Об утверждении Положения о Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан

Указ Президента Республики Казахстан от 11 ноября 1996 года N 3205.

      Сноска. В заголовок внесено изменение на казахском языке, текст на русском языке не изменяется Указом Президента РК от 10.07.2021 № 620.

      В соответствии с подпунктом 2) статьи 14 Конституционного закона Республики Казахстан "О Президенте Республики Казахстан" ПОСТАНОВЛЯЮ:

      Сноска. Преамбула – в редакции Указа Президента РК от 23.01.2023 № 109.

      1. Утвердить Положение о Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан (прилагается).

      2. Признать утратившими силу:

      постановление Президента Республики Казахстан от 21 декабря 1993 г. N 1469 "Об утверждении Положения о Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 1993 г., N 48, ст. 579);

      Указ Президента Республики Казахстан от 22 февраля 1996 г. N 2856 "О внесении изменений в Положение о Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 1996 г., N 7, ст. 38).

      3. Настоящий Указ вступает в силу со дня подписания.

     
      Президент
Республики Казахстан

  Утверждено
Указом Президента
Республики Казахстан
от 11 ноября 1996 года № 3205

ПОЛОЖЕНИЕ
о Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан

      Сноска. Положение в редакции Указа Президента РК от 12.02.2013 № 501.

Глава 1. Общие положения

      Сноска. Заголовок главы 1 – в редакции Указа Президента РК от 23.01.2023 № 109.

      1. Центральная избирательная комиссия Республики Казахстан (далее - Комиссия) является постоянно действующим государственным органом Республики Казахстан, возглавляет единую систему избирательных комиссий Республики.

      2. Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией и законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.

      3. Комиссия является юридическим лицом в организационно-правовой форме государственного учреждения, имеет печати и штампы со своим наименованием на государственном языке, бланки установленного образца, в соответствии с законодательством Республики Казахстан счета в органах Казначейства.

      4. Комиссия вступает в гражданско-правовые отношения от собственного имени.

      5. Комиссия имеет право выступать стороной гражданско-правовых отношений от имени государства, если она уполномочена на это в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      6. Комиссия по вопросам своей компетенции в установленном законодательством Республики Казахстан порядке принимает постановления.

      7. Структура и лимит штатной численности аппарата Комиссии утверждаются в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

      8. Юридический адрес Комиссии: 010000, Республика Казахстан, город Астана, улица Бейбитшилик, 4.

      Сноска. Пункт 8 – в редакции Указа Президента РК от 23.01.2023 № 109.

      9. Полное наименование государственного органа - государственное учреждение "Центральная избирательная комиссия Республики Казахстан".

      10. Настоящее Положение является учредительным документом Комиссии.

      11. Финансирование деятельности Комиссии осуществляется из республиканского бюджета.

      12. Комиссии запрещается вступать в договорные отношения с субъектами предпринимательства на предмет выполнения обязанностей, являющихся функциями Комиссии.

      Если Комиссии законодательными актами предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, направляются в доход государственного бюджета.

Глава 2. Миссия, основная задача, функции, права и обязанности Комиссии

      Сноска. Заголовок главы 2 – в редакции Указа Президента РК от 23.01.2023 № 109.

      13. Миссия Комиссии: обеспечение прав граждан участвовать в управлении делами государства непосредственно или через своих представителей путем проведения свободных и справедливых выборов и республиканских референдумов.

      14. Основной задачей Комиссии является проведение справедливых, подлинных и свободных выборов и республиканских референдумов в Республике Казахстан.

      15. Комиссия в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Республики Казахстан осуществляет следующие функции:

      1) контроль на территории Республики Казахстан за исполнением законодательства о выборах и республиканском референдуме и обеспечение его единообразного применения;

      2) принимает в пределах своей компетенции решения, обязательные на всей территории Республики Казахстан, а также иные правовые акты по вопросам организации и проведения выборов;

      3) организует подготовку и проведение выборов Президента Республики Казахстан, депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан;

      4) руководит организацией и проведением выборов депутатов Сената Парламента Республики Казахстан;

      5) регистрирует кандидатов в Президенты Республики Казахстан, выдает им соответствующие удостоверения, отказывает в регистрации или отменяет решение о регистрации кандидата в Президенты, не позднее чем на седьмой день после регистрации кандидатов в Президенты публикует в средствах массовой информации сообщение о регистрации с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, занимаемой должности (занятия), места работы и жительства каждого кандидата в Президенты, а также, в зависимости от усмотрения кандидата в Президенты, сведений о его принадлежности к общественному объединению, национальной принадлежности;

      6) устанавливает соответствие кандидата в Президенты Республики Казахстан предъявляемым к нему Конституцией и Конституционным законом Республики Казахстан "О выборах в Республике Казахстан" требованиям;

      7) совместно с уполномоченным органом в области здравоохранения устанавливает требования к медицинскому заключению и перечень заболеваний, препятствующих регистрации кандидатом в Президенты Республики;

      8) определяет процедуру установления свободного владения кандидатом в Президенты государственным языком в соответствии с решением Конституционного Совета Республики об официальном толковании пункта 2 статьи 41 Конституции Республики Казахстан;

      9) рассматривает вопрос о допуске политических партий к участию в выборах части депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан и депутатов маслихатов Республики Казахстан, избираемых по партийным спискам;

      9-1) образует избирательные округа по выборам депутатов Мажилиса Парламента по одномандатным территориальным избирательным округам и устанавливает их границы, публикует в средствах массовой информации список избирательных округов и сведения об их границах;

      10) регистрирует партийные списки по выборам депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан и не позднее чем на десятый день после их регистрации публикует в средствах массовой информации сообщение о регистрации с указанием наименования политической партии и количества лиц, включенных в партийный список, а также фамилии, имени, отчества, года рождения, занимаемой должности (занятия), места работы и жительства каждого лица, включенного в партийный список;

      11) Исключен Указом Президента РК от 23.01.2023 № 109.

      12) при регистрации выдает кандидату в депутаты Мажилиса Парламента Республики Казахстан соответствующее удостоверение;

      13) отказывает в регистрации или отменяет решение о регистрации партийного списка по выборам депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан в случаях, предусмотренных Конституционным законом Республики Казахстан "О выборах в Республике Казахстан";

      14) Исключен Указом Президента РК от 23.01.2023 № 109.

      15) принимает решение об исключении лица, включенного в партийный список, из данного списка по выборам депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан в случаях, предусмотренных Конституционным законом Республики Казахстан "О выборах в Республике Казахстан";

      16) подводит итоги выборов Президента и депутатов Парламента в целом по Республике Казахстан, регистрирует избранных Президента и депутатов Парламента Республики Казахстан, публикует сообщение об этом в средствах массовой информации;

      17) устанавливает квоту для распределения депутатских мандатов по итогам голосования по партийным спискам Мажилиса Парламента;

      18) после опубликования в средствах массовой информации итогов выборов депутатов Парламента Республики вручает каждому депутату удостоверение и нагрудный знак установленного Комиссией образца;

      19) назначает и организует проведение повторного голосования и повторных выборов при выборах Президента Республики Казахстан;

      20) признает недействительными выборы депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан в соответствующей административно-территориальной единице, назначает повторное голосование в случаях, предусмотренных Конституционным законом Республики Казахстан "О выборах в Республике Казахстан";

      21) назначает повторные выборы депутатов Парламента Республики Казахстан в случаях, предусмотренных Конституционным законом Республики Казахстан "О выборах в Республике Казахстан";

      22) назначает выборы депутатов Парламента Республики Казахстан вместо выбывших;

      23) готовит к рассмотрению вопросы, связанные с применением к депутатам мер взыскания, соблюдением ими требований пункта 3 статьи 52 Конституции Республики Казахстан, правил депутатской этики, а также прекращением полномочий депутатов и лишением их полномочий и депутатской неприкосновенности.

      Контроль за явкой депутатов на заседания Палат Парламента и их органов, а также недопустимостью передачи депутатом своего голоса осуществляется членами Комиссии.

      Порядок рассмотрения и внесения на рассмотрение Парламента Республики Казахстан вышеперечисленных вопросов регламентируется соответствующим положением, утверждаемым Комиссией;

      24) принимает постановление, в котором констатируется факт наступления оснований, влекущих прекращение полномочий депутата Парламента, и постановление, констатирующее факт утраты соответствующим лицом полномочий депутата Парламента Республики Казахстан;

      25) устанавливает итоги голосования по прекращению полномочий депутата Сената Парламента Республики Казахстан по решению выборщиков; утверждает образцы документов по прекращению полномочий депутата Сената Парламента Республики Казахстан по решению выборщиков;

      26) в соответствии с численностью населения административно-территориальных единиц определяет количество избираемых от них депутатов маслихатов при формировании нового созыва;

      27) назначает очередные и внеочередные выборы депутатов маслихатов;

      28) при организации и проведении выборов депутатов маслихатов, акима района, города областного значения, города районного значения, села, поселка, сельского округа и членов иных органов местного самоуправления осуществляет контроль за соответствием деятельности территориальных избирательных комиссий требованиям Конституционного закона Республики Казахстан "О выборах в Республике Казахстан" и при выявлении нарушений Конституционного закона Республики Казахстан "О выборах в Республике Казахстан" отменяет их решения;

      28-1) совместно с уполномоченным органом по делам государственной службы устанавливает перечень документов, необходимых для проверки соответствия кандидата в акимы района, города областного значения, города районного значения, села, поселка, сельского округа требованиям законодательства Республики Казахстан в сфере государственной службы;

      29) определяет порядок и объем размещения сообщений избирательных комиссий периодическими печатными изданиями за счет средств, предусмотренных республиканским и местным бюджетами;

      30) информирует избирателей о ходе предвыборной кампании по выборам Президента Республики Казахстан и депутатов Парламента Республики Казахстан;

      31) определяет порядок осуществления предвыборной агитации и информационного обеспечения выборов Президента Республики Казахстан, депутатов Парламента, маслихатов Республики Казахстан, акима района, города областного значения, города районного значения, села, поселка, сельского округа, а также членов иных органов местного самоуправления;

      32) размещает на своем интернет-ресурсе представленные средствами массовой информации, пользователями онлайн-платформ сведения о размере оплаты, условиях и порядке предоставления эфирного времени, печатной площади и объема информации для проведения предвыборной агитации;

      33) определяет порядок и условия проведения предвыборных дебатов;

      34) организует предвыборные дебаты на телевидении для кандидатов в Президенты, политических партий, выдвинувших партийные списки кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента Республики Казахстан;

      35) утверждает инструкцию по регистрации доверенных лиц;

      36) Исключен Указом Президента РК от 23.01.2023 № 109.

      37) устанавливает порядок хранения избирательных документов;

      38) устанавливает форму и текст бюллетеня для голосования по выборам Президента и депутатов Мажилиса Парламента по партийным спискам, форму бюллетеней для голосования по выборам депутатов Сената Парламента, депутатов Мажилиса Парламента, избираемых по одномандатным территориальным избирательным округам, депутатов маслихатов, акима района, города областного значения, города районного значения, села, поселка, сельского округа и членов иных органов местного самоуправления, порядок их изготовления, также степень защищенности;

      39) проводит жеребьевку по установлению последовательности включения наименований политических партий в избирательный бюллетень для голосования по выборам депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан в порядке, определенном Комиссией;

      40) обеспечивает изготовление избирательных бюллетеней по выборам Президента Республики Казахстан и депутатов Парламента Республики Казахстан;

      41) определяет порядок внесения изменений в избирательные бюллетени в случае снятия кандидатуры, отмены решения о выдвижении кандидатом, отмены решения о регистрации кандидатов, партийных списков;

      42) устанавливает формы списков избирателей (выборщиков), подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку кандидатов в Президенты, сбора подписей выборщиков в поддержку кандидатов в депутаты Сената Парламента и для сбора подписей избирателей в поддержку кандидатов в акимы района, города областного значения, города районного значения, села, поселка, сельского округа, подписного листа для сбора подписей граждан за отзыв депутатов Мажилиса Парламента и маслихата Республики Казахстан, избранных по одномандатному территориальному избирательному округу, иных избирательных документов;

      43) утверждает положение об удостоверении и нагрудном знаке депутата Парламента Республики, их образцы и описание;

      44) устанавливает образец удостоверения и нагрудного знака для Президента, депутатов маслихатов, а также образец удостоверения акима района, города областного значения, районного значения, села, поселка, сельского округа и членов иных органов местного самоуправления;

      45) устанавливает порядок использования электронной избирательной системы в части, не регламентированной Конституционным законом Республики Казахстан "О выборах в Республике Казахстан";

      46) определяет избирательные округа и избирательные участки, в которых будет использоваться электронная избирательная система или ее отдельные элементы;

      47) устанавливает время запуска электронной избирательной системы;

      48) ведет единый электронный Реестр граждан – избирателей Республики Казахстан;

      49) определяет порядок сверки и представления сведений в электронном виде об избирателях и границах избирательных участков;

      50) определяет порядок формирования списков избирателей для голосования, а также их представления в избирательные комиссии;

      51) организует изготовление, определяет порядок выдачи и учета открепительных удостоверений на право голосования;

      52) осуществляет международное сотрудничество в области избирательных систем;

      53) устанавливает образец удостоверения для аккредитованных наблюдателей;

      54) определяет порядок и организует работу по направлению граждан Республики Казахстан для наблюдения за выборами в иностранных государствах;

      55) организует разъяснение законодательства о выборах Республики Казахстан;

      56) размещает на официальном интернет-ресурсе Комиссии нормативные правовые акты по выборному законодательству Республики Казахстан, информацию о назначении и проведении выборов, а также о результатах подсчета голосов на прошедших выборах;

      57) проводит работу по изучению избирательной практики и совершенствованию законодательства о выборах в Республике Казахстан для официального внесения субъектом права законодательной инициативы проекта законодательного акта;

      58) периодически публикует информационный бюллетень;

      59) организует и проводит обучение участников избирательного процесса;

      60) проводит семинары с представителями политических партий и другими участниками избирательного процесса по организации и проведению выборов;

      61) при проведении выборов с использованием электронной избирательной системы проводит обучение членов соответствующих избирательных комиссий по ее применению;

      62) через средства массовой информации организует обучение населения по использованию электронной избирательной системы на выборах;

      63) составляет и представляет Правительству Республики примерную смету расходов на проведение избирательной кампании на основании бюджетных заявок, предоставляемых территориальными избирательными комиссиями, в порядке, определяемом Комиссией;

      64) распределяет среди избирательных комиссий средства республиканского бюджета, выделенные для проведения избирательной кампании;

      65) определяет порядок открытия специального временного счета, расходования средств избирательных фондов и соответствующее банковское учреждение;

      66) определяет порядок и объемы выделения средств для выступления кандидатам;

      67) публикует в средствах массовой информации информацию об общей сумме денег, поступивших в избирательный фонд, и его источниках в течение пяти дней после опубликования итогов выборов Президента, депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан;

      68) определяет порядок финансирования политических партий;

      69) контролирует создание необходимых материально-технических условий для деятельности избирательных комиссий;

      70) координирует работу по созданию условий для реализации избирательных прав граждан с ограниченными возможностями;

      71) утверждает инструкцию по оснащению помещения для голосования на избирательном участке, пункта для голосования;

      72) устанавливает форму урн из прозрачного материала для голосования и образцы печатей избирательных комиссий;

      73) приобретает товары, работы и услуги по созданию, развитию, внедрению, сопровождению, администрированию, эксплуатации и системно-техническому обслуживанию объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры, интернет-ресурса и материально-техническому обеспечению выборной деятельности у Республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения "Инженерно-технический центр Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан";

      74) руководит избирательными комиссиями по выборам Президента Республики Казахстан, депутатов Парламента Республики Казахстан, по отзыву депутатов Мажилиса Парламента, избранных по одномандатным территориальным избирательным округам;

      75) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий;

      76) отменяет и приостанавливает решения избирательных комиссий;

      77) обращается с заявлением в суд о прекращении деятельности избирательной комиссии;

      78) выполняет функции Центральной комиссии референдума;

      79) рассматривает заявления и жалобы о нарушениях законодательства о республиканском референдуме;

      80) информирует граждан о ходе подготовки референдума;

      81) утверждает форму свидетельства о регистрации инициативной группы референдума;

      82) регистрирует инициативную группу референдума и вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) ею на референдум, и размещает официальное сообщение об этом в средствах массовой информации;

      83) выдает свидетельство о регистрации инициативной группы референдума одновременно с выдачей подписных листов;

      84) принимает решение о прекращении деятельности членов инициативной группы референдума, деятельности инициативной группы и об отзыве свидетельства о ее регистрации в случаях, предусмотренных Конституционным законом Республики Казахстан "О республиканском референдуме";

      85) признает проведение референдума на отдельных участках (административно-территориальных единицах) недействительным в случаях, предусмотренных Конституционным законом Республики Казахстан "О республиканском референдуме";

      86) подводит итоги референдума в целом по Республике Казахстан, обеспечивает передачу сообщения об этом в средствах массовой информации;

      87) устанавливает формы и тексты бюллетеней для голосования, списков избирателей, подписных листов, иных документов, необходимых для проведения референдума; время голосования, а также порядок хранения документов референдума;

      88) определяет порядок и сроки хранения подписных листов и итоговых протоколов по результатам сбора подписей инициативной группой референдума;

      89) руководит комиссиями референдума, отменяет и приостанавливает их решения, а также распределяет среди них средства на организацию и проведение референдума;

      90) контролирует состояние материально-технического обеспечения комиссий референдума;

      91) создает консультативно-совещательные органы;

      91-1) разрабатывает и утверждает правила аккредитации общественных объединений и некоммерческих организаций, к уставной деятельности которых относится осуществление деятельности по наблюдению за выборами;

      91-2) осуществляет аккредитацию республиканских общественных объединений и некоммерческих организаций, к уставной деятельности которых относится осуществление деятельности по наблюдению за выборами;

      91-3) разрабатывает и утверждает правила приобретения товаров, работ и услуг, необходимых для организации и деятельности избирательных комиссий в период подготовки и проведения выборов, референдума;

      91-4) разрабатывает и утверждает квалификационные требования к членам территориальных избирательных комиссий;

      92) осуществляет иные функции в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      Сноска. Пункт 15 - в редакции Указа Президента РК от 26.09.2018 № 758; с изменениями, внесенными указами Президента РК от 10.07.2021 № 620; от 23.01.2023 № 109.

      16. Комиссия в пределах своей компетенции имеет следующие права:

      1) заслушивать отчеты государственных органов и организаций по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов и республиканских референдумов, а также информации органов общественных объединений по вопросам соблюдения законодательства о выборах и республиканском референдуме;

      2) запрашивать и получать в установленном законодательством Республики Казахстан порядке от государственных органов, организаций, их должностных лиц необходимую информацию и материалы;

      3) исключен Указом Президента РК от 26.09.2018 № 758;

      4) осуществлять иные права, предусмотренные действующими законами Республики Казахстан, актами Президента и Правительства.

      Сноска. Пункт 16 с изменениями, внесенными Указом Президента РК от 26.09.2018 № 758.

      16-1. Комиссия обязана:

      1) соблюдать законодательство Республики Казахстан о выборах и принимать меры по обеспечению соблюдения законодательства Республики Казахстан по выборам;

      2) своевременно рассматривать обращения и жалобы на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий;

      3) принимать меры по устранению выявленных (выявляемых) в ходе государственного аудита нарушений и недостатков;

      4) обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации;

      5) соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц.

      Сноска. Положение дополнено пунктом 16-1 в соответствии с Указом Президента РК от 26.09.2018 № 758.

Глава 3. Организация деятельности Комиссии

      Сноска. Заголовок главы 3 – в редакции Указа Президента РК от 23.01.2023 № 109.

      17. Комиссия образуется в составе Председателя и шести членов в порядке, установленном Конституцией Республики Казахстан.

      18. Председатель Комиссии назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Казахстан.

      19. По два члена Комиссии назначаются соответственно Президентом Республики Казахстан и Палатами Парламента Республики Казахстан.

      20. Заместитель Председателя и секретарь Комиссии избираются на первом заседании Комиссии.

      Председатель, члены Центральной избирательной комиссии и сотрудники ее аппарата осуществляют полномочия на профессиональной постоянной основе.

      Сноска. Пункт 20 с изменением, внесенным Указом Президента РК от 26.09.2018 № 758.

      21. Руководство Комиссией осуществляется Председателем.

      22. Председатель Комиссии:

      1) исключен Указом Президента РК от 26.09.2018 № 758;

      2) при вступлении Президента Республики Казахстан в должность вручает Президенту соответствующее удостоверение и нагрудный знак установленного Комиссией образца, а также штандарт Президента Республики Казахстан и орден "Алтын Қыран" ("Золотой Орел") особого образца;

      3) утверждает структуру и штатное расписание аппарата Комиссии в пределах численности и фонда оплаты труда, определяемых Правительством Республики Казахстан;

      4) на первой сессии Парламента, до избрания Председателя Мажилиса, председательствует на заседаниях Мажилиса Республики Казахстан;

      5) представляет интересы Комиссии в суде и других государственных органах, а также вправе делегировать полномочия по представлению интересов Комиссии другим лицам путем выдачи соответствующей доверенности.

      Исполнение полномочий Председателя Комиссии в период его отсутствия осуществляется лицом, его замещающим, в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

      Сноска. Пункт 22 с изменениями, внесенными Указом Президента РК от 26.09.2018 № 758.

      23. Заседания Комиссии в период подготовки и проведения избирательной кампании проводятся не реже одного раза в две недели. В иное время заседания Комиссии проводятся по мере необходимости по инициативе Председателя или не менее одной трети членов Комиссии.

      Заседания Комиссии правомочны, если в них принимает участие не менее двух третей от общего числа членов Комиссии. Решения Комиссии принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа ее членов, кроме иных случаев, установленных конституционными законами Республики Казахстан "О выборах в Республике Казахстан" и "О республиканском референдуме".

      Члены Комиссии, не согласные с ее решением, вправе высказать особое мнение, которое в письменной форме прилагается к протоколу заседания Комиссии.

      24. Организационное и информационно-правовое обеспечение деятельности Комиссии осуществляется ее аппаратом.

      25. Аппарат Комиссии возглавляет руководитель аппарата Комиссии, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Председателем Комиссии.

Глава 4. Имущество Комиссии

      Сноска. Заголовок главы 4 – в редакции Указа Президента РК от 23.01.2023 № 109.

      26. Комиссия может иметь на праве оперативного управления обособленное имущество в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

      Имущество Комиссии формируется за счет имущества, переданного ей собственником, а также имущества (включая денежные доходы), приобретенного в результате собственной деятельности и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.

      27. Имущество, закрепленное за Комиссией, относится к республиканской собственности.

      28. Комиссия не вправе самостоятельно отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ней имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выданных ей по плану финансирования, если иное не установлено законодательством Республики Казахстан.

Глава 5. Реорганизация и упразднение Комиссии

      Сноска. Заголовок главы 5 – в редакции Указа Президента РК от 23.01.2023 № 109.

      29. Реорганизация и упразднение Комиссии осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Перечень организаций, находящихся в ведении
Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан

      Сноска. Положение дополнено Перечнем в соответствии с Указом Президента РК от 29.01.2015 № 995.

      Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Инженерно-технический центр Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан".

On approval of the Regulations on the Central Election Commission of the Republic of Kazakhstan

Decree of the President of the Republic of Kazakhstan dated November 11, 1996 N 3205.

      Unofficial translation

      Pursuant to sub-paragraph 2) of Article 14 of the Constitutional Law of the Republic of Kazakhstan “On the President of the Republic of Kazakhstan”, I HEREBY RESOLVE:
      Footnote. The preamble - as reworded by Decree of the President of the Republic of Kazakhstan No. 109 of 23.01.2023.

      1. To approve the Regulation on the Central Election Commission of the Republic of Kazakhstan (attached).

      2. To recognize as terminated:

      Decree of the President of the Republic of Kazakhstan dated December 21, 1993 N 1469 "On approval of the Regulation on the Central Election Commission of the Republic of Kazakhstan" (CAPG of the Republic of Kazakhstan, 1993, N 48, art. 579);

      Decree of the President of the Republic of Kazakhstan dated February 22, 1996 N 2856 "On Amendments to the Regulation on the Central Election Commission of the Republic of Kazakhstan" (CAPG of the Republic of Kazakhstan, 1996, N 7, art. 38).

      3. This Decree shall come into effect from the date of signing. 

      The President of the
Republic of Kazakhstan

  Approved by
Decree of the President of the
Republic of Kazakhstan
dated November 11, 1996 No. 3205

REGULATIONS
on the Central Election Commission of the
Republic of Kazakhstan

      Footnote. Regulation as amended by Decree of the President of the Republic of Kazakhstan dated 12.02.2013 No. 501.

Chapter 1. General provisions

      Footnote. The title of Chapter 1 - as reworded by Decree of the President of the Republic of Kazakhstan No. 109 of 23.01.2023.

      1. The Central Election Commission of the Republic of Kazakhstan (hereinafter referred to as the Commission) shall be the permanent state body of the Republic of Kazakhstan, shall head the unified system of election commissions of the Republic.

      2. The Commission shall carry out its activities in accordance with the Constitution and laws of the Republic of Kazakhstan, acts of the President of the Republic of Kazakhstan, other normative legal acts, as well as this Regulation.

      3. The Commission shall be a legal entity in the organizational and legal form of a state institution, and shall have seals and stamps with its name in the state language, forms of the established sample, in accordance with the legislation of the Republic of Kazakhstan, accounts in the Treasury bodies.

      4. The Commission shall enter into civil law relations on its own behalf.

      5. The Commission shall have the right to act as a party to civil law relations on behalf of the state, if it is authorized to do so in accordance with the legislation of the Republic of Kazakhstan.

      6. The Commission on the issues of its competence in the manner prescribed by the legislation of the Republic of Kazakhstan shall adopt resolutions.

      7. The structure and staffing limit of the Commission staff shall be approved in accordance with the current legislation of the Republic of Kazakhstan.

      8. Legal address of the Commission: 4 Beybitshilik Street, Astana, 010000, Republic of Kazakhstan.

      Footnote. Paragraph 8 - as reworded by Decree of the President of the Republic of Kazakhstan No. 109 of 23.01.2023.

      9. The full name of the state body shall be the state institution "Central Election Commission of the Republic of Kazakhstan".

      10. These Regulations shall be the constituent document of the Commission.

      11. Financing of the Commission activities shall be carried out from the republican budget.

      12. The Commission shall be prohibited from entering into contractual relations with business entities for fulfilling the duties that are the functions of the Commission.

      If the Commission is given the right to carry out income- generating activities by legislative acts, then the income received from such activities shall be directed to the state budget.

Chapter 2. Mission, main objective, functions, rights and responsibilities of the Commission

      Footnote. Title of Chapter 2 - as reworded by Decree of the President of the Republic of Kazakhstan No. 109 of 23.01.2023.

      13. Mission of the Commission: ensuring the rights of citizens to participate in the management of state affairs directly or through their representatives by holding free and fair elections and republican referendums.

      14. The main task of the Commission shall be to conduct fair, genuine and free elections and republican referendums in the Republic of Kazakhstan.

      15. The Commission, within its competence, in accordance with the legislation of the Republic of Kazakhstan, shall perform the following functions:

      1) control on the territory of the Republic of Kazakhstan over the implementation of the legislation on elections and republican referendum and ensuring its uniform application;

      2) adopt, within its competence, decisions that are binding on the entire territory of the Republic of Kazakhstan, as well as other legal acts on the organization and conduct of elections;

      3) organize the preparation and conduct of elections of the President of the Republic of Kazakhstan, deputies of the Mazhilis of the Parliament of the Republic of Kazakhstan;

      4) manage the organization and conduct of elections of deputies of the Senate of the Parliament of the Republic of Kazakhstan;

      5) register candidates for the President of the Republic of Kazakhstan, issue them the appropriate certificates, refuse to register or cancel the decision on registration of the candidate for the President, no later than on the seventh day after the registration of candidates for the President, publish a registration message in the media indicating the surname, first name, patronymic, year of birth, position (occupation), place of work and residence of each presidential candidate, as well as, depending on the discretion of the presidential candidate, information on his affiliation with a public association, nationality;

      6) establish the compliance of a candidate for the President of the Republic of Kazakhstan with the requirements imposed on him by the Constitution and the Constitutional Law of the Republic of Kazakhstan "On elections in the Republic of Kazakhstan";

      7) together with the authorized body in the field of health, establish the requirements for a medical certificate and a list of diseases that prevent registration as a candidate for the President of the Republic;

      8) determine the procedure for establishing the free command of a candidate for President of the state language in accordance with the decision of the Constitutional Council of the Republic on the official interpretation of Paragraph 2 of Article 41 of the Constitution of the Republic of Kazakhstan;

      9) consider the issue of admitting political parties to participate in the elections of a part of deputies of the Mazhilis of the Parliament of the Republic of Kazakhstan and deputies of maslikhats of the Republic of Kazakhstan, elected according to party lists;

      9-1) establishes electoral constituencies for the election of deputies to the Majilis of Parliament in single-member territorial constituencies and determine their boundaries, publishes in the mass media the list of electoral constituencies and information on their boundaries;

      10) register party lists for elections of deputies of the Mazhilis of the Parliament of the Republic of Kazakhstan and, no later than on the tenth day after their registration, publish a registration message in the media indicating the name of the political party and the number of persons included in the party list, as well as the surname, first name, patronymic, year of birth, position (occupation), place of work and residence of each person included in the party list;

      11) excluded by Decree of the President of the Republic of Kazakhstan No. 109 of 23.01.2023;

      12) upon registration, issue an appropriate certificate to a candidate for deputy of the Mazhilis of the Parliament of the Republic of Kazakhstan;

      13) refuse to register or cancel the decision on registration of the party list for elections of deputies of the Mazhilis of the Parliament of the Republic of Kazakhstan in the cases provided for by the Constitutional Law of the Republic of Kazakhstan "On elections in the Republic of Kazakhstan";

      14) excluded by Decree of the President of the Republic of Kazakhstan No. 109 of 23.01.2023;

      15) decide on the exclusion of the person included in the party list, from the list for the election of deputies of the Mazhilis of the Parliament of the Republic of Kazakhstan in the cases stipulated by the Constitutional Law of Republic of Kazakhstan "On Elections in the Republic of Kazakhstan";

      16) sum up the results of the elections of the President and deputies of the Parliament as a whole in the Republic of Kazakhstan, register the elected President and deputies of the Parliament of the Republic of Kazakhstan, publish a message about this in the mass media;

      17) establish a quota for the distribution of deputy mandates based on the results of voting on the party lists of the Mazhilis of the Parliament;

      18) after publication in the mass media of the results of elections of deputies of the Parliament of the Republics and hand over to each deputy a certificate and a badge of the sample established by the Commission;

      19) appoint and organize repeated voting and repeated elections in elections of the President of the Republic of Kazakhstan;

      20) declare as invalid the elections of deputies of the Mazhilis of the Parliament of the Republic of Kazakhstan in the corresponding administrative-territorial unit, appoint a second vote in the cases provided for by the Constitutional Law of the Republic of Kazakhstan "On elections in the Republic of Kazakhstan";

      21) appoint repeated elections of deputies of the Parliament of the Republic of Kazakhstan in the cases provided for by the Constitutional Law of the Republic of Kazakhstan "On elections in the Republic of Kazakhstan ";

      22) appoint elections of deputies of the Parliament of the Republic of Kazakhstan instead of retired ones;

      23) prepare for consideration issues related to the application of penalties to deputies, their compliance with the requirements of paragraph 3 of article 52 of the Constitution of the Republic of Kazakhstan, the rules of parliamentary ethics, as well as the termination of the powers of deputies and deprivation of their powers and parliamentary immunity.

      Control over the attendance of deputies at meetings of the Chambers of Parliament and their bodies, as well as the inadmissibility of a deputy transferring his vote shall be exercised by members of the Commission.

      The procedure for consideration and submission to the Parliament of the Republic of Kazakhstan of the above issues shall be regulated by the relevant provision approved by the Commission;

      24) adopt a resolution stating the fact of the occurrence of grounds entailing the termination of the powers of a deputy of the Parliament, and a resolution stating the fact that the relevant person has lost the powers of a deputy of the Parliament of the Republic of Kazakhstan;

      25) establish the results of voting on the termination of the powers of a deputy of the Senate of the Parliament of the Republic of Kazakhstan by the decision of the electors; approve samples of documents on the termination of the powers of a deputy of the Senate of the Parliament of the Republic of Kazakhstan by decision of the electors;

      26) in conformity with the population size of the administrative-territorial units decides the number of Maslikhat deputies to be elected from these units when a new convocation is formed;

      27) appoint regular and extraordinary elections of deputies of maslikhats;

      28) in the arrangement and conduct of elections of deputies to the maslikhats, district, city of regional significance, city of district significance, village, settlement, rural district and members of other local government bodies, supervises the compliance of the activities of territorial election commissions with the requirements of the Constitutional Law of the Republic of Kazakhstan “On Elections in the Republic of Kazakhstan” and in the discovery of breaches of the Constitutional Law of the Republic of Kazakhstan “On Elections in the Republic of Kazakhstan” revoke their decisions;

      28-1) jointly with the competent authority for civil service, determines the list of documents required to verify the compliance of the candidate for akims of a district, regional city, city of district significance, village, settlement, rural district with the requirements of the laws of the Republic of Kazakhstan in the sphere of civil service;

      29) to determine an order of magnitude and volume of postings of election commissions print media out of the funds provided by the republican and local budgets;

      30) inform voters about the course of the election campaign for the elections of the President of the Republics and Kazakhstan and deputies of the Parliament of the Republic of Kazakhstan;

      31) specifies the procedure for election campaigning and information support for elections of the President of the Republic of Kazakhstan, deputies of the Parliament, maslikhats of the Republic of Kazakhstan, akim of a district, city of regional significance, city of district significance, village, settlement, rural district, as well as members of other local self-government bodies;

      32) posts on its website the data supplied by the media, users of online platforms on the fees, conditions and procedures for the provision of airtime, print space and amount of information for the election campaign;

      33) determine the procedure and conditions for holding pre-election debates;

      34) organize pre-election debates on television for presidential candidates, political parties that have nominated party lists of candidates for deputies of the Mazhilis of the Parliament of the Republic of Kazakhstan;

      35) approve the instruction on the registration of trustees;

      36) excluded by Decree of the President of the Republic of Kazakhstan No. 109 of 23.01.2023;

      37) establish the procedure for keeping electoral documents;

      38) prescribes the form and text of ballot papers for the election of the President and deputies to the Majilis of the Parliament by party lists, the form of ballot papers for the election of deputies to the Senate of the Parliament, deputies to the Majilis of the Parliament elected from single mandate territorial constituencies, deputies to maslikhats, district, city of regional importance, city of district importance, village, settlement, rural district and members of other local authorities, the procedure for their production, as well as the degree of protection;

      39) draw lots to establish the sequence of including the names of political parties in the ballot paper for voting in the election of deputies of the Mazhilis of the Parliament of the Republic of Kazakhstan in the manner determined by the Commission;

      40) ensure the production of ballots for the elections of the President of the Republic of Kazakhstan and deputies of the Parliament of the Republic of Kazakhstan;

      41) determine the procedure for amending ballot papers in case of withdrawal of a candidacy, cancellation of the decision to nominate a candidate, cancellation of the decision to register candidates, party lists;

      42) establishes the forms of lists of voters (electors), signature lists for the collection of signatures of voters in support of candidates for the post of president, the collection of signatures of electors in support of candidates for the Senate of the Parliament and for the collection of signatures of voters in support of candidates for akims of districts, cities of regional value, cities of district value, villages, settlements, rural districts, signature lists to collect signatures of citizens for the recall of deputies of the Majilis of Parliament and Maslikhats of the Republic of Kazakhstan, elected in single-mandate territorial electoral districts;

      43) approve the regulations on the reliability and badge of the deputy of the Parliament of the Republic, their samples and description;

      44) determines a sample of certificate and badge for the President, deputies of maslikhats, as well as a sample of certificate for the akim of a district, city of regional significance, district significance, village, settlement, rural district and members of other local self-government bodies;

      45) establish the procedure and use of the electronic electoral system in the part not regulated by the Constitutional Law of the Republic of Kazakhstan "On elections in the Republic of Kazakhstan";

      46) determine the electoral districts and polling stations in which the electronic electoral system or its separate elements will be used;

      47) set the time of launching the electronic electoral system;

      48) maintain a unified electronic Register of citizens - voters of the Republic of Kazakhstan;

      49) determine the procedure for verifying and submitting information in electronic form about voters and the boundaries of polling stations;

      50) determine the procedure for the formation of voter lists for voting, as well as their submission to election commissions;

      51) organize the production, determine the procedure for issuing and recording absentee ballots for the right to vote;

      52) carry out international cooperation in the field of electoral systems;

      53) establish a sample certificate for accredited observers;

      54) determine the procedure and organize work in the direction of citizens of the Republic of Kazakhstan to observe elections in foreign states;

      55) organize clarification of the legislation on elections of the Republic of Kazakhstan;

      56) place on the official Internet resource to the Commission at the normative legal acts on the election legislation of the Republic of Kazakhstan, the information on the appointment and conduct of elections, as well as on the results of the counting of votes in the last election;

      57) carry out work on the study of electoral practice and improvement of the legislation on elections in the Republic of Kazakhstan for the official submission by the subject of the right of legislative initiative of the draft legislative act;

      58) periodically publishes an information bulletin;

      59) organize and conduct training of participants in the electoral process;

      60) conduct seminars with representatives of political parties and other participants in the electoral process on the organization and conduct of elections;

      61) when holding elections using the electronic electoral system, train members of the relevant election commissions on its use;

      62) through the mass media, organize training of the population on the use of the electronic electoral system in elections;

      63) draw up and submit to the Government of the Republic an approximate estimate of the costs of the election campaign based on budget applications submitted by territorial election commissions, in the manner determined by the Commission;

      64) distribute among the election commissions the funds of the republican budget allocated for the conduct of the election campaign;

      65) determine the procedure for opening a special temporary account, spending electoral funds and the corresponding banking institution;

      66) establishes the procedure and amount of allocation of funds for speeches to candidates;

      67) publishes in the mass media information on the total amount of money received by the election fund and its sources within five days after the publication of the results of elections of the President, deputies of the Majilis of the Parliament of the Republic of Kazakhstan;

      68) determine the procedure for financing political parties;

      69) control the creation of the necessary material and technical conditions for the activities of electoral commissions;

      70) coordinate work to create conditions for the implementation of the electoral rights of citizens with disabilities;

      71) approve the instructions for equipping the polling station at the polling station, polling station;

      72) establish the form of ballot boxes made of transparent voting material and samples of the seals of election commissions;

      73) purchase goods, works and services for the creation, development, implementation, maintenance, administration, operation and system maintenance of information and communication infrastructure facilities, an Internet resource and material and technical support for electoral activities from the Republican state enterprise based on the right of economic management "Engineering and Technical Center of the Central Election Commission of the Republic of Kazakhstan";

      74) directs the election commissions at elections of the President of the Republic of Kazakhstan, deputies of the Parliament of the Republic of Kazakhstan, at recall of deputies of the Majilis of the Parliament, elected in single-mandate territorial constituencies;

      75) consider applications and complaints on decisions and actions (inaction) of election commissions;

      76) cancel and suspend decisions of election commissions;

      77) apply to the court to terminate the activities of the election commission;

      78) perform the functions of the Central Referendum Commission;

      79) consider applications and complaints about violations of the legislation on the republican referendum;

      80) inform citizens about the course of preparation for the referendum;

      81) approve the form of the registration certificate of the initiative group for the referendum;

      82) register the referendum initiative group and the issue (s) proposed (proposed) by it for the referendum, and places an official message about this in the media;

      83) issue a certificate of registration of a referendum initiative group simultaneously with the issuance of subscription lists;

      84) make a decision to terminate the activities of the members of the initiative group for the referendum, the activities of the initiative group and to revoke the certificate of its registration in cases provided for by the Constitutional Law of the Republic of Kazakhstan "On the Republican Referendum";

      85) recognize the holding of a referendum in certain precincts (administrative-territorial units) invalid in the cases provided for by the Constitutional Law of the Republic of Kazakhstan "On the Republican Referendum";

      86) sum up the results of the referendum in the Republic of Kazakhstan as a whole, ensures the transmission of information about this in the media;

      87) establish the forms and texts of voting ballots, voter lists, signature lists, and other documents required for holding a referendum; the time of voting, as well as the procedure for storing referendum documents;

      88) determine the procedure and terms for keeping signature lists and final protocols based on the results of the collection of signatures by the referendum initiative group;

      89) direct referendum commissions, cancels and suspends their decisions, and also distributes funds among them for organizing and holding a referendum;

      90) control the state of material and technical support of referendum commissions;

      91) create consultative and advisory bodies;

      91-1) develops and approves regulations for accreditation of public associations and non-commercial organisations the statutory activity thereof includes observation of elections;

      91-2) accredits republican public associations and non-profit organizations the statutory activities thereof include the implementation of election observation activities;

      91-3) develops and approves the regulations for procurement of goods, works and services required for the organisation and activities of election commissions during the preparation and conduct of elections, referendum;

      91-4) elaborates and approves the qualification requirements for members of territorial electoral commissions;

      92) perform other functions in accordance with the legislation of the Republic of Kazakhstan.

      Footnote. Paragraph 15 as amended by Decree of the President of the Republic of Kazakhstan dated September 26, 2018 No. 758; as amended by Decrees of the President of the Republic of Kazakhstan No. 620 of 10.07.2021; No. 109 of 23.01.2023.

      16. The Commission, within its competence, shall have the following rights:

      1) listen to reports of state bodies and organizations on issues related to the preparation and conduct of elections and republican referendums, as well as information from public associations bodies on compliance with the legislation on elections and republican referendums;

      2) request and receive the necessary information and materials from state bodies, organizations, their officials in the manner prescribed by the legislation of the Republic of Kazakhstan;

      3) excluded by Decree of the President of the Republic of Kazakhstan dated September 26, 2018 No. 758;

      4) exercise other rights provided for by the current laws of the Republic of Kazakhstan, acts of the President and the Government.

      Footnote. Paragraph 16 as amended by Decree of the President of the Republic of Kazakhstan dated September 26, 2018 No. 758.

      16-1. The commission shall be obliged to:

      1) comply with the legislation of the Republic of Kazakhstan on elections and take measures to ensure compliance with the legislation of the Republic of Kazakhstan on elections;

      2) timely consider appeals and complaints about decisions and actions (inaction) of election commissions;

      3) take measures to eliminate the violations and deficiencies identified (being identified) during the state audit;

      4) provide every citizen with the opportunity to get acquainted with documents, decisions and sources of information affecting his rights and interests;

      5) comply with The Constitution and legislation of the Republic of Kazakhstan and respect the rights, freedoms, honor and dignity of others.

      Footnote. The Regulation was supplemented with paragraph 16-1 in accordance with Decree of the President of the Republic of Kazakhstan dated September 26, 2018 No. 758.

Chapter 3. Organisation of the work of the Commission

      Footnote. The title of Chapter 3 - as reworded by Decree of the President of the Republic of Kazakhstan No. 109 of 23.01.2023.

      17. The Commission shall be formed by the Chairperson and six members in the manner prescribed by the Constitution of the Republic of Kazakhstan.

      18. The Chairperson of the Commission shall be appointed to office and dismissed from the post by the President of the Republic of Kazakhstan.

      19. Two members of the Commission shall be appointed by the President of the Republic of Kazakhstan and the Chambers of the Parliament of the Republic of Kazakhstan, respectively.

      20. The Deputy Chairperson and the Secretary of the Commission shall be elected at the first meeting of the Commission.

      The Chairperson, members of the Central Election Commission and employees of its staff shall exercise their powers on a professional permanent basis.

      Footnote. Paragraph 20 as amended by Decree of the President of the Republic of Kazakhstan dated September 26, 2018 No. 758.

      21. The Commission shall be led by the Chairperson.

      22. Chairperson of the Commission shall:

      1) excluded by Decree of the President of the Republic of Kazakhstan dated September 26, 2018 No. 758;

      2) upon the entry of the President of the Republic of Kazakhstan into office, present the President with an appropriate certificate and a badge of the sample established by the Commission, as well as the standard of the President of the Republic of Kazakhstan and the "Altyn Kyran" ("Golden Eagle") order of a special sample;

      3) approve the structure and staffing of the staff of the Commission within the limits of the number and payroll determined by the Government of the Republic of Kazakhstan;

      4) at the first session of the Parliament, before the election of the Chairperson of the Mazhilis, preside over the meetings of the Mazhilis of the Republics and Kazakhstan;

      5) represent the interests of the Commission in court and other state bodies, and also has the right to delegate the authority to represent the interests of the Commission to other persons by issuing an appropriate power of attorney.

      The exercise of the powers of the Chairperson of the Commission during the period of his absence shall be carried out by the person replacing him, in accordance with the current legislation of the Republic of Kazakhstan.

      Footnote. Paragraph 22 as amended by Decree of the President of the Republic of Kazakhstan dated September 26, 2018 No. 758.

      23. Sessions of the Commission during the preparation and conduct of the election campaign shall be held at least once every two weeks. At other times, the meetings of the Commission shall be held as necessary at the initiative of the Chairperson or at least one third of the members of the Commission.

      Meetings of the Commission shall be competent if attended by at least two thirds of the total number of members of the Commission. The decisions of the Commission shall be adopted by an open vote by a majority of votes from the total number of its members, except for other cases established by the constitutional laws of the Republic of Kazakhstan "On elections in the Republic of Kazakhstan" and "On the republican referendum".

      Members of the Commission who do not agree with its decision have the right to express a dissenting opinion, which shall be attached in writing to the minutes of the meeting of the Commission.

      24. Organizational and informational and legal support of the Commission activities shall be carried out by its staff.

      25. The staff of the Commission shall be headed by the head of the staff of the Commission, who is appointed and dismissed by the Chairperson of the Commission.

Chapter 4. Property of the Commission

      Footnote. The title of Chapter 4 - as reworded by Decree of the President of the Republic of Kazakhstan No. 109 of 23.01.2023.

      26. The Commission may have, based on the right of operational management, separate property in cases provided for by the legislation of the Republic of Kazakhstan.

      The property of the Commission shall be formed at the expense of the property transferred to it by the owner, as well as property (including cash income) acquired as a result of its own activities and other sources not prohibited by the legislation of the Republic of Kazakhstan.

      27. The property assigned to the Commission shall belong to the republican property.

      28. The Commission shall not have the right to independently alienate or otherwise dispose of the property assigned to it and property acquired at the expense of funds issued by it under the financing plan, unless otherwise provided by the legislation of the Republic of Kazakhstan.

Chapter 5. Reorganisation and dissolution of the Commission

      Footnote. The title of Chapter 5 - as reworded by Decree of the President of the Republic of Kazakhstan No. 109 of 23.01.2023.

      29. The reorganization and abolition of the Commission shall be carried out in accordance with the legislation of the Republic of Kazakhstan.

The list of organizations under the jurisdiction of the
Central Election Commission of the Republic of Kazakhstan

      Footnote. The Regulation was supplemented by the List in accordance with Decree of the President of the Republic of Kazakhstan dated January 29, 2015 No. 995.

      Republican state enterprise on the right of economic management "Engineering and Technical Center of the Central Election Commission of the Republic of Kazakhstan".