Сноска. Утратил силу Указом Президента РК от 05.05.2018 № 681.
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию укрепления и развития казахстанской идентичности и единства.
2. Настоящий Указ вводится в действие со дня его подписания.
Президент | |
Республики Казахстан | Н. НАЗАРБАЕВ |
УТВЕРЖДЕНА Указом Президента Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 147 |
КОНЦЕПЦИЯ
укрепления и развития казахстанской идентичности и единства
Содержание
1. Паспорт
2. Введение
3. Анализ ситуации
4. Мировая практика в сфере формирования идентичности и единства
5. Цель и задачи Концепции
6. Механизмы реализации Концепции
7. Ожидаемые результаты
1. Паспорт
Наименование: Концепция укрепления и развития казахстанской идентичности и единства.
Основной разработчик: Министерство культуры и спорта Республики Казахстан.
К разработке привлекались Министерство образования и науки Республики Казахстан, Ассамблея народа Казахстана (далее – АНК), Национальная Академия наук Республики Казахстан, Комиссия по правам человека при Президенте Республики Казахстан, Уполномоченный по правам человека в Республике Казахстан, Национальная комиссия по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте Республики Казахстан, Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан, Ассоциация социологов Казахстана, Конгресс политологов Казахстана, объединение юридических лиц "Гражданский альянс Казахстана", Общенациональное движение "Казахстан-2050", общественное объединение "Клуб главных редакторов Казахстана", "Союз писателей Казахстана" и другие творческие союзы.
Основные исполнители: АНК, центральные государственные и местные исполнительные органы Республики Казахстан, Республиканское государственное учреждение "Қоғамдық келісім" при Президенте Республики Казахстан, Ассоциация кафедр ЮНЕСКО и АНК на базе вузов, институты гражданского общества (по согласованию).
Сроки реализации: 2015–2025 годы.
2. Введение
Необходимость разработки настоящей Концепции укрепления и развития казахстанской идентичности и единства (далее – Концепция) обусловлена задачами Стратегии "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства", а также четвертого направления "Идентичность и единство" Плана нации Президента Республики Казахстан Назарбаева Н. А. "100 конкретных шагов: современное государство для всех" по формированию нации единого будущего.
Концепция основывается на Конституции Республики Казахстан, законах Республики Казахстан "Об Ассамблее народа Казахстана", "Об образовании", "О языках", "О культуре", Концепции формирования государственной идентичности Республики Казахстан, Доктрине национального единства Казахстана, Концепции развития АНК.
Концепция базируется на следующих главных принципах:
1) базовый вектор – общенациональная патриотическая идея
"Мәңгілік Ел", выдвинутая Президентом страны Назарбаевым Н. А.;
2) консолидирующие ценности общенациональной патриотической идеи "Мәңгілік Ел" – гражданское равенство, трудолюбие, честность, культ учености и образования, светская страна;
3) фундамент казахстанской идентичности и единства – общенациональные ценности, основанные на культурном, этническом, языковом и религиозном многообразии;
4) казахстанская идентичность и единство – это непрерывный поколенческий процесс. Он базируется на том, что каждый гражданин, независимо от этнического происхождения, связывает свою судьбу и будущее с Казахстаном. Единое прошлое, совместное настоящее и общая ответственность за будущее связывают общество в одно целое: "У нас одно Отечество, одна Родина – Независимый Казахстан". Осознанность этого выбора – главное объединяющее начало.
При разработке Концепции учтены предложения государственных органов и неправительственных организаций, научной и творческой интеллигенции. Концепция обсуждена во всех регионах Казахстана.
Концепция выступает основой для принятия системы правовых, социально-экономических, политических, управленческих мер, направленных на укрепление и развитие казахстанской идентичности и единства.
Секретариат АНК представляет ежегодный отчет Главе государства о работе центральных государственных и местных исполнительных органов по реализации данной Концепции, а также общенациональной патриотической идеи "Мәңгілік Ел".
3. Анализ ситуации
Казахстан состоялся как независимое и демократическое государство. В стране созданы все необходимые политико-правовые, социально-экономические, культурно-нравственные основы казахстанской идентичности и единства.
Во-первых, с момента обретения независимости Первый Президент – Лидер Нации Назарбаев Н. А. последовательно проводит политику государственного строительства.
Основополагающим документом, определившим характер нового независимого Казахстана, ценности и приоритеты развития страны, стал Закон Республики Казахстан от 16 декабря 1991 года "О государственной независимости Республики Казахстан".
4 июня 1992 года были утверждены Государственные символы Республики Казахстан – Флаг, Герб и Гимн.
Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года гарантировала равенство прав всех граждан независимо от расовой, этнической, религиозной и социальной принадлежности.
Конституция закрепила гражданский принцип построения казахстанской идентичности и единства народа на основе признания этнического, языкового, культурного, религиозного многообразия.
В Конституции утверждены концепты общественного согласия, политической стабильности и казахстанского патриотизма.
Знаковым символом формирования казахстанской идентичности и единства стала новая столица Казахстана – Астана.
Во-вторых, сегодня в Казахстане успешно реализована уникальная модель общественного согласия и общенационального единства. Ее автор и архитектор – Президент Назарбаев Н. А.
Для консолидации полиэтнического и поликонфессионального общества успешно работает институт АНК.
АНК играет ключевую роль в укреплении казахстанской идентичности и единства, является конституционным органом, обеспечивающим стабильность и согласие в обществе.
С 2007 года АНК делегирует своих представителей в Мажилис Парламента Республики Казахстан.
Статус АНК закреплен Законом Республики Казахстан от 20 октября 2008 года "Об Ассамблее народа Казахстана".
Выстроена система поддержки и развития культуры, языка и традиций всех этносов, проживающих в Казахстане.
Во всех регионах действуют свыше 900 этнокультурных объединений, 192 этнопросветительских комплекса, дома дружбы.
Весомый вклад в укрепление и развитие казахстанской идентичности и единства вносят Научно-экспертный совет АНК и научно-экспертные группы в регионах, советы общественного согласия АНК, советы матерей АНК, Центр медиации АНК, Клуб журналистов АНК, кафедры АНК, Ассоциация предпринимателей АНК.
Для обеспечения деятельности АНК создано Республиканское государственное учреждение "Қоғамдық келісім" при Президенте Республики Казахстан.
Аналогичные структуры созданы при аппаратах акимов областей, городов Алматы и Астаны.
Якорные принципы единства и согласия сформулированы как "Единство в многообразии", "Одна страна – одна судьба".
В-третьих, проводится взвешенная государственная языковая политика.
Глава государства Назарбаев Н. А. неоднократно отмечал, что необходимо приложить все усилия для дальнейшего развития казахского языка, который является главным фактором объединения всех казахстанцев. В то же время необходимо создавать благоприятные условия, чтобы представители всех проживающих в стране этносов могли свободно говорить, обучаться на родном языке, развивать его.
Реализуются государственные программы функционирования и развития языков, образования и науки до 2020 года.
Глава государства Назарбаев Н. А. в Послании народу Казахстана от 2007 года "Новый Казахстан в новом мире" обозначил развитие трехъязычного образования на казахском, русском и английском языках как залог консолидации общества, роста его конкурентоспособности.
В-четвертых, выработаны принципы Общества Всеобщего Труда как ориентира социальной модернизации казахстанского общества.
В Программной статье Президента Республики Казахстан Назарбаева Н. А. "Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к Обществу Всеобщего Труда" от 2012 года труд в условиях глобальной конкуренции обозначен главным фактором достижения социального благополучия, обеспечивающего формирование среднего класса как гаранта стабильности.
В Послании Главы государства от 11 ноября 2014 года "Нұрлы жол – путь в будущее" обозначены приоритеты дальнейшего развития экономики и социальной сферы, направленные на повышение качества и производительности труда.
В-пятых, в Стратегии "Казахстан-2050" определены принципы нового казахстанского патриотизма, который обозначен важным условием вхождения страны в число 30 развитых стран мира.
Фундамент нового казахстанского патриотизма – это равноправие всех граждан и их общая ответственность за успешное развитие Казахстана.
В-шестых, в Послании Президента Республики Казахстан Назарбаева Н. А. народу Казахстана 2014 года "Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее" выдвинута общенациональная патриотическая идея "Мәңгілік Ел".
Общенациональная патриотическая идея "Мәңгілік Ел" – это система ценностей, формирующих казахстанскую идентичность и единство, общественное согласие.
Первое. Независимость Казахстана и Астана.
Второе. Общенациональное единство, мир и согласие в нашем обществе. Гражданское равенство – это фундамент успешного и устойчивого государства.
Третье. Светское общество и высокая духовность.
Четвертое. Экономический рост на основе индустриализации и инноваций.
Пятое. Общество Всеобщего Труда, где ценности трудолюбия, честности, культ учености и образования являются основой благополучия.
Шестое. Общность истории, культуры и языка.
Седьмое. Национальная безопасность и активное участие нашей страны в решении общемировых и региональных проблем.
Сегодня Казахстан вышел на качественно новый этап развития и укрепления казахстанской идентичности и единства.
Переход к новому этапу государственного строительства определен пятью институциональными реформами, выдвинутыми Президентом Назарбаевым Н. А.
Цель нового этапа – формирование нации единого будущего.
Современные тенденции развития глобальной экономики и мировой политики порождают новые вызовы и риски.
Одним из ключевых направлений политики государства в этих условиях является консолидация нации, которая наиболее эффективно может быть осуществлена на гражданской основе.
Президент Республики Казахстан Назарбаев Н. А. заложил магистральные направления по формированию нации единого будущего:
1) базовое ядро – казахстанская идентичность на принципе гражданства и общенациональная патриотическая идея "Мәңгiлiк ел";
2) утверждение общенациональных ценностей верховенства права;
3) укрепление межконфессионального согласия;
4) средний класс – основа формирования казахстанской идентичности и единства;
5) формирование эффективных социальных лифтов для всех граждан Казахстана без каких-либо различий и ограничений;
6) развитие триединства языков: казахского, русского и английского.
Казахстанская идентичность строится на системе равных возможностей для личного и профессионального роста, гарантий безопасности для себя и своих детей, качества жизни, стабильности.
Формирование нации единого будущего базируется на эффективной реализации всех пяти институциональных реформ Плана нации "100 конкретных шагов: современное государство для всех" и включает:
1) формирование профессионального государственного аппарата (меритократия, прозрачные социальные лифты, качественные государственные услуги для граждан);
2) верховенство закона (справедливое правосудие, равные права, профессиональная и прозрачная полиция, "нулевая терпимость" к правонарушениям);
3) индустриализацию и экономический рост (укрепление среднего класса, расширение возможностей для малого и среднего бизнеса, новые рабочие места, благоприятный бизнес-климат);
4) транспарентное и подотчетное государство (подотчетность государственного аппарата перед обществом, местное самоуправление, общественные советы, открытый процесс принятия решений, гражданское участие).
В целом развитие и укрепление казахстанской идентичности и единства обусловлено логикой нового этапа государственного строительства и опирается на модель мира и согласия Назарбаева Н. А.
4. Мировая практика в сфере формирования гражданской идентичности и единства
Мировая практика показывает многообразный опыт формирования идентичности и единства.
Изучение международного опыта, в частности, стран Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР), показывает, что в современном мире нет единых стандартов в сфере укрепления и развития идентичности и единства.
Ориентиром являются международные документы: Всеобщая декларация прав человека Организации Объединенных Наций (далее – ООН) (1948 г.), Конвенция ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 г.), международные пакты ООН о гражданских и политических правах, об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Декларация ООН о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (1992 г.), рекомендации Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и Совета Европы.
Казахстаном ратифицированы более 180 международных документов в сфере социально-культурного и гуманитарного развития.
Общие базовые направления этнополитики стран ОЭСР, которые внедрены в Казахстане:
1) запрет дискриминации и полное равенство перед законом;
2) укрепление духа культурного многообразия, особенно посредством образования, а также недопустимость идентификации терроризма и экстремизма с любой религией, культурой, этносом;
3) обеспечение права этносов пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию, пользоваться родным языком, недопустимость насильственной ассимиляции;
4) участие всех этносов в общественных делах;
5) обеспечение доступа этносов к теле- и радиовещанию, поддержка печатных средств массовой информации на языках этносов.
В странах ОЭСР государственная политика в сфере идентичности и единства опирается на конкретные факторы – меритократию, транспарентную работу профессионального государственного аппарата, верховенство закона, эффективную экономику, подотчетность государства, качество жизни.
В Казахстане данная работа предусмотрена Планом нации "100 конкретных шагов: современное государство для всех".
При реализации Концепции будет внедрен следующий опыт стран ОЭСР:
1) в области развития неправительственных организаций (далее – НПО) – публичное обсуждение проектов, программ; применение интернет-технологий для развития общественного мониторинга; грантовая поддержка НПО; развитие благотворительности;
2) в области образования – внедрение трехкомпонентной языковой основы обучения; реализация эффективных образовательных технологий в области образования и производственного обучения;
3) в области совершенствования молодежной политики – модернизация работы молодежных советов и молодежных ресурсных центров по опыту стран – членов ОЭСР; внедрение международного опыта по формированию ежегодного Национального доклада "Молодежь Казахстана";
4) в области спорта – формирование современного научного потенциала отрасли; дальнейшее развитие взаимодействия Казахстана с международными спортивными организациями; совершенствование методов работы с детьми и молодежью; подготовка и развитие спортивного резерва; внедрение в стандарты высшего образования новых специальностей.
Кроме того, опыт ОЭСР будет внедрен в таких проектах, как: модернизация культурной политики, медиасферы, взаимодействия с организациями соотечественников, проживающих зарубежом, а также музеев; создание кино и телепроектов; формирование и продвижение общенационального и региональных брендов внутри страны и за рубежом; формирование здоровой нации; международный опыт по изучению консолидирующих ценностей.
5. Цель и задачи Концепции
Цель Концепции – укрепление и развитие казахстанской идентичности и единства, основанных на принципе гражданства и ценностях общенациональной патриотической идеи "Мәңгілік Ел".
Задачи Концепции:
1) создание единой системы работы государственных органов всех уровней и институтов гражданского общества по укреплению и развитию казахстанской идентичности и единства на принципе гражданства, нового казахстанского патриотизма на основе ценностей общенациональной патриотической идеи "Мәңгілік Ел";
2) формирование поколения "Мәңгілік Ел", сплоченного вокруг стратегических целей развития страны, воспитанного на принципах казахстанской идентичности и единства, нового казахстанского патриотизма;
3) формирование общества труда и профессионалов, в котором культивируются такие ценности, как семья, дружба, единство, а также трудолюбие, честность, ученость и образование, трехъязычие;
4) реализация центральными государственными и местными исполнительными органами государственных программ и проектов, направленных на укрепление исторической памяти и духовно-культурного наследия народа, а также мер по развитию светского характера государства, основанного на принципах духовного единства казахстанского общества;
5) создание механизма мониторинга, отчетности и контроля деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов по реализации мероприятий Концепции, а также приоритетов формирования нации единого будущего.
Система укрепления казахстанской идентичности и единства выстраивается на основе взаимодействия государства, институтов гражданского общества и граждан в следующих сферах:
1) наука и образование;
2) культура, литература, искусство, спорт, туризм;
3) средства массовой информации;
4) НПО, политические партии;
5) бизнес и социальное предпринимательство;
6) государственная служба.
Вся работа по укреплению и развитию казахстанской идентичности и единства будет выстраиваться под эгидой АНК и вокруг общенациональной патриотической идеи "Мәңгілік Ел" по следующим векторам.
Первое. Идентичность на принципе гражданства.
Второе. Продвижение общенациональной патриотической идеи "Мәңгілік Ел" – системы ценностей, отражающих опыт нации за годы независимости.
Третье. Триединство языков.
Четвертое. Генерация поколения "Мәңгілік Ел".
Реализация Концепции строится на принципах системности, вертикальной и горизонтальной взаимосвязи социальных институтов, органов государственного управления, неправительственного сектора, бизнес-структур и граждан страны.
6. Механизмы реализации Концепции
Для достижения целей и задач Концепции будет реализована работа в следующих направлениях.
1. Общенациональная патриотическая идея "Мәңгілік Ел".
Обеспечит закрепление ценностей общенациональной патриотической идеи "Мәңгілік Ел" в общественном сознании и культуре, системах государственного управления, образования и воспитания.
2. Общенациональный проект "Большая страна – большая семья".
Реализация комплекса социальных, информационных и научно-образовательных проектов, направленных на укрепление казахстанской идентичности и единства и формирование Нации единого будущего.
В числе приоритетных проектов: детско-юношеский культурно-просветительский проект "Поколение +"; создание общенационального календаря праздников; модернизация системы использования государственных символов; дальнейшее распространение успешного опыта отдельных регионов по формированию культурно-туристических кластеров и этнодеревень; развитие благотворительности и медиации под эгидой АНК, а также советов общественного согласия АНК как институтов общественного контроля; новая Концепция развития АНК.
Результатом реализации проекта будет новый вектор развития АНК, которая станет координатором благотворительной деятельности и механизмов общественного контроля и медиации.
3. Общенациональный проект "Менің елім".
Предусматривается модернизация Концепции культурной политики Республики Казахстан, в том числе в сфере литературы, театрального, музыкального, хореографического, исполнительского и циркового искусства. Разработка и реализация Концепции развития физической культуры и спорта до 2025 года.
Приоритетное внимание будет уделено укреплению семейных отношений, морально-этических и духовно-нравственных ценностей на основе общенациональной патриотической идеи "Мәңгілік Ел".
Предусмотрено внедрение нового формата работы с Всемирной ассоциацией казахов.
Общенациональный план развития НПО в Республике Казахстан позволит повысить эффективность взаимодействия государства и НПО в рамках социальной модернизации общества.
Формирование и продвижение общенационального и региональных брендов будут способствовать росту узнаваемости и популярности Казахстана в мире.
Масштабный интернет-проект "Энциклопедия Казахстана" станет страновым путеводителем и платформой для виртуального общения.
Модернизация форматов работы ведущих казахстанских музеев позволит сделать их центрами социальных событий общества.
4. Общенациональный проект по продвижению идеи общества всеобщего труда.
Труд в условиях глобальной конкуренции – главный фактор достижения социального благополучия.
Будут реализованы специальные проекты по продвижению историй успехов казахстанцев и повышению престижа человека труда.
5. Общенациональный проект "Нұрлы болашақ".
Главная цель проекта – успешная социализация молодежи и совершенствование патриотического воспитания на новом этапе государственного строительства в рамках реализации второго этапа Концепции государственной молодежной политики до 2020 года.
Внедрение ценностей общенациональной патриотической идеи "Мәңгілік Ел" в учебные программы позволит воспитывать подрастающее поколение в духе нового казахстанского патриотизма.
В целях внедрения трехъязычного образования будет реализована специальная Дорожная карта, модернизированы государственные программы по развитию и функционированию языков и развитию образования и науки до 2020 года, а также реализован информационный План мероприятий по продвижению трехъязычного образования. Будет создан Общенациональный центр по изучению казахстанских ценностей.
6. Общенациональный информационный проект по продвижению Нации единого будущего.
Будут внедрены новые концептуальные подходы по модернизации и дальнейшему развитию отечественных средств массовой информации, реализованы информационная кампания "Нация единого будущего", медиа-план "100 шагов в будущее".
Для медийного сопровождения хода реализации всех направлений Плана нации "100 конкретных шагов: современное государство для всех" функционирует сайт "100kadam.kz".
В рамках специального комплексного плана "Мәңгілік Ел" предполагается создание кинокартин, телесериалов и передач об истории и исторических личностях, казахстанской культуре и современной жизни страны.
Этапы реализации Концепции.
1. 2015–2020 годы:
1) совершенствование законодательства об АНК;
2) дальнейшее развитие системы советов общественного согласия в стране;
3) формирование системы медиации АНК и системы благотворительности АНК;
4) формирование системы общественного контроля;
5) модернизация законодательства и внедрение новых форм государственной поддержки НПО (гранты и премии).
2. 2021–2025 годы:
1) завершение перехода системы образования на трехъязычие;
2) расширение участия НПО в местном самоуправлении;
3) совершенствование формирования системы общественного контроля в стране;
4) утверждение ценностей "Мәңгілік Ел" как основы культуры общества;
5) создание условий для укрепления нового казахстанского патриотизма;
6) развитие и укрепление механизмов и инфраструктуры сферы идентичности и социализации подрастающего поколения.
7. Ожидаемые результаты
Эффективная реализация Концепции будет способствовать системному развитию концепта Нации единого будущего, обеспечит успешное продвижение модели Назарбаева Н. А. и утверждение ее незыблемости.
Первое. В общественном сознании будут сформированы новые установки и базовые концепты Нации единого будущего:
1) нация всеобщей культуры и прогресса;
2) интеллектуальная нация;
3) нация труда и профессионалов;
4) инновационная нация;
5) нация здорового образа жизни.
Второе. Будет обеспечено достижение практических результатов в укреплении и развитии казахстанской идентичности и единства на принципе гражданства.
В сфере совершенствования работы государственных органов и АНК:
1) развитие новых функциональных направлений АНК как координатора работы государственных органов всех уровней и институтов гражданского общества в области укрепления и развития казахстанской идентичности и единства, координации благотворительности, развития медиации и общественного контроля;
2) создание механизма межведомственной координации и взаимодействия государственных органов всех уровней и институтов гражданского общества по реализации мероприятий направления "Идентичность и единство" Плана нации "100 конкретных шагов: современное государство для всех";
3) внедрение нового механизма мониторинга, отчетности и контроля деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов в сфере укрепления и развития казахстанской идентичности и единства, общественного согласия;
4) модернизация системы работы центральных государственных и местных исполнительных органов, гражданского общества по укреплению казахстанской идентичности и единства на принципе гражданства и ценностях общенациональной патриотической идеи "Мәңгілік Ел" как основы Нации единого будущего;
5) формирование новой инфраструктуры институтов по укреплению общественного согласия и единства народа.
В сфере культуры, образования, молодежной, семейно-демографической и гендерной политики:
1) продвижение базовых концептов и подходов к формированию нового казахстанского патриотизма как основы Нации единого будущего;
2) модернизация инфраструктуры и условий для развития трехъязычия как главного условия повышения конкурентоспособности нации;
3) модернизация работы в сфере образования и молодежной политики на принципах нового казахстанского патриотизма, казахстанской идентичности и единства;
4) модернизация семейно-демографической и гендерной политики, ее ценностной основы по укреплению института семьи, ценностей материнства и детства;
5) новые стратегические подходы к развитию культуры, туризма и спорта как сегментов экономики и социальной занятости;
6) популяризация массовой физической культуры и спорта, здорового образа жизни, развитие национальных и олимпийских видов спорта и рост спортивных достижений страны на международной арене.
Главным результатом реализации Концепции станет дальнейшее укрепление общественного согласия, казахстанской идентичности и единства, формирование Нации единого будущего для успешного вхождения Казахстана в число 30 наиболее развитых государств мира.