Извлечение
из приказа Председателя Агентства РК
по регулированию естественных монополий и
защите конкуренции от 7 апреля 2006 года N 98-ОД
В соответствии с подпунктом 3) статьи 1 Закона Республики Казахстан от 14 января 2006 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О естественных монополиях", ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Признать утратившим силу:
......
2) приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции от 14 июля 2005 года N 16-ОД "Об утверждении Инструкции о требованиях к технической экспертизе деятельности субъектов естественных монополий" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан за N 3762, опубликованный в газете "Официальная газета" 20 августа 2005 года N 34 (243); ....
4. Настоящий приказ вступает в силу со дня подписания.
Председатель
___________________________________________________________________
В соответствии с подпунктом 14) статьи 7 Закона Республики Казахстан "О естественных монополиях" и подпунктом 1) пункта 18 Положения об Агентстве Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 октября 2004 года N 1109, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о требованиях к технической экспертизе деятельности субъектов естественных монополий.
2. Департаменту по регулированию и контролю в сфере электро- и теплоэнергетики Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий (Шкарупа А.В.) обеспечить в установленном законодательством порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
3. Департаменту административной работы и анализа Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий (Есиркепов Е.О.) после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан:
1) обеспечить в установленном законодательством порядке его официальное опубликование в средствах массовой информации;
2) довести его до сведения структурных подразделений и территориальных органов Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, областных (городов республиканского значения, столицы) исполнительных органов.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий Алдабергенова Н.Ш.
5. Настоящий приказ вводится в действие со дня государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
Председатель
Утверждена
приказом Председателя Агентства
Республики Казахстан по
регулированию естественных монополий
от 14 июля 2005 года N 216-ОД
Инструкция
о требованиях к технической экспертизе
деятельности субъектов естественных монополий
1. Инструкция о требованиях к технической экспертизе деятельности субъектов естественных монополий (далее - Инструкция) разработана в соответствии с Законом Республики Казахстан "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
2. Настоящая Инструкция устанавливает требования к технической экспертизе деятельности субъектов естественных монополий (далее - техническая экспертиза).
3. Техническая экспертиза проводится по инициативе субъекта естественной монополии (далее - Субъект) экспертом, определенным в установленном законодательством Республики Казахстан порядке, при:
согласовании уполномоченным органом инвестиционных программ (проектов) Субъекта;
истечении периода, равного 5 годам с момента проведения по инициативе Субъекта последней технической экспертизы.
4. В настоящей Инструкции используются следующие понятия:
эксперт по проведению технической экспертизы (далее - эксперт) - физическое или юридическое лицо, оказывающее услуги по проведению технической экспертизы;
техническая экспертиза - анализ технического состояния (технических характеристик) задействованных активов и необходимости проведения работ, обеспечивающих поддержание активов в рабочем состоянии, эффективности технологического процесса, включая соответствие установленных норм материальных, трудовых затрат, технологии производства, оценки необходимости осуществления инвестиционных программ и (или) инвестиционных проектов, уровня задействованности и правильности распределения основных средств по видам предоставляемых регулируемых услуг (товаров, работ).
Иные понятия и термины, используемые в настоящей Инструкции, применяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
5. Основными принципами проведения технической экспертизы являются:
1) независимость эксперта при осуществлении своей профессиональной деятельности;
2) научный подход, полнота, всесторонность и объективность исследований объектов экспертизы, обеспечение обоснованности результатов экспертизы;
3) компетентность и высокий профессиональный уровень лиц, проводящих экспертизу.
6. Для проведения технической экспертизы между Субъектом, по инициативе которого проводится техническая экспертиза, и экспертом заключается договор, который определяет предмет, объект и условия проведения технической экспертизы, права и обязанности сторон, сроки проведения технической экспертизы, ответственность за достоверность данных, указанных в отчете, а также за невыполнение либо ненадлежащее выполнение обязательств, нарушение требований законодательства Республики Казахстан, другие существенные условия, вытекающие из специфики деятельности Субъекта, подлежащего технической экспертизе.
7. В случае, если эксперту необходима дополнительная информация, последний может запросить ее у Субъекта и (или) уполномоченного органа.
2. Требования к технической экспертизе
8. Техническая экспертиза деятельности Субъекта включает:
1) анализ технического состояния и оценку технических характеристик основных средств, в том числе оценку:
степени изношенности оборудования на дату проведения экспертизы;
сроков эксплуатации основных средств (состоявшихся и возможных) по классификационным группам, принятым в соответствии с законодательством Республики Казахстан Субъектом в данной отрасли;
проектной и технологической мощности оборудования;
наличия приборов учета регулируемых услуг (в том числе коммерческих).
На основе анализа технического состояния дается заключение о необходимости проведения текущих, средних и капитальных ремонтов (увеличивающих и не увеличивающих стоимость основных средств), замены, реконструкции и модернизации основных средств по видам регулируемых услуг. При этом, должно быть дано заключение:
соответствия установленной Субъектом периодичности всех видов ремонта требованиям инструкций, правил и нормативно-технической документации на ремонт определенного вида оборудования;
обоснованности объемов технического обслуживания и ремонтов основных средств по видам регулируемых услуг, определенных Субъектом в целях поддержания исправного и работоспособного состояния оборудования, зданий и сооружений с учетом их фактического состояния и требований инструкций и нормативно-технических документов, утвержденных компетентным органом;
наличия перспективных и годовых (месячных) графиков на все виды ремонта основного оборудования, зданий и сооружений Субъекта, вспомогательного оборудования, утвержденных Субъектом.
Экспертом оценивается уровень задействованности основных средств за период, подлежащий технической экспертизе, и на момент ее проведения, а также оценивается уровень соответствующих показателей - суммарная установленная мощность оборудования, коэффициент мощности, коэффициент физического износа, коэффициент заполнения графика нагрузки и (или) других показателей с учетом специфики отрасли, обоснованность принятых в расчете ставки прибыли коэффициентов задействованности активов Субъекта.
Должна быть дана оценка соответствия распределения задействованных активов по видам регулируемых и, в целом, по нерегулируемым видам услуг требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан. В случае, если заключение эксперта по данному вопросу имеет расхождение со схемой распределения по видам регулируемых и, в целом, по нерегулируемым видам услуг Субъекта, эксперт обосновывает предлагаемое распределение основных средств.
По результатам проведенного обследования эксперт предоставляет предложения по оптимизации использования основных средств, эксплуатационных и других затрат, связанных с использованием основных средств;
2) оценку расхода сырья и материалов, в том числе утвержденных компетентным органом норм расхода сырья (топлива, энергии и других) и материалов. В случае выявления превышения фактических объемов расхода сырья и материалов над нормативными, должны быть раскрыты размеры превышения и причины их возникновения. По результатам оценки эксперт представляет предложения по оптимизации расхода сырья и материалов. Кроме того, эксперт проводит обследование аварийного (неснижаемого) запаса товарно-материальных ценностей (ТМЦ). При этом, эксперт оценивает необходимость "складирования" ТМЦ в объемах, обеспечивающих бесперебойное функционирование Субъекта, и соответствие фактических объемов ТМЦ на складе необходимым объемам;
3) оценку трудозатрат и численности персонала Субъекта, определение соблюдения нормативных требований по безопасности и охране труда.
Эксперт дает оценку нормативной численности персонала, утвержденной уполномоченным государственным органом по труду, ее соответствие типовым нормативам по труду, утвержденным и согласованным в установленном законодательством Республики Казахстан порядке, а также проводит сравнение между фактической и нормативной численностью. В случае выявления превышения фактической численности над нормативной, необходимо раскрыть размеры превышения и причины их возникновения. Эксперт определяет обоснованность разделения численности персонала Субъекта на численность персонала, учитываемую при формировании тарифа (цены, ставки сбора) на услуги (товары, работы) Субъекта, и не учитываемую, в том числе численность персонала, занятого оказанием нерегулируемых видов услуг.
Анализ соблюдения нормативных требований по безопасности и охране труда в соответствии с законодательством Республики Казахстан включает:
соответствие производственного процесса требованиям безопасности труда в условиях, установленных нормативно-технической документацией уполномоченного государственного органа по труду;
оценку качественных и количественных показателей, характеризующих условия производства, производственный и трудовой процесс с точки зрения обеспечения организационных, технических, санитарно-гигиенических, биологических и иных норм, правил, процедур и критериев, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности;
4) оценку нормативных и коммерческих потерь, в том числе утвержденного компетентным органом уровня нормативных потерь, определение по каждому виду коммерческих потерь уровня и причин их возникновения.
В случае, если Субъект оказывает услуги в сфере электроэнергетики эксперт дает оценку утвержденных компетентным органом нормативных потерь электроэнергии в целом по сетям Субъекта либо по ее элементам в соответствии с особенностями схем и режимов работы электрических сетей различных классов напряжения, в том числе нормативных потерь по группам напряжения - высокой (220, 110, 35 кВ) и низкой (10,6-0,4 кВ) с указанием их объема по вышеуказанным группам напряжения; провести анализ фактического расхода подпиточной воды (пара и конденсата) и его соответствия нормам потерь пара и конденсата, утвержденным компетентным органом в установленном законодательством Республики Казахстан порядке.
По результатам проведенных обследований эксперт предоставляет предложения по уменьшению уровня нормативных и коммерческих потерь;
5) оценку инвестиционной деятельности.
Эксперт проводит анализ реализации инвестиционных программ (проектов), согласованных и утвержденных в установленном законодательством порядке, в части:
сопоставления достигнутых в каждом временном интервале (полугодии) фактических объемов оказанных Субъектом услуг (товаров, работ) с показателями, установленными инвестиционной программой (проектом);
соответствия направлений вложения инвестиций целям, предусмотренным инвестиционной программой (проектом).
Эксперт проверяет как осуществляется при реализации инвестиционной программы (проекта):
увеличение либо сохранение существующего уровня ликвидности задействованных основных средств Субъекта;
снижение нормативных и (или) сверхнормативных потерь (показать динамику изменения);
рост объема и качества предоставляемых услуг (товаров, работ).
Эксперт дает оценку обоснованности корректировки инвестиционной программы (проекта) при возникновении объективных причин необходимости корректировки.
Эксперт оценивает потребность приобретения и установки приборов учета (количество, тип и характеристики приборов), объем инвестиций, направленных на установку приборов учета.
В случае, если Субъект оказывает услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии эксперт проводит анализ проводимых Субъектом мероприятий, стимулирующих энергосбережение, и оценить необходимость вложения инвестиций в целях реализации политики в области энергосбережения, в том числе оптимизации режимов производства и потребления энергии, организации ее учета и контроля, сокращения потерь топливно-энергетических ресурсов при их транспортировке и потреблении, обеспечения точности, достоверности и единства измерения в части учета отпускаемых и потребляемых энергетических ресурсов.
Кроме того, эксперт проверяет наличие планов развития Субъекта. В случае, когда Субъект оказывает услуги по передаче и (или) распределению электрической энергии, эксперт проверяет наличие ежегодных планов развития национальной или региональной электрической сети с детализацией схемы существующей сети. При этом, в ежегодном плане развития электрической сети должны быть отражены следующие ключевые моменты:
анализ существующей электрической сети с точки зрения ее топологии, нагрузки, регулирования напряжения, ограничений;
мероприятия, направленные на снижение потерь электрической энергии в электрической сети;
оценка необходимых капитальных вложений для обеспечения устойчивости и надежности работы электрической сети, а также максимальной экономичности работы электрической сети;
6) информацию об исполнении предписаний соответствующих государственных органов, в том числе наличие смет затрат выполненных предписаний;
7) анализ реализации мероприятий по поверке и техническому обслуживанию приборов учета, предусмотренных действующим тарифом (ценой, ставкой сборов) и (или) тарифной сметой, утвержденной в установленном законодательством порядке;
8) оценку объемов оказываемых услуг, в том числе их качества.
В случае, если Субъект оказывает услуги по передаче и (или) распределению тепловой энергии, необходимо провести обследование на предмет соответствия температуры отпускаемой тепловой энергии температурному графику, составленному Субъектом в соответствии с требованиями, установленными нормативно-технической документацией компетентного органа.
В случае, если Субъект оказывает услуги водохозяйственной и канализационной систем, по хранению, транспортировке газа или газового конденсата по магистральным и (или) распределительным трубопроводам, эксплуатации газораспределительных установок и связанных с ними газораспределительных газопроводов, необходимо провести анализ и проверку фактически оказанных объемов услуг в разрезе групп потребителей и оценку их качества.
9. По результатам проведенной технической экспертизы эксперт представляет Субъекту отчет, который должен содержать также выводы, рекомендации и предложения, основанные на результатах анализа, официально принятых научных разработках, справочниках, нормативно-технической документации, нормативных правовых актах Республики Казахстан.