Кабинет Министров Казахской ССР п о с т а н о в л я е т :
Утвердить прилагаемое Положение о государственной экологической экспертизе в Казахской ССР.
Премьер-министр
Казахской ССР
Утверждено постановлением Кабинета Министров Казахской ССР от 25 октября 1991 г. N 637 Положение |
о государственной экологической экспертизе
в Казахской ССР
1. Государственная экологическая экспертиза - это вид экспертной деятельности органов системы Государственного комитета Казахской ССР по экологии и природопользованию (Госкомэкология Казахской ССР), целью которой является реализация требований природоохранительного законодательства и рационального природопользования в процессе принятия решений о социально-экономическом развитии республики, отдельных регионов, отраслей народного хозяйства и их предприятий.
2. Задачей государственной экологической экспертизы является оценка экологической обоснованности планируемой хозяйственной или иной деятельности, осуществление которой прямо или косвенно окажет влияние в настоящем и будущем на состояние окружающей природной среды и природных ресурсов, а также достаточности и обоснованности предлагаемых мер по их сохранению и рациональному использованию.
3. Государственная экологическая экспертиза носит обязательный характер и должна предшествовать принятию хозяйственных или иных решений.
4. Государственной экологической экспертизе подлежат :
проекты государственных планов, экологических и иных программ, концепсии основных направлений и схем размещения производительных сил региона и отраслей народного хозяйства;
предплановая, предпроектная и проектная документация по развитию хозяйственной и иной деятельности, реализация которой может оказать вредное воздействие на состояние окружающей природной среды региона;
технико-экономические обоснования (расчеты), проекты строительства (реконструкции, расширения, технического перевооружения) и ликвидации народнохозяйственных объектов и комплексов, независимо от источников финансирования, ведомственной подчиненности, форм собственности, в том числе совместных предприятий;
проекты инструктивно-методических и нормативно-технических документов, регламентирующих хозяйственную или иную деятельность;
документация по созданию новой техники, технологий, материалов и веществ, в том числе закупаемых за рубежом, иная документация и техника;
экологическая ситуация в регионе, возникшая в результате хозяйственной или иной деятельности;
действующие предприятия, учреждения и организации, оказывающие вредное влияние на состояние окружающей природной среды.
5. Экологическая экспертиза, проводимая общественными организациями по их инициативе, иными организациями по заявке заказчика, либо природоохранных органов, имеет силу рекомендаций и становится юридически обязательной после утверждения ее результатов органами Госкомэкологии Казахской ССР.
Организации, проводящие экспертизу, а также коллективы экспертов несут полную ответственность за правильность и обоснованность своих экспертных заключений согласно действующему законодательству.
6. Государственная экологическая экспертиза осуществляется органами государственной экологической экспертизы системы Госкомэкологии Казахской ССР с привлечением на договорной основе юридических и физических лиц (экспертов), включаемых в экспертные комиссии.
Юридические и физические лица (эксперты), участвующие в проведении государственной экологической экспертизы, обеспечивают обоснованность и объективность представляемых ими заключений и в соответствии с действующим законодательством несут ответственность за их достоверность и обоснованность.
порядок работы и полномочия экспертов, а также распределение объемов работ между органами государственной экологической экспертизы определяются Госкомэкологией Казахской ССР.
7. Для рассмотрения наиболее значимых проектов экспертных заключений в Госкомэкологии Казахской ССР, ее органах в областях и городах действуют советы государственной экологической экспертизы, в состав которых входят, кроме штатных работников комитетов, ведущие ученые и высококвалифицированные специалисты.
Положение о советах государственной экологической экспертизы, их персональный состав утверждаются решениями соответствующих комитетов по экологии и природопользованию.
8. Заместители председателей республиканского, областных и городских комитетов по экологии и природопользованию, на которых возложена ответственность за организацию и осуществление государственной экологической экспертизы, являются по должности главными государственными экологическими экспертами соответственно Казахской ССР, области, города.
10. При осуществлении государственной экологической экспертизы рассматриваемых материалов производятся:
интегрированный анализ экономических, социальных, технических, архитектурно-планировочных решений и предложений, заложенных в предплановую, предпроектную документацию;
анализ комплексной (эколого-социально-экономической) оценки воздействия намечаемой деятельности на состояние окружающей среды, природных ресурсов, здоровье населения, выполненной заказчиком;
оценка полноты, комплексности и эффективности предусматриваемых мер по предупреждению возникновения аварийных ситуаций и ликвидации их последствий;
оценка целесообразности и возможности ведения планируемого вида хозяйственной и иной деятельности с учетом экологических ограничений рассматриваемой территории;
анализ эколого-социальной оценки общественного мнения по планируемому виду хозяйственной деятельности, выполненной заказчиком, либо разработчиком документации.
11. По результатам работы экспертной комиссии или отдельных экспертов (штатных либо нештатных) составляется заключение, содержащее информацию об экологической обоснованности намечаемой деятельности и вывод о целесообразности и возможности ее реализации в данном регионе.
Финансирование реализации проекта хозяйственной и иной деятельности открывается заказчику только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, являющегося основанием для выдачи разрешения на природопользование.
12. В зависимости от сложности рассматриваемой документации срок проведения государственной экологической экспертизы, как правило, не должен превышать более 3 месяцев.
13. В пределах своей компетенции органы государственной экологической экспертизы:
осуществляют взаимодействие с государственными контролирующими органами в области охраны и безопасности труда, здоровья населения, соблюдения санитарных норм и правил;
координируют деятельность отраслевых и межведомственных экспертных служб в части обеспечения ими контроля за соблюдением разработчиками проектов экологических нормативов, природоохранных норм и правил;
формируют предложения по совершенствованию инструктивно-методической и нормативно-технической документации и определяют обязательные требования в области воздействия намечаемой деятельности на окружающую природную среду;
обеспечивают разработку инструктивно-методических документов по общей методологии проведения оценки воздействия на окружающую среду и государственной экологической экспертизы.
14. Органы государственной экологической экспертизы обязаны при проведении экспертизы обеспечить доступность материалов и документов, обоснованность и объективность выводов, гласность, соблюдение действующих норм, правил и стандартов, своевременную подготовку экспертного заключения.
15. Органы государственной экологической экспертизы имеют право:
определять персональный состав экспертных комиссий, привлекая в установленном порядке для работы в них в качестве нештатных экспертов ведущих ученых и высококвалифицированных специалистов, представителей Советов народных депутатов и общественных организаций, а также иностранных специалистов;
устанавливать срок проведения экспертизы и порядок представления результатов работы экспертных комиссий;
подготавливать соответствующие решения государственной экологической экспертизы по результатам работы экспертных комиссий или отдельных нештатных экспертов, включая предложения о прекращении, приостановке или изменении условий финансирования и кредитования дальнейшей разработки документации или изготовления продукции, осуществляемых с нарушениями требований природоохранительного законодательства, которое является обязательным для заказчика;
рассматривать разногласия между заказчиками и нижестоящими органами государственной экологической экспертизы по результатам рассмотрения проектов документации;
назначать повторную государственную экологическую экспертизу в случае представления заказчиком дополнительных материалов о существенной доработке проекта рассмотренной документации;
делегировать функции осуществления государственной экологической экспертизы соответствующим органам и организациям;
осуществлять контроль за выполнением юридическими и физическими лицами решений органов Госкомэкологии Казахской ССР по результатам государственной экологической экспертизы;
получать от министерств и ведомств, учреждений и предприятий справочные, информационные и другие материалы, необходимые для проведения государственной экологической экспертизы;
публиковать информацию о проведении государственной экологической экспертизы и ее результатах в средствах массовой информации.
16. Эксперты и органы, участвующие в осуществлении государственной экологической экспертизы несут административную и иную ответственность в соответствии с законодательством республики за обеспечение комплексности, научной обоснованности и объективности подготовленного заключения.
Положение об эксперте, участвующем в проведении государственной экологической экспертизы, утверждается Госкомэкологией Казахской ССР.
17. Разногласия, возникающие между органом государственной экологической экспертизы и заказчиком проектных материалов и документов, оформленные протоколом, рассматриваются вышестоящим экспертным органом системы Госкомэкологии республики с участием органа государственной экологической экспертизы, выдавшего заключение, и заказчика проектной документации. Срок рассмотрения разногласий не должен превышать 2 месяцев со дня поступления протокола разногласия и других необходимых материалов. Заключение Госкомэкологии Казахской ССР по разногласиям может быть обжаловано в арбитраже либо в суде в установленном порядке.
18. Финансирование деятельности органов государственной экологической экспертизы осуществляется за счет бюджетных ассигнований, средств, поступающих от оплаты расходов, связанных с проведением государственной экологической экспертизы, а также за счет средств фондов охраны природы в соответствии с Положением о них.
19. Все средства, поступающие в виде платы за проведение государственной экологической экспертизы, перечисляются в республиканский бюджет. <*>
Сноска. Пункт 19 - в редакции постановления Правительства РК от 7 сентября 1999 г. N 1315 P991315_ .
20. Средства, полученные от проведения государственной экологической экспертизы, используются для:
оплаты расходов на содержание дополнительной штатной численности работников органов государственной экологической экспертизы;
оплаты расходов на организацию и проведение государственной экологической экспертизы и услуги сторонних организаций;
оплаты труда нештатных экспертов и консультантов;
финансирования научных исследований в области методологии оценки воздействия на окружающую среду и государственной экологической экспертизы;
оплаты проверочных и других необходимых измерений и иных работ, связанных с проведением экспертизы;
приобретения технических и иных средств для работы экспертов, информационно-методического и материально-технического обеспечения экспертизы.
21. Обьем финансирования, порядок оплаты и использования средств государственной экологической экспертизы разрабатываются Госкомэкологией Казахской ССР и утверждаются Кабинетом Министров Казахской ССР.