Сноска. Утратил силу приказом Министра экономического развития и торговли РК от 22.07.2010 № 126 (вводится в действие с 01.09.2010).
В соответствии с пунктом 5 статьи 156 Бюджетного кодекса Республики Казахстан, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Требования к содержанию, порядку и срокам разработки финансово-экономического обоснования, а также порядку отбора бюджетных инвестиций, планируемых к реализации посредством участия государства в уставном капитале юридических лиц.
2. Департаменту инвестиционной политики и планирования (Тортаев Б.К.) и Юридическому департаменту (Ешимова Д.А.) обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Вице-министра экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан Кусаинова М.А.
4. Признать утратившим силу приказ и.о. Министра экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан от 30 сентября 2004 года № 143 "Об утверждении Правил разработки и рассмотрения финансово-экономического обоснования бюджетных инвестиций посредством участия в уставном капитале юридических лиц" (зарегистрированный в Министерстве юстиции Республики Казахстан за № 3185).
5. Настоящий приказ вступает в силу со дня его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
И.о Министра М. Кусаинов
Утверждены приказом и.о. Министра
экономики и бюджетного планирования
Республики Казахстан
от 3 марта 2009 года N 34
Требования к содержанию, порядку и срокам разработки
финансово-экономического обоснования, а также порядку отбора
бюджетных инвестиций, планируемых к реализации посредством
участия государства в уставном капитале юридических лиц
1. Общая часть
1. Настоящие Требования к содержанию, порядку и срокам разработки финансово-экономического обоснования (далее - ФЭО), а также порядку отбора бюджетных инвестиций, планируемых к реализации посредством участия государства в уставном капитале юридических лиц (далее - Требования) разработаны в соответствии с пунктом 5 статьи 156 Бюджетного кодекса Республики Казахстан и определяют содержание, порядок и сроки разработки ФЭО, а также порядок отбора бюджетных инвестиций, планируемых к реализации посредством участия государства в уставном капитале юридических лиц.
2. Планирование бюджетных инвестиций посредством участия государства в уставном капитале юридических лиц осуществляется при наличии утвержденных в установленном законодательством Республики Казахстан стратегических документов развития этих юридических лиц.
3. Рассмотрение ФЭО осуществляется центральным и местным уполномоченным органом по государственному планированию путем проведения и подготовки заключения экономической экспертизы.
4. ФЭО подлежит корректировке в течение тридцати рабочих дней в случае, если изначально запланированная сумма по бюджетным инвестициям, планируемым к реализации посредством участия государства в уставном капитале юридических лиц, будет отличаться от фактически одобренной решением соответствующей бюджетной комиссии.
2. Содержание, порядок и сроки разработки ФЭО
бюджетных инвестиций посредством участия государства
в уставном капитале юридического лица
5. Организация разработки ФЭО бюджетных инвестиций обеспечивается уполномоченными государственными органами, осуществляющими права владения, пользования и/или распоряжения государственным пакетом акций в акционерных обществах, государственными долями участия в организациях, либо государственными органами, инициирующими создание юридического лица (далее - уполномоченные органы).
6. Разработка ФЭО бюджетных инвестиций осуществляется после принятия в установленном порядке уполномоченным органом управления юридического лица положительного решения об увеличении уставного капитала юридического лица за счет бюджетных средств.
7. ФЭО должно содержать обоснование, целесообразность и оценку результата от вложения бюджетных средств в уставный капитал юридических лиц и включать следующее:
1) общее описание мероприятий, предполагаемых к реализации за счет бюджетных инвестиций (далее - мероприятия);
2) обоснование выбора мероприятий в порядке, указанном в пункте 8 Требований;
3) подтверждение объема затрат на реализацию мероприятий;
4) обоснование необходимости бюджетных инвестиций;
5) приложения.
8. В рамках общего описания мероприятий, предполагаемых к реализации за счет бюджетных инвестиций, приводится перечень мероприятий, по каждому из которых необходимо указать цели, задачи, правовую основу, стоимость, объем финансирования, период и график реализации, описание компонентов, количественные и качественные показатели, планируемые к достижению в результате осуществления мероприятий, институциональную схему осуществления мероприятий и альтернативы, информацию об организациях, участвующих в процессе осуществления мероприятий, их взаимодействие, распределение между ними ответственности и выгод.
Не допускается включение в ФЭО мероприятий, реализуемых в целях покрытия задолженности и текущих расходов юридических лиц, не связанных с выполнением задач, определенных государственными программами и стратегическими документами развития этих юридических лиц.
9. Обоснование мероприятий излагается по каждому мероприятию в следующей последовательности:
1) Общий раздел.
В данном разделе указывается информация о соответствии проекта задачам стратегических документов развития данного юридического лица, на решение которых направлена реализация мероприятия. При этом указывается полное наименование программы, стратегического документа развития юридического лица, а также форма, дата принятия и регистрационный номер документа, которым программа, стратегический документ развития юридического лица утверждены;
ожидаемые результаты от реализации мероприятий в количественном и/или качественном выражении;
ожидаемый эффект от достижения указанных результатов, в том числе по этапам реализации мероприятий;
2) Экономический раздел.
Данный раздел основывается на оценке эффективности мероприятий с точки зрения национальной экономики и предусматривает проведение экономического анализа, в том числе:
анализ существующей ситуации в отрасли с указанием основных отраслевых показателей и динамики развития отрасли за последние три года;
анализ экономической ситуации и последствий в случае нереализации мероприятий, а также в случае их реализации;
анализ экономических выгод и затрат, в том числе: анализ результатов, следствий и влияния инвестиций на экономику государства (анализ эффективности затрат и неизмеряемые выгоды, приращенные выгоды и затраты, дополнительные выгоды потребителя, необратимые издержки, внешние эффекты, международные эффекты, косвенные выгоды проектов);
анализ экономической эффективности мероприятий с приведением расчетов в количественном (абсолютном и относительном) выражении, в том числе расчетов экономического чистого дисконтированного дохода (ENPV) и экономической внутренней нормы доходности (EIRR);
3) Финансовый раздел.
В данном разделе производится финансовый анализ, оценка финансовых затрат и доходов юридического лица, получаемых в результате реализации мероприятий, который включает:
анализ финансового состояния юридического лица за последние три года включающий:
анализ финансовой устойчивости и платежеспособности юридического лица с расчетом показателей текущей ликвидности, финансовой устойчивости, соотношения собственного и заемного капитала, коэффициента обеспеченности собственными средствами, рейтинговые оценки юридического лица (если имеются), присвоенные рейтинговыми агентствами. Также, проводится анализ динамики указанных показателей за последние три года, а также причин и событий, повлиявших на их значение;
анализ собственного капитала и его использования с расчетом коэффициентов доходности уставного капитала (отношение полученной в отчетном периоде чистой прибыли к уставному капиталу отчетного периода), коэффициент оборачиваемости собственного капитала (отношение дохода от реализации продукции (работ, услуг) к средней за период величине собственного капитала), анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности, внутрипроизводственных показателей.
В случае если в целях реализации мероприятий средства, полученные юридическим лицом в качестве бюджетных инвестиций, направляются на инвестиции посредством участия в уставном капитале аффилиированного лица, то в ФЭО представляется анализ финансового состояния данного аффилиированного лица.
Анализ мероприятий, в том числе для каждого мероприятия приводятся:
описание финансовой схемы для каждого мероприятия с указанием обоснований ее реализации, в том числе нормативной правовой основы;
анализ каждого мероприятия с использованием простых методов финансовой оценки (расчет срока окупаемости, нормы прибыли, коэффициента покрытия задолженности);
анализ мероприятия с помощью методов дисконтирования: расчет чистого дисконтированного дохода (NPV), внутренней нормы прибыльности (IRR), отношение дисконтируемых выгод и затрат (В/С), дисконтированного срока окупаемости;
анализ реализации мероприятий в условиях неопределенности, в том числе анализ чувствительности по основным параметрам (объем сбыта, цена сбыта, прямые издержки) и расчет точек безубыточности;
анализ финансовых рисков с расшифровкой основных факторов рисков, предположительного характера и диапазона изменений, предполагаемые мероприятия по снижению рисков;
расчет денежных потоков, получаемых в результате осуществления мероприятий, в том числе расчет объема доходов и расходов, поступлений в бюджет, размер нераспределенной и чистой прибыли от реализации мероприятий.
Прогноз финансового состояния юридического лица, отражающий влияние реализации мероприятий на финансовое состояние юридического лица в случае реализации мероприятий и предусматривающий составление прогнозной финансовой отчетности с указанием размера участия результатов мероприятий в показателях.
10. Подтверждение объема затрат на реализацию мероприятий в разрезе каждого мероприятия осуществляется путем представления расчетов и обоснований, подтверждающих документов, включаемых в приложения.
При осуществлении инвестиций в строительство представляется заключение государственной экспертизы на предпроектную и проектную документацию.
11. Обоснование необходимости бюджетных инвестиций включает следующее:
1) информацию о формировании уставного капитала, в том числе о бюджетных инвестициях, осуществлявшихся ранее, и их эффективность;
2) приведение исчерпывающих аргументов, подтверждающих необходимость участия бюджетных средств, где в том числе необходимо привести оценку приоритетности всех инвестиционных проектов, программ или мероприятий юридического лица, предполагаемых к осуществлению в планируемом периоде за счет всех источников финансирования, и определение логики их отбора;
3) рассмотрение альтернативных источников и схем финансирования инвестиционных проектов, программ и мероприятий, где необходимо предусмотреть следующие альтернативные варианты:
осуществление инвестиций с учетом бюджетных инвестиций;
осуществление инвестиций за счет собственных средств юридического лица (с приведением изменений финансово-хозяйственных показателей после оттока соответствующих объемов доходов и оборотных средств);
заимствование из других источников и иных способов финансирования.
12. Приложения содержат документацию, подтверждающую стоимость затрат на реализацию мероприятий, финансово-экономические модели по каждому из рассматриваемых вариантов реализации проекта (программы), таблицы расходов, динамики, графики окупаемости, диаграммы, рисунки, карты местности и другие материалы и документы, подтверждающие и раскрывающие информацию, приведенную в ФЭО.
13. В рамках подготовки ФЭО соответствующим уполномоченным государственным органом проводится отраслевая экспертиза мероприятий.
14. Заключение отраслевой экспертизы содержит следующее:
оценку анализа существующей ситуации в отрасли;
оценку соответствия мероприятий стратегическим документам развития этого юридического лица;
оценку анализа ситуации в отрасли в случае нереализации мероприятий, указанных в ФЭО;
оценку влияния реализации мероприятий ФЭО на развитие отрасли с приведением количественных и качественных показателей и указанием:
роли и места мероприятий в структуре экономики отрасли;
обоснованность выбора месторасположения и масштаба реализации мероприятий;
возможности реализации мероприятий;
анализа рынков сбыта продукции;
достаточность и оценка эффективности технических решений по мероприятиям юридического лица;
оценку обоснованности схемы и источников финансирования;
оценку целесообразности осуществления мероприятий юридического лица;
оценку финансовых показателей юридических лиц и финансовых выгод, получаемых в результате осуществления инвестиций юридического лица;
оценку соответствия мероприятий международным стандартам, применение оптимальных новейших технологий;
оценку альтернативных вариантов достижения целей мероприятий;
оценку распределения выгод и затрат, получаемых от реализации бюджетных инвестиций.
15. Заключение отраслевой экспертизы подписывается первым руководителем уполномоченного государственного органа, проводившего отраслевую экспертизу, либо его заместителем.
16. По результатам отраслевой экспертизы в ФЭО вносятся изменения и дополнения, предусматривающие приведение ФЭО в соответствие с заключением отраслевой экспертизы.
В ФЭО включаются только те мероприятия, которые были одобрены к реализации отраслевой экспертизой.
17. ФЭО представляются уполномоченными органами для проведения экономической экспертизы центральными и местными уполномоченными органами по государственному планированию, в срок до 1 апреля года, предшествующего году осуществления бюджетных инвестиций.
3. Порядок отбора бюджетных инвестиций,
планируемых к реализации посредством участия
государства в уставном капитале юридических лиц
18. Для проведения экономической экспертизы представляются следующие документы:
ФЭО;
заключение отраслевой экспертизы;
финансовая отчетность (баланс, отчет о доходах и расходах, отчет о движении денежных средств, отчет об изменении в уставном капитале) за последние 2 года, заверенную печатью и подписью первого руководителя юридического лица;
план развития или финансово-хозяйственной деятельности на среднесрочный период.
19. Документация для проведения экономической экспертизы представляется уполномоченными органами отдельным сопроводительным письмом на титульном бланке за подписью первого руководителя либо его заместителя.
В сопроводительном письме указывается согласованная отраслевой экспертизой и заявляемая в рамках ФЭО сумма бюджетных инвестиций, перечень прилагаемой документации.
20. В случае необходимости, уполномоченный орган по государственному планированию запрашивает дополнительную информацию по представленным документам у уполномоченного органа, для рассмотрения отдельных вопросов, возникающих в ходе экономической экспертизы ФЭО бюджетных инвестиций.
21. Рассмотрение ФЭО представляет собой проведение экономической экспертизы.
Экономическая экспертиза проектов проводится в течение сорока пяти рабочих дней после внесения полного пакета документов, указанных в пункте 18 настоящих Требований.
В случае если представленная документация не соответствует требованиям, указанным в главе 2 Требований, либо представлена позже установленного срока, указанного в пункте 17 Требований, ФЭО не рассматривается.
22. Заключение экономической экспертизы содержит следующее:
1) Общий раздел.
оценку состава и качества документации;
оценку соответствия предлагаемых мероприятий задачам бюджетных инвестиций стратегических документов развития юридического лица;
оценку влияния осуществления бюджетных инвестиций на экономику в целом;
оценку экономических выгод и затрат;
оценку обоснования бюджетных инвестиций;
оценку ожидаемых результатов от реализации мероприятий в количественном выражении и/или качественном;
оценку ожидаемого эффекта от достижения указанных результатов, в том числе по этапам реализации мероприятий.
2) Экономический раздел.
оценку существующей ситуации в отрасли с указанием основных отраслевых показателей и динамики развития отрасли за последние три года;
оценку экономической ситуации и последствий в случае нереализации мероприятий;
оценку экономических выгод и затрат, в том числе: оценку результатов, следствий и влияния инвестиций на экономику государства (оценка эффективности затрат и неизмеряемые выгоды, приращенные выгоды и затраты, дополнительные выгоды потребителя, необратимые издержки, внешние эффекты, международные эффекты, косвенные выгоды проектов);
оценку экономической эффективности мероприятий с приведением расчетов в количественном (абсолютном и относительном) выражении, в том числе расчетов экономического чистого дисконтированного дохода (ENPV) и экономической внутренней нормы доходности (EIRR);
3) Финансовый раздел.
оценку финансовых затрат и доходов юридического лица, получаемых в результате реализации мероприятий, который включает в себя:
оценку финансового состояния юридического лица за последние три года включающую в себя:
оценку финансовой устойчивости и платежеспособности юридического лица с расчетом показателей текущей ликвидности, финансовой устойчивости, соотношения собственного и заемного капитала, коэффициента обеспеченности собственными средствами, рейтинговые оценки юридического лица (если имеются), присвоенные рейтинговыми агентствами. Также, проводится оценка динамики указанных показателей за последние три года, а также причин и событий, повлиявших на их значение;
оценку собственного капитала и его использования с расчетом коэффициентов доходности уставного капитала (отношение полученной в отчетном периоде чистой прибыли к уставному капиталу отчетного периода), коэффициент оборачиваемости собственного капитала (отношение дохода от реализации продукции (работ, услуг) к средней за период величине собственного капитала), оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности, внутрипроизводственных показателей.
В случае если в целях реализации мероприятий средства, полученные юридическим лицом в качестве бюджетных инвестиций, направляются на инвестиции посредством участия в уставном капитале аффилиированного лица, то в ФЭО представляется оценка финансового состояния данного аффилиированного лица.
оценку мероприятий, в том числе для каждого мероприятия приводятся:
описание финансовой схемы для каждого мероприятия с указанием обоснований ее реализации, в том числе нормативной правовой основы;
оценку каждого мероприятия с использованием простых методов финансовой оценки (расчет срока окупаемости, нормы прибыли, коэффициента покрытия задолженности);
оценку мероприятия с помощью методов дисконтирования: расчет чистого дисконтированного дохода (NPV), внутренней нормы прибыльности (IRR), отношение дисконтируемых выгод и затрат (В/С), дисконтированного срока окупаемости;
оценку реализации мероприятий в условиях неопределенности, в том числе оценку чувствительности по основным параметрам (объем сбыта, цена сбыта, прямые издержки) и расчет точек безубыточности;
оценку финансовых рисков с расшифровкой основных факторов рисков, предположительного характера и диапазона изменений, предполагаемые мероприятия по снижению рисков;
оценку расчетов денежных потоков, получаемых в результате осуществления мероприятий, в том числе расчет объема доходов и расходов, поступлений в бюджет, размер нераспределенной и чистой прибыли от реализации мероприятий.
Прогноз финансового состояния юридического лица, отражающий влияние реализации мероприятий на финансовое состояние юридического лица в случае реализации мероприятий и предусматривающий составление прогнозной финансовой отчетности с указанием размера участия результатов мероприятий в показателях.
23. Отбор бюджетных инвестиций, планируемых к реализации посредством участия государства в уставном капитале юридических лиц, осуществляется на основании заключения по ФЭО бюджетных инвестиций, подготавливаемого центральным и местным уполномоченными органами по государственному планированию.
Положительное заключение по ФЭО центрального и местного уполномоченного органа по государственному планированию является основанием для вынесения вопроса об осуществлении бюджетных инвестиций на рассмотрение бюджетной комиссии.