В соответствии с постановлением Кабинета Министров Казахской ССР от 27 февраля 1991 года N 132 "О первоочередных задачах по реализации земельной реформы в Казахской ССР" Кабинет Министров Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Утвердить прилагаемый Порядок систематического выявления неиспользуемых и нерационально используемых земель для передачи их в ведение местных Советов народных депутатов.
Премьер-министр
Республики Казахстан
УТВЕРЖДЕН
постановлением Кабинета Министров
Республики Казахстан
от 4 ноября 1992 года N 938
П О Р Я Д О К
систематического выявления неиспользуемых
и нерационально используемых земель для передачи
их в ведение местных Советов народных депутатов
1. В целях повышения эффективности использования и охраны земель, предоставления земель крестьянским хозяйствам, арендаторам, сельскохозяйственным кооперативам, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и животноводства, строительства и обслуживания жилого дома, дачного строительства, а также обеспечения земельными участками промышленных, строительных, транспортных и других предприятий для организации производства продукции сельского хозяйства земельным законодательством предусматривается создание специального земельного фонда.
2. В соответствии со статьей 32 Земельного кодекса Республики Казахстан и статьей 8 Закона Республики Казахстан "О земельной реформе" специальный земельный фонд формируется за счет неиспользуемых и нерационально используемых земель колхозов, совхозов, лесохозяйственных предприятий, населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи, обороны и других землевладельцев и землепользователей.
3. Выявление неиспользуемых и нерационально используемых земель осуществляется органами Государственного комитета Республики Казахстан по земельным отношениям и землеустройству при проведении инвентаризации земельных угодий, а также при систематическом выполнении работ в порядке контроля за соблюдением земельного законодательства, разработки схем и проектов землеустройства, ведения земельного кадастра и мониторинга земель.
Инвентаризация земельных угодий проводится проектными организациями по землеустройству Государственного комитета Республики Казахстан по земельным отношениям и землеустройству по заявке районного Совета народных депутатов или главы районной администрации.
4. К неиспользуемым землям относятся:
а) сельскохозяйственные угодья, не используемые в сельском хозяйстве вследствие заболоченности, вторичного засоления и других причин;
б) земли, предоставленные для сельскохозяйственного производства, но не используемые в течение одного года с момента их предоставления (за исключением крестьянского хозяйства);
в) земли лесного фонда, не покрытые лесом и пригодные для ведения сельскохозяйственного производства, не используемые для нужд лесного хозяйства;
г) земли несельскохозяйственного назначения, за исключением земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, если в течение 2 лет не осуществлено их целевое освоение.
5. К нерационально используемым землям относятся:
а) сельскохозяйственные угодья во всех категориях земель, на которых фактический уровень урожайности (продуктивности кормовых угодий) за последние 3 года, исключая годы с неблагоприятными климатическими условиями, ниже нормативного показателя, определенного по кадастровой оценке, или на 20 процентов ниже среднерайонного для земель с аналогичным качеством и естественными условиями, в которых осуществляется использование почв;
б) земли, на которых в результате неправильной хозяйственной деятельности происходит снижение плодородия почв и ухудшение других свойств земли, развитие эрозии, подтопление, заболачивание, вторичное засоление, уплотнение, иссушение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы;
в) земли, на которых не соблюдаются установленные проектами землеустройства режим и условия их использования, почвозащитная организация территории и другие мероприятия, направленные на рациональное использование и охрану земель;
г) пригодные для сельскохозяйственного использования земли населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения, за исключением земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, если фактические показатели их использования не соответствуют проектным или нормативным требованиям;
д) земли, на которых в результате хозяйственной деятельности происходит их загрязнение отходами производства, химическими и радиоактивными веществами, сказывается негативное воздействие на растительный и животный мир и другие компоненты окружающей природной среды, происходит ухудшение общей экологической обстановки.
6. Выявление неиспользуемых и нерационально используемых земель проводится, как правило, в целом по административному району или группе хозяйств района.
Необходимость проведения этих работ устанавливается на основании изучения по каждому землевладению и землепользованию района имеющегося планово-картографического материала, проекта землеустройства, данных земельного кадастра, материалов почвенного, ботанического, мелиоративного, других обследований, инвентаризации орошаемых земель и обводнения пастбищ, а также показателей урожайности сельскохозяйственных культур, продуктивности кормовых угодий, удельных показателей нагрузки скота на пастбища и др.
В результате анализа указанных материалов намечаются землевладения и землепользования, в которых проводится инвентаризация земельных угодий.
7. Детальное изучение фактического состояния использования земель осуществляется специалистами проектных организаций по землеустройству с участием представителей заинтересованных землевладений или землепользований при полевом обследовании с оценкой рельефа, почв, растительности, мелиоративного состояния, характера использования земель, наличия на участке лесных площадей, дорожной сети, линий электропередачи, строений, сооружений, источников орошения земель и обводнения кормовых угодий, степени зарастания кустарником.
8. Результаты полевого обследования земель оформляются актом с приложением чертежа полевого обследования.
В этих документах отражаются местонахождение неиспользуемых и нерационально используемых земель, площади, качественное состояние, причины неиспользования или нерационального использования.
Акт и чертеж полевого обследования земель подписываются специалистами проектной организации по землеустройству, проводившими обследование, а также представителями заинтересованного землевладения или землепользования.
9. Материалы о выявленных неиспользуемых и нерационально используемых землях направляются в комитет по земельным отношениям и землеустройству района для обобщения и подготовки предложений по формированию специального земельного фонда.
10. Комитет по земельным отношениям и землеустройству района по результатам выявления неиспользуемых и нерационально используемых земель разрабатывает и вносит на рассмотрение главы районной администрации предложения по формированию специального земельного фонда, а также о возможности и условиях дальнейшего использования всех или части земель землевладельцем или землепользователем, их изъятии в установленном порядке для предоставления другим землевладельцам и землепользователям; о зачислении в состав земель запаса для последующего выделения во владение, пользование и аренду или консервации деградированных сельскохозяйственных угодий, если иными способами невозможно восстановить плодородие почв; об обмене в установленном порядке более продуктивных земель из состава лесного фонда и несельскохозяйственных предприятий на менее продуктивные из земель сельскохозяйственного назначения и др.
Направляемые главе районной администрации материалы содержат:
пояснительную записку с выводами и предложениями;
схему землевладений и землепользований района с отображением размещения выявленных участков неиспользуемых и нерационально используемых земель;
экспликацию земель затрагиваемых обследованием землевладений и землепользований района.
11. Включенные в специальный земельный фонд неиспользуемые и нерационально используемые земли остаются в составе прежних землевладений и землепользований, используются ими в порядке и на условиях, установленных главой районной администрации.
Из специального земельного фонда глава районной администрации изымает такие земли по мере поступления ходатайств от граждан, кооперативов, предприятий, организаций и учреждений о предоставлении им земельных участков для сельскохозяйственных и других целей.
При невозможности организации использования этих земель прежними землевладельцами и землепользователями они изымаются и передаются в состав земель запаса.