В соответствии с подпунктом 26-20) пункта 1 статьи 9 Закона Республики Казахстан от 6 июля 2004 года "О внутреннем водном транспорте" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила технической эксплуатации судов внутреннего водного плавания.
2. Комитету транспорта Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан (Асавбаев А.А.) обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан, направление его копии на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе "Әділет";
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) пункта 2 настоящего приказа.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти
календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр | |
по инвестициям и развитию | |
Республики Казахстан | А. Исекешев |
"СОГЛАСОВАН"
Министр национальной экономики
Республики Казахстан
_________________ Досаев Е.А.
26 июня 2015 года
"СОГЛАСОВАН"
Министр внутренних дел
Республики Казахстан
________________ Касымов К.Н.
22 июня 2015 года
"СОГЛАСОВАН"
Министр энергетики
Республики Казахстан
_______________ Школьник В.С.
12 июня 2015 года
Утверждены приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 28 апреля 2015 года № 508 |
Правила
технической эксплуатации судов внутреннего водного плавания
1. Общие положения
1. Настоящие Правила технической эксплуатации судов внутреннего водного плавания (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 26-20) пункта 1 статьи 9 Закона Республики Казахстан от 6 июля 2004 года "О внутреннем водном транспорте" (далее – Закон) и определяют порядок технической эксплуатации судов внутреннего водного плавания Республики Казахстан.
2. Положение настоящих Правил распространяется на суда внутреннего водного транспорта, включая суда смешанного "река-море" плавания, эксплуатируемые под Государственном флагом Республики Казахстан.
3. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
1) гарантийный срок - период эксплуатации, до окончания которого исполнитель работ (изготовления, ремонта, технического обслуживания) гарантирует сохранение значений технико-эксплуатационных характеристик судна (судовой техники) на уровне установленных требований при условии соблюдения настоящих Правил;
2) Регистр судоходства - созданное по решению Правительства Республики Казахстан республиканское государственное казенное предприятие классификации и обеспечения технической безопасности судов;
3) испытание судна (судовой техники) - натурное определение технико-эксплуатационных характеристик судна (судовой техники);
4) ремонт судна - составная часть технической эксплуатации, производится в целях обеспечения, поддержания и восстановления технико-эксплуатационных характеристик судна или его элементов на определенный интервал времени;
5) освидетельствование - осмотр судна в целях определения его технического состояния в соответствии с требованиями, установленными техническими регламентами и правилами Регистра судоходства, направленными на обеспечение безопасности плавания судна с учетом его назначения и подтверждения класса;
6) расписание по заведованию членов судового экипажа - документ, закрепляющий за членами судового экипажа судовые технические средства и устанавливающий ответственность членов экипажа за техническое состояние и содержание их;
7) эксплуатационная готовность - состояние судна, при котором судовая техника находится в работоспособном состоянии, судно укомплектовано экипажем и имеет на борту необходимое снабжение и необходимые документы;
8) техническое использование - эксплуатация судна, судовых технических средств, систем и устройств в соответствии с их технико-эксплуатационными характеристиками, выполняемыми судовым экипажем;
9) техническая эксплуатация - комплекс организационных, технических мер, выполняемых для поддержания судов в исправном состоянии в течение всего эксплуатационного срока;
10) техническое состояние - совокупность свойств, регламентируемых правилами Регистра судоходства, элементов судна, характеризующих в данный момент времени степень их пригодности для эксплуатации и соответствия правилам Регистра судоходства и техническим регламентам;
11) оценка качества технической эксплуатации - оценка паспортных и фактических данных работы судовых технических средств, систем и устройств по установленной судовладельцем системе показателей, а также анализ происходящих повреждений, отказов и остановок в работе при эксплуатации судна;
12) техническое управление - управление технической эксплуатацией, предусматривающее организацию технической эксплуатации судов на разных уровнях управления, регулирование взаимодействия между звеньями системы технического обслуживания;
13) отстой - период, когда судно не выполняет свои функции.
2. Основные требования
4. К эксплуатации допускаются суда, имеющие действующие судовые документы, установленные в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона.
5. Техническая, противопожарная и санитарная подготовленность судна, его снабжение, укомплектованность экипажем, квалификация и профессиональная подготовленность членов экипажа обеспечивают:
1) безопасность плавания судов;
2) безопасность и необходимые условия труда и отдыха экипажа;
3) безопасность и необходимые условия пребывания на судне пассажиров;
4) сохранность перевозимых грузов;
5) заданные технико-эксплуатационные характеристики работы судна;
6) постоянную готовность к эффективному использованию средств борьбы за сохранность своего судна и средств оказания помощи другим судам и людям;
7) предотвращение загрязнения окружающей среды;
6. Организацию технической эксплуатации судов осуществляет судовладелец.
3. Техническое использование судов
7. Техническое использование судна осуществляется экипажем и включает комплекс мероприятий и работ по технической эксплуатации в период несения вахтенной службы, обеспечивающий работу судна и судовых технических средств по назначению, с технико-эксплуатационными показателями, предусмотренными проектом и нормативной документацией.
8. Техническое использование судна осуществляется с вахтенных и дежурных постов управления. С вахтенных постов управления - с постоянным присутствием на них вахтенного персонала и дежурных постов - без постоянного присутствия на них вахтенного персонала.
9. Вахтенные и дежурные посты на судах определяются их проектом, исходя из установленного класса автоматизации.
10. Техническое использование, осуществляемое судовым экипажем, проводится в соответствии с заводскими инструкциями и заключается в проверке готовности к действию, вводу и выводу из действия, обеспечении изменений и поддержании режимов работы судовых технических средств, сопоставлении заданных и фактических характеристик, оценке и регистрации отключений, их контроле, учете и поддержании технического состояния.
11. Неисправности судовых технических средств, выявленные в процессе эксплуатации и связанные с выводом их из действия, устраняются с разрешения вахтенного начальника. В эксплуатационном состоянии судна не допускается вывод из действия судовых технических средств, вахтенные принимают все меры для обеспечения безопасности людей и предупреждения возможных повреждений судна и его механизмов.
12. Резервные судовые технические средства рекомендуется использовать поочередно таким образом, чтобы они работали в течение года примерно одинаковое время.
13. Контроль за состоянием и режимов работы механизмов, устройств и систем судна производится по показаниям штатных контрольно-измерительных приборов и средств аварийно-предупредительной сигнализации, а также визуальным наблюдением за общим состоянием механизмов и систем.
14. Все средства аварийно-предупредительной сигнализации и аварийной защиты постоянно находятся в действии и периодически проверяют в соответствии и инструкциями заводов-изготовителей. Контрольные проверки или отключения их время профилактического ремонта допускается производить только с разрешения вахтенного начальника, о чем соответствующая запись в судовом и машинном журналах, с докладом капитану и механику (старшему механику).
15. Устройства аварийной защиты регулируются и подлежат пломбировке. Несанкционированные снятие пломб в период эксплуатации фиксируются в машинном журнале. Пломбирование восстанавливается в первом порту захода.
16. Все средства измерений и контроля поддерживаются в исправном состоянии, и имеют действующие сертификаты о метрологической аттестации средств измерений установленного образца или поверительные клеймы, предусмотренные Законом Республики Казахстан от 7 июня 2000 года "Об обеспечении единства измерений".
17. При срабатывании средств аварийно-предупредительной сигнализации и аварийной защиты, вахтенный механик выясняет причину срабатывания и принимает необходимые меры по предотвращению повреждения механизмов и устранению выявленных недостатков, информируя об этом механика (старшего механика). При заведомо ложном систематическом срабатывании и указанных средств вахтенный механик отключает их и восстанавливает режим работы механизма, поставив в известность об этом вахтенного помощника капитана и механика (старшего механика). В судовом и машинном журналах производится соответствующая запись. Вахтенным механиком принимаются меры по усилению контроля за параметрами работы механизма, у которого отключена аварийно предупредительная сигнализация или аварийная защита.
18. При создавшейся угрозе повреждения судна, перевозимого груза или гибели людей вахтенный помощник капитана самостоятельно отключает или дает указание отключить средства аварийно-предупредительной сигнализации и аварийной защиты, чтобы избежать автоматического отключения судовых систем судна. В каждом конкретном случае отключения вахтенный помощник капитана немедленно сообщает капитану и механику (старшему механику). В судовом и машинном журналах вносятся соответствующие записи.
19. При непредвиденной остановке главного двигателя (вынужденной или самопроизвольной) вахтенный помощник капитана (вахтенный механик) немедленно предпринимает необходимые меры по выяснению причин случившегося и их устранению. При непредвиденной остановке других ответственных технических средств вахтенный персонал запускает резервные технические средства (если они имеются) и докладывает об этом соответственно вахтенному помощнику капитана и механику (старшему механику) судна. Все эти случаи фиксируются в судовом и машинном журналах.
20. Все механизмы и системы используются по своему прямому назначению. Рядом с ними вывешиваются краткие инструкции по подготовке их к действию, пуску, контролю за режимом работы, остановке к выводу их из действия. На схемах системы осушения, системы сточных и подсланевых вод указываются места пломбировки вентилей и клинкетов, исключающих загрязнение окружающей среды. На судах международного плавания у механизмов и систем, таких как система пожаротушения, рулевая машина, аварийный дизель-генератор, спасательные устройства, двигатели спасательных шлюпок, аварийный пожарный насос, противопожарные и водонепроницаемые закрытия инструкции и схемы в соответствии с нормами международного права вывешиваются на государственном, русском и английском языках.
4. Вывод судов на отстой
21. Вывод судов из эксплуатации на отстой осуществляются во время навигации и на межнавигационный период решением судовладельца.
22. В навигационный период судно поставляется на отстой распоряжением судовладельца. При этом оно выводится из эксплуатации с содержанием судовых технических средств и систем в холодном (нерабочем состоянии) или с поддержанием их в рабочем состоянии.
23. Организационные мероприятия, выполняемые при постановке судов на зимний отстой, а также состав работ по приведению судов в зимовочное состояние с консервацией отдельных судовых технических средств и сроки их выполнения устанавливаются судовладельцем.
24. Консервация судовых технических средств на период зимнего отстоя производится в соответствии с инструкциями по технической эксплуатации соответствующего механизма.
25. Выполнение работ по консервации судовых технических средств, сохранности судна и судового имущества, готовности к действию аварийно-спасательного и противопожарного инвентаря в процессе приведения судна в зимовочное состояние осуществляется под руководством капитана судна.
26. Судовладельцем для приведения судов в зимовочное состояние осуществляются следующие работы:
1) удаление воды из танков, форпика, ахтерпика, водяных цистерн, междудонных отсеков, колодцев и отстойников с последующим сбором в отдельные емкости, зачистка машинно-котельных отделений;
2) закрытие вентилей и горловин, цистерн и отсеков, остающихся на зиму с топливом и смазкой, и их пломбирование;
3) уборка пассажирских, служебных и хозяйственных помещений;
4) складирование в отведенных помещениях на судне инвентаря, каютного имущества и другого снабжения судна, которое можно хранить в неотапливаемых и сырых помещениях;
5) протирка и смазка стальных канатов;
6) протирка насухо и смазка техническим вазелином деталей из легких сплавов, хромированных и никелированных;
7) отключение от судовой сети электро-камбузов и кипятильников;
8) очистка от грязи и смазка всех трущихся и некрашеных металлических частей;
9) осмотр якорных цепей и якорей, обратив особое внимание на устройство отдачи якорных цепей;
10) контроль смазочного материала, слив смазочного масла с последующим сбором в отдельные емкости, промывка картера двигателя;
11) удаление воды, очистка зарубашечных пространств теплообменников от отложений с последующим сбором в отдельные емкости;
12) удаление воды из системы охлаждения двигателя через спускные краны с продувкой сжатым воздухом с последующим сбором в отдельные емкости;
13) спуск топлива из расходных цистерн с последующим сбором в отдельные емкости;
14) разобщение валопровода с двигателем;
15) очистка и открытие смазкой полированных и неокрашенных поверхностей деталей;
16) удаление воды из трубопроводов водяных систем с последующим сбором в отдельные емкости, принятие мер недопущения размораживания арматуры;
17) удаление воды из насосов, фильтров, отстойников, баков и цистерн с последующим сбором в отдельные емкости;
18) удаление воды, промывка межтрубных пространств водой с последующим сбором в отдельные емкости, очистка от сажи;
19) удаление воды из систем и арматуры с последующим сбором в отдельные емкости с частичной разборкой последних;
20) смазка открытых металлических поверхностей;
21) снятие контрольно-измерительных приборов;
22) приведение электрической сети судна в зимовочное состояние с отключением главных распределительных щитков и всех щитков распределения;
23) очистка, протирка насухо электрических машин, распределительных и пускорегулирующих устройств, проверка уплотняющих устройств герметических крышек;
24) очистка, демонтаж контрольно измерительных приборов и блоков автоматики для хранения в требуемых условиях;
25) проведение контрольно-тренировочного цикла кислотных аккумуляторов;
26) полная зачистка и дегазация топливных и масляных цистерн, танков и грузовых отсеков наливных судов;
27) вскрытие слани и бортовой обшивки в грузовых трюмах и в судовых помещениях.
27. При выводе из эксплуатации судна на длительный срок (более межнавигационного периода) для обеспечения сохранности судовой техники и судна в целом производится специальная консервация в соответствии с инструкциями по эксплуатации тех или иных механизмов, устройств и систем.
5. Подготовка судна к эксплуатации
28. Ввод судна в эксплуатацию производится в соответствии с порядком, установленным судовладельцем. Судно перед вводом в эксплуатацию укомплектуется экипажем согласно требованию пункта 1 статьи 33 Закона и по утвержденному судовладельцем штатному расписанию.
29. Подготовка судна к вводу в эксплуатацию осуществляется под общим руководством капитана. Непосредственное руководство проведения подготовки судна в эксплуатацию возлагается на старшего помощника капитана и механика (старшего механика) в соответствии с их должностными обязанностями.
30. В процессе подготовки к эксплуатации судовая техника, включая монтаж на судне аппаратуры связи и радионавигации, установку аккумуляторных батарей и другого оборудования, приводится в рабочее состояние в соответствии с техническими условиями на ее эксплуатацию.
Подготовка к эксплуатации судовых технических средств, проводимая экипажем судна, включают тщательный осмотр и проверку их состояния и, если требуется, их регулировку, включая элементы распределения, пусковые и реверсивные устройства, средства управления, контроля, сигнализации и защиты, а при необходимости пробные пуски и проворачивание механизмов.
Пробные пуски проводятся со всех постов управления.
31. При подготовке судна к эксплуатации особое внимание обращается на исправность и готовность к действию:
1) рулевого устройства;
2) якорного устройства;
3) аварийной сигнализации;
4) электрооборудования и освещения;
5) спасательных средств;
6) средств связи;
7) дистанционного управления;
8) системы осушения;
9) экологического оборудования;
10) водонепроницаемых и противопожарных закрытий;
11) аварийного имущества.
32. При подготовке судно укомплектовывается инвентарем, запасными частями, другим судовым снабжением.
6. Бункеровка судна
33. Топливо и масла, используемые в судовых энергетических установках, должны обеспечивать надежную и эффективную их работу с оптимальными показателями при различных условиях внешней среды, установленными техническими условиями дизелей, котлоагрегатов и механизмов.
34. Прием топлива и масла на судно производится закрытым способом.
Бункеровка проводится при наличии паспорта на топливо и масло в соответствии с инструкцией по бункеровке, утверждаемой судовладельцем, либо по его поручению капитаном. В этих документах указывается марка и основные физико-химические характеристики.
35. От каждой партии топлива и масла, принимаемой на судно, отбирается проба (опломбированная бункеровщиком с указанием температуры топлива и масла), которая хранится на судне в течение всего срока использования этой партии.
36. При наличии признаков, вызывающих сомнение в качестве топлива или масла при приемке или использовании, механик (старший механик) направляет отобранную пробу в лабораторию для контрольного анализа, по результатам которого принимается решение о возможности их использования или предъявления претензий поставщику.
37. Контроль за приемкой, хранением и расходованием топлива и масел на судне, оформление соответствующей документации осуществляет механик (старший механик). Операция по приему нефтепродуктов производится по решению вахтенного помощника капитана.
38. При приемке топлива и масел между судном и бункеровщиком установляется прямая связь для предотвращения разлива.
39. Применяемое в судовых энергетических установках топливо проходит соответствующую подготовку с целью удаления воды и механических примесей, способных нарушить нормальную работу установок.
40. Для своевременной замены смазочных материалов и экономного их расходования в работающих механизмах и системах обеспечивается контроль за состоянием масел, смазок и специальных жидкостей, применяемых на судах. Контроль качества работающих масел производит механик (старший механик). Замена масел осуществляется по браковочным показателям.
41. Учет расхода топлива и масла на судне производится механиком (старшим механиком). Порядок и формы отчетности по расходу масла и топлива определяется судовладельцем.