Подлежит опубликованию в Собрании
актов Президента и Правительства
Республики Казахстан
В целях приведения в соответствие с Законом Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Внести в Указ Президента Республики Казахстан от 11 октября 2004 года N 1459 "О Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы" (САПП Республики Казахстан, 2004 г., N 39, ст. 516; 2006 г., N 18, ст. 168) следующие изменения и дополнения:
в Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы, утвержденной вышеназванным Указом:
по тексту:
слова "образовательные программы", "образовательными программами", "образовательных программ", "образовательным программам" и "Образовательные программы" заменить соответственно словами "образовательные учебные программы", "образовательными учебными программами", "образовательных учебных программ", "образовательным учебным программам" и "Образовательные учебные программы";
слова "среднее общее", "Среднее общее", "среднем общем" и "среднего общего" заменить соответственно словами "общее среднее", "Общее среднее", "общем среднем" и "общего среднего";
слова "Послесреднее профессиональное образование", "послесреднее профессиональное образование" и "послесреднего профессионального образования" заменить соответственно словами "Послесреднее образование", "послесреднее образование" и "послесреднего образования";
в разделе 5. "Основные направления и механизм реализации Программы":
в подразделе "Среднее образование":
абзацы второй, третий, четвертый, пятый, шестой, седьмой, восьмой и девятый изложить в следующей редакции:
"В общем среднем образовании будет осуществлен переход на 12-летнее обучение, предусматривающее:
1) начальное образование, продолжительность обучения 4 года, 1-4 классы. Начало обучения с 6 лет.
Содержание начального образования будет дополнено ранним изучением иностранного языка и основ информатики.
Учебные программы начального образования направлены на формирование личности ребенка, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности. Освоение учебных программ начального образования завершается промежуточным контролем знаний обучающихся и выборочной мониторинговой оценкой учебных достижений обучающихся;
2) основное среднее образование, продолжительность обучения 6 лет, 5-10 классы.
Учебные программы основного среднего образования ориентированы на освоение обучающимися базисных основ наук, формирование высокой культуры межличностного и межэтнического общения, самоопределение личности и профильную ориентацию. Вводится предпрофильная подготовка обучающихся.
По завершении основного среднего образования проводится обязательная итоговая аттестация обучающихся, по итогам которой определяется дальнейший профиль обучения обучающихся с учетом их способностей и уровня подготовленности;
3) общее среднее образование, профильное обучение, продолжительность обучения 2 года, 11-12 классы.
Учебные программы общего среднего образования предусматривают дифференциацию, интеграцию и профессиональную ориентацию содержания образования с введением профильного обучения по социально-гуманитарному, естественно-научному, технологическому и другим направлениям для осуществления допрофессиональной подготовки обучающихся.";
предложение первое абзаца десятого изложить в следующей редакции:
"Обучающимся общего среднего образования предоставляется возможность для обучения по индивидуальным образовательным учебным программам, в которых особое место отводится творческой деятельности и развитию индивидуальных способностей.";
абзацы одиннадцатый, двенадцатый изложить в следующей редакции:
"Освоение общеобразовательных учебных программ общего среднего образования завершается обязательной итоговой аттестацией обучающихся, одной из форм которой является единое национальное тестирование.
Переход на 12-летнее образование будет осуществлен поэтапно. В 2008-2009 учебном году первоклассники будут обучаться по новым общеобразовательным учебным программам.";
абзац двадцать восьмой изложить в следующей редакции:
"обеспечение предпрофильной подготовки (основное среднее образование) и профильного обучения (общее среднее образование).";
в подразделе "Техническое и профессиональное образование":
в абзаце третьем слова "по сложности реализуемых профессиональных образовательных программ подразделяется на:" заменить словами "в зависимости от содержания программы и уровня квалификации подготовки обучающихся делятся на учебные программы:";
в подпункте 1):
абзац первый изложить в следующей редакции:
"1) техническое и профессиональное образование, предусматривающее овладение умениями и навыками выполнения работ по массовым профессиям технического и обслуживающего труда.";
в абзаце втором:
слова "первой ступени", ", социально-экономическим" исключить;
третье предложение исключить;
в подпункте 2):
в абзаце первом:
слова "второй ступени" исключить;
после слова "(смежными)" дополнить словом "профессиями,";
предложение первое абзаца второго изложить в следующей редакции:
"Содержание образовательных учебных программ предусматривает изучение общегуманитарных, общепрофессиональных специальных дисциплин, прохождение производственного обучения и профессиональной практики по приобретению и закреплению профессиональных навыков.";
третье предложение исключить;
дополнить подпунктом 3) следующего содержания:
"3) технического и профессионального образования, обеспечивающего подготовку высококвалифицированных специалистов технического труда, их переподготовку и повышение квалификации.
Содержание образовательных учебных программ предусматривает изучение интегрированных образовательных программ технического и профессионального образования с образовательными программами 1-2 курсов высших учебных заведений.";
абзацы четвертый и пятый изложить в следующей редакции:
"По завершении двухлетнего обучения и прохождения промежуточной аттестации обучающимся присваивается достигнутый уровень профессиональной квалификации (разряд, класс, категория) по конкретной специальности.
По завершении трехлетнего обучения и прохождения промежуточной аттестации обучающимся присваивается повышенный уровень профессиональной квалификации по конкретной специальности.
По завершении полного курса обучения и прохождения итоговой аттестации обучающимся присваиваются квалификации специалиста среднего звена.
Профессиональные учебные программы технического и профессионального образования по специальностям культуры и искусства разрабатываются с учетом принципа ранней профессионализации и особенностей подготовки обучающихся по указанным специальностям. Продолжительность обучения зависит от сложности учебных программ и уровня присваиваемой квалификации.";
в абзаце шестом:
слово "программы" заменить словами "профессиональные учебные программы технического и профессионального образования";
после слов "специальных дисциплин" дополнить словами "и выполнение
учебно-производственных работ";
предложение второе исключить;
в подразделе "Послесреднее профессиональное образование":
в абзаце первом:
предложение второе изложить в следующей редакции:
"Послесреднее образование предусматривается как часть казахстанской системы профессионального образования и подготовки кадров для реализации образовательных учебных программ подготовки младших специалистов, обслуживающего и управленческого труда по гуманитарным специальностям и обеспечивается на базе среднего образования.";
слова "центральным исполнительным органом Республики Казахстан" заменить словом "уполномоченным органом";
в абзаце пятнадцатом слова "программы профильного обучения и технического профессионального образования" заменить словами "образовательные учебные программы различного уровня";
в подразделе "Высшее образование":
абзац четвертый исключить;
в абзаце пятом слово "профессионального" исключить;
абзацы пятнадцатый и шестнадцатый изложить в следующей редакции:
"повышение доли преподавателей с учеными степенями и учеными званиями из общего количества профессорско-преподавательского состава;
создание условий для развития национальной системы аккредитации в соответствии с международными стандартами и механизмов стимулирования прохождения процедуры аккредитации казахстанскими вузами;";
абзац восемнадцатый изложить в следующей редакции:
"упорядочение содержания и структуры подготовки специалистов по заочной форме обучения;";
в абзаце двадцатом слова "общеобразовательного компонента" заменить словами "цикла общеобразовательных дисциплин";
в подразделе "Национальная система оценки качества образования":
абзац восьмой изложить в следующей редакции:
"Для внешней оценки организаций образования предусматриваются процедуры лицензирования, государственной аттестации, аккредитации, единого национального тестирования, промежуточного государственного контроля, а также процедуры ранжирования организаций образования всех типов и видов и присвоения квалификации обучающимся в организациях технического и профессионального, послесреднего образования.";
в абзаце девятом после слова "(самоаттестации)," дополнить словами "менеджмента качества,";
абзац одиннадцатый изложить в следующей редакции:
"Государственный контроль образовательных достижений обучающихся в форме промежуточного государственного контроля будет проводиться при завершении начального образования (4 класс), основного среднего образования (10 класс), после второго (для медицинских специальностей после третьего) курса высших учебных заведений.".
2. Настоящий Указ вводится в действие со дня подписания.
Президент
Республики Казахстан