Сноска. Утратил силу приказом Министра сельского хозяйства РК от 27.04.2015 № 8-2/372.
В соответствии с пунктом 3 статьи 138-4 Трудового кодекса Республики Казахстан, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую отраслевую рамку квалификаций в сфере сельского хозяйства.
2. Управлению социальной политики Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан (Лепешко С.С.) в установленном законодательством порядке обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан и его официальное опубликование.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра сельского хозяйства Республики Казахстан Толибаева М.Е.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его официального опубликования.
Министр А. Мамытбеков
Утверждена
приказом Министра
сельского хозяйства
Республики Казахстан
от 8 мая 2013 года № 20/217
Отраслевая рамка квалификаций в сфере сельского хозяйства
1. Общие положения
1. Отраслевая рамка квалификаций в сфере сельского хозяйства (далее – ОРК) содержит восемь квалификационных уровней, что соответствует Национальной Рамке Квалификаций Республики Казахстан.
2. ОРК определяет единую шкалу квалификационных уровней для разработки профессиональных стандартов (далее – ПС), обеспечивая сопоставимость квалификаций и является основой для системы подтверждения соответствия и присвоения квалификации специалистов.
3. В ОРК приводится обобщенное описание результатов, детализация осуществляется в ПС.
4. ОРК предназначена для различных групп пользователей (работодателей, органов образования, граждан, рабочих) и позволяет:
1) описывать с единых позиций требования к квалификации работников, выпускников при разработке ПС и образовательных стандартов;
2) разрабатывать оценочные материалы и процедуры определения квалификации работников и выпускников всех уровней профессионального образования;
3) планировать различные траектории образования, ведущие к получению конкретного квалификационного уровня, карьерного роста.
5. Основные термины и понятия, используемые в ОРК:
1) отраслевая рамка квалификаций - структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых в отрасли;
2) профессиональный стандарт - стандарт, определяющий в конкретной области профессиональной деятельности требования к уровню квалификации и компетентности, к содержанию, качеству и условиям труда;
3) знание – результат усвоения информации посредством обучения и личного опыта, совокупность фактов, принципов, теории и практики, относящиеся к сфере обучения или работы, компонент квалификации, который должен подвергаться оценке;
4) умения – способности применять знания и проявить компетентность с целью осуществления деятельности и решения задач (применение логического, интуитивного, творческого и практического мышления);
5) опыт – сознательная деятельность, знания и умения (навыки), которые могут быть приобретены и эффективно использованы в течение определенного промежутка времени;
6) компетенции – качества субъекта деятельности, обеспечивающие выполнение задач профессиональной деятельности определенного квалификационного уровня.
6. ОРК представляет собой рамочную конструкцию, оформленную по структуре, согласно приложению 1 к ОРК.
ОРК состоит из описания для каждого квалификационного уровня общих характеристик профессиональной деятельности:
1) знания (наукоемкость деятельности) – комплексный показатель, который определяет требования к знаниям и зависит от следующих особенностей профессиональной деятельности:
объема и сложности используемой информации;
инновационных знаний;
степени их абстрактности (соотношения теоретических и практических знаний и умений). Степень его проявления (переход от одного к другому) может быть связан с изменением одного (любого) из составляющих показателей, двух или трех показателей;
2) умения и навыки – данный показатель является комплексным и определяет требования к умениям и зависит от следующих особенностей профессиональной деятельности:
множественности (вариативности) способов решения профессиональных задач, необходимости выбора или разработки этих способов;
степени неопределенности рабочей ситуации и непредсказуемости ее развития. Данный показатель является комплексным. Степень его проявления (переход от одного уровня квалификации к другому) может быть связан как с изменением одного (любого) из составляющих показателей, так и обоих;
3) личностные и профессиональные компетенции – данный показатель определяет широту полномочий и ответственность работника, который имеет три основных степени проявления:
деятельность под руководством;
самостоятельная исполнительская деятельность;
руководство другими.
Широта полномочий и ответственности связана с масштабом деятельности, ценой возможной ошибки для организации, области, ее социальными, экологическими, экономическими и тому подобное последствиями, а также плотной реализации в профессиональной деятельности основных функций руководства (целеполагание, организация, контроль, мотивация исполнителей (работников, рабочих).
7. Основным принципом разработки уровней квалификаций в ОРК является непрерывность и преемственность развития квалификационных уровней от низшего к высшему, прозрачность их описания.
8. Уровень квалификации является результатом освоения определенной образовательной программы и/или практического опыта.
Для приращения квалификации или изменения ее профиля на каждом уровне возможно обучение по дополнительным образовательным программам системы повышения квалификации и переподготовки кадров в учреждениях, имеющие соответствующие лицензии.
Уровень квалификации может нарастать по мере обретения практического опыта работы, самообразования и обучения.
Учет различных форм образования и обучения будет происходить внутри отраслевой квалификационной системы.
Построение индивидуальной образовательной траектории посредством учета знаний и практического опыта работника, курсов повышения квалификации, которая даст возможность продвигаться как по вертикали, так и по горизонтали уровней квалификации.
Соотнесение уровней квалификации с уровнями национальной системы образования и обучения определяются по показателю достижения квалификации, согласно приложению 2 к ОРК.
Приложение 1
к Отраслевой рамке
квалификаций в сфере
сельского хозяйства
Структура отраслевой рамки квалификаций
в сфере сельского хозяйства
Уровень |
Знания |
Умения и навыки |
Личностные и |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
1)Базовые общие знания о предмете труда в области конкретного структурного подвида сельскохозяйственной отрасли, полученные в процессе инструктажа или обучения на рабочем месте. |
1) Выполнение стандартных практических заданий в известной ситуации. |
1) Индивидуальная ответственность за соблюдение правил и норм, элементарных мер безопасности, собственное здоровье, а также здоровье и безопасность других при выполнении им функциональных задач. |
2 |
1) Знания, полученные в процессе профессиональной подготовки и (или) самостоятельно. |
1) Решение стандартных и однотипных практических задач и достижение поставленных результатов. |
1) Решение стандартных и однотипных практических задач с применением основных практических и познавательных навыков самостоятельно и (или) под непосредственным руководством. |
3 |
1) Практико-ориентированные профессиональные знания, полученные в процессе профессиональной подготовки и (или) самостоятельно в области конкретного вида сельскохозяйственной отрасли. |
1) Умение решать стандартные и простые однотипные практические задачи, навыки в контексте самостоятельного планирования, выполнения и оценки трудового процесса и его результатов. |
1) Ответственность в рамках функциональных обязанностей оценивать и определять необходимые ресурсы, время для самостоятельного достижения установленных результатов. |
4 |
1) Знания для осуществления деятельности на основе практического опыта, полученные в процессе профессионального образования и (или) самостоятельно. |
1) Решение различных типов практических задач, требующих самостоятельного анализа рабочей ситуации и ее предсказуемых изменений. |
1) Исполнительская деятельность: определение задач и планирование деятельности с учетом поставленной цели. |
5 |
1) Профессиональные (практические и теоретические) знания и практический опыт (или широкий диапазон теоретических и практических знаний в профессиональной области). Обладает всесторонним знанием о методологии системного анализа и проектирования профессиональных ситуаций, способах принятия управленческих решений, об управлении человеческими ресурсами, о стратегическом планировании результатов в рамках профессиональной деятельности. |
1) Решение практических задач, предполагающих многообразие способов решения и их выбор. Применяет практические и познавательные навыки в стратегическом планировании, оценке работы, анализе ситуации, самоанализа, принятия решений и создания условий их реализации, контроля и коррекции деятельности в контексте командной работы. |
1) Руководство группой сотрудниками с принятием ответственности за результат их действий на конкретном участке технологического процесса. Распределяет трудовые ресурсы, дает четкие и результативные инструкции, наблюдая за ходом работы. |
6 |
1) Деятельность, требующая синтеза специальных (теоретических и практических) знаний (в том числе, инновационных) и практического опыта. |
1) Решение проблем технологического или методического характера, относящихся к определенной области знаний, предполагающих выбор и многообразие способов решения. |
1) Руководство сотрудниками (группой) с принятием ответственности за результат на конкретном участке технологического процесса или на уровне подразделения. |
7 |
1) Синтез профессиональных или научных знаний (в том числе и инновационных) и опыта в определенной области и/или на стыке областей и отраслей. |
1) Решение проблем, технологического или методического характера, требующих разработки новых подходов, использования разнообразных методов (в том числе и инновационных). |
1) Руководство деятельностью сотрудников (группы) с принятием ответственности за результат на уровне подразделения или организации с учетом достижения результатов стратегического планирования. |
8 |
1) Знания на самом передовом уровне в области науки и профессиональной деятельности. |
1) Умения исследовать, разрабатывать, реализовывать и адаптировать проекты, ведущие к получению новых знаний и новых решений. |
1) Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной) с принятием решения и ответственности на уровне крупных институциональных структур. |
Приложение 2
к Отраслевой рамке
квалификаций в сфере
сельского хозяйства
Показатель достижения квалификации
Уровень |
Пути достижении квалификации |
1 |
Практический опыт и/или краткосрочное обучение (инструктаж) на рабочем месте и/или краткосрочные курсы при наличии основного среднего образования, но не ниже начального образования. |
2 |
Практический опыт и/или профессиональная подготовка (краткосрочные курсы на базе организации образования или обучение на предприятии) при наличии общего, среднего образования, но не ниже основного среднего. |
3 |
Практический опыт и/или профессиональная подготовка (курсы на базе организации образования по программам профессиональной подготовки до одного года или обучение на предприятии) при наличии общего среднего образования или технического и профессионального образования на базе основного среднего образования без практического опыта. |
4 |
Техническое и профессиональное образование повышенного уровня (дополнительная профессиональная подготовка), практический опыт. |
5 |
Техническое и профессиональное (специалист среднего звена), послесреднее образование, практический опыт, или высшее образование, |
6 |
Высшее образование (бакалавриат), практический опыт. |
7 |
Высшее образование, практический опыт. Послевузовское образование, практический опыт. |
8 |
Высшее образование, практический опыт, и/или послевузовское образование, практический опыт |