В целях углубления земельной реформы, повышения эффективности использования и охраны земельных ресурсов в условиях многообразия форм хозяйствования и перехода к рыночным отношениям Кабинет Министров Республики Казахстан постановляет:
1. Одобрить Концепцию рационального использования и охраны земельных ресурсов Республики Казахстан на 1994-1995 годы и на период до 2010 года (основные положения), разработанную Государственным комитетом Республики Казахстан по земельным отношениям и землеустройству, с учетом предложений и замечаний заинтересованных министерств и ведомств республики (прилагается).
2. Министерствам и ведомствам республики, местным исполнительным органам всемерно поддерживать Государственный комитет Республики Казахстан по земельным отношениям и землеустройству и его органы на местах по реализации основных положений настоящей Концепции.
Премьер-министр Республики Казахстан
Концепция
рационального использования и охраны
земельных ресурсов Республики Казахстан
на 1994-1995 годы и на период до 2010 года
(основные положения)
Введение
Концепция рационального использования и охраны земельных ресурсов Республики Казахстан на 1994-1995 годы и на период до 2010 года разработана Государственным комитетом Республики Казахстан по земельным отношениям и землеустройству.
В Концепции рассматриваются основные направления, задачи и методологические подходы рационального использования и охраны земельных ресурсов:
совершенствование земельных отношений на основе углубления и развития земельной реформы;
создание новой системы землевладения и землепользования в условиях многоукладной экономики и рыночных отношений;
разработка мероприятий по рациональному использованию и охране земельных ресурсов;
осуществление государственного контроля за состоянием земель и их улучшением;
совершенствование процесса проектно-изыскательских работ по землеустройству на основе методологии системного подхода;
создание единой информационно-вычислительной системы по земельным ресурсам, земельному кадастру и мониторингу земель.
По всем этим направлениям Концепцией предусматривается формирование программ научно-исследовательских работ и международное сотрудничество в области рационального использования и охраны земель.
Реализация Концепции намечается в три этапа.
На первом этапе (1994-1995 гг.) разрабатываются и осуществляются мероприятия по совершенствованию земельной налоговой политики, земельной реформы, государственного земельного кадастра, организации и ведению мониторинга земель.
На этом же этапе формируется республиканская информационно-вычислительная система (ИВС) изучения земельных ресурсов и завершается формирование структуры Госкомзема Республики Казахстан.
На втором этапе (1996-2000 гг.) завершается становление новой системы землевладения и землепользования на основе многообразия форм собственности и хозяйствования на земле, совершенствуется земельное налогообложение на основе научного обоснования цены земли, выполняются землеустроительные работы в объемах, необходимых для полного и эффективного использования всех категорий земель.
Разрабатываются научно-исследовательские программы по рациональному использованию и охране земель, дальнейшему развитию и совершенствованию законодательства для крупных, средних и малых хозяйств АПК, а также завершается создание единой информационно-вычислительной системы изучения земельных ресурсов республики.
На третьем этапе (2001-2010 гг.) выполняются изыскательские и проектные работы в объеме полной потребности для ведения земельного кадастра и мониторинга земель, освоения экологически сбалансированных ландшафтных систем земледелия, обеспечивающих расширенное воспроизводство плодородия почв.
Концепцией предусмотрены повышение уровня научно-технического обеспечения землеустроительных, почвенных, геоботанических, картографических и других проектно-изыскательских работ, интеграция науки с производством, активное внедрение в территориальных органах и структурных подразделениях Госкомзема Республики Казахстан достижений науки и техники в области повышения плодородия почв.
Концепцией рационального использования и охраны земель Республики Казахстан предусмотрены мероприятия по реализации основных ее положений согласно приложению.
I. Земельные ресурсы и контроль
за их использованием
Республика Казахстан занимает огромную территорию - 272,5 млн. га, включающую лесостепные, степные, полупустынные и пустынные зоны.
Площадь сельскохозяйственных угодий составляет - 222,7 млн.га, в том числе: пашни - 34,8 млн.га и пастбищ -32,2 млн.га.
Земли сельскохозяйственного назначения составляют 74% территории республики. Во владении и пользовании граждан, сельскохозяйственных предприятий, организаций и учреждений находится 81% всех сельхозугодий и 98% пашни.
Земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения составляют 18,7 млн.га, в том числе в пользовании военных ведомств находится почти 7% территории республики.
Земельный запас составляет 20,3 млн.га, или 7,4% территории, причем более половины его непригодна для сельскохозяйственного использования.
Земли лесного фонда составляют 10,2 млн.га, водного фонда - 0,9 млн.га, природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения - 0,8 млн.га.
Удельный вес пашни в структуре сельскохозяйственных угодий составляет 16%. Стремление к максимальному расширению пашни в периоды освоения целинных и залежных земель, а также так называемое - "коренное улучшение кормовых угодий", привело к тому, что в пашни были включены земли низкого качества: солонцовые комплексы, супеси и пески, эродированные и каменистые почвы. Эти почвы резко снижают продуктивность пашни и требуют мелиоративных мероприятий по их улучшению.
Почти 80% зерна в республике производят на черноземах и темно-каштановых почвах Северного Казахстана. Однако эти земли из-за подверженности эрозии и выпахиванию утратили 20-30% гумуса и требуют повышения плодородия.
Площадь орошаемых земель Казахстана составляет 2,4 млн. га и на 40% этой территории необходимо осуществить комплексную реконструкцию оросительной сети, улучшение мелиоративного состояния и повышение их водообеспеченности.
В республике имеется 147 тыс.га многолетних насаждений, из них: садов - 105 тыс.га, виноградников - 22 тыс.га. За 17 лет (1975-1992 гг.) площадь многолетних насаждений сократилась на 11 тыс.га.
Республика располагает значительными площадями пастбищных угодий (182,2 млн.га), из которых 75% относится к пустынному и полупустынному типу, в том числе: летних - 33%, весенне-осенних - 44%, круглогодичных - 13%.
Интенсивное и бессистемное использование лучших по качеству пастбищ привело к значительному снижению их урожайности и ухудшению видового состава травостоя на 50-60% площади, а размеры деградированных пастбищ достигли 15 млн.га. Обводненность пастбищных угодий составляет 63%. Значительная часть сооружений, предназначенных для обводнения, требует реконструкции.
Земельные ресурсы, которыми располагает республика, при их рациональном использовании и улучшении способны обеспечить производство разнообразной сельскохозяйственной продукции в объемах, удовлетворяющих внутренние и экспортные потребности. Но наличие в их составе 121,8 млн.га сельскохозяйственных угодий, склонных к дефляции почв, из которых 27,8 млн.га находится в пашне и более 63 млн.га представлены солонцовыми комплексами, в том числе 6,9 млн. га, используемых под посев сельскохозяйственных культур, требуют бережного отношения к использованию таких земель, постоянной заботы об охране и повышении их продуктивности.
Сокращение объемов работ по мелиорации земель привело к снижению плодородия сельскохозяйственных угодий. С 1986 года внесение органических удобрений уменьшилось более чем в 2 раза, минеральных - в 2,5 раза, применение пестицидов - в 2,5 раза.
Основные направления улучшения
использования и охраны земель
Переход к рыночным отношениям требует соответствующего подхода к использованию и охране земель. Он должен ориентироваться не только на государственные органы управления и большие территории, но и на ставшие самостоятельными товаропроизводителями крупные, средние и мелкие предприятия и хозяйства АПК и их объединения.
Особенностью складывающейся новой системы хозяйствования на селе являются изменчивость и неустойчивость уровней интенсификации. Землеустроительная служба должна в конечном итоге готовить пакеты моделей рационального использования и охраны земель применительно к различным природным условиям, формам собственности и хозяйствования.
Улучшение использования и охрана земель предусматривают:
совершенствование структуры земельного фонда в процессе межотраслевого перераспределения земель;
приведение структуры земельных угодий в соответствие с современными задачами развития АПК и формам собственности;
создание экономических условий для применения научных разработок по системам ведения хозяйства.
Совершенствование структуры земельного фонда должно проходить на основе принципа приоритетности сельского хозяйства, поэтому площади земель сельскохозяйственного назначения должно быть в максимальной степени сохранены.
Намечается уменьшение категории земель промышленности, транспорта, обороны и иного несельскохозяйственного назначения.
Структура земель лесного фонда и их использование будет изменяться за счет:
сокращения непокрытых лесом площадей и лесовосстановительных работ;
создания защитных насаждений на полях, пастбищах и неудобных землях;
повышения продуктивности лесопокрытых площадей путем проведения работ по реконструкции малоценных и низкополноценных насаждений.
Предусматривается постепенный переход к агроландшафтному лесоразведению в экологически неблагоприятных районах, а также совершенствование учета лесов, лесного кадастра, мониторинга и лесоустройства.
Требуется уточнение земель водного фонда, так как значительная часть этих земель (площадей морей, рек, озер, других водоисточников) в настоящее время числится в составе земель запаса.
Площади земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения намечается увеличить до 2,5-3,0 млн.га, а в перспективе - до 14,5 млн.га.
С учетом почвенно-мелиоративного состояния земель 3 млн.га пашни предполагается перевести в пастбища коренного улучшения. В свою очередь, в пашню будет трансформировано 2,3 млн.га пастбищ коренного улучшения. В результате трансформации угодий площадь пашни в перспективе должна составить 34 млн.га.
К 2010 году водные ресурсы позволят довести площадь орошаемой пашни до 2,7 млн.га за счет подземных источников, полей орошения и местного стока.
На залежных землях намечается провести залужение и перевести их в состав улучшенных пастбищ.
Площадь садов и ягодников на перспективу предлагается довести до 135 тыс.га, виноградников до 46 тыс.га. Предусматривается реконструкция малопродуктивных насаждений с заменой их новыми интенсивными сортами.
В решении задач по рациональному использованию и охране земельных ресурсов необходимо проведение природного и микрозонального их районирования. На этой основе будут рекомендованы мероприятия по борьбе с ветровой и водной эрозией, мелиорации засоленных и солонцовых земель, улучшению естественных кормовых угодий по каждому региону путем:
завершения инвентаризации земельных ресурсов и их качественной оценки с целью рационального использования земель и организации территории сельскохозяйственных предприятий;
освоения почвозащитных севооборотов и пастбищеоборотов, обеспечивающих восстановление плодородия почв при отпимальном использовании химических и биологических методов;
обеспечения внутрихозяйственной организации территории и совершенствования структуры сельхозугодий и посевных площадей;
проведения мелиоративных работ по устранению солонцовых пятен в пашне на средне- и сильносолонцеватых комплексах на площади 2,3 млн.га, противоэрозионных мероприятий на дефляционно-опасных и эрозионноопасных землях на площади 27,8 млн. га;
обеспечения внедрения почвозащитных технологий возделывания сельскохозяйственных культур;
разработки программы восстановления деградированных земель;
увеличения объемов работ по защитному лесоразведению, пастбищезащитным лесным насаждениям до 85,5 тыс.га;
проведения реконструкции оросительных систем и обводнительных сооружений.
Первоочередной задачей Госкомзема Республики Казахстан и его производственных подразделений является разработка проектов внутрихозяйственного землеустройства. На первых двух этапах объемы работ по разработке землустроительных проектов составят 7500 хозяйств. На третьем этапе (2010 год) землеустроительная служба должна обеспечить разработку и организацию освоения проектов внутрихозяйственного землеустройства во всех хозяйствах независимо от форм собственности, выполнение рабочих проектов по повышению плодородия почв для всех землевладельцев и землепользователей в соответствии с их заявками, в основном за счет средств заказчиков.
Одновременно потребуется усилить контроль за выполнением различными министерствами и ведомствами республики планов по рекультивации нарушенных земель.
В перспективе намечается рекультивировать для сельскохозяйственного использования 74 тыс.га, под водоемы - 1,5 тыс.га, под облесение - 2 тыс.га. При этом необходимо сохранить темпы рекультивационных работ в объемах, сложившихся в последние 10-15 лет (9-10 тыс.га в год).
На первом этапе требуется принятие неотложных мер по эффективному использованию 35 млн.куб. метров заскладированного плодородного слоя почвы для улучшения низкопродуктивных земель.
Государственный контроль за использованием
и охраной земель
Главной задачей государственного контроля является обеспечение соблюдения всеми землевладельцами и землепользователями требований земельного законодательства республики по использованию и охране земель.
Государственный контроль за использованием земель включает следующие мероприятия:
выявление неиспользуемых и нерационально используемых земель;
контроль за выполнением комплекса мероприятий по восстановлению и сохранению плодородия почв, защите земель от загрязнения, эрозии, дефляции, опустынивания и других вредных воздействий и процессов;
контроль за снятием и хранением плодородного слоя почвы, а также за своевременной и полноценной рекультивацией земель.
На первом этапе предстоит установить нерационально используемые земли и передать их для дальнейшего использования по назначению. Обследовать земли, используемые военными ведомствами, и принять от военных ведомств более 7 млн.га для использования их в народном хозяйстве.
Обеспечить дальнейшее совершенствование механизма штрафных санкций за нерациональное использование земель и нарушение земельного законодательства.
Под особый контроль должны быть взяты мероприятия по повышению плодородия земель, которые должны осуществляться только на основе соответствующих проектов. Повышение плодородия земель должно стать нормой для каждого землевладельца и землепользователя независимо от форм собственности.
2. Земельная реформа и развитие земельных
отношений
Задачи и основные направления земельной
реформы
Земельная реформа в Республике Казахстан направлена на создание правовых, экономических и социальных условий для эффективного функционирования различных форм хозяйствования, обеспечение рационального использования и охраны земель, достижения на этой основе стабильного наращивания объемов производства сельскохозяйственной продукции.
Проведение земельной реформы вносит существенные изменения в структуру землевладений и землепользований. Растет количество негосударственных сельскохозяйственных товаропроизводителей, включая крестьянские хозяйства. К началу 1994 года в республике образовано свыше 2-х тысяч малых предприятий, около 17 тысяч крестьянских хозяйств и 725 сельхозкооперативов.
Основными направлениями земельной реформы Казахстана являются:
дальнейший переход к многообразию форм хозяйствования на земле;
предоставление права гражданам республики на пожизненное наследуемое владение землей;
социально справедливое и экономически обоснованное перераспределение земель при реорганизации колхозов, разгосударствлении и приватизации совхозов и других государственных предприятий;
создание экономического механизма регулирования земельных отношений и стимулирование рационального использования и охраны земель;
прекращение процессов деградации земли и повышение их плодородия;
оформление и переоформление документов на право владения и пользования земельными участками.
Регулирование земельных отношений
Современный этап проведения земельной реформы в Казахстане связан с усилением государственного регулирования земельных отношений на всей территории республики.
В условиях перехода к рыночной экономике необходимо включение всех земель в экономический оборот. На это направлены Указы Президента Республики Казахстан от 24 января 1994 г. "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" и от 5 апреля 1994 г. "О дальнейшем совершенствовании земельных отношений".
Согласно этим Указам гражданам и юридическим лицам республики разрешено продавать, дарить, сдавать в аренду и залог право на пожизненное наследуемое владение (для граждан) и право пользования (для юридических лиц) землей.
Для ведения крестьянского и личного подсобного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного и дачного строительства право на пожизненное наследуемое владение землей в пределах установленной нормы предоставляется гражданам бесплатно. При необходимости доведения площади хозяйства до оптимальных размеров производства право на владение земельным участком может быть куплено. Право на владение землей разрешается сдавать в залог для получения в банке кредитов на создание производственной и социальной структуры, а также передавать в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ, кооперативов, в том числе с иностранным участием.
Указом Президента от 9 марта 1994 г. "О передаче части имущества совхозов в собственность директоров" разрешено при приватизации уступать право на земельные паи другим членам трудового коллектива предприятий на условиях двухсторонней договоренности.
Совершенствование земельного законодательства
Проведение земельной реформы показало необходимость совершенствования земельного законодательства. Для осуществления операций по продаже, а также сдачи в залог права на пользование либо аренды земельного участка необходимо установить нормативную (фиксированную) цену земли. Определение цены земельных участков необходимо также для совершенствования ставок земельного налога.
В Республике Казахстан не получила развития аренда земли. Законодательно она имеет место только при предоставлении земельных участков иностранным физическим и юридическим лицам для предпринимательской деятельности. Аренду следует более широко применять и в сельском хозяйстве, особенно для крестьянских хозяйств, которые могли бы свое производство вести как на праве пожизненного наследуемого владения землей, так и на арендуемой основе. В этих целях необходимо разработать и принять Закон Республики Казахстан "Об аренде земли".
В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан "О дальнейшем совершенствовании земельных отношений" необходимо осуществить корректировку Земельного кодекса Республики Казахстан, отразив в нем механизм получения или приобретения гражданами или юридическими лицами права на общее совместное или общее долевое владение землей, а также ввести статью о залоге права на земельный участок с целью привлечения кредитных ресурсов для развития хозяйств.
Намечено разработать правовой и экономический механизмы регулирования земельных отношений, которые должны включать:
формирование и совершенствование регулируемого рынка прав на владение и пользование землей, включая систему объективной оценки земельных участков, создание земельных банков, введение ипотечного кредитования строительства;
введение механизма экономических санкций за экологические нарушения в сфере землепользования;
осуществление государственных программ по повышению плодородия почв, использованию и охране земельных ресурсов;
разработку методики определения ущерба, причиненного в результате деградации почв, ухудшения экологического состояния земель, их порчи и уничтожения, создания неудобств в землепользовании и землевладении;
порядок выдачи государственной лицензии на проведение оценки земли, землеустроительных и других проектно-изыскательских работ, связанных с изучением и использованием земельных ресурсов;
подготовку предложений о порядке купли-продажи права пожизненного наследуемого владения, права пользования и аренды земельных участков, права на земельную долю (пай);
наложение и взыскание штрафов за нарушение земельного законодательства.
3. Землеустройство
Землеустройство является инструментом осуществления земельной политики государства, проведения земельной реформы и регулирования земельных отношений. Оно обеспечивает исполнение земельного законодательства, организацию рационального землепользования и создание благоприятной экологической обстановки и природных ландшафтов.
Земельная реформа ставит перед землеустройством новые проблемные задачи, которые формируются в следующие научно-производственные блоки:
разработка Национальной программы по рациональному использованию земельных ресурсов и их охране на 1995-2000 годы;
разработка прогнозов и программ, республиканских и региональных схем использования земельных ресурсов и схем землеустройства.
Соответственно должна разрабатываться система научного и производственного обеспечения землеустройства, включающая:
разработку научных и методических основ составления проектов межхозяйственного землеустройства, новых принципов формирования и размещения новых землевладений и землепользований. Выполнение этих проектов проводится по группам хозяйств, районам и областям с учетом экономических, социальных, организационно-хозяйственных и экологических требований. Особую значимость приобретают научные и землестроительные работы по установлению черты городов и сельских населенных пунктов, размещению и установлению границ природоохранных территорий;
разработку проектов внутрихозяйственного землеустройства сельскохозяйственных кооперативов, акционерных обществ и других предприятий, создаваемых в процессе разгосударствления и приватизации в аграрном секторе экономики;
рабочие проекты использования, улучшения и охраны земель как завершающий вид землеустроительных работ.
Проводимая земельная реформа в условиях разгосударствления и приватизации, создание новых хозяйств и резкое увеличение количества землевладений и землепользований диктуют необходимость новых методических подходов к очередности и масштабам землеустроительного проектирования. В соответствии с этим должна быть изменена научно-методическая база проведения обследовательских и изыскательских работ.
В связи с углублением земельной реформы, происходящими изменениями земельных отношений, а также ростом экологических требований возникает необходимость совершенствования и переработки методических указаний практически всех видов землеустроительного проектирования в строгом соответствии с Земельным кодексом и другими законодательными актами о земле.
Совершенствование методики землеустроительного проектирования будет осуществляться в следующих наиболее важных направлениях:
разработка и внедрение системы землеустроительного проектирования;
составление генеральной схемы использования земельных ресурсов Республики Казахстан, схем землеустройства административных областей и районов, региональных схем различного назначения;
анализ и тщательный учет региональных особенностей внутрихозяйственного землеустройства сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности, крестьянских хозяйств и других малых хозяйственных структур;
разработка видов, содержания и методики составления и обоснования рабочих проектов по улучшению, окультуриванию, рекультивации, устройству участков (массивов) земель разных категорий;
разработка и внедрение системы экономико-математических методов и моделей создания автоматизированного рабочего места землеустроителя.
Все отмеченные направления будут положены в основу уточнения или составления новых инструкций и методологических рекомендаций.
4. Развитие системы изучения земельных
ресурсов
Для обеспечения рационального использования и охраны земельных ресурсов необходима разработка цельной системы постоянного, всестороннего и динамичного их изучения.
Такая система базируется на многочисленных работах ученых Республики Казахстан, стран ближнего и дальнего зарубежья. Она включает изыскания, земельный кадастр, мониторинг земель, создание информационно-вычислительной системы. Ее предусматривается разработать на первых двух этапах реализации настоящей Концепции.
Изыскания
Повышение качества изысканий требует обязательного использования единой для всей Республики Казахстан системы геодезических координат, автоматизации земельно-кадастровой обработки аэрофотоснимков и создания единого центра по составлению, размножению тематических планов и карт.
Намечается использовать технологию, обеспечивающую цифровые системы информации аэрофотосъемок, космосъемок, топографической привязки.
Достоверная информация о структуре почвенного покрова и развитии негативных процессов требует проведения крупномасштабных почвенных изысканий.
Для повышения качества материалов, характеризующих почвенный покров, и обеспечения ими нужд народного хозяйства необходимо:
проводить периодическое обновление почвенных изысканий в соответствии с действующими нормативами;
совместно с Институтом почвоведения Национальной академии наук Республики Казахстан усовершенствовать классификацию и диагностику почв, разработать стандарты почв по физическим, химическим свойствам, уровню загрязнения почв тяжелыми металлами с учетом предельно допустимой их концентрации;
провести инвентаризацию нарушенных земель и почвенно-мелиоративные и почвенно-грунтовые изыскания с целью выявления техногенно-нарушенных участков и обоснования проектов их рекультивации;
усовершенствовать системы учета и оценки почвенных ресурсов, а также динамику состояния почвенного покрова путем создания информационно-технического комплекса с использованием компьютерной техники;
продолжить работы по составлению районных и областных почвенных карт.
Геоботанические обследования являются составной частью землеустроительных работ. Территории, имеющие материалы геоботанических изысканий не более 10-летней давности, составляют 33 процента, более 10 лет - 51 процент, более 20 лет - 16 процентов.
В связи с ухудшением качественного состава естественных кормовых угодий и в целях разработки комплекса мероприятий по их улучшению необходимо в 3-5 раз увеличить объем полевых геоботанических работ. На первом этапе намечено завершить обследование кормовых угодий Актюбинской, Жамбылской, Талдыкорганской и Южно-Казахстанской областей, на втором - провести геоботанические изыскания на землях Министерства обороны Республики Казахстан и на третьем - приступить к новому обследованию и корректировке материалов, имеющих срок давности более 10 лет.
Мониторинг земель
Для систематического наблюдения за состоянием земельного фонда, предупреждения негативных процессов, в соответствии с Земельным кодексом Республики Казахстан предусмотрено ведение мониторинга земель.
Постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 30 сентября 1993 г. N 979 "Об утверждении Положения о мониторинге земель Республики Казахстан" упорядочен ряд важнейших организационно-финансовых вопросов по мониторингу земель, определены его задачи, структура и содержание.
Мониторинг земель проводится по единой методике, разрабатываемой Госкомземом Республики Казахстан. Он включает систему наблюдений за:
качественным и количественным состоянием земельного фонда;
изменением границ и площадей землевладений и землепользований, угодий, полей и участков, населенных пунктов, административно-территориальных образований;
состоянием продуктивности угодий, развитием водной и ветровой эрозии.
При мониторинге состояния почвенного покрова будут определяться:
содержание гумуса и элементов питания в почве;
разрушение почвенной структуры, засоление и осолонцевание, заболачивание, переуплотнение;
уровень техногенного загрязнения почв токсикантами, промышленными, бытовыми и иными отходами;
другие негативные явления.
Мониторинг состояния растительного покрова природных кормовых угодий позволит установить:
состав, структуру и урожайность типов;
качество, химизм и питательность растений, скорость деградации и восстановления, уровень накопления токсичных химических элементов и радионуклидов;
степень устойчивости его к антропогенным нагрузкам.
С учетом новизны работ на первом этапе определяется степень пригодности для ведения мониторинга земель планово-картографических, аэрофотосъемочных, почвенных, геоботанических и других картографических материалов, изысканий, обследований и съемок. Проводится инвентаризация всей существующей ведомственной сети по изучению плодородия почв и загрязнения земель и на их основе определяется сеть элементарных станционарных участков (полигонов, станций, профилей) по каждой административной области и природной подзоне, производится их вынос в натуру, выполняется весь необходимый комплекс работ (подготовительных, полевых, лабораторных и камеральных) для начала систематических наблюдений за состоянием земельных ресурсов. Разрабатывается и внедряется в производство программа единой автоматизированной системы обработки и анализа результатов ведения мониторинга земель по республике, устанавливается периодичность космосъемочных работ по каждой природной подзоне, определяется и решается финансовое и материально-техническое обеспечение.
На втором этапе ведутся систематические наблюдения за состоянием плодородия земель с учетом их загрязнения тяжелыми металлами, радионуклидами и другими токсичными веществами.
На третьем этапе продолжается систематическая работа по мониторингу земель в соответствии с общей программой мониторинга окружающей среды на основе накопленных материалов.
Земельный кадастр
Постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 17 августа 1992 г. N 683 "О порядке ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель в Республике Казахстан" проведение земельно-кадастровых работ возложено на Госкомзем Республики Казахстан и его органы на метах. Полнота и качество сведений земельного кадастра обеспечивается своевременным использованием данных мониторинга земель, проведением топографических, картографических, почвенных, геоботанических и других взысканий.
Результаты изысканий используются для разработки рекомендаций по рациональному использованию и охране земель, для решения проектных задач по трансформации угодий. Учет качества земель проводится на основе природно-сельскохозяйственного районирования, классификации и единого республиканского списка почв.
Для совершенствования земельного кадастра намечено:
провести корректировку материалов почвенных обследований на площади 52,6 млн.га, геоботанических 84,8 млн.га и осуществить новое геоботаническое и почвенное обследование на площади соответственно 26,2 и 54,4 млн.га;
расширить объем информации, получаемой при крупномасштабных почвенных и геоботанических изысканиях;
усовершенствовать методику по бонитировке почв;
обеспечить работы по земельному кадастру доброкачественной топографической основой, провести аэрофотогеодезические работы по всем населенным пунктам в масштабе 1:2000 и 1:5000;
создать системы изучения земельных ресурсов населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи, земель природоохранного назначения, лесного, водного фондов и запаса;
разработать инструкции и методики по народнохозяйственной оценке земель указанных категорий;
создать при городских, сельских и поселковых администрациях комитеты по земельным отношениям и землеустройству для распоряжения земельным фондом в населенных пунктах, регулирования земельных отношений, наведения порядка в землепользовании и учете земель, ведения земельного кадастра;
разработать научно-обоснованные предложения по совершенствованию налогообложения и платежей за земли на основе материалов их земельно-кадастровой оценки.
Предлагается сформировать и поддерживать в рабочем состоянии банки данных по кадастру земель промышленности, транспорта, связи, земель природоохранного и рекреационного назначения, лесного и водного фондов, земель запаса.
Информационно-вычислительная система
изучения земельных ресурсов
Для эффективного, своевременного и качественного осуществления задач, обеспечивающих изучение земельных ресурсов и распоряжение ими, необходимы оперативный поиск и использование большого объема информации по землеустройству, земельному кадастру, мониторингу земель топогеодезическим, почвенным, геоботаническим, гидрогеологическим и другим изысканиям. Обработка, хранение и использование этой информации невозможны без использования современных вычислительных и телекоммуникационных сетей, для чего необходимо создание в республике единой информационно-вычислительной системы (ИВС).
В настоящее время имформационные и коммуникационные потребности Госкомзема Республики Казахстан удовлетворены крайне слабо. В основном автоматизированы работы, связанные с земельным кадастром (количественный и качественный учет земель, бонитировка почв, оценки земель).
Информационно-вычислительная система должна представлять многоуровневую систему автоматизированных рабочих мест и включать в себя центральный банк данных, аппаратно-программные средства по ведению графических и прикладных баз данных, средства телекоммуникационного обмена по каналам связи с использованием модемных и других средств связи.
Создание информационно-вычислительной системы потребует больших материальных, денежных и трудовых затрат, подготовка кадров, в связи с чем оно будет осуществляться в два этапа.
На первом этапе предполагается создать информационно-вычислительные системы (земельно-кадастровые центры) на областных и городских уровнях, а также республиканский центр (центральный банк данных), связанные между собой телекоммуникационными средствами.
На этом этапе областные и городские информационные вычислительные системы будут привлечены к работе по подготовке государственных актов на право владения и пользования землей с одновременным формированием базы данных.
На втором этапе предусматривается завершение формирования информационно-вычислительной системы, включая районный уровень.
Для всей информационно-вычислительной системы используется принцип создания баз данных путем генерализации сведений от частного к общему, с возможностью доступа к информации через телекоммуникационные связи.
5. Международное сотрудничество
Особого внимания заслуживает вопрос развития отношений с землеустроительной службой стран - членов СНГ, что диктуется общностью методологических подходов, многих функциональных задач по рациональному использованию и охране земель.
Предусматривается создание международного классификатора и банка данных по обслуживанию информационно-кадастровой базы с применением аэрофотогеодезических и наземных средств.
Возникает настоятельная потребность участия Государственного комитета Республики Казахстан по земельным отношениям и землеустройству и его органов на местах в работе международных симпозиумов, конгрессов, конференций, а также в разработке совместных проектов по использованию и охране земель.
6. Научно-методическое, кадровое, финансовое
и материально-техническое обеспечение
концепции
Научно-методическое обеспечение
Для разработки национальной программы рационального использования и охраны земельных ресурсов намечено привлечь научно-исследовательские институты Национальной академии наук, Казахской академии сельскохозяйственных наук, высшие учебные заведения и их научные подразделения.
В соответствии с основными положениями настоящей Концепции предусматривается следующая тематика научно-исследовательских работ:
развитие теоретических основ земельных отношений и землеустройства, их совершенствование;
научное обоснование межотраслевого баланса земельных ресурсов, анализ и оценка современного его состояния;
научно-методические исследования по рациональной организации территории всех категорий земель и форм собственности, разработка региональных моделей проекта внутрихозяйственного землеустройства сельскохозяйственных товаропроизводителей;
развитие теории и практики организации использования земель в зонах нарушенной экологии;
научно-методическое обоснование размеров землевладения и землепользования и внутрихозяйственного землеустройства сельскохозяйственных предприятий, крестьянских хозяйств, других хозяйственных структур по регионам республики;
исследования по земельно-хозяйственному устройству и оценке земель населенных пунктов, а также земель других несельскохозяйственных категорий;
установление оптимального соотношения различных форм хозяйствования на земле;
развитие теоретических и методических основ земельного кадастра и мониторинга земель;
разработка нормативов агроэкологического мониторинга земель для ведения экологически сбалансированных и экономически эффективных систем земледелия, обеспечивающих воспроизводство плодородия почв и охрану земель;
совершенствование народнохозяйственной оценки земель и платы за землю;
создание единой информационно-вычислительной системы изучения и управления земельными ресурсами для разработки экономико-математического моделирования использования земель;
подготовка законодательных и нормативных актов по вопросам земельной реформы и использования земельных ресурсов;
совершенствование научно-методических проблем картографирования, классификации, динамики и структуры почвенного покрова и кормовых угодий;
развитие теоретических и методических основ сельского расселения;
разработка прогноза экономических и социальных последствий осуществления земельной реформы.
Научные исследования и методические разработки по актуальным направлениям предусматривается осуществлять в Государственном научно-производственном центре земельных ресурсов и землеустройства, научных учреждениях и высших учебных заведениях при координации Госкомзема Республики Казахстан.
Кадровое обеспечение
В настоящее время потребность в кадрах для выполнения возросшего объема проектно-изыскательских работ по реализации земельной реформы и изложенных выше задач удовлетворяется не полностью. Для осуществления землеустроительного процесса, обеспечения совершенствования земельных отношений требуются специалисты, обладающие фундаментальными знаниями в различных областях. Необходимо пополнение территориальных органов на местах и структурных подразделений Госкомзема Республики Казахстан высококвалифицированными специалистами. С учетом требований земельной реформы в условиях перехода к рыночным отношениям должны быть переработаны учебные планы и программы подготовки и переподготовки, повышения квалификации специалистов землеустроительной службы. Научно-методическое руководство процессом подготовки и повышения квалификации кадров должны взять на себя функционирующее при Акмолинском сельскохозяйственном институте учебно-методическое объединение по специальности "Землеустройство и геодезия", а по смежным специальностям соответствующие объединения при других ведущих вузах.
Обеспечение проведения земельной реформы кадрами и реализации Концепции предусматривается осуществлять в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 24 марта 1993 г. N 226 "О кадровом обеспечении земельной реформы", где определена потребность Госкомзема Республики Казахстан в специалистах различных профессий в 1993-1995 годах и на период до 2000 года.
Для реализации указанного постановления Кабинета Министров Республики Казахстан и с учетом решения проблем, намечаемых настоящей Концепцией, необходимо усилить внимание развитию научно-педагогического потенциала и укреплению материально-технической базы землеустроительных факультетов высших учебных заведений республики.
Финансовое и материально-техническое обеспечение
Намеченная в Концепции программа рационального использования и охраны земельных ресурсов потребует привлечения для ее реализации финансовых и материально-технических ресурсов.
Обеспечение земельной реформы необходимыми финансовыми и материально-техническими ресурсами предусмотрено постановлением Верховного Совета Казахской ССР от 28 июня 1991 г. N 730-XII "О порядке введения в действие Закона Казахской ССР", "О земельной реформе" и другими законодательными актами республики.
Основными источниками финансирования является республиканский бюджет, за счет которого осуществляются проектно-изыскательские работы по землеустройству, мероприятия по земельной реформе, охране земель, проводимые в соответствии с республиканскими программами, фундаментальные научно-исследовательские программы по землеустройству.
Кроме того, финансирование работ по землеустройству, земельной реформе, охране земель может осуществляться за счет местного бюджета, внебюджетных специальных средств, государственных и коммерческих организаций и предприятий, заинтересованных в реализации Концепции.
Внедрение новых технологий в землеустройстве осуществляется за счет Фонда преобразования экономики Республики Казахстан.
Внебюджетные специальные средства Госкомзема и облкомземов формируются за счет средств, предназначенных для возмещения потерь сельскохозяйственного производства при изъятии земель для несельскохозяйственных нужд. При заключении контрактов с иностранными фирмами об отводе земель под несельскохозяйственные нужды необходимо решить вопрос о расчетах валютой. В дальнейшем при совершенствовании земельных отношений в условиях рыночной экономики несомненно будут меняться условия и источники финансирования в землеустройстве.
Финансирование отдельных мероприятий по реализации Концепции в отдельных случаях предусматривается за счет средств местных бюджетов, а также долевого участия заинтересованных ведомств.
Осуществление Концепции зависит от уровня материально-технического обеспечения. Структурные подразделения Госкомзема Республики Казахстан слабо оснащены современным оборудованием и приборами вычислительной и множительной техники. В большей части устарел парк автомашин.
Материально-техническое обеспечение землеустроительной службы должно быть ориентировано на:
создание прочной базы перехода ее полной механизации полевых и автоматизации земельно-кадастровых, землеустроительных и других камеральных работ;
обеспечение материально-техническими средствами наземных обследований земель станционарными и передвижными лабораториями, современными комплексами машин, оборудования, измерительными приборами, химикатами, комплектами для полевых работ, автотранспортом, в том числе автомобилями повышенной проходимости с буровым оборудованием и полевым снаряжением;
укомплектованность новейшими приборами аэрокосмической службы наблюдения за состоянием земельных ресурсов;
создание технической базы для организации информационного банка о земельном фонде, высокопроизводительной вычислительной техники, средств связи и оргтехники;
обеспечение землеустроительных факультетов сельскохозяйственных вузов необходимыми приборами, оборудованием, вычислительной техникой, транспортными средствами.
Реализация новой Концепции Госкомзема Республики Казахстан в условиях перехода к рыночным отношениям и многоукладному сельскому хозяйству позволит более рационально использовать имеющиеся земельные ресурсы и будет способствовать успешному выполнению земельной реформы.
Мероприятия по реализации Концепции
рационального использования и охраны земель
Республики Казахстан
--------------------------------------------------------------------
N ! Наименование мероприятия !Единица !Iэтап !IIэтап !IIIэтап
п/п ! !измерен.!1994- !1996- !2001-
! ! !1995г.!2000 г.!2010 гг.
--------------------------------------------------------------------
I. Проектно-изыскательские работы
1. Аэрофотогеодезические изыскания млн.га 20 130 80
2. Почвенные изыскания >> 15 80 80
3. Геоботанические изыскания >> 7 50 50
4. Получение материалов космосъемки >> 40 100 160
5. Инвентаризация земель >> 50 100 120
6. Разработка схем использования
и охраны земель >> 50 100 120
7. Межхозяйственное землеустройство тыс.
хоз-в 5 10 5
8. Перерегистрация землевладений
и землепользований тыс.шт. 3000 50 50
9. Внутрихозяйственное
землеустройство >> 1,5 6 4
10. Рекультивация земель тыс.га 20 100 70
11. Террасирование склонов >> 0,2 0,5 0,5
12. Составление рабочих проектов по кол-во
освоению, улучшению и охране проектов
земель 200 1200 900
13. Мониторинг земель вся территория республики
14. Земельный кадастр >> >>
II. Материально-техническое обеспечение
15. Обновление почвенных лабораторий комплекты
(станционарных комплексов с учетом
новых технологий) 1 5 10
16. Приобретение экспресс-лабораторий
для анализов почв >> 20 20 10
17. Приобретение автомашин для
землеустроительных работ шт. 100 200 250
в т.ч. автомашин с высокой
проходимостью шт. 60 150 150
18. Приобретение геодезического
оборудования:
- теодолиты шт. 40 100 100
- светодальномеры >> 40 100 200
- фотограмметрическое оборудование >> 1 3 3
III. Научно-методическое обеспечение
19. Разработка научно-методического В объемах обеспечивающих
обеспечения земельной реформы, выполнение мероприятий
землеустройства, изысканий, Концепции по этапам
мониторинга, кадастра земель
20. Проведение научно-производственных Согласно плану
конференций, издательская научно-технического
деятельность (карты, книги, обеспечения
сборники, брошюры и так далее)
IV. Создание информационно-вычислительной системы
изучения земельных ресурсов Республики Казахстан
21. Создание земельно-кадастровых центров
на уровне республики и областей шт. 21
22. Создание рабочих станций на уровне
районов и городов >> - 230