Сноска. Приказ Министра образования и науки РК от 16 ноября 2004 года N 920 утратил силу приказом и.о. Министра образования и науки РК от 28 декабря 2007 года N 668 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
Во исполнение
Закона
Республики Казахстан "Об образовании" и в целях повышения профессиональной подготовки учащихся, выявления наиболее одаренных исполнителей, их творческого роста и пропаганды музыкального искусства Казахстана
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила организации проведения Республиканских конкурсов исполнителей.
2. Департаменту среднего образования (Испусиновой С.Б.):
1) направить приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Республики Казахстан в установленном порядке;
2) довести настоящий приказ до сведения департаментов (управлений) образования областей, городов Астаны, Алматы, республиканских учебных заведений среднего профессионального образования.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра Шамшидинову К.Н.
4. Настоящий приказ вступает в силу со дня государственной регистрации.
Министр
Утверждены приказом
Министра образования и науки
Республики Казахстан
от 16 ноября 2004 года N 920
ПРАВИЛА
организации проведения
Республиканских конкурсов исполнителей
1. Общие положения
1. Настоящие Правила организации проведения Республиканских конкурсов исполнителей разработаны во исполнение
Закона
Республики Казахстан "Об образовании".
2. Настоящие Правила устанавливают порядок проведения и организации Республиканских конкурсов исполнителей.
3. Республиканские конкурсы исполнителей (далее - конкурс) проводятся Министерством образования и науки Республики Казахстан среди учащихся организаций среднего профессионального образования (далее - участник) в целях повышения профессиональной подготовки учащихся, выявления наиболее одаренных исполнителей, их творческого роста и пропаганды музыкального искусства Казахстана.
4. Основными задачами конкурсов являются совершенствование и развитие музыкального образования в Республике Казахстан, выявление новых эффективных методик обучения, повышения уровня профессионального образования.
2. Участники конкурсов
5. К участию в конкурсах допускаются участники, подготовившие к исполнению конкурсную программу и получившие рекомендации предметно-цикловой комиссии организаций среднего профессионального образования.
6. Организации среднего профессионального образования могут представить к участию в конкурсах не более двух участников по каждой номинации.
7. При отсутствии теоретического отделения по специальности "Теория музыки" к конкурсам допускаются участники других отделений, соответствующие уровню подготовки данного отделения.
8. Организация среднего профессионального образования определяет и командирует концертмейстеров и одного сопровождающего преподавателя.
9. Заявки на участие в конкурсах принимаются в сроки, указанные организационным комитетом (далее - оргкомитет) при Министерстве образования и науки Республики Казахстан, только в отпечатанном виде на государственном и русском языках по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам.
К заявке прилагаются следующие документы:
1) копия свидетельства о рождении (или копия удостоверения личности);
2) одна фотография 10х15см;
3) рекомендация предметно-цикловой комиссии организаций среднего профессионального образования;
4) программа по турам.
3. Порядок проведения конкурсов
10. Конкурсы проводятся по специальностям "Инструментальное исполнительство", "Пение", "Теория музыки" с чередованием направлений специализаций согласно приложению 2 к настоящим Правилам.
11. По всем специальностям конкурсы проводятся в соответствии с Программой конкурсов, утверждаемой приказом Министра образования и науки Республики Казахстан. Очередность выступления участников устанавливается жеребьевкой, проводимой оргкомитетом перед 1 туром, и сохраняется до конца конкурсов.
12. По специальностям "Инструментальное исполнительство", "Пение" каждый тур конкурса оценивается по 25-бальной системе оценок по следующим параметрам:
яркость музыкального дарования - 5 баллов;
техника исполнения (чистота, грамотность, фразировка) - 5 баллов;
стилевая интерпретация произведения - 5 баллов;
артистичность - 5 баллов;
индивидуальность - 5 баллов.
Ко второму туру допускаются участники, набравшие в совокупности не менее 18 баллов.
К третьему туру допускаются участники по каждому инструменту (голосу), набравшие в совокупности не менее 21 балла.
13. Изменения в программах, представленных участниками, не допускаются. Все произведения исполняются наизусть. Каждое произведение может быть исполнено только один раз.
14. По специальности "Теория музыки" конкурсы проводятся в 3 тура, разные по форме и содержанию.
1) Конкурс по специализации "сольфеджио и гармония" включает 2 задания - одно по "сольфеджио", второе по "гармонии". Участники принимают участие во всех турах до конца.
1 тур - письменная работа;
2 тур - устный ответ;
3 тур - слуховой анализ и игра.
Каждое задание оценивается по 10-бальной системе оценок по следующим параметрам:
Первый тур подразделяется на два раздела:
диктант по сольфеджио;
задачи по гармонии.
Диктант по сольфеджио оценивается по следующим параметрам:
грамотная и правильная запись диктанта;
время записи.
Дополнительный балл получает участник, пожелавший повторить диктант по памяти.
Задачи по гармонии оцениваются по следующим параметрам:
грамотная функциональность;
интересный фонизм;
безупречное голосоведение.
Дополнительный балл получает участник, решивший задачу в 2-х вариантах.
Второй тур состоит из двух разделов - чтение с листа и секвенция.
Чтение с листа определяется по следующим параметрам:
грамотное исполнение мелодии;
выразительное пение.
Дополнительный балл получает участник, сделавший аккомпанемент.
Секвенция определяется по следующим параметрам:
грамотное исполнение;
выбор шага и направления;
музыкальность.
Дополнительный балл получает участник за исполнение второй секвенции из предложенных двух.
Третий тур состоит из двух разделов - слуховой анализ и игра периода.
Слуховой анализ определяется по следующим параметрам:
определение на слух тонального плана;
потактовое аккордовое содержание музыкального материала. Дополнительный балл получает участник, сделавший слуховой анализ по памяти (без предварительной записи).
Игра периода оценивается по следующим параметрам:
Грамотное голосование с продуманными неакордовыми звуками (максимальные баллы - игра периода с заданным началом и тональным планом - 5; собственное начало по тональному плану - 4; домашняя заготовка - 3);
Стилистическая ровность.
Дополнительный балл получает участник, сделавший жанровую обработку периода.
2) Конкурс по специализации "Музыкальная литература" состоит из трех туров:
вступительное слово к концерту;
викторина;
коллоквиум и игра музыкальных тем.
Первый тур "Вступительное слово к концерту" состоит из двух разделов:
письменное оформление вступительного слова к концерту (90 минут);
устное выступление участников (5-7 минут).
Разделы первого тура оцениваются по 10-бальной системе.
Письменное оформление вступительного слова к концерту оценивается по следующим параметрам:
полнота изложения;
логика изложения;
стиль изложения.
Устное выступление оценивается по следующим параметрам:
культура речи;
техника речи;
артистичность.
Второй тур "Викторина" состоит из 20 номеров. Время прослушивания одного номера - 1 минута, оформление номера - 1 минута.
Второй тур оценивается по 20-бальной системе по следующим параметрам:
количество угаданных номеров;
полнота ответа (композитор, произведение, действие, часть, тональность).
Третий тур "Коллоквиум и игра музыкальных тем" состоит из двух разделов:
коллоквиум (устные ответы на 10 вопросов в виде собеседования);
игра музыкальных тем. Список должен содержать не менее 100 номеров. Участник должен сыграть 10 тем.
Каждый раздел третьего тура оценивается по 10-бальной системе.
Коллоквиум оценивается по следующим параметрам:
полнота владения материала;
культура речи.
Игра музыкальных тем оценивается по следующим параметрам:
качество исполнения (правильность исполнения, грамотность);
музыкальность исполнения.
Максимальная сумма баллов за конкурсные задания по специальности "Теория музыки" равна - 60.
4. Подведение итогов конкурсов
15. Участникам конкурсов по специальности "Инструментальное исполнительство" при наборе соответствующих баллов присваиваются нижеследующие места:
1 место и звание лауреата - не менее 24 баллов;
2 место и звание лауреата - не менее 22 баллов;
3 место и звание лауреата - не менее 20 баллов.
Участникам конкурсов, набравшим не менее 18 баллов, присваивается звание дипломанта.
16. Участникам конкурсов по специальности "Теория музыки" присуждаются:
1 место и звание лауреата - не менее 55 баллов;
2 место и звание лауреата - не менее 50 баллов;
3 место и звание лауреата - не менее 45 баллов.
Звание дипломанта присуждается участникам, набравшим не ниже 40 баллов.
17. Все лауреаты принимают участие в заключительном концерте, организуемом оргкомитетом по окончании конкурса.
5. Оргкомитет и жюри конкурсов
18. Составы оргкомитета и жюри конкурсов утверждаются приказом Министра образования и науки Республики Казахстан.
19. Оргкомитет определяет место проведения конкурса, готовит конкурсные материалы и вносит их на утверждение Министерства образования и науки Республики Казахстан.
20. Жюри оценивает конкурсные выступления участников, после завершения конкурсных заданий сообщает результаты. Решение жюри окончательное и пересмотру не подлежит.
21. Член жюри не принимает участие в голосовании и обсуждении по кандидатуре участников, обучающихся у него в настоящее время. При равенстве голосов, голос председателя является решающим.
22. Жюри дает оценку мастерству участников конкурсов, присуждает первое, второе и третье место, награждает их дипломами и ценными подарками. Жюри имеет право присудить не все призовые места.
Приложение 1
к Правилам организации
проведения Республиканских
конкурсов исполнителей
ЗАЯВКА
Специальность_____________________________________________________
Специализация_____________________________________________________
ФИО участника_____________________________________________________
__________________________________________________________________
Пол_______________________________________________________________
Дата и место рождения_____________________________________________
__________________________________________________________________
Название учебного заведения, курс_________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
ФИО педагога______________________________________________________
__________________________________________________________________
ФИО концертмейстера_______________________________________________
__________________________________________________________________
ФИО сопровождающего лица__________________________________________
__________________________________________________________________
Домашний адрес____________________________________________________
__________________________________________________________________
Номер телефона, факса_____________________________________________
Код_______________________________________________________________
Дата заполнения заявки____________________________________________
Подпись___________________________________________________________
ФИО руководителя учебного заведения_______________________________
__________________________________________________________________
МП Подпись
Примечание: второй лист "Мой репертуар" (1,2,3 тур)
Приложение 2
к Правилам организации
проведения Республиканских
конкурсов исполнителей
______________________________________________________________________
1-ый год | 2-ой год
_____________________________________|________________________________
"Инструментальное исполнительство": "Инструментальное исполнительство":
1) деревянно-духовые инструменты 1) фортепиано;
(флейта, гобой, кларнет, фагот, 2) скрипка, альт, виолончель,
саксофон-альт, саксофон-тенор); контрабас.
2) медные духовые инструменты "Пение" по голосам:
(валторна, труба, тромбон, туба), 1) сопрано;
ударные инструменты; 2) меццо сопрано;
3) казахские народные инструменты 3) тенор;
(домбра, шертер, кобыз, кыл-кобыз); 4) баритон;
4) русские народные инструменты 5) бас.
(баян, аккордеон, гитара, "Теория музыки" с чередованием:
домра-прима, домра-бас). 1) музыкальная литература
(первый год);
2) гармония и сольфеджио
(второй год).
-----------------------------------------------------------------------