В целях эффективного осуществления мероприятий по санации, реоганизации и ликвидации несостоятельных государственных предприятий, оказания им финансово-экономической поддержки, а также обеспечения рационального использования имущества, закрепленного за государственными предприятиями, Кабинет Министров Республики Казахстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о механизме финансово-экономического оздоровления, реорганизации и ликвидации несостоятельных государственных предприятий в Республике Казахстан.
2. Министерству финансов по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан до 20 сентября 1994 г. внести для утверждения в Кабинет Министров Республики Казахстан проекты постановлений Кабинета Министров Республики Казахстан:
о создании Реабилитационного банка и утверждении Положения о Реабилитационном банке;
о создании Фонда реструктуризации и утверждении Положения о фонде реструктуризации.
3. Министерству экономики Республики Казахстан:
внести в установленном порядке до 20 сентября 1994 г. проект Указа Президента Республики Казахстан "О деятельности предприятий, находящихся под прямым государственным управлением";
представить до 20 сентября 1994 г. совместно с Министерством финансов, Министерством промышленности и торговли Республики Казахстан по согласованию с министерствами и ведомствами перечень предприятий, рекомендуемых для перевода под прямое государственное управление;
совместно с Министерством финансов Республики Казахстан по согласованию с министерствами и ведомствами, главами областных администраций представить до 30 сентября 1994 г. в Межведомственную комиссию по санации и ликвидации несостоятельных государственных предприятий Республики Казахстан списки неплатежеспособных государственных предприятий, в том числе
рекомендуемых к санации через:
Реабилитационный банк;
Фонд реструктуризации;
представить до 20 сентября 1994 г. на утверждение в Кабинет Министров Республики Казахстан проекты постановлений Кабинета Министров Республики Казахстан о создании Агентства по финансовой реабилитации предприятий и утверждении Положения об Агентстве по финансовой реабилитации предприятий.
4. Рекомендовать Национальному банку Республики Казахстан до 20 сентября 1994 г. издать Инструкцию о создании в коммерческих банках специальных подразделений по санации предприятий-должников.
5. Государственному комитету Республики Казахстан по государственному имуществу:
совместно с Министерством экономики Республики Казахстан представить до 20 сентября 1994 г. в Межведомственную комиссию по санации и ликвидации несостоятельных государственных предприятий Республики Казахстан перечень неплатежеспособных предприятий, включенных в списки приватизируемых в течение ближайших шести месяцев;
совместно с Министерством экономики и Министерством финансов Республики Казахстан до 25 сентября 1994 г. представить в Межведомственную комиссию по санации и ликвидации несостоятельных государственных предприятий список предприятий, предлагаемых к ликвидации в первоочередном порядке.
Премьер-министр
Республики Казахстан
Утверждено
постановлением Кабинета Министров
Республики Казахстан
от 7 сентября 1994 г. N 1002
ПОЛОЖЕНИЕ
о механизме финансово-экономического оздоровления,
реорганизации и ликвидации несостоятельных государственных
предприятий в Республике Казахстан
I. Общие положения.
Механизм финансово-экономического оздоровления, реорганизация и ликвидация несостоятельных государственных предприятий (далее Механизм) включает в себя комплекс финансово-экономических, организационно-хозяйственных и иных мероприятий и процедур, разрабатываемых и реализуемых государством, его органами и специально создаваемыми структурами, в целях эффективного преобразования деятельности несостоятельных государственных предприятий, их реорганизации и ликвидации.
Данный механизм распространяется на государственные предприятия, а также акционерные общества с контрольным пакетом акций, принадлежащих государству, во всех отраслях экономики за исключением сельского хозяйства и банковской сферы. В силу специфики этих отраслей механизм оздоровления, реорганизации и ликвидации в них регламентируется отдельными нормативными документами Правительства и основан на следующих принципах:
группировки несостоятельных предприятий по функциональным, финансовым и иным признакам и применения к ним различных процедур реорганизации и оздоровления;
создания специальных органов и структур для реорганизации несостоятельных предприятий различных типов и оказания им максимального содействия;
сочетания жесткого контроля со стороны государства и создаваемых им органов за ходом перестройки с инициативой самих предприятий по поиску направлений их эффективного преобразования;
увязки проводимой работы с осуществляемой в республике программой приватизации, которая является одним из возможных направлений перестройки и конечной целью преобразования несостоятельных государственных предприятий;
привлечения финансовой и технической помощи международных финансово-экономических организаций, использования консультаций и практических услуг иностранных специалистов для организации специальных структур и реализации необходимых мероприятий.
II. Определение перечня неплатежеспособных предприятий
На основании информации, представленной республиканской и областными комиссиями по проведению взаимозачета, финансовыми и налоговыми органами, отраслевыми и региональными органами управления Министерства экономики и Министерства финансов Республики Казахстан составляют список убыточных предприятий республики, имеющих различные виды чистых задолженностей.
Из этого списка выделяется перечень неплатежеспособных предприятий. Для определения неплатежеспособности предприятия используется система критериев, базирующаяся на оценке структуры баланса предприятия.
Показателями для оценки удовлетворительности структуры баланса предприятия являются:
коэффициент текущей ликвидности;
коэффициент обеспеченности собственными средствами;
коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности.
Анализ баланса предприятия производится на основании:
баланса за последний отчетный период, а также баланса на первое число текущего месяца (если дата составления этого баланса не совпадает с датой окончания последнего отчетного периода), представляемых руководством предприятия и заверенных в установленном порядке;
баланса предприятия за последний период, представляемого налоговыми органами в случае непредставления в установленные сроки соответствующих документов руководством предприятия.
Информация, содержащаяся в полученных в указанном порядке документах, является достаточной для принятия решения по определению неудовлетворительной структуры баланса предприятия.
III. Порядок применения реорганизационных процедур
для различных групп предприятий
Из общего перечня неплатежеспособных предприятий выделяются группы предприятий, в отношении которых применяются отдельные процедуры реорганизации и оздоровления.
А. Предприятия, имеющие стратегическое значение и выполняющие государственные услуги, в том числе коммунальные службы и государственные транспортные хозяйства.
Эти предприятия остаются в собственности государства и не могут быть в ближайшее время приватизированы или ликвидированы. Часть этих предприятий может быть переведена в категорию находящихся под прямым государственным управлением, тогда их деятельность должна финансироваться из бюджета.
Б. Предприятия, включенные в список приватизируемых в течение ближайших шести месяцев.
Вопросом оздоровления и реорганизации таких предприятий займутся их новые собственники, которые выявятся в результате приватизации.
В. Предприятия, не имеющие предпосылок и перспектив оздоровления, реорганизации и подлежащие ликвидации.
В эту группу попадают предприятия, финансовое и экономическое состояние которых предопределяет невозможность и нецелесообразность каких-либо форм оздоровления и реорганизации. К ним относятся предприятия с физически и морально устаревшим оборудованием, выпускающие продукцию, утратившую и не имеющую перспектив восстановления рынков сбыта, затраты на перепрофилирование или реорганизацию которых будут выше, чем строительство новых предприятий.
Оставшиеся предприятия делятся на несколько категорий:
Г. Предприятия, подлежащие оздоровлению и реорганизации через Реабилитационный банк, создаваемый при содействии и участии специалистов Всемирного банка.
В эту категорию включается часть несостоятельных предприятий, не имеющих стратегического характера и обладающих наибольшей суммой задолженности в масштабах республики.
Реабилитационный банк принадлежит государству, которое представлено Министерством финансов с приданием ему роли кредитора Реабилитационного банка. Утверждение планов реконструкции и ликвидации, определение объемов финансовой поддержки предприятий и другие ключевые решения принимаются Наблюдательным Советом, состоящим из представителей ведущих экономических ведомств республики и независимых экспертов.
Реабилитационный банк финансируется из бюджета или посредством гарантированных правительством облигаций. Для финансирования Реабилитационного банка используются также займы Всемирного банка и других внешних доноров.
Для предприятий этой группы одной из возможных форм реконструкции является приватизация.
Д. Предприятия, оздоровление и реконструкция которых осуществляется через Фонд реструктуризации, создаваемый при содействии Европейского Банка Реконструкции и Развития.
К этой группе относится часть высокопривлекательных крупных и средних предприятий Казахстана, акции которых передаются Европейскому Банку Реконструкции и Развития в обмен на контрольный пакет Фонда реструктуризации. Банки, имеющие займы, по убыточным предприятиям, переводят требования по займам Фонда реструктуризации в обмен на соответствующее требование по займу для субфонда Фонда реструктуризации. Правительство Казахстана обеспечивает государственные гарантии по займам Европейского Банка Реконструкции и развития для Фонда реструктуризации.
Фонд реструктуризации осуществляет реконструкцию и приватизацию предприятий по такой же схеме, что и Реабилитационный банк - через оценки планов перестройки предприятий, разработанных с участием специалистов министерств и ведомств республики.
Е. Предприятия, оздоровление и реконструкция которых осуществляется через специальные подразделения в коммерческих банках.
В эту категорию попадают малые и средние предприятия, имеющие на своих счетах недействующие ссуды. В данном случае коммерческие банки выступают инициаторами перестройки или приватизации несостоятельных предприятий, а в случае их нежизнеспособности и невозможности реконструкции - ликвидация.
Ж. Оставшаяся часть предприятий санируется через специальное Агентство по финансовой реабилитации предприятий.
Для разработки планов реконструкции предприятий этой группы используются консультации специалистов министерств и ведомств республики. В случае непредоставления, неудовлетворительности или невыполнения графика мероприятий, плана реконструкции предприятие может быть приватизировано или ликвидировано.
Финансирование этих мероприятий осуществляется из государственного бюджета или через директивные кредиты.