В соответствии с подпунктом 18) пункта 1 статьи 9 Закона Республики Казахстан от 6 июля 2004 года "О внутреннем водном транспорте" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила строительства судов внутреннего и смешанного "река-море" плавания с использованием элементов эксплуатировавшихся судов.
2. Комитету транспорта и путей сообщения Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан (Килыбай Н.И.) в установленном порядке обеспечить представление настоящего приказа в Министерство юстиции Республики Казахстан для государственной регистрации.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан Дюсембаева Е.С.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
И.о. Министра | А. Бектуров |
Утверждены приказом и.о. Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 30 мая 2011 года № 326 |
Правила строительства судов внутреннего и смешанного
"река-море" плавания с использованием элементов
эксплуатировавшихся судов
1. Общие положения
1. Настоящие Правила строительства судов внутреннего и смешанного "река-море" плавания с использованием элементов эксплуатировавшихся судов (далее - Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан "О внутреннем водном транспорте" и регламентируют вопросы строительства и особенности проектирования судов внутреннего и смешанного "река-море" плавания (далее - судно) с использованием элементов эксплуатировавшихся судов, подтверждения соответствия, расчетов прочности элементов и испытания судна.
2. Строительство судов осуществляется по проекту, согласованному с Регистром судоходства.
3. Расчетный срок эксплуатации судна, постройка которого планируется с использованием элементов эксплуатировавшихся судов, зависит от соответствия результатов процедуры подтверждения соответствия эксплуатировавшихся конструкций, технических средств и оборудования Правилам Регистра судоходства.
4. Расчетный срок эксплуатации судна отражается в техническом задании на его проектирование.
5. В Правилах содержатся требования, применительно к ограниченному расчетному сроку эксплуатации 15 лет (3 классификационных срока) и 20 лет (4 классификационных срока):
1) срок эксплуатации 3 классификационных сроков равен трем периодам между классификационными освидетельствованиями, включая первоначальное, то есть 15 годам;
2) срок эксплуатации 4 классификационных сроков равен четырем периодам между классификационными освидетельствованиями, включая первоначальное, то есть 20 годам.
6. Строительство судов по сравнению с указанными выше сроками эксплуатации является предметом специального рассмотрения Регистра судоходства.
7. Эксплуатировавшиеся судовые конструкции, технические средства и оборудование, которые планируется использовать при строительстве нового судна, проходят дефектацию, ремонт или восстановление (при необходимости) и процедуру подтверждения соответствия Правилам Регистра судоходства.
8. Комплекс мероприятий по строительству судна включает в себя следующие этапы:
1) направление судовладельцем заявки о намерении построить судно с использованием элементов эксплуатировавшихся судов по форме, приведенной в приложении 1 к настоящим Правилам, в Регистр судоходства;
2) рассмотрение Регистром судоходства заявки с прилагаемыми к ней документами и подготовка в месячный срок письменного заключения о возможности постройки судна;
3) проведение дополнительной дефектации эксплуатировавшихся судовых конструкций, технических средств и оборудования, если Регистр судоходства сочтет недостаточно полными материалы, представленные в приложениях к заявке;
4) разработка и согласование с Регистром судоходства проекта судна с учетом указаний, изложенных в главах 2, 3 и 5 настоящих Правил;
5) выполнение предписанных проектом работ под техническим наблюдением Регистра судоходства;
6) оформление и выдача на судно документов Регистра судоходства.
9. После окончания постройки и приемо-сдаточных испытаний под техническим наблюдением Регистра судоходства судну присваивается регистровый номер и выдаются документы Регистра судоходства.
10. В настоящих Правилах применяются следующие понятия:
1) дефектация - выявление дефектов (износа, коррозии, искажения геометрической формы, отклонения размеров от заданных чертежом, изменения свойств материалов по сравнению с предусмотренными нормативными документами) и измерение их параметров с целью определения необходимости и категории ремонта и/или получения информации для решения вопроса о пригодности эксплуатировавшихся судовых конструкций, технических средств и оборудования для использования при строительстве новых судов;
2) срок службы (эксплуaтации) судна - календарная продолжительность эксплуатации судна от начала его применения до наступления предельного состояния;
3) срок службы (эксплуaтaции) судна расчетный - срок службы судна, определяемый при проектировании его корпуса с помощью расчетов;
4) корпус - судовые конструкции, объединенные при оформлении актов Регистра судоходства в отдельную группу. В состав корпуса должны быть включены: набор, наружная обшивка, переборки, палубы, конструктивные элементы надстройки, второе дно, закрытия отверстий, дельные вещи, элементы конструктивной противопожарной защиты, ограждения палуб и тому подобное;
5) восстановление - приведение судовых конструкций, технических средств и оборудования к уровню технического состояния или комплектности, соответствующим требованиям нормативно-технической документации и Правилам Регистра судоходства;
6) механизмы - объекты, объединенные при оформлении актов Регистра судоходства в отдельную группу. В состав механизмов должны быть включены: главные и вспомогательные двигатели, редукторы, реверсивно-редукторные передачи, разобщительные и другие муфты, валопроводы, компрессоры, насосы, вентиляторы, сепараторы, палубные механизмы. В настоящих Правилах к механизмам отнесены также котлы и движители;
7) навигационное оборудование - технические средства, предназначенные для решения навигационных задач;
8) радиооборудование - технические средства, предназначенные для осуществления связи;
9) подтверждение соответствия - процедура выявления технического состояния эксплуатировавшихся судовых конструкций, технических средств и оборудования после дефектации и/или ремонта (восстановления) с целью определения соответствия Правилам Регистра судоходства и дальнейшей эксплуатации рассматриваемой конструкции или изделия и выдачи свидетельства о подтверждении соответствия Правилам Регистра судоходства;
10) электрическое оборудование - судовые источники электрической энергии, электрораспределительные устройства, кабельная сеть, трансформаторы и преобразователи, электродвигатели, аппаратура управления электрическими цепями, аварийно-предупредительная зашита и сигнализация.
11. В настоящих Правилах используются следующие сокращения:
1) КС - классификационный срок: календарная продолжительность эксплуатации судна между классификационными освидетельствованиями;
2) НТД - нормативный-технический документ;
3) НТД на ремонт - нормативный технический документ на ремонт (технические условия на капитальный ремонт, технические условия на ремонт, технологическая инструкция, технологический процесс);
4) ТУ - технические условия.
2. Строительство и проектирование судов с использованием
элементов эксплуатировавшихся судов
12. При ведении технического наблюдения за строительством судов с использованием элементов эксплуатировавшихся судов необходимо руководствоваться Правилами Регистра судоходства.
13. При применении материалов и элементов ранее примененных для эксплуатирующихся судов Регистр судоходства должен убедиться в технической безопасности каждого применяемого материала или элемента.
14. Разработке проекта судна предшествует предпроектная проработка, выполненная организацией, имеющей свидетельство о признании Регистром судоходства возможности выполнения им проектных работ. Техническая документация, созданная в результате предпроектной проработки, представляется на рассмотрение Регистру судоходства в составе заявки о намерении строительства судна (в соответствии с пунктом 6 и приложением 1 настоящих Правил).
15. Предпроектная проработка предусматривает обоснование решений по строительству судна и предполагает подготовку технической документации, в состав которой входит:
1) эскизы мидель - шпангоута, конструктивного чертежа и общего вида будущего судна. На этих эскизах условными обозначениями обозначаются новые конструктивные элементы корпуса и части корпуса эксплуатировавшегося судна, которые предполагается использовать на основании результатов дефектации каждого элемента конструкции и подтверждения их соответствия Правилам Регистра судоходства;
2) пояснительная записка к предпроектной проработке, содержащая перечень всех новых элементов, в том числе судовых технических средств, которые будут применены при постройке нового судна, а также перечень эксплуатировавшихся элементов, которые по результатам дефектации и проведения обязательных ремонтных (восстановительных) работ, a в некоторых случаях - испытаний, при подтверждении соответствия Правилам Регистра судоходства признаны годными к использованию при строительстве данного судна. В случае необходимости перечень эксплуатировавшихся элементов дополняется пояснениями об условиях их применения.
16. Проект судна разрабатывается в соответствии с действующими Правилами Регистра судоходства.
17. Отступления от требований Регистра судоходства оформляются в виде перечня решений, отличающихся от регламентируемых требований Регистра судоходства, представляемого в составе проекта на согласование Регистру судоходства.
18. Проект судна разрабатывается в соответствии с техническим заданием, которое включает в себя требования к основным характеристикам, конструкции судна с учетом выполненной ранее предпроектной проработки и содержит техническую документацию, объем которой регламентирован Правилами Регистра судоходства и включают в себя:
1) ведомость используемых с эксплуатировавшихся судов конструкций, технических средств и оборудования;
2) перечень вновь изготавливаемых корпусных конструкций и нового комплектующего оборудования, обязательного с позиции обеспечения безопасности плавания;
3) технологию формирования корпуса с использованием конструкций с эксплуатировавшихся судов (дополнительный раздел принципиальной технологии постройки судна);
4) обоснование условий применения используемых с эксплуатировавшихся судов конструкций, оборудования и материалов, анализ проведенных ранее ремонтов указанных объемов (в пояснительной записке);
5) анализ конструктивных и технологических ошибок, не отраженных в проектной документации эксплуатировавшихся судов, но которые могли иметь место при их строительстве (в пояснительной записке);
6) анализ совместимости используемого ранее примененного элемента конструкции корпуса со смежными конструкциями судна;
7) расчет индивидуальных нормативов средних остаточных толщин основных групп связей, необходимых для определения технического состояния корпуса судна;
8) проработанные вопросы технологии и контроля за монтажными сварными швами между эксплуатировавшимися и новыми конструкциями, дополнительного контроля за уже имеющимися сварными швами в эксплуатировавшихся конструкциях, объема предварительных проверок, испытаний и, в случае необходимости, ремонта устанавливаемых с эксплуатировавшихся судов изделий и оборудования.
19. Разработка проекта для судов, имеющих одинаковые эксплуатационные ограничения и условия загрузки (балластировки), конкретного судна проектант выполняет привязку группового проекта к данному судну с учетом номенклатуры новых и используемых эксплуатировавшихся элементов.
20. Проектирование корпуса осуществляется с учетом того, что ограничения по расчетному сроку эксплуатации создаваемого судна позволяют уменьшить требуемые Регистром судоходства минимальные толщины листовых конструкции и минимальные требуемые моменты сопротивления балок набора.
21. При проектировании корпуса судна учитываются следующие требования:
1) не допускается использование корпусных конструкций, наиболее нагруженных при общем изгибе судна, с эксплуатировавшихся судов, таких как, комингсов грузовых трюмов, ширстрека и палубного стрингера в средней части, тронковых палуб, наружной (днищевой) обшивки и скулового пояса в средней части;
2) применение эксплуатировавшихся корпусных конструкций допускается, прежде всего, при формировании сборочных единиц, которые не участвуют в обеспечении общей прочности судна (объемные и плоскостные секции, располагающиеся на длине 0,15L от носового и кормового перпендикуляров, а также секции надстройки или ее частей);
3) применение корпусных сборочных единиц эксплуатировавшихся судов для конструкций, участвующих в обеспечении общей прочности нового судна, за исключением указанных в подпункте 1) настоящего пункта, является предметом специального рассмотрения Регистра судоходства.
В этом случае представляются проектные решения по обеспечению надежности сопрягаемых эксплуатировавшихся и новых элементов корпусной конструкции.
3. Подтверждение соответствия элементов эксплуатировавшихся
судов, используемых при строительстве нового судна
22. Необходимо чтобы, элементы корпусных конструкций эксплуатировавшихся судов, используемые при строительстве нового судна, имели Свидетельство о подтверждении соответствия Правилам Регистра судоходства на установленный расчетный срок эксплуатации.
23. Свидетельство выдается Регистром судоходства на каждый используемый элемент.
24. Основанием для выдачи свидетельства о подтверждении соответствия Правилам Регистра судоходства на элемент корпуса является:
1) соответствие механических свойств и химического состава материала используемого ранее примененного элемента корпусной конструкции, предъявляемым Правилам Регистра судоходства к судостроительным сталям;
2) соответствие используемого ранее примененного элемента конструкции Правилам Регистра судоходства с учетом предполагаемого расчетного срока эксплуатации судна и его годное техническое состояние, то есть если все элементы судна удовлетворяют Правилам Регистра судоходства, а параметры выявленных дефектов находятся в пределах допустимых значений.
25. Подтверждению соответствия ранее примененных элементов корпусных конструкций Правилам Регистра судоходства предшествует их дефектация и, в случае необходимости, восстановление.
26. Дефектация производится судовладельцем не более чем за 1 год до подачи заявки о намерении использования эксплуатировавшихся корпусных конструкций при строительстве судна. Акты дефектации прикладываются к техническому заданию или перечню эксплуатировавшихся элементов, приведенному в пояснительной записке к предпроектной проработке.
27. Объем дефектации назначается в зависимости oт технического состояния корпуса эксплуатировавшегося судна, был не менее предписанного объема дефектации перед очередным освидетельствованием.
28. С целью определения совместимости эксплуатировавшегося элемента корпусной конструкции со смежными новыми конструкциями судна при проведении дефектации необходимо установить соответствие фактических геометрических размеров и топологии (формы) элемента в целом, а также конструкции и расположения связeй набора конструктивным чертежам эксплуатировавшегося и проектируемого судна. Дефектация выполняется применительно к элементу конструкции, предварительно очищенному от ржавчины, грязи и окалины любым одобренным Регистром судоходства способом.
29. Определение механических свойств и химического состава материала используемого элемента выполняется в соответствии с Правилами Регистра судоходства на образцах, вырезанных из этого элемента конструкции.
30. При проведении дефектации элемента корпусной конструкции необходимо определить фактические значения остаточных толщин обшивки и набора используемого элемента с целью их учета при решении вопроса о подтверждении соответствия этого элемента Правилам Регистра судоходства.
31. Все предполагаемые к использованию механизмы, электрическое и другое оборудование эксплуатировавшихся судов испытываются в присутствии работника Регистра судоходства в эксплуатационных условиях или на специальных стендах с целью определения соответствия параметров изделия паспортным или указанным в ТУ на поставку. Результаты испытаний отражаются в акте судовладельца. В случае, когда не предполагается немедленное использование испытанных изделий, их необходимо законсервировать и направить на ответственное хранение. Срок хранения таких изделий не превышает срока хранения, установленного технической документацией для новых изделий аналогичного назначения.
32. В случае, когда в результате испытаний согласно пункту 31 настоящих Правил выявлено, что по итогам эксплуатации параметры изделия не выходят за пределы, установленные организацией-изготовителем, утечек (протечек) рабочей жидкости, следов коррозии, эрозии, ненормальных стуков, нагрева, вибрации и других явных дефектов не обнаружено, оценивается остаточный ресурс изделия, после чего судовладелец комплектует сопроводительные документы (технические паспорта, инструкции по обслуживанию, ремонту и эксплуатации).
33. Подготовленные документы и акты испытаний судовладелец предоставляет в Регистр судоходства, и они являются основанием для выдачи документа о подтверждении соответствия.
34. В случае, когда в результате испытаний согласно пункту 31 настоящих Правил выявлено, что по итогам эксплуатации параметры изделия выходят за пределы, установленные организацией-изготовителем, и/или обнаружены утечки (протечки) рабочей жидкости, следы коррозии, эрозии, ненормальные стуки, нагрев, вибрация и явные дефекты, но ресурс до капитального ремонта еще не выработан, изделие подлежит разборке в присутствии работника Регистра судоходства, детали и узлы изделия дефектуют, в том числе с использованием методов ультразвуковой, порошковой дефектоскопии и других с целью выявления усталостных и других повреждений, наличия дефектов, остаточных напряжений.
35. По итогам дефектации составляется акт (в произвольной форме), в котором указывается, направлено ли изделие или его детали, узлы на ремонт или же требуется замена определенных деталей или узлов.
36. После ремонта (замены) деталей (узлов) и сборки изделия, не направлявшегося на капитальный ремонт, производятся его испытания в присутствии регионального работника Регистра судоходства, с целью выявления соответствия рабочих параметров, полученных в результате испытаний, указанным в ТУ на поставку или в технических паспортах этих изделий. В случае, когда рабочие параметры отремонтированного изделия, полученные в результате испытаний, удовлетворяют требованиям технической документации или отклонение значений этих параметров не превышает норм, назначенных проектантом, и явных дефектов этого изделия не обнаружено, производится оценка остаточного ресурса, после чего изделие проверяется на соответствие Правилам Регистра судоходства.
37. После подтверждения соответствия технических средств и оборудования эксплуатировавшегося судна Правилам Регистра судоходства проектантом по представлению судовладельца составляются ведомости технических средств и оборудования эксплуатировавшегося судна (судов), которые можно использовать при строительстве новых судов, рассчитанных на срок эксплуатации 4КС, 3КС и выше. На каждый срок эксплуатации составляется отдельная ведомость.
38. На изделия, включенные в номенклатуру объектов технического наблюдения, осуществляемого Регистром судоходства, и прошедшие процедуру подтверждения соответствия в объеме, регламентированном требованиями настоящей главы, выдается свидетельство Регистра судоходства о подтверждении соответствия Правилам Регистра судоходства.
39. На изделия, не включенные в указанную номенклатуру, но которые прошли процедуру подтверждения соответствия в объеме, регламентированном требованиями настоящей главы, судовладельцем оформляется удостоверение о подтверждении соответствия требованиям технической документации и Правилам Регистра судоходства или в сопроводительных документах изделия ставится соответствующая отметка на основании:
1) решения комиссии судовладельца, если изделие не ремонтировалось;
2) документов ремонтной организации, если изделие подвергалось восстановительному или капитальному ремонту.
4. Расчеты прочности, определение строительных толщин
листов и других характеристик связей корпуса судна
40. Минимально необходимые строительные толщины наружной обшивки, настилов палуб и второго дна, переборок внутренних бортов, продольных и поперечных переборок, флоров и кильсонов в междудонном пространстве конструкции корпуса, обусловленные расчетным сроком Т эксплуатации судна, определяются по формуле:
tmin= [tост] min + c(T-5) (1)
где [tост] min минимальная допустимая остаточная толщина рассматриваемого конструктивного элемента, мм;
с - рекомендуемая расчетная скорость изнашивания, мм/год. Использование вместо с фактических скоростей изнашивания или среднестатистической скорости изнашивания конкретной серии судов является предметом специального рассмотрения Регистром судоходства.
При наличии символа "(лед)" в формуле класса судна выбранные значения толщин увеличиваются. По всей длине судна следует установить ледовый пояс наружной обшивки. Толщина листов ледового пояса tл, мм, определяется по формулам:
в носовой части
tл = 1,25t;
в районе ахтерпика
tл = 1,2t;
на остальной длине судна
tл = 1,15t,
где t – требуемая толщина обшивки борта в соответствующем районе для судна без ледовых подкреплений.
41. Минимально необходимый момент сопротивления балок набора с присоединенным пояском на расчетный срок эксплуатации 20 лет (4КС) составлял не менее, м3:
Wminстр = Wпр. (2)
а на расчетный срок эксплуатации 15 лет (3КС)
Wminстр = [W]·K (3)
Где [W] = m·Wпр - допустимый остаточный момент коней срока службы, м3,
Wпр - момент сопротивления поперечного сечения балки набора, м3;
m - коэффициент износа, значение которого приведено в пункте 42;
К - коэффициент, принимаемый равным:
для продольных холостых балок комингса, палубы, днища, настила второго дна, ширстрека и продольных балок рамного набора:
в средней части судна K = 1,50 (1,30);
в оконечностях судна K = 1.42 (1.21);
для поперечных балок набора (холостых и рамных шпангоутов наружного и внутреннего бортов) холостого и рамного набора переборок и др. на любом участке длины судна:
К = 1,80 (1,50);
для остальных балок набора на любом участке длины судна:
К = 1,60 (1, 35).
Значения коэффициента К в скобках относятся к судам класса "М-СП".
42. Значение коэффициента и износа т принимается:
для продольных холостых балок комингса, палубы, днища, настила второго дна, ширстрека и продольных балок рамного набора m = 0,60 (0,70);
для остальных балок набора m = 0,50 (0,60).
Значения коэффициента m в скобках относятся к судам класса "М-СП".
43. Для спроектированного в соответствии с указаниями пунктов 40-41 настоящих Правил корпуса судна выполняются расчеты прочности в соответствии с Правилами Регистра судоходства, при этом значения коэффициента к запаса прочности по предельному моменту принимают в соответствии с приложением 2 настоящих Правил.
5. Использование отдельных элементов и конструктивной
противопожарной защиты с эксплуатировавшихся судов
44. В случае использования при строительстве судна дверей, иллюминаторов, крышек сходных люков и трапов с эксплуатировавшихся судов необходимо учитывать следующее:
1) наружные водонепроницаемые двери, иллюминаторы с эксплуатировавшихся судов могут устанавливаться, начиная с палубы надстройки первого яруса или палубы юта и выше;
2) наружные водонепроницаемые двери, ведущие в помещения на главной палубе, устанавливается новые. Применение таких дверей с эксплуатировавшихся судов является предметом специального рассмотрения Регистра судоходства;
3) ограничения на применение дверей с эксплуатировавшихся судов для внутренних помещений не накладываются;
4) ограничения на применение наклонных трапов с эксплуатировавшихся судов не накладываются;
5) крышки сходных люков и вертикальные трапы с эксплуатировавшихся судов применяются при соответствии их конструкции и технического состояния Правилам Регистра судоходства.
45. Перед установкой дверей, крышек и иллюминаторов на судно проверяют и восстанавливают или заменяют полностью их изоляцию и резиновые уплотнения. После установки указанные дельные вещи испытываются.
46. Перед установкой на судно наклонные трапы с эксплуатировавшихся судов подлежат испытаниям.
47. Необходимо чтобы конструктивная противопожарная защита на строящихся судах соответствовала Правилам Регистра судоходства.
48. Противопожарная изоляция на строящихся судах устанавливается новой. Однако в случае применения для строящегося судна каких-либо объемных (модульных) конструкций надстроек или их частей с эксплуатировавшихся судов, при наличии соответствующих обоснований, Регистр судоходства допускает использование существующей изоляции, входящей в состав указанных конструкций, при подтверждении требуемых свойств этой изоляции результатами испытаний (изложенное не применимо к конструкциям, размещенным в главных противопожарных зонах пассажирских судов).
49. Допускается применение на новом судне противопожарных дверей и металлических выгородок, выполняющих противопожарные функции, с эксплуатировавшихся судов. При этом предварительно проверяется работоспособность дверей на прежнем месте установки.
6. Испытания судна, построенного с использованием
элементов эксплуатировавшихся судов
50. При проектировании и строительстве судов необходимо учитывать приведенный ниже перечень механизмов и оборудования, от технического состояния которых в первую очередь зависят безопасность плавания, охрана жизни и здоровья пассажиров и экипажей, сохранность перевозимых на судах грузов, экологическая безопасность судов и объектов:
1) главные двигатели;
2) реверс-редукторы;
3) дизель-генераторы;
4) гребные валы;
5) гребные винты;
6) системы дистанционного автоматизированного управления (ДАУ) главных двигателей;
7) подруливающие устройства;
8) экологическое оборудование;
9) системы пожаротушения;
10) компрессоры сжатого воздуха;
11) трубопроводы и арматура;
12) паровые котлы.
51. Все перечисленные объекты и изделия на строящемся судне устанавливаются новыми. Применение эксплуатировавшихся объектов, входящих в указанный перечень, является предметом специального рассмотрения Регистра судоходства.
52. Варианты применимости технических средств и оборудования при строительстве судов с расчетными сроками эксплуатации 4КС и 3КС приведены в приложении 3 настоящих Правил.
53. При проектировании и строительстве судов необходимо учитывать приведенный ниже перечень электрического оборудования, от технического состояния которого в первую очередь зависят безопасность плавания, охрана жизни и здоровья пассажиров и экипажей, сохранность перевозимых на судах грузов, экологическая безопасность судов и объектов:
1) генераторы, валогенераторы, машинные преобразователи;
2) электродвигатели рулевой машины, подруливающего устройства, якорной лебедки;
3) электрораспределительные устройства;
4) кабельные сети;
5) системы автоматики и защиты;
6) радио- и навигационное оборудование.
54. Все перечисленное оборудование на строящемся судне устанавливается новыми. Применение эксплуатировавшегося электрического оборудования, входящего в указанный перечень, является предметом специального рассмотрения Регистра судоходства.
55. Варианты применимости электрического оборудования при строительстве судов приведены в приложении 4 настоящих Правил.
56. После завершения строительства судна производятся приемо-сдаточные испытания судна в соответствии с Правилами Регистра судоходства.
57. Особое внимание уделяют испытаниям ранее примененных судовых конструкций, технических средств и оборудования, в том числе электрического. При этом указываются допускаемые значения параметров перечисленных объектов, которые могут отличаться от аналогичных значений новых однотипных изделий.
58. После окончания испытаний производится ревизия объектов технического наблюдения в объеме, согласованным с работником Регистра судоходства, и по ее результатам составляется акт, в котором отмечаются обнаруженные во время испытаний дефекты судовых конструкций и отказы технических средств и оборудования, а также принятые для их устранения меры.
59. В случае, когда отмечен отказ ранее примененного изделия, который повлияет за собой угрозу безопасности плавания, рассматривается вопрос о замене отказавшего изделия новым, а после ремонта или замены такого объекта его испытывают в полном объеме.
60. Имитационные методы испытания ранее примененных изделий не допускаются.
Приложение 1 к Правилам по строительству судов внутреннего и "река-море" плавания с использованием элементов эксплуатировавшихся судов |
Форма
Заявка
о намерении строительства судна
с использованием элементов эксплуатировавшихся судов
Судовладелец _______________________________________________________
Основные технические данные судна
Общие сведения
Класс _____________ Год и место постройки ___________________________
Тип и назначение ____________________________________________________
Проектная организация _______________________________________________
Водоизмещение ______________ т Грузоподъемность ______________ т
Предполагаемый срок эксплуатации судна __________________________ лет
Корпус
Главные размерения: длина по КВЛ __________________________________ м;
Ширина по КВЛ __________________ м; высота борта __________________ м;
Материал корпуса _______________ Система набора _____________________
Второе дно, внутренние борта ________________________________________
Главные двигатели
Количество _____, предполагаемый тип ________________________________
Мощность одного двигателя _______ кВт, частота вращения __________ мин-1
Организация-изготовитель ____________________________________________
Год изготовления _________________, наработка ______________________ ч
Количество капитальных ремонтов ____________________________________
Первичные двигатели генераторов
Тип _________ Количество _________ Мощность одного двигателя _______ кВт,
Частота вращения _________________ мин-1
Организация-изготовитель ____________________________________________
Год изготовления _________________, наработка ______________________ ч
Количество капитальных ремонтов ____________________________________
Тип _________ Количество _________ Мощность одного двигателя ______ кВт,
Частота вращения _________________ мин-1
Организация-изготовитель ____________________________________________
Год изготовления _________________, наработка ______________________ ч
Количество капитальных ремонтов _____________________________________
Тип _________ Количество ________ Мощность одного двигателя _______ кВт,
Частота вращения _________________ мин-1
Организация-изготовитель ____________________________________________
Год изготовления _________________, наработка ______________________ ч
Количество капитальных ремонтов ____________________________________
Электростанция
Количество основных генераторов _____, предполагаемый тип ______________
Мощность одного генератора ___________ кВт
Тип аварийного дизельгенератора ___________, мощность _______________ кВт
Другие сведения
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Прилагаемые документы:
1. Акт(ы) списания судна (судов), элементы которого (которых)
предполагается использовать при строительстве нового судна:
№ _____________ от "____" ____________ 200__ г.
№ _____________ от "____" ____________ 200__ г.
№ _____________ от "____" ____________ 200__ г.
2. Ведомость судовых конструкций, технических средств и
оборудования, которые предполагается использовать при строительстве
нового судна.
3. Свидетельства о подтверждении соответствия судовых конструкций,
технических средств и оборудования, которые предполагается использовать
при строительстве нового судна:
№ _____________ от "____" ____________ 200__ г.
№ _____________ от "____" ____________ 200__ г.
№ _____________ от "____" ____________ 200__ г.
№ _____________ от "____" ____________ 200__ г.
№ _____________ от "____" ____________ 200__ г.
№ _____________ от "____" ____________ 200__ г.
4. Сведения о механических и химических свойствах материалов
эксплуатировавшихся судовых конструкций, которые предполагается
использовать при строительстве судна (акты испытаний механических
и химических свойств материалов конструкций прилагаются).
____________________________ № ________ от "____" __________ 200__ г.
____________________________ № ________ от "____" __________ 200__ г.
____________________________ № ________ от "____" __________ 200__ г.
____________________________ № ________ от "____" __________ 200__ г.
____________________________ № ________ от "____" __________ 200__ г.
____________________________ № ________ от "____" __________ 200__ г.
5. Результаты предпроектной проработки представленных материалов
в проектной организации (характеристики будущего судна, использование
элементов эксплуатировавшихся судов, указанных в ведомости
судовладельца).
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Ф.И.О., подпись и печать представителя судовладельца
______________________________________________________________
Ф.И.О., подпись и печать представителя проектной организации
_______________________________________________________________
Приложение 2 к Правилам по строительству судов внутреннего и "река-море" плавания с использованием элементов эксплуатировавшихся судов |
Расчет прочности
Условие приложения нагрузки | Значение коэффициента к запаса прочности по предельному моменту | |||
Для судов класса "Л", "Р", "О" и "М" на срок эксплуатации | Для судов классов "О-ПР", "МПР" и "М-СП" на срок эксплуатации | |||
20 лет (4КС) | 15 лет (3 КС) | 20 лет (4КС) | 15 лет (3 КС) | |
Палуба или непрерывный комингс (за исключением судов с двойными бортами классов "Л", "Р", "О") нагружены поперечной нагрузкой | 1,40 | 1,37 | 1,45 | 1,40 |
Поперечная нагрузка на палубу и непрерывный комингс отсутствует, а напряжение в днище в предельном состоянии | 1,26 | 1,22 | 1,31 | 1,26 (для судов класса "М-СП" 1,27) |
Поперечная нагрузка на палубу и непрерывный комингс отсутствует, а напряжение в днище в предельном состоянии |
Приложение 3 к Правилам по строительству судов внутреннего и "река-море" плавания с использованием элементов эксплуатировавшихся судов |
Вариант применимости технических
средств и оборудования при строительстве судов
Наименование элемента | 4КС | 3 КС | ||
Вариант применимости | Требования | Вариант применимости | Требования | |
1. Двигатели главные, редукторы и реверс редукторы | 1) Новые 2) Эксплуатиро- вавшиеся, но не выработавшие ресурс до капитального ремонта 3) После капитального ремонта* | В объеме действующих требований В объеме действующих требований Должны соответствовать требованиям ТУ на ремонт как по отклонениям размеров ответственных деталей, так и по теплотех- ническим и иным параметрам | 1) Новые 2)Эксплуатиро- вавшиеся, но не выработавшие ресурс до капитального ремонта 3) После капитального ремонта* | В объеме действующих требований В объеме действующих требований Должны соответствовать требованиям ТУ на ремонт как по отклонениям размеров ответственных деталей, так и по теплотехни- ческим и иным параметрам |
2.. Первичные двигатели генераторов | 1) Новые 2) Эксплуати- ровавшиеся, но не выработавшие ресурс до капитального ремонта* 3)После капита- льного ремонта* | В объеме действующих требований В объеме действующих требований Должны соответствовать требованиям ТУ на ремонт как по отклонениям размеров ответственных деталей, так и по теплотех- нически и другим параметрам | 1) Новые 2) Эксплу- атировавшиеся, но не выработавшие ресурс до капитального ремонта* 3) После капитального ремонта* | В объеме действующих требований В объеме действующих требований Должны соответствовать требованиям ТУ на ремонт как по отклонениям размеров ответственных дета лей, так и по тепло- техническим и иным параметрам |
3. Валопроводы 1) Валы промежуточные, детали их соединений, подшипники, переборочные сальники, дейдвудные трубы 2) Валы гребные 3) Подшипники гребных валов | 1)Новые 2) После ремонта с восстановлением геометрии и взаимного расположения посадочных и присоединительных баз* 1) Новые 1) Новые | В объеме действующих требований и НТД на поставку изделий Должны соответствовать НТД на ремонт и требованиям рабочих чертежей В объеме действующих требований и НТД на поставку гребных валов В объеме действующих требований и НТД на поставку | 1)Новые 2) После ремонта с восстановлением геометрии и взаимного расположения посадочных и присоединительных баз* 1) Новые 2) После ремонта с восстановлением геометрии, характеристик прочности и защиты от коррозии* 1) Новые | В объеме действующих требований и НТД на поставку изделий Должны соответствовать НТД на ремонт и требованиям рабочих чертежей В объеме действующих требований и НТД на поставку гребных валов Должны соответствовать НТД на ремонт и требованиям рабочих чертежей В объеме действующих требований и НТД на поставку |
4. Винты гребные | 1) Новые 2) После ремонта с восстановлением геометрии* | В объеме действующих требований и НТД на поставку Должны соответствовать требованиям НТД на ремонт | 1) Новые После ремонта с восстановлением геометрии* | В объеме действующих требований и НТД на поставку Должны соответствовать требованиям НТД на ремонт |
5. Система ДАУ (ДУ) главных двигателей | 1) Новая | В объеме действующих требований и НТД на поставку | 1) Новая | В объеме действующих требований и НТД на поставку |
6. Устройства, оборудование и снабжение 1) Рулевое устройство: рули, насадки, бапперы, гельмпортовые трубы, подшипники элементы передачи момента от рулевой машины на баллер (сектор, румпель, буферные пружины, тяги) Машины рулевые 2) Подрули- вающее устройство 3) Якорное устройство: якорное устройство в комплекте Цепи якорные брашпили и шпили стопоры и клюзы якорные 4) Швартовное устройство 5) Устройство для перемещения люковых закрытий 6) Шлюпочное устройство | 1) Новые 2) После ремонта с восстановлением геометрических характеристик и взаимного расположения посадочных и присоединительных баз* 1) Новые 2) После ремонта с восстановлением геометрических характеристик и взаимного расположения посадочных и присоединительных баз* 1) Новые 2) После капитального ремонта* 1) Новые 2) После капитального ремонта* 1) Новое 2) После ремонта с заменой отдельных элементов* После ремонта с заменой отдельных смычек на новые 1) Новые 2) После ремонта После ремонта с восстановлением базовых размеров и предписанных Правилами функций После ремонта с восстановлением размеров палубных и бортовых губ После ремонта отдельных элементов* Новое 1) Новое 2) После ремонта отдельных элементов | В объеме действующих требований и НТД на поставку Должны соответствовать требованиям НТД на ремонт и требованиям рабочих чертежей В объеме действующих требований и НТД на поставку Должны соответствовать требованиям НТД на ремонт и требованиям рабочих чертежей В объеме действующих требований и НТД на поставку Должны соответствовать требованиям НТД на ремонт и требованиям рабочих чертежей В объеме действующих требований и НТД на поставку Должны соответствовать требованиям НТД на ремонт и требованиям рабочих чертежей В объеме действующих требований и НТД на поставку В объеме действующих требований и НТД на ремонт В объеме действующих требований и НТД на поставку цепей Должны соответствовать ТУ на капитальный ремонт как по геометрии ответственных деталей, так и по характеристике потребляемой мощности на испытаниях Должны соответствовать требованиям и НТД на ремонт Должны соответствовать требованиям требований и НТД на ремонт Должно соответствовать требованиям и НТД на ремонт В объеме действующих требований и НТД на поставку В объеме действующих требований, МК "СОЛАС". и НТД на поставку составных частей устройства Должно соответствовать требованиям и НТД на ремонт | 1) Новые 2) После ремонта с восстановлением геометрических характеристик и взаимного расположения посадочных и присоединительных баз* 1) После ремонта с восстановлением геометрических характеристик и взаимного расположения посадочных и присоединительных баз* 1) Новые 2) После капитального ремонта* 1) Новые 2) После капитального ремонта* После ремонта с заменой отдельных элементов После ремонта с заменой отдельных смычек на новые 1) После ремонта После ремонта с восстановлением базовых размеров и предписанных требованиями функций После ремонта восстановлением размеров палубных и бортовых губ После ремонта отдельных элементов* Новое 1) Новое 2) После ремонта отдельных элементов | В объеме действующих требований и НТД на поставку Должны соответствовать требованиям НТД на ремонт и требованиям рабочих чертежей Должны соответствовать требованиям НТД на ремонт и требованиям рабочих чертежей В объеме действующих требований и НТД на поставку Должны соответствовать требованиям НТД на ремонт и требованиям рабочих чертежей В объеме действующих требований и НТД на поставку Должны соответствовать требованиям НТД на ремонт и требованиям рабочих чертежей В объеме действующих требований и НТД на ремонт В объеме действующих требований и НТД на поставку цепей Должны соответствовать ТУ на капитальный ремонт как по геометрии ответственных деталей, так и по характе- ристике потребляемой мощности на испытаниях Должны соответствовать требованиям требований и НТД на ремонт Должны соответствовать требованиям требований и НТД на ремонт Должно соответствовать требованиям и НТД на ремонт В объеме действующих требований и НТД на поставку В объеме действующих требований, МК "СОЛАС", и НТД на поставку составных частей устройства Должно соответствовать требованиям и НТД на ремонт |
7. Экологическое оборудование | 1) Новое 2) После ремонта * | В объеме действующих требованием экологической безопасности и НТД на поставку составных частей экологического оборудования Должно соответствовать требованиям и НТД на ремонт | 1) Новое 2) После ремонта* | В объеме действующих требованием экологической безопасности и НТД на поставку составных частей экологического оборудования Должно соответствовать требованиям и НТД на ремонт |
8. Противопо- жарная защита 1) Системы пожаротушения (водяная, пенная, углекислотная) объемного тушения с трубопроводами , арматурой, насосами, аппаратами и др. рукавами 2) Системы танкеров, обеспечивающие противо- пожарную безопасность (газоотводная, инертных газов, искрогашения, вентиляции машинного и насосного отделений и их элементы) 3) Противо- пожарное снабжение | 1) Новые 2) После ремонта отдельных элементов* 1) Новые 2) После ремонта отдельных элементов Комплектность в соответствии с нормами, указанными в действующих Правилах | В объеме действующих требований и НТД на поставку составных частей Должны соответствовать требованиям и НТД на ремонт отдельных элементов систем В объеме действующих требований и НТД на поставку составных частей Должны соответствовать требованиям и НТД на ремонт, в том числе по остаточным толшинам стенок трубопроводов большого диаметра и аппаратов В объеме действующих требований и НТД на поставку предметов противопожар- ного снабжения | 1) Новые 2) После ремонта отдельных элементов* 1) Новые 2) После ремонта отдельных элементов Комплектность в соответствии с нормами, указанными в действующих требованиях | В объеме действующих требований и НТД на поставку составных частей Должны соответствовать требованиям и НТД на ремонт отдельных элементов систем В объеме действующих требований и НТД на поставку составных частей Должны соответствовать требованиям и НТД на ремонт, в том числе по остаточным толщинам стенок трубопроводов большого диаметра и аппаратов В объеме действующих требований и НТД на поставку предметов противопожар- ного снабжения |
9. Системы, рабочая среда которых вызывает коррозию внутри труб, в том числе осушения, балластная, сточная, водяного охлаждения, отопления, водоснабжения, паропроводов, подогрева груза в танкерах с трубопроводами , насосами, арматурой и др. | 1) Новые 2) После ремонта отдельных элементов систем, но с обязательной заменой трубопроводов и Арматуры* | В объеме действующих требований и НТД на поставку элементов систем Должны соответствовать требованиям, а также отдельных НТД на ремонт отдельных элементов систем | 1) Новые 2) После ремонта систем, но с обязательной заменой трубопроводов арматуры* | В объеме действующих требований и НТД на поставку элементов систем Должны соответствовать требованиям, а также НТД на ремонт отдельных элементов систем |
10. Прочие системы: масляная, топливная, грузовая и зачистная танкеров, воздушных и измерительных труб, сжатого воздуха, гидравлических приводов и др. с трубопро- водами, емкостями, аппаратами, насосами, арматурой и др. | 1) Новые 2) После ремонта отдельных элементов систем и замены трубопроводов и арматуры* | В объеме действующих требований и НТД на поставку элементов систем Должны соответствовать требованиям, а также НТД на ремонт отдельных элементов систем | 1) Новое После ремонта отдельных элементов систем и замены трубопроводов и арматуры* | В объеме действующих требований и НТД на поставку элементов систем Должны соответствовать требованиям, а также НТД на ремонт отдельных элементов систем |
11. Системы вентиляции и кондициони- рования с трубопровода- ми, арматурой | После ремонта отдельных элементов систем и замены трубопроводов и арматуры | Должны соответствовать требованиям, а также НТД на ремонт отдельных элементов систем | После ремонта отдельных элементов систем и замены трубопроводов и арматуры | Должны соответствовать требованиям, а также НТД на ремонт отдельных элементов систем |
12. Сосуды под давлением и тепло- обменные аппараты | 1) Новые 2) После ремонта | В объеме действующих требований и НТД на поставку В объеме действующих требований и НТД на ремонт | 1) Новые 2) После ремонта | В объеме действующих требований и НТД на поставку В объеме действующих требований и НТД на ремонт |
13. Котлы автономные и утилизационные | 1) Новые 2) После ремонта* | В объеме действующих требований и НТД на поставку В объеме действующих требований и НТД на ремонт | 1) Новые 2) После ремонта* | В объеме действующих требований и НТД на поставку В объеме действующих требований и НТД на ремонт |
14. Грузо- подъемное, сцепное, буксирное, мачтовое устройства, и др. | После ремонта отдельных элементов и для сцепного устройства - после испытания на стенде | В объеме действующих требований и НТД на ремонт | После ремонта отдельных элементов и для сцепного устройства - после испытания на стенде | В объеме действующих требований и НТД на ремонт |
15. Сигнальные средства | 1) Новые комплекты 2) После ремонта и укомплектования в соответствии с нормами, указанными в действующих требованиях* | В объеме действующих требований и НТД на поставку В объеме действующих требований и НТД на поставку | 1) Новые комплекты 2) После ремонта и укомплектования в соответствии с нормами, указанными в действующих требованиях* | В объеме действующих требований и НТД на поставку В объеме действующих требований и НТД на поставку |
16. Спасательные Средства 1) Коллективные 2) Индиви- дуальные | Новые 1) Новые 2) После ремонта и укомплектования в соответствии с нормами, указанными в действующих требованиях* | В объеме действующих требований, требований МК "СОЛАС" и НТД на поставку элементов спасательных средств В объеме действующих требований, требований МК "СОЛАС". и НТД на поставку элементов спасательных средств В объеме действующих требований, руководящих документов Регистра судоходства и НТД на ремонт и испытания спасательных средств | Новые 1) Новые 2) После ремонта и укомплектования в соответствии с нормами, указанными в действующих требованиях* | В объеме действующих требований, требований МК "СОЛАС" и НТД на поставку элементов спасательных средств В объеме действующих требований, требований МК "СОЛАС". и НТД на поставку элементов спасательных средств В объеме действующих требований, руководящих документов Регистра судоходства и НТД на ремонт и испытания спасательных средств |
17. Аварийное снабжение | Комплектность в соответствии с нормами, указанными в действующих требований, замена изношенных изделий | В объеме действующих требований и НТД на поставку изделий | Комплектность в соответствии с нормами, указанными в действующих требований, замена изношенных изделий | В объеме действующих требований и НТД на поставку изделий |
18. Контрольно- измерительные приборы | 1) Новые 2) После ремонта и Поверки* | В объеме действующих требований и НТД на поставку В объеме действующих требований, НТД на калибровку и поверку | 1) Новые 2) После ремонта и Поверки* | В объеме действующих требований и НТД на поставку В объеме действующих требований, НТД на калибровку и поверку |
*при согласовании с Регистром судоходства |
Приложение 4 к Правилам по строительству судов внутреннего и "река-море" плавания с использованием элементов эксплуатировавшихся судов |
Электрические оборудования при строительстве судов
Наименование элемента | Варианты применимости | Требования |
1. Генераторы, валогенераторы, мащинные преобразователи и электродвигатели | 1) Новые | В объеме действующих требований и НТД на поставку |
2) После капитального ремонта' | В объеме действующих требований и НТД на ремонт | |
2. Трансформаторы и статические преобразователи | 1) Новые | В объеме действующих требований и НТД на поставку |
2) После ремонта | В объеме действующих требований и НТД на ремонт | |
3. Электрорас- пределительные устройства | 1) Новые | В объеме действующих требований и НТД на поставку |
2) После ремонта | В объеме действующих требований и НТД на ремонт | |
4. Аппаратура управления и защиты | 1) Новая | В объеме действующих требований и НТД на поставку |
2) После ремонта | В объеме действующих требований и НТД на ремонт | |
5. Кабельные сети | Новые | В объеме действующих требований и НТД на поставку |
6. Аккумуляторные батареи | 1) Новые | В объеме действующих требований и НТД на поставку |
2) После ремонта | В объеме действующих требований и НТД на ремонт | |
7. Коммутатор сигнально -отличительных огней | 1) Новый | В объеме действующих требований и НТД на поставку |
2) После ремонта | В объеме действующих требований и НТД на ремонт | |
8. Светильники, прожекторы, сигнально- отличительные фонари | 1) Новые | В объеме действующих требований и НТД на поставку |
2) После ремонта | В объеме действующих требований и НТД на ремонт | |
9. Система аварийно- предупредительной сигнализации и защиты | Новая | В объеме действующих требований и НТД на поставку |
10. Пожарная сигнализация | Новая | В объеме действующих требований и НТД на поставку |
11. Пульт управления энергетической установкой | 1) Новый | В объеме действующих требований и НТД на поставку |
2) После ремонта | В объеме действующих требований и НТД на ремонт | |
'при согласовании с Регистром судоходства |