Сноска. Приказ Председателя Агентства РК по регулированию естественных монополий и защите конкуренции от 3 февраля 2003 года N 30-ОД утратил силу приказом Председателя Агентства РК по регулированию естественных монополий от 12 июня 2006 года N 149-ОД (вводится в действие со дня его официального опубликования).
В соответствии с Законом Республики Казахстан "О естественных монополиях" и подпунктом 4) пункта 11 Положения об Агентстве Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 ноября 1999 года N 1713, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по утверждению и введению тарифов (цен, ставок сбора) на среднесрочный период на услуги (товары, работы) субъектов естественной монополии.
2. Департаменту по регулированию энергетического сектора Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции (Григорьева С.П.) обеспечить в установленном законодательством порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
3. Департаменту административной работы Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции (Шабдарбаев А.Т.) после государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан:
обеспечить в установленном порядке опубликование настоящего приказа в средствах массовой информации;
довести настоящий приказ до сведения структурных подразделений и территориальных органов Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Сагинтаева Б.А.
Утверждена
приказом Председателя Агентства
Республики Казахстан
по регулированию естественных
монополий и защите конкуренции
от 3 февраля 2003 года N 30-ОД
"Об утверждении Инструкции
по утверждению и введению тарифов
(цен, ставок сбора)
на среднесрочный период на услуги
(товары, работы) субъектов
естественной монополии"
Инструкция по утверждению и введению тарифов
(цен, ставок сбора) на среднесрочный период на услуги
(товары, работы) субъектов естественной монополии
<*>
Сноска. По тексту слова "инвестиционных проектов", "инвестиционного проекта", "инвестиционный проект", "инвестиционному проекту" заменены словами "инвестиционных программ (проектов)", "инвестиционной программы (проекта)", "инвестиционная программа (проект)", "инвестиционной программе (проекту) - приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции от 15 апреля 2004 года N
190-ОД
.
1. Инструкция по утверждению и введению тарифов (цен, ставок сбора) на среднесрочный период на услуги (товары, работы) субъектов естественной монополии (далее - Инструкция) разработана в соответствии с Законами Республики Казахстан "
О естественных
монополиях", "
Об электроэнергетике
",
Программой
совершенствования тарифной политики субъектов естественных монополий на 2002-2004 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 октября 2002 года N 1126 и иными нормативными правовыми актами.
2. Настоящая Инструкция предусматривает недискриминационную методику установления тарифов (цен, ставок сборов) в сфере естественной монополии и вводится в целях реализации согласованных и утвержденных в установленном законодательством Республики Казахстан порядке инвестиционных программ (проектов) субъектов естественной монополии.
<*>
Сноска. Пункт 2 с изменениями - приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции от 15 апреля 2004 года N
190-ОД
.
3. Настоящая Инструкция применяется в следующих случаях:
1) если обратившийся субъект естественной монополии, соответствует требованиям, установленным настоящей Инструкцией для утверждения тарифа (цены, ставки сбора) на среднесрочный период;
2) для субъектов естественной монополии, обратившихся за установлением отпускных тарифов на среднесрочный период для розничных потребителей, и являющихся энергоснабжающими и (или) энергопередающими организациями в значениях, определенных
Законом
Республики Казахстан "Об электроэнергетике", а также соответствующим требованиям, предусмотренными настоящей Инструкцией для установления тарифов (цен, ставок сборов) на среднесрочный период на услуги (товары, работы) субъектов естественной монополии.
4. В настоящей Инструкции используются следующие понятия:
1) базовая тарифная смета - утвержденная в установленном порядке тарифная смета на год начала реализации инвестиционной программы (проекта) Субъекта в соответствии с требованиями Особого порядка формирования затрат, утвержденного уполномоченным органом, в соответствии с пунктом 2 статьи 15-1
Закона
Республики Казахстан "О естественных монополиях" (далее - Особый порядок);
2) компетентный орган - отраслевые министерства и (или) ведомства, местный исполнительный орган - в случае когда субъект естественной монополии находится в коммунальной собственности, а для субъектов естественной монополии, оказывающих услуги водохозяйственных и (или) канализационных систем - местные исполнительные органы;
3) период тарифного контроля - среднесрочный период, принимаемый для расчета тарифа (цены, ставки сбора), устанавливаемый на указанный период с учетом обязательств Субъекта по реализации согласованной и утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы (проекта);
4) прогнозируемая тарифная смета - тарифная смета, принятая и утвержденная Уполномоченным органом на каждый год среднесрочного периода;
5) среднесрочный период - временной интервал до пяти лет, на который устанавливается тариф (цена, ставка сбора), в течение которого Субъектом реализуется согласованная и утвержденная в установленном порядке инвестиционная программа (проект);
6) субъект естественной монополии - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, занятые производством товаров, работ и (или) предоставлением услуг потребителям в условиях естественной монополии;
7) тариф (цена, ставка сбора) - тариф (цена, ставка сбора) на среднесрочный период, то есть предельный (максимально допустимый) уровень тарифа (цены, ставки сбора), в рамках которого Субъект осуществляет оказание своих услуг в течение среднесрочного периода;
8) тарифный доход - доход Субъекта от оказания услуг (товаров, работ) по утвержденному Уполномоченным органом тарифу (цене, ставке сбора);
9) техническая экспертиза - проверка (оценка) технического состояния основных средств, необходимости капитальных ремонтов, инвестиций, которая проводится независимым экспертом, выбранным на конкурсной (тендерной) основе, и выполняемая в соответствии с требованиями, установленными законодательством Республики Казахстан о естественных монополиях;
10) финансовая экспертиза - проверка (оценка) фактического состава затрат на соответствие требованиям Особого порядка, которая проводится независимым экспертом, выбранным на конкурсной (тендерной) основе, и выполняемая в соответствии с требованиями, установленными законодательством Республики Казахстан о естественных монополиях;
11) уполномоченный орган - государственный орган, осуществляющий контроль и регулирование деятельности в сфере естественной монополии.
<*>
Сноска. Пункт 4 с изменениями - приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции от 15 апреля 2004 года N
190-ОД
.
2. Требования для Субъектов, претендующих на установление тарифа
(цены, ставки сбора)
5. До установления Субъекту тарифа (цены, ставки сбора) предварительно проводится в обязательном порядке:
1) техническая и финансовая экспертиза;
2) переоценка основных средств Субъекта, проводимая независимым оценщиком, выбранным на конкурсной (тендерной) основе.
6. Субъект, претендующий на установление тарифа (цены, ставки сбора) должен отвечать следующим требованиям:
1) основные средства могут находиться в собственности Субъекта, получены Субъектом в имущественный найм, по лизингу;
2) по итогам финансово-хозяйственной деятельности должен иметь прибыль от основного и не основных видов деятельности, за исключением случаев, когда по согласованию с уполномоченным органом это требование не применяется к Субъекту;
3) контролируемый уровень текущей дебиторской задолженности, уровень собираемости текущих платежей за оказываемые услуги (товары, работы) должен быть не ниже 90%;
4) отсутствие несогласованных с уполномоченным органом займов, обеспеченных залогом определенного имущества Субъекта на момент введения тарифа (цены, ставки сбора);
5) наличие заключений проведенных технической и финансовой экспертиз;
6) наличие результатов проведенной переоценки стоимости основных средств по группам, согласованной с уполномоченным органом;
7) наличие инвестиционной программы (проекта);
8) наличие раздельного бухгалтерского учета затрат основного и не основных видов деятельности Субъекта, в случае осуществления Субъектом иной деятельности, разрешенной законодательством Республики Казахстан о естественных монополиях;
9) отсутствие на момент введения тарифа (цены, ставки сбора) действия временного компенсирующего тарифа (цены, ставки сбора) на услуги (товары, работы);
10) фактическая стабильность объемов оказания услуг (товаров, работ) за предыдущие два года и прогнозируемая стабильность объемов оказываемых услуг (товаров, работ) Субъектом на среднесрочный период.
<*>
Сноска. Пункт 6 с изменениями - приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции от 15 апреля 2004 года N
190-ОД
.
7. В случае соответствия Субъекта требованиям, указанным в пункте 6 настоящей Инструкции, Субъектом представляется в уполномоченный орган заявка на утверждение проектов тарифов (цен, ставок сбора) с документальным подтверждением соответствия этим требованиям.
3. Представление заявки на утверждение проектов тарифов
(цен, ставок сбора)
8. Заявка на утверждение проекта тарифа (цены, ставки сбора) представляется в уполномоченный орган не позднее 60 дней до их введения в действие.
9. Уполномоченный орган в течение 7 рабочих дней со дня получения заявки проверяет обоснованность соответствия Субъекта требованиям, указанным в пункте 6 настоящей Инструкции, полноту представленных обосновывающих материалов. В письменном виде в течение 7 рабочих дней со дня получения заявки Субъект уведомляется о принятии или об отказе в принятии заявки к рассмотрению с приведением причин отказа.
Основаниями отказа в принятии заявки к рассмотрению являются:
1) нарушение Субъектом сроков представления заявки;
2) несоответствие Субъекта требованиям, указанным в пункте 6 настоящей Инструкции;
3) непредставление Субъектом документов, указанных в пункте 10 настоящей Инструкции.
10. К заявке на утверждение тарифов (цен, ставок сбора) прилагаются:
1) пояснительная записка о необходимости утверждения тарифа (цены, ставки сбора) с приложением результатов проведенных независимыми экспертами технической и финансовой экспертизы;
2) инвестиционная программа (проект);
3) проект тарифа (цены, ставки сбора) в виде прейскуранта с учетом отраслевых особенностей;
4) бухгалтерский баланс организации за два предшествующих календарных года с разбивкой по кварталам и за четыре квартала, предшествующие подаче заявки;
5) отчет о финансово-хозяйственной деятельности за два предшествующих календарных года с разбивкой по кварталам и за четыре квартала, предшествующие подаче заявки;
6) отчет о движении денежных средств за два предшествующих календарных года с разбивкой по кварталам и за четыре квартала, предшествующие подаче заявки;
7) сведения об инвестициях за два предшествующих календарных года, для юридических лиц со списочной численностью работающих свыше 50 человек (форма 1-инвест);
8) отчет по труду за два предшествующих календарных года (форма N 1-тв годовая) и за четыре квартала (форма N 1-тв квартальная), предшествующие подаче заявки;
9) отчет о размерах заработной платы работников по отдельным должностям и профессиям за два предшествующих календарных года (2-Т проф);
10) основные показатели производственно-финансовой деятельности Субъекта (форма N 1-ПФ) за два предшествующих календарных года с разбивкой по кварталам и за четыре квартала, предшествующие подаче заявки;
11) отчет о наличии и движении основных средств и нематериальных активов (форма N 11) за два предшествующих календарных года с разбивкой по кварталам и за четыре квартала, предшествующие подаче заявки;
12) базовая тарифная смета в соответствии с Приложением 1 к настоящей Инструкции;
13) расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности;
14) расшифровка прочих и других расходов;
15) утвержденные в установленном законодательством порядке на среднесрочный период:
нормы расхода сырья и материалов;
нормативы численности персонала;
нормативные потери;
смету затрат, направляемых Субъектом на текущий и капитальный ремонты и другие ремонтно-восстановительные работы, не приводящие к росту стоимости основных средств;
16) согласованная с уполномоченным органом учетная политика Субъекта на среднесрочный период;
17) решения конкурсных (тендерных) комиссий по закупке материальных, финансовых ресурсов, оборудования и услуг;
18) результаты проведенной переоценки стоимости основных средств по группам;
19) расчет ставки прибыли на регулируемую базу задействованных активов;
20) допустимый уровень прибыли на регулируемую базу задействованных активов на среднесрочный период с разбивкой по годам;
21) информацию о начислении амортизационных отчислений на основные средства, используемые до реализации инвестиционной программы (проекта), и вводимые в эксплуатацию при реализации инвестиционной программы (проекта) в среднесрочный период с разбивкой по годам;
22) график выполнения и смету затрат капитальных ремонтных работ, ведущих к увеличению стоимости основных средств, и осуществляемых за счет амортизационных отчислений на среднесрочный период с разбивкой по годам (кварталам) с приложением документального подтверждения компетентного органа о необходимости проведения данных работ;
23) сведения о фактически произведенных и прогнозируемых на среднесрочный период расходах, которые в соответствии с Особым порядком не учитываются при формировании тарифов (цен, ставок сбора);
24) документальное подтверждение компетентного органа об объемах оказываемых услуг на среднесрочный период на базе фактически сложившихся и с учетом перспектив, предусмотренных в Индикативном плане социально-экономического развития Республики Казахстан;
25) информацию о затратах на реализацию инвестиционной программы (проекта), подтвержденную маркетинговыми исследованиями о стоимости необходимых для реализации проекта основных средств и иного имущества;
26) условия финансирования и возмещения заемных ресурсов, получаемых на конкурсной (тендерной) основе либо по согласованию с уполномоченным органом из одного источника - в случае наиболее экономически выгодного получения заемных ресурсов, в том числе за счет эмиссии ценных бумаг, привлечения кредитов (проценты за кредиты, период финансирования, комиссионные выплаты, сроки погашения и другие);
27) план-график пополнения резервного счета;
28) оценка влияния реализации инвестиционной программы (проекта) на развитие спроса на предоставляемые Субъектом услуги;
29) решение органа по управлению государственным имуществом или государственным предприятием об установлении фонда оплаты труда и должностных окладов руководителей, их заместителей, главных (старших) бухгалтеров, а также системы их премирования и иного вознаграждения (для государственных предприятий либо предприятий с преобладающей долей участия государства);
30) отчет о наличии и работе автотранспорта (1-ТР шос);
31) другие документы, подтверждающие соответствие Субъекта требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящей Инструкции.
При этом документы, представляемые Субъектом уполномоченному органу должны соответствовать требованиям к их оформлению, установленным законодательством Республики Казахстан о естественных монополиях при обращении за утверждением или изменением тарифов (цен, ставок сборов) в общем порядке.
<*>
Сноска. Пункт 10 с изменениями - приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции от 15 апреля 2004 года N
190-ОД
.
4. Рассмотрение заявки и введение тарифа
(цены, ставки сбора)
11. Уполномоченный орган:
проводит экспертизу проекта тарифа (цены, ставки сбора) на основе анализа представленных Субъектом с заявкой обосновывающих документов в течение 45 дней с момента ее поступления;
после проведения экономической экспертизы проекта тарифа (цены, ставки сбора) организовывает проведение публичных слушаний новых уровней тарифов (цен, ставок сбора).
При проведении экономической экспертизы проекта тарифа (цены, ставки сбора) Уполномоченный орган вправе запросить дополнительную информацию как у Субъекта, так и Компетентного органа и других заинтересованных министерств, ведомств и организаций.
12. Уполномоченный орган по результатам проведенной экспертизы проекта тарифа (цены, ставки сбора) принимает решение об утверждении тарифа (цены, ставки сбора), которое должно быть направлено Субъекту не позднее, чем за 15 дней до их введения в действие.
13. Субъект доводит до сведения потребителей информацию о введении новых тарифов (цены, ставки сбора) не позднее чем за 10 дней до введения их в действие.
14. Введение тарифов (цен, ставок сбора) осуществляется по решению уполномоченного органа Субъектом не позднее 1 января или 1 июля года начала реализации инвестиционной программы (проекта).
5. Расчет тарифов (цен, ставок сбора)
15. Основой расчета тарифа (цены, ставки сбора) является:
1) базовая тарифная смета;
2) инвестиционная программа (проект), согласованная уполномоченным органом в установленном законодательством порядке;
3) заключение о результатах проведенной технической и финансовой экспертизы;
4) заключение компетентного органа о прогнозном объеме оказываемых услуг (товаров, работ) на среднесрочный период (с разбивкой по годам), об уровне тарифов;
5) утвержденные в установленном законодательством порядке на среднесрочный период (с разбивкой по годам):
нормативные потери;
нормативы численности персонала;
нормы расхода сырья и материалов;
6) сведения о средствах, направляемых Субъектом, на текущий и капитальный ремонты и другие ремонтно-восстановительные работы, не приводящие к росту стоимости основных средств;
7) другие материалы, представляемые Субъектом уполномоченному органу при обращении за утверждением и введением тарифов (цен, ставок сборов) на среднесрочный период, указанных в пункте 10 настоящей Инструкции.
Вышеуказанные материалы представляются в уполномоченный орган вместе с проектом тарифа (цены, ставки сбора), а также базовой тарифной сметой согласно Приложению 1.
<*>
Сноска. Пункт 15 с изменениями - приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции от 15 апреля 2004 года N
190-ОД
.
16. Прогнозируемая тарифная смета основывается на определении тарифного дохода Субъекта на среднесрочный период и оформляется согласно Приложению 2.
Тарифный доход исчисляется отдельно на каждый год, входящий в среднесрочный период, на основе тарифных доходов за три года рассчитывается средневзвешенный тариф (цена, ставка сбора).
Тарифный доход определяется исходя из прогнозируемых объемов затрат на производство и оказание услуг (товаров и работ), расходов периода, а также допустимого уровня прибыли.
17. Затраты Субъекта для покрытия расходов дифференцируются на контролируемые и неконтролируемые уполномоченным органом.
К контролируемым затратам относятся затраты на оплату услуг (товаров, работ) других субъектов естественной монополии, тарифы (цены, ставки сбора) на услуги (товары, работы) которых утверждаются уполномоченным органом, и субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на определенном товарном рынке, для которых введено государственное регулирование цен на услуги (товары, работы). Изменение контролируемых затрат планируется исходя из прогноза предельного роста тарифов на услуги (товары, работы) субъектов естественной монополии на среднесрочный период, предусмотренных в Индикативном плане социально-экономического развития Республики Казахстан.
К неконтролируемым затратам относятся затраты на оплату услуг (товаров, работ) субъектов, функционирующих на конкурентном рынке, изменение цен на услуги (товары, работы) которых в среднесрочном периоде Уполномоченным органом прогнозируется исходя из основных показателей Индикативного плана социально-экономического развития Республики Казахстан (изменение индекса потребительских цен, курса тенге к иностранной валюте и других).
18. В расчете прогнозной тарифной сметы учитываются затраты, необходимые для оказания услуг (производства товаров, работ), соответствующие Особому порядку, Стандартам бухгалтерского учета, налоговому и иному законодательству Республики Казахстан с учетом основных показателей Индикативного плана социально-экономического развития Республики Казахстан на среднесрочный период.
19. Материальные затраты, включаемые в тарифы (цены, ставки сбора) определяются исходя из норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии на выпуск единицы продукции (услуг), утвержденных и прошедших экспертную оценку в компетентном органе на среднесрочный период.
Уполномоченный орган вправе привлечь независимых экспертов для проведения экспертизы установленных для Субъекта норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии.
20. При расчете тарифа (цены, ставки сбора) включаются затраты на сырье, материалы, топливо, энергию, приобретенные в порядке, установленном законодательством, с учетом прогнозируемых изменений основных показателей Индикативного плана социально-экономического развития Республики Казахстан.
21. При расчете тарифа (цены, ставки сбора) включаются затраты, связанные с:
1) нормативными потерями;
2) сверхнормативными потерями в размере до 5% от объема (ежегодного) оказываемых услуг, при условии наличия динамики их снижения в течение действия тарифа (цены, ставки сбора).
Уровень сверхнормативных потерь, включаемых в тариф (цену, ставку сбора) определяется уполномоченным органом.
22. Средства, направляемые субъектом на текущий и капитальный ремонты и другие ремонтно-восстановительные работы, не приводящие к росту стоимости основных средств, учитываются при расчете тарифа (цены, ставки сбора) при наличии подтверждения компетентного органа и результатов технической экспертизы о необходимости проведения этих объемов работ в течение трех лет. Компетентный орган определяет необходимость проведения этих работ (по каждому объекту) и их объемы. Субъект должен подтвердить объемы данных работ сводным сметным расчетом, объектными, локальными и ресурсными сметами.
23. В тарифы (цены, ставку сбора) включаются амортизационные отчисления основных средств и нематериальных активов, рассчитанные по прямолинейному (равномерному) методу. Применение иных методов начисления амортизации возможно по согласованию с уполномоченным органом. Амортизация направляется на проведение капитальных ремонтных работ, приводящих к увеличению стоимости основных средств, и реализацию инвестиционной программы (проекта).
24. При определении расходов на оплату труда персонала Субъекта в расчет принимается нормативная численность, утвержденная в установленном законодательством порядке.
Расходы на оплату труда производственного персонала, включаемые в тариф (цену, ставку сбора) определяются исходя из утвержденной нормативной численности персонала Субъекта и среднемесячной заработной платы, принятой в действовавших тарифах с учетом прогнозируемого изменения индекса потребительских цен, предусмотренного Индикативным планом социально-экономического развития Республики Казахстан на среднесрочный период.
Расходы на оплату труда административного персонала, за исключением государственных предприятий, включаемых в тарифы (цены, ставки сбора) по должностным окладам руководителей, их заместителей, главных (старших) бухгалтеров Субъектов и других работников административного персонала Субъекта лимитируются исходя из соотношения между максимальным и минимальным уровнем заработной платы Субъекта, не превышающее 15 раз.
Данное соотношение является отношением размеров средней заработной платы наиболее высокооплачиваемых работников (например, руководителя) и наименее оплачиваемых работников (например, рабочий имеющий 1 тарифный разряд).
Расходы на оплату труда, размеры должностных окладов руководителей, их заместителей, главных (старших) бухгалтеров государственных предприятий, оказывающих услуги в сфере естественной монополии, а также система их премирования и иного вознаграждения определяются органами государственного управления в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
25. Расходы административного назначения учитываются в тарифе (цене, ставке сбора) в соответствии с ограничениями, предусмотренными Особым порядком с учетом изменения основных показателей Индикативного плана социально-экономического развития Республики Казахстан.
26. В тариф (цену, ставку сбора) включаются затраты на выплату вознаграждений за кредиты для реализации инвестиционной программы (проекта). Изменение размера вознаграждений (проценты за кредиты, комиссионные выплаты) по полученным кредитам в период реализации инвестиционной программы (проекта) допускается только в сторону снижения.
Вознаграждения за кредиты, полученные в иностранной валюте включаются в тариф (цену, ставку сбора) с учетом прогнозируемого изменения курса тенге к иностранной валюте на основании основных показателей Индикативного плана социально-экономического развития Республики Казахстан.
27. В тариф (цену, ставку сбора) включаются затраты на обязательные виды страхования в установленном законодательством порядке.
28. Представительские расходы, командировочные расходы административного персонала, расходы на дорогостоящие виды связи, периодическую печать, содержание служебного автотранспорта, информационные, консультационные и маркетинговые услуги включаются в тариф (цену, ставку сбора) по результатам проведенной финансовой экспертизы фактического состава затрат с учетом прогнозируемого изменения индекса потребительских цен Индикативного плана развития Республики Казахстан на среднесрочный период.
29. При формировании тарифа (цены, ставки сбора) на среднесрочный период не учитываются расходы в соответствии с требованиями Особого порядка, за исключением сверхнормативных потерь предусмотренных в пункте 21 настоящей Инструкции.
30. Субъект представляет в обоснование расчета тарифа (цены, ставки сбора) оценку среднесрочной перспективы развития спроса на предоставляемые услуги (товары, работы).
31. Расчет тарифа (цены, ставки сбора) на услуги (товары, работы) Субъекта производится в соответствии с действующими методиками расчета тарифов (цен, ставок сбора), утвержденными уполномоченным органом.
32. Расчет тарифов (цен, ставок сбора) осуществляется Субъектом исходя из условий раздельного учета объемов оказываемых услуг и затрат по регулируемым видам деятельности.
33. Допустимый уровень прибыли, учитываемый при расчете тарифа
(цены, ставки сбора) рассчитывается в установленном законодательством порядке.
6. Контроль за деятельностью субъектов естественной
монополии, для которых установлены тарифы
(цены, ставки сбора)
34. Контроль за исполнением тарифной сметы, в том числе за реализацией Субъектом инвестиционной программы (проекта) осуществляет уполномоченный орган совместно с компетентным органом. При осуществлении контроля за исполнением тарифной сметы, в том числе за реализацией Субъектом инвестиционной программы (проекта) в период тарифного контроля уполномоченный орган при необходимости привлекает независимого эксперта.
Специалисты уполномоченного органа и независимые эксперты, привлекаемые уполномоченным органом, имеют право допуска к технической, бухгалтерской и иной документации по инвестиционной программе (проекту) Субъекта, не разглашая сведения составляющие коммерческую и иную охраняемую законом тайну.
35. В период действия тарифа (цены, ставки сбора) на среднесрочный период уполномоченный орган:
1) не согласовывает переоценку основных средств, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1) и 2) пункта 42 настоящей Инструкции;
2) не согласовывает привлечение займов и кредитов, не предусмотренных при расчете тарифа (цены, ставки сбора).
36. Субъект в течение действия тарифа (цены, ставки сбора) осуществляет затраты при оказании услуг (товаров, работ) в пределах тарифной сметы.
37. Субъект в период тарифного контроля представляет в уполномоченный орган:
1) до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, полугодовую информацию о произведенных фактических расходах и доходах, объемах оказываемых услуг;
2) до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом полугодовую информацию о ходе реализации инвестиционной программы (проекта);
3) до 31 марта текущего года годовую информацию о реализации утвержденной тарифной сметы предыдущего года;
4) ежеквартально до 25 числа, следующего за отчетным периодом, информацию по накопительным банковским счетам, открытым с целью аккумулирования средств, предназначенных для обслуживания полученных займов, условия рефинансирования накопленных средств, фактическую выплату наступивших обязательств по займам.
Информация предоставляется в соответствии с Приложениями 3-6 к настоящей Инструкции с документальными подтверждениями достигнутых фактических показателей и разъяснениями причин в случае их отклонений от согласованного варианта.
38. В период тарифного контроля Субъект вправе сократить затраты в сторону снижения в пределах утвержденной тарифной сметы, в том числе за счет:
1) снижения фонда оплаты труда;
2) снижения норм расхода сырья и материалов, нормативных и сверхнормативных потерь и другое;
3) административных и других видов расходов.
39. Уполномоченный орган не снижает уровень утвержденного тарифа (цены, ставки сбора), если Субъект снизил затратную часть утвержденного тарифа (цены, ставки сбора). Средствами, полученными от сокращения затрат, Субъект распоряжается самостоятельно. При этом, Субъект:
исполняет тарифную смету в части объемов оказываемых услуг (товаров, работ), реализации инвестиционной программы (проекта), капитальных, текущих и других видов ремонтных работ, эксплуатационных затрат в соответствии с требованиями отраслевых стандартов;
обеспечивает получение предусмотренного при расчете тарифа (цены, ставки сбора) тарифного дохода;
создает резервный счет с начала реализации инвестиционной программы (проекта) в соответствии с планом-графиком с целью аккумулирования средств, предназначенных для обслуживания полученных займов, в том числе их возврата.
7. Изменение тарифа (цены, ставки сбора)
при возникновении обстоятельств непреодолимой силы
40. Уполномоченный орган самостоятельно либо по инициативе Субъекта проводит изменение уровня тарифа (цены, ставки сбора) в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы, повлекших за собой недополучение в полном объеме доходов, предусмотренных в установленном тарифе (цене, ставке сбора).
41. Обстоятельства непреодолимой силы будут рассматриваться уполномоченным органом как случившиеся, если финансовое состояние Субъекта подверглось значительному воздействию по независящим от него причинам и ставится под угрозу выполнение инвестиционной программы (проекта).
42. К обстоятельствам непреодолимой силы относятся значительное изменение:
1) между фактическим и прогнозируемым уровнем валютного курса и курса, предусмотренного при установлении тарифа (цены, ставки сбора);
2) уровня инфляции;
3) фактических объемов оказываемых услуг против предусмотренных в установленном тарифе (цене, ставке сбора);
4) между фактическим и прогнозируемым уровнем затрат, связанных с изменением законодательства Республики Казахстан.
43. При установлении имело ли место обстоятельство непреодолимой силы будет учитываться кумулятивное воздействие каждого обстоятельства непреодолимой силы в течение всего оставшегося периода действия тарифа (цены, ставки сбора).
8. Ответственность за нарушение настоящей Инструкции
44. Субъект, допустивший нарушение настоящей Инструкции, привлекается к ответственности в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
45. Уполномоченный орган изменяет тариф (цену, ставку сбора) по результатам анализа представляемых Субъектом отчетов и проведенной уполномоченным органом проверки Субъекта, в случае:
неисполнения прогнозной тарифной сметы в части объемов оказываемых услуг (товаров, работ), реализации инвестиционной программы (проекта), ремонтно-восстановительных, капитальных, текущих и других видов ремонтных работ и при отсутствии динамики снижения предусмотренных при расчете тарифа уровня сверхнормативных потерь;
не получения в полном объеме тарифного дохода, предусмотренного при расчете тарифа (цены, ставки сбора);
не создания резервного счета и (или) не пополнение его в соответствии с утвержденным уполномоченным органом планом-графиком пополнения резервного счета.
Уполномоченный орган самостоятельно либо по инициативе Субъекта проводит изменение уровня тарифа (цены, ставки сбора) в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы повлекших за собой не получение в полном объеме доходов, предусмотренных в установленном тарифе (цене, ставке сбора) в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.
46. Уполномоченный орган принимает решение об утверждении временного компенсирующего тарифа для возмещения потребителям убытков, причиненных субъектом естественной монополии незаконным завышением тарифов (цен, ставок сборов) и (или) включением в тариф (цену, ставку сбора) стоимости фактически невыполненных работ.
47. Изменение тарифа (цены, ставки сбора) и (или) введение временного компенсирующего тарифа производится по решению уполномоченного органа с начала месяца, следующего за принятием решения.
Приложение 1
к Инструкции по утверждению
и введению тарифов
(цен, ставок сбора)
на среднесрочный период
на услуги (товары, работы)
субъектов естественной монополии
Наименование субъекта___________________________________________
Базовая тарифная смета на ______________________________________
наименование вида услуг (товаров, работ)
по состоянию на_____200__года
__________________________________________________________________
NN| Статьи расходов* | ед. | принято
| | измерения | Уполномоченным
| | | органом
------------------------------------------------------------------
1 Затраты на производство товаров тыс. тенге
и предоставление услуг (сумма
строк 2-9), всего, в том числе
2 Сырье и материалы
3 Вспомогательные материалы и т.д.
4 Энергия
5 Расходы на оплату труда всего,
в т.ч. Социальный налог
6 Износ основных средств
7 Ремонт в т.ч.:
Капитальный ремонт,
не приводящий к увеличению
стоимости основных фондов
Текущий ремонт
8 Прочие расходы
9 Другие затраты
10 Расходы периода, всего
(сумма стр. 11-14) в том числе
11 В т.ч. Расходы на оплату
административного персонала
12 Налоговые платежи
13 Прочие затраты
14 Расходы на выплату процентов
15 Норма прибыли, в т.ч. %
тыс.тенге
Капитальный ремонт, приводящий
к увеличению стоимости
основных фондов
Другие затраты, осуществляемые
за счет прибыли (расшифровать)
Налоги, кроме предусмотренных
в расходах периода
16 Всего затрат
(сумма стр. 1,10 и 15) тыс. тенге
17 Объем производимых услуг в натуральных
(товаров, работ) показателях
18 Нормы технических потерь %
в сетях в натуральных
показателях
19 Нормы расхода услуг %
(товаров, работ) в натуральных
на собственные нужды показателях
20 Полезный отпуск услуг в натуральных
(товаров, работ) потребителям показателях
21 Тариф (стр. 16/стр.20) тенге/на ед.
оказываемых
услуг (товаров,
работ)
-------------------------------------------------------------------
* - затраты при необходимости могут быть расширены или дополнены
Приложение 2
к Инструкции по утверждению
и введению тарифов
(цен, ставок сбора)
на среднесрочный период
на услуги (товары, работы)
субъектов естественной монополии
Прогнозная тарифная смета
____________________________________________________________________
Наименование |ед. | Принято в базовой тарифной смете
показателей |изм.|------------------------------------------
| | Объем услуг | Объем услуг
| |регулируемого вида |нерегулируемых видов
| | деятельности |деятельности
| |--------------------|---------------------
| |1 полу-|2 полу-|Год |1 полу-|2 полу-|Год
| |годие |годие | |годие |годие |
--------------------------------------------------------------------
Материальные затраты
в т. ч.
Сырье и материалы
Покупные изделия и
полуфабрикаты
Вспомогательные
материалы
Расходы на оплату
труда в т. ч.
Заработная плата
производственного
персонала
социальный налог
Амортизация
основных средств
Капитальный ремонт,
не приводящий к
увеличению стоимости
основных фондов
Текущий ремонт
Прочие затраты
(дать расшифровку)
Итого затрат
Расходы периода
Общие и
административные
расходы, всего:
в том числе
Заработная плата
административного
персонала
Заработная плата
обслуживающего
персонала
социальный налог
Прочие расходы
дать расшифровку)
налоговые платежи
Расходы на выплату
процентов
Итого расходов
периода
Всего затрат на
предоставление
услуг
Прибыль в составе
тарифа (РБА*СП*1,3)
Регулируемая база
задействованных
активов (РБА).
Ставка прибыли
на РБА
Тарифный доход
Объем покупной
продукции для
дальнейшей передачи
потребителям - всего
в млн. тенге
в натуральных
показателях
Объем произведенной
продукции (товаров,
услуг) используемых
на собственные
нужды по нормативу,
утвержденному
компетентным органом -
всего
в млн. тенге
в натуральных
показателях
Объем потерь
товаров по нормативу,
утвержденному
компетентным органом -
всего
в млн. тенге
в натуральных
показателях
Тариф
--------------------------------------------------------------------
продолжение таблицы
____________________________________________________________________
1-ый базовый год | 2-ой год реализации проекта
--------------------------------------------------------------------
Объем услуг |Объем услуг | Объем услуг | Объем услуг
регулируемого |нерегулируемых |регулируемого |нерегулируемых
вида |видов |вида |видов
деятельности |деятельности |деятельности |деятельности
--------------------------------------------------------------------
1 по-|2 по-|Год|1 по-|2 по-|Год|1 по-|2 по-|Год|1 по-|2 по-|Год
луго-|луго-| |луго-|луго-| |луго-|луго-| |луго-|луго-|
дие |дие | |дие |дие | |дие |дие | |дие |дие |
--------------------------------------------------------------------
продолжение таблицы
_______________________________
3-ий год реализации проекта |
-------------------------------|
Объем услуг |Объем услуг |
регулируемого |нерегулируемых |
вида |видов |
деятельности |деятельности |
--------------------------------
1 по-|2 по-|Год|1 по-|2 по-|Год|
луго-|луго-| |луго-|луго-| |
дие |дие | |дие |дие | |
--------------------------------
__________________________________________________________________
Приложение 3
к Инструкции по утверждению
и введению тарифов
(цен, ставок сбора)
на среднесрочный период
на услуги (товары, работы)
субъектов естественной монополии
____________________________________________________________________
Наименование | Реализация проекта
показателей |-------------------------------------------
| Т-год действия тарифа (цены)
| с ограниченным сроком действия
|-------------------------------------------
| Всего расходов | В т.ч.:
| | Расходы периода
|--------------------------------------------
|1-квар-|2-квар-|полу-|1-квар|2-квар|полу-
|тал |тал |годие|тал |тал |годие
--------------------------------------------------------------------
1 | 7 | | 8 | 9 | | 10
--------------------------------------------------------------------
Материальные затраты -
всего (сумма строк
201, 202, 203, 204,
205, 206, 207)
Сырье и материалы -
всего, из них
приобретенные по
обменному курсу
Покупные изделия и
полуфабрикаты,
вспомогательные
материалы - всего,
из них:
приобретенные по
обменному курсу
Топливо - всего,
из него:
приобретенное по
обменному курсу
Электроэнергия -
всего, из нее
в т.ч. приобретенная
по обменному курсу
Плата за пользование
природными ресурсами
Средства, направляемые
на поддержание основных
производственных фондов
в рабочем состоянии,
в том числе
текущий ремонт
капитальный ремонт,
не приводящий к росту
стоимости ОФ
Прочие материальные
затраты*)
Износ основных средств**)
Амортизация
нематериальных активов**)
Финансирование затрат
на капитальные вложения
по годам - всего, из них:
строительство - всего,
из них
собственное строительство
хозспособом
машины и оборудование:
передаточные устройства
транспортные устройства
на покупку нематериальных
активов - всего, из них:
на создание и приобретение
программного обеспечения ЭВМ
Прочие расходы - всего
(сумма строк 231, 232,
233, 238, 239) из них:
Суточные во время
служебных командировок
Арендная плата
Налоговые платежи и сборы -
всего, из них
социальный налог
Оплата услуг сторонних
организаций*)
Другие затраты*) -
всего, из них:
расходы по процентам
Фонд заработной платы
(включая выплаты в
натуральной форме) -
Всего, из него
выплаты в натуральной форме
производственный персонал
вспомогательный персонал
административный персонал -
всего, из них
головной офис
Отчисления в
накопительные фонды
Социальные пособия
работникам за счет
средств предприятия
Итого расходов
(сумма строк 200, 210,
220, 230, 245, 250, 260)
Прибыль в составе тарифа
Тарифный доход
Совокупный доход (убыток)
после налогообложения
Выплата дивидендов
Прибыль к распределению,
в том числе:
Возврат капитальных
вложений
Выплаты обязательств
по займам
Объем произведенной
продукции (товаров, услуг)
в текущих ценах
(без НДС ) - всего
млн. тенге
в натуральных
показателях
Объем покупной продукции
для дальнейшей передачи
потребителям - всего
в млн. тенге
в натуральных показателях
Объем произведенной
продукции (товаров, услуг)
используемых на собственные
нужды по нормативу,
утвержденному компетентным
органом - всего
в млн. тенге
в натуральных показателях
Фактические потери в %
от общего объема
Объем потерь товаров,
утвержденному компетентным
органом - всего
в млн. тенге
в натуральных показателях
Фактические потери в %
от общего объема
--------------------------------------------------------------------
продолжение таблицы
____________________________________________
Фактические показатели Т-го года реализации |
--------------------------------------------|
Всего расходов | В т.ч.: |
| Расходы периода |
--------------------------------------------|
1-квар-|2-квар-|полу-|1-квар|2-квар|полу- |
тал |тал |годие|тал |тал |годие |
--------------------------------------------|
11 | | 12 | 12 | | 14 |
---------------------------------------------
____________________________________________________________________
*) Прилагается в обязательном порядке расшифровка затрат
**) Прилагается в обязательном порядке расчет амортизационных
отчислений
___________________________________________________________________
Приложение 4
к Инструкции по утверждению
и введению тарифов
(цен, ставок сбора)
на среднесрочный период
на услуги (товары, работы)
субъектов естественной монополии
____________________________________________________________________
Наименование |Прогноз реализации проекта
показателей |-------------------------------------------
|Всего расходов | В т.ч.:
| | Расходы периода
|-------------------------------------------
|1-полу-|2-полу-|Год|1-полу-|2-полу-
|годие |годие | |годие |годие
--------------------------------------------------------------------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6
--------------------------------------------------------------------
Средства, направляемые на
поддержание основных
производственных фондов
в рабочем состоянии,
в том числе
текущий ремонт
капитальный ремонт,
не приводящий к росту
стоимости ОФ
Финансирование затрат
на капитальные вложения -
всего, из них:
строительство - всего,
из них:
собственное строительство
хозспособом
машины и оборудование;
передаточные устройства
транспортные устройства
на покупку нематериальных
активов - всего, из них:
на создание и приобретение
программного обеспечения ЭВМ
Оплата услуг сторонних
организаций
Стоимость основных фондов
на конец отчетного периода
Стоимость нематериальных
активов на конец отчетного
периода
Износ основных средств,
в том числе
на введенные до реализации
инвестиционной программы
основные средства
на введенные в период
реализации инвестиционной
программы основные средства
Амортизация нематериальных
активов, в том числе
введенные до реализации
инвестпрограммы
введенные в период
реализации инвестпрограммы
--------------------------------------------------------------------
продолжение таблицы
____________________________________________
Фактические показатели реализации проекта |
------------------------------------------- |
Всего расходов | В т.ч.: |
| Расходы периода |
--------------------------------------------|
1-полу-|2-полу-| Год |1-полу-|2-полу- |
годие |годие | |годие |годие |
--------------------------------------------|
7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
--------------------------------------------
____________________________________________________________________
Приложение 5
к Инструкции по утверждению
и введению тарифов
(цен, ставок сбора)
на среднесрочный период
на услуги (товары, работы)
субъектов естественной монополии
____________________________________________________________________
Наименование |ед. | Прогноз
показателей |изм.|------------------------------------------
| | Объем услуг | Объем услуг
| |регулируемого вида |нерегулируемых видов
| | деятельности |деятельности
| |--------------------|---------------------
| |1 полу-|2 полу-|Год |1 полу-|2 полу-|Год
| |годие |годие | |годие |годие |
--------------------------------------------------------------------
Материальные затраты
в т.ч
Сырье и материалы
Покупные изделия
и полуфабрикаты
Вспомогательные
материалы
Расходы на оплату
труда, в т.ч.
Заработная плата
производственного
персонала
социальный налог
Амортизация
основных средств
Капитальный ремонт,
не приводящий к
увеличению стоимости
основных фондов
Текущий ремонт
Прочие затраты
(дать расшифровку)
Итого затрат
Расходы периода
Общие и
административные
расходы, всего:
в том числе
Заработная плата
административного
персонала
Заработная плата
обслуживающего
персонала
социальный налог
Прочие расходы
(дать расшифровку)
налоговые платежи
Расходы на выплату
процентов
Итого расходов периода
Всего затрат на
предоставление услуг
Прибыль в составе
тарифа (РБА*СП*1.3)
Регулируемая база
задействованных активов
(РБА)
Ставка прибыли на РБА
Тарифный доход
Объем покупной
продукции для дальнейшей
передачи потребителям -
всего
в млн. тенге
в натуральных показателях
Объем произведенной
продукции (товаров, услуг),
используемых на собственные
нужды по нормативу,
утвержденному компетентным
органом - всего
в млн. тенге
в натуральных показателях
Объем потерь товаров
по нормативу, утвержденному
компетентным органом - всего
млн. тенге
в натуральных показателях
Тариф
____________________________________________________________________
продолжение таблицы
_______________________________
Факт |
-------------------------------|
Объем услуг |Объем услуг |
регулируемого |нерегулируемых |
вида |видов |
деятельности |деятельности |
-------------------------------|
1 по-|2 по-|Год|1 по-|2 по-|Год|
луго-|луго-| |луго-|луго-| |
дие |дие | |дие |дие | |
-------------------------------|
-------------------------------|
____________________________________________________________________
Приложение 6
к Инструкции по утверждению
и введению тарифов
(цен, ставок сбора)
на среднесрочный период
на услуги (товары, работы)
субъектов естественной монополии
____________________________________________________________________
N | Наименование | ед. | 1 | 2 | 3 | 4 | |
п/п| показателей | изм. |квар-|квар-|квар-|квар-|...|
| | |тал |тал |тал |тал | |
--------------------------------------------------------------------
Обязательства тыс. $*
по выплате: млн.тенге*
процентов за кредиты тыс. $
млн.тенге
комиссионных выплат, тыс. $
премий и т.д. млн.тенге
основной суммы займа тыс. $
млн.тенге
Направлено тыс. $
в резервный фонд млн.тенге
Фактическое наличие тыс. $
средств в резервном млн.тенге
фонде на конец
отчетного периода
Суммы начисления тыс. $
вознаграждения на млн.тенге
накопленные средства
____________________________________________________________________
* В случае, если займы в национальной валюте, то направляется только информация по выплатам в тенге. В случае, если займы взяты в иностранной валюте, то информация представляется в двух измерениях: иностранной валюте, в национальной валюте по фактическому курсу оплаты обязательств по полученным займам.
** Указывать курс тенге к доллару США.