Сноска. Отменено нормативным постановлением Конституционного Совета РК от 16.11.2022 № 1.
Конституционный Совет Республики Казахстан в составе Председателя К.А. Мами, членов Совета А.К. Даулбаева, И.Д. Меркеля, Р.Ж. Мукашева, А.А. Темербекова и У. Шапак с участием:
представителя субъекта ходатайства – депутата Мажилиса Парламента Республики Казахстан С.Ф. Бычковой,
представителя Сената Парламента Республики Казахстан – депутата Сената Парламента Республики Казахстан К.Б. Сафинова,
представителя Генеральной прокуратуры Республики Казахстан – заместителя Генерального Прокурора Республики Казахстан М.М. Ахметжанова,
представителя Министерства юстиции Республики Казахстан – вице-Министра юстиции Республики Казахстан Н.В. Пан
рассмотрел в открытом заседании ходатайство Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан Н.З. Нигматулина об истолковании нормативного постановления Конституционного Совета от 16 марта 2011 года № 3 "Об официальном толковании нормы абзаца второго пункта 3 статьи 71 Конституции Республики Казахстан".
Заслушав сообщение докладчика – члена Конституционного Совета Республики Казахстан А.А. Темербекова, выступления участников заседания, эксперта – доктора юридических наук, профессора Ж.Д. Бусурманова, изучив другие материалы конституционного производства, проанализировав законодательство и практику отдельных зарубежных стран, Конституционный Совет Республики Казахстан
установил:
Председатель Мажилиса Парламента Республики Казахстан в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 35 Конституционного закона "О Конституционном Совете Республики Казахстан" обратился в Конституционный Совет с ходатайством об истолковании нормативного постановления Конституционного Совета от 16 марта 2011 года № 3 "Об официальном толковании нормы абзаца второго пункта 3 статьи 71 Конституции Республики Казахстан" (далее – нормативное постановление Конституционного Совета).
Поводом для направления такого ходатайства явились вопросы, связанные с применением нормативного постановления Конституционного Совета при назначении на должность членов Конституционного Совета.
Субъект обращения просит при истолковании нормативного постановления Конституционного Совета ответить на следующий вопрос:
"Как определяется срок полномочий члена Конституционного Совета, назначаемого на должность в ходе очередного шестилетнего цикла?".
Проанализировав поставленный в ходатайстве вопрос, Конституционный Совет считает необходимым дополнительно разъяснить следующее.
1. Абзац второй пункта 3 статьи 71 Конституции предусматривает периодическую ротацию половины назначаемых членов Конституционного Совета.
Давая официальное толкование данной норме, в упомянутом нормативном постановлении Конституционный Совет разъяснил, что ротация членов Совета выступает одним из средств достижения оптимального сочетания сменяемости и преемственности в деятельности органа конституционного контроля.
Конституционный Совет полагает, что указанные принципы играют важную роль в его деятельности как коллегиального государственного органа. Порядок назначения и сроки полномочий членов Конституционного Совета должны обеспечивать организационную целостность и упорядоченность во взаимоотношениях между Советом и его членами, что достигается в том числе посредством минимизации временного интервала между датами их назначения на должность при очередном обновлении.
С этих позиций в своем нормативном постановлении Конституционный Совет особо обратил внимание, что периодическое назначение его членов с учетом требования абзаца второго пункта 3 статьи 71 Конституции следует понимать как возможность установления, в необходимых случаях, цикличности смены составов этого государственного органа. При этом Конституционный Совет исходил из того, что в силу различных объективных обстоятельств (временное отсутствие Парламента, Мажилиса и другие) вполне допустимы разумные отклонения от обозначенного требования, когда одновременное назначение членов Совета, составляющих одну половину, невозможно. В этих случаях последующее восстановление цикличности может обеспечиваться в порядке исключения путем синхронного назначения такой половины и корректировки сроков полномочий входящих в нее должностных лиц.
2. По общему правилу, очередное обновление половины членов Конституционного Совета в порядке абзаца второго пункта 3 статьи 71 Основного Закона осуществляется по истечении шестилетнего срока их полномочий. Если в течение этого срока кто-то из членов Совета выбывает из его состава по соответствующим основаниям, то при замещении образовавшейся вакансии следует исходить из того, что полномочия назначаемого на эту должность лица будут действовать только в течение периода, оставшегося до истечения шестилетнего цикла.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом 1) пункта 1, пунктами 2 и 3 статьи 35 и статьей 41 Конституционного закона Республики Казахстан от 29 декабря 1995 года "О Конституционном Совете Республики Казахстан", Конституционный Совет Республики Казахстан
постановляет:
1. Согласно пункту 1 статьи 71 Конституции Республики Казахстан срок полномочий членов Конституционного Совета составляет шесть лет. В случае досрочного прекращения полномочий члена Конституционного Совета, в целях обеспечения соблюдения требования абзаца второго пункта 3 статьи 71 Конституции Республики Казахстан назначаемому на вакантную должность лицу полномочия предоставляются на срок, оставшийся до истечения шестилетнего цикла.
2. В соответствии с пунктом 3 статьи 74 Конституции Республики Казахстан дополнительное постановление вступает в силу со дня его принятия, является общеобязательным на всей территории Республики, окончательным и обжалованию не подлежит.
3. Опубликовать настоящее дополнительное постановление на казахском и русском языках в официальных республиканских печатных изданиях.
Конституционный Совет Республики Казахстан |