ведущими мировыми научными центрами для усиления интеграции отечественной науки в международное научное пространство | договор |
декабрь | ОВПО (по согласованию), НО (по согласованию) |
125. | Создание постдокторантуры в ОВПО и привлечение в диссертационные советы ученых НИИ |
договор/ |
декабрь | МНВО, НО (по согласованию), ОВПО (по согласованию) |
126. | Создание национальной ассоциации эндаумент-фондов | регистрация в органах юстиций |
декабрь | МНВО, ОВПО (по согласованию) |
127. | Развитие эндаумент-фондов при ОВПО для устойчивого финансирования науки и научной инфраструктуры наряду с мерами экономического стимулирования | отчет в МНВО |
декабрь | ОВПО (по согласованию), НО (по согласованию) |
128. | Принятие мер по увеличению количества казахстанских НИИ и университетов в рейтинге Scimago | официальные данные Scimago |
август | ОВПО (по согласованию), НО (по согласованию), АО "Фонд науки" (по согласованию) |
Параграф 5. Развитие прикладной науки и экосистемы коммерциализации РННТД | ||||
Целевой индикатор 18. Доля коммерциализируемых проектов от общего количества завершенных прикладных научно-исследовательских работ (2023 г. – 28 %, 2024 г. – 29 %, 2025 г. – 35 %, 2026 г. – 37 %, 2027 г. – 40 %, 2028 г. – 45 %, 2029 г. – 50 %) | ||||
129. | Предоставление ежегодных грантов на проекты коммерциализации РННТД |
научные/ научно-технические |
декабрь | МНВО, МЦРИАП, АО "Фонд науки" (по согласованию) |
130. | Проведение ежегодных конкурсов на программно-целевое финансирование научно-технических программ по решению стратегических научно-технических задач отраслей | научные/ научно-технические отчеты |
сентябрь | МНВО, ОВПО (по согласованию), НО (по согласованию) |
131. | Совершенствование правил предоставления грантов с учетом международной практики и опыта реализации проекта Всемирного Банка в Республике Казахстан "Стимулирование продуктивных инноваций" | приказ |
декабрь | МНВО, МЦРИАП, АО "Фонд науки" (по согласованию), ОВПО (по согласованию), НО (по согласованию) |
132. | Реализация проектов по коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности в рамках проекта "Стимулирование продуктивных инноваций" | лицензионные соглашения |
декабрь | МЦРИАП, МНВО, АО "Фонд науки" (по согласованию), ОВПО (по согласованию), НО (по согласованию) |
133. | Проведение семинаров по повышению квалификации менеджеров по коммерциализации технологий в соответствии с международными стандартами |
отчет / |
июнь | АО "Фонд науки" (по согласованию), ОВПО (по согласованию), НО (по согласованию) |
134. | Разработка научно-технических заданий с указанием конкретных научно-технических задач отраслевых государственных органов | приказ |
май | МНВО, ОВПО (по согласованию), НО (по согласованию) |
135. | Расширение практики получения патентов от национальных заявителей и международных патентов PCT | отчет в МНВО |
март | ОВПО (по согласованию), НО (по согласованию), АО "НЦГНТЭ" (по согласованию) |
136. | Анализ проектов коммерциализации РННТД | отчет |
декабрь | МНВО, АО "Фонд науки", (по согласованию) АО "НЦГНТЭ" (по согласованию) |
137. | Увеличение специалистов коммерциализации среди научных работников | отчет |
декабрь | МНВО, АО "Фонд науки", (по согласованию) АО "НЦГНТЭ" (по согласованию) |
Целевой индикатор 19. Доля расходов предпринимательского сектора от общего объема внутренних затрат на НИОКР (2024 г. – 25 %, 2025 г. – 28 %, 2026 г. – 32 %, 2027 г. – 38 %, 2028 г. – 43 %, 2029 г. – 50 %) | ||||
138. | Принятие мер по реализации перспективных проектов в обрабатывающей промышленности за счет средств, направляемых недропользователями на НИОКР в рамках контрактных обязательств | Решение НТС |
июнь | МПС, МЦРИАП, МЭ, МНВО |
139. | Создание НТС по рассмотрению механизмов финансирования НИОКР недропользователями в рамках 1 % от затрат на добычу полезных ископаемых | приказы ГО |
март | МЦРИАП, МПС, МЭ, НПП "Атамекен" (по согласованию) |
140. | Формирование национальной карты технологических задач и ключевых "критических" технологий по итогам технологического прогнозирования | национальная карта |
декабрь | МНВО, МЦРИАП, МПС, МЭ |
141. | Разработка отраслевых дорожных карт научно-технологического развития по всем стратегическим отраслям экономики | приказы ГО |
декабрь | МНВО, акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента |
142. | Разработка программы содействия научно-технической акселерации для наукоемких стартапов и корпоративного сектора | приказ |
декабрь | МНВО, МЦРИАП, АО "ФНБ "Самрук-Қазына" (по согласованию), АО "Фонд науки" (по согласованию), ОВПО (по согласованию), НО (по согласованию) |
143. | Формирование целевых технологических программ, в том числе по реализации отраслевых карт научно-технологического развития | Протокол Совета по технологической политике при Правительстве Республики Казахстан |
декабрь | МЦРИАП, МНВО, акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента |
144. | Привлечение к проведению технологического прогнозирования, разработке и реализации отраслевых карт научно-технологического развития, реализации существующих инновационных кластеров и передовых научных центров представителей крупного сектора в отраслях | приказ |
декабрь | МНВО, МЦРИАП |
Примечание: расшифровка аббревиатур:
ИКТ | – | информационно-коммуникационные технологии |
АО | – | акционерное общество |
США | – | Соединенные Штаты Америки |
ПИТ "Алатау" | – | парк инновационных технологий "Алатау" |
НПП "Атамекен" | – | Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен" |
РННТД | – | результат научной и научно-технической деятельности |
МНВО | – | Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан |
НИИ | – | научно-исследовательский институт |
НИОКР | – | научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы |
НТС | – | научно-технический совет |
НО | – | научные организации |
АО "Фонд науки" | – | акционерное общество "Фонд науки" |
научная экосистема | – | совокупность взаимосвязанных направлений для создания условий и развития научно-технологического предпринимательства, инноваций и связи между бизнесом и научной сферой |
АОО "Назарбаев Интеллектуальные школы" | – | автономная организация образования "Назарбаев Интеллектуальные школы" |
СД | – | Совет директоров |
МЗ | – | Министерство здравоохранения Республики Казахстан |
ЦРТР | – | акционерное общество "Центр развития трудовых ресурсов" Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан |
МТСЗН | – | Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан |
МИО | – | местные исполнительные органы |
МООК | – | массовый открытый онлайн-курс |
НЦРВО | – | национальный центр развития высшего образования |
ОВПО | – | организации высшего и (или) послевузовского образования |
ВВП | – | валовой внутренний продукт |
МФ | – | Министерство финансов Республики Казахстан |
НАН РК | – | Национальная академия наук Республики Казахстан |
МКИ | – | Министерство культуры и информации Республики Казахстан |
ГЧП | – | государственно-частное партнерство |
МТБ | – | материально-техническая база |
МП | – | Министерство просвещения Республики Казахстан |
МПС | – | Министерство промышленности и строительства Республики Казахстан |
ППС | – | профессорско-преподавательский состав |
АО "ФНБ "Самрук- | – | акционерное общество "Фонд национального благосостояния "Самрук-Қазына" |
БНС АСПиР | – | Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан |
МИД | – | Министерство иностранных дел Республики Казахстан |
ТиПО | – | техническое и профессиональное образование |
СНГ | – | Содружество Независимых Государств |
ЕНТ | – | единое национальное тестирование |
ННЦРЗ им. С. Каирбековой | – | республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Национальный научный центр развития здравоохранения им. С. Каирбековой" Министерства здравоохранения Республики Казахстан |
ННС | – | национальные научные советы |
АО "НЦГНТЭ" | – | акционерное общество "Национальный центр государственной научно-технической экспертизы" |
МНЭ | – | Министерство национальной экономики Республики Казахстан |
АО "ЦМП" | – | акционерное общество "Центр международных программ" |
МЦРИАП | – | Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан |
ОЭСР | – | Организация экономического сотрудничества и развития |
ЮНЕСКО | – | The United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization |
ЮНИСЕФ | – | United Nations International Children’s Emergency Fund |
ECTS | – | европейская система перевода и накопления баллов (European Credit Transfer and Accumulation System) |
Global Innovation | – | глобальный индекс инноваций (глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю уровня развития инноваций) |
PCT | – | международный договор о патентной кооперации |
PhD | – | доктор философии |
PIAAC | – | Programme for the International Assessment of Adult Competencies |
Q1, Q2 - квартиль | – | категория научных журналов, которую определяют библиометрические показатели, отражающие уровень цитируемости, востребованность журнала научным сообществом |
QS-WUR | – | Quacquarelli Symonds World University Rankings |
R&D | – | научно-исследовательские центры Research and Development |
RTTP | – | Международная профессиональная регистрация технологий |
STEАM | – | Science, Technology, Engineering, Art, Mathematics |
TALIS | – | Teaching and Learning International Survey |
____________________