Сноска. Утратил силу приказом Министра национальной экономики РК от 02.04.2015 № 302 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
В соответствии с подпунктом 16) статьи 39 Закона Республики Казахстан «О конкуренции» ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую Методику по выявлению монопольно низкой цены.
2. Департаменту расследований Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции (Антимонопольное агентство) (далее – Агентство) (Хатиеву А.Н.) и Департаменту юридической службы Агентства (Канапину А.М.) обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан и официальное опубликование в установленном законодательством порядке.
3. Административному департаменту Агентства (Калдыкараеву К.М.) довести настоящий приказ до сведения структурных и территориальных подразделений Агентства.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Председателя Агентства Матишева А.Б.
5. Настоящий приказ вводится в действие со дня первого официального опубликования.
Председатель Б. Куандыков
«СОГЛАСОВАН»
Министр экономики
и бюджетного планирования
Республики Казахстан
__________________Е. Досаев
29 мая 2013 года
Утверждена
приказом Председателя
Агентства Республики Казахстан
по защите конкуренции
(Антимонопольное агентство)
от 28 мая 2013 года № 139-ОД
Методика по выявлению монопольно низкой цены
1. Методика по выявлению монопольно низкой цены (далее – Методика) разработана в соответствии с подпунктом 16) статьи 39 Закона Республики Казахстан «О конкуренции» от 25 декабря 2008 года (далее – Закон).
Целью настоящей Методики является определение монопольно низкой цены, устанавливаемой субъектом рынка, занимающим доминирующее или монопольное положение на соответствующем товарном рынке (далее – Субъект).
2. Настоящая Методика применяется при выявлении нарушений антимонопольного законодательства Республики Казахстан, в части злоупотребления доминирующим или монопольным положением, выразившемся в установлении монопольно низкой цены.
3. Понятия и термины, применяемые в настоящей Методике, используются в значениях, определяемых в законах Республики Казахстан.
4. В рамках рассмотрения сведений об установлении монопольно низкой цены антимонопольный орган проводит следующие действия:
1) устанавливает факт наличия государственного регулирования цен на товарном рынке;
2) устанавливает факт наличия закрепленного Законом исключительного права государства на производство, реализацию или покупку какого-либо товара на конкурентном рынке (государственная монополия);
3) устанавливает факт отсутствия субъекта рынка в Государственном реестре субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение (далее – Реестр);
4) устанавливает долю доминирования, с которой субъект рынка включен в Реестр.
5. В случае установления одного из условий, предусмотренных подпунктами 1), 2), 3) пункта 4 настоящей Методики, расследование об установлении монопольно низкой цены не проводится.
6. Антимонопольный орган после проведения анализа товарного рынка и включения Субъекта в Реестр при наличии фактических данных, указывающих на наличие в действиях субъекта рынка признаков нарушений антимонопольного законодательства, проводит расследование в порядке, установленным Законом.
7. Антимонопольный орган проводит анализ динамики цен производства (реализации) товара на товарном рынке с целью выявления следующих признаков монопольно низкой цены:
1) эта цена ниже цены, которую на этом же товарном рынке устанавливает субъект рынка, не входящий в одну группу лиц с Субъектом;
2) эта цена ниже суммы фактических расходов на производство и реализацию такого товара.
8. При проведении расследования устанавливается наличие фактов, подтверждающих действия Субъекта по установлению монопольно низкой цены.
9. Антимонопольный орган анализирует уровень цен на товар, которые на соответствующем товарном рынке устанавливают субъекты рынка, не входящие с Субъектом в одну группу лиц. При анализе цен учитываются качественные параметры товара.
10. В случае, если цена, установленная Субъектом, выше цен, которые на этом же товарном рынке устанавливают субъекты рынка, не входящие с Субъектом в одну группу лиц, то цена Субъекта не является монопольно низкой.
Если цена, установленная Субъектом, ниже цен, которые на этом товарном рынке устанавливают субъекты рынка, не входящие с Субъектом в одну группу лиц, антимонопольный орган проводит анализ фактических расходов Субъекта на производство и реализацию такого товара и выясняет обстоятельства установления Субъектом низкой цены на товар, по которому положение Субъекта признано доминирующим.
11. Для принятия решения антимонопольный орган проводит анализ, в том числе:
1) финансово-хозяйственной деятельности Субъекта;
2) динамики производственной и полной себестоимости товара, по которому положение Субъекта признано доминирующим;
3) динамики цен на товар, по которому положение Субъекта признано доминирующим;
4) динамики объемов производства (реализации) товара Субъектом;
5) договоров, в результате которых прямо либо косвенно складывается цена товара, по которому положение Субъекта признано доминирующим;
6) производственных затрат и расходов периода;
7) иных обосновывающих материалов, предоставленных Субъектом.
12. При определении фактических расходов Субъекта, непосредственно связанных с производством (реализацией) товара, по которому положение Субъекта признано доминирующим, учитываются:
1) материальные расходы, входящие в себестоимость, определяемые исходя из цен, предусмотренных в подтверждающих документах (договоры, счета-фактуры) и физического объема материальных ресурсов, исходя из применяемых норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии материальных ресурсов на выпуск единицы товара и (или) годовых норм материальных ресурсов;
2) расходы по оплате труда персонала, включая выплаты доплат и надбавок за условия труда, предусмотренные системой оплаты труда в соответствии с трудовым законодательством;
3) расходы на выплату вознаграждения за заемные средства;
4) другие расходы, непосредственно относящиеся к производству (реализации) товара Субъекта.
13. При анализе обстоятельств установления Субъектом низкой цены на производимый (реализуемый) товар учитываются следующие обстоятельства, при которых действия Субъекта не признаются злоупотреблением доминирующим или монопольным положением, выразившемся в установлении монопольно низкой цены:
1) реализация скоропортящихся товаров;
2) отсутствие возможности хранения товара;
3) сезонность производства (реализации) товара;
4) уценки товара из-за дефекта или порчи;
5) проведение рекламных и благотворительных акций, не приводящие к ограничению конкуренции;
6) проведение распродажи в связи прекращением производства (реализации) данного товара Субъектом;
7) общим снижением цен на рынке, вызванными внешними факторами.
14. По результатам расследования должностное лицо (должностные лица) готовит (готовят) заключение в соответствии со статьей 67 Закона.
15. В случае установления монопольно низкой цены, антимонопольным органом производится расчет монопольного дохода в соответствии со статьей 68 Закона.