Рассмотрев представленную акиматом города Астаны Региональную программу по праворазъяснительной работе, формированию правовой культуры, правовому обучению и воспитанию граждан в городе Астане на 2005-2007 годы, руководствуясь
статьей 86
Конституции Республики Казахстан и статьей 6 Закона Республики Казахстан от 23 января 2001 года "
О местном
государственном управлении в Республике Казахстан", маслихат города Астаны
РЕШИЛ:
Утвердить прилагаемую Региональную программу по праворазъяснительной работе, формированию правовой культуры, правовому обучению и воспитанию граждан в городе Астане
на 2005-2007 годы.
Председатель сессии
маслихата города Астаны Б. Сыздыкова
Секретарь маслихата
города Астаны В. Редкокашин
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
к Региональной программе по праворазъяснительной работе,
формированию правовой культуры, правовому обучению
и воспитанию граждан в городе Астане
на 2005-2007 годы
И.о. начальника Департамента
юстиции города Астаны№ С.Бекенов
Директор Государственного
учреждения "Департамента
образования города Астаны"» А.Рахимжанов
Директор Государственного
учреждения«"Департамента
культуры города Астаны" А.Бурибаев
Директор Государственного
учреждения "Департамента
внутренней политики
города Астаны" А.Орсариев
Начальник Главного
управления внутренних дел
города Астаны С.Досумов
Утверждена решением
маслихата города Астаны
от 29 марта 2005 года
125/17-III
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по праворазъяснительной работе, формированию
правовой культуры, правовому обучению
и воспитанию граждан в городе Астане
на 2005-2007 годы
Город Астана, 2005 год
Содержание Программы
Раздел 1
. Паспорт Программы
Раздел 2
. Введение
Раздел 3
. Анализ современного состояния проблемы
Раздел 4
. Цель и задачи Программы
Раздел 5
. Основные направления и механизм реализации Программы
Глава 1
. Праворазъяснительная работа, формирование правовой культуры
Глава 2
. Правовое обучение и воспитание
Раздел 6
. Необходимые ресурсы и источники их финансирования
Раздел 7
. Ожидаемые результаты от реализации Программы
Раздел 8
. План мероприятий по реализации Программы
Наименование
Региональная программа по
Программы
праворазъяснительной работе,
формированию правовой культуры,
правовому обучению и воспитанию
граждан в городе Астане на
2005-2007 годы
Основание для
Постановление
Правительства Республики
разработки
Казахстан от 24 декабря 2004 года N
Программы
1382 "О Программе по праворазъяснительной
работе, формированию правовой культуры,
правовому обучению и воспитанию
граждан на 2005-2007 годы"
Основной
Аппарат акима города Астаны
разработчик
Цель
Повышение уровня правового сознания и
правовой культуры граждан города
Астаны, формирование уважительного
отношения к Закону.
Задачи
Проведение целенаправленной работы
по разъяснению законодательства
Казахстана, повышение уровня
правовой подготовленности,
профессиональной квалификации
государственных служащих.
Активизация взаимодействия со
средствами массовой информации,
широкое использование в
праворазъяснительной работе
новых информационных технологий,
включая всемирную сеть "ИНТЕРНЕТ".
Разработка новых учебных планов и
программ правового обучения во
всех типах учебных заведений.
Сроки
2005-2007 годы.
реализации
Необходимые
Программа не требует выделения
ресурсы и
дополнительных ассигнований и
источники их
будет осуществляться за счет
финансирования
средств, предусмотренных на
содержание государственных
организаций.
Ожидаемые
Выполнение предусмотренных
результаты
Программой мероприятий позволит:
повысить уровень правовой
информированности граждан города,
то есть увеличить количество
специальных рубрик по правовой
тематике в местных периодических
печатных изданиях, телевизионных
программах и радиопередачах по
правовой тематике на местных
радио- и телеканалах;
реально повысить уровень
правовой культуры граждан
города Астаны;
создать реальную обстановку
правового порядка и
законопослушания;
скоординировать в
праворазъяснительной работе,
правовом обучении и воспитании
граждан усилия государственных
органов, средств массовой
информации, общественных
объединений и неправительственных
организаций.
Региональная программа по праворазъяснительной работе, формированию правовой культуры, правовому обучению и воспитанию на 2005-2007 годы (далее - Программа) определяет цели и задачи повышения уровня правового сознания и культуры граждан, а также основные направления и механизмы их реализации, поскольку они способствуют упрочнению гражданского согласия и правового порядка в обществе, обеспечению полноценного восприятия ценностей права и Закона всеми членами гражданского общества.
Несмотря на проводимую работу по правовому просвещению населения, уровень культуры населения продолжает оставаться на недостаточном уровне.
Необходимо создание комплексного подхода со стороны органов юстиции, правоохранительных органов и иных государственных органов, государственных и негосударственных учреждений, а также средств массовой информации к проблемам, стоящим перед государством и его населением. Только сообща будут достигнуты ожидаемые результаты в решении задач, поставленных Президентом Республики Казахстан.
Данная Программа открывает широкие возможности и перспективы для активного взаимодействия со средствами массовой информации (далее - СМИ), сотрудничества правоохранительных органов в борьбе с преступностью, обмене информацией о действующем законодательстве и по другим направлениям.
Реализация настоящей Программы позволит поднять на новый уровень работу по правовому просвещению населения. Программа будет осуществляться в строгом соответствии с планом мероприятий по ее реализации.
Раздел 3. Анализ современного состояния проблемы
Вопросы праворазъяснительной работы, формирования правовой культуры, правового обучения и воспитания являются взаимосвязанными и взаимообусловленными, касаются всех сторон жизнедеятельности общества.
Анализ современного состояния проблемы показывает, что необходимо менять акценты, учитывать новые тенденции, социально-экономические условия, способствовать адаптации граждан к новым видам правоотношений.
Во исполнение
Постановления
Президента Республики Казахстан "О мерах по организации правового всеобуча в Республике Казахстан" от 21.06.1995 г. N 2347 в городе Астане были организованы школы правовых знаний на базе организаций и учреждений.
Однако, следует отметить, что правовая работа ведется не во всех организациях города, если даже и ведется, то не в достаточной степени и объеме.
В этом случае необходимо активизировать работу в данном направлении путем сотрудничества и взаимодействия для повышения на новый организационный уровень работы по правовому просвещению всех государственных учреждений, находящихся на территории
города Астаны.
В праворазъяснительной работе, особенно в школах правовых знаний, необходимо добиваться дифференцированности в определении состава слушателей с учетом уровня их знаний, рода занятий, отраслевой направленности. Постоянное увеличение потока информации, ее бессистемный характер приводят к тому, что она не воспринимается населением.
Поэтому целесообразно выделить наиболее важные, узловые проблемы, добиваться их последовательного освещения, используя возможности средств массовой информации (далее - СМИ). Однако анализ материалов, публикуемых в периодических печатных изданиях и выходящих в эфир телевизионных и радиопрограмм, показывает, что освещение правовой тематики осуществляется еще недостаточно.
Необходимо повышение роли государственных органов, каждого государственного служащего, профессионального юриста, особенно субъектов правоохранительной системы, принимающих участие в праворазъяснительной работе, а также научных учреждений, научно-педагогических кадров. В свою очередь учебные заведения, научные учреждения с участием государственных органов должны активизировать проведение исследований и обеспечить теоретическую базу этой проблемы. В целях стимулирования молодых ученых, ведущих перспективные научные разработки в этой сфере, необходимо развивать систему предоставления грантов, создавать условия для занятий научными исследованиями по проблемам правовой культуры и правового воспитания граждан.
Предстоит преодолеть разобщенность в действиях государственных органов в области праворазъяснительной работы.
Необходимо выработать единые требования, общую методологию, требуется изменение форм и методов проведения мероприятий по праворазъяснительной работе с учетом достижений новых информационных технологий. Поскольку роль лекционной пропаганды как одной из основных форм праворазъяснительной работы ослаблена, необходимо к этому активно привлекать квалифицированных лекторов, наиболее опытных специалистов-практиков правоохранительных, судебных органов, труд которых должен соответственно оплачиваться.
Многие материалы правового характера, публикующиеся в СМИ, готовятся некомпетентно, на низком уровне, подаются тенденциозно, преследуют узковедомственные интересы. Большинство материалов в СМИ не содержит должного анализа и выводов по фактам, приводимым в них. На эффективность праворазъяснительной, предупредительно-профилактической деятельности негативно воздействуют факты демонстрируемых фильмов и передач низкого качества.
Большое значение в формировании правовой культуры, распространении правовых знаний имеет выпуск различной литературы, нехватка которой ощущается постоянно во всех учебных заведениях.
Ведь праворазъяснительная работа должна опираться на серьезную теоретическую базу.
На сегодняшний день во многих учебных заведениях города имеются уголки права в кабинетах истории с минимальным количеством литературы по правовой тематике в связи с этим необходимо организовать отдельные кабинеты правовых знаний, обеспечив их соответствующей литературой и наглядными пособиями.
Нерешенным вопросом является и подготовка квалифицированных педагогических кадров по правовым дисциплинам во всех видах учебных заведений. В общеобразовательной школе предмет "Основы государства и права" с нагрузкой один час в неделю ведется только в 9 классе. Факультативно, также по одному часу в неделю, в отдельных школах изучаются предметы "Демократия" в 10 классе, "Мозаика права", "Закон для всех" в 5 классе. Как показывает практика, указанного объема часов недостаточно. В общеобразовательной школе пока преобладает своеобразный "экспериментальный" подход в изучении основ права.
Немаловажную роль играет и активное участие граждан в принятии государственных решений и контроле за их исполнением, что положительно скажется как на качестве принимаемых решений, так и на эффективности их реализации.
Обеспечение должного качества принимаемых нормативных правовых актов, упрочение законности и правопорядка, приведение в соответствие с потребностями времени правового воспитания населения, профессионального обучения и воспитания юристов, других государственных служащих будут способствовать формированию позитивной правовой культуры, обстановки повсеместного уважения к Закону. Таким образом, анализ ситуации доказывает, что в праворазъяснительной работе, организации правового обучения и воспитания необходимы сочетание всех форм и методов, а также действенная координация деятельности всех государственных органов и общественности по формированию правовой культуры в обществе.
Раздел 4. Цель и задачи Программы
Целью Программы является повышение уровня правового сознания и правовой культуры граждан города Астаны.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
проведение работы по разъяснению законодательства Республики Казахстан, устранению выявленных в нем недостатков;
повышение уровня правовой подготовленности государственных служащих новой генерации;
взаимодействие со средствами массовой информации, использование в праворазъяснительной работе новых информационных технологий;
разработка новых учебных планов и программ правового обучения во всех типах учебных заведений.
Раздел 5. Основные направления и механизм реализации Программы
Для достижения поставленных задач Программой предусмотрен комплекс мер, направленных на повышение уровня правового сознания и правовой культуры населения путем праворазъяснительной работы, формирования правовой культуры, повышения уровня правового обучения во всех типах учебных заведений, повышения правовых знаний государственными служащими.
Глава 1. Праворазъяснительная работа,
формирование правовой культуры
В данном направлении в первую очередь большое внимание должно быть уделено обеспечению проведения разъяснительной работы по выполнению положений
Стратегии
"Казахстан - 2030",
Послания
Президента Республики Казахстан народу Казахстана, Программы Правительства Республики Казахстан на 2003-2006 годы; разъяснению законодательства Республики Казахстан; обеспечению своевременного разъяснения подзаконных актов.
Необходимо продолжить праворазъяснительную работу по гуманизации уголовной политики государства, активизировать работу по проведению мониторинга по вопросам поэтапной отмены смертной казни.
Кроме того, усилия государственных органов города Астаны необходимо сконцентрировать на выполнении следующих основных задач:
1) в целях совершенствования процесса праворазъяснительной работы, оперативного распространения и получения актуальной правовой информации, обмена положительным опытом на организуемом официальном сайте акимата города необходимо обеспечить функционирование электронных страниц всех государственных органов города Астаны, в том числе территориальных подразделений центральных государственных органов (по согласованию);
2) в местных средствах массовой информации организовать рубрики по правовой тематике;
3) практиковать регулярные выступления в СМИ руководителей и специалистов по наиболее актуальным правовым вопросам;
4) в случае изменений в нормативных правовых актах обеспечить публикацию разъяснений для населения и юридических лиц в СМИ.
Основным принципом праворазъяснительной работы для сотрудников государственных органов должна быть максимальная доступность информации для широкого круга населения.
Глава 2. Правовое обучение и воспитание
В общеобразовательных школах необходимо менять устоявшиеся формы получения правовой информации для учащихся, совершенствовать методику правового воспитания детей, шире использовать новые формы и виды образования, такие, как дистанционное, обмен опытом и другие.
В целях формирования у учащихся средних и высших учебных заведений таких качеств, как патриотизм, законопослушность, чувство человеческого достоинства, уважение прав и интересов других граждан, требуется проведение мероприятий по правовому обучению в доступном для учащихся формате (турниры, деловые игры, классные часы и т.п.).
Необходимо организовать проведение региональных конференций, семинаров преподавателей по проблемам правового обучения и воспитания.
В целях совершенствования знаний в области законодательства и повышения уровня правовой культуры государственных служащих необходимо уделить внимание подготовке и переподготовке работников местных органов государственного управления. При этом требуется активное привлечение при проведении занятий ученых-юристов, политологов, наиболее опытных практических работников правоохранительных, судебных и иных органов.
Раздел 6. Необходимые ресурсы и источники их финансирования
Мероприятия по праворазъяснительной работе, формированию правовой культуры, правовому обучению и воспитанию граждан на 2005-2007 годы могут быть проведены без выделения дополнительных ассигнований за счет средств, предусмотренных на содержание государственных организаций.
Раздел 7. Ожидаемые результаты от реализации Программы
Выполнение предусмотренных Программой мероприятий позволит:
1) обеспечить функционирование электронных страниц всех государственных органов города Астаны, в том числе территориальных подразделений центральных государственных органов (по согласованию), содержащих нормативные правовые акты и разъяснения к ним;
2) организовать в местных средствах массовой информации рубрики по правовой тематике, в том числе по принципу "вопрос - ответ";
3) обеспечить регулярные выступления в СМИ руководителей и специалистов государственных органов по наиболее актуальным правовым вопросам;
4) в случае изменений в нормативных правовых актах обеспечить публикацию необходимых разъяснений на местном уровне;
5) существенно повысить уровень правовой культуры населения города;
6) скоординировать усилия государственных органов, средств массовой информации, общественных объединений и неправительственных организаций в обеспечении праворазъяснительной работы, правового обучения и правового воспитания граждан.
Раздел 8. План мероприятий по реализации Программы
N
|
Мероприятия |
Форма завершения |
Ответс
|
Срок испол
|
Предполагаемые расходы
|
Источ
|
1. Праворазъяснительная работа, формирование
|
||||||
1. |
Организовать функциони-
|
Электрон-
|
Аппарат
|
Посто-
|
Будет осущест-
|
- |
2. |
Проводить разъясни-
|
Выступ-
|
Аппарат
|
Посто-
|
Будет осущест-
|
- |
3. |
Утвердить
|
План выступ-
|
Аппарат
|
Еже-
|
Будет осущест-
|
- |
4. |
Организовать
|
Постоянные
|
Аппарат
|
Первый
|
Будет осущест-
|
- |
5. |
Проводить
|
Выступ-
|
Департа-
|
Посто-
|
Будет осущест-
|
- |
6. |
Продолжить
|
Анкети-
|
Департа-
|
Еже-
|
Будет осущест-
|
- |
7. |
Обеспечить
|
Разъясне-
|
Государст-
|
Посто-
|
Будет осущест-
|
- |
2. Правовое обучение и воспитание |
||||||
8. |
Активизи-
|
Информация
|
Департа-
|
Еже-
|
Будет осущест-
|
- |
9. |
Проведение
|
Информация
|
Департа-
|
Еже-
|
Будет осущест-
|
- |
10. |
Организовать
|
Информация
|
Департа-
|
Начиная
|
Будет осущест-
|
- |
11. |
Организовать
|
Олимпиада |
Департа-
|
Еже-
|
Будет осущест-
|
- |
12. |
Организовать
|
Классные
|
Департа-
|
Еже-
|
Будет осущест-
|
- |
13. |
Организовать
|
"Круглые
|
Департа-
|
Еже-
|
Будет осущест-
|
- |
14. |
Организовать
|
Региональ-
|
Департа-
|
Еже-
|
Будет осущест-
|
- |
15. |
Провести
|
Дебатные
|
Департа-
|
Еже-
|
Будет осущест-
|
- |
16. |
Провести
|
Деловые
|
Департа-
|
Еже-
|
Будет осущест-
|
|
17. |
Проводить
|
Тестиро-
|
Департа-
|
Еже-
|
Будет осущест-
|
|
3. Мероприятия организационного характера |
||||||
18. |
Предоставить
|
Информация
|
Государст-
|
В те-
|
Будет осущест-
|
|
19. |
Предоставить
|
Информация
|
Аппарат
|
До 10
|
Будет осущест-
|
|