Кабинет Министров Республики Казахстан постановляет:
Утвердить прилагаемый порядок оплаты и использования средств
государственной экологической экспертизы в Республике Казахстан
и ввести его в действие с 1 июля 1993 года.
Премьер-министр
Республики Казахстан
Утвержден
постановлением Кабинета Министров
Республики Казахстан
от 29 июня 1993 г. N 549
ПОРЯДОК
оплаты и использования средств государственной
экологической экспертизы в Республике Казахстан
Общие положения
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Положением о государственной экологической экспертизе в Казахской ССР, утвержденным постановлением Кабинета Министров Казахской ССР от 25 октября 1991 года N 637 P910637_ (СП Казахской ССР, 1991 г., N 24, ст. 177) и Положением о Министерстве экологии и биоресурсов Республики Казахстан, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 20 апреля 1992 года N 345 P920345_ (САПП Республики Казахстан, 1992 г., N 16, ст. 255).
2. Порядок устанавливает условия и размеры платы за проведение государственной экологической экспертизы полномочными органами, а также право на взимание платы иными организациями, при делегировании им соответствующими полномочными органами функций по осуществлению государственной экологической экспертизы.
3. Плата за государственную экологическую экспертизу вводится в целях создания условий для осуществления ее на высоком научно-техническом уровне за счет развития и совершенствования научной, методической и материальной базы, обеспечения независимости принимаемых решений от позиций заинтересованных сторон.
4. Статус государственной экологической экспертизы, исходя из задач и функций, исключает прямые хоздоговорные взаимоотношения государственных экологических экспертных органов с заказчиками и (или) разработчиками предплановой, предпроектной, проектной и иной документации, а также с заинтересованными лицами при оплате государственной экологической экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Порядком.
5. Планирование, учет и отчетность по использованию средств, поступающих в счет оплаты государственной экологической экспертизы, производится в соответствии с Положением, утвержденным Минэкобиоресурсов.
Порядок оплаты Государственной
экологической экспертизы
6. Государственная экологическая экспертиза, как правило, разделяется на два этапа - предэкспертизу (подготовительный этап) и собственно экспертизу.
7. Оплата государственной экологической экспертизы проектов, документации и материалов, подлежащих рассмотрению органами Минэкобиоресурсов Республики Казахстан, производится заказчиком их разработки, исходя из поэтапности работ, в следующем порядке:
заказчик (инициатор), одновременно с представлением документации или материалов на государственную экологическую экспертизу, уведомляет органы экологической экспертизы о перечислении на специальный счет Минэкобиоресурсов платы за проведение предэкспертизы в размере 20 процентов стоимости экспертных работ;
документация (материал) считается принятой на государственную экологическую экспертизу, если после проведения предэкспертизы оплачена оставшаяся стоимость экспертных работ и органам Минэкобиоресурсов представлены копии финансовых документов о перечислении средств.
8. Размер оплаты за проведение государственной экологической экспертизы определяется исходя из расходов на ее организацию и осуществление, а также затрат на финансирование необходимых дополнительных прогнозных расчетов, научных или иных, связанных с экспертизой, исследовательских работ.
9. Контроль за правильностью установления размера оплаты государственной экологической экспертизы и сроком ее выплаты осуществляется главными государственными экологическими экспертами органов Минэкобиоресурсов.
Определение стоимости проведения
Государственной экологической экспертизы
10. Стоимость (С) государственной экологической экспертизы документации и материалов, исходя из перечня, установленного постановлением Кабинета Министров Казахской ССР от 25 октября 1991 г. N 637 (СП Казахской ССР, 1991 г., N 24, ст. 177), определяется заказчиком (инициатором) экспертизы по формуле:
С=РхК1хК2хК3хК4хК5+Э где Р - расчетная постоянная величина (тыс. рублей), зависит от стоимости разработки документации или проектно-изыскательских работ (ПИР) для объектов и составляет:
при стоимости разработки экспертируемой документации до 10000 рублей - 10 процентов от всей суммы;
от 10 тыс. рублей до 1 млн. рублей - за каждые последующие 50 тыс. рублей дополнительно 500 рублей;
от 1 млн. рублей до 51 млн. рублей - за каждые последующие 1 млн. рублей дополнительно 1000 рублей;
от 52 млн. рублей до 501 млн. рублей - за каждые последующие 1 млн. рублей дополнительно 1500 рублей;
свыше 501 млн. рублей - 0,15 процента от общей стоимости разработки экспертируемой документации.
Величина Р для документации с промежуточными оценочными данными определяется интерполяцией, для документации без оценочных данных она равна пятикратному размеру минимальной заработной платы, установленной в Республике Казахстан.
К1 - поправочный коэффициент на вид и стадийность документации,
устанавливается по таблице 1, исходя из категории экспертизы,
определяемой в зависимости от сложности ее организации при различных
стадиях проектирования, комплектности документации, ее целевой
направленности и полноты расчетных исходных данных.
Таблица 1
----------------------------------------------------------------------
! Коэффициент К1 при представлении
Категория экспертизы, стадия ! документации
проектирования и вид документации!-------------------------------------
! впервые ! повторно ! более двух раз
------------------------------------------------------------------------
1 ! 2 ! 3 ! 4
------------------------------------------------------------------------
Категория I
Документация по созданию новой
техники, технологий, материалов
и веществ, в том числе
поступающих из-за рубежа.
Предпроектная и предплановая
документация государственного,
отраслевого и регионального
уровней, в том числе концепции,
основные направления, программы,
перспективные прогнозы развития,
территориальные и отраслевые
схемы размещения производительных
сил, а также территориальные
комплексные схемы охраны природы
регионов и областей, другие
материалы и документация по оценке
экологической ситуации территорий,
а также действующих предприятий 3,0 1,2 0,7
Категория II
Технико-экономические обоснования и
проекты, имеющие общегосударственное
значение, или затрагивающие
межгосударственные интересы,
комплексные схемы охраны природы
городов и населенных пунктов,
отдельных природных сред (ресурсов),
схемы и проекты районных планировок,
генеральные планы городов 2,5 1,1 0,6
Категория III
Проекты и схемы промрайонов и
промузлов, проекты детальной
планировки жилых районов в городах
и населенных пунктах.
Научно-исследовательская и
опытно-конструкторская документация,
нормативно-технические и
инструктивно-методические материалы,
регламентирующие хозяйственную и
иную деятельность 2 1 0,5
Категория IV
Технико-экономические обоснования
(расчеты) строительства (реконструкции),
расширения, техперевооружения) и
ликвидации объектов и комплексов при
двух- и трехстадийном проектировании.
Обосновывающие материалы на добычу
животного и растительного мира.
Арбитражная экспертиза 1,5 0,9 0,4
Категория V
Проекты строительства (реконструкции,
расширения, техперевооружения) и
ликвидации объектов и комплексов,
рабочая документация на строительство
(одностадийное проектирование).
Проекты нормативов предельно-допустимых
выбросов (ПДВ) в атмосферу и сбросов
(ПДС) в водные объекты 1 1,08 0,3
К2 - коэффициент, учитывающий экологическую обстановку в месте
реализации предпроектных и проектных решений, определяется по
таблице 2, при наличии нескольких условий подсчитывается перемножением
составляющих - К21хК22...хК2n
Таблица 2
-----------------------------------------------------------------------
! коэффициент К2
Условия, в которых намечено ведение !-----------------------------------
хозяйственной деятельности ! основные ! по территориям,
! территории ! прилегающим к
! ! основным на
! ! расстоянии до
! ! 100 км
-----------------------------------------------------------------------
Зона экологического бедствия 1,3 1,15
Зоны чрезвычайной ситуации и
особоохраняемые территории 1,2 1,12
Регионы, города и населенные пункты
с превышением нормативного уровня
загрязнения каждой из природных
сред (за предыдущий к моменту
экспертизы год) 1,15 -
К3 - коэффициент, учитывающий уровень экологической безопасности объекта, определяется по пятиклассной системе, исходя из норм санитарной классификации объектов СН245-71 и составляет для I класса - 1,14, II класса - 1,13, III класса - 1,12, IV класса - 1,11, V класса - 1.
К4 - коэффициент уникальности объектов, для документации по индивидуальным проектам равен 1, при ее повторном применении - 1,1, при экспериментальной разработке проекта - 1,2, для документации по типовым проектам - 1,3, для документации по уникальным проектам -
1,4. К типовым проектам К4 применяется в случаях их первоначального
рассмотрения.
К5 - коэффициент, учитывающий полноту разработки в предпроектной и
проектной документации разделов Оценки воздействия намечаемой
хозяйственной деятельности на окружающую среду (ОВОС), определяется по
таблице 3, исходя из качества представленных документов.
Таблица 3
-----------------------------------------------------------------------
Уровень выполнения раздела ОВОС ! Коэффициент К5
------------------------------------------------------------------------
1 ! 2
------------------------------------------------------------------------
ОВОС выполнена в полном объеме в соответствии с
нормативными требованиями с привлечением
специализированных организаций и проведением
научно-исследовательских работ 1
ОВОС выполнена по всем разделам, предусмотренным
нормативными требованиями, на основании
имеющихся литературных и фондовых материалов
без выполнения специальных исследований, но с
определением количественных и качественных
характеристик 1,5
ОВОС выполнена по всем разделам, предусмотренным
нормативными требованиями, на уровне, ограниченном
описательными характеристиками 1,8
ОВОС выполнена частично, не охватывает всех
компонентов природной среды, подверженных
воздействию от данного объекта, не полностью
учитывает направления воздействия 2
Э- дополнительная стоимость за выполнение экспертизы в
ускоренные сроки, устанавливаемая отдельно на договорной
основе по инициативе заказчика и реальной возможности
экспертной службы.
11. Для приведения стоимости создания экспертируемой документации в соответствие с действующими расценками на момент проведения экспертизы (учет инфляционных издержек) ее заказчиком вводится соответствующая индексация.
12. Органы государственной экологической экспертизы вправе предъявлять к дополнительной оплате заказчиком согласованные счета, если ими внесены и при разработке документации учтены предложения, улучшившие основные технико-эколого-экономические показатели объекта, а также в случаях, если расходы на возмещение неучтенных затрат превысили размер произведенной оплаты более чем на 30 процентов.
13. Государственная экологическая экспертиза всех видов документации, созданной иностранными фирмами или совместными с ними предприятиями, с участием валютного инвестирования, по согласованию с заказчиком (инициатором) экспертизы, полностью или частично, но не менее 50 процентов стоимости экспертных работ, оплачивается в конвертируемой валюте, независимо от доли валютного инвестирования в общем объеме проектных работ.
Использование средств Государственной
экологической экспертизы
14. Средства, поступившие на специальные счета органов государственной экологической экспертизы за проведение экспертных работ, образуют целевые источники финансирования, которые, в соответствии с планами, разрабатываемыми главными государственными экологическими экспертами, используются для:
оплаты расходов на содержание дополнительной штатной численности работников органов государственной экологической экспертизы;
оплаты расходов на организацию и проведение государственной экологической экспертизы и услуги сторонних организаций;
оплаты и стимулирования труда экспертов и консультантов;
финансирования научных исследований в области методологии и методики оценки воздействия на окружающую среду и государственной экологической экспертизы;
приобретения технических и иных средств для работы экспертов,
информационно-методического и материально-технического обеспечения
экспертизы;
оплаты поверочных и других необходимых измерений и иных работ,
связанных с проведением экспертизы.
15. Оплата труда внештатных экспертов, привлекаемых для проведения
государственной экологической экспертизы на условиях, определенных
соответствующими нормативными документами органов Минэкобиоресурсов
Республики Казахстан, определяется в процентах от минимальной
заработной платы, установленной на территории Республики Казахстан,
исходя из вида экспертных работ и категорий экспертизы по нормативам,
приведенным в таблице 4.
Таблица 4
(в процентах)
-----------------------------------------------------------------------
Органы ! !Категория экспертизы
государственной ! Вид экспертных работ ! (табл. 1)
экологической ! !-----------------------------
экспертизы ! ! 1 ! 2 ! 3 ! 4 ! 5
-----------------------------------------------------------------------
1 ! 2 ! 3 ! 4 ! 5 ! 6 ! 7
-----------------------------------------------------------------------
Республиканский Индивидуальная
экспертная работа 90 70 60 40 30
Составление заключения
по вопросу одного из
разделов 120 100 90 70 60
Составление заключения
по разделу 150 140 120 100 90
Руководство экспертной
комиссией, составление
сводного заключения
экспертизы 180 160 150 140 120
Областные, Индивидуальная
Алматинский и экспертная работа 70 55 50 30 25
Ленинский Составление заключения
городские по вопросу одного из
разделов 95 80 70 55 50
Составление заключения
по разделу 120 110 95 80 70
Руководство экспертной
комиссией, составление
сводного заключения 145 130 120 110 95
Межрайонные, Индивидуальная
районные и экспертная работа 45 35 30 20 15
городские Составление заключения
по вопросу одного из
разделов 60 50 45 35 30
Составление заключения
по разделу 75 70 60 50 45
Руководство экспертной
комиссией, составление
сводного заключения
экспертизы 90 80 75 70 60
Примечания:
1. Для районов и областей Республики Казахстан, где установлены зональные коэффициенты к заработной плате, указанные показатели увеличиваются соответственно действующему коэффициенту.
2. В случаях, когда для проведения государственной экологической экспертизы требуется привлечение высококвалифицированных специалистов (включая представителей сопредельных независимых или зарубежных государств), оплата труда нештатных экспертов может производиться по договорным расценкам.
16. Консультации, услуги и иная деятельность нештатных экспертов, не относящиеся непосредственно к экспертизе проектных материалов и документов, могут представлять собой:
участие в анализе действующих нормативных документов по организации деятельности государственной экологической экспертизы и разработке предложений по ее оптимизации;
оказание услуг по сбору информационных данных, включающих экологический мониторинг, нормативно-технические, экологические, технологические, социально-правовые и иные сведения;
поиск профессиональных партнеров для сотрудничества по обеспечению выполнения независимой и эффективной государственной экологической экспертизы;
консультации по фактическому состоянию эколого-социальной обстановки на объектах и в регионах;
предоставление в пользование собственных разработок, включающих прогрессивные научные, методические, информационные и иные предложения в области рационального природопользования;
подготовка аналитических обзоров по природоохранным, экономическим, технологическим, научным, социальным и иным аспектам;
услуги по математическому моделированию для решения поставленных экологических задач;
участие в послепроектном анализе реализации принятых решений;
оказание консультационных услуг по отдельным вопросам государственной экологической экспертизы;
предоставление в аренду необходимых для нужд государственной экологической экспертизы специальных помещений, средств вычислительной техники, связи, автотранспорта, приборов и иных технических средств;
иные услуги по обеспечению эффективной деятельности государственной экологической экспертизы.
17. Оплата консультаций и услуг нештатных экспертов осуществляется по индивидуальным трудовым соглашениям в соответствии с действующим порядком, где оговариваются также условия использования предоставленных консультаций и услуг (включая авторские права) службами государственной экологической экспертизы.
18. Размеры оплаты консультаций определяются путем оценки (учета) времени, затраченного консультантом на изучение материалов, подготовку предложений-рекомендаций, их обсуждение и оформляются табелем учета времени, который ведется ответственным за экспертизу - заказчиком этого вида работ.
Почасовая оплата труда за проведение консультаций устанавливается в размере 2 процентов месячного должностного оклада по основному месту работы консультанта, а для неработающих консультантов - в размере 4 процентов от установленной в Республике Казахстан минимальной заработной платы.
19. Оплата командировочных расходов привлекаемых нештатных экспертов производится в порядке, установленном действующим законодательством.
20. Оплата привлекаемых для экспертизы или иных услуг юридических лиц производится на договорной основе и должна составлять от 2 до 30 процентов от общей стоимости государственной экологической экспертизы рассматриваемой документации или материалов.
21. Разногласия, возникающие между органом государственной экологической экспертизы нештатным экспертом (физическим или юридическим лицом) по выплате окончательной суммы за фактически выполненный объем работ, могут быть рассмотрены в установленном законодательством порядке.
22. В создаваемых при органах государственной экологической
экспертизы постоянных или временных Советах могут участвовать
специалисты, не работающие в системе Минэкобиоресурсов Республики
Казахстан.
Оплата труда членов Советов государственной экологической
экспертизы, основное место работы которых не связано с работой в
системе Минэкобиоресурсов Республики Казахстан, производится в
зависимости от вида деятельности и определяется в процентах от
минимальной заработной платы, установленной Республике Казахстан
по таблице 5.
Таблица 5
(в процентах)
---------------------------------------------------------------------
NN ! Вид деятельности ! Советы государственной
! ! экологической экспертизы
! !--------------------------------------
! ! Минэкобиоресурсов!областной,!межрайонный,
! ! Республики !городов !районный,
! ! Казахстан ! Алматы и !городской
! ! ! Ленинска !
-----------------------------------------------------------------------
1. Участие в заседании Совета
(за одно заседание) 15 10 5
2. Участие в работе экспертной
комиссии (за один месяц
работы экспертной комиссии) 20 15 10
3. Руководство работой экспертной
комиссии ( за один месяц
работы экспертной комиссии) 25 20 15
Примечание:
Оплата по пунктам 2 и 3 производится независимо от оплаты за работу
в качестве нештатного эксперта.
23. Расходование средств государственной экологической экспертизы на содержание дополнительной штатной численности, развитие материально-технической базы, проведение научно-исследовательских и методических работ, решение других актуальных задач экологической экспертизы, определенных пунктом 22, производится в установленном порядке.