В соответствии с подпунктом 1) статьи 187 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года, а также в целях реализации Закона Республики Казахстан от 16 февраля 2012 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по усилению ответственности участников бюджетного процесса, получателей бюджетных средств и повышению эффективности бюджетных процедур» ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ Министра экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан от 16 июля 2009 года № 151 «Об утверждении Правил определения целесообразности бюджетного кредитования», (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 5727, опубликован в Собрании актов центральных исполнительных и иных центральных государственных органов Республики Казахстан № 8, 2009 года), следующее изменение:
Правила определения целесообразности бюджетного кредитования, утвержденные указанным приказом изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу.
2. Департаменту инвестиционной политики (Аязбаев Н.А.) обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на
вице-министра экономического развития и торговли Республики Казахстан Кусаинова М.А.
4. Действие настоящего приказа не распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие.
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
И.о. Министра М. Кусаинов
Приложение
к приказу и.о. Министра экономического
развития и торговли Республики Казахстан
от 18 апреля 2012 года № 115
Утверждены
приказом Министра экономики и
бюджетного планирования
Республики Казахстан
от 16 июля 2009 года № 151
Правила
определения целесообразности бюджетного кредитования
1. Общие положения
1. Настоящие Правила определения целесообразности бюджетного кредитования (далее - Правила) определяют порядок рассмотрения и определения целесообразности выделения средств из государственного бюджета в качестве бюджетного кредитования.
2. Бюджетные кредиты предоставляются на цели и в пределах сумм, предусмотренных соответствующими бюджетными программами:
1) в утвержденном республиканском бюджете на текущий финансовый год;
2) в утвержденных решениями маслихатов местных бюджетах на текущий финансовый год.
3. Бюджетные кредиты предоставляются на:
1) реализацию бюджетных инвестиционных проектов;
2) осуществление внешнеэкономической деятельности государства;
3) реализацию государственной инвестиционной политики финансовыми агентствами;
4) покрытие дефицита наличности нижестоящих бюджетов;
5) на решение задач социальной политики государства.
4. Предоставление бюджетных кредитов осуществляется в соответствии со следующими принципами:
1) возвратности, предусматривающим обязательность погашения бюджетного кредита в соответствии с кредитным договором;
2) обеспеченности, предусматривающим наличие обеспечения исполнения обязательств установленными бюджетным законодательством Республики Казахстан способами;
3) платности, предусматривающим оплату заемщиком вознаграждения за предоставление бюджетного кредита;
4) срочности, предусматривающим установление срока предоставления бюджетного кредита.
5. Заемщики, конечные заемщики, а также условия бюджетного кредитования определяются в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан.
6. Бюджетные кредиты из республиканского бюджета и областных бюджетов могут предоставляться соответственно областным бюджетам, бюджетам города республиканского значения, столицы и бюджетам районов (городов областного значения) на реализацию бюджетных инвестиционных проектов, на решение задач социальной политики государства и в случае прогнозного дефицита наличности в течение финансового года.
7. Бюджетные кредиты предоставляются при соблюдении условий и критериев, определенных бюджетным законодательством Республики Казахстан.
8. Бюджетные кредиты не предоставляются на цели участия в уставных капиталах юридических лиц, покрытие убытков хозяйственной деятельности заемщиков, оплату услуг поверенным (агентам).
9. Уполномоченный орган по бюджетному планированию рассматривает бюджетные программы, предлагаемые администратором бюджетных программ к реализации посредством бюджетного кредитования, на предмет соответствия их критериям бюджетного кредитования, а также экономическое заключение по бюджетным кредитам, направленным на реализацию бюджетных инвестиционных проектов.
10. Определение целесообразности бюджетного кредитования осуществляется бюджетной комиссией при рассмотрении бюджетной заявки и заключения центрального уполномоченного органа по бюджетному планированию или местного уполномоченного органа по государственному планированию на предмет соответствия критериям бюджетного кредитования бюджетных программ, предлагаемых администратором бюджетных программ к реализации посредством бюджетного кредитования.
11. Бюджетная комиссия вырабатывает предложения по включению бюджетной программы в проект бюджета.
2. Администратор бюджетных программ
12. Администратор бюджетной программы при бюджетном кредитовании является стороной кредитного договора и осуществляет:
1) определение на конкурсной основе специализированных организаций и поверенных (агентов), за исключением финансовых агентств;
2) контроль и мониторинг целевого и эффективного использования, погашения и обслуживания бюджетных кредитов.
13. Администратор бюджетных программ составляет бюджетную заявку в пределах лимитов расходов, перечня и объемов финансирования из соответствующего бюджета, определенных соответствующей бюджетной комиссией. При составлении бюджетной заявки администратор бюджетных программ определяет мероприятия, которые могут быть профинансированы путем бюджетного кредитования.
14. Администратор бюджетной программы или уполномоченный орган по исполнению бюджета определяет поверенного (агента) в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных закупках, за исключением финансового агентства.
Поверенным (агентом) является лицо, которое на основе договора поручения совершает от имени и за счет кредитора (доверителя) и в соответствии с его указаниями определенные поручения, связанные с бюджетным кредитованием.
Поверенными (агентами) выступают банк, организация, осуществляющая отдельные виды банковских операций, или организация, контрольный пакет акций которых принадлежит государству или национальному холдингу либо национальному управляющему холдингу, являющиеся резидентами Республики Казахстан.
15. Для определения целесообразности бюджетного кредитования администратор бюджетной программы предоставляет обосновывающую документацию, которая должна включать в себя:
1) расчеты по видам расходов по бюджетной программе, включенной в состав проекта стратегического плана для реализации путем бюджетного кредитования;
2) информационный лист (представляется в произвольной форме), в котором указывается направление бюджетного кредитования, а также информация об исходных условиях и факторах расчетов экономической и финансовой эффективности реализации инвестиционной программы, рассмотрение альтернативных источников и схем финансирования проекта;
3) обосновывающую информацию для определения целесообразности бюджетного кредитования в целях реализации проекта:
подтверждение объема затрат на реализацию проекта;
анализ источников финансирования проектов, реализуемых в соответствующей отрасли, в том числе за счет привлечения кредитов банков второго уровня;
обоснование условий кредитования (в том числе срок, ставка вознаграждения, сумма кредита и график его погашения);
обоснование условий кредитования конечных заемщиков (в случае наличия таковых);
перечень показателей, представляемых согласно приложению к настоящим Правилам, а также перечень документов согласно пункту 565-2 Правил исполнения бюджета и его кассового обслуживания, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 февраля 2009 года № 220 (далее – Правила исполнения бюджета), при бюджетном кредитовании финансовых агентств;
4) пояснительную записку.
3. Порядок определения ставок вознаграждения
при предоставлении бюджетных кредитов
16. Ставка вознаграждения по бюджетным кредитам, за исключением ставок вознаграждения по бюджетным кредитам местным исполнительным органам областей, города республиканского значения, столицы, финансовым агентствам определяется не ниже сложившейся в предыдущем квартале по результатам операций на организованном вторичном рынке ценных бумаг средневзвешенной ставке доходности по соответствующим государственным эмиссионным ценным бумагам, эмитированным центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета со сроком обращения, соответствующим сроку бюджетного кредита.
17. Ставка вознаграждения по бюджетному кредиту при реализации инвестиционных проектов определяется в последовательности: для конечного заемщика – для заемщиков. Администратором бюджетной программы должны быть представлены расчеты и обоснования по ставке доходности, позволяющей реализовать проект, и величинам параметров, закладываемых в маржу заемщиков.
Размер ставки вознаграждения для конечного заемщика при реализации инвестиционных проектов устанавливается расчетным путем, исходя из финансово-экономической эффективности проекта, и равно значению внутренней нормы доходности, определяемой согласно пункту 5 приложения к настоящим Правилам.
При этом, размер ставки вознаграждения для конечного заемщика, устанавливаемый специализированной организацией, за исключением ставки вознаграждения по кредитам, предоставляемым субъектам агропромышленного комплекса, не должен превышать двукратной ставки вознаграждения, устанавливаемой на уровне не ниже сложившейся в предыдущем квартале по результатам операций на организованном вторичном рынке ценных бумаг средневзвешенной ставке доходности по соответствующим государственным эмиссионным ценным бумагам, эмитированным центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета со сроком обращения, соответствующим сроку бюджетного кредита.
При бюджетном кредитовании на решение задач социальной политики государства и на реализацию государственной инвестиционной политики финансовыми агентствами маржа заемщика, определяется расчетным путем, исходя из величины закладываемых операционных расходов, и рекомендуемое значение от 0 % до 1,5 % от суммы бюджетного кредита ежегодно. При этом, в составе маржи заемщика уровень административных расходов не должен превышать 1 % от суммы бюджетного кредита ежегодно, оценка риска не должна превышать 1 % от суммы бюджетного кредита ежегодно.
Данные величины рассчитываются на основании предоставленной информации в составе документации согласно пунктам 15 и 26 настоящих Правил.
18. Ставка вознаграждения по бюджетным кредитам местным исполнительным органам областей, города республиканского значения, столицы устанавливается решением кредитора.
19. Ставка вознаграждения по бюджетному кредиту для целей пополнения оборотных средств определяется по предложениям администратора бюджетной программы при представлении расчетов и обоснований согласно пункту 15 настоящих Правил.
При этом, по организациям, осуществляющим отдельные виды банковских операций, должны соблюдаться пруденциальные нормативы уполномоченного органа по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.
4. Порядок определения целесообразности бюджетного кредитования
при реализации бюджетных инвестиционных проектов
20. Определение целесообразности бюджетного кредитования для реализации бюджетных инвестиционных проектов осуществляется в соответствии с Правилами рассмотрения, отбора, мониторинга и оценки реализации бюджетных инвестиционных проектов, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 апреля 2009 года № 545.
21. Администратор бюджетной программы вносит документацию согласно пунктам 15 и 20 настоящих Правил, с приложением экономического заключения по бюджетным кредитам, планируемых к финансированию за счет республиканского бюджета на реализацию местных бюджетных инвестиционных проектов, в центральный уполномоченный орган по государственному планированию в составе проекта стратегического плана до 1 апреля года, предшествующего планируемому.
Представление заключения о целесообразности бюджетного кредита местному исполнительному органу по бюджетным кредитам, планируемых к финансированию за счет республиканского бюджета на реализацию местных бюджетных инвестиционных проектов, осуществляется центральным уполномоченным органом по государственному планированию с учетом заключения центрального уполномоченного органа по бюджетному планированию на соответствие их критериям бюджетного кредитования и лимита долга местного исполнительного органа на соответствующий год.
5. Порядок определения целесообразности бюджетного кредитования
на осуществление внешнеэкономической деятельности государства
22. Определение целесообразности бюджетного кредитования на осуществление внешнеэкономической деятельности государства основывается на анализе финансово-экономического обоснования.
23. Финансово-экономическое обоснование бюджетных кредитов представляет собой документ, содержащий обоснование, целесообразность и оценку результата от вложения бюджетных средств на реализацию соответствующей бюджетной программы, по которому подготавливается заключение уполномоченным органом по внешнеполитической деятельности.
24. При этом в случае наличия мероприятий, предусматривающих строительную деятельность на территории иностранных государств, предусматриваемую в рамках реализации инвестиционных проектов, необходимо предоставление технико-экономического обоснования и заключения по нему, подготовленное в порядке, установленном законодательством государства, на территории которого планируется реализация данного проекта.
6. Порядок определения целесообразности бюджетного кредитования
на реализацию государственной инвестиционной политики
финансовыми агентствами
25. Определение целесообразности бюджетного кредитования финансовых агентств основывается на анализе:
1) эффективности инвестиционных проектов, реализуемых за счет бюджетных кредитов;
2) заемщика (специализированных организаций).
При этом, при определении целесообразности бюджетного кредитования на пополнение оборотных средств осуществляется только анализ специализированных организаций.
26. Определение целесообразности бюджетного кредитования финансовых агентств осуществляется на основании данных, представленных администратором бюджетной программы, направленной на предоставление бюджетных кредитов.
Анализ эффективности инвестиционных проектов производится на основании технико-экономического обоснования инвестиционного проекта (включающее финансовую модель и связанные с ней материалы). Также в дополнение к обосновывающей документации согласно пункту
15 настоящих Правил предоставляется следующая информация:
перечень показателей, представляемых в расчетах к обоснованию представления бюджетного кредита, согласно приложению к настоящим Правилам;
обоснование закладываемых операционных и административных расходов;
оценку рисков по предполагаемым к финансированию проектам (уровень и диапазон изменений);
обоснование маржи участников финансовой схемы;
наличие требований к обеспечению и соблюдению ковенантов участников финансовой схемы;
предполагаемые субъекты последующего кредитования;
структуру кредитного портфеля участников финансовой схемы и оценку его изменения в случае реализации проекта;
финансовая отчетность участников финансовой схемы.
Для проведения анализа конечного заемщика используются данные финансовой отчетности конечного заемщика за 3 предшествующих года (последний отчетный период на дату обращения).
Для анализа заемщика (специализированной организации), функционирующего менее трех лет, принимаются данные за период фактического функционирования.
27. Анализ эффективности инвестиционных проектов, реализуемых за счет бюджетных кредитов, а также заемщика (специализированных организаций) осуществляется на основе показателей согласно приложению к настоящим Правилам.
7. Порядок определения целесообразности бюджетного кредитования
на покрытие дефицита наличности нижестоящих бюджетов
28. Определение целесообразности бюджетного кредитования на покрытие дефицита наличности нижестоящих бюджетов осуществляется в соответствии с Правилами исполнения бюджета.
8. Порядок определения целесообразности бюджетного кредитования
на решение задач социальной политики государства
29. Определение целесообразности бюджетного кредитования на решение задач социальной политики государства осуществляется в рамках рассмотрения проекта соответствующей отраслевой программы, а также документации, предоставляемой администратором бюджетной программы согласно пункту 15 настоящих Правил.
30. Проект отраслевой программы, а также в случае внесения изменений и дополнений в данную программу, предусматривающий мероприятия, планируемые к финансированию посредством бюджетного кредитования, подлежит вынесению на бюджетную комиссию.
31. Бюджетные кредиты не предоставляются на мероприятия, не соответствующие принципам согласно пункту 4 настоящих Правил.
Приложение
к Правилам определения
целесообразности бюджетного
кредитования
Перечень
показателей, представляемых в расчетах к обоснованию
представления бюджетного кредита
1. Анализ эффективности инвестиционных проектов, планируемых
к реализации за счет бюджетных кредитов
1. В целях определения эффективности вложения средств в инвестиционный проект проводится анализ эффективности инвестиционного проекта. Для этого используются следующие показатели:
простой срок окупаемости (payback period, PВP);
дисконтированный период окупаемости (discounted payback period, DBP);
чистый дисконтированный доход (net present value, NPV);
внутренняя норма доходности (internal rate of return, IRR);
индекс доходности (profitability index, PI).
2. Простой срок окупаемости (payback period, PBP) – минимальный временной интервал от начала осуществления проекта (начала инвестиционной стадии), за который покрываются инвестиционные затраты. Рассчитывается по формуле:
где:
Io – величина инвестиционных затрат в нулевой период;
n – число периодов;
CFt – чистый денежный поток в период t.
Рекомендуемое значение РВР: проект считается эффективным, если значение РВР меньше длительности проекта.
3. Дисконтированный срок окупаемости (discounted payback period, DPP) - продолжительность наименьшего периода, по истечении которого текущий чистый дисконтированный доход становится и в дальнейшем остается неотрицательным. Рассчитывается по формуле:
где:
Io – величина инвестиционных затрат в нулевой период;
n – число периодов;
CFt – чистый денежный поток в период t.
r – ставка дисконтирования.
Ставка дисконтирования рассчитывается по формуле:
где:
Е – норма дисконта, которая будет являться единой для всех шагов расчета;
(n-1) – промежуток между оцениваемым периодом и моментом приведения (в годах).
Рекомендуемое значение DPP: проект считается приемлемым при меньшем значении DPP.
4. Чистый дисконтированный доход (net present value, NPV) - разность дисконтированных денежных потоков доходов и расходов, производимых в процессе реализации инвестиции за прогнозный период. Рассчитывается по формуле:
где:
n – число периодов;
CFt – чистый денежный поток в период t;
r – ставка дисконтирования;
Io – величина инвестиционных затрат в нулевой период.
Рекомендуемое значение NPV: при положительном значении NPV проект считается эффективным, при отрицательном значении NPV - проект отвергается, NPV = 0 - проект не принесет ни прибыли, ни убытка.
5. Внутренняя норма доходности (internal rate of return, IRR) - процентная ставка дисконтирования, которая обеспечит получение положительного (или, по крайней мере, нулевого) значения чистого приведенного дохода. Определяется из следующего соотношения:
где:
n – число периодов;
CFt – чистый денежный поток в период t;
Io – величина инвестиционных затрат в нулевой период.
Рекомендуемое значение IRR: проект считается приемлемым, если рассчитанное значение IRR не ниже требуемой нормы рентабельности, которая определяется инвестиционной политикой компании; при IRR, равном ставке дисконта, NPV равен нулю; IRR сравнивается с требуемой инвестором нормой дохода на капитал, которая должна быть больше, чем в случае безрискового вложения капитала.
6. Индекс доходности (profitability index, PI) - относительная отдача проекта на вложенные в него средства, который определяет сумму прибыли на единицу инвестированных средств. Рассчитывается по формуле:
где:
n – длительность проекта;
CFt – чистый денежный поток в период t;
r – ставка дисконтирования;
Io – величина инвестиционных затрат в нулевой период.
Рекомендуемое значение PI: для эффективного проекта PI должен быть больше 1.
2. Анализ заемщика (специализированной организации)
7. В целях определения целесообразности бюджетного кредитования заемщика (специализированной организации) (далее - Компания) проводится анализ финансовой отчетности специализированной организации. Для этого проводятся следующие виды анализа финансовой отчетности:
вертикальный анализ (vertical analysis);
горизонтальный анализ (horizontal analysis);
коэффициентный анализ (coefficient analysis).
8. Цель горизонтального и вертикального анализа финансовой отчетности состоит в представлении изменений, произошедших в основных статьях бухгалтерского баланса, отчета о доходах и расходах, отчета о движении денежных средств.
Горизонтальный (временной) анализ заключается в сопоставлении данных Компании за два последних отчетных периода в относительном и абсолютном виде и выявлении тенденций изменения отдельных статей отчетности или их групп. Горизонтальный анализ проводится по следующим формам финансовой отчетности, утвержденным приказом Министра финансов Республики Казахстан от 20 августа 2010 года № 422 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 6452) (далее – Приказ Министерства финансов): «Бухгалтерский баланс», «Отчет о прибылях и убытках» и «Отчет о движении денежных средств».
Вертикальный (структурный) анализ заключается в определении удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателе и сравнении полученного результата с данными предыдущего периода. Вертикальный анализ проводится по следующим формам финансовой отчетности, утвержденным Приказом Министра финансов: «Бухгалтерский баланс» и «Отчет о прибылях и убытках».
9. Коэффициентный анализ заключается в изучении финансовой отчетности Компании при помощи набора финансовых показателей (коэффициентов) на предмет соответствия (отклонения) от нормативных значений таких коэффициентов и их изменений в динамике.
Для проведения коэффициентного анализа принимаются данные из всех форм финансовой отчетности Компании.
10. Коэффициенты ликвидности – финансовые показатели, рассчитываемые для определения способности Компании погашать текущую задолженность за счет имеющихся текущих (оборотных) активов. При этом проводится сравнение величины текущих задолженностей Компании и ее оборотных средств, которые должны обеспечить погашение этих задолженностей.
Коэффициент текущей ликвидности (current ratio, CR) характеризует текущую способность Компании выполнить краткосрочные обязательства за счет имеющихся оборотных средств. Рассчитывается по формуле:
где:
CA – текущие активы;
CL – текущие обязательства.
Рекомендуемое значение CR: 1 – 2. Значение <1 свидетельствует о возможной утрате платежеспособности, значение >4 – о недостаточной активности использования заемных средств и, как следствие, меньшее значение рентабельности собственного капитала.
11. Коэффициент обеспеченности собственными средствами (Own Funds Ratio, OFR) характеризует наличие собственных оборотных средств у Компании, необходимых для обеспечения его финансовой устойчивости. Рассчитывается по формуле:
где:
ЕС – собственный капитал;
FА – внеоборотные активы;
СА – текущие активы.
Рекомендуемое значение OFR: >0,1. Структура баланса Компании признается неудовлетворительной, а компания неплатежеспособной, если коэффициент на конец отчетного периода имеет значение <0,1.
12. Коэффициенты рентабельности – предназначены для оценки общей эффективности вложения средств в Компанию и характеризуют уровень отдачи от затрат и степень использования средств.
13. Коэффициент рентабельности активов (return on assets, ROA) свидетельствует о том, сколько чистой прибыли приходится на каждый тенге, вложенный в активы Компании. Рассчитывается по формуле:
где:
NI – чистая прибыль;
TA – среднегодовая сумма активов.
Рекомендуемое значение
ROA
: повышающееся значение показателя (в динамике) свидетельствует о способности активов компании порождать прибыль.
14. Коэффициент рентабельности собственного капитала (return on equity,
ROE
) показывает сколько Компания имеет чистой прибыли с единицы собственного капитала. Рассчитывается по формуле:
где:
NI – чистая прибыль;
EC – среднегодовая сумма собственного капитала.
Рекомендуемое значение
ROE
: различны в зависимости от отрасли, вместе с тем, высокое значение коэффициента оценивается положительно, поскольку свидетельствует о чистой прибыли, приходящейся на каждый тенге, авансированный в капитал.
15. Коэффициент рентабельности заемного капитала, эффект финансового рычага (degree of financial leverage, DFL) характеризует эффективность использования заемного капитала. Рассчитывается по формуле:
где:
ROAEBIT – рентабельность активов по EBIT;
WACLP – средневзвешенная цена заемного капитала (средний размер ставки процентов за кредит);
TRP – ставка налога на прибыль;
LC – средняя сумма заемного капитала;
EC – средняя сумма собственного капитала.
Рекомендуемое значение DFL: полагается, что чем выше значение DFL, тем выше прибыль, которая приходится на заемный капитал.
16. Коэффициент рентабельности инвестиций (return on investment, ROI) показывает отдачу на сумму вложенных в проект денежных средств. Рассчитывается по формуле:
где:
NI - чистая прибыль;
IC - инвестированный капитал;
EC – среднегодовая сумма собственного капитала;
LTL – долгосрочные обязательства.
Рекомендуемое значение ROI: чем выше значение коэффициента, тем более эффективно используются инвестиции.
17. Коэффициенты платежеспособности (финансовой устойчивости в долгосрочной перспективе) характеризуют состояние финансовых ресурсов Компании и их способность обеспечить рост ее деловой активности при сохранении платежеспособности в условиях допустимого уровня риска.
18. Коэффициент финансовой независимости (equity to total assets, EtTA) характеризует долю собственного капитала в общей сумме авансированных средств. Чем выше значение коэффициента, тем финансово более устойчиво и независимо от внешних кредиторов предприятие. Рассчитывается по формуле:
где:
EC – собственный капитал;
TA – сумма активов.
Рекомендуемые значения EtTA: нормативное значение для данного показателя равно 0,6.
19. Коэффициент финансового левереджа (debt ratio, DR) прямо пропорционален финансовому риску предприятия и отражает долю заемных средств в источниках финансирования активов предприятия. Рассчитывается по формуле:
где:
LC – заемный капитал;
EC – собственный капитал.
Рекомендуемое значение DR: в диапазоне: 0,5 - 0,8.
20. Коэффициент обеспеченности кредитов прибылью (percentage of loans profit, PLP) применяется для оценки возможности предприятия погасить долги по кредитам. Рассчитывается по формуле:
где:
EBIT – прибыль до уплаты налогов и процентов;
A – амортизация;
CL – краткосрочные обязательства;
LTL – долгосрочные обязательства.
Рекомендуемое значение PLP: повышающееся (в динамике) значение показателя свидетельствует об улучшении ситуации с кредитоспособностью.
21. Коэффициент покрытия процентов (times interest earned, TIE) показывает возможную степень снижения операционной прибыли предприятия, при которой оно может обслуживать выплаты процентов. Рассчитывается по формуле:
EBIT – прибыль до уплаты налогов и процентов;
PP – проценты к уплате.
Рекомендуемое значение: >1.
22. Коэффициенты оборачиваемости отражают интенсивность использования задействованных ресурсов.
23. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (receivables turnover, RT) показывает, сколько раз в среднем дебиторская задолженность превращалась в денежные средства в течение одного периода. Рассчитывается по формуле:
NS – выручка от реализации продукции;
AR – среднегодовая стоимость дебиторской задолженности.
Рекомендуемое значение: высокое значение показателя. Низкое значение коэффициента свидетельствует о трудностях с взысканием средств от дебиторов, соответственно о повышении потребности Компании в оборотном капитале. Важно рассмотрение значений данного показателя в тренде.
24. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности (payables turnover, PT)
NS – выручка от реализации продукции;
AP – среднегодовая стоимость кредиторской задолженности.
Рекомендуемое значение: высокое значение показателя. Низкое значение показателя может свидетельствовать с одной стороны, о проблемах с оплатой с кредиторами, с другой стороны, об эффективно налаженных отношениях с кредиторами. В целях исключения варианта с первой причиной, значение коэффициента необходимо анализировать в динамике.