Сноска. Утратил силу Указом Президента РК от 19.05.2011 № 86.
В целях дальнейшей демократизации казахстанского общества, в соответствии с пунктом 4 статьи 87 Конституции Республики Казахстан и статьей 36 Закона Республики Казахстан от 23 января 2001 года "О местном государственном управлении в Республике Казахстан" ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила проведения выборов акимов аульных (сельских) округов, аулов (сел), поселков Республики Казахстан.
2. Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан:
1) назначить, организовать и поэтапно провести выборы акимов аульных (сельских) округов, аулов (сел), поселков Республики Казахстан после введения в действие законов по вопросам дальнейшей децентрализации государственного управления и введения местного самоуправления;
2) совместно с акимами областей определить количество и перечень административно-территориальных единиц, где будут проведены предусмотренные настоящим Указом выборы. <*>
Сноска. В пункт 2 внесены изменения - Указом Президента РК от 8 июля 2005 г. N 1613 (порядок введения в действие см. п.2).
3. Признать утратившим силу пункт 1 Указа Президента Республики Казахстан от 23 июня 2001 года N 633 "О выборах акимов аульных (сельских) округов, аулов (сел), поселков" (САПП Республики Казахстан, 2001 г., N 21, ст. 259).
4. Правительству Республики Казахстан, акимам областей принять необходимые меры по организационному, материально-техническому и финансовому обеспечению указанных выборов.
5. Настоящий Указ вступает в силу со дня опубликования.
Президент
Республики Казахстан
УТВЕРЖДЕНЫ
Указом Президента
Республики Казахстан
от 6 декабря 2004 года N 1484
ПРАВИЛА
проведения выборов акимов аульных (сельских)
округов, аулов (сел), поселков Республики Казахстан
Настоящие Правила определяют порядок проведения выборов акимов аульных (сельских) округов, аулов (сел), поселков Республики Казахстан.
Глава 1. Общие положения
1. Выборы акимов проводятся на территориях соответствующих административно-территориальных единиц с населением:
до пяти тысяч человек - на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;
свыше пяти тысяч человек - на основе косвенного избирательного права при тайном голосовании. Косвенное избирательное право состоит в избрании указанных акимов гражданами через своих представителей - выборщиков.
Аким соответствующей административно-территориальной единицы избирается сроком на четыре года.
2. Очередные выборы акимов назначаются Центральной избирательной комиссией не позднее чем за сорок пять дней до окончания срока полномочий акимов. Выборы акимов вместо выбывших назначаются областными, городов Астаны и Алматы избирательными комиссиями по представлению акимов областей, городов Астаны и Алматы не позднее двух месяцев со дня досрочного прекращения полномочий акима.
3. В выборах акимов вправе участвовать граждане Республики Казахстан, проживающие на соответствующей территории.
4. Кандидаты в установленных настоящими Правилами пределах имеют равные права на участие в выборах.
Глава 2. Избирательная система
5. При проведении выборов акимов применяется следующая система подсчета голосов: избранным считается кандидат, набравший по сравнению с другими кандидатами большее число голосов избирателей либо выборщиков, принявших участие в голосовании.
6. При проведении выборов акимов избирательным округом является территория соответствующей административно-территориальной единицы.
7. Избирательными органами, организующими подготовку и проведение выборов акимов, являются соответствующие территориальные и участковые избирательные комиссии.
8. При использовании косвенного избирательного права решением соответствующей территориальной избирательной комиссии определяются избирательные комиссии, выполняющие функции окружных по выборам акимов избирательных комиссий.
9. Окружная избирательная комиссия:
1) устанавливает необходимое количество жителей населенного пункта, улицы, квартала для проведения собраний (сходов);
2) организует проведение собраний (сходов) жителей для избрания выборщиков;
3) регистрирует выдвинутых кандидатов в акимы, их доверенных лиц, выдает им соответствующие удостоверения;
4) утверждает текст бюллетеня для голосования;
5) готовит пункт для голосования, обеспечивает изготовление кабин и урн для голосования;
6) устанавливает результаты голосования на выборах акима, передает протокол о результатах голосования в районную (городскую) избирательную комиссию для регистрации акима;
7) проводит повторные выборы;
8) осуществляет другие полномочия в соответствии с Конституционным законом "О выборах в Республике Казахстан" и настоящими Правилами.
Глава 3. Избрание выборщиков.
Списки выборщиков. Списки избирателей
10. Избирателями и выборщиками могут быть граждане, достигшие 18 лет, постоянно проживающие на территории соответствующей административно-территориальной единицы и обладающие активным избирательным правом.
11. Для избрания выборщиков на соответствующей территории проводятся собрания (сходы) граждан по месту жительства.
12. Собрания (сходы) созываются окружной избирательной комиссией по территориям населенных пунктов, улицам, кварталам.
13. В работе собраний (сходов) принимают участие граждане, достигшие 18 лет и проживающие на соответствующей территории.
14. Собрание правомочно, если в нем принимает участие большинство избирателей населенного пункта, улицы, квартала согласно количеству, установленному окружной избирательной комиссией.
15. Окружная избирательная комиссия в зависимости от количества выборщиков, установленного для соответствующего округа, самостоятельно устанавливает необходимое количество избирателей, от которых избирается один выборщик.
16. Количество выборщиков для населенных пунктов устанавливается Центральной избирательной комиссией в пределах от 20 до 100 выборщиков в зависимости от количества жителей.
17. Избрание выборщика(ов) на собрании (сходе) производится открытым голосованием и оформляется протоколом, который подписывают председатель и секретарь собрания (схода) жителей.
Избранным считается выборщик, набравший по сравнению с другими кандидатурами большее количество голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
18. При проведении выборов акимов при косвенном избирательном праве составляются списки выборщиков.
19. Списки избирателей при прямом избирательном праве составляются в соответствии с правилами, установленными Конституционным законом "О выборах в Республике Казахстан".
20. Список избирателей по месту жительства составляет соответствующий местный исполнительный орган на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими учет населения.
21. Основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его регистрации по месту жительства на территории этого избирательного участка.
22. Гражданин может быть включен только в один список избирателей (выборщиков).
23. Списки избирателей (выборщиков) по избирательным участкам представляются избирателям для ознакомления за десять дней до дня голосования.
24. Гражданам обеспечивается возможность в помещениях соответствующих участковых (окружных) избирательных комиссий знакомиться со списками избирателей (выборщиков).
25. Каждому избирателю (выборщику) предоставляется право обжаловать невключение, неправильное включение в список или исключение из списка, а также допущенные в списке неточности в данных об избирателе (выборщике). Заявления о необходимости исправлений в списках рассматриваются соответствующей избирательной комиссией не позднее чем в трехдневный срок, а накануне и в день голосования - немедленно. Решение участковой (окружной) избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию.
Глава 4. Выдвижение и регистрация кандидатов в акимы
26. Сообщение о дне выборов доводится районной (городской) избирательной комиссией до сведения жителей соответствующей административно-территориальной единицы.
27. Для избрания акимом гражданин должен обладать активным избирательным правом в соответствии со статьей 33 Конституции Республики Казахстан.
28. Кандидатами в акимы могут быть граждане в возрасте не моложе 25 лет и проживающие на территории соответствующей области, а также соответствующие требованиям, предъявляемым к ним как к государственным служащим.
29. Право выдвижения кандидатов принадлежит собраниям граждан численностью не менее пятидесяти человек, обладающих избирательным правом, а также гражданам - путем самовыдвижения.
30. Решение о выдвижении кандидатов принимается путем открытого голосования большинством голосов от числа присутствующих на собрании граждан, которое оформляется соответствующим протоколом.
31. Решение собрания граждан:
1) доводится до сведения выдвинутого кандидата;
2) вместе с заявлением кандидата о согласии баллотироваться направляется в соответствующую районную (городскую) либо окружную по выборам акимов избирательную комиссию.
32. Выдвижение кандидатов в порядке самовыдвижения производится путем подачи в соответствующую районную (городскую) либо окружную по выборам акимов избирательную комиссию заявления о намерении баллотироваться кандидатом в акимы на территории соответствующей административно-территориальной единицы.
33. Количество выдвигаемых кандидатов не ограничивается.
34. Выдвижение кандидатов начинается за сорок пять дней и заканчивается за тридцать дней до дня выборов.
35. В случае, если не был выдвинут ни один кандидат либо все выдвинутые кандидаты до их регистрации сняли свои кандидатуры, районная (городская) либо окружная по выборам акимов избирательная комиссия продлевает срок выдвижения кандидатов.
36. Районная (городская) либо окружная по выборам акимов избирательная комиссия устанавливает соответствие кандидата требованиям, предъявляемым к нему настоящими Правилами.
37. Регистрация кандидата осуществляется при наличии следующих документов:
1) протокола собрания граждан;
2) заявления о согласии (намерении) баллотироваться кандидатом в акимы;
3) биографических данных о кандидате;
4) удостоверения личности гражданина Республики Казахстан.
38. О регистрации кандидатов соответствующая избирательная комиссия составляет протокол.
39. Соответствующая избирательная комиссия:
1) после регистрации кандидатов сообщает о регистрации с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, занимаемой должности, места работы (занятия) и жительства каждого кандидата, в зависимости от усмотрения кандидата сведений о его принадлежности к общественному объединению и национальной принадлежности через местные средства массовой информации или иным способом;
2) при регистрации выдает кандидатам соответствующее удостоверение;
3) отказывает в регистрации или отменяет решение о регистрации кандидата в случае:
нарушения правил выдвижения кандидата;
использования преимуществ должностного или служебного положения кандидатом;
установления фактов проведения предвыборной агитации кандидатом до его регистрации избирательной комиссией;
установления фактов подкупа избирателей;
несоблюдения иных требований, предусмотренных настоящими Правилами.
40. Отказ в регистрации кандидата или отмена решения о его регистрации могут быть в трехдневный срок обжалованы кандидатом в вышестоящую территориальную избирательную комиссию или суд. При этом вышестоящая территориальная избирательная комиссия или суд выносит по жалобе решение в пятидневный срок со дня подачи жалобы.
41. Регистрация кандидата начинается за сорок дней и заканчивается за двадцать пять дней до дня голосования.
42. Кандидат в период до регистрации и после нее может снять свою кандидатуру, обратившись с письменным заявлением об этом в районную (городскую) либо окружную по выборам акимов избирательную комиссию.
43. В этих случаях избирательная комиссия не производит регистрацию кандидата либо отменяет решение о регистрации кандидата.
44. В случае выбытия всех кандидатов после окончания срока регистрации вопрос о продлении срока выборов решается областной, города Астаны или Алматы избирательной комиссией.
Глава 5. Предвыборная агитация и финансирование выборов
45. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации всех кандидатов по соответствующей административно-территориальной единице и заканчивается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню выборов.
46. Предвыборная агитация осуществляется:
1) путем проведения публичных предвыборных мероприятий (предвыборных собраний и встреч с избирателями и выборщиками);
2) путем выпуска и (или) распространения печатных и иных агитационных материалов.
47. Запрещается проводить предвыборную агитацию, распространять любые агитационные предвыборные материалы государственным органам, а также их должностным лицам, членам избирательных комиссий.
Запрещается проведение предвыборной агитации, сопровождаемой предоставлением избирателям бесплатно товаров, услуг, ценных бумаг, а также выплатой денег, за исключением бесплатной раздачи печатных, в том числе иллюстративных, материалов, а также значков, флагов и флажков, специально изготовленных для избирательной кампании.
48. Граждане, обладающие активным избирательным правом, вправе беспрепятственно агитировать за и против того или иного кандидата в соответствии с настоящими Правилами.
49. С момента регистрации всех кандидатов по соответствующей административно-территориальной единице в соответствующей избирательной комиссии и до окончания агитационной кампании кандидаты имеют право на агитацию и пропаганду своей предвыборной программы.
50. Кандидаты вправе иметь доверенных лиц, которые помогают им в проведении избирательной кампании, ведут предвыборную агитацию, представляют интересы кандидатов в отношениях с государственными органами, организациями, общественными объединениями, избирательными комиссиями.
51. Кандидаты определяют доверенных лиц по своему усмотрению и сообщают о них для регистрации в районную (городскую) либо окружную по выборам акимов избирательную комиссию.
52. Районная (городская) либо окружная по выборам акимов избирательная комиссия после регистрации доверенных лиц выдает им соответствующие удостоверения.
53. Доверенное лицо не может быть членом какой бы то ни было избирательной комиссии.
54. Доверенные лица действуют в пределах полномочий, предоставленных им кандидатом.
55. Доверенные лица утрачивают свой статус по завершении избирательной кампании или по личной инициативе, либо по решению кандидата.
56. В день выборов и предшествующий ему день любая предвыборная агитация запрещается.
57. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне помещений избирательных комиссий и помещений для голосования, могут сохраняться на прежних местах.
58. Проведение выборов акимов финансируется из средств республиканского бюджета.
Предвыборная агитация кандидатов на выборах акимов может финансироваться из средств, образуемых в установленном настоящими Правилами порядке избирательных фондов.
Избирательный фонд кандидата в акимы образуют:
1) собственные средства кандидата, общая сумма которых не должна превышать установленный законодательством размер минимальной заработной платы более чем в двадцать пять раз;
2) добровольные пожертвования граждан и организаций Республики, общая сумма которых не должна превышать установленный законодательством размер минимальной заработной платы более чем в пятьдесят раз.
Глава 6. Выборы акимов
59. Голосование и определение итогов выборов акимов осуществляется в соответствии с избирательными процедурами, установленными Конституционным законом "О выборах в Республике Казахстан".
60. При использовании косвенного избирательного права выборы акима проводятся на совместном заседании выборщиков.
61. Совместное заседание правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа выборщиков, установленного для данной административно-территориальной единицы.
62. Председательствующим на совместном заседании выборщиков является председатель окружной избирательной комиссии.
Документом, удостоверяющим факт проведения совместного заседания выборщиков, является протокол совместного заседания.
63. В помещении, где проводится совместное заседание выборщиков, окружной избирательной комиссией организуется пункт для голосования по выборам акима.
Если в результате голосования несколько кандидатов набрали по сравнению с другими кандидатами большее одинаковое число голосов выборщиков, окружная избирательная комиссия назначает повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов. Повторное голосование проводится в тот же день.
В случае, если на выборах баллотировался один кандидат, он считается избранным, если за него проголосовало более пятидесяти процентов выборщиков, принявших участие в голосовании.
64. Совместное заседание закрывается после оглашения председателем окружной избирательной комиссии результатов голосования по выборам акима.
65. По результатам голосования окружная по выборам акимов либо участковая избирательная комиссия составляет протокол голосования, который немедленно пересылается в районную (городскую) избирательную комиссию.
66. Если выборы были признаны недействительными, областная, города Астаны или Алматы избирательная комиссия принимает решение о проведении повторных выборов. Голосование при повторных выборах проводится на тех же избирательных участках (пунктах) и по тем же спискам избирателей (выборщиков), которые были составлены для проведения первоначальных выборов.
67. Повторные выборы проводятся не позднее чем в двухмесячный срок после первоначальных выборов. Избирательные мероприятия, осуществление которых предусмотрено при повторных выборах, проводятся в соответствии с Конституционным законом "О выборах в Республике Казахстан" и настоящими Правилами.
68. О проведении повторных выборов сообщается в местных средствах массовой информации.
69. Кандидаты, допустившие нарушение настоящих Правил в первоначальных выборах, в повторных выборах участвовать не вправе.
70. Итоги выборов устанавливаются на заседании районной (городской) избирательной комиссии на основании протоколов участковых либо окружных избирательных комиссий. Об итогах выборов составляется протокол, подписываемый председателем и членами районной (городской) избирательной комиссии, и сообщается в местных средствах массовой информации.
Глава 7. Регистрация акимов
71. Районная (городская) избирательная комиссия в семидневный срок со дня проведения выборов регистрирует избранных акимов. Решение районной (городской) избирательной комиссии о регистрации избранного акима представляется соответствующему вышестоящему акиму, который в течение суток назначает избранного акима.
72. Районная (городская) избирательная комиссия после регистрации избранного акима публикует в местных средствах массовой информации сообщение о регистрации с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, занимаемой должности, места работы (занятия) и жительства акима, в зависимости от усмотрения акима сведений о его принадлежности к общественному объединению и национальной принадлежности.
73. Районная (городская) избирательная комиссия может признать выборы акимов аульных (сельских) округов, аулов (сел), поселков недействительными в случае нарушения правил составления списков избирателей (выборщиков), порядка голосования и подсчета голосов, определения результата выборов, других нарушений настоящих Правил, если эти действия не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей или выборщиков.
При этом данное решение в течение десяти дней со дня его принятия может быть обжаловано кандидатами в суд.
Глава 8. Прекращение полномочий и освобождение
от должности акимов
74. Полномочия акима прекращаются досрочно в случаях:
1) его выезда на постоянное место жительства за пределы административно-территориальной единицы, акимом которой он является;
2) вступления в законную силу решения суда о признании его недееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;
3) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
4) утраты им гражданства Республики Казахстан;
5) его смерти;
6) подачи им личного заявления об отставке.
75. Прекращение полномочий акима по основаниям, указанным в подпунктах 1) - 5) пункта 74, происходит с момента наступления указанных в них случаев и оформляется решением соответствующего вышестоящего акима.
Полномочия акима прекращаются по основанию, указанному в подпункте 6) пункта 74, решением соответствующего вышестоящего акима не позднее месяца после подачи заявления об отставке. В случае отказа в отставке аким должен продолжать исполнение служебных полномочий и имеет право на увольнение в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.
76. Аким может быть досрочно освобожден от занимаемой должности в случаях:
1) нарушения им в своей деятельности Конституции , законов Республики Казахстан, актов Президента и Правительства Республики Казахстан;
2) ненадлежащего исполнения им своих обязанностей;
3) его длительной (свыше трех месяцев подряд или шести месяцев в течение календарного года) нетрудоспособности.
77. По основаниям, указанным в пункте 76, аким освобождается от занимаемой должности решением вышестоящего акима при наличии предварительного заключения прокурора района (города) и при последующем получении согласия не менее двух третей от общего числа депутатов соответствующего районного (городского) маслихата.
78. Контроль за исполнением настоящих Правил, обеспечение их единообразного применения осуществляются Центральной избирательной комиссией Республики Казахстан.
Не урегулированные настоящими Правилами вопросы решаются актами Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан.