Правительство Республики Казахстан постановляет.
1. Одобрить разработанную рабочей комиссией Концепцию государственной политики занятости населения (прилагается).
2. Министерству труда Республики Казахстан совместно с заинтересованными министерствами, государственными комитетами, акимами областей, районов, городов при разработке программных мероприятий по содействию занятости, региональных программ занятости населения руководствоваться Концепцией государственной политики занятости населения.
3. Министерству труда совместно с Министерством экономики и Министерством юстиции Республики Казахстан в течение 1996-1998 годов разработать и внести на рассмотрение Правительства Республики Казахстан законопроекты и иные нормативные акты, предусмотренные Концепцией государственной политики занятости населения.
Концепция государственной политики
занятости населения
Алматы -1996
ВВЕДЕНИЕ
Социально-экономические преобразования в Республике Казахстан не проходят гладко. Кризисные явления в экономике значительно осложнили проблему занятости трудоспособного населения. Абсолютные размеры снижения занятости в несколько раз превысили рост официально зарегистрированных безработных.
Объективно снижение занятости в значительной мере обусловлено реформированием экономики, переводом ее на рыночные основы. Однако имеющее место сокращение занятости пока не является результатом прогрессивных структурных изменений в экономике, модернизации производства, смены моногосударственной системы хозяйствования на многоукладную. Принявшее массовый характер недоиспользование рабочей силы становится фактором, сдерживающим эффективность производства во всех отраслях экономики.
Обострение ситуации в сфере занятости, имеющей тенденцию к нарастанию безработицы, обуславливает разработку настоящей Концепции, в которой обосновывается поэтапное становление в стране полной, продуктивной занятости как условия экономического роста и повышения жизненного уровня народа.
Определение концептуальных положений государственной политики занятости вызывается также необходимостью перехода к рыночной модели организации занятости, обуславливающей товарный характер рабочей силы и преобразование социально-трудовых отношений. В новых условиях существенно сокращается роль государства как монопольного работодателя и усиливаются его функции в регулировании отношений между главными участниками рынка труда - работниками и работодателями, в создании условий для обеспечения полной занятости и социальной защиты безработных. Все это требует новых подходов в сфере занятости, более полно отвечающих изменившимся условиям, целям, задачам и принципам ее осуществления.
Основной замысел настоящей Концепции состоит в обосновании принципов и направлений, которые бы на первом этапе способствовали снижению темпов падения уровня занятости, на втором - стабилизировали занятость, на третьем - обусловили общий рост и поддержание ее на уровне экономической целесообразности.
Рынок труда - система социально-экономических отношений, складывающихся в ходе формирования, распределения и перераспределения рабочей силы, ее найма и оплаты, регулируемых правовыми нормами и проявляющихся как метод сбалансирования спроса и предложения рабочей силы.
Занятость - социально-экономическое явление, обусловленное участием людей в общественно полезной деятельности с целью удовлетворения своих потребностей.
Продуктивная занятость - занятость, обеспечивающая устойчивый экономический рост и социальный эффект.
Экономически активное население (рабочая сила) - занятые и безработные, в совокупности составляющие активную часть населения страны, располагающую необходимыми физическими и умственными способностями, знаниями и практическим опытом работы, которая может принять, принимает участие в процессе труда.
Полная занятость - занятость при наличии естественного уровня безработицы, подверженного колебанию в зависимости от социально-экономического положения страны.
Неполная занятость - неэффективное (непродуктивное) использование рабочей силы. Различают две ее формы:
видимую неполную занятость, обусловленную сокращением рабочего времени,
скрытую неполную занятость, отражающую неэффективное использование квалификации работающих, низкую производительность труда.
Безработные - лица в трудоспособном возрасте, по не зависящим от них причинам не состоящие в трудовых отношениях и не имеющие трудового дохода, ищущие работу, готовые трудиться.
Официально зарегистрированные безработные - лица из числа безработных, зарегистрированные в службе занятости в качестве ищущих работу и которым служба занятости не сделала предложений подходящей работы.
Безработица - социально-экономическое явление, обусловленное невостребованностью на рынке труда определенной части рабочей силы.
Естественный уровень безработицы - объективный, экономически и социально приемлемый уровень безработицы, обусловленный структурными изменениями в спросе на рабочую силу (структурной безработицей), а также поисками или ожиданием работы (фрикционной безработицей).
Скрытая безработица - специфическое явление переходной экономики, охватывающее формально занятых, но фактически находящихся без работы из-за простоев производства (полных, частичных) и работы в режиме неполного рабочего времени.
Длительная безработица - безработица длительностью 12 и более месяцев.
Массовые высвобождения (увольнения) - высвобождения, вызванные:
ликвидацией предприятия любой формы собственности и хозяйствования с численностью работающих 15 и более человек;
сокращением численности работников предприятия (организации) в количестве: 50 и более человек в течение 30 календарных дней, 200 и более человек в течение 90 календарных дней;
увольнением работников в количестве 1 процента от общего числа работающих в связи с ликвидацией предприятий либо сокращением численности в течение 30 календарных дней в регионах с общей численностью занятых менее 5 тыс. человек.
Формирующийся в Казахстане рынок труда характеризуется сокращением доли занятых в государственном секторе экономики и, соответственно, увеличением ее в негосударственном - в акционерных обществах, на совместных предприятиях, в малом и среднем бизнесе, крестьянских (фермерских) хозяйствах, частном предпринимательстве. Переход к рынку, сужение роли государства как основного работодателя в недавнем прошлом объективно обусловили общее снижение занятости. Как показывает опыт стран, осуществляющих переход от централизованно планируемой к рыночной экономике, временный рост уровня безработицы становится неизбежным явлением переходного периода.
В целом занятость снизилась во всех отраслях экономики, особенно в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве. За последнее пятилетие среднегодовые темпы снижения общей численности занятых в отраслях экономики составили 3,7 процента.
Изменения на рынке труда происходят на общем неблагоприятном фоне количественного и качественного снижения трудового потенциала страны, обусловленного некоторым падением рождаемости, сокращением продолжительности жизни, продолжающимся оттоком населения за пределы страны, в том числе в трудоспособном возрасте.
Спад объемов производства в аграрном секторе республики особо отразился на занятости трудоспособного населения в этой отрасли. Наблюдаются миграционные процессы среди жителей села, особенно молодежи, в города, регионы с более развитой экономической структурой.
Ситуация с занятостью особенно остро стоит в городах и рабочих поселках с моноэкономической структурой, где предприятия цветной металлургии, химической, угольной промышленности, оборонного комплекса являются градообразующими.
Неоднозначно развиваются процессы занятости и безработицы в регионах. Низкий уровень занятости (до 65 процентов) характерен для Южно-Казахстанской и Кзыл-Ординской областей. В группу с достаточно высоким уровнем (78-83 процента) входят Кокшетауская, Восточно-Казахстанская, Акмолинская области. Остальные области характеризуются средним уровнем занятости (65-77 процентов).
Низкая конкурентоспособность на рынке труда, обусловленная недостатком профессиональных знаний, отсутствием необходимой квалификации и трудовых навыков, привели к росту безработицы среди молодежи. Устойчивую тенденцию к росту имеет безработица среди женщин.
Переход к рынку сопровождается появлением такого специфического явления как скрытая безработица, обусловленная сохранением трудового потенциала предприятий на фоне падения объемов производства, а также расширением неформальной занятости ("челноки", торговля без патента и др.) и теневого рынка, не поддающихся учету и регулированию.
Уровень официально зарегистрированной безработицы превышает 3 процента, а скрытой - 11 процентов от общего числа занятых. Общий же потенциал безработицы, рассчитанный с учетом специфических явлений на рынке труда, учитывающий, кроме официальной и скрытой безработицы, и лиц без работы, не обращающихся в службу занятости, составляет 1,5 млн. человек, или более 20 процентов от общего числа занятых.
Безработица влечет за собой существенные экономические и социальные издержки. Потеря работы в трудоспособном возрасте ведет к разрушению в сознании человека традиционных ценностей современного общества, связанных в первую очередь с трудом и обеспечивающих материальное благополучие, социальный статус, возможность для профессионального роста и т. п.
Развитие ситуации в области занятости в перспективе будет зависеть от многих факторов, в том числе в решающей степени от общей направленности и хода экономических преобразований в стране, уровня структурной количественной и качественной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы.
Спрос на труд в основном будет определяться преодолением кризисного и депрессивного состояния экономики, темпами и масштабами структурной перестройки, технического переоснащения производства, государственной политикой по отношению к низко рентабельным и убыточным предприятиям, масштабами государственных, частных и иностранных инвестиций, изменениями в профессионально-квалификационной структуре кадров.
Предложение труда будет обуславливаться естественными темпами прироста трудоспособного населения, демографической и социальной политикой государства, совершенствованием профессиональной подготовки в соответствии с конъюнктурой рынка труда, появлением альтернативных источников дохода у определенной части населения и расширением сферы самозанятости, организацией собственного дела и занятием предпринимательской деятельностью, уровнем безработицы. Ослаблению напряженности на официальном рынке труда все более будут способствовать в перспективе рост негосударственного сектора экономики и объемов его производства, создание частными и совместными предприятиями дополнительных рабочих мест на новой технической основе, расширение занятости в организациях рыночной инфраструктуры.
Основной целью политики занятости является достижение полной, продуктивной и свободно избранной занятости, сокращение безработицы и ее поддержание на социально приемлемом уровне, создание правовых, экономических и организационных условий функционирования и регулирования рынка труда.
Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих основных задач:
обновления системы правового регулирования занятости и трудовых отношений путем изменения и дополнения трудового и социального законодательства, ориентированного на самостоятельную активную позицию граждан в сфере занятости и гарантии социальной защиты наиболее уязвимых категорий населения;
совершенствования отраслевой структуры экономики на основе создания новых, реформирования неперспективных производств, включая приватизацию, реорганизацию, перепрофилирование;
проведения финансовой и налоговой политики, согласованных с политикой занятости, поддерживающей стимулирование создания дополнительных рабочих мест;
поддержки и активного стимулирования развития малого и среднего частного предпринимательства, создающего дополнительные рабочие места, в т.ч. и за счет привлечения иностранного капитала;
опережения профессионального образования по отношению к складывающейся ситуации на рынке труда с учетом структурных изменений в экономике;
формирования системы социального партнерства главных участников рынка труда (государства, работодателей и работников) в обеспечении гарантии занятости, решении вопросов оплаты, условий и режимов труда;
защиты внутреннего рынка труда путем ограничения использования иностранной рабочей силы;
повышения роли местных исполнительных органов власти в решении региональных проблем занятости;
выявления регионов, отраслей с кризисным уровнем безработицы на основе оценки отклонения группы установленных параметров (критериев) от их среднереспубликанского уровня;
осуществления селективных мер, направленных на устранение наиболее острых диспропорций спроса и предложения на рынке труда, путем разработки и реализации программных мероприятий по содействию занятости населения, региональных программ занятости;
совершенствования механизма социальной защиты безработных;
дальнейшей интеграции деятельности государственной службы занятости с работодателями, общественными и профсоюзными органами в вопросах регулирования занятости и рынка труда.
Политика занятости призвана обеспечить соблюдение следующих основных принципов:
свободного и добровольного выбора гражданами форм и видов занятости;
равенства, означающего равные для всех возможности доступа к рабочим местам и профессиональной подготовке;
эффективности, связанной с обеспечением максимальной отдачи от рабочей силы в целях достижения экономического роста;
комплексности, обеспечивающей сочетание экономической политики, направленной на реформирование экономики, эффективную институциональную и структурную перестройку с гибкой, активной политикой на рынке труда на основе достижения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы;
социальной справедливости, означающей предупреждение и сведение к минимуму издержек и потерь от безработицы путем обеспечения материальных и социальных гарантий, повышения конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда на основе улучшения ее качества;
адресности мер регулирующего воздействия;
трипартизма, обеспечивающего широкий трехсторонний подход при разработке и реализации политики занятости, согласование действий в области регулирования занятости с интересами работодателей и работников;
учета региональных особенностей в проведении политики занятости, обеспечивающего эффективное взаимодействие центральных и региональных органов на основе единых основополагающих норм в реализации политики занятости.
Цель, задачи и принципы политики занятости предопределяют главные направления ее реализации:
создание условий для развития и расширения занятости в альтернативных, негосударственных секторах экономики;
поддержание занятости в государственном секторе с учетом факторов и задач развития экономики и структурной ее перестройки;
регулирование высвобождения работников путем сочетания реализации мер по санации и реабилитации предприятий с социальной защитой высвобождаемых;
создание адекватной рыночным отношениям и учитывающей особенности современной экономики системы профессионального обучения кадров;
содействие профессиональной мобильности трудоспособного населения путем расширения масштабов и повышения эффективности профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения, организации и проведения опережающего обучения и переподготовки высвобождаемых работников;
развитие нормативно-правовой инфраструктуры рынка труда;
профилактика локальных кризисов в сфере занятости на основе разработки упреждающих мер в разрезе территорий, на уровне предприятий и по различным контингентам работников;
обеспечение социальной защиты безработных в рамках принятой на каждом этапе развития государства системы гарантий и нормативов;
создание системы оперативного мониторинга рынка труда.
Реализация данных направлений позволяет, с одной стороны, смягчить социальную напряженность в сфере занятости, а с другой - создать предпосылки для ее рационализации в русле общих среднесрочных и долгосрочных перспектив по оздоровлению и развитию экономики.
Активная политика занятости должна иметь адекватную законодательную, нормативно-правовую и материально-финансовую базу, что требует времени для ее создания. Однако острота проблем, связанных с безработицей и нарастающей дестабилизацией на рынке труда, ставит переориентацию государственного регулирования в довольно жесткие сроки.
На первом этапе (1996-1997 годы) политика занятости будет ориентирована на комплексную социальную поддержку безработных (выплата пособий и стипендий безработным, оказание им материальной помощи, обучение и переобучение необходимым профессиям, трудоустройство на общественных работах и т. д.). В целях сдерживания роста безработицы в пределах имеющихся ограниченных ресурсов будет обеспечиваться селективная поддержка наиболее важных для развития экономики производств: топливно-энергетического и агропромышленного комплексов, конверсии оборонной промышленности. На данном этапе будут внесены изменения в действующее законодательство, в том числе в Закон Казахской ССР "О занятости населения", разработаны законопроекты о добровольном переселении, об общественных работах, о малом и среднем бизнесе и другие, способствующие росту дополнительных рабочих мест, переквалификации и переподготовке кадров, смягчению негативных социальных последствий экономической реформы.
Второй этап наряду с реализацией структурно-инвестиционной политики, начатой на первом этапе, предполагает проведение реформы в финансовом обеспечении функционирования системы занятости на основе создания трехуровневого финансового блока, сочетающего усилия государства, предприятия и работника по созданию рабочих мест, страхованию по безработице. Целенаправленное финансовое регулирование процессов занятости и профилактика безработицы позволят обеспечить динамизм сферы занятости и сформировать цивилизованный рынок труда. Эта работа начнется с 1997 года в тесной взаимосвязи с макроэкономическими сдвигами в экономике республики.
Третий этап (1998 год и далее) рассчитан на реализацию тех направлений, которые позволят по мере адаптации системы занятости к рынку восстановить и развить ведущие ее звенья, которые были разрушены кризисом, и обеспечить динамичную профессиональную структуру кадров, соответствующую конъюнктуре рынка труда.
Поэтапное решение основных задач политики занятости включает в себя и реализацию системных мер, направленных на создание унифицированных стандартов, достоверно отражающих движение рабочей силы, ее качество и специфику включения в ту или иную сферу занятости. Должно быть обеспечено также максимальное приближение статистики рынка труда к мировым стандартам.
Политика занятости предполагает активную позицию предприятий всех форм собственности по сохранению и увеличению занятости путем координации их действий с государством в направлении блокирования безработицы за счет повышения конкурентоспособности предприятий, использования гибких режимов труда.
5. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ
ЗАНЯТОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЫ БЕЗРАБОТНЫХ
5.1. Основные элементы и рычаги механизма
реализации политики занятости
Основными элементами механизма реализации политики занятости являются:
совершенствование занятости населения и перетока рабочей силы из неконкурентоспособных отраслей и производств в конкурентоспособные при осуществлении институциональных и структурных преобразований, реализации Программы действий Правительства Республики Казахстан по углублению реформ на 1996-1998 годы;
инвестирование в человеческий капитал в таких областях, как профессиональная подготовка и переподготовка по профессиям и специальностям, удовлетворяющим требованиям рыночной экономики;
инвестирование в новые технологии, в трудоемкие сектора экономики, способные позитивно воздействовать на предложение труда;
разработка и реализация программных мероприятий по содействию занятости населения, региональных программ занятости;
организация гибкой системы переквалификации и профобучения безработных, в том числе внутрифирменной переподготовки кадров;
совершенствование организации общественных работ;
оказание безработным информационных и других посреднических услуг;
организация мониторинга занятости и безработицы, создание инфраструктуры поддержки и развития предпринимательства.
В среднесрочной перспективе основными рычагами реализации политики занятости должны стать:
нейтрализация факторов, способствующих росту безработицы в результате реформирования предприятий, в том числе всемерное развитие профориентационных услуг, профобучения и переподготовки высвобождаемых работников;
проведение государственной социальной политики в рамках макроэкономической стратегии;
содействие развитию предпринимательства и самозанятости, малого и среднего бизнеса как перспективной сферы приложения труда путем создания бизнес-центров, инкубаторов малого бизнеса, поддержки центров малого бизнеса, расширения ресурсов обучения предпринимательским навыкам;
разработка и реализация специальных программ содействия занятости населения, особенно в сельской местности;
защита внутреннего рынка труда и ограничение использования труда иностранных рабочих и специалистов, экспертиза программ экономического развития и контрактов с участием иностранных фирм на предмет обеспечения занятости местного населения и ее финансирования;
дальнейшее совершенствование параметров единой тарифной сетки путем увеличения диапазонов в пользу категорий работников высшей квалификации и селективная поддержка актуальных научно-исследовательских работ с целью сдерживания процесса "утечки умов";
содействие развитию контрактной системы экспорта рабочей силы в ближнее и дальнее зарубежье с учетом потребностей в высококвалифицированных кадрах на республиканском рынке труда;
квотирование численности иммигрантов, исходя из экономических возможностей и условий регионов расселения;
законодательное обеспечение действенного социального партнерства в рамках коллективных договоров и соглашений.
За пределами среднесрочной перспективы приоритетными станут меры, содействующие качественному изменению структуры занятости на основе перетока рабочей силы из одних сфер экономики в другие, обусловленного целесообразными структурными сдвигами.
Политика занятости должна реализовываться с учетом региональных, местных особенностей.
В группе областей с низкой занятостью приоритетной будет политика поддержки создания дополнительных рабочих мест, размещения трудоемких производств и глубокой переработки сырья, включая сельскохозяйственное. Использование трудовых ресурсов по месту их жительства в этих регионах должно сочетаться с их перегруппировкой в районы повышенного спроса рабочей силы, для чего целесообразно возродить организованные территориальные формы перераспределения рабочей силы.
В группе областей со средней и высокой занятостью целесообразна политика, направленная на сохранение достигнутого уровня занятости, повышение ее эффективности, изыскание резервов рабочей силы, привлечение ее со стороны, снижение трудоемкости.
В сельской местности актуальна политика высвобождения людских ресурсов из трудоизбыточного в целом аграрного сектора в несельскохозяйственные новые сектора экономики, которые предстоит создать в рамках агропромышленного комплекса.
В городской местности политика занятости должна быть направлена на поддержание достигнутого относительно высокого уровня занятости в больших городах, преодоление тенденций снижения занятости в малых, средних городах и перспективных рабочих поселках. В городах с монопроизводством предупреждение роста безработицы будет связываться с оптимизацией структуры занятости на основе стимулирования инвестиционной активности, обновления, модернизации и перепрофилирования производства градообразующих предприятий, расширения сфер деятельности с учетом интересов многоотраслевого комплексного развития этих регионов, их социальной инфраструктуры путем развития малого, среднего бизнеса, создания условий для самозанятости населения, а также с перераспределением свободных трудовых ресурсов в направлении развивающихся городов, новых регионов.
Функционирование рыночной экономики неразрывно связано с риском потери работы для всех участников общественного производства - безработицей. Социальная поддержка незанятого населения и безработных осуществляется государством путем проведения активных и пассивных мер, имеющих как профилактический, так и регулирующий характер. К ним относятся: содействие в трудоустройстве, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации, привлечение к общественным работам, выдача пособий по безработице и обеспечение другими социальными гарантиями.
Содействие в трудоустройстве предусматривает финансирование и стимулирование государством создания дополнительных рабочих мест, расширение рабочих мест на временных и сезонных работах, с неполной занятостью с учетом финансовых возможностей.
Профессиональное обучение и переподготовка кадров будут осуществляться исходя из приоритетов социально-экономического развития страны, важнейших секторов экономики и регионов, на основе скоординированной деятельности различных систем образования (государственной, негосударственной) и подразделений государственной службы занятости, а также развитой системы социального партнерства (трипартизма).
Активизация структурно-инвестиционной политики требует соответствующего подхода к организации профессиональной подготовки молодежи и переобучения взрослого населения. Опережающее обучение и переобучение призвано сдерживать увеличение масштабов безработицы. С этой целью оправдывает себя сохранение и поддержка системы профессионально-технического образования, а также привлечение возможностей средних специальных и высших учебных заведений.
Важным направлением должно стать стимулирование профессиональной подготовки на производстве. В этих целях не должно допускаться свертывание сложившейся на производстве системы профессионального обучения кадров. Ее поддержка будет осуществляться путем создания специальных, целевых фондов, финансирующих деятельность работодателей по подготовке и переподготовке кадров.
Общественные работы организуются в целях поддержания временной занятости безработных. Непосредственными организаторами общественных работ должны стать местные органы исполнительной власти. Особую важность приобретает организация общественных работ в регионах экономического спада. Здесь должны быть развернуты трудоемкие проекты общественных работ. Финансирование общественных работ должно осуществляться из средств Государственного фонда содействия занятости (далее - Фонд занятости) и местных бюджетов, а также путем привлечения средств коммерческих структур и благотворительных организаций, направленных как на стимулирование участия безработных в общественных работах, так и на их материальную поддержку.
Концепция исходит из целесообразности сохранения на определенное время действующего принципа выплаты пособия по безработице, размер которого устанавливается и меняется в определенном соотношении с другими социальными нормативами и гарантиями. При этом необходимо дифференцировать размеры выплаты пособий по безработице с целью активизации безработного в поисках работы, его профессиональной и территориальной мобильности. Особую актуальность приобретает механизм установления критерия на право получения пособия по безработице лицами молодого возраста с учетом их ориентации и готовности получить новые профессии.
В перспективе, по мере экономического роста и повышения уровня жизни, возможна реализация подхода, в соответствии с которым размер пособия будет прямо зависеть от взноса работника в фонд страхования по безработице.
В отношении социально-уязвимых групп населения политика занятости предусматривает на первоначальном этапе пересмотр действующих нормативов (квот по приему на работу) в сторону их снижения, затем, по мере экономического подъема - их увеличения. Будет осуществлена государственная поддержка общественных объединений инвалидов и их предприятий с целью создания с их помощью дополнительных рабочих мест, проведения социальной и трудовой реабилитации инвалидов, усовершенствован механизм по установлению нормативов по квотированию рабочих мест.
Политика занятости формируется и реализуется совместными усилиями законодательных, исполнительных органов власти, работодателей, с участием профессиональных союзов.
Правительство, его экономические, финансовые, образовательные органы и отраслевые министерства проводят и реализуют общую экономическую политику в сфере занятости, устанавливают правила согласования интересов взаимодействующих на рынке труда сторон, содействуют поддержанию баланса спроса и предложения, определяя нормативными актами механизм его регулирования.
Министерство труда Республики Казахстан и Государственная служба занятости осуществляют государственную политику занятости и социальную поддержку безработных во взаимодействии с другими органами государственной власти, работодателями и общественными организациями. В этих целях Министерством труда Республики Казахстан разрабатываются программные мероприятия содействия занятости населения республики, учитывающие региональные особенности в социально-экономическом и демографическом развитии регионов, дифференциацию уровня занятости и безработицы и предусматривающие необходимость перераспределения средств Фонда занятости при критических ситуациях на региональных и локальных рынках труда.
Необходимым условием реализации этих задач является дальнейшее развитие Государственной службы занятости, ее региональных и местных органов. Адекватное и оперативное реагирование на изменение ситуации на рынке труда будет обеспечиваться активной деятельностью службы занятости на основе укрепления ее материальной базы, компьютеризации и технического оснащения, становления статистической и информационно-справочной систем, мониторинга рынка труда. Усиливается работа по информации и оповещению населения о спросе на рабочую силу (вакансиях) и работодателей о ее предложении через средства массовой информации. Регулярно представляется в Правительство, его экономические, финансовые, образовательные органы информация о ситуации в сфере занятости и на рынке труда республики и мерах, принимаемых по их регулированию.
Критериями эффективности работы службы занятости является возрастание ее роли в формировании и регулировании рынка труда, в повышении степени содействия росту занятости и сокращению безработицы. Будет вводиться система оценки эффективности региональных служб занятости, основанная на таких индикаторах их деятельности, как коэффициент трудоустройства незанятого населения через службу занятости, средняя продолжительность безработицы, уровень длительной безработицы, соотношение активных и пассивных мер при реализации политики занятости, финансовые затраты на одного безработного, нагрузка на работника службы занятости и др.
На территории всех областей республики целесообразно создание модельных центров занятости населения.
Государственная служба занятости поэтапно переводится на финансирование за счет средств государственного бюджета.
Местные представительные и исполнительные органы проводят социально-экономические преобразования с учетом фактора занятости, разрабатывают и реализуют региональные программы занятости, устанавливают квоты приема на работу слабозащищенных категорий, организуют общественные работы.
Предприятия, независимо от форм собственности, обеспечивают проведение политики занятости на основе создания рабочих мест, участвуют в формировании Фонда занятости, рекламируют спрос на кадры.
Положения Концепции исходят из необходимости и целесообразности совершенствования, законодательства в сферах занятости и безработицы на основе положений новой Конституции Республики Казахстан. Это в первую очередь касается Кодекса законов о труде, Закона Казахской ССР
Z902200_
"О занятости населения".
Возможные направления совершенствования Закона Казахской ССР "О занятости населения":
более четкая формулировка определения безработного с учетом критерия "трудоспособный возраст";
ужесточение требований к безработному в части активной позиции в поиске работы;
упрощение системы регистрации безработных и начисления пособий по безработице;
ослабление ограничений в части сроков выплаты пособия по безработице для безработных, ранее уволенных по собственному желанию, за нарушение трудовой дисциплины;
уточнение критериев построения системы социальной поддержки безработных;
изменение базы исчисления пособий и стипендий безработным;
обеспечение дифференцированного подхода к социальной поддержке безработных (начисление пособий и стипендий с учетом критерия трудового стажа);
ужесточение требований к работодателям в части представления ими информации о свободных рабочих местах (вакансиях) в Государственную службу занятости.
Необходима разработка новых законопроектов:
о добровольном переселении, об общественных работах, о малом и среднем бизнесе, о квотировании рабочих мест, о профессиональном обучении, о порядке использования иностранной рабочей силы.
Целесообразна разработка новых методик:
по оценке и прогнозированию ситуации на рынке труда;
по определению естественного уровня безработицы;
по составлению региональных программ содействия занятости населения и определению эффективности деятельности Государственной службы занятости;
по механизму определения потребности в профессиональной подготовке специалистов на перспективу.
Перенесение центра тяжести реформирования и решения задач экономического роста на региональный уровень хозяйствования объективно обуславливает необходимость разделения средств Фонда занятости на республиканский и региональные (областные) фонды в определенном (нормативном) соотношении. Это позволит повысить ответственность местных органов власти в реализации политики занятости и социальной поддержки безработных. В то же время сохраняется возможность определенного перераспределения средств Фонда занятости в целях сглаживания региональных различий в занятости населения и уровне безработицы.
Государственную систему содействия занятости и социальной защиты безработных необходимо перевести на международные стандарты и измерения, вытекающие из известных Конвенций Международной организации труда (МОТ). Вместе с тем такой перевод не может быть осуществлен одномоментно, поскольку требуется определенное время для организации в стране соответствующего статистического наблюдения, налаживания системы ежемесячного и ежеквартального обследований с оперативной обработкой их результатов.
Концепция исходит из поэтапного перехода на международные стандарты. На первом этапе, начиная с принятия Концепции, целесообразно незамедлительно перейти на категории и понятия, принятые МОТ, определение и исчисление которых возможно на основе действующей статистики, с внесением соответствующих изменений в законодательство и методологию. В частности, в текст действующего Закона Казахской ССР "О занятости населения" необходимо внести изменения, уточняющие определение занятости граждан и безработных, введя в оборот и механизмы реализации политики занятости такие категории, понятия и термины, как экономически активное население (рабочая сила), полная занятость, неполная занятость, безработные, естественный уровень безработицы, коэффициент напряженности на рынке труда и другие, без которых невозможно реализовать новые подходы к исследованию и решению проблемы обеспечения относительно стабильной занятости населения в новых условиях. В последующем, на втором этапе, по мере создания новой статистической инфраструктуры, способной адекватно отражать постоянно меняющуюся ситуацию на рынке труда, можно будет уточнить методику и практику сбора, обработки и исчисления данных, приведя их в соответствие со стандартами МОТ.
В целях реализации политики занятости Правительством Республики Казахстан предусматривается подготовка соответствующих законопроектов и других нормативно-правовых актов. Их принятие и реализация позволят повысить эффективность производства, целенаправленно, системно и комплексно решать проблемы занятости населения в соответствии со стратегическими целями в области социально-экономического развития республики и реализации общего курса проведения реформ.