В соответствии с подпунктом 1) статьи 6 Закона Республики Казахстан от 10 декабря 2014 года "Об официальной помощи развитию" ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемые основные направления государственной политики Республики Казахстан в сфере официальной помощи развитию на 2021 - 2025 годы.
2. Настоящий Указ вводится в действие со дня его подписания.
Президент Республики Казахстан |
К. Токаев |
УТВЕРЖДЕНЫ Указом Президента Республики Казахстан от 19 июля 2021 года № 625 |
Основные направления государственной политики Республики Казахстан в сфере официальной помощи развитию на 2021 - 2025 годы
1. Введение
В данном документе определяются основные направления государственной политики Республики Казахстан в сфере официальной помощи развитию (далее - ОПР) на 2021 - 2025 годы.
Основные направления государственной политики РК в сфере ОПР разработаны в целях содействия устойчивому социально-экономическому развитию стран-партнеров, продвижения национальных интересов Казахстана, усиления его международных позиций и позитивного восприятия за рубежом.
В документе приводятся принципы осуществления ОПР, ее секторальные и географические приоритеты, планирование и администрирование, а также механизмы и формы ОПР.
Основные направления государственной политики РК в сфере ОПР соответствуют Общенациональным приоритетам государства до 2025 года, определенным Указом Президента Республики Казахстан от 26 февраля 2021 года и предусматривающим, в частности, справедливую социальную политику, укрепление национальной безопасности, активное развитие экономической и торговой дипломатии.
Документ закрепляет приверженность Казахстана решению глобальных и региональных проблем в соответствии со Стратегией "Казахстан-2050", "Планом нации - 100 конкретных шагов", Концепцией внешней политики Республики Казахстан на 2020 - 2030 годы и другими государственными программными документами.
Для институционализации национальной системы ОПР 15 декабря 2020 года постановлением Правительства Республики Казахстан создан оператор в сфере ОПР - Казахстанское агентство международного развития "KazAID" (далее - Агентство "KazAID"), являющееся подведомственной организацией Министерства иностранных дел Республики Казахстан (далее - МИД).
Таким образом, сделан важный шаг на пути к присоединению Казахстана к усилиям традиционных и новых стран-доноров для содействия международному развитию на системной основе. Значение этого шага усиливается тем, что он был сделан в период сокращения бюджетов традиционных доноров, в то время как спектр вызовов международному и региональному развитию расширяется.
В целом деятельность Казахстана в сфере ОПР является составным элементом нового вектора внешней политики государства - "гуманитарной дипломатии", его практическим вкладом в усилия международного сообщества, направленные на обеспечение мира, стабильности, региональной безопасности и устойчивого развития.
2. Текущие вызовы регионального и глобального развития
В результате глобального экономического и финансового кризиса, вызванного в том числе пандемией COVID-19, многие страны столкнулись с углублением социального неравенства, снижением уровня жизни населения и потерей рабочих мест. Это привело к росту внутриполитической напряженности и обострению межгосударственных конфликтов, усилению таких угроз, как организованная преступность, международный терроризм, незаконная миграция, и ряда других угрожающих международной безопасности явлений.
По оценкам Всемирного Банка, в постковидный период рост мировой экономики замедлится почти в пять раз, что значительно больше, чем в 2009 году во время глобального финансового кризиса. При этом 90% всех стран будут испытывать отрицательный рост реального ВВП на душу населения в последующие три года.
Рецессия в мировой экономике, углубление глобальных диспропорций негативно отразились на реализации Повестки дня в области устойчивого развития до 2030 года, принятой Организацией Объединенных Наций (далее - ООН) в 2015 году.
3. Цели участия Республики Казахстан в содействии международному развитию
Целями участия Республики Казахстан в содействии международному развитию являются:
дальнейшая интеграция Казахстана в систему региональных и международных связей;
создание благоприятных внешних условий для успешной реализации стратегий и программ развития Республики Казахстан;
укрепление мира, глобальной и региональной безопасности и стабильности;
содействие реализации странами-партнерами целей Повестки дня ООН в области устойчивого развития до 2030 года.
4. Принципы официальной помощи развитию Республики Казахстан
Политика Республики Казахстан в сфере ОПР осуществляется исходя из следующих принципов:
соответствие национальному законодательству, нормам международного права и интересам Республики Казахстан;
уважение суверенитета, учет национальных интересов и законодательства стран-партнеров;
прозрачность и подотчетность процесса принятия решений о предоставлении и использовании ОПР в соответствии с международными стандартами;
ориентированность на измеримые результаты оказания помощи, учет социальных и экологических последствий проектов ОПР.
Республика Казахстан, реализуя политику в сфере ОПР, руководствуется также международными нормами и принципами сотрудничества в области развития, установленными Уставом ООН (1945 год), Парижской декларацией по повышению эффективности внешней помощи (2005 год), Аккрской программой действий (2008 год), Пусанским итоговым документом (2011 год) и Повесткой дня ООН в области устойчивого развития до 2030 года.
5. Секторальные и географические приоритеты официальной помощи развитию Республики Казахстан
Секторальные приоритеты ОПР определяются Законом Республики Казахстан от 10 декабря 2014 года "Об официальной помощи развитию" (далее - Закон) и данными основными направлениями государственной политики РК в сфере ОПР.
Секторальные приоритеты учитывают традиционно сложившиеся отношения со странами-партнерами, их ожидаемые потребности и охватывают области, в которых Республика Казахстан имеет сравнительные преимущества, специальные знания, опыт и технологии. При определении секторальных приоритетов учитываются также современные тенденции международной повестки дня в области развития.
С учетом текущих вызовов регионального и глобального развития, а также в соответствии со статьей 5 Закона деятельность Республики Казахстан в области развития будет сосредоточена на следующих секторах стран- партнеров:
образование;
здравоохранение и санитария;
охрана окружающей среды, борьба с изменением климата; рациональное управление природными ресурсами, водоснабжение; цифровизация; сельское хозяйство;
гендерное равенство;
поддержка предпринимательства;
эффективное государственное управление;
иные направления, определяемые Законом.
Секторальные приоритеты, отражая общие приоритеты международного сообщества, определяются с учетом координации усилий и разделения труда с другими донорами. В каждом секторе проекты должны быть максимально взаимосвязанными для обеспечения синергетического и мультипликативного эффекта.
В отношении отдельных секторов могут использоваться различные подходы, в том числе оказание помощи в форме многостороннего взаимодействия в частности посредством финансовых вкладов и работы через международные организации.
Государства Центральной Азии и Исламская Республика Афганистан будут находиться в фокусе географических приоритетов оказания ОПР.
При этом по мере развития национальной системы ОПР деятельность Республики Казахстан также может быть ориентирована в перспективе на другие регионы мира.
6. Планирование и управление проектами официальной помощи развитию
6.1. Планирование объемов помощи и финансирование на цели развития
МИД в качестве уполномоченного органа в сфере ОПР утверждает План мероприятий ОПР, а также План выплат добровольных взносов в международные организации на цели ОПР и осуществляет их реализацию.
Планирование объемов помощи, предоставляемой в рамках ОПР, будет осуществляться МИД на основании проектных предложений, поступающих от государственных органов и иных организаций, согласно Правилам взаимодействия государственных органов и организаций в сфере ОПР, утвержденным приказом Министра иностранных дел Республики Казахстан № 11-1-2/42 от 6 февраля 2015 года.
В рамках сотрудничества с международными донорскими организациями МИД направляет им список проектных предложений для рассмотрения возможности их участия в финансировании.
6.2. Система управления проектами
Система ОПР Республики Казахстан будет действовать на основе общепринятых стандартов эффективного и ориентированного на результат управления, руководствуясь международной передовой практикой и процедурами в сфере ОПР, используемыми в частности Комитетом содействия развитию Организации экономического сотрудничества и развития (далее - КСР ОЭСР).
Для эффективного управления проектами ОПР будет использоваться система управления проектным циклом. В частности, Агентством "KazAID" будет разработано руководство по управлению проектным циклом в сфере ОПР для двусторонних проектов развития. В руководстве будут описаны:
каждый этап проектного цикла;
шаги на всех этапах проектного цикла, в том числе программирование, определение, формулирование, реализация и оценка проектов;
процедуры, которые должны выполнять отдельные участники;
требования к документам, используемым в проектах.
6.3. Мониторинг и оценка эффективности проектов официальной помощи развитию
Последовательный обзор и мониторинг с оценками проектов и программ являются ключевыми инструментами для управления и принятия квалифицированных решений по эффективной организации проектов ОПР. Результаты мониторинга и оценок должны использоваться для повышения качества деятельности Республики Казахстан в области развития, усиления взаимной ответственности и прозрачности сотрудничества со странами- партнерами, а также с общественностью.
Мониторинг проектов ОПР будет осуществляться МИД при содействии загранучреждений, соответствующих государственных органов Республики Казахстан и оператора в сфере ОПР.
Оценка проводится на основе международных стандартизированных методов, адаптированных к специфике системы ОПР Республики Казахстан. Основная ответственность за проведение оценки в рамках институциональной структуры сотрудничества в области развития возлагается на МИД.
7. Механизмы, формы и проекты официальной помощи развитию Республики Казахстан
ОПР будет оказываться как на двусторонней основе, так и в рамках многостороннего сотрудничества.
Кроме того, с учетом влияния частных инвестиций на социально- экономическое развитие стран-партнеров и существующих международных тенденций, целесообразно привлечение частного сектора в деятельность по оказанию помощи развитию.
ОПР будет осуществляться в формах, указанных в статье 12 Закона.
Проекты ОПР реализуются в виде технической помощи посредством проведения семинаров и консультаций, передачи ноу-хау, строительства новых или реконструкции действующих инфраструктурных объектов в приоритетных
секторах экономики и других мероприятий, направленных на содействие социально-экономическому развитию страны-партнера и повышению благосостояния ее граждан.
8. Прозрачность и подотчетность
Прозрачность и подотчетность оказываемой помощи в сфере ОПР будут обеспечиваться в соответствии со стандартами ОЭСР и положениями Закона.
МИД будет публиковать детальные ежегодные отчеты по государственным расходам на цели международного развития на сайте МИД и предоставлять информацию в КСР ОЭСР с целью последующей публикации. Подотчетность и прозрачность ожидаются также от стран-партнеров.
МИД на ежегодной основе будет представлять Правительству Республики Казахстан отчет о ходе реализации проектов в сфере ОПР. Агентство "KazAID" и соответствующие министерства будут представлять отчеты в МИД по его запросу.
Деятельность Республики Казахстан в сфере ОПР является открытой для публичных обсуждений с участием других ведомств, неправительственных организаций, бизнеса, научных кругов, а также других заинтересованных сторон.
Вся соответствующая информация о помощи развитию будет публиковаться на специальном веб-сайте, посвященном вопросам ОПР, который будет администрироваться оператором в сфере ОПР.