Сноска. Утратил силу приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 03.10.2019 № 751 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
В соответствии с пунктом 3 статьи 138-5 Трудового кодекса Республики Казахстан от 15 мая 2007 года ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Монтаж и испытание автомобиля".
2. Комитету индустриального развития и промышленной безопасности Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан (Ержанов А.К.) обеспечить:
1) в установленном законодательством порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление его копии на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и в информационно-правовой системе "Әділет" республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан";
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) пункта 2 настоящего приказа.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан Рау А.П.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр | |
по инвестициям и развитию | |
Республики Казахстан | А. Исекешев |
"СОГЛАСОВАН":
Министр здравоохранения
и социального развития
Республики Казахстан
___________ Т. Дуйсенова
6 марта 2015 года
Утвержден приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 декабря 2014 года № 340 |
Профессиональный стандарт "Монтаж и испытание автомобиля"
1. Общие положения
1. Профессиональный стандарт "Монтаж и испытание автомобиля" предназначен для формирования образовательных программ, в том числе для обучения персонала на предприятиях, для сертификации работников и выпускников образовательных учреждений, для решения широкого круга задач в области управления персоналом.
2. В настоящем профессиональном стандарте применяются следующие термины и определения:
1) квалификация – степень готовности работника к качественному выполнению конкретных трудовых функций;
2) уровень квалификации – совокупность требований к уровню подготовки и компетенции работника, дифференцируемой по параметрам сложности, нестандартности трудовых действий, ответственности и самостоятельности;
3) трудовая функция – набор взаимосвязанных действий, направленных на решение одной или нескольких задач процесса труда;
4) профессиональная подгруппа – совокупность профессий, сформированная целостным набором трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций;
5) профессиональный стандарт – стандарт, определяющий в конкретной области профессиональной деятельности требования к уровню квалификации, компетенций, содержанию, качеству и условиям труда;
6) профессиональная группа – совокупность профессиональных подгрупп, имеющая общую интеграционную основу (аналогичные или близкие назначение, объекты, технологии, в том числе средства труда) и предполагающая схожий набор трудовых функций и компетенций для их выполнения;
7) профессия – основной род занятий трудовой деятельности человека, требующий определенных знаний, умений и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и подтверждаемых соответствующими документами об образовании;
8) классификатор занятий – систематизированный перечень занятий (профессий), позволяющий достигнуть единообразия их наименований и обеспечить возможность проведения статистического учета, сравнения и анализа данных по состоянию рынка труда;
9) основная группа – совокупность предприятий и организаций, для которых характерна общность выпускаемой продукции, технологии производства, основных фондов и профессиональных навыков работающих;
10) отраслевая рамка квалификаций – структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых в отрасли.
3. В настоящем профессиональном стандарте используются следующие сокращения:
1) ОРК – отраслевая рамка квалификаций;
2) КС – квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих;
3) ЕТКС – Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих;
4) ПС – профессиональный стандарт.
2. Паспорт ПС
4. Наименование ПС: "Монтаж и испытание автомобиля".
5. Цель разработки ПС: унификация, установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, определению квалификационных требований к специалистам в сфере монтажа в машиностроении и испытания автомобилей.
6. Краткое описание ПС: обеспечение монтажа агрегатов, сборки и испытания автомобиля.
7. Основная группа: машиностроение.
8. Профессиональная группа по классификатору занятий: монтаж в машиностроении и испытание автомобиля.
3. Карточки профессий
9. Перечень профессий:
1) водитель-испытатель, 3-4 уровни квалификации по ОРК;
2) наладчик зуборезных и резьбофрезерных станков, 3-4 уровни квалификации по ОРК;
3) наладчик оборудования металлопокрытия и окраски, 3-4 уровни квалификации по ОРК;
4) слесарь-электромонтажник, 3 уровень квалификации по ОРК;
5) рихтовщик кузовов, 3 уровнень квалификации по ОРК;
6) диагност-электромеханик, 3 уровень квалификации по ОРК;
7) технолог сборочного процесса автомобилей 3 уровень квалификации по ОРК;
8) мехатроник, 3 уровень квалификации по ОРК;
9) техник по наладке и испытаниям, 5 уровень квалификации по ОРК;
10) техник-механик, 5 уровень квалификации по ОРК;
11) инженер-технолог, 5 уровень квалификации по ОРК;
12) инженер, 5 уровень квалификации по ОРК.
10. Карточки профессий приводятся в приложении к настоящему ПС.
Приложение к профессиональному стандарту "Монтаж и испытание автомобиля" |
КАРТОЧКА ПРОФЕССИИ "Водитель-испытатель" | |||||||
Код профессии | 8322 | ||||||
Наименование профессии | Водитель-испытатель | ||||||
Уровень квалификации по ОРК | 3-4 | ||||||
Уровень квалификации по ЕТКС | 2-6 | ||||||
Уровень профессионального образования | 3 уровень ОРК | 4 уровень ОРК | |||||
Практический опыт и/или профессиональная подготовка (курсы на базе организации образования по программам профессиональной подготовки до одного года или обучение на предприятии) при наличии общего среднего образования или технического и профессионального образования на базе основного среднего образования или общего среднего образования без практического опыта. | Техническое и профессиональное образование повышенного уровня (дополнительная профессиональная подготовка), практический опыт. | ||||||
Трудовые функции | 1) Проведение испытаний по утвержденным программам. | ||||||
2) Разборка, сборка и регулировка испытываемых узлов и агрегатов. | |||||||
3) Технологические пробеговые испытания автомобилей. | |||||||
Умения и навыки | Квалификационный уровень по ОРК: 3 (квалификационный разряд: 2-4) | Квалификационный уровень по ОРК: 4 (квалификационный разряд: 5-6) | |||||
Трудовая функция 1. Проведение испытаний по утвержденным программам | |||||||
1. Подготовка к подаче и подача автомобилей с главного конвейера на участки стендовых испытаний, к накопительным площадкам, местам погрузки на железнодорожный подвижной состав и специальный автотранспорт. 2. Проводить отдельные виды испытаний по типовым методикам. 3. Навыки обкатки и выявления дефектов и конструктивных недоработок. 4. Умение устранять дефекты комплектации. 5. Решение типовых практических задач, выбор способа действия на основе знаний и практического опыта. 6. Умение принимать решения в критических ситуациях. | 1. Умение проводить испытания по утвержденным программам в различных дорожных и природно-климатических условиях. 2. Умение работать с технической и нормативной документацией. 3. Навыки пользования необходимыми электронными приборами. | ||||||
Знания | 1. Принцип работы обслуживаемых автомобилей. 2. Типовые методики по отдельным видам испытаний. 3. Правила погрузки автомобилей посредством заезда на железнодорожный подвижной состав и специальный автотранспорт и схемы их размещения. | 1. Методика и программа проведения испытаний. 2. Правила поведения в экстремальных ситуациях в ходе проведения испытаний. 3. Правила сложного маневрирования транспортных средств на погрузочной площадке, установки их на поворотное устройство загрузочной выдвижной платформы с последующей подачей в двуярусные устройства вагонов и установкой их на места крепления. | |||||
Умения и навыки | Трудовая функция 2. Разборка, сборка и регулировка испытываемых узлов и агрегатов | ||||||
1. Навыки визуального осмотра технической исправности автомобиля. 2. Навыки устранения дефектов комплектации автомобиля. | 1. Навыки осуществления разборки, сборки и регулировки испытываемых сложных узлов и агрегатов. 2. Умение устранить обнаруженные дефекты. 3. Навыки применения контрольно-измерительной аппаратуры и испытательных приборов и стендов. | ||||||
Знания | 1. Назначение, устройство и принцип работы узлов, агрегатов и приборов средней сложности. 2. Правила и инструкции по приему и сохранности автомобилей. 3. Схема размещения автомобилей на накопительных площадках и на местах погрузки. 4. Монтажные схемы электроборудования. | 1. Назначение, устройство и принцип работы сложных агрегатов, узлов и приборов, контрольно-измерительной аппаратуры и испытательного оборудования. 2. Технология изготовления. 3. Монтажные схемы. 4. Причины возникновения дефектов в процессе испытаний, способы их устранения. | |||||
Умения и навыки | Трудовая функция 3. Технологические пробеговые испытания автомобилей | ||||||
1. Умение проводить технологические пробеговые испытания различных транспортных средств. 2. Навыки проведения испытаний в полевых условиях. 3. Умение проводить пробеговые и комплексные испытания в различных дорожных и сложных природно-климатических условиях. | |||||||
Знания | 1. Технические условия и требования, предъявляемые к качеству сборки и к сдаче в эксплуатацию автомобилей. 2. Методика и программа проведения испытаний. 3. Правила поведения в экстремальных ситуациях в ходе проведения испытаний. | ||||||
Требования к личностным компетенциям | Исполнительность Ответственность | ||||||
Связь с другими профессиями в рамках ОРК | |||||||
КАРТОЧКА ПРОФЕССИИ "Наладчик зуборезных и резьбофрезерных станков" | |||||||
Код профессии | 7222 | ||||||
Наименование профессии | Наладчик зуборезных и резьбофрезерных станков | ||||||
Уровень квалификации по ОРК | 3-4 | ||||||
Уровень квалификации по ЕТКС | 4-6 | ||||||
Уровень профессионального образования | 3 уровень ОРК | 4 уровень ОРК | |||||
Практический опыт и/или профессиональная подготовка (курсы на базе организации образования по программам профессиональной подготовки до одного года или обучение на предприятии) при наличии общего среднего образования или технического и профессионального образования на базе основного среднего образования или общего среднего образования без практического опыта. | Техническое и профессиональное образование повышенного уровня (дополнительная профес-сиональная подготовка), практический опыт. | ||||||
Трудовые функции | 1) Ремонт и наладка станков различных типов. | ||||||
2) Установка приспособлений, режущего инструмента с выверкой их на станке в различных плоскостях с применением контрольно-измерительных приборов и инструментов. | |||||||
3) Обработка пробных деталей после наладки. | |||||||
Умения и навыки | Квалификационный уровень по ОРК: 3 (квалификационный разряд: 4-5) | Квалификационный уровень по ОРК: 4 (квалификационный разряд: 6) | |||||
Трудовая функция 1. Ремонт и наладка станков различных типов | |||||||
1. Навыки чтения кинематических схем. 2. Умение выполнять операции по наладке зуборезных, резьбофрезерных, зубодолбежных, зубострогальных станков подбором и установкой сменных шестерен для выполнения работ 7-9 степеней точности. 3. Умение устранить обнаруженные дефекты. | 1. Умение выполнять операции по наладке особо сложных, уникальных зубофрезерных, зубострогальных, зубошлифовальных и зубодолбежных станков различных типов подбором и установкой сменных шестерен для работ с соблюдением 4-6 степеней точности. 2. Умение выполнять расчеты, связанные с наладкой зуборезных и резьбофрезерных станков. 3. Навыки определения технологической последовательности обработки деталей и режимов работы оборудования. | ||||||
Знания | 1. Кинематические схемы и устройство обслуживаемых резьбофрезерных, шлицефрезерных, зубофрезерных, зубострогальных и зубодолбежных, зубошлифовальных станков и правила их проверки на точность. 2. Правила подбора шестерен; система допусков и посадок, степеней точности; квалитетов и параметров шероховатости. | 1. Конструкция и правила проверки на точность уникальных зуборезных станков. 2. Основы теории резания металлов. 3. Тригонометрические функции и виды зубчатых зацеплений. 4. Правила расчета шестерен. | |||||
Умения и навыки | Трудовая функция 2. Установка приспособлений, режущего инструмента с выверкой их на станке в различных плоскостях с применением контрольно-измерительных приборов и инструментов | ||||||
1. Навыки осуществления разборки, сборки и регулировки испытываемых сложных узлов и агрегатов. 2. Навыки работы с применением контрольно-измерительных приборов и инструментов. 3. Умение устранить обнаруженные дефекты. | 1. Навыки установки деталей, требующих комбинированного крепления и специальных сложных приспособлений, с точной выверкой их на станке в различных плоскостях с применением контрольно-измерительных приборов. | ||||||
Знания | 1. Конструктивные особенности универсальных и специальных приспособлений, оснастки. 2. Устройство режущего инструмента и правила его заточки и установки. | 1. Правила настройки и регулирования контрольно-измерительных инструментов и приборов. 2. Геометрия режущего инструмента; устройство и правила применения универсальных и специальных приспособлений, контрольно-измерительных инструментов и приборов. | |||||
Умения и навыки | Трудовая функция 3. Обработка пробных деталей после наладки | ||||||
1. Навыки по выполнению общеслесарных, зуборезных, резьбофрезерных, зубошлифовальных работ. 2. Навыки подналадки и регулирования станка в процессе обработки пробных деталей. | 1. Умение определять необходимость корректировки режимов резания по результатам работы станка. | ||||||
Знания | 1. Технологическая последовательность обработки деталей и режимов работы оборудования. 2. Основа технологии металлов в пределах выполняемой работы; механические свойства металлов. 3. Устройство режущего инструмента и правила его заточки и установки. | 1. Основы теории резания металлов. 2. Правила определения режимов резания по справочникам и паспортам станков. | |||||
Требования к личностным компетенциям | Самостоятельность Исполнительность | ||||||
Связь с другими профессиями в рамках ОРК | 7222 7222 7222 7222 | Наладчик автоматов и полуавтоматов Долбежник Зуборезчик Резьбофрезерофщик | |||||
КАРТОЧКА ПРОФЕССИИ "Наладчик оборудования металлопокрытия и окраски" | |||||||
Код профессии | 7222 | ||||||
Наименование профессии | Наладчик оборудования металлопокрытия и окраски | ||||||
Уровень квалификации по ОРК | 3-4 | ||||||
Уровень квалификации по ЕТКС | 3-6 | ||||||
Уровень профессионального образования | 3 уровень ОРК | 4 уровень ОРК | |||||
Практический опыт и/или профессиональная подготовка (курсы на базе организации образования по программам профессиональной подготовки до одного года или обучение на предприятии) при наличии общего среднего образования или технического и профессионального образования на базе основного среднего образования или общего среднего образования без практического опыта. | Техническое и профессиональное образование повышенного уровня (дополнительная профессиональная подготовка), практический опыт. | ||||||
Трудовые функции | 1) Наладка отдельных агрегатов оборудования. | ||||||
2) Ремонт агрегатов и оборудования автоматических и полуавтоматических линий. | |||||||
3) Пробная обработка деталей и сдача их в отдел технического контроля после наладки и ремонта линий. | |||||||
Умения и навыки | Квалификационный уровень по ОРК: 3 (квалификационный разряд: 4-5) | Квалификационный уровень по ОРК: 4 (квалификационный разряд: 6) | |||||
Трудовая функция 1. Наладка отдельных агрегатов | |||||||
1. Умение выполнять операции по наладке отдельных агрегатов оборудования и полуавтоматических линий участка (обезжиривания, промывки, пассирования, полимеризации, травления, фосфатирования, алюминирования, анодирования, химобработки, хромирования, никелирования, меднения, оцинкования, освинцевания, лужения, окраски, сушки, лакирования, отжига; аппаратов металлизации, освинцевания, краскопультов для подготовки к покрытию и окраске; полуавтоматических и автоматических линий и установок; установок плазменного, детонационного и высококачественного напыления; манипуляторов (роботов) с программным управлением металлопокрытия и окраски). 2. Навыки наладки захватов и отдельных узлов промышленных манипуляторов (роботов) с программным управлением. 3. Навыки заполнения и чтения карт наладки. | 1. Умение выполнять операции по наладке автоматических линий участка металлопокрытия и окраски. 2. Навыки разборки и сборки сложных узлов и систем управления линиями. 3. Умение осуществлять наладку промышленных манипуляторов (роботов). 4. Навыки наладки установок плазменного, детонационного и высококачественного напыления. | ||||||
Знания | 1. Основа пневмогидроэлектроавтоматики, механики и электроники в пределах выполняемой работы. 2. Устройство и способы наладки обслуживаемых агрегатов и полуавтоматических линий. 3. Принципиальные схемы оборудований и механизмов обслуживаемых полуавтоматических линий. 4. Устройство и правила применения универсальных и специальных приспособлений, контрольно-измерительных приборов. | 1. Устройство и способы наладки обслуживаемых автоматических линий. 2. Принципиальные схемы оборудования и механизмов обслуживаемых автоматических линий. 3. Устройство промышленных манипуляторов, правила проверки их на работоспособность и точность позиционирования. | |||||
Умения и навыки | Трудовая функция 2. Ремонт агрегатов и оборудования автоматических и полуавтоматических линий | ||||||
1. Умение выполнять ремонт обслуживаемых агрегатов. 2. Умение осуществлять подбор инструментов и приспособлений для устранения неисправности обслуживаемого оборудования. 3. Навыки пайки и сварки деталей из винипласта. | 1. Умение обеспечить бесперебойную работу авто-матических линий. 2. Навыки проверки правильности подбора и установки специальных приспособлений и контрольно-измерительных приборов. | ||||||
Знания | 1. Приемы и порядок ремонта, пуска и контроля за работой линии. 2. Метод контроля концентрации и температуры растворов электролитов, травильных и промывочных ванн. 3. Принципиальные электросхемы обслуживаемых линий, принцип работы автоматических средств контроля и схем подключения к сети. | 1. Конструктивные особенности универсальных и специальных приспособлений, оснастки, правила регулирования контрольно-измерительных приборов. 2. Взаимодействие механизмов автоматической линии в процессе работы. | |||||
Умения и навыки | Трудовая функция 3. Пробная обработка деталей и сдача их в отдел технического контроля после наладки и ремонта линий | ||||||
1. Обработка деталей после наладки. 2. Визуальная проверка покрытия. 3. Умение читать операционные карты обработки изделия. | |||||||
Знания | 1. Технологический процесс покрытия и окраски деталей и изделий. 2. Метод проверки покрытия. | ||||||
Требования к личностным компетенциям | Решение типовых практических задач. Выбор способа действия на основе знаний и практического опыта. | ||||||
Связь с другими профессиями в рамках ОРК | 7222 | Наладчик оборудования лакокрасочных покрытий | |||||
КАРТОЧКА ПРОФЕССИИ "Слесарь-электромонтажник" | |||||||
Код профессии | 7233 | ||||||
Наименование профессии | Слесарь-электромонтажник | ||||||
Уровень квалификации по ОРК | 3 | ||||||
Уровень квалификации по ЕТКС | 2-6 | ||||||
Уровень профессионального образования | Практический опыт и/или профессиональная подготовка (курсы на базе организации образования по программам профессиональной подготовки до одного года или обучение на предприятии) при наличии общего среднего образования или технического и профессионального образования на базе основного среднего образования или общего среднего образования без практического опыта. | ||||||
Трудовые функции | 1) Обеспечение работоспособности электротехнических систем. | ||||||
2) Сборка узлов и аппаратов. | |||||||
3) Выявление и устранение дефектов. | |||||||
Умения и навыки | Квалификационный уровень по ОРК: 3 (квалификационный разряд: 2-6) | ||||||
Трудовая функция 1. Обеспечение работоспособности электротехнических систем | |||||||
1. Навыки работы с оборудованием при соблюдении связи механических и электрических параметров. 2. Навыки проверки режимов работы оборудования, приборов, механизмов и установок и загрузки в соответствии с проектом их мощности. | |||||||
Знания | 1. Основа электротехники в объеме выполняемой работы. 2. Технические условия на испытание электрооборудования, схем монтируемых аппаратов и приборов. 3. Пускорегулирующая аппаратура средней сложности. 4. Способ обработки навивочно-уплотнительных материалов электродвигателей (пропитка, смазка, сварка, плетение и т.д.). | ||||||
Умения и навыки | Трудовая функция 2. Сборка узлов и аппаратов | ||||||
1. Сборка простых узлов и аппаратов с применением универсальных приспособлений и инструментов; узлов и аппаратуры средней и высокой сложности с применением специальных приспособлений и шаблонов. 2. Монтаж и установка электрических машин переменного и постоянного тока и сварочных аппаратов. 3. Умение выполнить: - прокладку световых, силовых, сигнализационных, фидерных и распределительных сетей; - пробивку гнезд в кирпичных и бетонных стенках шлямбуром и пневматическим инструментом; - сверление, развертывание отверстий, нарезание резьбы вручную и на станках; - вязку электросхем из проводников различного сечения и полный монтаж в корпусах; - работу по коммутации распределительных щитов для силовых электроустановок; - установку аппаратуры и полную коммутацию станций питания на силу тока до 1000А; - монтаж, сборку, регулировку и сдачу сложных узлов электрических машин и электроприборов на различных устройствах и машинах; - замер мощности, напряжения, силы тока и сопротивления проводов в отдельных цепях и различных видах соединений; - монтаж и демонтаж низковольтного и высоковольтного оборудования и сетей (распределительных устройств и высоковольтного электрооборудования с пусковой и регулирующей аппаратурой) напряжением до 35 кВ; - прокладку кабеля в траншеях, туннелях, каналах и блоках на тросах, с разделкой, сращиванием и монтажом линейных и концевых муфт и испытанием кабеля. - разметку мест установки аппаратуры. | |||||||
Знания | 1. Устройство и принцип действия электрических машин, приборов, пусковой аппаратуры и технические условия на их монтаж. 2. Технологическая последовательность монтажа электрооборудования, сборки и установки машин, агрегатов, аппаратов и электроприборов. 3. Назначение применяемых в работе материалов. 4. Применяемые при сборке и монтаже слесарные и контрольно-измерительные инструменты, приспособления и аппаратура. 5. Припои и флюсы, применяемых при пайке, и правила пайки. | ||||||
Умения и навыки | Трудовая функция 3. Выявление и устранение дефектов | ||||||
1. Навыки выявления и устранения дефектов, возникающих при сборке, установке и испытании электроаппаратуры, а также крупных электромоторов постоянного и переменного тока; 2. Навыки применения универсальных и специальных контрольно-измерительных инструментов, приспособлений и аппаратуры. | |||||||
Знания | 1. Основа электротехники в объеме выполняемой работы. 2. Устройство и принцип действия электрических машин, приборов, пусковой аппаратуры и технические условия на их монтаж. 3. Правила включения электрических машин, допустимые нагрузки при их работе. 4. Типовые практические задачи, выбор способа действия на основе знаний и практического опыта. | ||||||
Требования к личностным компетенциям | Самостоятельность. Исполнительность. | ||||||
Связь с другими профессиями в рамках ОРК | |||||||
КАРТОЧКА ПРОФЕССИИ "Рихтовщик кузовов" | |||||||
Код профессии | 7231 | ||||||
Наименование профессии | Рихтовщик кузовов | ||||||
Уровень квалификации по ОРК | 3 | ||||||
Уровень квалификации по ЕТКС | 3-5 | ||||||
Уровень профессионального образования | Практический опыт и/или профессиональная подготовка (курсы на базе организации образования по программам профессиональной подготовки до одного года или обучение на предприятии) при наличии общего среднего образования или технического и профессионального образования на базе основного среднего образования или общего среднего образования без практического опыта. | ||||||
Трудовые функции | 1) Выявление дефектов на поверхности деталей и узлов кузовов. | ||||||
2) Ремонт кузовных деталей. | |||||||
3) Правка облицовочных деталей и узлов кузовов под окраску. | |||||||
Умения и навыки | Квалификационный уровень по ОРК: 3 (квалификационный разряд: 3-5) | ||||||
Трудовая функция 1. Выявление дефектов на поверхности деталей и узлов кузовов | |||||||
1. Умение визуально выявлять дефекты на поверхности деталей и углах кузовов. 2. Умение производить расчеты и сопоставлять характер повреждений кузова. 3. Умение составлять технологический маршрут восстановления. | |||||||
Знания | 1. Приемы выполнения работ при ремонте. 2. Необходимые приемы, оборудования, приспособления, инструменты для восстановления кузовов. 3. Причины возникновения внутренних напряжений и деформаций в сварных деталях, меры по их предупреждению и способы их устранения. | ||||||
Умения и навыки | Трудовая функция 2. Ремонт кузовных деталей | ||||||
1. Навыки разборки, сборки кузовных деталей автомобиля. 2. Навыки подгонки узлов, дверей автомобилей с доводкой зазоров и мест сопряжений. 3. Навыки устранения перекосов проемов и кузова в целом при восстановлении его геометрических форм и параметров. 4. Навыки работы с листовым металлом (правка, резка, перемещение, складирование). 5. Навыки ремонта кузовных деталей с заменой и путем применения ремонтных вставок из подготовленных деталей кузова или листового металла с приданием ему формы восстанавливаемой детали. | |||||||
Знания | 1. Технология полных и частичных замен кузовных деталей. 2. Производственные процессы кузовного цеха. 3. Особенности технологии изготовления кузова; материалы при изготовлении и ремонте кузовов; оборудование, оснастка и инструменты для ремонта. | ||||||
Умения и навыки | Трудовая функция 3. Правка под окраску облицовочных деталей и узлов кузовов автомобилей | ||||||
1. Навыки работы с рихтовочным инструментом. 2. Умение выполнять паяльные и сварочные работы. 3. Навыки лужения, оплавления, шлифовки. 4. Навыки подготовки деталей и узлов кузовов легковых автомобилей под оплавление. 5. Навыки подготовки поверхностей сварных мест кузова для лужения. 6. Навыки правки под окраску облицовочных деталей и узлов кузовов автомобилей с помощью инструмента для правки и с применением оловянно-свинцовых припоев, мастик, паст и полиэфирных и эпоксидных шпатлевок. 7. Шлифование поверхностей до зеркальной чистоты с проверкой по шаблону. 8. Решение типовых практических задач, выбор способа действий на основе знаний и практического опыта. | |||||||
Знания | 1. Технологические приемы и их последовательности при правке деталей и узлов автомобилей. 2. Свойства применяемых в работе материалов. 3. Правила подготовки деталей и узлов кузовов под оплавление, способы исправления дефектов. 4. Способы оплавления и лужения деталей и узлов кузовов. 5. Способы шлифования поверхностей. 6. Правила наладки инструмента для правки, разметки и изготовления шаблонов для правки. 7. Марки и свойства рихтовочных паст, припоев, пластмасс. | ||||||
Требования к личностным компетенциям | Самостоятельность. Исполнительность. | ||||||
Связь с другими профессиями в рамках ОРК | |||||||
КАРТОЧКА ПРОФЕССИИ "Диагност-электромеханик" | |||||||
Код профессии | Новая профессия | ||||||
Наименование профессии | Диагност-электромеханик | ||||||
Уровень квалификации по ОРК | 3 | ||||||
Уровень квалификации по ЕТКС | - | ||||||
Уровень профессионального образования | Техническое и профессиональное образование (специалист среднего звена), послесреднее образование, практический опыт, или высшее образование. | ||||||
Трудовые функции | 1) Проведение тестов по утвержденным программам. | ||||||
2) Настройка нужных параметров в электронных системах. | |||||||
Умения и навыки | Квалификационный уровень по ОРК: 3 | ||||||
Трудовая функция 1. Проведение тестов по утвержденным программам | |||||||
1. Умение пользования дилерским оборудованием для проведения тестов. 2. Умение выявлять типовые дефекты по результатам тестирования. 3. Навыки чтения электронных схем автомобиля. | |||||||
Знания | 1. Принцип работы электронных систем автомобиля. 2. Методика проведения тестов. | ||||||
Умения и навыки | Трудовая функция 2. Настройка нужных параметров в электронных системах | ||||||
1. Умение настройки основных параметров электронных систем автомобиля. 2. Навыки регулировок параметров электронных систем автомобиля. | |||||||
Знания | 1. Основные параметры электронных систем автомобиля. | ||||||
Требования к личностным компетенциям | Ответственность за выполнение поставленной задачи. Ориентация на результат. | ||||||
Связь с другими профессиями в рамках ОРК | |||||||
КАРТОЧКА ПРОФЕССИИ "Технолог сборочного процесса автомобилей" | |||||||
Код профессии | Новая профессия | ||||||
Наименование профессии | Технолог сборочного процесса автомобилей | ||||||
Уровень квалификации по ОРК | 3 | ||||||
Уровень квалификации по ЕТКС | - | ||||||
Уровень профессионального образования | Техническое и профессиональное образование (специалист среднего звена), послесреднее образование, практический опыт, или высшее образование. | ||||||
Трудовые функции | 1) Контроль соблюдения технологии сборочных работ. | ||||||
2) Контроль выполнения промежуточных контрольных проверочных этапов. | |||||||
Умения и навыки | Квалификационный уровень по ОРК: 3 | ||||||
Трудовая функция 1. Контроль соблюдения технологии сборочных работ | |||||||
1. Умение разбираться в технологических картах сборочных работ. 2. Умение организовать технологический процесс сборочных работ. 3. Навыки работы с подъемно-транспортным оборудованием. | |||||||
Знания | 1. Устройство автомобиля. 2. Функции сборочных технологических линий. | ||||||
Умения и навыки | Трудовая функция 2. Контроль выполнения промежуточных контрольных проверочных этапов | ||||||
1. Умение пользоваться контрольно-измерительными приборами. 2. Умение контролировать современное выполнение этапов сборочных работ. 3. Навыки определения этапа, где допущен производственный брак. | |||||||
Знания | 1. Основные контрольные этапы. 2. Основные контрольные параметры. | ||||||
Требования к личностным компетенциям | Ответственность за выполнение поставленной задачи. Ориентация на результат. | ||||||
Связь с другими профессиями в рамках ОРК | |||||||
КАРТОЧКА ПРОФЕССИИ "Мехатроник" | |||||||
Код профессии | Новая профессия | ||||||
Наименование профессии | Мехатроник | ||||||
Уровень квалификации по ОРК | 3 | ||||||
Уровень квалификации по ЕТКС | - | ||||||
Уровень профессионального образования | Техническое и профессиональное образование (специалист среднего звена), послесреднее образование, практический опыт, или высшее образование. | ||||||
Трудовые функции | 1) Организация и контроль работы автоматизированных и роботизированных технологических линий. | ||||||
2) Обеспечение функциональности автоматизированных и роботизированных технологических линий. | |||||||
Умения и навыки | Квалификационный уровень по ОРК: 3 | ||||||
Трудовая функция 1. Организация и контроль работы автоматизированных и роботизированных технологических линий | |||||||
1. Умение контролировать работу автоматизированных и роботизированных технологических линий. 2. Умение организовать работу операторов автоматизированных и роботизированных технологических линий. 3. Умение контролировать работу операторов. 4. Навыки монтажа автоматизированных и роботизированных технологических линий. | |||||||
Знания | 1. Устройство и принцип работы датчиков, исполнительные механизмы. 2. Гидропневмоэлектроавтоматика. 3. Робототехника. | ||||||
Умения и навыки | Трудовая функция 2. Обеспечение функциональности автоматизированных и роботизированных технологических линий | ||||||
1. Умение наладки и калибровки автоматизированного оборудования. 2. Умение экстренно принимать меры при аварийном сбое автоматизированного и роботизированного оборудования. 3. Навыки определения отклонений в работе автоматизированных и роботизированных сборочных линий. | |||||||
Знания | 1. Основные характеристики оборудования автоматизации и роботизации. | ||||||
Требования к личностным компетенциям | Ответственность за выполнение поставленной задачи. Ориентация на результат. | ||||||
Связь с другими профессиями в рамках ОРК | |||||||
КАРТОЧКА ПРОФЕССИИ "Техник по наладке и испытаниям" | |||||||
Код профессии | 3112 | ||||||
Наименование профессии | Техник по наладке и испытаниям | ||||||
Уровень квалификации по ОРК | 5 | ||||||
Уровень квалификации по ЕТКС | - | ||||||
Уровень профессионального образования | Техническое и профессиональное образование (специалист среднего звена), послесреднее образование, практический опыт, или высшее образование. | ||||||
Трудовые функции | 1) Организационно-технические мероприятия. | ||||||
2) Пусконаладочные работы различных видов оборудования и систем. | |||||||
3) Составление актов по формам, установленным действующими нормативными документами. | |||||||
Умения и навыки | Квалификационный уровень по ОРК: 5 | ||||||
Трудовая функция 1. Организационно-технические мероприятия | |||||||
1. Навыки разработки мероприятий, направленных на совершенствование организации наладки и испытаний оборудования. 2. Навыки осмотра оборудования для обнаружения дефектов по результатам проведения пусконаладочных работ. 3. Умение обеспечить взаимодействие с другими подразделениями производства в процессе выполнения своих обязанностей. | |||||||
Знания | 1. Порядок и методы планирования монтажных, наладочных и испытательных работ. 2. Порядок обработки и оформления технической документации. 3. Основа экономики, организации производства, труда и управления. 4. Основные вопросы трудового законодательства, правил и норм охраны труда. | ||||||
Умения и навыки | Трудовая функция 2. Пусконаладочные работы различных видов оборудования и систем | ||||||
1. Навыки организации пусконаладочных работ. 2. Навыки пользования измерительными приборами, инструментами и приспособлениями. 3. Навыки подключения приборов, регистрации необходимых характеристик и параметров. 4. Установление соответствия технических характеристик смонтированного оборудования и монтажных работ технической и проектной документации. 5. Выявление дефектов работ и оборудования, обеспечение их устранения | |||||||
Знания | 1. Порядок осмотра оборудования, методы обнаружения его дефектов. 2. Способы измерения параметров, характеристик и данных режимов работы оборудования. 3. Основные технические характеристики, особенности кинематических схем и конструкций узлов и элементов налаживаемых и испытываемых систем и устройств. 4. Порядок составления смет на проведение работ, заявок на оборудование, материалы, запасные части, измерительные инструменты и приборы. | ||||||
Умения и навыки | Трудовая функция 3. Составление актов по формам, установленным действующими нормативными документами | ||||||
1. Умение обработать полученные результаты, сделать необходимые технические расчеты. 2. Умение составлять акты и другую техническую документацию. 3. Навыки пользования компьютером в объеме, обеспечивающем исполнение обязанностей. | |||||||
Знания | 1. Нормативные, методические и другие руководящие материалы по проведению монтажных и наладочных работ. 2. Программное обеспечение для ведения делопроизводства по курируемым вопросам. | ||||||
Требования к личностным компетенциям | Ответственность за выполнение поставленной задачи. Ориентация на результат. | ||||||
Связь с другими профессиями в рамках ОРК | |||||||
КАРТОЧКА ПРОФЕССИИ "Техник-механик" | |||||||
Код профессии | 3115 | ||||||
Наименование профессии | Техник-механик | ||||||
Уровень квалификации по ОРК | 5 | ||||||
Уровень квалификации по ЕТКС | - | ||||||
Уровень профессионального образования | Техническое и профессиональное образование (специалист среднего звена), послесреднее образование, практический опыт, или высшее образование. | ||||||
Трудовые функции | 1) Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта и транспортного оборудования. | ||||||
2) Разработка конструкторской и технологической документации для диагностики, ремонта, модернизации и модификации транспортных средств. | |||||||
3) Обеспечение техники безопасности на производственном участке. | |||||||
Умения и навыки | Квалификационный уровень по ОРК: 5 | ||||||
Трудовая функция 1. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта и транспортного оборудования в соответствии с требованиями нормативно-технических документов | |||||||
1. Навыки выбора узлов и агрегатов автомобиля для замены в процессе эксплуатации автомобильного транспорта. 2. Умение эффективно использовать материалы и технологическое оборудование предприятий. 3. Умение проводить монтажно-демонтажные работы и ремонтные операции. 4. Умение работать на испытательных и регулировочных стендах, пользоваться контрольно-измерительными приборами и инструментами. | |||||||
Знания | 1. Способы контроля качества ремонта и технического обслуживания автомобилей и агрегатов. 2. Классификация основных характеристик и технических параметров автомобильного транспорта. 3. Основа технологического и диагностического оснащения оборудования и инструментов, применяемых при ремонте и техническом обслуживании машин и механизмов. 4. Методы монтажа и демонтажа автомобилей и его агрегатов. 5. Требования нормативно-технических документов по техническому обслуживанию и ремонту авто-мобильного транспорта и транспортного оборудования. | ||||||
Умения и навыки | Трудовая функция 2. Разработка конструкторской и технологической документации для диагностики, ремонта, модернизации и модификации транспортных средств | ||||||
1. Умение разрабатывать технологические карты по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта. 2. Навыки пользования технической литературой. 3. Умение работать с профессиональными компьютерными программами. 4. Умение пользоваться стандартами. | |||||||
Знания | 1. Свойства основных конструкционных материалов, применяемых на автомобиле. 2. Основные положения, общие понятия и определения в области стандартизации. 3. Система анализа при проектировании и организации технического обслуживания, ремонта и эксплуатации автомобильного транспорта. 4. Нормы и правила по разработке и оформлению технической документации. 5. Профессиональные компьютерные программы. | ||||||
Умения и навыки | Трудовая функция 3. Обеспечение техники безопасности и охраны труда на производственном участке | ||||||
1. Навыки проведения инструктажа ремонтных рабочих по правилам техники безопасности и охраны труда, промышленной санитарии и пожарной безопасности. 2. Навыки ведения необходимой нормативной документации по техники безопасности и охраны труда, промышленной санитарии и пожарной безопасности. 3. Оказание первой доврачебной медицинской помощи. 4. Навыки проведения инструктажа ремонтных рабочих по правилам пожарной безопасности. 5. Соблюдение требований по безопасности и охране труда, пожарной безопасности и производственной санитарии на рабочем месте. | |||||||
Знания | 1. Вопросы организации охраны труда, техники безопасности и охраны окружающей среды. 2. Правила техники безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей. 3. Организация работы ремонтных рабочих на производственных участках. 4. Правила оказания доврачебной помощи пострадавшим. 5. Правила пожарной безопасности. | ||||||
Требования к личностным компетенциям | Ориентация на результат. Умение работать в коллективе и команде. | ||||||
Связь с другими профессиями в рамках ОРК | |||||||
КАРТОЧКА ПРОФЕССИИ "Инженер-технолог" | |||||||
Код профессии | 2145 | ||||||
Наименование профессии | Инженер-технолог | ||||||
Уровень квалификации по ОРК | 5 | ||||||
Уровень квалификации по ЕТКС | |||||||
Уровень профессионального образования | Техническое и профессиональное образование (специалист среднего звена), послесреднее образование, практический опыт, или высшее образование. | ||||||
Трудовые функции | 1) Контроль за соблюдением технологической дисциплины в цехах и правильной эксплуатацией технологического оборудования. | ||||||
2) Анализ причин брака и выпуска продукции низкого качества. | |||||||
3) Разработка конструкторско-технологической документации. | |||||||
Умения и навыки | Квалификационный уровень по ОРК: 5 | ||||||
Трудовая функция 1. Контроль за соблюдением технологической дисциплины в цехах и правильной эксплуатацией технологического оборудования | |||||||
1. Умение экономически обосновать и выбрать оптимальные варианты технологических процессов производства. 2. Навыки применения методов технического контроля и испытания продукции. 3. Навыки применения разных видов оборудования и технологической оснастки, средств автоматизации и механизации, оптимальных режимов производства на выпускаемую предприятием продукцию и все виды различных по сложности работ, обеспечивая производство конкурентоспособной продукции и сокращение материальных и трудовых затрат на ее изготовление с применением средств автоматизации и проектирования. | |||||||
Знания | 1. Технология производства продукции предприятия. 2. Основа технологического оборудования и принципов его работы. 3. Типовые технологические процессы и режимы производства. 4. Технические требования, предъявляемые к сырью, материалам, готовой продукции. | ||||||
Умения и навыки | Трудовая функция 2. Анализ причин брака и выпуска продукции низкого качества | ||||||
1. Навыки выявления и устранения нарушений в технологическом процессе. 2. Навыки рассмотрения поступающих рекламаций на выпускаемую предприятием продукцию. 3. Навыки разработки технологической документации и мероприятий по повышению эффективности производственных процессов. 4. Навыки организации внедрения новых видов продукции. 5. Навыки проектирования технологических линий с нуля. 6. Умение разрабатывать новые технологические процессы. 7. Умение анализировать причины брака и выпуска продукции низкого качества и пониженных сортов, участие в разработке мероприятий по их предупреждению и устранению. | |||||||
Знания | 1. Требования единой системы технологической и конструкторской документации. 2. Особенности проектирования и организации технологического процесса на производстве. 3. Постановления, распоряжения, приказы, методические и нормативные материалы. | ||||||
Умения и навыки | Трудовая функция 3. Разработка конструкторско-технологической документации | ||||||
1. Навыки разработки и внедрения научной организации труда на производстве. 2. Умение экономически обосновать и выбрать оптимальные варианты технологических процессов производства. 3. Умение составлять нормативную документацию, инструкции. 4. Умение составлять планы размещения оборудования, технического оснащения и организации рабочих мест, производить расчет производственных мощностей и загрузки оборудования. 5. Навыки чтения технологической документации, чертежей. 6. Умение анализировать и дорабатывать технологические процессы. 7. Уверенное владение компьютером, программами по инженерной графике и черчению. | |||||||
Знания | 1. Технологические нормативы, инструкции, схемы сборки, маршрутных карт, карт технического уровня и качества продукции и другой технологической документации. 2. Порядок внесений изменений в техническую документацию в связи с корректировкой технологических процессов и режимов производства. | ||||||
Требования к личностным компетенциям | Инициативность, творческий подход к работе. Организаторские способности. Умение работать в команде. | ||||||
Связь с другими профессиями в рамках ОРК | |||||||
КАРТОЧКА ПРОФЕССИИ "Инженер" | |||||||
Код профессии | 2149 | ||||||
Наименование профессии | Инженер | ||||||
Уровень квалификации по ОРК | 5 | ||||||
Уровень квалификации по ЕТКС | - | ||||||
Уровень профессионального образования | Техническое и профессиональное образование (специалист среднего звена), послесреднее образование, практический опыт, или высшее образование. | ||||||
Трудовые функции | 1) Разработка методических и нормативных документов, технической документации в области монтажа и испытания автомобиля. Внедрение достижений отечественной и зарубежной науки, техники, использование передового опыта автомобилестроения. | ||||||
2) Технико-экономический анализ работы подразделений предприятия автомобилестроения. | |||||||
3) Составление технической документации. | |||||||
Умения и навыки | Квалификационный уровень по ОРК: 5 | ||||||
Трудовая функция 1. Разработка методических и нормативных документов, технической документации в области монтажа и испытания автомобиля. Внедрение достижений отечественной и зарубежной науки, техники, использование передового опыта автомобилестроения | |||||||
1. Владение компьютерными программами по инженерной графике, виртуальным моделированием технологических и производственных процессов. 2. Умение работать с конструкторско-технологической документацией. | |||||||
Знания | 1. Директивные и распорядительные документы, методические и нормативные материалы по вопросам выполняемой работы. 2. Перспективы технического развития и особенности деятельности предприятий автомобилестроения и их подразделений. 3. Принципы работы, технические характеристики, конструктивные особенности разрабатываемых и используемых на предприятиях автомобилестроения технических средств, материалов и их свойств. 4. Современные средства вычислительной техники, коммуникаций и связи. 5. Действующие стандарты, технические условия, положения и инструкции по составлению и оформлению технической документации. | ||||||
Умения и навыки | Трудовая функция 2. Технико-экономический анализ работы подразделений предприятий автомобилестроения | ||||||
1. Владение компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере профессиональной деятельности. 2. Умение анализировать и систематизировать полученную информацию. 3. Навыки календарного планирования на короткий промежуток времени и перспективы. 4. Владение технико-экономическим анализом. | |||||||
Знания | 1. Математический анализ в различных вариациях. 2. Метод проведения технических расчетов и определения экономической эффективности исследований и разработок. 3. Основа планирования. 4. Основа экономики. | ||||||
Умения и навыки | Трудовая функция 3. Составление технической документации | ||||||
1. Навыки пользования компьютерные специализированные программы. 2. Владение и умение применять на практике основ производственных отношений и принципов управления с учетом технических, финансовых и человеческих факторов. | |||||||
Знания | 1. Основа организации труда и управления. 2. Основа трудового законодательства. 3. Правила и нормы охраны труда. | ||||||
Требования к личностным компетенциям | Управленческая деятельность в рамках стратегии предприятия. Самостоятельность. Организаторские способности. Умение работать в команде. | ||||||
Связь с другими профессиями в рамках ОРК | |||||||
Технические данные ПС | |||||||
Разработано | Товарищество с ограниченной ответственностью "Personnel Recruitment Center "Career-Holdings" | ||||||
Номер версии и год выпуска | Версия 1, 2014 год | ||||||
Дата ориентировочного пересмотра | 2017 |