Подлежит опубликованию в Собрании актов
Президента и Правительства Республики
Казахстан и республиканской печати
В целях реализации Указа Президента Республики Казахстан от 14 февраля 2008 года N 535 "О мерах по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 6 февраля 2008 года "Повышение благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики" ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемую Государственную программу "Путь в Европу" на 2009-2011 годы (далее - Программа).
2. Правительству Республики Казахстан в месячный срок разработать и утвердить план мероприятий по реализации Программы.
3. Центральным и местным исполнительным органам, а также государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, принять меры по реализации Программы.
4. Министерству иностранных дел Республики Казахстан один раз в полугодие не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в Администрацию Президента Республики Казахстан и Правительство Республики Казахстан информацию о ходе реализации Программы.
5. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Правительство Республики Казахстан.
6. Настоящий Указ вводится в действие со дня подписания.
Президент
Республики Казахстан Н. Назарбаев
УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента
Республики Казахстан
от 29 августа 2008 года N 653
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
"Путь в Европу" на 2009-2011 годы
Астана, 2008 год
Содержание
1. Паспорт Программы
2. Введение
3. Анализ современного состояния проблемы
4. Цель и задачи Программы
5. Основные направления и механизмы реализации Программы
5.1. Сотрудничество с государствами Европы
5.1.1. Создание условий для налаживания технологического
сотрудничества
5.1.2. Развитие энергетического сотрудничества
5.1.3. Развитие сотрудничества в сфере транспорта
5.1.4. Развитие сотрудничества в области технического
регулирования и метрологии
5.1.5. Углубление торгово-экономического сотрудничества
5.1.6. Сотрудничество в развитии малого и среднего бизнеса
5.1.7. Расширение сотрудничества в области качества жизни
5.1.8. Расширение сотрудничества в гуманитарном измерении
5.2. Совершенствование казахстанской институционально-правовой
базы с использованием позитивного европейского опыта
5.3. Приоритеты председательства Республики Казахстан в ОБСЕ
6. Необходимые ресурсы и источники финансирования
7. Ожидаемые результаты от реализации Программы
1. Паспорт Программы
Сноска. Раздел 1 с изменением, внесенным Указом Президента РК от 04.02.2011 № 1150.
Наименование Государственная программа "Путь в Европу" на
Программы 2009-2011 годы
Основание для Послание Президента Республики Казахстан
разработки народу Казахстана от 6 февраля 2008 года
"Повышение благосостояния граждан Казахстана -
главная цель государственной политики"
Разработчик Министерство иностранных дел Республики
Казахстан
Цель Программы Выход Республики Казахстан на уровень
стратегического партнерства с ведущими
европейскими странами
Задачи Развитие и углубление сотрудничества
Программы Республики Казахстан с государствами Европы по
следующим направлениям:
технологическое;
энергетическое;
в сфере транспорта;
в области технического регулирования и
метрологии;
торгово-экономическое;
в развитии малого и среднего бизнеса;
в области качества жизни;
в гуманитарном измерении.
Совершенствование казахстанской
институционально-правовой базы с использованием
позитивного европейского опыта.
Создание условий для председательства
Республики Казахстан в ОБСЕ в 2010 году
Сроки реализации 2009-2011 годы
Программы
Необходимые Объемы расходов по мероприятиям,
ресурсы и финансируемым за счет средств республиканского
источники бюджета, будут определены Законом Республики
финансирования Казахстан "О республиканском бюджете" на 2009-
2011 годы и ежегодно уточняться при формировании
республиканского бюджета на соответствующий
финансовый год
Ожидаемые Реализация Программы обеспечит:
результаты выход Республики Казахстан на уровень
стратегического партнерства с ведущими
европейскими странами в политической,
экономической и гуманитарной областях;
создание благоприятных условий для ежегодного
увеличения товарооборота с европейскими странами;
ежегодный обмен (как минимум - 5) визитами на
уровне глав государств и правительств Европы (в
соответствии с графиком международных
мероприятий);
подписание с ЕС Меморандума о взаимопонимании
по развитию транспортных сетей в контексте
стыковки казахстанских сетей с панъевропейскими
транспортными сетями;
принятие технических регламентов и
гармонизированных стандартов, соответствующих
требованиям стран ЕС;
совершенствование национального
законодательства с учетом европейских норм;
продвижение интересов Республики Казахстан на
европейском континенте
2. Введение
Государственная программа "Путь в Европу" на 2009 - 2011 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Посланием Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 6 февраля 2008 года "Повышение благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики".
Необходимость принятия Программы вызвана важностью решения актуальных задач внутреннего развития страны, разработки национальных приоритетов на европейском направлении, укрепления исторически сложившихся связей, приобщения к опыту европейской интеграции и институционально-правовых реформ, углубления технологического, энергетического, транспортного, торгового, гуманитарного и инвестиционного сотрудничества.
3. Анализ современного состояния проблемы
В соответствии с Концепцией внешней политики Республики Казахстан развитие всестороннего сотрудничества с европейскими странами представляет для Казахстана стратегический интерес.
В настоящее время в двусторонних отношениях с европейскими странами не полностью реализуется потенциал технологического, энергетического, торгового и транспортного сотрудничества.
Необходимо также учесть, что страны Европейского Союза уделяют особое внимание сотрудничеству с государствами Центральной Азии в целом и с Казахстаном в частности. Их консолидированная позиция отражена в документе "ЕС и Центральная Азия: стратегия нового партнерства", принятом на саммите Евросоюза в июне 2007 года. Являясь внутренним документом Европейского Союза, стратегия охватывает важные направления взаимодействия ЕС с Центральной Азией и Казахстаном.
Стремление ряда стран Европы интегрироваться в европейские структуры ЕС или их взаимодействие с ЕС в рамках Европейской политики соседства дает возможность этим странам добиться определенных достижений в различных областях социально-экономического и политического развития.
Программа разрабатывалась с учетом позитивного опыта развития сотрудничества указанных стран с государствами ЕС и европейскими структурами.
Реализация Программы будет способствовать развитию основного принципа внешней политики Республики Казахстан - сбалансированности и прагматизма.
4. Цель и задачи Программы
Целью Программы является выход Республики Казахстан на уровень стратегического партнерства с ведущими европейскими странами.
Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:
1) развитие и углубление сотрудничества Республики Казахстан с государствами Европы по следующим направлениям:
технологическое;
энергетическое;
в сфере транспорта;
в области технического регулирования и метрологии;
торгово-экономическое;
в развитии малого и среднего бизнеса;
в области качества жизни;
в гуманитарном измерении;
2) совершенствование казахстанской институционально-правовой базы с использованием позитивного европейского опыта;
3) создание условий для председательства Республики Казахстан в ОБСЕ в 2010 году.
5. Основные направления и механизмы реализации Программы
5.1. Сотрудничество с государствами Европы
5.1.1. Создание условий для налаживания технологического
сотрудничества
Активизация технологического сотрудничества со странами Европы преследует цель привлечения новейших технологий. Взаимодействие с европейскими партнерами, в том числе в сфере нанотехнологий и биотехнологий, придаст импульс формирующимся и действующим в Казахстане технопаркам.
Предусматривается проведение ряда учебных мероприятий по подготовке специалистов в области инновационного менеджмента и переподготовке инженерных кадров на территории технопарков с приглашением специалистов европейских стран.
Предусматривается развитие сотрудничества в использовании прогрессивных европейских технологий по реформированию существующих и созданию новых транспортных коммуникаций в Казахстане.
Используемые в Европе аграрные технологии призваны способствовать существенному развитию национального сельского хозяйства. Отдельной задачей является постепенный переход на европейские стандарты и сертификацию продукции, что, в свою очередь, откроет казахстанской сельскохозяйственной продукции выход на рынки стран Европы.
Важным направлением является развитие взаимного информационного обмена в области науки, новых технологий, инновационных разработок и организации трансферта технологий, в том числе с привлечением возможностей казахстанской и европейской сети.
5.1.2. Развитие энергетического сотрудничества
Сноска. Глава 5.1.2 с изменением, внесенным Указом Президента РК от 04.02.2011 № 1150.
Отдельным направлением сотрудничества со странами Европы является использование европейского опыта в дальнейшем развитии ряда основных рыночных принципов в энергетическом секторе, таких, как стратегия энергосбережения, поощрение и защита инвестиций в этой сфере, право доступа к энергетической транспортной инфраструктуре, независимость сетевых операторов от естественных монополий, отраслевое регулирование, реформа тарифной политики.
Одним из основных направлений новой энергетической стратегии ЕС является проблема глобального потепления. Учитывая, что ЕС - мировой лидер технологий в области возобновляемой энергии, а также наличие значительного потенциала данного вида энергии в Казахстане, предусмотрены обмен опытом с проведением ознакомительных и обучающих семинаров в странах ЕС, участие в международных конференциях и выставках по вопросам внедрения и развития энергосберегающих и экологически чистых технологий.
5.1.3. Развитие сотрудничества в сфере транспорта
Предусматривается дальнейшее развитие евразийских трансконтинентальных транспортных коридоров путем гармонизации национальной законодательной базы, создания условий, обеспечивающих предоставление транспортных услуг для свободного перемещения пассажиров, грузов и транспортных средств, повышения эксплуатационной и иной безопасности на всех видах транспорта.
Программа призвана способствовать закреплению инициатив, предусматривающих: продолжение переговорных процессов по стыковке национальных транспортных сетей с панъевропейскими транспортными сетями, закрепляя национальные предложения подписанием соответствующих меморандумов; участие в практических стажировках по программе внедрения европейских стандартов в сфере гражданской авиации; обмен опытом с портовыми инспекциями по вопросам обеспечения безопасности мореплавания; участие в переговорах экспертов министерств транспорта европейских стран и международных организаций по вопросам гармонизации международной системы страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств; изучение опыта повышения экологичности автотранспортных средств; полноправное участие Казахстана в обсуждении с европейскими странами широкого круга проблемных вопросов в сфере транспорта в целях практического использования имеющегося опыта в своих программных документах.
5.1.4. Развитие сотрудничества в области
технического регулирования и метрологии
Сноска. Глава 5.1.4 с изменением, внесенным Указом Президента РК от 04.02.2011 № 1150.
Целью и миссией технического регулирования и метрологии, которые также являются средствами нетарифного регулирования, являются обеспечение высокого уровня безопасности продукции, повышение ее конкурентоспособности, исключение технических барьеров в торговле, снижение административного давления на бизнес и защита интересов граждан и экономики республики от последствий недостоверных результатов измерений.
Предусматривается развитие сотрудничества в использовании прогрессивных европейских технологий в сферах транспортных коммуникаций, агропромышленного комплекса, энергетики, охраны экологии и здравоохранения, а также в вопросах развития малого и среднего бизнеса.
Практическое внедрение новых технологий должно сопровождаться созданием соответствующей базы технического законодательства, нормативных документов по стандартизации, средств измерений, сети испытательных, измерительных лабораторий, которые должны соответствовать требованиям стран Европейского Союза.
В этой связи предусматривается: разработка и принятие технических регламентов; разработка гармонизированных стандартов, служащих в качестве доказательной базы выполнения требований технических регламентов; вступление в международные организации по стандартизации и аккредитации, в том числе в Международную организацию по аккредитации (IAF), Международную кооперацию по аккредитации лабораторий (ILAC); создание новых и модернизация существующих испытательных и измерительных лабораторий; принятие мер по заключению многосторонних и двусторонних соглашений по эквивалентности систем аккредитации, сертификатов и протоколов, выдаваемых аккредитованными организациями (создание "зеленого коридора" для продвижения казахстанского экспорта), в том числе в рамках интеграционных объединений; совершенствование национальной эталонной базы, достижение ее соответствия европейским аналогам; проведение межлабораторных сличений; привлечение международных экспертов для ускоренного внедрения системы менеджмента на предприятиях республики; изучение международного опыта по надзору за рынком.
5.1.5. Углубление торгово-экономического сотрудничества
Динамика товарооборота между Казахстаном и странами Европы за последние годы имеет тенденцию к увеличению, однако в структуре экспорта традиционно превалируют сырьевые товары. В этой связи необходимо концентрировать усилия на диверсификации структуры казахстанского экспорта.
В целях углубления торгово-экономических связей между Казахстаном и странами Европы предусматривается создание торгового представительства Казахстана в Европе и его отделений в ряде европейских стран.
Основными задачами представительства будут являться: проведение анализа влияния экономической политики стран Европы на реализацию экономических интересов Казахстана на рынке Европы; изучение торгового законодательства и условий внешнеторговой деятельности в странах Европы в целях информирования казахстанских предпринимателей для продвижения отечественной продукции на европейский рынок; диверсификация структуры казахстанского экспорта в европейские страны, в том числе с использованием европейской системы торговых преференций (GSP+).
Кроме того, создание условий для экспортопродвижения казахстанских товаров на внешние рынки, защита экономических интересов казахстанских товаропроизводителей на рынках стран Европы путем проведения двусторонних переговоров и участие Республики Казахстан на ежегодных международных выставках в европейских странах позволят расширить географию экспорта казахстанской продукции.
5.1.6. Сотрудничество в развитии малого и среднего бизнеса
Программа направлена на укрепление сотрудничества и дальнейшее формирование государственной политики по развитию малого и среднего бизнеса, оптимизацию государственного регулирования субъектов малого и среднего предпринимательства, улучшение системы налогообложения, обеспечение свободного доступа к банковским кредитам и другим источникам финансирования, создание общей системы подготовки кадров, совершенствование и сближение казахстанского законодательства с законодательством европейских стран в вопросах регламентации деятельности субъектов малого и среднего бизнеса.
Достижение целей в указанной области будет происходить путем: реализации практических мер, включая обмен опытом в сфере государственной поддержки предпринимательства, налогообложения, в том числе малого и среднего бизнеса; содействия развитию инфраструктуры предпринимательства; разработки и реализации совместных программ и проектов; организации совместных консультаций, семинаров, конференций, исследований по разработке рекомендаций и предложений по созданию условий для развития малого и среднего бизнеса.
Сотрудничество с европейскими странами по обмену опытом в области развития предпринимательства позволит сформировать благоприятные условия для ведения бизнеса в Казахстане, в частности, по упрощению выхода казахстанских компаний на европейский рынок посредством гармонизации законодательств Казахстана и европейских стран, обеспечению притока инвестиций в экономику Казахстана и профессионального роста субъектов малого и среднего бизнеса.
5.1.7. Расширение сотрудничества в области качества жизни
Под качеством жизни понимается совокупность основных показателей, отражающих социальные результаты экономического развития государства, в том числе в области охраны окружающей среды, здравоохранения, образования и социальной защищенности населения.
Предусматривается углубление сотрудничества Казахстана с европейскими странами в вопросах повышения качества жизни населения и улучшения состояния окружающей среды, включая сближение национального экологического законодательства со стандартами европейских стран, разработку совместных программ в сфере решения трансграничных проблем, сохранения биоразнообразия, очистки окружающей среды от исторических загрязнений.
Предусмотрены меры по координации действий в сфере предупреждения климатических изменений, в вопросах охраны и исследования водных ресурсов с использованием потенциала Евразийского центра воды в городе Астане.
Для реализации этих целей Казахстан примет участие в деятельности специальной рабочей группы по плану действий охраны окружающей среды для стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии Экологического директората Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), европейских организаций природоохранного профиля.
Важным направлением является обеспечение населения страны качественными услугами медицинской помощи, соответствующими европейским стандартам, в том числе внедрение европейских информационных технологий в медицину, повышение эффективности инфраструктуры здравоохранения и управления, улучшение качества диагностики, лечения и профилактики заболеваний (сердечно-сосудистых, онкологических, туберкулеза, гепатита, вируса иммунного дефицита человека/синдрома приобретенного иммунного дефицита и других), заготовка крови, повышение доступности и качества лекарственных средств, внедрение стандартов здорового питания, развитие системы кадровых ресурсов и достижение конкурентоспособности научных исследований в области здравоохранения.
Для достижения этих целей необходимо проведение совместных мероприятий и проектов, направленных на укрепление здоровья граждан, а также создание современных подходов управления Национальным медицинским холдингом, организациями образования, науки, здравоохранения и университетскими клиниками, содействие в расширении многосторонних связей, изучение европейского опыта предоставления качественной медицинской помощи населению.
Предусматривается развитие сотрудничества в сфере начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального образования, взаимодействие в области высшего образования, обмен студентами и профессорско-преподавательским составом, в том числе в рамках программ "Erasmus Mundus" и "TEMPUS", а также на основе двусторонних договоров с организациями образования европейских стран.
Отдельными направлениями сотрудничества со странами Европы в сфере технического и профессионального образования являются: создание с учетом европейского опыта национальной квалификационной системы, внедрение системы сертификации квалификаций и образовательных программ с привлечением мировых лидеров в области сертификации, разработка образовательных программ, отвечающих международным требованиям, повышение квалификации инженерно-педагогических работников и мастеров производственного обучения, привлечение иностранных менеджеров к управлению межрегиональными центрами по подготовке и переподготовке кадров технического и обслуживающего труда, привлечение зарубежных преподавателей и специалистов для работы в учебных заведениях.
Достижение целей в указанной сфере будет происходить путем реализации практических мер и проектов, включая содействие расширению связей между казахстанскими и европейскими учебными заведениями, создания университетских систем управления качеством образования и образовательных хабов в сфере высшего образования на базе Казахстанско-Британского технического университета и Казахстанско-Немецкого университета, изучения европейского опыта профессиональной подготовки и переподготовки государственных служащих и содействия изучению европейских языков.
Для реализации сотрудничества с европейскими странами в сферах военного образования, военно-научной деятельности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций предполагается формирование соответствующей нормативно-правовой базы.
Программа предусматривает сотрудничество с европейскими странами в сферах занятости, трудовой миграции населения, социальной поддержки малообеспеченных категорий граждан, инвалидов, развития социальных услуг, а также изучения опыта в части перемещения физических лиц - поставщиков услуг без коммерческого присутствия из стран-членов Всемирной торговой организации (ВТО).
5.1.8. Расширение сотрудничества в гуманитарном измерении
Предусматривается развитие партнерских отношений между институтами гражданского общества Казахстана и стран Европы, что будет способствовать интеграции национальных институтов гражданского общества с международным сообществом, реализации социальных, культурных, образовательных, информационно-просветительских и других проектов в контексте национальных интересов, развитию института социального партнерства.
Отдельным направлением сотрудничества с европейскими странами является обмен опытом в области обеспечения межэтнического и межконфессионального согласия, что позволит мультиплицировать позитивный опыт Казахстана в создании эффективных механизмов обеспечения межэтнического и межконфессионального согласия, внести вклад в формирование веротерпимого и толерантного евразийского сообщества.
Предусматривается создание дальнейших условий для развития в Казахстане сбалансированной гендерной политики с использованием опыта европейских традиций.
5.2. Совершенствование казахстанской институционально-правовой
базы с использованием позитивного европейского опыта
В последние годы в Казахстане ведется большая работа по совершенствованию национального законодательства, важным этапом которой стало внесение в мае 2007 года изменений в Конституцию страны.
В настоящее время данная работа продолжается силами заинтересованных министерств и ведомств, при этом происходит активное взаимодействие между ними на различных уровнях. Используется значительный потенциал отечественного и международного экспертного сообщества.
Главными целями проводимой работы являются совершенствование казахстанской модели политического и государственного устройства, изучение эффективных систем управления государственной службы и кадровыми ресурсами, либерализация политической жизни страны и приобщение Казахстана к лучшим общемировым традициям. В частности, это относится к совершенствованию законодательства о выборах, политических партиях, средствах массовой информации (включая вопросы диффамации), реформировании государственной службы, судебной системы и других сфер общественных взаимоотношений.
Предусматривается стажировки государственных служащих в государственных органах ведущих европейских стран, обмен опытом между органами государственного управления, органами правосудия и уголовного преследования, а также совершенствование законодательства в части расследования и судебного рассмотрения уголовных дел, гражданского судопроизводства и исполнения судебных актов.
5.3. Приоритеты председательства Республики Казахстан в ОБСЕ
В свете решения о председательстве Казахстана в ОБСЕ в 2010 году, принятого на Совете министров иностранных дел в Мадриде (ноябрь 2007 года), а также с учетом общепринятой практики, в рамках Программы предусматривается работа по детализации приоритетов казахстанского председательства.
В их число входят следующие вопросы: продолжение усилий по созданию условий для развития демократических институтов на пространстве ОБСЕ; развитие транзитно-транспортного потенциала государств ОБСЕ и евразийских трансконтинентальных транспортных коридоров; решение экологических проблем; укрепление мер доверия и региональной безопасности с учетом вклада Казахстана в обеспечение мира, безопасности и ядерного разоружения; развитие невоенных аспектов безопасности в деятельности ОБСЕ, в частности, в сфере борьбы с терроризмом, экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств, организованной преступностью, торговлей оружием и людьми, а также восстановление Афганистана - страны-партнера ОБСЕ.
Важной задачей также является использование потенциала и инструментария ОБСЕ в процессе построения безопасной, стабильной и процветающей Центральной Азии, повышения привлекательности региона, в том числе экономической.
6. Необходимые ресурсы и источники финансирования
Объемы расходов по мероприятиям, финансируемым за счет средств республиканского бюджета, будут определены Законом Республики Казахстан "О республиканском бюджете" на 2009-2011 годы и ежегодно уточняться при формировании республиканского бюджета на соответствующий финансовый год.
7. Ожидаемые результаты от реализации Программы
Сноска. Раздел 7 с изменением, внесенным Указом Президента РК от 04.02.2011 № 1150.
Предполагается, что реализация Программы будет способствовать достижению следующих результатов:
1) выход Республики Казахстан на уровень стратегического партнерства с ведущими европейскими странами в политической, экономической и гуманитарной областях;
2) создание благоприятных условий для ежегодного увеличения товарооборота с европейскими странами;
3) ежегодный обмен не менее 5 визитами на уровне глав государств и правительств Европы (в соответствии с графиком международных мероприятий);
4) подписание с ЕС Меморандума о взаимопонимании по развитию транспортных сетей в контексте стыковки казахстанских сетей с панъевропейскими транспортными сетями;
5) принятие технических регламентов и гармонизированных стандартов, соответствующих требованиям стран ЕС;
6) совершенствование национального законодательства с учетом европейских норм;
7) продвижение интересов Республики Казахстан на европейском континенте.