Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 19.10.2000 № 1564.
В целях реализации Закона Республики Казахстан от 1 апреля 1999 года Z990357_ "О бюджетной системе" и разработки основных направлений по определению долговременных размеров субвенций и бюджетных изъятий при подготовке проекта Закона, Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Одобрить методику определения долговременных размеров субвенций, передаваемых из республиканского бюджета в бюджеты областей, и бюджетных изъятий из бюджетов областей и г. Алматы в республиканский бюджет (прилагается).
2. Министерству финансов Республики Казахстан при разработке проекта Закона Республики Казахстан "О субвенциях и бюджетных изъятиях" исходить из размеров субвенций и бюджетных изъятий, определенных по утвержденной методике.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
Исполняющий обязанности
Премьер-Министра
Республики Казахстан
Одобрена | |
постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 мая 1999 года № 529 |
|
Методика определения долговременных размеров | |
субвенций, передаваемых из республиканского бюджета в | |
бюджеты областей, и бюджетных изъятий из бюджетов | |
областей и г. Алматы в республиканский бюджет | |
С целью расширения самостоятельности регионов в управлении финансовыми средствами Законом Республики Казахстан от 1 апреля 1999 года № 357-1 "О бюджетной системе" введено четкое разделение доходной и расходной частей государственного бюджета между республиканским и местными бюджетами. Также местным исполнительным органам разрешено проводить заимствование в пределах определенных объемов. В рамках этой системы прямые взаимоотношения между республиканским и местными бюджетами складываются через субвенции, передаваемые из республиканского бюджета в бюджеты областей, и бюджетные изъятия, передаваемые из бюджетов областей в республиканский бюджет. Размеры субвенций и бюджетных изъятий рассчитаны, исходя из объемов расходов и доходов местных бюджетов, определенных следующим образом.
I. Основным принципом определения объемов расходов бюджетов областей и г. Алматы является постепенный переход в течение 1999-2001 гг. к единому нормативу расходов бюджетов областей и г. Алматы на душу населения, который будет установлен на последующие годы:
1) Учитывая существующие между регионами различия в природно- климатических условиях (температурный режим, степень опустынивания и засоления земель), являющихся основным и определяющим объективным фактором влияния на условия проживания населения, выделены три основные группы областей (Приложение 1). При этом были учтены также и другие значимые факторы, такие, как степень заболеваемости туберкулезом, гепатитом, наличие природных очагов чумы, протяженность автомобильных дорог и др.
Первая группа включает большую часть регионов, объединенных по признаку типичных для страны природных условий. Этой группе присвоен норматив 1,0. В первую группу вошли следующие области: Актюбинская, Восточно-Казахстанская, Западно-Казахстанская, Карагандинская, Костанайская, Павлодарская, Северо-Казахстанская и г. Алматы.
Области, вошедшие во вторую группу, были выделены по признаку более жестких природно-климатических условий по сравнению с условиями в регионах первой группы. Эта группа объединяет Атыраускую, Мангистаускую, Кызылординскую и Акмолинскую области, которым присвоены нормативы выше единицы, позволяющие обеспечить более высокие расходы на одного жителя по сравнению с расходами бюджетов областей первой группы.
Третья группа объединяет три южные области: Алматинскую, Жамбылскую и Южно-Казахстанскую, отличающиеся относительно благоприятными природно-климатическими условиями, в связи с чем им присвоены нормативы ниже единицы.
Присвоенные нормативы являются соотношением расходов бюджета области на одного жителя к расходам на одного жителя из бюджета области первой группы, предопределяя региональную структуру бюджетов областей;
2) На основании этих нормативов и структуры были рассчитаны коэффициенты на 2001 год. Коэффициенты являются соотношением расходов на одного жителя из бюджета области к среднереспубликанскому уровню расходов на одного жителя. Коэффициенты и региональная структура расходов бюджетов областей на 2000 гг. являются промежуточными значениями между коэффициентами и региональной структурой 1999 и 2001 годов, обеспечивая последовательный переход к региональной структуре расходов бюджетов областей и г. Алматы 2001 года (Приложение 2). Коэффициенты и региональная структура расходов местных бюджетов на 1999 год приняты на основании расчетов государственного бюджета на 1999 год, соответствующего Закону Республики Казахстан от 1 апреля 1999 года № 359-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О республиканском бюджете на 1999 год".
Исходя из коэффициентов, определенных по вышеизложенной методике, были рассчитаны расходы бюджетов областей и г. Алматы на 2000 и 2001 годы в ценах и условиях 1999 года (Приложение 3).
II. Объемы доходной части бюджетов областей и г. Алматы на 2000-2001 гг. определены на уровне 1999 года в реальном выражении на основании закрепленных видов поступлений в бюджеты областей в соответствии с Законом Республики Казахстан от 1 апреля 1999 года № 357-1 "О бюджетной системе".
Долговременные размеры субвенций и бюджетных изъятий определяются в условиях 1999 года как разница между доходной частью бюджета области, определяемой расщеплением всех видов поступлений в соответствии с Законом Республики Казахстан от 1 апреля 1999 года № 357-1 "О бюджетной системе" и объемами расходов бюджетов областей.
В Приложении 4 приведены размеры субвенций и бюджетных изъятий на 1999-2001 гг. и последующие годы.
Данная методика не распространяется на бюджет специальной экономической зоны, действующей в г. Астане.
Приложение 1 | |
Группировка областей по нормативам расходов | |
бюджетов областей |
Первая группа
Актюбинская 1,00
В-Казахстанская 1,00
З-Казахстанская 1,00
Карагандинская 1,00
Костанайская 1,00
Павлодарская 1,00
С-Казахстанская 1,00
г. Алматы 1,00
Вторая группа
Акмолинская 1,15
Атырауская 1,15
Кызылординская 1,10
Мангистауская 1,15
Третья группа
Алматинская 0,90
Жамбылская 0,90
Ю-Казахстанская 0,85
Приложение 2 | |
Соотношение расходов на одного жителя | |
к среднереспубликанским расходам |
Наименование области 1999 год 2000 год 2001 год
Акмолинская 1,22 1,20 1,17
Актюбинская 0,90 0,96 1,02
Алматинская 0,83 0,87 0,92
Атырауская 1,17 1,17 1,17
В-Казахстанская 1,12 1,07 1,02
Жамбылская 0,78 0,85 0,92
З-Казахстанская 1,09 1,06 1,02
Карагандинская 1,03 1,02 1,02
Кызылординская 1,41 1,27 1,12
Костанайская 1,01 1,02 1,02
Мангистауская 1,20 1,19 1,17
Павлодарская 1,10 1,06 1,02
С-Казахстанская 1,04 1,03 1,02
Ю-Казахстанская 0,72 0,79 0,87
г. Алматы 1,16 1,09 1,02
Всего 1 1 1
Приложение 3
Расходы бюджетов областей в условиях 1999 года
тыс. тенге
Наименование области 1999 год 2000 год 2001 год
Акмолинская 6 647 034 6 510 023 6 373 012
Актюбинская 6 177 275 6 578 171 6 979 068
Алматинская 12 874 543 13 602 138 14 329 733
Атырауская 5 149 582 5 156 443 5 163 304
В-Казахстанская 17 174 816 16 381 229 15 587 641
Жамбылская 7 722 229 8 383 146 9 044 062
З-Казахстанская 6 701 139 6 478 218 6 255 298
Карагандинская 14 507 339 14 467 349 14 427 360
Кызылординская 8 573 022 7 694 876 6 816 731
Костанайская 10 319 822 10 357 666 10 395 509
Мангистауская 3 811 522 3 767 936 3 724 350
Павлодарская 8 996 967 8 687 764 8 378 562
С-Казахстанская 10 715 567 10 629 653 10 543 739
Ю-Казахстанская 14 221 267 15 695 695 17 170 122
г. Алматы 12 985 527 12 187 344 11 389 160
Всего 146 577 651 146 577 651 146 577 651