Сноска. Постановление Конституционного Совета РК от 23 мая 1997 г. N 12/2 отменено в целом нормативным постановлением Конституционного Совета РК от 8 ноября 2007 года N 9 .
Конституционный Совет Республики Казахстан в составе: Председателя Конституционного Совета Кима Ю.А. и членов Конституционного Совета - Акуева Н.И., Ихсанова У.К., Мамонова В.В., Темирбулатова С.Г., Шопина В.Д., - рассмотрел в открытом заседании 23 мая 1997 года обращение Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан М.Т. Оспанова об официальном толковании пунктов 1 и 5 статьи 52 Конституции Республики Казахстан
K951000_
досрочного прекращения полномочий депутата Мажилиса Парламента.
В заседании принимали участие: представители субъекта обращения - Куанышбаева Р.С., председатель Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента; Кулешова Е.В., секретарь Центральной избирательной комиссиии Республики Казахстан.
Заслушав сообщения докладчиков - членов Конституционного Совета Акуева Н.И., выступления Куанышбаевой Р.С.и Кулешовой Е.В., изучив имеющиеся материалы, Конституционный Совет УСТАНОВИЛ:
В Конституционный Совет Республики Казахстан 5 мая 1997 года поступило обращение Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан Оспанова М. Т. об официальном толковании пунктов 1 и 5 статьи 52 Конституции Республики Казахстан в части оснований для прекращения полномочий депутата Мажилиса Парламента. В обращении ставится вопрос о том,является ли упразднение некоторых административно-территориальных единиц Республики основанием для прекращения полномочий депутата Мажилиса Парламента.
Поводом к обращению явилось упразднение пяти областей республики в соответствии с Указами Президента Республики Казахстан "О мерах по оптимизации административно-территориального устройства Республики Казахстан" от 22 апреля 1997 года
U973466_
и "О дальнейших мерах по совершенствованию административно-террриториального устройства Республики Казахстан" от 3 мая 1997 года
U973483_
.
При анализе пунктов 1 и 5 статьи 52 Конституции Республики Казахстан Конституционный Совет исходит из следующего.
Пункт 1 статьи 52 Конституции Республики Казахстан гласит, что депутат Парламента не связан каким-либо императивным мандатом. Понятие императивного мандата включает в себя установленную в законодательстве обязанность депутата выполнять наказы, периодически отчитываться о своей деятельности перед избирателями, а также возможность досрочного отзыва депутата, не оправдавшего доверие избирателей.
Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу конституционного закона, "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов"
Z952529_
устанавливает, что депутат Парламента не связан каким-либо императивным мандатом, в том числе наказом или поручением, и голосует в Парламенте по своему убеждению (пункт 1 статьи 24).
Пункт 5 статьи 52 Конституции Республики Казахстан содержит перечень обстоятельств, являющихся основанием прекращения полномочий депутата Парламента:
- подача в отставку;
- признание депутата недееспособным;
- роспуск Парламента;
- вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении депутата Парламента;
- выезд на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан.
В пункте 5 статьи 52 Конституции Республики Казахстан установлено, что полномочия депутата Парламента прекращаются и в "...иных предусмотренных Конституцией случаях". К этим случаям, исходя из анализа конституционных норм применительно к депутату Мажилиса Парламента следует отнести:
- совмещение депутатом обязанностей депутата Парламента с обязанностями депутат в другом представительном органе (пункт 3 статьи 52);
- совмещение обязанностей депутата Парламента с занятием иной оплачиваемой должности, кроме преподавательской, научной или творческой деятельности, а также с осуществлением предпринимательской деятельности, вхождением в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации (пункт 3 статьи 52);
- отклонение обвинения Президента Республики Казахстан в совершении государственной измены на любой его стадии, влекущее за собой досрочное прекращение полномочий депутатов Мажилиса, инициировавших рассмотрение данного вопроса (пункт 2 статьи 47);
- истечение срока полномочий Парламента (пункт 2 статьи 49 Конституции).
В нормах Конституции Республики Казахстан не содержится такое основание для досрочного прекращения полномочий депутата Мажилиса Парламента, как изменение административно-территориального устройства Республики, в том числе упразднение некоторых административно-территориальных единиц.
На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 4 пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан, статьями 33, 37, 38 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона, "О Конституционном Совете Республики Казахстан"
U952737_
, в порядке официального толкования пунктов 1 и 5 статьи 52 Конституции Республики Казахстан Конституционный Совет ПОСТАНОВИЛ:
1. Конституция Республики Казахстан устанавливает исчерпывающий перечень оснований прекращения полномочий депутата Парламента. Изменение административно-территориального устройства, в том числе упразднение некоторых административно-территориальных единиц, не является основанием для досрочного прекращения полномочий депутатов Мажилиса Парламента, избранных от округов, образованных на территории реорганизованных административно-территориальных единиц.
2. В соответствии с пунктом 3 статьи 74 Конституции Республики Казахстан постановление вступает в силу со дня его принятия, является общеобязательным на всей территории Республики, окончательным и обжалованию не подлежит с учетом случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 38 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона, "О Конституционном Совете Республики Казахстан".