Сноска. Постановление с изменениями, внесенными нормативным постановлением Конституционного Совета РК от 17.04.2017 № 2.
Конституционный Совет Республики Казахстан в составе Председателя Кима Ю.А., членов Совета Акуева Н.И., Бусурманова Ж.Д., Есенжанова А.Е., Котова А.К., Омарханова К.А. и Шопина В.Д. на основании подпункта 4) пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан рассмотрел в открытом заседании с участием Представителя Правительства Республики - Министра юстиции Мухамеджанова Б.А. обращение Премьер-Министра Республики Казахстан об официальном толковании пункта 7 статьи 61 и подпункта 7) статьи 53 Конституции Республики Казахстан.
Заслушав докладчиков - членов Конституционного Совета Шопина В.Д., Котова А.К. и представителя субъекта обращения, изучив имеющиеся материалы, Конституционный Совет Республики Казахстан установил:
В Конституционный Совет Республики Казахстан 27 сентября 1999 года поступило обращение Премьер-Министра Республики Казахстан об официальном толковании пункта 7 статьи 61 и подпункта 7) статьи 53 Конституции Республики Казахстан. В обращении были поставлены следующие вопросы:
1. Что понимать под непринятием Парламентом внесенного Правительством проекта закона? Считается ли он не принятым, если при голосовании предложения депутатов об одобрении проекта закона в первом чтении или об его отклонении, не набрано необходимого числа голосов?
2. Каковы предельные сроки рассмотрения Парламентом вопроса о доверии Правительству, поставленному Премьер-Министром, если пунктом 7 статьи 61 Конституции предусмотрено, что голосование проводится не ранее, чем через 48 часов с момента постановки указанного вопроса?
3. Что понимается под выражением "большинством в две трети голосов от общего числа депутатов каждой из Палат выражает вотум недоверия Правительству" в подпункте 7) статьи 53 Конституции и как учитывается общее число депутатов Сената, если в соответствии с постановлением Конституционного Совета от 16.05.97 года № 11/2 "Об официальном толковании пунктов 3 и 5 статьи 52 Конституции Республики Казахстан в части досрочного прекращения полномочий депутатов Сената Парламента" их полномочия признаются действительными, независимо от изменения в административно- территориальном устройстве Республики Казахстан.
При толковании пункта 7 статьи 61 Конституции Республики Казахстан Конституционный Совет исходит из следующего.
Порядок принятия Парламентом Республики Казахстан на совместном заседании Палат внесенных Правительством проектов законов установлен пунктами 1, 5 и 7 статьи 62 Конституции. Они принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Палат и не должны противоречить Конституции. При этом количество чтений по внесенным Правительством законопроектам на совместном заседании Палат Парламента Конституция не ограничивает, но однозначно предполагает результативный итог обсуждения проектов законов на совместном заседании Палат Парламента в форме принятия соответствующих законов либо их отклонения.
Подпункт 7) статьи 53 Конституции в части выражения Парламентом вотума недоверия Правительству "большинством в две трети голосов от общего числа депутатов каждой из Палат" Конституционный Совет понимает как то, что именно количество депутатов каждой из Палат, установленное Конституцией, определяет представительность Парламента и легитимность его решений. Поэтому под "общим числом депутатов каждой из Палат" следует понимать, что для Сената численный состав установлен пунктом 2 статьи 50 Конституции, то есть по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики и семи депутатов, которые назначаются Президентом Республики Казахстан. В ныне действующем Сенате, согласно Конституции и постановлению Конституционного Совета Республики Казахстан от 16 мая 1997 года № 11/2 "Об официальном толковании пунктов 3 и 5 статьи 52 Конституции Республики Казахстан в части досрочного прекращения полномочий депутатов Сената Парламента", общее число депутатов составляет 42 депутата (39 депутатов плюс 3 депутата от пяти упраздненных областей; 2 депутата от упраздненных областей прекратили свои полномочия в соответствии с пунктом 5 статьи 52 Конституции).
Для Мажилиса численный состав установлен пунктом 3 статьи 50 Конституции Республики в количестве 77 депутатов. Общее число депутатов действующего состава Мажилиса, избранного в декабре 1995 года в соответствии с пунктом 3 статьи 50 Конституции Республики в редакции от 30 августа 1995 года, должно исчисляться исходя из 67 депутатских мандатов.
Следовательно, понятие "общее число депутатов" Сената и Мажилиса действующего Парламента - это их конституционное число - соответственно 42 и 67.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом 4) пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан, подпунктом 1) пункта 3 статьи 17, статьей 37 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона, "О Конституционном Совете Республики Казахстан", в порядке официального толкования пункта 7 статьи 61 и подпункта 7) статьи 53 Конституции Республики Казахстан, Конституционный Совет постановляет:
1. Под непринятием Парламентом Республики Казахстан внесенного Правительством проекта закона в соответствии с пунктом 7 статьи 61 Конституции Республики Казахстан следует понимать, что проект закона, поставленный на голосование на совместном заседании Палат Парламента Республики Казахстан, не набрал предусмотренного Конституцией большинства голосов депутатов каждой из Палат за его принятие.
В случае, если при голосовании предложения депутатов об одобрении проекта закона в первом чтении или о его отклонении не набрано необходимого числа голосов, то решение Парламента Республики Казахстан не может считаться юридически состоявшимся и не влечет постановки вопроса о доверии Правительству в соответствии с пунктом 7 статьи 61 Конституции Республики Казахстан.
2. Пункт 7 статьи 61 Конституции Республики Казахстан означает, что голосование на совместном заседании Палат Парламента по вопросу о доверии Правительству проводится незамедлительно, по истечении установленных Конституцией Республики Казахстан сорока восьми часов с момента постановки вопроса о доверии.
3. Исключен нормативным постановлением Конституционного Совета РК от 17.04.2017 № 2.4. В соответствии с пунктом 3 статьи 74 Конституции Республики Казахстан настоящее постановление вступает в силу со дня принятия, обжалованию не подлежит, является общеобязательным на всей территории Республики и окончательным с учетом случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 73 Конституции Республики Казахстан.
Председатель