Заслушав докладчика - члена Совета Темирбулатова С.Г., представителей Президента Республики Казахстан Донакова Т.О., Мажилиса и Сената Парламента Республики депутатов Пригодина В.И. и Котова А.К. и ознакомившись с заключениями эксперта - доктора юридических наук, профессора Маковского А.Л. и специалистов - доктора юридических наук, профессора Сарсембаева М.А. и кандидата юридических наук, доцента Испаевой Г.Б., а также другими материалами по данному обращению, Конституционный Совет Республики Казахстан установил:
В Конституционный Совет Республики 2 марта 1998 года поступило обращение Президента Республики Казахстан о рассмотрении на предмет соответствия Конституции Республики Казахстан Гражданского кодекса (особенная часть).
Изучив содержание Гражданского кодекса (особенная часть), поступившие по запросу Конституционного Совета материалы, заключения эксперта и специалистов, выслушав представителей Президента Республики Казахстан и Палат Парламента Республики, Конституционный Совет находит, что в целом Гражданский кодекс Республики Казахстан (особенная часть) соответствует нормам Конституции.
Вместе с тем, Конституционный Совет Республики Казахстан считает, что отдельные нормы раздела 7 "Международное частное право" Гражданского кодекса (особенная часть) не соответствуют нормам Конституции Республики.
Так, пункт 3 статьи 1085 Гражданского кодекса K631000_ (особенная
часть) устанавливает, что "Применение нормы иностранного права не может быть ограничено лишь на том основании, что данная норма имеет публично-правовой характер". Из содержания и смысла этой нормы Гражданского кодекса в изложенной редакции следует, что на территории Республики Казахстан возможно безусловное применение норм публичного права иностранного государства. Указанная норма Гражданского кодекса, регламентирующего частноправовые отношения, противоречит пункту 1 статьи 4 Конституции, согласно которому, к действующему праву Республики нормы иностранного права не отнесены, а нормы международных договорных и иных обязательств страны являются действующим правом только при условии их ратификации Республикой. Это положение подтверждено Постановлением Конституционного Совета Республики Казахстан от 28 октября 1996 года N 6 "Об официальном толковании пункта 1 статьи 4 и пункта 2 статьи 12 Конституции Республики Казахстан".
Изложенная редакция пункта 3 статьи 1085 Гражданского кодекса предусматривает вторжение норм иностранного публичного права в публичноправовые отношения Казахстана, тем самым допускает возможное ущемление своего суверенитета в публично-правовых отношениях.
Статья 1094 "Реторсии" Гражданского кодекса Республики Казахстан содержит норму, которая предусматривает, что "Правительством Республики Казахстан могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении прав граждан и юридических лиц тех
государств, в которых имеются специальные ограничения прав граждан и
юридических лиц Республики Казахстан". Данная норма Гражданского кодекса в изложенной редакции противоречит двум конституционным нормам, закрепленным в пункте 1 статьи 39 и подпункте 1) пункта 3 статьи 61 Основного закона Республики.
Пункт 1 статьи 39 Конституции устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами, следовательно, установление ответных ограничений в отношении прав граждан других государств Правительством, как это предусматривает статья 1094 Гражданского кодекса, противоречит названной конституционной норме.
Кроме того, статья 1094 Гражданского кодекса, предоставляя право Правительству Республики вводить ответные ограничения в отношении прав граждан и юридических лиц иностранных государств, не соответствует требованиям подпункта 1) пункта 3 статьи 61 Конституции Республики, в соответствии с которой "Парламент вправе издавать законы, которые... устанавливают основополагающие нормы, касающиеся: правосубъектности физических и юридических лиц, гражданских прав и свобод, обязательств и ответственности физических и юридических лиц.". Статья 1094 Гражданского кодекса противоречит также конституционному принципу разделения властей, закрепленному в пункте 4 статьи 3 Конституции Республики.
На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 2) пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан, подпунктом 1) пункта 2 статьи 17 и статьей 37 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона, "О Конституционном Совете Республики Казахстан", Конституционный Совет Республики Казахстан постановил:
1. Пункт 3 статьи 1085 Гражданского кодекса Республики Казахстан (особенная часть), принятого Парламентом Республики Казахстан 4 февраля 1998 года и представленного на подпись Президенту Республики 11 февраля 1998 года, признать не соответствующим пунктам 1 и 3 статьи 4 Конституции Республики Казахстан.
2. Статью 1094 Гражданского кодекса(особенная часть) признать не соответствующей пункту 4 статьи 3, пункту 1 статьи 39 и подпункту
1) пункта 3 статьи 61 Конституции Республики Казахстан.
3. В соответствии с пунктом 1 статьи 74 K951000_ Конституции
Республики Казахстан и пунктом 1 статьи 39 Указа Президента Республики, имеющего силу конституционного закона,"О Конституционном Совете Республики Казахстан" законы, признанные не соответствующими Конституции, не могут быть подписаны и введены в действие.
4. В соответствии с пунктом 3 статьи 74 Конституции Республики
Казахстан настоящее постановление вступает в силу со дня принятия, является общеобязательным на всей территории Республики, окончательным и обжалованию не подлежит с учетом случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 38 Указа Президента Республики, имеющего силу конституционного закона, U952737_ "О Конституционном Совете Республики Казахстан". Председатель