Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Правительства Республики Казахстан от 11 июня 2001 года № 789 "Об утверждении Типового положения о деятельности Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав" следующее изменение:
Типовое положение о деятельности Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденное указанным постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования.
Премьер-Министр Республики Казахстан |
О. Бектенов |
Приложение к постановлению Правительства Республики Казахстан от 9 января 2025 года № 4 |
|
Утверждено постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 июня 2001 года № 789 |
Типовое положение о деятельности Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
Глава 1. Общие положения
1. Настоящее Типовое положение о деятельности Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – Типовое положение) определяет статус и полномочия Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – Комиссия).
2. Комиссия является постоянно действующим коллегиальным органом, обеспечивающим координацию деятельности государственных органов и учреждений в сфере профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов.
3. Комиссия осуществляет свою деятельность на основе Конституции Республики Казахстан, законов Республики Казахстан "О правах ребенка", "О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности", настоящего Типового положения и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан, а также международных договоров Республики Казахстан.
4. Областная, городская, районная – в городе, районе комиссии образуются при соответствующем местном исполнительном органе (акимате).
5. При необходимости Комиссия может быть образована при акиме поселка, села, сельского округа, расположенных на значительном расстоянии от районного центра. Комиссия при акиме поселка, села, сельского округа имеет права и обязанности районной комиссии. Решение об образовании поселковой, сельской, сельского округа комиссии принимается областным акиматом, а персональный состав утверждается маслихатом соответствующего района.
6. Областная комиссия в своей деятельности подконтрольна и подотчетна Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Министерстве просвещения Республики Казахстан.
Городская, районная – в городе, районе комиссии в своей деятельности подконтрольны и подотчетны областной комиссии.
Глава 2. Задача и функции Комиссии
7. Основной задачей Комиссии является принятие мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений среди несовершеннолетних, предупреждению детской безнадзорности и беспризорности, защите несовершеннолетних от насилия и жестокого обращения, антиобщественных действий среди несовершеннолетних.
8. Областная комиссия в пределах своей компетенции:
1) осуществляет меры по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений среди несовершеннолетних, предупреждению детской безнадзорности и беспризорности, защите несовершеннолетних от насилия и жестокого обращения, антиобщественных действий среди несовершеннолетних;
2) разрабатывает программы и методики, направленные на совершенствование деятельности государственных органов по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, насилия и жестокого обращения в отношении несовершеннолетних, их социальную реабилитацию;
3) изучает состояние правонарушений среди несовершеннолетних, детской безнадзорности и беспризорности, а также насилия и жестокого обращения в отношении несовершеннолетних и организует проведение социологических исследований по этим вопросам;
4) обобщает и распространяет положительный опыт работы органов и организаций, занимающихся профилактикой правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, насилия и жестокого обращения в отношении несовершеннолетних, оказывает им методическую и практическую помощь;
5) заслушивает отчеты руководителей заинтересованных государственных органов о проводимой работе по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, насилия и жестокого обращения в отношении несовершеннолетних, защите и восстановлению их прав и законных интересов, ведению медико-социального учета и организует обмен информацией между ними по курируемым вопросам;
6) организует в средствах массовой информации освещение проводимой работы по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, насилия и жестокого обращения в отношении несовершеннолетних;
7) осуществляет мониторинг деятельности городских, районных – в городе, районе комиссий;
8) координирует деятельность городских, районных – в городе, районе комиссий.
9. Городская, районная – в городе, районе комиссии в пределах своей компетенции:
1) осуществляют меры по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений среди несовершеннолетних, предупреждению детской безнадзорности и беспризорности, защите несовершеннолетних от насилия и жестокого обращения, антиобщественных действий среди несовершеннолетних;
2) участвуют в обеспечении контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних в организациях, осуществляющих функции по защите прав ребенка;
3) изучают состояние правонарушений среди несовершеннолетних, детской безнадзорности и беспризорности, а также насилия и жестокого обращения в отношении несовершеннолетних и организуют проведение социологических исследований по этим вопросам;
4) участвуют в подготовке материалов в суд по вопросам направления несовершеннолетних в специальные организации образования и организации образования с особым режимом содержания;
5) координируют деятельность заинтересованных органов в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных организаций образования и организаций образования с особым режимом содержания, а также осуществлении иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, нуждающихся в специальных социальных услугах.
Глава 3. Меры, применяемые Комиссией
10. Меры, принимаемые городской и районной комиссией по устройству несовершеннолетних:
1) совместно с другими органами, ответственными за воспитание и обучение, профилактику преступлений, правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, выявляет несовершеннолетних, находящихся в положении, опасном для их жизни и здоровья, нуждающихся в специальных социальных услугах, длительное время не посещающих организации образования, ведет их персональный учет, принимает решения об устройстве этих несовершеннолетних и контролирует выполнение принятых решений;
2) направляет решение об устройстве несовершеннолетнего в органы образования, внутренних дел, здравоохранения, уполномоченный орган по вопросам занятости, центр поддержки семьи, которые в двухнедельный срок информируют Комиссию о принятых ими мерах;
3) в случаях, когда возвращение на прежнее место жительства несовершеннолетнего, выбывшего из специальной организации образования, организации образования с особым режимом содержания, освободившегося из воспитательной колонии или учреждения средней безопасности для содержания несовершеннолетних, невозможно или нежелательно в связи с отсутствием родителей или иных законных представителей, лишением родителей родительских прав, а также в силу иных причин, способных отрицательно повлиять на поведение несовершеннолетнего, Комиссия, расположенная по месту нахождения указанных учреждений, принимает меры по устройству несовершеннолетнего в организации образования или трудоустройству с учетом его интересов, а также оказывает помощь по созданию для него жилищно-бытовых условий, рассматривает вопрос в течение десяти календарных дней со дня подачи письменного заявления несовершеннолетнего и мотивированного заключения администрации соответствующего учреждения. В необходимых случаях Комиссия обращается в соответствующий орган опеки и попечительства для установления над несовершеннолетним опеки или попечительства.
11. Меры воздействия, применяемые городской и районной комиссией в отношении несовершеннолетнего.
При рассмотрении судом дел об административных правонарушениях несовершеннолетних или общественно опасных деяниях, содержащих признаки преступления до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, Комиссия с учетом особенностей возраста, условий жизни и воспитания, уровня психического развития, иных особенностей личности, социального положения и поведения несовершеннолетнего, роли и влияния взрослых, а также мотивов, характера и тяжести совершенного им проступка, кроме мер, предусмотренных административным законодательством, может ходатайствовать перед судом о направлении несовершеннолетнего в специальные организации образования, организации образования с особым режимом содержания.
12. Меры воздействия, применяемые городской и районной комиссией к родителям или иным законным представителям несовершеннолетних.
К родителям или иным законным представителям несовершеннолетних, не исполняющим своих обязанностей по воспитанию и обучению детей либо отрицательно влияющим на их нормальное физическое и нравственное развитие, Комиссия может применить следующие меры воздействия:
ходатайствовать перед судом о возмещении причиненного несовершеннолетнему вреда;
при непосредственной угрозе жизни и здоровью несовершеннолетнего обратиться в орган опеки и попечительства с ходатайством о немедленном отобрании несовершеннолетнего у родителей или иных законных представителей, на попечении которых он находится, а также отстранении опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей, расторжении договора о передаче ребенка на воспитание либо отмене в судебном порядке усыновления (удочерения) ребенка;
в течение пятнадцати рабочих дней обратиться в суд с заявлением об ограничении или лишении родительских прав либо применении к ним иных мер, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
Глава 4. Организация деятельности Комиссии
13. Комиссия образуется в составе председателя, заместителя председателя, членов комиссии и секретаря.
14. Председателем комиссии является заместитель акима соответствующей административно-территориальной единицы, за исключением поселковой, сельской комиссии и комиссии сельского округа, которые возглавляет аким соответствующей административно-территориальной единицы. Секретарь занимает штатную должность в аппарате соответствующего государственного органа.
15. В состав Комиссии входят депутаты соответствующих маслихатов, представители органов внутренних дел, образования, культуры, здравоохранения, юстиции, уполномоченного органа по вопросам занятости, опеки и попечительства, общественных и иных организаций, заинтересованных в профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних.
16. Председатель организует работу Комиссии и обеспечивает своевременное и качественное выполнение задач и функций, возложенных на Комиссию настоящим Типовым положением.
17. Заседания областной комиссии по вопросам, указанным в пункте 8 Типового положения, проводятся по мере необходимости, но не реже трех раз в месяц.
Заседания городской, районной комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц.
Заседание Комиссии правомочно, если на нем присутствует не менее половины от общего числа членов Комиссии.
18. Рассмотрение городской, районной комиссией материалов в отношении несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей осуществляется:
по заявлению несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей;
по собственной инициативе;
по информации граждан;
по представлениям организаций образования, а также обращениям иных органов и организаций независимо от их организационно-правовой формы;
по материалам органов внутренних дел или прокуратуры в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность.
Материалы в отношении несовершеннолетнего городская, районная комиссии рассматривают только в присутствии самого несовершеннолетнего и его родителей или иных законных представителей.
При рассмотрении материалов в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, на заседание приглашается прокурор. Извещение прокурора о дате, месте и времени проведения заседания городской и районной комиссии обязательно.
19. По результатам рассмотрения материалов в отношении несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей, а также представлений организаций образования и органов, ответственных за профилактику преступлений, правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, обращений иных органов и организаций независимо от их организационно-правовой формы, информации граждан городская и районная комиссии принимают постановление.
Постановление городской и районной комиссий принимается простым большинством голосов членов Комиссии, участвующих в заседании. В случае, если голоса распределились поровну, голос председательствующего на заседании Комиссии является решающим.
20. Протокол заседания Комиссии подписывается председательствующим и секретарем Комиссии.
_____________________