О пpинудительном лечении больных алкоголизмом, наpкоманией и токсикоманией

Закон Республики Казахстан от 7 апpеля 1995 года N 2184. Утратил силу Кодексом Республики Казахстан от 7 июля 2020 года № 360-VI.

     

      ОГЛАВЛЕНИЕ

      Сноска. Утратил силу Кодексом РК от 07.07.2020 № 360-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      Сноска. Форма акта и заголовок в редакции; преамбула исключена; в тексте слова "Указа", "Указ" заменены соответственно словами "Закона", "Закон" - Законом РК от 20.12.2004 № 13.
      Сноска. По всему тексту:
      слова "специализированных лечебно-профилактических учреждениях", "специализированные лечебно-профилактические учреждения", "специализированном лечебно-профилактическом учреждении", "специализированного лечебно-профилактического учреждения", "специализированных лечебно-профилактических учреждений" заменены соответственно словами "наркологических организациях для принудительного лечения", "наркологические организации для принудительного лечения", "наркологической организации для принудительного лечения", "наркологических организаций для принудительного лечения";
      слова "наркологические учреждения", "наркологическое учреждение", "наркологических учреждениях" заменены соответственно словами "наркологические организации", "наркологическую организацию", "наркологических организациях" Законом РК от 29.12.2010 № 375-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 1. Социальная опасность заболевания алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, их лечение

      Алкоголизм, наркомания и токсикомания являются заболеваниями, наносящими вред здоровью граждан, генофонду страны и способствующими росту преступности.

      Больные алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, уклоняющиеся от добровольного лечения, подлежат принудительному стационарному лечению в наркологических организациях для принудительного лечения системы здравоохранения с привлечением к труду на период прохождения лечения.

      Направление на принудительное лечение в наркологические организации системы здравоохранения не влечет судимости.

Статья 1-1. Наркологическая организация для принудительного лечения

      Наркологическая организация для принудительного лечения - медицинская организация здравоохранения, основной задачей которой является лечение лиц, в отношении которых судом применены принудительные меры медицинского характера.

      Организация охраны наркологической организации для принудительного лечения возлагается на администрацию организации и осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области охранной деятельности.

      Сноска. Закон дополнен статьей 1-1 в соответствии с Законом РК от 29.12.2010 № 375-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 2. Правовое положение больных, направляемых на принудительное лечение

      Больные алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией при направлении на принудительное лечение и его прохождении пользуются правами граждан Республики Казахстан с ограничениями, связанными с необходимостью соблюдения режима лечения.

      Для охраны их прав и законных интересов им гарантируется судебная защита, а также предоставляется правовая и социальная помощь.

      Время пребывания на принудительном лечении больных в наркологических организациях для принудительного лечения не прерывает трудового стажа и засчитывается в общий трудовой стаж.

      За больными, направленными на принудительное лечение, сохраняется право на жилую площадь по прежнему месту жительства.

Статья 3. Порядок признания лица больным алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией

      Признание лица больным алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией осуществляется государственными организациями здравоохранения после соответствующего медицинского освидетельствования в порядке, установленном Министерством здравоохранения Республики Казахстан.

      Лица, уклоняющиеся от медицинского освидетельствования при решении вопроса о направлении на принудительное лечение, подвергаются приводу органами внутренних дел в наркологическую организацию для принудительного обследования.

      В случае несогласия лица с признанием его больным алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией такое решение может быть обжаловано в вышестоящий орган управления здравоохранением или в суд. <*>

      Сноска. В статью 3 внесены изменения - Законом РК от 20 декабря 2004 г. N 13.

Статья 4. Основания направления на принудительное лечение в наркологические организации для принудительного лечения

      Оформление больных алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией на принудительное лечение осуществляется государственными организациями здравоохранения по инициативе родственников больного, трудовых коллективов, общественных организаций, органов внутренних дел, прокуратуры, опеки и попечительства только при наличии медицинских заключений.

      Оформление на принудительное лечение больных, не имеющих постоянного места жительства, осуществляется органами внутренних дел по месту нахождения в момент возбуждения ходатайства. <*>

      Сноска. В статью 4 внесены изменения - Законом РК от 20 декабря 2004 г. N 13.

Статья 5. Порядок направления на принудительное лечение в наркологические организации для принудительного лечения

      Вопрос о направлении в наркологические организации для принудительного лечения рассматривается судом по месту жительства больного в срок не свыше десяти дней со дня поступления материалов, на открытом судебном заседании с его участием, а также представителей органов здравоохранения и внутренних дел, родственников больного, представителей трудовых коллективов, общественных объединений.

      Срок пребывания в наркологических организациях для принудительного лечения не должен превышать двух лет, а в случае повторного направления - трех лет.

      Направление лица в наркологические организации для принудительного лечения не считается повторным, если со дня его окончания прошло не менее трех лет.

      В случае уклонения от явки на судебное заседание больного, в отношении которого возбуждено ходатайство о направлении на принудительное лечение в наркологическую организацию, он подвергается приводу органами внутренних дел.

      В период принудительного лечения в наркологической организации для принудительного лечения засчитывается время принудительной госпитализации для обследования.

      Направление в наркологические организации для принудительного лечения не применяется к несовершеннолетним, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 8 лет, не лишенным в установленном порядке родительских прав, инвалидам 1 и 2 групп, а также имеющим медицинские противопоказания, перечень которых утверждается Правительством Республики Казахстан.

      Сноска. Статья 5 с изменениями, внесенными Законом РК от 29.12.2010 № 375-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 6. Организация лечения в наркологических организациях для принудительного лечения

      Порядок лечения больных, направленных на принудительное лечение в наркологические организации для принудительного лечения, регламентируется Положением о наркологической организации для принудительного лечения, утверждаемым уполномоченным органом в области здравоохранения.

      Сноска. Статья 6 в редакции Закона РК от 29.12.2010 № 375-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 6-1. Правила поведения и условия размещения больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией в наркологической организации для принудительного лечения

      1. В наркологической организации для принудительного лечения устанавливаются условия, обеспечивающие выполнение медицинских предписаний больными алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, постоянный надзор за ними и исключающие возможность их самовольного ухода.

      2. Выход больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией с территории наркологической организации для принудительного лечения разрешается только для проведения лечебно-диагностических, реабилитационных мероприятий и осуществления трудовой деятельности в сопровождении медицинского персонала, сотрудников охраны или представителей наркологической организации для принудительного лечения.

      3. Больные алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией обеспечиваются необходимыми материально-бытовыми условиями, им предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой, бельем и обувью по сезону с учетом пола и климатических условий.

      Нормы питания и материально-бытового обеспечения больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией устанавливаются уполномоченным органом в области здравоохранения по согласованию с центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию. Лица, страдающие болезнями органов пищеварения, обеспечиваются диетическим питанием.

      4. Больным алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, находящимся на принудительном лечении в наркологической организации, не разрешается иметь при себе деньги и вещи, запрещенные к хранению, перечень которых определяется уполномоченным органом в области здравоохранения. Изъятые деньги и вещи, запрещенные к хранению, возвращаются родственникам, а при их отсутствии сдаются в камеру хранения наркологической организации для принудительного лечения, где хранятся до их выписки.

      5. Условия содержания больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией в наркологической организации для принудительного лечения устанавливаются правилами внутреннего распорядка, утверждаемыми уполномоченным органом в области здравоохранения.

      6. Больные алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, находящиеся на принудительном лечении в наркологической организации, нарушающие правила внутреннего распорядка или уклоняющиеся от лечения, помещаются в специальную палату, если их действия угрожают жизни и здоровью окружающих или непосредственно себе. Помещение в специальную палату производится по письменному распоряжению руководителя наркологической организации для принудительного лечения сроком до десяти суток с уведомлением прокурора в течение двадцати четырех часов с момента помещения лица. В случае отсутствия руководителя на рабочем месте решение о помещении в специальную палату принимается старшим по должности сотрудником наркологической организации для принудительного лечения с последующим докладом руководителю, который определяет письменным распоряжением сроки содержания в специальной палате.

      7. Самовольный уход больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией из наркологической организации для принудительного лечения, а равно неприбытие в организацию к установленному сроку являются уклонением от лечения и влекут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан. Доставление их на принудительное лечение осуществляется органами внутренних дел Республики Казахстан на основании постановления суда.

      Период самовольного отсутствия больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией в наркологической организации для принудительного лечения в срок лечения не засчитывается.

      Сноска. Закон дополнен статьей 6-1 в соответствии с Законом РК от 29.12.2010 № 375-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); с изменениями, внесенными Законом РК от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 6-2. Медико-санитарное обслуживание больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, находящихся на принудительном лечении в наркологической организации

      Медико-санитарное обслуживание больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, находящихся на принудительном лечении в наркологической организации, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области здравоохранения.

      Сноска. Закон дополнен статьей 6-2 в соответствии с Законом РК от 29.12.2010 № 375-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 6-3. Организация трудовой деятельности больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, находящихся на принудительном лечении в наркологической организации

      Больные алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, находящиеся на принудительном лечении в наркологической организации, по их желанию обеспечиваются работой, на них распространяется действие трудового законодательства Республики Казахстан.

      Сноска. Закон дополнен статьей 6-3 в соответствии с Законом РК от 29.12.2010 № 375-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 6-4. Права и обязанности больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, находящихся на принудительном лечении в наркологической организации

      1. Больные алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, находящиеся на принудительном лечении в наркологической организации, обладают всеми правами и свободами граждан, предусмотренными Конституцией Республики Казахстан.

      Ограничение осуществления прав и свобод больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, находящихся на принудительном лечении в наркологической организации, допустимо лишь в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан.

      2. Больные алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, находящиеся на принудительном лечении в наркологической организации, имеют право:

      1) на ознакомление с правилами внутреннего распорядка наркологической организации для принудительного лечения и иными документами, регламентирующими порядок пребывания в данном учреждении;

      2) получать питание, материально-бытовое и медицинское обслуживание;

      3) на трудовое устройство в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан;

      4) приобретать за счет средств, находящихся на персональном лицевом счете, продукты питания и предметы первой необходимости, а также иные вещи, не запрещенные к хранению и использованию на территории наркологической организации для принудительного лечения;

      5) иметь встречи с близкими родственниками в порядке, определенном правилами внутреннего распорядка;

      6) вести переписку без ограничения;

      7) получать передачи, отправлять и получать посылки в порядке, определенном правилами внутреннего распорядка;

      8) получать денежные переводы, которые зачисляются на их лицевой счет;

      9) получать краткосрочный отдых сроком до десяти суток в случае успешного лечения;

      10) отправлять религиозные обряды при условии соблюдения правил внутреннего распорядка и прав других лиц, содержащихся в наркологической организации для принудительного лечения;

      11) на ежедневную прогулку;

      12) подавать жалобы на действия (бездействие) сотрудников организаций в уполномоченный орган в области здравоохранения, органы прокуратуры, суд.

      3. Больные алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, находящиеся на принудительном лечении в наркологической организации, обязаны:

      1) соблюдать установленные правила внутреннего распорядка;

      2) выполнять законные требования администрации наркологической организации для принудительного лечения и медицинского персонала;

      3) принимать назначенное лечение;

      4) бережно относиться к имуществу организации;

      5) поддерживать чистоту и порядок в наркологической организации для принудительного лечения, а также осуществлять уборку на ее территории не более двух часов в неделю;

      6) соблюдать личную гигиену.

      4. За совершение правонарушений и (или) причинение материального ущерба больные алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, находящиеся на принудительном лечении в наркологической организации, несут ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

      Сноска. Закон дополнен статьей 6-4 в соответствии с Законом РК от 29.12.2010 № 375-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 7. Основания и порядок прекращения принудительного лечения больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией

      1. Больные алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией выписываются из наркологических организаций для принудительного лечения:

      1) по истечении срока принудительного лечения, определенного судом;

      2) в связи с выявлением сопутствующих тяжких заболеваний, препятствующих проведению принудительного лечения, - по постановлению суда;

      3) досрочно в связи с успешным излечением, но не ранее чем через шесть месяцев, - по постановлению суда.

      В случае уклонения от лечения больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, находящихся в наркологической организации для принудительного лечения, срок пребывания может быть продлен по решению суда на основании обращения администрации наркологической организации, основанного на медицинском заключении, но не более чем на один год. При этом время нахождения в наркологической организации не должно превышать два года.

      2. Лицам, выписанным из наркологической организации для принудительного лечения, возвращаются документы, деньги и вещи, изъятые и хранящиеся в камере хранения организации.

      В трудовой книжке делается отметка о трудовой деятельности в период нахождения в наркологической организации для принудительного лечения, а при отсутствии трудовой книжки выдается справка.

      3. О лицах, освобождающихся из наркологической организации для принудительного лечения, администрация организации сообщает местному исполнительному органу по месту жительства для оказания содействия в бытовом и трудовом устройстве и в организацию здравоохранения по месту жительства для обеспечения наблюдения.

      Сноска. Статья 7 в редакции Закона РК от 29.12.2010 № 375-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 8. Учет и поддерживающее лечение

      Лица, подвергавшиеся принудительному лечению от алкоголизма, наркомании и токсикомании, после выписки из наркологических организаций для принудительного лечения, кроме выписанных по постановлению суда как излечившиеся досрочно, обязаны встать на учет в наркологических организациях по месту жительства и проходить в них поддерживающее лечение в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Республики Казахстан.

      В случае уклонения от постановки на учет и прохождения поддерживающего лечения лица могут быть подвергнуты принудительному приводу органами внутренних дел.

      Сноска. Статья с изменениями, внесенными законами РК от 20.12.2004 N 13; от 27.04.2012 № 15-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 9. Трудовое и бытовое устройство лиц, выписанных из наркологических организаций для принудительного лечения

      Трудовое и бытовое устройство лиц, выписанных из наркологических организаций для принудительного лечения, осуществляется по месту жительства и возлагается на местные исполнительные органы районов (городов областного значения), городов республиканского значения, столицы.

      Сноска. Статья 9 в редакции Закона РК от 20.12.2004 № 13; с изменением, внесенным Законом РК от 28.12.2018 № 210-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 10. Надзор за соблюдением законности в наркологических организациях для принудительного лечения

      Надзор за соблюдением законности в наркологических организациях для принудительного лечения осуществляется органами прокуратуры Республики Казахстан.

      Сноска. В статью 3 внесены изменения - Законом РК от 20 декабря 2004 г. N 13.

Статья 10-1. Национальный превентивный механизм

      1. Национальный превентивный механизм действует в виде системы предупреждения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, функционирующей посредством деятельности участников национального превентивного механизма.

      2. В рамках своей деятельности участники национального превентивного механизма посещают наркологические организации для принудительного лечения и иные организации, определяемые законами Республики Казахстан для посещения данными участниками (далее – превентивные посещения).

      3. Участниками национального превентивного механизма являются Уполномоченный по правам человека, а также отбираемые Координационным советом члены общественных наблюдательных комиссий и общественных объединений, осуществляющих деятельность по защите прав, законных интересов граждан, юристы, социальные работники, врачи.

      4. Уполномоченный по правам человека координирует деятельность участников национального превентивного механизма, принимает в соответствии с законодательством Республики Казахстан меры для обеспечения необходимого потенциала и профессиональных знаний участников национального превентивного механизма.

      5. Возмещение расходов участников национального превентивного механизма по превентивным посещениям осуществляется из бюджетных средств в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.

      Сноска. Закон дополнен статьей 10-1 в соответствии с Законом РК от 02.07.2013 № 111-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 10-2. Координационный совет

      1. В целях обеспечения эффективной координации деятельности национального превентивного механизма при Уполномоченном по правам человека создается Координационный совет.

      Члены Координационного совета, за исключением Уполномоченного по правам человека, избираются комиссией, создаваемой Уполномоченным по правам человека, из числа граждан Республики Казахстан.

      2. Уполномоченный по правам человека утверждает:

      положение о Координационном совете при Уполномоченном по правам человека;

      порядок отбора участников национального превентивного механизма;

      порядок формирования групп из участников национального превентивного механизма для превентивных посещений;

      методические рекомендации по превентивным посещениям;

      порядок подготовки ежегодного консолидированного доклада по итогам превентивных посещений.

      3. Координационный совет взаимодействует с Подкомитетом по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания Комитета Организации Объединенных Наций против пыток.

      Сноска. Закон дополнен статьей 10-2 в соответствии с Законом РК от 02.07.2013 № 111-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 10-3. Требования к участникам национального превентивного механизма

      1. Участниками национального превентивного механизма не могут быть лица:

      1) имеющие не погашенную или не снятую в установленном законом порядке судимость;

      2) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступления;

      3) признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

      4) судьи, адвокаты, государственные служащие и военнослужащие, а также работники правоохранительных и специальных государственных органов;

      5) состоящие на учете у психиатра и (или) нарколога.

      2. Участниками национального превентивного механизма также не могут быть лица, освобожденные от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям за совершение умышленного преступления; уволенные с государственной или воинской службы, из правоохранительных и специальных государственных органов, судов или исключенные из коллегии адвокатов по отрицательным мотивам; лишенные лицензии на занятие адвокатской деятельностью.

      Сноска. Закон дополнен статьей 10-3 в соответствии с Законом РК от 02.07.2013 № 111-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 10-4. Права участника национального превентивного механизма

      1. Участник национального превентивного механизма вправе:

      1) получать информацию о количестве лиц, содержащихся в организациях, подлежащих превентивному посещению, количестве таких организаций и их месте нахождения;

      2) иметь доступ к информации, касающейся обращения с лицами, содержащимися в организациях, подлежащих превентивному посещению, а также условий их содержания;

      3) осуществлять превентивные посещения в установленном порядке в составе сформированных групп;

      4) проводить беседы с лицами, содержащимися в организациях, подлежащих превентивным посещениям, и (или) их законными представителями без свидетелей, лично или при необходимости через переводчика, а также с любым другим лицом, которое по мнению участника национального превентивного механизма может предоставить соответствующую информацию;

      5) беспрепятственно выбирать и посещать организации, подлежащие превентивному посещению;

      6) принимать сообщения и жалобы о применении пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

      2. Участник национального превентивного механизма является независимым при осуществлении законной деятельности.

      Сноска. Закон дополнен статьей 10-4 в соответствии с Законом РК от 02.07.2013 № 111-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 10-5. Обязанности участников национального превентивного механизма

      1. При исполнении своих полномочий участники национального превентивного механизма обязаны соблюдать законодательство Республики Казахстан.

      2. Не допускается вмешательство участников национального превентивного механизма в деятельность организаций, подлежащих превентивному посещению.

      3. При наличии обстоятельств, вызывающих сомнение в беспристрастности участника национального превентивного механизма, входящего в группу по превентивному посещению, он обязан отказаться от участия в превентивном посещении.

      4. Участники национального превентивного механизма обязаны регистрировать принимаемые сообщения и жалобы о применении пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания в порядке, определяемом Уполномоченным по правам человека.

      Принятые сообщения и жалобы передаются на рассмотрение Уполномоченному по правам человека в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.

      Информация о принятых и переданных сообщениях и жалобах включается в отчет по результатам превентивных посещений.

      5. Участники национального превентивного механизма, нарушившие положения настоящего Закона, несут ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

      Сноска. Закон дополнен статьей 10-5 в соответствии с Законом РК от 02.07.2013 № 111-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 10-6. Прекращение полномочий участника национального превентивного механизма

      Полномочия участника национального превентивного механизма прекращаются при:

      1) нарушении положений настоящего Закона;

      2) письменном заявлении о сложении своих полномочий;

      3) его смерти либо вступлении в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

      4) выезде на постоянное жительство за пределы Республики Казахстан;

      5) утрате гражданства Республики Казахстан;

      6) вступлении в законную силу обвинительного приговора суда;

      7) наступлении иных случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан.

      Сноска. Закон дополнен статьей 10-6 в соответствии с Законом РК от 02.07.2013 № 111-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 10-7. Виды и периодичность превентивных посещений

      1. Превентивные посещения участников национального превентивного механизма подразделяются на:

      1) периодические превентивные посещения, проводимые на регулярной основе не реже одного раза в четыре года;

      2) промежуточные превентивные посещения, проводимые в период между периодическими превентивными посещениями с целью мониторинга реализации рекомендаций по результатам предыдущего периодического превентивного посещения, а также предупреждения преследования лиц, с которыми участники национального превентивного механизма проводили беседы, со стороны администраций организаций, подлежащих превентивному посещению;

      3) специальные превентивные посещения, проводимые на основании поступивших сообщений о применении пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

      2. Координационный совет определяет сроки и перечень организаций, подлежащих превентивным посещениям, в пределах выделенных бюджетных средств.

      Сноска. Закон дополнен статьей 10-7 в соответствии с Законом РК от 02.07.2013 № 111-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 10-8. Порядок превентивных посещений

      1. Превентивные посещения проводятся группами, формируемыми Координационным советом из участников национального превентивного механизма, в соответствии с правилами, утверждаемыми Правительством Республики Казахстан по согласованию с Уполномоченным по правам человека.

      2. При формировании групп для превентивных посещений никто из участников национального превентивного механизма не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам.

      3. Обеспечение безопасности участников национального превентивного механизма возлагается на администрацию организаций, подлежащих превентивному посещению. В случае неправомерных действий участников национального превентивного механизма руководитель администрации организаций, подлежащих превентивному посещению, письменно информирует Уполномоченного по правам человека.

      4. По результатам каждого превентивного посещения от имени группы составляется письменный отчет по форме, утвержденной Координационным советом, который подписывается всеми членами группы, осуществившей превентивное посещение. Член группы, имеющий особое мнение, оформляет его письменно и прилагает к отчету.

      Сноска. Закон дополнен статьей 10-8 в соответствии с Законом РК от 02.07.2013 № 111-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 10-9. Ежегодный консолидированный доклад участников национального превентивного механизма

      1. Координационный совет готовит ежегодный консолидированный доклад участников национального превентивного механизма с учетом их отчетов по результатам превентивных посещений.

      2. В ежегодный консолидированный доклад участников национального превентивного механизма также включаются:

      рекомендации уполномоченным государственным органам по улучшению условий обращения с лицами, содержащимися в организациях, подлежащих превентивному посещению, и предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания;

      предложения по совершенствованию законодательства Республики Казахстан.

      К ежегодному консолидированному докладу участников национального превентивного механизма прилагается финансовый отчет по превентивным посещениям за прошедший год.

      3. Ежегодный консолидированный доклад участников национального превентивного механизма направляется для рассмотрения уполномоченным государственным органам и размещается на интернет-ресурсе Уполномоченного по правам человека в срок не позднее одного месяца со дня его утверждения Координационным советом.

      Сноска. Закон дополнен статьей 10-9 в соответствии с Законом РК от 02.07.2013 № 111-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 10-10. Конфиденциальность

      1. Участники национального превентивного механизма не вправе разглашать сведения о частной жизни лица, ставшие известными им в ходе превентивных посещений, без согласия данного лица.

      2. Разглашение участниками национального превентивного механизма сведений о частной жизни лица, ставших известными им в ходе превентивных посещений, без согласия данного лица влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

      Сноска. Закон дополнен статьей 10-10 в соответствии с Законом РК от 02.07.2013 № 111-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 10-11. Взаимодействие уполномоченных государственных органов с участниками национального превентивного механизма

      1. Государственные органы и их должностные лица оказывают содействие участникам национального превентивного механизма в осуществлении ими законной деятельности.

      Ни один государственный орган или должностное лицо не вправе ограничивать права и свободы граждан за сообщение участникам национального превентивного механизма о фактах применения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

      Должностные лица, воспрепятствующие законной деятельности участников национального превентивного механизма, несут ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

      2. Уполномоченные государственные органы в течение трех месяцев со дня получения ежегодного консолидированного доклада участников национального превентивного механизма в письменной форме информируют Уполномоченного по правам человека о мерах, принятых по результатам рассмотрения полученных докладов.

      3. На основании отчетов участников национального превентивного механизма по результатам превентивных посещений Уполномоченный по правам человека в установленном законодательством Республики Казахстан порядке имеет право обращаться к уполномоченным государственным органам или должностным лицам с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, нарушившего права и свободы человека и гражданина.

      Сноска. Закон дополнен статьей 10-11 в соответствии с Законом РК от 02.07.2013 № 111-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 11. Порядок вступления в силу настоящего Закона

      Настоящий Закон вступает в силу со дня опубликования.

Президент
Республики Казахстан



On Compulsory Treatment of Persons with Alcoholism, Drug Addiction and Substance Abuse

The Law of the Republic of Kazakhstan dated 7 April 1995 No. 2184. Abolished by the Code of the Republic of Kazakhstan dated 07.07.2020 No. 360-VI (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after the day of its first official publication).

      Footnote. Abolished by the Code of the Republic of Kazakhstan dated 07.07.2020 No. 360-VI (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after the day of its first official publication).
      Footnote. The form of act and title is in the wording; the preamble is excluded; in the text the word “Decree” is substituted respectively by the word “Law” by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 20.12.2004 No. 13.
      Footnote. Throughout all thee text: the words “specialized medical preventive institutions”, “specialized medical preventive institution” are substituted respectively by the words “drug abuse organizations for compulsory treatment”, “drug abuse organization for compulsory treatment”;
      the words “drug abuse institutions”, “drug abuse institutions” are substituted respectively by the words “drug abuse organization”, “drug abuse organizations” by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 29.12.2010 No. 375-IV (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication).

Article 1. Social danger of alcoholism, drug addiction and substance abuse, their treatment

      Alcoholism, drug addiction and substance abuse are the diseases harming health of citizens, genofond of the country and encourage crime

      Persons with alcoholism, drug addiction and substance abuse avoiding from voluntary treatment shall be subject to compulsory in-patient treatment in drug abuse organizations for compulsory treatment of public health system with engagement to labour for all the period of medical treatment.

      Referral to compulsory treatment in drug abuse organizations of public health system shall not entail record conviction.

Article 1-1. Drug abuse organization for compulsory treatment

      Drug abuse organization for compulsory treatment – a medical public health organization, the main task of which is the treatment of persons in respect of which the court applied compulsory measures of medical nature.

      Organization of protection of drug abuse organization for compulsory treatment shall be imposed on administration of organization and be carried out in accordance with the legislation of the Republic of Kazakhstan in the field of security guard activities.

      Footnote. The Law is supplemented by Article 1-1 in accordance with the Law of the Republic of Kazakhstan dated 29.12.2010 No. 375-IV (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication).

Article 2. Legal status of diseased persons referred to compulsory treatment

      Persons with alcoholism, drug addiction and substance abuse upon referral to compulsory treatment and its undergoing shall enjoy the rights of citizens of the Republic of Kazakhstan with restrictions linked with necessity of compliance with the regime of treatment.

      For protection of their rights and legal interests, judicial protection shall be guaranteed to them, as well as legal and social assistance shall be provided.

      Time of being on compulsory treatment of diseased persons in drug abuse organizations for compulsory treatment shall not interrupt labour experience and shall be counted to the general labour experience.

      The right to dwelling place on previous residence place shall be preserved for diseased persons referred to compulsory treatment.

Article 3. Procedure for recognition of a person as the person with alcoholism, drug addiction and substance abuse

      Recognition of a person as the person with alcoholism, drug addiction and substance abuse shall be carried out by the state public health organizations after the relevant medical certification in the manner established by the Ministry of Healthcare of the Republic of Kazakhstan.

      Persons avoiding from medical certification upon resolving a question on referral to compulsory treatment shall be subject to bringing by internal affairs bodies to the drug abuse organization for compulsory examination.

      In case of disagreement of a person with his (her) recognition as the person with alcoholism, drug addiction and substance abuse, such decision may be appealed to superior managing body of public health service or in court.

      Footnote. Article 3 as amended by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 20 December 2004 No. 13.

Article 4. Grounds for referral to compulsory treatment in drug abuse organizations for compulsory treatment

      Execution of persons with alcoholism, drug addiction or substance abuse for compulsory treatment shall be carried out by the state public health organizations at the initiative of relatives of diseased person, labour collectives, public organizations, internal affairs bodies, prosecutor’s office, trusteeship and guardianship only in existence of medical opinions.

      Execution for compulsory treatment of diseased persons that do not have permanent residence place shall be carried out by internal affairs bodies at the place of location at the moment of initiation of petition.

      Footnote. Article 4 as amended by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 20 December 2004 No. 13.

Article 5. Procedure for referral to compulsory treatment in drug abuse organizations for compulsory treatment

      The question on referral in drug abuse organizations for compulsory treatment shall be considered by court at the place of residence of diseased person within the term not more than ten days from the date of receipt of materials, on open court with his (her) participation, as well as representatives of bodies of health care service and internal affairs bodies, relatives of diseased person, representatives of labour collectives, public associations.

      Term of being in drug abuse organizations for compulsory treatment shall not exceed two years, and in case of repeated referral – three years.

      Referral of a person in drug abuse organizations for compulsory treatment shall not be considered as repeated if no less than three years passed from the date of its ending.

      In case of avoidance of diseased person from appearance in court session in respect of whom the petition on referral to compulsory treatment in drug abuse organization is initiated, he (she) shall be subject to bringing by internal affairs bodies.

      Time of compulsory hospitalizing for examination shall be counted to the period of compulsory treatment in drug abuse organization for compulsory treatment.

      Referral in drug abuse organizations for compulsory treatment shall not be applied to minor children, pregnant women, women having children at the age up to 8 years not deprived of parental rights in established manner, disabled persons of the groups I and II, as well as those having medical alerts the list of which shall be approved by the Government of the Republic of Kazakhstan.

      Footnote. Article 5 as amended by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 29.12.2010 No. 375-IV (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication).

Article 6. Organization of treatment in drug abuse organizations for compulsory treatment

      Procedure for treatment of diseased persons referred to compulsory treatment in drug abuse organizations for compulsory treatment shall be regulated by the Provision on drug abuse organization for compulsory treatment approved by the authorized body in the field of public health service.

      Footnote. Article 6 is in the wording of the Law of the Republic of Kazakhstan dated 29.12.2010 No. 375-IV (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication).

Article 6-1. Rules of behavior and conditions of placing persons with alcoholism, drug addiction and substance abuse in drug abuse organization for compulsory treatment

      1. Conditions ensuring performance of medical prescriptions by persons with alcoholism, drug addiction and substance abuse, their permanent supervision and excluding the possibility of their willful leaving shall be established in drug abuse organization for compulsory treatment.

      2. Leaving of persons with alcoholism, drug addiction and substance abuse from the territory of drug abuse organization for compulsory treatment shall be permitted only for undergoing medical diagnostic, rehabilitating events and carrying out of labour activity accompanied by medical personnel, security servants or representatives of drug abuse organization for compulsory treatment.

      3. Persons with alcoholism, drug addiction and substance abuse shall be ensured by necessary material and living conditions, they shall be provided by individual sleeping accommodation and bedding. They shall be provided by seasonable clothes, underwear and footwear in recognition of gender and climat conditions.

      Food standards and material and living ensuring of persons with alcoholism, drug addiction and substance abuse shall be established by the authorized body in the field of health care service in coordination with central authorized body on budget planning. Persons suffering from diseased of alimentary organs shall be ensured by dietic food.

      4. Persons with alcoholism, drug addiction and substance abuse being on compulsory treatment in drug abuse organization shall not be permitted to have money and things prohibited for keeping, the list of which shall be determined by the authorized body in the field of public health service. Withdrawn money and things prohibited for keeping shall be returned to relatives, and upon their absence shall be delivered to the storage room of drug abuse organization for compulsory treatment where shall be stored until their release.

      5. Conditions of maintenance of persons with alcoholism, drug addiction and substance abuse in drug abuse organization for compulsory treatment shall be established by the internal regulations approved by the authorized body in the field of health care service.

      6. Persons with alcoholism, drug addiction and substance abuse being on compulsory treatment in drug abuse organization violating the rules of internal regulation or avoiding from the treatment shall be placed in special room, if their actions threaten life and health of surrounding persons or directly himself (herself). Placement to the special room shall be carried out upon written direction of a head of drug abuse organization for compulsory treatment for the term up to ten days with notification of prosecutor within twenty four hours from the date of placement of the person. In case of absence of a head in the workplace, decision on placement to the special room shall be adopted by a senior servant of drug abuse organization for compulsory treatment with a following report to the head that shall determine the terms of maintenance in special room by written direction.

      7. Willful leave of persons with alcoholism, drug addiction and substance abuse from the drug abuse organization for compulsory treatment, and equally non-arrival at organization by established term is avoidance from the treatment and shall entail responsibility in accordance with the Laws of the Republic of Kazakhstan. Their bringing for compulsory treatment shall be carried out by internal affairs bodies of the Republic of Kazakhstan on the basis of decree of court.

      Period of willful absence of persons with alcoholism, drug addiction and substance abuse in the abuse organization for compulsory treatment shall not be counted to the term of treatment.

      Footnote. The Law is supplemented by Article 6-1 in accordance with the Law of the Republic of Kazakhstan dated 29.12.2010 No. 375-IV (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication); as amended by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 29.09.2014 No. 239-V (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after the date of its first official publication).

Article 6-2. Medical sanitary service of persons with alcoholism, drug addiction and substance abuse being under compulsory treatment in drug abuse organization

      Medical sanitary service of persons with alcoholism, drug addiction and substance abuse being under compulsory treatment in the drug abuse organization shall be carried out in accordance with the legislation of the Republic of Kazakhstan in the field of health care service.

      Footnote. Article is supplemented by Article 6-2 in accordance with the Law of the Republic of Kazakhstan dated 29.12.2010 No. 375-IV (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication).

Article 6-3. Organization of labour activity of persons with alcoholism, drug addiction and substance abuse being under compulsory treatment in a drug abuse organization

      Persons with alcoholism, drug addiction and substance abuse being under compulsory treatment in the drug abuse organization shall be provided by work at their will, and the force of labour legislation of the Republic of Kazakhstan shall apply to them.

      Footnote. Article is supplemented by Article 6-3 in accordance with the Law of the Republic of Kazakhstan dated 29.12.2010 No. 375-IV (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication).

Article 6-4. Rights and obligations of persons with alcoholism, drug addiction and substance abuse being under compulsory treatment in a drug abuse organization

      1. Persons with alcoholism, drug addiction and substance abuse being under compulsory treatment in a drug abuse organization shall have all the rights and freedoms of citizens provided by the Constitution of the Republic of Kazakhstan.

      Restriction of carrying out the rights and freedoms of persons with alcoholism, drug addiction and substance abuse begin under compulsory treatment in a drug abuse organization is acceptable only in cases provided by the Laws of the Republic of Kazakhstan.

      2. Persons with alcoholism, drug addiction and substance abuse being under compulsory treatment in a drug abuse organization shall have the right to:

      1) familiarization with the internal regulations of drug abuse organization for compulsory treatment and other documents regulating the procedure for staying in this institution;

      2) receipt food, material and living and medical service;

      3) employment in accordance with the labour legislation of the Republic of Kazakhstan;

      4) acquire food products and prime necessities, as well as other things not prohibited for keeping and use in the territory of drug abuse organization for compulsory treatment at the expense of the funds being on a personal separate account;

      5) have appointments with relatives in the manner determined by the internal regulations;

      6) carry on correspondence without restriction;

      7) receive packages, sent and receive parcels in the manner determined by the internal regulations;

      8) receive money transfers that shall be credited to their separate account;

      9) receive short-term rest with a term up to ten days in case of successful treatment;

      10) perform religious ceremonies upon condition of compliance with the internal regulations and rights of other persons contained in a drug abuse organization for compulsory treatment;

      11) daily walk;

      12) lay complaints against the actions (omission) of servants of organizations to the authorized body in the field of health care service, bodies of prosecutor’s office, court.

      3. Persons with alcoholism, drug addiction and substance abuse being under compulsory treatment in a drug abuse organization shall be obliged to:

      1) comply with the established internal regulations;

      2) perform legal requirements of administration of drug abuse organization for compulsory treatment and medical personnel;

      3) accept prescription of treatment;

      4) treat with due care to the property of organization;

      5) maintain cleanness and order in the drug abuse organization for compulsory treatment, as well as carry out cleaning of its territory no more than two hours per week;

      6) practice personal hygiene.

      4. For commission of infractions and (or) infliction of material damage, the persons with alcoholism, drug addiction and substance abuse being under compulsory treatment in the drug abuse organization shall bear responsibility established by the Laws of the Republic of Kazakhstan.

      Footnote. The Law is supplemented by Article 6-4 in accordance with the Law of the Republic of Kazakhstan dated 29.12.2010 No. 375-IV (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication).

Article 7. Grounds and procedure for termination of compulsory treatment of persons with alcoholism, drug addiction and substance abuse

      1. Persons with alcoholism, drug addiction and substance abuse shall be released from drug abuse organizations for compulsory treatment:

      1) upon expiry of the term of compulsory treatment determined by court;

      2) under the decree of court due to detection of concurrent serious diseases impeding conduct of compulsory treatment;

      3) in advance due to successful treatment but no earlier than six months under the decree of court.

      In case of avoidance from treatment of the persons with alcoholism, drug addiction and substance abuse being in the drug abuse organization for compulsory treatment, the term of staying may be prolonged under the court decision on the basis of applying of administration of the drug abuse organization based on medical opinion, but no more than one year. By this, time of staying in the drug abuse organization shall not exceed two years.

      2. Documents, money and things withdrawn and stored in a storage room of drug abuse organization shall be returned to the persons released from the drug abuse organization for compulsory treatment.

      Note about labour activity shall be made in a labour book in the period of staying in the drug abuse organization for compulsory treatment, and in the absence of the labour book, the certificate shall be issued.

      3. Administration of organization shall inform local executive body about the persons released from the drug abuse organization for compulsory treatment at the place of residence for rendering of assistance in a living conditions and employment and health care organization at the place of residence for ensuring of supervision.

      Footnote. Article 7 is in the wording of the Law of the Republic of Kazakhstan dated 29.12.2010 No. 375-IV (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication).

Article 8. Recording and supportive treatment

      Persons subjected to compulsory treatment from alcoholism, drug addiction and substance abuse shall be obliged to be registered in the drug abuse organizations at the place of residence and undergo supportive treatment in there after release from the drug abuse organizations for compulsory treatment, except of those released under the decree of court as those cured in advance in the manner established by the Ministry of healthcare of the Republic of Kazakhstan.

      In case of avoidance from recording and undergoing supportive treatment, the persons may be subjected to compulsory bringing by internal affairs bodies.

      Footnote. Article as amended by the Laws of the Republic of Kazakhstan dated 20.12.2004 No. 13; dated 27.04.2012 No. 15-V (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication).

Article 9. Employment and living conditions of persons released from the drug abuse organizations for compulsory treatment

      Employment and living conditions of persons released from the drug abuse organizations for compulsory treatment shall be carried out at the place of residence and imposed on local executive bodies of districts (cities of oblast significance), city of republican significance, the capital.

      Footnote. Article 9 is in the wording of the Law of the Republic of Kazakhstan dated 20 December 2004 No. 13.

Article 10. Supervision of compliance with legality in the drug abuse organizations for compulsory treatment

      Supervision of compliance with legality in the drug abuse organizations for compulsory treatment shall be carried out by bodies of prosecutor’s office of the Republic of Kazakhstan.

      Footnote. Article 3 as amended by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 20 December 2004 No. 13.

Article 10-1. National preventive mechanism

      1. National preventive mechanism shall operate in the form of system of preventing tortures and other cruel, inhuman types of treatment and punishment, as well as those degrading dignity, functioning in virtue of the activity of participants of the national preventive mechanism.

      2. Within the activity, participants of the national preventive mechanism shall visit drug abuse organizations for compulsory treatment and other organizations determined by the Laws of the Republic of Kazakhstan for visiting by these participants (hereinafter – preventive visits).

      3. Participants of the national preventive mechanism are the Commissioner for human rights, as well as members of public supervisory commissions and public associations selected by the Coordination Council carrying out the activity on protection of rights, legal interests of citizens, lawyers, social employees, doctors.

      4. Commissioner for human rights shall coordinate the activity of participants of the national preventive mechanism, take measures for ensuring of necessary potential and professional knowledge of participants of the national preventive mechanism in accordance with the legislation of the Republic of Kazakhstan.

      5. Compensation of expenses of participants of the national preventive mechanism on preventive visits shall be carried out from the budget funds in the manner determined by the Government of the Republic of Kazakhstan.

      Footnote. The Law is supplemented by Article 10-1 in accordance with the Law of the Republic of Kazakhstan dated 02.07.2013 No. 111-V (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication).

Article 10-2. Coordination Council

      1. For the purpose of ensuring effective coordination of the activity of the national preventive mechanism, the Coordination Council shall be established under the Commissioner for human rights.

      Members of Coordination Council with the exception of the Commissioner for human rights shall be elected by a commission established by the Commissioner for human rights from among the citizens of the Republic of Kazakhstan.

      2. Commissioner for human rights shall approve:

      provision on Coordination Council under the Commissioner for human rights;

      procedure for selection of participants of the national preventive mechanism;

      procedure for formation of groups from participants of the national preventive mechanism for preventive visits;

      methodical recommendations on preventive visits;

      procedure for preparation of annual consolidated report regarding the results of preventive visits.

      3. Coordination Council shall coordinate with Subcommittee on prevention of tortures and other cruel, inhuman types of treatment and punishment, as well as whose degrading dignity of the Committee against Tortures of the United Nations Organization.

      Footnote. The Law is supplemented by Article 10-2 in accordance with the Law of the Republic of Kazakhstan dated 02.07.2013 No. 111-V (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication).

Article 10-3. Requirements to participants of the national preventive mechanism

      1. Participants of the national preventive mechanism may not be the following persons:

      1) having outstanding or unexpunged conviction in the manner established by the Law;

      2) suspected or accused persons in commission of crime;

      3) recognized incapable or partially capable by the court;

      4) judges, attorneys for the defence, state servants and military servants, as well as employees of law enforcement and special state bodies;

      5) registered at a psychiatrist and (or) narcologist.

      2. Participants of the national preventive mechanism may not be the persons released from criminal responsibility on non-rehabilitating grounds for commission of intended crime; dismissed from the state or military service, from law enforcement and special state bodies, courts or excluded from the bar association on negative motives; deprived of a license for engagement in advocacy activity.

      Footnote. The Law is supplemented by Article 10-3 in accordance with the Law of the Republic of Kazakhstan dated 02.07.2013 No. 111-V (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication).

Article 10-4. Rights of participant of the national preventive mechanism

      1. Participant of the national preventive mechanism shall have the right to:

      1) receive information on number of persons maintained in organizations being subject to preventive visit, quantity of such organizations and their location;

      2) have an access to information concerning treatment with persons maintained in organizations being subject to preventive visit, as well as conditions of their maintenance;

      3) carry out preventive visits in established manner in a composition of formed groups;

      4) conduct conversations with persons maintained in organizations being subject to preventive visits, and (or) with their legal representatives without witnesses in person or through an interpreter upon necessity, as well as with any other person that in opinion of a participant of the national preventive mechanism may provide the relevant information;

      5) choose and visit organizations being subject to preventive visit without encumbrance;

      6) accept reports and complaints on applying tortures and other cruel, inhuman types of treatment and punishment or those degrading dignity.

      2. Participant of the national preventive mechanism is an independent upon carrying out legal activity.

      Footnote. The Law is supplemented by Article 10-4 in accordance with the Law of the Republic of Kazakhstan dated 02.07.2013 No. 111-V (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication).

Article 105. Obligations of participants of the national preventive mechanism

      1. Upon fulfillment of own powers, participants of the national preventive mechanism shall be obliged to comply with the legislation of the Republic of Kazakhstan.

      2. Interference of participants of the national preventive mechanism to the activity of organizations being subject to preventive visit shall not be allowed.

      3. In existence of circumstances raising doubts in impartiality of a participant of the national preventive mechanism included to the group on preventive visit, he (she) shall be obliged to refuse from participation in prevent5ive visit.

      4. Participants of the national preventive mechanism shall be obliged to register accepted reports and complaints on applying tortures and other cruel, inhuman types of treatment and punishment, as well as those degrading dignity in the manner determined by the Commissioner for human rights.

      Accepted reports and complaints shall be transferred for consideration of the Commissioner for human rights in the manner provided by the legislation of the Republic of Kazakhstan.

      Information on accepted and transferred reports and complaints shall be included to the report based on the results of preventive visits.

      5. Participants of the national preventive mechanism that violated provisions of this Law shall bear responsibility established by the Laws of the Republic of Kazakhstan.

      Footnote. The Law is supplemented by Article 10-5 in accordance with the Law of the Republic of Kazakhstan dated 02.07.2013 No. 111-V (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication).

Article 10-6. Termination of powers of a participant of the national preventive mechanism

      Powers of a participant of the national preventive mechanism shall be terminated upon:

      1) violation of provisions of this Law;

      2) written application on resignation;

      3) his (her) death or entering of court decision into legal force on declaring him (her) as diseased;

      4) departure beyond the boundaries of the Republic of Kazakhstan for permanent residence;

      5) loss of citizenship of the Republic of Kazakhstan;

      6) entering of condemnatory court verdict into legal force;

      7) occurrence of other cases provided by the Laws of the Republic of Kazakhstan.

      Footnote. The Law is supplemented by Article 10-6 in accordance with the Law of the Republic of Kazakhstan dated 02.07.2013 No. 111-V (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication).

Article 10-7. Types and periodicity of preventive visits

      1. Preventive visits of participants of the national preventive mechanism shall be divided into:

      1) periodical preventive visits conducted on a regular basis no less than once every four years;

      2) midterm preventive visits conducted in the period between periodical preventive visits for the purpose of monitoring of realization of recommendations based on the results of previous periodical preventive visit, as well as preventive of pursuing the persons with whom the participants of the national preventive mechanism conducted conversations from the side of administration of organizations being subject to preventive visit;

      3) special preventive visits conducted on the basis of received reports on applying tortures and other cruel, inhuman types of treatment and punishment, as well as those degrading dignity.

      2. Coordination Council shall determine terms and list of organizations being subject to preventive visits within the allocated budget funds.

      Footnote. The Law is supplemented by Article 10-7 in accordance with the Law of the Republic of Kazakhstan dated 02.07.2013 No. 111-V (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication).

Article 10-8. Procedure for preventive visits

      1. Preventive visits shall be conducted in groups formed by the Coordination Council from the participants of the national preventive mechanism in accordance with the rules approved by the Government of the Republic of Kazakhstan in coordination with the Commissioner for human rights.

      2. Upon formation of groups for preventive visits, no one from among the participants of the national preventive mechanism may be subject to any discrimination based on origin, social, official and property position, gender, race, nationality, language, attitude to religion, convictions, residence places or any other circumstances.

      3. Safety ensuring of participants of the national preventive mechanism shall be imposed on administration of organizations being subject to preventive visit. In case of illegal actions of participants of the national preventive mechanism, a head of administration of the organizations being subject to preventive visit shall inform the Commissioner for human rights in written.

      4. Based on the results of each preventive visit, the written report shall be drawn up in the name of group in the form approved by the Coordination Council that shall be signed by all the members of the group that carried out preventive visit. Member of the group having special opinion shall draw it up in written and annex to the report.

      Footnote. The Law is supplemented by Article 10-8 in accordance with the Law of the Republic of Kazakhstan dated 02.07.2013 No. 111-V (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication).

Article 10-9. Annual consolidated report of participants of the national preventive mechanism

      1. Coordination council shall prepare annual consolidated report of participants of the national preventive mechanism in recognition of their reports based on the results of preventive visits.

      2. Annual consolidated report of participants of the national preventive mechanism shall also include:

      recommendations to authorized state bodies on improvement of conditions of treatment with persons maintained in organizations being subject to preventive visit and prevention of tortures and other cruel, inhuman types of treatment and punishment, as well as those degrading dignity;

      proposals on improvement of the legislation of the Republic of Kazakhstan.

      Annual consolidated report of participants of the national preventive mechanism shall be annexed by financial report on preventive visits for the previous year.

      3. Annual consolidated report of participants of the national preventive mechanism shall be directed for consideration by the authorized state bodies and placed on a website of the Commissioner for human rights within the term no later than one month from the date of its approval by the Coordination Council.

      Footnote. The Law is supplemented by Article 10-9 in accordance with the Law of the Republic of Kazakhstan dated 02.07.2013 No. 111-V (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication).

Article 10-10. Confidentiality

      1. Participants of the national preventive mechanism shall not have the right to divulgate details on private life of a person became known to them in the course of preventive visits without the agreement of the person.

      2. Divulgation of details on private life of a person became known to them in the course of preventive visits by participants of the national preventive mechanism without the agreement of the person shall entail responsibility by the Laws of the Republic of Kazakhstan.

      Footnote. The Law is supplemented by Article 10-10 in accordance with the Law of the Republic of Kazakhstan dated 02.07.2013 No. 111-V (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication).

Article 10-11. Interaction of authorized state bodies with participants of the national preventive mechanism

      1. State bodies and their civil servants shall render assistance to participants of the national preventive mechanism in carrying out the legal activity by them.

      None of the state bodies or civil servants shall not have the right to restrict the rights and freedoms of citizens for informing participants of the national preventive mechanism on the facts of applying tortures and other cruel, inhuman types of treatment and punishment, as well as those degrading dignity.

      Civil servants impeding legal activity of participants of the national preventive mechanism shall bear responsibility established by the Laws of the Republic of Kazakhstan.

      2. Authorized state bodies shall inform the Commissioner for human rights on measures taken based on results of considering the received reports within three months from the date of receipt of annual consolidated report of participants of the national preventive mechanism in written form.

      3. On the basis of reports of participants of the national preventive mechanism based on the results of preventive visits, the Commissioner for human rights shall have the right to apply to authorized state bodies or civil servants with a petition on initiation of disciplinary or administrative proceeding or criminal case in respect of a civil servant that violated the rights and freedoms of a person and citizen in the manner established by the Law.

      Footnote. The Law is supplemented by Article 10-11 in accordance with the Law of the Republic of Kazakhstan dated 02.07.2013 No. 111-V (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication).

Article 11. Procedure for entering of this Law into legal force

      This Law enters into legal force from the date of publication.

The President
of the Republic of Kazakhstan