Об утверждении отраслевой рамки квалификаций в сфере сельского хозяйства

Утративший силу

Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 8 мая 2013 года № 20/217. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 10 июня 2013 года № 8503. Утратил силу приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 27 апреля 2015 года № 8-2/372

      Сноска. Утратил силу приказом Министра сельского хозяйства РК от 27.04.2015 № 8-2/372.

      В соответствии с пунктом 3 статьи 138-4 Трудового кодекса Республики Казахстан, ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Утвердить прилагаемую отраслевую рамку квалификаций в сфере сельского хозяйства.
      2. Управлению социальной политики Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан (Лепешко С.С.) в установленном законодательством порядке обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан и его официальное опубликование.
      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра сельского хозяйства Республики Казахстан Толибаева М.Е.
      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его официального опубликования.

      Министр                                    А. Мамытбеков

Утверждена         
приказом Министра     
сельского хозяйства   
Республики Казахстан   
от 8 мая 2013 года № 20/217

Отраслевая рамка квалификаций в сфере сельского хозяйства

1. Общие положения

      1. Отраслевая рамка квалификаций в сфере сельского хозяйства (далее – ОРК) содержит восемь квалификационных уровней, что соответствует Национальной Рамке Квалификаций Республики Казахстан.
      2. ОРК определяет единую шкалу квалификационных уровней для разработки профессиональных стандартов (далее – ПС), обеспечивая сопоставимость квалификаций и является основой для системы подтверждения соответствия и присвоения квалификации специалистов.
      3. В ОРК приводится обобщенное описание результатов, детализация осуществляется в ПС.
      4. ОРК предназначена для различных групп пользователей (работодателей, органов образования, граждан, рабочих) и позволяет:
      1) описывать с единых позиций требования к квалификации работников, выпускников при разработке ПС и образовательных стандартов;
      2) разрабатывать оценочные материалы и процедуры определения квалификации работников и выпускников всех уровней профессионального образования;
      3) планировать различные траектории образования, ведущие к получению конкретного квалификационного уровня, карьерного роста.
      5. Основные термины и понятия, используемые в ОРК:
      1) отраслевая рамка квалификаций - структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых в отрасли;
      2) профессиональный стандарт - стандарт, определяющий в конкретной области профессиональной деятельности требования к уровню квалификации и компетентности, к содержанию, качеству и условиям труда;
      3) знание – результат усвоения информации посредством обучения и личного опыта, совокупность фактов, принципов, теории и практики, относящиеся к сфере обучения или работы, компонент квалификации, который должен подвергаться оценке;
      4) умения – способности применять знания и проявить компетентность с целью осуществления деятельности и решения задач (применение логического, интуитивного, творческого и практического мышления);
      5) опыт – сознательная деятельность, знания и умения (навыки), которые могут быть приобретены и эффективно использованы в течение определенного промежутка времени;
      6) компетенции – качества субъекта деятельности, обеспечивающие выполнение задач профессиональной деятельности определенного квалификационного уровня.
      6. ОРК представляет собой рамочную конструкцию, оформленную по структуре, согласно приложению 1 к ОРК.
      ОРК состоит из описания для каждого квалификационного уровня общих характеристик профессиональной деятельности:
      1) знания (наукоемкость деятельности) – комплексный показатель, который определяет требования к знаниям и зависит от следующих особенностей профессиональной деятельности:
      объема и сложности используемой информации;
      инновационных знаний;
      степени их абстрактности (соотношения теоретических и практических знаний и умений). Степень его проявления (переход от одного к другому) может быть связан с изменением одного (любого) из составляющих показателей, двух или трех показателей;
      2) умения и навыки – данный показатель является комплексным и определяет требования к умениям и зависит от следующих особенностей профессиональной деятельности:
      множественности (вариативности) способов решения профессиональных задач, необходимости выбора или разработки этих способов;
      степени неопределенности рабочей ситуации и непредсказуемости ее развития. Данный показатель является комплексным. Степень его проявления (переход от одного уровня квалификации к другому) может быть связан как с изменением одного (любого) из составляющих показателей, так и обоих;
      3) личностные и профессиональные компетенции – данный показатель определяет широту полномочий и ответственность работника, который имеет три основных степени проявления:
      деятельность под руководством;
      самостоятельная исполнительская деятельность;
      руководство другими.
      Широта полномочий и ответственности связана с масштабом деятельности, ценой возможной ошибки для организации, области, ее социальными, экологическими, экономическими и тому подобное последствиями, а также плотной реализации в профессиональной деятельности основных функций руководства (целеполагание, организация, контроль, мотивация исполнителей (работников, рабочих).
      7. Основным принципом разработки уровней квалификаций в ОРК является непрерывность и преемственность развития квалификационных уровней от низшего к высшему, прозрачность их описания.
      8. Уровень квалификации является результатом освоения определенной образовательной программы и/или практического опыта.
      Для приращения квалификации или изменения ее профиля на каждом уровне возможно обучение по дополнительным образовательным программам системы повышения квалификации и переподготовки кадров в учреждениях, имеющие соответствующие лицензии.
      Уровень квалификации может нарастать по мере обретения практического опыта работы, самообразования и обучения.
      Учет различных форм образования и обучения будет происходить внутри отраслевой квалификационной системы.
      Построение индивидуальной образовательной траектории посредством учета знаний и практического опыта работника, курсов повышения квалификации, которая даст возможность продвигаться как по вертикали, так и по горизонтали уровней квалификации.
      Соотнесение уровней квалификации с уровнями национальной системы образования и обучения определяются по показателю достижения квалификации, согласно приложению 2 к ОРК.

Приложение 1  
к Отраслевой рамке
квалификаций в сфере
сельского хозяйства

                Структура отраслевой рамки квалификаций
                     в сфере сельского хозяйства

Уровень
квалификации

Знания

Умения и навыки

Личностные и
профессиональные
компетенции

1

2

3

4

1

1)Базовые общие знания о предмете труда в области конкретного структурного подвида сельскохозяйственной отрасли, полученные в процессе инструктажа или обучения на рабочем месте.
2) Базовые знания о некоторых простых инструментах и оборудовании, использующихся в определенной сфере деятельности в сельском хозяйстве, а также их область применения.

1) Выполнение стандартных практических заданий в известной ситуации.
Может использовать ограниченный объем базовых навыков для выполнения простых заданий в определенной области сельскохозяйственной деятельности.
Знает правила, нормы, требования техники безопасности и охраны здоровья, а также обязанности в отношении определенных задач.
2) Умение корректировать свои действия в соответствии с условиями рабочей ситуации в сельскохозяйственной деятельности.
Может установить проблему, ее причину и определить время для решения и завершения выполнения простых, структурных задач.
Может достичь поставленных результатов под полным руководством в рамках четко определенной деятельности.

1) Индивидуальная ответственность за соблюдение правил и норм, элементарных мер безопасности, собственное здоровье, а также здоровье и безопасность других при выполнении им функциональных задач.
2) Понимание необходимости выполнения задания под непосредственным контролем и (или) руководством.
3) Понимание и ответственность за достижение результата, установленного заданием.

2

1) Знания, полученные в процессе профессиональной подготовки и (или) самостоятельно.
2) Знание основных и простых инструментов, оборудования, процедуры процессов работы в конкретном структурном подвиде сельскохозяйственной отрасли.

1) Решение стандартных и однотипных практических задач и достижение поставленных результатов.
2) Выбор способа действий по заданному инструкциями алгоритму и коррекция действий в соответствии с условиями рабочей ситуации.
Умеет применять основные практические и познавательные навыки для выполнения несложных практических задач, демонстрируя навыки самоконтроля, самокоррекции действий в простых производственных ситуациях.

1) Решение стандартных и однотипных практических задач с применением основных практических и познавательных навыков самостоятельно и (или) под непосредственным руководством.
2) Ответственность за результаты и качество работы в рамках определенных задач в области конкретного структурного подвида сельскохозяйственной отрасли.
3) Несет ответственность за собственное здоровье и безопасность, за здоровье и безопасность других, а также за защиту окружающей среды при выполнении им определенных задач.

3

1) Практико-ориентированные профессиональные знания, полученные в процессе профессиональной подготовки и (или) самостоятельно в области конкретного вида сельскохозяйственной отрасли.
2) Знания основных принципов использования, техобслуживания, перемещения, сохранности и складирования инструментов и оборудования, материалов, используемых в трудовой деятельности.
3) Знания правил и требований обращения с продуктами трудовой деятельности и другими материалами.
Знает технологии преобразования предмета, планирование и организацию труда.
Знает процедуры проведения контроля качества и ведения документации.

1) Умение решать стандартные и простые однотипные практические задачи, навыки в контексте самостоятельного планирования, выполнения и оценки трудового процесса и его результатов.
Может сверять работу с планами, обеспечивать достижение планируемого результата и соответствие полученного результата нормам качества.
2) Выбор способов действий из известных на основе знаний и практического опыта, а также коррекция деятельности с учетом полученных результатов.
Демонстрирует навыки самооценки, самоопределения, самоорганизации и коррекции действий в простых производственных ситуациях.
Определяет самостоятельно способы выполнения поставленной задачи, предмет и средства труда, принципы оценки, методы измерения.

1) Ответственность в рамках функциональных обязанностей оценивать и определять необходимые ресурсы, время для самостоятельного достижения установленных результатов.
2) Понимание исполнительской деятельности, включающей планирование рабочего процесса. Предлагает идеи для улучшения процессов профессиональной деятельности в случае отклонения от нормы.
Поддерживает трудовые отношения с руководством и предоставляет ему отчетные данные.
Несет ответственность за собственное здоровье и безопасность, за здоровье и безопасность других, а также за защиту окружающей среды при выполнении им определенных задач.

4

1) Знания для осуществления деятельности на основе практического опыта, полученные в процессе профессионального образования и (или) самостоятельно.
Знает основные инструменты и оборудования, используемые в сельскохозяйственном производстве, принципы использования, техобслуживания, перемещения и хранения инструментов, оборудования и материалов.
Обладает широким спектром знаний по рабочим процессам, контролю процедур, качества, документации и учета.
Знает подходы, принципы и способы постановки и решения профессиональных задач, нормы этики и психологии отношений, способы мотивации и стимулирования труда, законодательные нормы.

1) Решение различных типов практических задач, требующих самостоятельного анализа рабочей ситуации и ее предсказуемых изменений.
Применяет широкий ряд практических и познавательных навыков в самостоятельном планировании, выполнении работы и оценке рабочих процессов и результатов работы под руководством в области сельского хозяйства.
2) Выбор технологических путей осуществления деятельности. Конкретизирует полученные задания, учитывает и сверяет ход работ с планом, следит за соответствием результатов работы нормам качества, определяет недостаточность знаний и навыков, мотивирует повышение профессионализма.
3) Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности.
Определяет рабочие фазы профессиональной деятельности, требуемые ресурсы и время, необходимые для выполнения работы, с целью достижения результатов по плану, учитывая мониторинг и оценку качества. Решает проблемы, возникающие при отклонении от стандартных процедур, основанные на применении передачи знания.

1) Исполнительская деятельность: определение задач и планирование деятельности с учетом поставленной цели.
Предусматривает самостоятельное определение задач
Оценивает результаты рабочих процессов в соответствии с заранее установленными критериями, документируя и представляя производственные данные руководству.
На уровне определенной области трудовой деятельности определяет и согласовывает с непосредственным руководством альтернативные действия и взаимодействия с другими рабочими как того требуют обстоятельства.
2) Руководство работой других работников с принятием ответственности за результат их действий.
Основываясь на общем плане работы, в состоянии разрабатывать краткосрочные планы работ для групп рабочих, может инструктировать и руководить другими рабочими.
Учитывает связь между собственным трудом и приоритетно важной работой.
Несет ответственность за повышение собственной квалификации и организацию обучения других работников.
Несет ответственность за ход и результаты работы под руководством, за охрану здоровья и безопасность труда, за меры по гигиене и охрану окружающей среды.

5

1) Профессиональные (практические и теоретические) знания и практический опыт (или широкий диапазон теоретических и практических знаний в профессиональной области). Обладает всесторонним знанием о методологии системного анализа и проектирования профессиональных ситуаций, способах принятия управленческих решений, об управлении человеческими ресурсами, о стратегическом планировании результатов в рамках профессиональной деятельности.
2)Самостоятельный поиск информации, необходимый для решения профессиональных задач. Определяет ряд задач и учитывает основные процессы планирования, и трансформации планов в рабочие процессы.

1) Решение практических задач, предполагающих многообразие способов решения и их выбор. Применяет практические и познавательные навыки в стратегическом планировании, оценке работы, анализе ситуации, самоанализа, принятия решений и создания условий их реализации, контроля и коррекции деятельности в контексте командной работы.
Документирует и ведет учет в рамках профессиональной деятельности.
2) Творческий подход (или умения и навыки) самостоятельно разрабатывать и выдвигать различные, в том числе альтернативные варианты решения профессиональных проблем с применением теоретических и практических знаний.
Разрабатывает и выдвигает различные альтернативные варианты решения управленческих планов в производственный процесс, к контролю рабочего процесса и качества, к проведению бюджетирования затрат, ведению документации и бухгалтерского учета.
3) Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности.
Достигает предполагаемых результатов путем тщательного ресурсного планирования, мониторинга, определения и оценки качества.
Принимает решение в случае отклонения от заданных норм; может реорганизовывать работу с целью управления изменениями, решения проблем и нахождения альтернативных решений.

1) Руководство группой сотрудниками с принятием ответственности за результат их действий на конкретном участке технологического процесса. Распределяет трудовые ресурсы, дает четкие и результативные инструкции, наблюдая за ходом работы.
Контролирует ход работы, сверяясь с планом на соответствие к заранее разработанным планам, нормам качества, графикам выполнения работ и финансовой смете.
В полной мере несет ответственность за техническую подготовку, здоровье и безопасность работников, соблюдение техники безопасности, гигиенических норм, защиту окружающей среды при выполнении ими определенных задач.
Применяет альтернативные планы и согласовывает их с другими производственными отделами, если это требуется для получения результатов.
2) Способность самостоятельно управлять и контролировать процесс трудовой и учебной деятельности в рамках стратегии, политики и целей организации, обсуждать проблемы, аргументировать выводы и грамотно оперировать информацией.
Управляет и контролирует процесс трудовой деятельности, аргументируя выводы.
Документирует процедуры профессиональной деятельности и оценивает результаты в соответствии с заранее установленными критериями, нормами, принимая во внимание ценность клиента, заказчика и заинтересованных лиц для компании.
Представляет и объясняет производственные данные вышестоящему руководству, с учетом возможных нестыковок и расходов стоимости.

6

1) Деятельность, требующая синтеза специальных (теоретических и практических) знаний (в том числе, инновационных) и практического опыта.
Анализирует проектирование и оценивает принятие решений в профессиональных ситуациях высокой неопределенности.
Определяет способы коммуникаций и согласования точек зрения.
Понимает природу, применимость и финансовые последствия технологических, материальных и человеческих ресурсов, требуемых для выполнения трудовой деятельности в определенной области профессиональной деятельности.
Понимает риски, характерные для данного вида деятельности, может их контролировать и сводить к минимуму.

1) Решение проблем технологического или методического характера, относящихся к определенной области знаний, предполагающих выбор и многообразие способов решения.
2) Разработка, внедрение, контроль, оценка и коррекция компонентов технологического процесса.
Выполняет комплексные технические и профессиональные задания или проекты, демонстрируя навыки и знания проектирования и принятия решений в социальных профессиональных ситуациях высокой неопределенности, культуру самоуправления, оформления, презентации результатов, использования современных программных продуктов и технических средств.
3) Умения и навыки осуществлять научно-исследовательскую и инновационную деятельность по развитию нового знания и процедур интеграции знаний различных областей, правильно и логично оформлять свои мысли в письменной и устной форме, применять на практике теоретические знания в конкретной области.
Применяет обширные знания, технические и правовые принципы и ряд управленческих методов и принципов в профессиональной деятельности.

1) Руководство сотрудниками (группой) с принятием ответственности за результат на конкретном участке технологического процесса или на уровне подразделения.
Руководит сотрудниками и наблюдает за выполнением задач отдельных работников и команд.
Управляет профессиональным развитием отдельных работников или команды.
2) Согласование работ на порученном участке с деятельностью других участков.
Планирует в рамках стратегии деятельности участка внедрение новых форм менеджмента, управление деятельностью персонала участка.
Несет ответственность за обеспечение мер безопасности жизнедеятельности.
3) Способность к творчеству в профессиональной деятельности, инициативе в управлении, принимать ответственность за развитие профессионального знания и за результаты профессиональной деятельности.
Проводит деловое планирование и распределяет материальные и человеческие ресурсы, необходимые для управления и организации профессиональной деятельности.
Принимает решения по повышению профессионализма и квалификации персонала.
Осваивает новые методы и подходы, ориентированные на конечный результат.

7

1) Синтез профессиональных или научных знаний (в том числе и инновационных) и опыта в определенной области и/или на стыке областей и отраслей.
Понимает природу, применимость и финансовые последствия технологических, материальных и человеческих ресурсов, требуемых для выполнения узкоспециализированной профессиональной деятельности.
Определяет способы решения задач и проблем с применением стратегических подходов.
Понимает, как измерить, свести к минимуму и управлять рисками.

1) Решение проблем, технологического или методического характера, требующих разработки новых подходов, использования разнообразных методов (в том числе и инновационных).
2) Коррекция деятельности подразделения или организации.
Выполняет текущие исследования и разработки для выполнения управленческих обязанностей в агробизнесе.
3) Умения и навыки научно обосновывать постановку целей и выбор методов и средств их достижения.
Предполагает создание стратегии функционирования и развития структур отрасли, организацию условий и ответственность за достижение результата.

1) Руководство деятельностью сотрудников (группы) с принятием ответственности за результат на уровне подразделения или организации с учетом достижения результатов стратегического планирования.
2) Определение стратегии деятельности подразделения или организации, принципы управления процессами и деятельностью. Принимает решения и несет ответственность на уровне подразделений институциональных структур.
Разрабатывает новые методы, подходы и процедуры управления и развития отрасли.
Определяет проблему и задачи с применением инновационных подходов, методов построения концепций, стратегий деятельности.

8

1) Знания на самом передовом уровне в области науки и профессиональной деятельности.
Применяет специальные знания для критического анализа, оценки и синтеза новых сложных идей, которые находятся на самом передовом рубеже науки в профессиональной деятельности.
2) Оценка и отбор информации, необходимой для развития деятельности. Методологические знания в области инновационно-профессиональной деятельности.
Понимает природу построения кооперативных систем деятельности и взаимодействия, моделирование и управление социальными и экономическими системами.

1) Умения исследовать, разрабатывать, реализовывать и адаптировать проекты, ведущие к получению новых знаний и новых решений.
Выполняет продвинутые исследования и использует продвинутые и специализированные технологии для определения и принятия взаимовыгодных решений, ориентированных на результат.
2) Умения и навыки, включая синтез и оценку, требуемые для решения критических проблем в исследовании и/или новшестве и позволяющие пересматривать и обновлять существующее знание или профессиональную практику.
Применяет обширные знания и навыки, используя стратегическое мышление, логические методы, инновационные технологии взаимовыгодные решения.
3) Способность участвовать в устной и устной или письменной форме в профессиональных дискуссиях, а также публиковать исходные результаты исследований в международных академических изданиях.
Осуществляет построение модели взаимодействия в рамках отрасли или с другими отраслями с применением международных инновационных стандартов.
4) Умения генерировать идеи, прогнозировать результаты инновационной деятельности осуществлять широкомасштабные изменения в профессиональной и социальной сфере, руководить сложными производственными и научными процессами.
Осуществляет широкомасштабные изменения в профессиональной и социальной сфере и руководит сложными производственными и научными процессами.

1) Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной) с принятием решения и ответственности на уровне крупных институциональных структур.
Предполагает создание стратегии функционирования и развития крупных институциональных структур отрасли государственного масштаба.
2) Определение стратегии, управление сложными социальными, производственными, научными процессами. Ответственность за результат в масштабе отрасли на международном уровне.
Планирует систематическое решение стратегических вопросов и разработки инновационных подходов к управлению и развитию организаций в отрасли.
Несет ответственность за результат в масштабе отрасли, страны, на международном уровне.
3) Демонстрация значительных лидерских качеств, инновационность и самостоятельность в трудовой и учебной деятельности в новых контекстах, требующих решения проблем, связанных множеством взаимосвязанных факторов.
4) Критический анализ, оценка и синтез новых и сложных идеи и принятие стратегических решений на основании этих процессов.
5) Использование опыта взаимодействия путем принятия стратегических решений в сложном окружении.
6) Авторитетное общение в рамках критического диалога с равными по статусу специалистами.
Принимать решения относительно стратегической направленности организаций в отрасли, в международном масштабе.
Несет ответственность за долгосрочное стратегическое планирование и руководство организацией, создание условий для достижения результата, ориентированного на внешнеэкономическую деятельность.

Приложение 2    
к Отраслевой рамке
квалификаций в сфере
сельского хозяйства

                  Показатель достижения квалификации

Уровень
квалификации

Пути достижении квалификации
соответствующего уровня

1

Практический опыт и/или краткосрочное обучение (инструктаж) на рабочем месте и/или краткосрочные курсы при наличии основного среднего образования, но не ниже начального образования.

2

Практический опыт и/или профессиональная подготовка (краткосрочные курсы на базе организации образования или обучение на предприятии) при наличии общего, среднего образования, но не ниже основного среднего.

3

Практический опыт и/или профессиональная подготовка (курсы на базе организации образования по программам профессиональной подготовки до одного года или обучение на предприятии) при наличии общего среднего образования или технического и профессионального образования на базе основного среднего образования без практического опыта.

4

Техническое и профессиональное образование повышенного уровня (дополнительная профессиональная подготовка), практический опыт.

5

Техническое и профессиональное (специалист среднего звена),  послесреднее образование, практический опыт, или высшее образование,

6

Высшее образование (бакалавриат), практический опыт.

7

Высшее образование, практический опыт. Послевузовское образование, практический опыт.

8

Высшее образование, практический опыт, и/или послевузовское образование, практический опыт
В настоящем квалификационном уровне высшее образование включает в себя высшее образование, полученное до введения в действие Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании», а также послевузовское образование, определенное в соответствии с уровнями образования установленными указанным законом.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.