Извлечение из решения Маслихата города Астаны
от 21 сентября 2006 года N 285/35-III
В связи с изменением норм законодательства и истечением срока действия отдельных решений Маслихат города Астаны РЕШИЛ:
1. Признать утратившими силу некоторые решения маслихата города Астаны согласно приложению.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
Перечень
утративших силу некоторых решений маслихата города Астаны
...
3. Решение маслихата города Астаны от 19 декабря 2002 года N 203/39-II "О Программе интенсивного сноса ветхого и отдельного индивидуального жилья в городе Астане на период 2003-2005 годов" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за 236, опубликовано в газете "Вечерняя Астана" 13 февраля 2003 года).
...
Секретарь маслихата
города Астаны В. Редкокашин
_________________________________________________________
Рассмотрев представленную акиматом города Астаны Программу
интенсивного сноса ветхого и отдельного индивидуального жилья в
городе Астане на период 2003-2005 годов, одобренную
постановлением
Правительства Республики Казахстан N 1039 от 20 сентября 2002 года,
руководствуясь статьей 86
Конституции
Республики Казахстан и
статьей 6
Закона
Республики Казахстан от 23 января 2001 года "О
местном государственном управлении в Республике Казахстан",
маслихат города Астаны решил:
1. Утвердить прилагаемую Программу интенсивного сноса ветхого
и отдельного индивидуального жилья в городе Астане на период
2003-2005 годов.
Председатель сессии
маслихата города Астаны А.В.Майер
Секретарь маслихата
города Астаны В.Г.Лукьянец
Одобрена Утверждена
постановлением Правительства решением маслихата
Республики Казахстан города Астаны
20 сентября 2002 года N 1039 N 203/39-II
от 19 декабря 2002 года
Программа
интенсивного сноса ветхого и отдельного
индивидуального жилья в городе Астане
на период 2003-2005 годов
1. Паспорт Программы
Наименование Программа интенсивного сноса ветхого и
Программы
отдельного индивидуального жилья в городе
Астане на период 2003-2005 годы.
Основание для Поручение в соответствии с протокольным
разработки решением совещания у Президента Республики
Казахстан от 27 марта 2002 года N 01-10.2.
Цель Исполнение Генерального плана застройки города
Астаны.
Интенсивный снос ветхого и отдельного
индивидуального жилья.
Задачи Развитие рынка жилья и рынка земли.
Привлечение инвестиций.
Увеличение доходов бюджета за счет налоговых
и неналоговых поступлений.
Улучшение жилищных условий граждан.
Основные принципы Направленность на конечную цель и этапность
становления и развития города.
Рациональное сочетание жилья, социальной
инфраструктуры и систем жизнеобеспечения.
Сочетание технических, экономических,
экологических, архитектурных и организационных
решений плана застройки.
Формирование цивилизованных рынков жилья и
земли.
Источники Ресурсной базой для реализации Программы
финансирования интенсивного сноса ветхого и отдельного
индивидуального жилья в городе Астане на
период 2003-2005 годов являются средства
населения, иностранные и отечественные
инвестиции.
Расчетная потребность в этих средствах на
период 2003-2005 годов составит 8,2 млрд.
тенге.
Ожидаемые результаты В результате реализации мер Программы
интенсивного сноса ветхого и отдельного
индивидуального жилья в городе Астане на
период 2003-2005 годов планируется:
осуществить предварительный этап строительства
объектов в соответствии с Генеральным планом
застройки города Астаны;
изменить облик города;
более эффективнее использовать территории;
расширить налоговую базу.
2. Введение
Программа интенсивного сноса ветхого и отдельного индивидуального жилья в городе Астане на период 2003-2005 годов (далее - Программа) разработана в соответствии с протокольным решением совещания у Президента Республики Казахстан от 27 марта 2002 года N 01-10.2, Государственной программой социально-экономического развития города Астаны на период до 2005 года "Расцвет Астаны - расцвет Казахстана", утвержденной
Указом
Президента Республики Казахстан от 19 марта 2001 года N 574 и Генеральным планом города Астаны, утвержденным
Постановлением
Правительства Республики Казахстан от 15 августа 2001 года N 1064.
В Государственной программе социально-экономического развития г. Астаны на период до 2005 года "Расцвет Астаны - расцвет Казахстана" предусматривается создание основы всей многогранной, сложной и крупномасштабной работы в части социально-экономического развития, исходя из будущего внешнего контура и облика города, перспективной функциональной и градообразующей его структуры.
Динамичное развитие новой столицы - города Астаны, необходимость улучшения эстетического облика города, повышение уровня его благоустройства, стремительное возведение современных зданий и сооружений, развитие инженерной и транспортной инфраструктуры требуют освоения значительных территорий, в настоящее время занятых ветхими зданиями и хозяйственными постройками. При этом строительство первоочередных объектов, а также системная работа по привлечению инвесторов должны осуществляться в кратчайшие сроки.
Переход от старой градостроительной политики к новой предусматривает формирование принципиально иной концепции, предполагающей строительство современного города, отвечающего международным стандартам.
3. Современное состояние рынка
жилья и рынка земли в городе Астане
Согласно Генеральному плану застройки в целях облагораживания и благоустройства новой столицы акиматом города разработаны мероприятия, связанные со сносом ветхих и аварийных жилых домов, дачных строений и нежилых объектов недвижимости.
Для обустройства новой столицы сделано многое. За период 1999-2001 годов произведена большая работа по сносу зданий и сооружений в Астане. В общей сложности освобождено 64,5 гектаров земли для целей проектирования и строительства административных и жилых зданий, расширения автомобильных дорог и прочее. Для государственных надобностей за этот период изъято 258 земельных участков, находящихся под жилыми домостроениями и 820 дачных, гаражных участков.
Динамика изъятия земельных участков для государственных
надобностей в период 1999-2001 годов и первое полугодие
2002 года
N п/п |
Наименование |
Годы |
|||
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
||
1. |
Количество земельных участков, изъятых для государственных надобностей (в их числе жилые
|
92 |
201 |
785 |
1170 |
1.1. |
Под ветхим жильем |
92 |
78 |
81 |
94 |
1.2. |
Под благоустроенным жильем |
- |
7 |
- |
- |
1.3. |
Дачные, гаражные участки |
- |
116 |
704 |
1076 |
2. |
Фактические затраты на изъятие земельных участков, млн. тенге |
179,8 |
779,9 |
912,0 |
732,3 |
3. |
Площадь освобожденных земельных участков, гектар |
5,5 |
12,0 |
47,0 |
70,0 |
Значительный объем работы по сносу выполнен в первом полугодии 2002 года: изъято 1170 земельных участков, в том числе 94 - под ветхим жильем и 1076 - дачных, гаражных участков, всего освобождено более 70 гектаров земли.
В течение 1999-2002 годов своевременно освобожденные участки
позволили:
завершить подготовительные работы по строительству объектов
инженерной инфраструктуры, обеспечивающих ввод в эксплуатацию
первоочередных объектов на правом и левом берегу реки Ишим;
обеспечить расширение жилищного строительства по программе
ипотечного кредитования и ввести в эксплуатацию более 72 тысяч квадратных метров жилья;
произвести комплексную застройку ул. А. Иманова;
положить начало реконструкции ул. А. Бараева;
начать строительство автодороги от Коргалжынской трассы до нового центра и многое другое.
В показателях жилищного фонда города Астаны наметились некоторые улучшения, поскольку в среднем общая площадь на одного жителя за последние три года увеличивается. По состоянию на начало 2002 года, в среднем на одного жителя приходится 17,1 кв. метров жилищного фонда.
Перспективы рынка жилья города Астаны, в конечном счете,
определяет наличие объективной потребности населения в улучшении жилищных условий. На сегодняшний день в городе Астане налицо острый
дефицит жилья. Об этом свидетельствуют приведенные ниже данные:
более 26 тыс. человек живут в ветхих и аварийных домах;
с 1982 года более 3,5 тысячи граждан числятся очередниками на
улучшение жилищных условий, в том числе входящих в 11
льготных категорий социально-защищенных граждан.
Жилой фонд г. Астаны делится на несколько больших групп
характерной застройки:
жилье низкого качества;
типовое жилье;
застройка периода освоения Целины;
дома улучшенной планировки;
элитное жилье.
Предложение жилья в городе, как и в других крупных городах Республики Казахстан, характеризуется ценовыми "коридорами", которые определяются двумя основными показателями - качеством жилья и его месторасположением.
Динамика цен на рынке жилья отражает продолжающееся три года
удорожание столичной недвижимости. Устойчивый рост цен обусловлен двумя основными факторами: дефицитом жилья и повышением себестоимости нового строительства. Причем цены растут в долларовом исчислении при неравновесности конъюнктуры. В структуре спроса самой высоколиквидной категорией являются однокомнатные квартиры, затем следуют двухкомнатные, трехкомнатные и многокомнатные квартиры.
Формы регулирования рынка земли в городе Астане осуществляются в соответствии с механизмами рыночной экономики, учитывая в должной мере местные особенности, особенности инфраструктуры, окружающей среды, социально-экономические факторы.
Перспективы создания современной инфраструктуры (канализация,
газоснабжение, телефонизация, охрана, сервисное и торговое обслуживание, спортивные сооружения и т.д.) на освобождаемых участках в будущем существенно увеличат цену земельных участков. Престижность расположения и особенности местности могут изменять цену участка почти в 4 раза на равном удалении от центральной части города.
Рынок земли в городе Астане с учетом его масштабов и огромного неудовлетворенного спроса населения и юридических лиц имеет большие перспективы для развития и перехода на качественно новый уровень отношений его субъектов. Темпы его развития в значительной мере зависят от совершенствования правовой базы и механизма земельных отношений.
Сильные стороны Программы:
определенность сроков реализации программы, интенсивный режим сноса ветхого индивидуального жилья;
план мероприятий реально достижим;
программа является составной частью реализации Генерального плана строительства г.Астаны;
наличие различных несвязанных источников финансирования Программы с привлечением инвестиций.
Слабые стороны программы:
ее реализация требует больших финансовых затрат;
ответственность за проведение работ по сносу передается инвесторам, что может создать дисбаланс на рынке недвижимости;
сложности в обеспечении комплексной застройки на высвобождаемых участках, соблюдение пропорций в развитии сети объектов обслуживания.
4. Цель и задачи Программы
Главной целью данной Программы является придание нового облика столице Республики Казахстан - городу Астане.
В Программе определена совокупность социальных, экономических и организационных мер, связанных с освобождением земельных участков от строений для решения следующих задач:
гармоничного развития города;
планомерной реализации Генерального плана застройки города Астаны;
улучшения эстетического облика города и значительного повышения уровня его благоустройства;
развитие рынка жилья и рынка земли;
привлечение инвестиций;
увеличение доходов бюджета за счет налоговых и неналоговых поступлений;
улучшения жилищных условий граждан;
развития малого и среднего бизнеса и расширения налогооблагаемой базы;
создания новых рабочих мест.
5. Основные направления и механизм реализации Программы
5.1. Экономическая целесообразность реализации Программы
Обеспечение долгосрочного экономического роста возможно лишь при кардинальной перестройке всей функциональной и градообразующей структуры, системы жизнеобеспечения на базе единого генерального плана и долгосрочной Программы социально-экономического развития города с дополнительным привлечением и рациональным использованием финансовых, материальных и людских ресурсов, экономического и научно-технического потенциала.
Функциональная и градообразующие структуры, уровень системы жизнеобеспечения города Астаны должны соответствовать мировым стандартам социального развития и экономической деятельности.
В настоящее время большая часть подлежащего сносу жилищного фонда лишена обеспечения таких элементарных коммунальных услуг, как водоснабжение, канализация, отопление и горячее водоснабжение. К этому сектору относятся, главным образом, отдельные малоэтажные дома. Если по городу изношенность жилья находится в пределах 30 %, то на рассматриваемых территориях этот показатель в среднем равен 70 % и выше.
Сегодняшнее состояние жилого фонда характеризуется значительным износом, который подлежат полной замене или реконструкции на базе принципиально новых технических, экономических, экологических, архитектурных и организационных решений.
Экономическая целесообразность проведения мероприятий Программы определена в результате сравнительного анализа вариантов строительства и затратами, необходимыми для сноса ветхих домов и сооружений.
При этом предусмотренный вариант освобождения территорий от ветхих домов и сооружений под новое строительство обеспечивает экономию средств за счет сокращения протяженности сетей коммуникаций, автодорог в сравнении с размещением проектируемых объектов на свободных территориях, удаленных от центра города и существующих сетей.
В ходе его реализации обеспечивается:
более эффективное использование территорий, в частности рационального размещения объектов культурного, социального и бытового обслуживания в соответствии с действующими строительными нормами и правилами;
решение ряда вопросов, связанных с обеспечением безопасности жизнедеятельности населения;
экономия земельных ресурсов;
повышение плотности населения в центре города в соответствии с Генеральным планом строительства города Астаны;
более эффективное распределение транспортных потоков;
повышение спроса на землю, а также рыночной стоимости условного одного квадратного метра жилой площади;
увеличение спроса на здания и сооружения на рынке недвижимости;
рост уровня собираемости налогов.
Застройка районов (1803 тыс.кв.м), на которых будет произведен снос, предполагает интенсивное освоение. В среднем при сносе одного квадратного метра жилья вместо него будет построено около 10 квадратных метров. При этом жители этих районов будут обеспечены всей необходимой инфраструктурой первичного обслуживания, а также школами, детскими садами и т.д. Вопросы благоустройства территорий будут решены на уровне крупных городов.
В целом на территориях, подлежащих сносу, будет построено (без учета инженерной и транспортной инфраструктуры, а также социальных, торгово-бытовых учреждений и офисов) 973,1 тыс. м
2
жилья. Учитывая среднюю фактическую стоимость строительства 1 кв. метра общей площади жилых домов за 2001 год в размере 67 тыс. тенге, или 438 долларов США, объем инвестиций в основной капитал составит порядка 426,5 млн. долларов США.
Частные инвестиции в производство или сектор торговли и услуг повлекут рост добавленной стоимости, что, в свою очередь, приведет к увеличению доходов населения.
5.2. Механизм реализации Программы
Данная Программа исходит из того, что на территориях сноса ветхих домов и строений Генеральным планом строительства города Астаны определены основные градообразующие структуры, включающие административный, деловой, научно-образовательный, социально-культурный и бизнес-центры, что соответствует стандартам столиц развитых стран мира.
Развитие Астаны предполагает достижение высокого уровня и качества жизни населения, улучшение среды проживания. В соответствии с этим в столице, на территориях сноса ветхого и отдельного индивидуального жилья, приоритетное развитие получит гражданское и жилищное строительство.
Основными направлениями жилищной политики на территориях сноса ветхого и отдельного индивидуального жилья столицы предусмотрено:
привести реконструкцию центральной части города с комплексным благоустройством;
обеспечить строительство нового жилья повышенной комфортности с учетом климатических условий города, с уровнем благоустройства, соответствующим международным стандартам;
развитие рынка жилья, учет в его структуре потребностей и
благосостояния населения (многоэтажные дома, коттеджи, дома индивидуальной застройки);
рациональное сочетание ведомственного и частного индивидуального жилья;
формирование цивилизованного рынка жилья, становление и развитие риэлтерского бизнеса.
Предусматривается проведение инвентаризации наличного жилищного фонда города с целью выявления и сноса домов старой застройки, не соответствующих санитарно-техническим нормам.
В пределах рассматриваемой Программы территории интенсивного сноса ветхого и отдельного индивидуального жилья представлены следующими районами:
Район N 1
Район N 1 расположен в южной части Центрального планировочного района, границами которого являются с севера - ул. Кенесары, с востока - ул. Ч.Валиханова, с запада - пр. Республики, с юга - ул. А. Бараева.
Особенности, повлиявшие на его архитектурно-планировочную и объемно-пространственную структуры:
ранее запроектированные и построенные объекты Астана-Сити, малоэтажные дома по ул. А. Иманова;
существующая Православная церковь;
примыкание к общественно-торгово-жилой панели между магистралями Ч. Валиханова - В. Гастелло;
сложившаяся сетка жилых улиц.
Застройку района Сити в межмагистральном пространстве улиц Кенесары - А. Иманова предлагается начать на ул. Кенесары в районе школы N 31 обширным городским сквером, обрамив 9-этажным фронтом жилых домов. Поддержать ритм 29 этажного жилого комплекса Сити постановкой двух точечных 22-этажных жилых домов в районе АТС (ул. Кенесары) и далее в массиве общественно-торгово-жилой панели группой 25-этажных домов.
Внутрирайонный пешеходный бульвар (параллельный ул. А. Иманова) ориентирован на Православную церковь. На бульвар выходят школа на 640 учащихся и детский сад на 330 мест.
В существующей школе предлагается, посредством пристройки к существующему зданию, довести численность учащихся до 2000 человек.
Проектом реконструкции района N 1 предусматривается последовательность ее осуществления. В первую очередь предусматривается возвести комплекс жилых домов от 5 до 12 этажей вдоль улиц А. Бараева и Ч. Валиханова до пересечения с улицей А. Иманова.
Второй этап - застройка жилых комплексов повышенной этажности (9-12-16) параллельно ул. А. Иманова.
Район N 2
Проектируемый район N 2 расположен в юго-западной части города, ограничен с севера - ул. Т. Бигельдинова, с востока - ул. Сары-Арка, с юга и юго-запада - рекой Ишим. Район в широтном направлении рассекает магистраль общегородского движения - ул. Кенесары. Примыкание к ядру старого общегородского центра и формирование силуэта района с реки Ишим предопределили его архитектурно-планировочное и объемно-пространственное решение.
Проектом предлагается развить складывающуюся анфиладу площадей от старой главной площади Парламента и Дома правительства и площадь перед зданием Министерства финансов, далее формируется площадь западнее ул. Сары-Арка, следующая - восточнее ул. Кумисбекова. Протяженный крупный жилой комплекс террасами опадает к ул. Кенесары объектами обслуживания и является пространственным "хребтом", объединяющим их визуально с анфиладой площадей и выводящим на набережную реки Ишим. Второй крупной темой являются террасно-опадающие пирамиды четырех 16-этажных жилых комплексов, формирующих силуэт с набережной реки. Третьей темой района является метричная композиция пятиэтажных жилых комплексов с "дворами- колодцами" вдоль общегородской магистрали - ул. Кенесары.
Внутренний пешеходный бульвар района является продолжением бульвара от развлекательного центра "Айя" вдоль реки Ишим в массиве застройки - мимо крупных жилых комплексов по ул. Ирченко, мимо стадиона им. X. Мунайтпасова, через ул. Сары-Арка, плавной дугой через весь проектируемый район выводит на ул. Кенесары. Вдоль бульвара скомпонован блок из четырех высотных 16-этажных жилых комплексов "пирамид"; с севера бульвар ограничен участком школы на 2000 учащихся. Четыре детских сада на 140 мест приблокированы к высотным жилым комплексам со стороны р. Ишим. Объекты торгово- бытового обслуживания размещены вдоль ул. Кенесары и Сары-Арка. В связи с разделением района на две части скоростной магистралью общегородского движения ул. Кенесары, расчет детских садов и школ был проведен в границах межмагистрального пространства. В связи с этим недостающие 964 школьных места и 545 детских дошкольных будут учтены в смежном микрорайоне (севернее ул. Кенесары).
Район N 3
Район N 3 расположен в северной части Центрального планировочного района, границами которого являются: с севера - пр. Богенбая, с востока - ул. В. Гастелло, с запада - ул. А. Пушкина, с юга - ул. С. Сейфуллина.
Особенности, повлиявшие на его архитектурно-планировочную и объемно-пространственную структуру:
ограничена с четырех сторон магистралями общегородского движения;
примыкание с востока к панели общегородского оптово-розничного рынка;
существующая Главная мечеть города;
сложившаяся сетка улиц.
Со стороны наиболее интенсивного транспортного движения проспекта Богенбая, улиц С. Сейфуллина, А. Пушкина принято решение защитить внутридворовые пространства экранами из протяженных специально разработанных шумозащитных жилых домов.
В связи с важным значением пр. Богенбая - одна из выездных магистралей города - предложена запоминающаяся группа из трех полукольцом скомпонованных крупных 16-этажных жилых комплексов, террасно раскрывающихся к магистрали, которые объединяются двухэтажным стилобатом из гаражей, объектов обслуживания и торговли. Четвертая группа состоит из трех круглых высотных башен в 21-18-16 этажей (соответственно, на углу проспекта Богенбая и улицы С. Сейфуллина). Со стороны ул. А. Пушкина протяженный линейный 9-этажный шумозащитный дом предлагается разместить вторым планом от ул. А. Джангильдина до 9-этажного углового (пересечение ул. А. Пушкина и С. Сейфуллина) существующего жилого дома.
На первом плане размещаются существующий исторический памятник двухэтажный кирпичный особняк, существующая 5-этажная блок-секция и существующая автозаправочная станция. Санитарные и противопожарные разрывы от АЗС до 9-этажного проектируемого жилого дома выдержаны - 25 метров.
Со стороны ул. С. Сейфуллина шумозащитный 9-этажный дом запроектирован симметрично (относительно строящегося здания
прокуратуры) до ул. Р. Кошкарбаева. Существующий рынок "Артем" предлагается аналогично в крытом варианте продолжить в границах
улиц Р. Кошкарбаева - Ч. Валиханова от ул. Сейфуллина до пр. Богенбая. Вторую очередь рынка предлагается разместить в межмагистральном пространстве ул. Ч. Валиханова - В. Гастелло аналогично от ул. С. Сейфуллина до ул. В. Гастелло. Помимо рыночных павильонов, предлагается разместить супермаркеты, гостиницы, надземные и подземные гаражи-стоянки, кафе, рестораны и т.д. В связи с дислокацией мечети в данном районе внутрирайонную застройку
предлагается вести не выше трех этажей в высокоплотном исполнении.
Детские школьные и дошкольные учреждения размещены в сетке центральных кварталов на базе существующей школы N 3.
От существующей мечети до Дворца "Жастар" предлагается пробить диагональный пешеходный бульвар, позволяющий обеспечить кратчайшие пешеходные связи в границах Центрального планировочного района между важными его объектами.
Район N 4
Район N 4 расположен между районами N 2 и N 3 юго-восточной части Центрального планировочного района, границами его являются с севера - ул. С. Сейфуллина, с востока - ул. В. Гастелло, с запада-пр. Республики, с юга - ул. Кенесары.
Особенности, повлиявшие на его архитектурно-планировочное и объемно-пространственное решения:
высотная гостиница "Интерконтиненталь";
завод "Целингидромаш";
примыкание к району "Астана-Сити";
примыкание к общественно-торгово-жилой панели (между магистралями Ч. Валиханова - В. Гастелло);
сложившаяся многоэтажная застройка и сеть жилых улиц.
В связи со сложившейся многоэтажной застройкой района предлагаемая застройка призвана лишь акцентировать доминанты высотной гостиницы (фронтом 9-этажных домов) и поддержать узел Астана-Сити (по ул. Кенесары) постановкой группы точечных 22-этажных жилых комплексов и протяженного 9-этажного жилого дома.
Общественно-торгово-жилая панель в межмагистральном пространстве ул. Ч. Валиханова - ул. В. Гастелло акцентируется точечными жилыми и административными комплексами в градостроительных узлах по улице Кенесары, проспекту Абая, улице С. Сейфуллина.
Район N 5
Район N 5 расположен в восточной части Центрального планировочного района, границами которого на западе - ул. В. Гастелло, на востоке - пойма ручья Ак-Булак, с севера и юга - застройка вдоль улицы А. Иманова. Улица А. Иманова является магистралью районного значения, в "красных линиях" 60 м с обустройством одностороннего бульвара.
Застройка вдоль улицы А. Иманова, от ул. В. Гастелло до Б. Бейсекбаева представлена 5-этажными жилыми домами, от Б. Бейсекбаева до поймы ручья Ак-Булак разместится высокоплотная застройка.
Район N 6
Район N 6 расположен в южной части Центрального планировочного района. Он представляет собой компактный квартал в границах ул. А. Бокейхана - ул. М. Ауэзова (напротив Конгресс-Холла), застроенный ветхими двухэтажными домами.
Детские сады-ясли и общеобразовательные школы в районах 1, 2, 3, 4, разместятся на обособленных участках, а остальные учреждения и предприятия обслуживания (поликлиники, аптеки, магазины
продовольственных и непродовольственных товаров, предприятия общественного питания и бытового обслуживания, отделения связи, Народного банка и другие) предусматриваются встроенно-пристроенными к жилым домам.
Данные о территориях, используемых под строительство жилищно-гражданских объектов, магистральных и жилых улиц в районах интенсивного сноса, приведены в таблице N 1, с разбивкой по годам сноса - в таблице N 2.
Основные технико-экономические показатели по новому жилищно-
гражданскому строительству на территориях интенсивного сноса приведены в таблице N 3.
Проекты детальных планировок (ПДП) всех перечисленных районов будут выполнены в январе 2003 года.
Вопросы проектирования инженерной инфраструктуры и дорог определены в ранее разработанной КГП "Астанагенплан" программе - Программе строительства инженерно-транспортной инфраструктуры на территориях интенсивного сноса в городе Астане до 2010 года.
6. Необходимые ресурсы и источники финансирования
6.1. Улучшение инвестиционного климата
Одним из ключевых факторов реализации Программы является привлечение инвестиций для освобождения и освоения земельных участков.
С переносом в 1997 году столицы в город Астану наблюдается высокий рост инвестиций, направленных на развитие города. Финансирование осуществлялось за счет средств республиканского и местного бюджетов, частных и государственных компаний, международных финансовых организаций и стран-доноров.
С 1999 года реализуется региональная инвестиционная программа ипотечного кредитования.
Инвестиции в основной капитал по городу за 2001 год, с учетом дооценки, составили 73395,0 млн.тенге, что на 14,2% больше, чем за 2000 год.
Прозрачные процедуры принятия и введения в действие законов повышают уверенность инвесторов при принятии соответствующих решений.
В целях создания рынка земли необходимо привлечение отечественных и иностранных инвесторов в развитие социальной и инженерной инфраструктуры города Астаны. Данный шаг позволяет стимулировать поступление дополнительных денежных средств в бюджет города, а также рационально и эффективно использовать земельный фонд.
Впервые в Казахстане осуществление этой программы приобрело реальные шаги в городе Астане. Началом реализации земельных участков послужило благоустройство территорий города, освобожденных от ветхого и аварийного жилья, дачных участков. В последующем освобожденная территория была разделена на индивидуальные земельные участки, которые были реализованы инвесторам. На месте старых строений возведены малоэтажные жилые комплексы, объекты гражданского и промышленного назначения.
Развитие города и расширение его границ повлекли за собой спрос на продажу и покупку земель для их освоения, в связи с чем необходимо создать условия для увеличения потока инвестиций для продажи земель отечественным и иностранным субъектам.
6.2. Источники финансирования
При финансировании жилищного строительства будет осуществлен постепенный переход от использования средств местного бюджета к собственным средствам предприятий и организаций, средствам населения, иностранным инвестициям. Дальнейшее развитие получат долгосрочное ипотечное кредитование индивидуального жилищного строительства на льготных условиях, а также система строительных сбережений. Программой жилищного строительства предусмотрены совершенствование механизма ипотечного кредитования, создание условий для привлечения дополнительных инвестиционных средств.
Основными источниками финансового обеспечения Программы являются:
иностранные инвестиции;
собственные средства предприятий и организаций;
средства населения;
другие внебюджетные источники.
Средства, полученные от реализации освобождающихся после сноса ветхих зданий и строений земельных площадок, в частности могут быть источником возмещения затрат по подготовительным работам, а также непосредственно по сносу.
Необходимо принять ряд мер, направленных на привлечение негосударственных источников финансирования сноса ветхого и отдельного индивидуального жилья, а также освоения и застройки высвобождаемых и подготавливаемых для капитального строительства и реконструкции объектов территорий. С этой целью целесообразно предусмотреть преференции частным фирмам, широко осветить данные по потребностям в негосударственных источниках финансирования сноса ветхого жилья в деловых кругах.
Наибольший объем работ по сносу жилья планируется осуществить в 2004 году - 36,5 % от общей территории сноса ветхого и индивидуального жилья, в 2003 году предполагается снести - 29,8 %, в 2005 году - 33,7 %, жилищно-гражданского строительства: 2003 год - 34,9%, 2004 год - 33,3%, 2005 год - 31,8%.
Планируемая в настоящей Программе территория сноса ветхого и отдельного индивидуального жилья составляет 1803,0 тыс. м
2
, из нее площадь, используемая под строительство жилищно-гражданских объектов, т.е. реализуемая инвесторам, занимает 983,3 тыс. м
2
, под строительство объектов общегородского, социального назначения (магистральные и жилые улицы, бульвары, набережные, общеобразовательные школы и детские сады-ясли) - 819,7 тыс. м
2
.
Для освобождения территорий необходимы ресурсы в сумме 8,2 млрд. тенге.
Наибольшая потребность в них приходится на 2003 год - 3,0 млрд. тенге (36,2 % от общей суммы), 2004 год - 2,5 млрд. тенге (31,1 %), 2005 год - 2,7 млрд. тенге (32,7%).
Необходимые ресурсы для освобождения территорий по годам, в разрезе участков представлены в таблицах N 4, N 5 и N 6.
Объем иностранных инвестиций к 2005 году, по сравнению с 2001
годом, может возрасти в 2 раза, и их ежегодный объем ожидается в размере 150 млн. долларов США. Они будут направляться в основном в сферу услуг, гостиничный и ресторанный бизнес, а также в операции с недвижимостью.
Общий объем инвестиций в основной капитал за 2003-2005 годы в рамках данной Программы, включая иностранные инвестиции, средства предприятий и организаций, а также населения, составит около 130 млрд. тенге.
7. Ожидаемые результаты от реализации Программы
Программой предусмотрен снос ветхого и отдельного индивидуального жилья на территориях общей площадью 2016,7 тыс. м
2
, под возведение жилых массивов, а также административного и социального назначения в соответствии с Генеральным планом строительства города Астаны.
В настоящее время число проживающих на территориях интенсивного сноса составляет 27,0 тыс. чел., после реконструкции жилого фонда она достигнет 72,0 тыс. чел., т.е. увеличится на 44,9 тыс. чел., или в 2,7 раза.
При этом площадь жилого фонда возрастет с 415,8 тыс. м
2
до 1253,2 тыс. м
2
, т.е. на 837,4 тыс. м
2
, или в 3,0 раза.
Если в настоящее время показатель, характеризующий отношение жилой площади к численности населения составляет 15,4, то после реконструкции жилого фонда, реализации данной Программы этот показатель составит 17,3, или возрастет в среднем на 1,9 пункта. То есть жилая площадь на одного человека увеличится.
Убыль жилого фонда в результате сноса составит 135,7 тыс. м
2
.
Таким образом, снос жилья с последующим строительством объектов в соответствии с Генеральным планом планировки и застройки г. Астаны будет способствовать:
улучшению архитектурного облика столицы;
решению вопросов благоустройства данных районов;
более эффективному использованию территорий;
экономии средств бюджета, выделяемых на обеспечение сетями и коммуникациями, для содержания и обслуживания административного и социального комплексов в связи с более рациональным их размещением в городе;
развитию малого и среднего бизнеса;
расширению налогооблагаемой базы;
трудоустройству горожан.
Технико-экономические показатели Программы приведены в таблице N 6.
Перечень районов города Астаны, на территории которых изымаются земельные участки для государственных надобностей, дан в таблице N 7.
8. План мероприятий по реализации Программы
План мероприятий по реализации Программы интенсивного сноса прилагается.
Территории, используемые под строительство жилищно-гражданских объектов, магистральных
Таблица N 1
N п/п |
Территории |
Всего |
в том числе: |
|||||
Район 1 |
Район 2 |
Район 3 |
Район 4 |
Район 5 |
Район 6 |
|||
|
Всего, кв.м |
1803067 |
373554 |
524044 |
582437 |
151446 |
165030 |
6556 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Территории детских садов-яслей |
82349 |
15164 |
13340 |
32845 |
21000 |
- |
- |
2. |
Территории общеобразова- тельных школ |
79654 |
11920 |
28764 |
23572 |
15398 |
- |
- |
3. |
Территории бульваров, набережных |
107400 |
- |
107400 |
- |
- |
- |
- |
4. |
Территории магистральных и жилых улиц |
550332 |
89000 |
110260 |
274802 |
42740 |
33530 |
- |
5. |
Территории объектов жилищно-
|
983332 |
257470 |
264280 |
251218 |
72308 |
131500 |
6556 |
Территории, используемые под строительство жилищно-гражданских объектов, магистральных и жилых улиц в районах интенсивного сноса, по годам сноса
Таблица N 2
N п/п |
Территории |
Всего |
В том числе по годам |
||
2003 |
2004 |
2005 |
|||
|
Всего, кв. м |
1803067 |
537323 |
658050 |
607694 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
1. |
Территории детских садов-яслей |
82349 |
15164 |
24285 |
42900 |
2. |
Территории общеобразовательных школ |
79654 |
11920 |
28764 |
38970 |
3. |
Территории бульваров, набережных |
107400 |
32220 |
75180 |
- |
4. |
Территории магистральных и жилых улиц |
550332 |
134700 |
201960 |
213672 |
5. |
Территории объектов жилищно-гражданского строительства |
983332 |
343319 |
327861 |
312152 |
Основные показатели по новому жилищно-гражданскому строительству на территориях интенсивного сноса
Таблица N 3
N п/п |
Показатели |
Еди- ницы изме-рения |
Коли- чество еди- ниц. Всего |
в том числе: |
|||||
Район 1 |
Район 2 |
Район 3 |
Район 4 |
Район 5 |
Район 6 |
||||
1. |
Население существу- ющее |
чело-век |
27040 |
8570 |
1810 |
5700 |
9790 |
1000 |
170 |
2. |
Жилой фонд существу- ющий |
м 2 |
415785 |
132010 |
27883 |
87312 |
150737 |
15353 |
2490 |
3. |
Убыль жилого фонда |
м 2 |
135708 |
25869 |
27883 |
45664 |
22407 |
11395 |
2490 |
4. |
Жилой фонд сохраняе- мый |
м 2 |
280077 |
106141 |
- |
41648 |
128330 |
3958 |
- |
5. |
Жилой фонд проекти- руемый |
м 2 |
973129 |
279569 |
288396 |
203654 |
124130 |
68880 |
8500 |
6. |
Жилой фонд после реконст- рукции, всего |
м 2 |
1253206 |
385710 |
288396 |
245302 |
252460 |
72838 |
8500 |
7. |
Население,всего |
чело-век |
72020 |
22420 |
16020 |
14020 |
15230 |
4090 |
240 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а) в существу- ющей застройке |
чело-век |
18190 |
6890 |
- |
2710 |
8330 |
260 |
- |
|
б) в проектиру-емой застройке |
чело-век |
53630 |
15330 |
16020 |
11310 |
6900 |
3830 |
240 |
8. |
Потреб- ность в дополни- тельном размещении учреждений и предприя- тий обслужива-ния |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8.1. Детские дошкольныеучреждения |
место |
3662 |
990 |
1105 |
967 |
600 |
- |
- |
|
8.2. Общеобра- зователь- ные школы |
уча- щиеся |
9369 |
3190 |
2964 |
1894 |
1321 |
- |
- |
Источники финансирования затрат
Программы сноса ветхого и отдельного индивидуального жилья
на период 2003-2005 годов
Таблица N 4
Наименование показателей |
Всего |
2003 год |
2004 год |
2005
|
Общая сумма финансирования затрат по освобождению участков, млн. тенге |
8204,0 |
2969,8 |
2551,7 |
2682,5 |
в том числе по источникам финансирования: |
|
|
|
|
иностранных инвестиций, |
8204,0 2969,8 2551,7 2682,5 |
|||
собственных средств предприятий и организаций, |
||||
других источников внебюджетных средств. |
Необходимые ресурсы для освобождения земельных участков
на территориях интенсивного сноса ветхого и отдельного индивидуального жилья в городе Астане на период 2003-2005 гг.
Таблица N 5
NN п/п |
Наименование участков сноса |
Необходимые ресурсы, млн.тенге |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
1 |
Район N 1 в границах улиц Кенесары, Валиханова, Республики, Бараева |
2115,30 |
2115,30 |
|
|
2 |
Район N 6 по улице Букейхана |
203,20 |
203,20 |
|
|
3 |
Район N 2 в границах улиц Сары-Арка, Бигельдинова, реки Ишим |
2171,00 |
651,30 |
1519,70 |
|
4 |
Район N 5 в границах улиц Гастелло, Иманова, Жуковского |
1056,60 |
|
|
1056,60 |
5 |
Район N 3 в границах улиц Богембая, Гастелло,
|
2063,90 |
|
1032,00 |
1031,90 |
6 |
Район N 4 в границах улиц Сейфуллина, Гастелло, Кенесары, Республики |
594,00 |
|
|
594,00 |
|
Итого |
8204,00 |
2969,80 |
2551,70 |
2682,50 |
Технико-экономические показатели освобождения земельных участков на территориях интенсивого сноса ветхого и
отдельного индивидуального жилья в городе Астане
на период 2003-2005 гг.
Таблица N 6
------------------------------------------------------------------
Наименование показателей! Всего ! Район 1 ! Район 2 ! Район 3 !
-----------------------------------------------------------------!
площадь под строительство 983332,00 257470,00 264280,00 251218,00
объектов жилищно-
гражданского
строительства (для
инвестров) кв.м.
----------------------------------------------------------------- примерная сумма затрат по 8204,00 2115,30 2171,00 2063,90
освобождению участков, млн.
тенге
_________________________________________________________________
(продолжение таблицы)
------------------------------------------------------!
Наименование показателей! Район 4 ! Район 5 ! Район 6 !
------------------------------------------------------!
площадь под строительство 72308,00 131500,00 6556,00
объектов жилищно-
гражданского
строительства (для
инвестров) кв.м.
-------------------------------------------------------
примерная сумма затрат по
освобождению участков, млн. 594,00 1056,60 203,20
тенге
_______________________________________________________
Перечень
районов города Астаны, на территории которых изымаются
земельные участки для государственных надобностей
Таблица N 7
N п/п |
Наименование районов |
Начало работ по освобождению (год) |
Освобождаемая площадь(кв.м.) |
1. |
Район N 1 в границах улиц Кенесары, Ч. Валиханова, проспекта Республики,
|
2003 |
257470 |
2. |
Район N 2 в границах улиц Сары-Арка, Т.Бигельдинова, реки Ишим |
2003 |
264280 |
3. |
Район N 6 по улице А. Бокейхана |
2003 |
6556 |
4. |
Район N 3 в границах проспекта Богенбая, улиц В. Гастелло, А. Пушкина, С. Сейфуллина |
2004 |
251218 |
5. |
Район N 4 в границах улиц С. Сейфуллина, В. Гастелло, Кенесары, проспекта Республики |
2005 |
72308 |
6. |
Район N 5 вдоль улицы А. Иманова (от ул. В. Гастелло до ул. Б. Бейсекбаева) |
2005 |
131500 |
План
мероприятий по реализации Программы
интенсивного сноса ветхого и отдельного
индивидуального жилья в городе Астане
на 2003-2005 годы
N п/п |
Перечень мероприятий |
Форма завершения |
Ответственныеза исполнение (реализацию) |
Сроки исполнения (реализации) |
I. Вопросы организационно-технического обеспечения и правового регулирования |
||||
1. |
Осуществить подготовку проектов детальной планировки на участках, предусмотренных для высвобождения в соответствии с мероприятиями программы. Внести их на утверждение градостроительного Совета и сформировать план работ. |
распоряже-ние акима города |
Департамент архитектуры и градострои-
|
первый квартал 2003 года |
2. |
Подготовить предложения по уточнению показателей индикативного плана социально-экономического развития города на 2003 и последующие годы с учетом мероприятий программы по строительству жилья и объектов городской социально-обслуживающей инфраструктуры. |
проекты документов для утвержде- ния |
Департаменты экономики и развития малого бизнеса
|
первый квартал 2003 года |
3. |
Провести уточнение нормативно-правовой базы на местном уровне по вопросам оценки объектов недвижимости и стоимости земельных участков, реализуемых для застройки, долевом участии в финансировании мероприятий по расширению инженерных сетей и социально- обслуживающей инфраструктуры |
проекты документов для утвержде- ния в городском Маслихате |
Департаменты жилья
|
первый квартал 2003 года |
4. |
Завершить инвентаризацию и паспортизацию объектов недвижимости на участках сноса, осуществить мониторинг их юридической регистрации и рыночной стоимости для подготовки сметы финансирования мероприятий программы |
материалы перере- гистрации и инвентари-зации |
Департаменты жилья
|
первый квартал 2003 года |
5. |
Проведение обследований участков, предусмотрен- ных для высвобождения (поэтапно по районам N 1-7), с подготовкой технико-экономического
|
материалы обследова-ния и ТЭО |
Департамент архитектуры и градострои-
|
в течении 2003-2005 гг. |
6. |
Осуществить подготовку программы привлечения инвестиций для проведения комплексной застройки высвобождаемых
|
Программы привлече- ния инвестиций |
Департаменты экономики, жилья и администриро-вания программ развития города Астаны, комитет по внешнеэконо- мическим связям города Астаны |
в течении 2003-2005 гг. |
II. Мероприятия по привлечению инвестиций и финансово-
|
||||
7. |
Обеспечить подготовку банка данных о составе потенциальных застройщиков на участках, которые высвобождаются при сносе |
информацияи отчеты в аппарат акима города Астаны |
Департаменты экономики, жилья и администриро-вания программ развития города Астаны |
постоянно |
8. |
Провести организационную работу с банками второго уровня по участию в кредитовании проектов жилищного строительства |
информацияи отчеты в аппарат акима города Астаны |
Департаменты экономики, жилья и администриро-вания программ развития города Астаны |
постоянно |
9. |
Работа по привлечению инвестиций потенциальных застройщиков для строительства на участках, которые высвобождаются при сносе |
план работы |
Департаменты экономики, жилья и администриро-вания программ развития города Астаны |
в течении 2003-2005 гг. |
10. |
Осуществить подготовку соответствующих программ финансирования, связанных с проведением работ по сносу и расширению инженерных сетей, коммуникаций и объектов городской инфраструктуры, за счет инвесторов |
программы финансиро-вания |
Департаменты финансов,
|
ежегодно |
III. Вопросы обеспечения комплексной застройки и формирования
|
||||
11. |
Подготовить проекты строительства и реконструкции инженерных сетей и коммуникаций в районах, которые высвобождаются по программе сноса ветхого и отдельного индивидуального жилья. Разработать и реализовать мероприятия по строительству и реконструкции объектов социальной сферы и городского хозяйства |
Проекты строи- тельства |
Департаменты архитектуры, администриро-вания программ развития города Астаны, управление транспорта и коммуникаций г. Астаны |
постоянно в течение 2003-2005 гг. |
12. |
Обеспечить системную работу по формированию современной социально- обслуживающей инфраструктуры в районах новой застройки с созданием сети объектов торговли и обслуживания, парковок и стоянок транспорта, современных гаражей |
утвержден-ные схемы строи- тельства и реконструкции |
Департаменты архитектуры, администриро-вания программ развития города Астаны, управление транспорта и коммуникаций г. Астаны |
в течение 2003-2005 гг. |
13. |
Подготовить схемы комплексного благоустройства и озеленения новых территорий жилой застройки на участках, которые высвобождаются при сносе. Осуществить мероприятия по водопонижению и расширению сетей
|
схемы благоуст- ройства и озеленения |
Департаменты архитектуры, коммунального хозяйства города Астаны |
первый квартал 2003 года и постоянно в течении 2003-2005 гг. |
IV. Меры по рекламно-информационному обеспечению программы,
|
||||
14. |
Осуществить подготовку мероприятий по рекламно-информационному обеспечению программы интенсивного сноса с проведением презентационных мероприятий среди потенциальных застройщиков и инвесторов, занимающихся ипотечным кредитованием жилищного строительства, строительством объектов торговли и обслуживания |
отчет в аппарат акима города Астаны, информация в СМИ |
Департаменты
|
первый квартал 2003 года и постоянно в течении 2003-2005 гг. |
15. |
Подготовить с участием заинтересованных городских ведомств выставку-презентацию программы сноса ветхого и отдельного индивидуального жилья, на которой представить экспозицию проектов новой застройки и развития объектов социально-обслуживающей инфраструктуры |
отчет в аппарат акима города Астаны, информация в СМИ |
Департаменты
|
первый квартал 2003 года |
16. |
Подготовить и провести в рамках реализации соглашений об экономическом сотрудничестве с регионами страны бизнес-форум и ярмарку по реализации земельных участков "Новая столица - новый этап реконструкции и обновления городской среды". |
отчет о проведении форумов в аппарат акима г.Астаны |
Департаменты экономики, жилья и администриро-вания программ развития города, комитет по внешнеэконо- мическим связям |
второй квартал 2003 года |
17. |
Осуществить разработку комплексных мероприятий по хозяйственному освоению территорий, высвобождаемых при сносе ветхого и отдельного индивидуального жилья, обеспечить координацию работ по развитию инженерных сетей, коммуникаций и объектов социальной сферы |
план мероприя- тий, информация о выполнении в аппарат акима г.Астаны |
Государствен-ные учреждения и службы города Астаны |
первый квартал 2003 года и ежегодно |